Что может ребенок в 10 месяцев. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

В десятимесячном возрасте карапуз очень сильно отличается от новорожденного, а ведь совсем недавно вы держали на руках своего только что родившегося грудничка! Теперь малыш приобрел множество навыков, которые неизменно радуют родителей и будут необходимы ему на протяжении всей жизни. Его развитие ускоряется с каждым днем! Итак, что должен уметь ребенок в 10 месяцев?

Новые движения

Сложно перечислить все, что умеет ребенок в этом возрасте, ведь в десять месяцев круг его навыков очень широк.

Некоторые малыши уже ходят без опоры, но большинство еще передвигается на четвереньках. В десять месяцев ребенок должен хорошо ползать по всему дому, опираясь на коленки и ладошки.

Большое удовольствие малышам доставляют «прогулки» со взрослыми – когда их водят за одну или обе ручки. Не увлекайтесь таким времяпровождением – ваш кроха будет требовать водить его снова и снова.

Знайте! Если маленький человечек еще не ходит сам, это значит, что его косточки и мышцы пока не готовы принимать на себя такую нагрузку.

Родителям нужно немного подождать: период, когда малыш уже хочет ходить, но пока не может, скоро закончится.

Физическое развитие ребенка в десять месяцев дает родителям новый повод для гордости за свое чадо: с помощью взрослого карапуз начинает подниматься на небольшие лесенки в несколько ступенек. Малыш поднимает одну ногу, ставит ее на ступень, затем приставляет вторую ногу. В скором времени он освоит и спуск.

Важно! Позаботьтесь о безопасности своего малыша. Пока не стоит оставлять его одного в комнате, пусть он всегда будет под вашим присмотром.

В десять месяцев кроха способен самостоятельно залезть на стул или диван, а уж упасть оттуда – пара пустяков! Конечно, чаще всего такие падения не имеют никаких последствий, но бывают случаи, когда все складывается не столь удачно, поэтому родителям лучше всегда быть начеку. Препятствовать развитию двигательных навыков тоже не надо – просто подстрахуйте крошку.

Психологическое развитие десятимесячного малыша

В этом возрасте ваш кроха – полноценный участник общения. Он понимает большинство обращенных к нему фраз. Вы можете попросить карапуза принести вам, например, мишку – и он сделает это! Малыш выдает обоснованную эмоциональную реакцию на все ваши действия:

  • он радуется прогулке; как сделать прогулку удовольствием для мамы и малыша, узнайте из курса Внимание: прогулка >>>
  • протестует, когда ему хотят почистить уши;
  • малыш злится или расстраивается, если у него что-то не получается;
  • пугается, услышав неожиданный звук.

Эти реакции свидетельствуют о нормальном развитии эмоциональной сферы малыша.

Психическое развитие ребенка в десять месяцев приводит к появлению чувства юмора. Он смеется, если показать ему забавный танец или издать необычный звук. Карапуз и сам может пошутить: малыши по несколько раз повторяют действие, над которым некоторое время назад смеялись родители.

В 10 месяцев детки стараются во всем подражать взрослым. Это подходящее время, чтобы привить малышу правила поведения за столом, навыки самостоятельного одевания, умение ходить на горшок. Актуальная информация о том, как развить самостоятельность у ребенка >>>

Знайте! Пусть у крохи пока мало что получается, но развитие самостоятельности, начатое в раннем возрасте, оказывает глубокое воздействие на его поведение. Если родители будут вежливо общаться друг с другом и окружающими, поддерживать порядок в доме и соблюдать режим дня, то и ребенок, когда подрастет, не сможет поступать иначе.

Малыш старается не только подражать действиям взрослых, но и повторять сочетания звуков, которые они произносят. Речевое развитие ребенка не стоит на месте, и в десять месяцев жизни большинство деток уже порадовали родителей первыми словами, обычно это «мама» и «папа». Малыш комбинирует разные слоги и иногда выдает целые «фразы», к сожалению, пока непонятные для окружающих.

Что должен делать ребенок, когда ему исполняется десять месяцев? Конечно, ломать игрушки! Только не ругайте кроху за очередную развалившуюся машинку – именно так детки изучают окружающий мир.

Малыш уже придумывает сюжетные игры: укачивает куклу, кормит с ложки мишку, «чинит» что-нибудь папиными инструментами. Некоторое время может провести один, увлекшись каким-либо занятием или игрушками. По-прежнему любит игры в «ладушки» и «прятки».

Продолжается психомоторное развитие ребенка:

  1. в десять месяцев кроха легко захватывает пальчиками небольшие предметы;
  2. выполняет с ними различные манипуляции;
  3. может перекладывать предметы из одной ёмкости в другую;
  4. на прогулке с удовольствием складывает камешки в ведёрко;
  5. уже можно познакомить деток с карандашами и тестом для лепки

Во время этих занятий не оставляйте малыша одного и постоянно следите за его действиями.

Важно! Постарайтесь запрещать только то, что касается безопасности малыша (розетки, провода, горячее, открытые окна). Если вы не хотите, чтобы кроха испортил какие-то вещи, лучше уберите их подальше с глаз, чтобы не провоцировать маленького шалунишку.

В десять месяцев детишки уже не так боятся остаться в одиночестве и начинают любить самостоятельность. Малыш становится спокойнее, это время – один из удачных моментов для отучения от соски. Именно в 10 месяцев детки спокойно расстаются с ней.

Развитие ребенка десятого месяца жизни приводит к тому, что он становится более общительным и может поиграть с малознакомыми взрослыми или другими детками. Хорошо, если родители будут рядом и подскажут малышу, как действовать в той или иной ситуации.

Мама и папа могут научить ребенка здороваться, прощаться, делиться, говорить «спасибо», спрашивать разрешения. В этом возрасте малыши буквально впитывают правила поведения в обществе.

Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 10 месяцев:

Мальчики и девочки

В 10 месяцев ребенка достаточно хорошо заметна разница в развитии и поведении маленьких леди и юных джентльменов, то, что должна уметь девочка отличается от того, что должен уметь мальчик.

Малышки обычно больше привязаны к маме, хотят быть поближе. Любят, чтобы их водили за ручку, играли с ними. Могут достаточно продолжительное время провести за «сидячим» занятием: перебирать маленькие предметы, листать книжки, разбирать пирамидку или крупный конструктор.

Девочки больше любят повторять за старшими. Именно они раньше начинают самостоятельно есть, осваивают горшок. Малышка раньше произносит первые слова.

Мальчишки – это маленькие ураганы-непоседы. Взрослым нужно приложить большие усилия, чтобы склонить мальчика сделать то, что он не хочет. Не любит, когда ему помогают, стремится все делать самостоятельно. Но ему не хватает усидчивости и терпения, поэтому у него пока мало что получается.

В десять месяцев ребенку интересно все вокруг: доставать вещи с полок и из шкафов, залезать на стулья и столы – это то, что должен уметь мальчик в этом возрасте. Мальчики начинают говорить позже девочек, так как повторять слова за взрослыми – это скучно, ведь вокруг столько неизведанного!

Конечно, все детки индивидуальны; бывают и спокойные мальчики, и девочки-непоседы. И то и другое зависит от особенностей развития ребенка, ведь в 10 месяцев уже проявляется и темперамент, и характер. Родителям стоит немного подождать, и малыш в скором времени освоит все необходимые навыки.

Недоношенные детки

Развитие недоношенного ребенка в десять месяцев очень сильно зависит от срока беременности, на котором он появился на свет, от состояния здоровья и качества реабилитационных мероприятий, которые проводили в роддоме. В соответствии со сложившейся практикой, возраст развития недоношенных деток отсчитывают не от момента рождения, а от предварительной даты родов (ПДР).

В 10 месяцев такие малыши:

  • умеют вставать у опоры;
  • делают один-два шага вдоль дивана или детской кроватки;
  • ползают (по-пластунски или на четвереньках);
  • садятся и сидят без поддержки;
  • бросают и катают мячик;
  • знают свое имя;
  • понимают большинство обращенных к ним фраз;
  • пытаются повторять слова за взрослыми.

В десять месяцев ребенок меняется так быстро; очень интересно наблюдать за тем, что он умеет и сравнивать с тем, что он должен уметь; видео и фотографии помогут вам сохранить в памяти это неповторимое время.

За первые 10 месяцев грудной малыш становится маленькой личностью. Самостоятельно передвигается ползком, пешком. Пытается есть ложкой, радуется играм, шутливой возне. Демонстрирует собственное мнение, привычки, выделяет любимые игрушки. Гармоничное развитие ребёнка в 10 месяцев подразумевает набор двигательных реакций, определённых интеллектуальных, эмоциональных черт личности. Что важно знать родителям?

Физическое развитие: основные достижения

Физическое развитие малыша в 10 месяцев характеризуется закреплением «старого» опыта, активным приобретением навыков. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев:

  • Ходить при поддержке взрослых
  • Передвигаться вдоль опоры приставными шажками
  • Вставать самостоятельно, держась за стену
  • Несколько минут стоять, балансируя
  • Преодолевать небольшие препятствия ползком, пешком, держась за опору
  • Освоить пинцетный захват (участвуют пальчики, не ладонь)
  • Держать игрушку обеими руками
  • Последовательно действовать (оставить одну игрушку, взять следующую)
  • Повторять мимику, жесты, действия родителей, выполнять просьбы
  • Уверенно сидеть
  • Садиться из положения лёжа, стоя.

Малыш будет нормально развиваться наравне с остальными детьми, если стимулировать двигательную активность. Освободите пространство для подвижных игр. Учите ползать. Интерес пробуждают мячики, каталки, движущиеся игрушки. Почаще ходите за обе ручки, укрепляйте спину, пресс занятиями с фитболом, учите карапуза приседать, пританцовывать.

Двигательная активность укрепляет мышцы, развивает интеллект. Чтобы сделать какое-то движение, нужно его продумать.

Малыши любят музыку, охотно «танцуют», держась за перила кроватки. Танцевальные движения развивают общую моторику, координацию. Осваивайте вместе музыкальные инструменты: барабан, дудку, колокольчик. Проводите зарядку под весёлые заводные мелодии.

Меры безопасности: малыш начинает активно ползать, интересоваться содержимым ящиков, тумбочек. Научите его спускаться с дивана, опустив ножки, а не как придётся. Спокойно, но настойчиво объясняйте ребёнку про запретные поступки. Заблокируйте дверцы шкафов, холодильника, розетки. Уберите опасные вещи подальше. Помня о любви пробовать всё на вкус, выбирайте качественные материалы, периодически мойте игрушки хозяйственным мылом.

Пора приучать кроху к горшку. Сначала показываете, объясняете, зачем он нужен. Присаживайте игрушечного мишку, дайте присесть малышу, не снимая штанишки. Процедура привыкания проходит по-разному, но ругать малыша, заставлять силой нельзя. Учитывайте режим: предлагайте горшок следом за приемом пищи. Главное проявлять терпение, увлекать игрой.

Интеллект

Когда десятимесячный ребёнок развивается гармонично, изменения не касаются исключительно физических навыков. Психоэмоциональное развитие малыша характеризуется формированием активной, пассивной речи, памяти, слухового внимания, навыков общения.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев:

  1. Показывает знакомые вещи, персонажей сказок (цветы, часы, коляска, зайчик).
  2. Радуется шуткам.
  3. Имитирует действия взрослых (собирает крошки со стола, «звонит» по телефону).
  4. Делает осознанные жесты, действия (тычет пальчиком, кидает игрушки вниз, рушит пирамидки из кубиков, играет в «ладушки»).
  5. Осознаёт связь между действиями (ищет спрятанную игрушку)
  6. Знает части тела.

Развивающие игры вызывают интерес у крохи. Малыши любят открывать-закрывать крышки коробочек, завинчивать пробки, перебирать мелкие детали, возиться с сортерами. Популярностью пользуются вещи родительского обихода: старый кошелёк, кухонная утварь, ключи, мобильный телефон. Полезно предлагать ребёнку творческие задания: лепку из теста, пластилина, пальчиковое рисование, рисование крупами. В процессе занятий развивается мелкая моторика, происходит знакомство со свойствами предметов, материалов, формой, цветом. Попутно объясняйте понятия «большой-маленький», «мягкий-твёрдый», «сухой-мокрый».

Подходящие игрушки: матрёшки, кубики, пирамидки, крупные детали конструктора. Нанизывать кольца пирамиды случайным образом, перекладывать мелочи - любимые занятия малышей. Развивающими игрушками становятся прищепки, скрепки, пуговицы. Родителям в помощь созданы развивающие программы, изданы методички и обучающие карточки. Любые занятия проводятся в форме игры, с перерывом на подвижный отдых.

Речевое развитие

Речевые навыки ребёнка в 10 месяцев - «лепетные» фразы, слоги, звукоподражание. Ребёнок перестаёт общаться криком, осваивает иные формы взаимодействия с папой, мамой, сверстниками. Родителям необходимо знать: для карапуза 10 месяцев развитие речи -это погружение в языковую среду, обогащение пассивного лексикона, формирование речевого аппарата. Используйте разные интонации, произносите звуки нараспев, повторяйте простые фразы, указывая на предметы, учите звукоподражаниям (гав-гав, му-му).

Полезно петь песенки, произносить потешки. Главное охотно поддерживать «реплики» ребёнка, «вести диалог», повторять названия игрушек, зверей птиц, имена героев сказок. Эффективны занятия речевой, дыхательной гимнастикой. Подробные комплексы упражнений ищите на сайтах развивающих центров. Специалисты рекомендуют регулярно массировать пальчики, стимулируя развитие речевого центра мозга.

Десять месяцев -удачный период приучить ребёнка читать. Выбирайте картонные книжки с крупными картинками. Полезно завести ритуал: чтение вслух несколько минут перед сном. Скоро ребёнок привыкнет, начнёт брать книжки, разглядывать картинки. Будет с удовольствием листать страницы, показывать знакомых персонажей.

Эмоциональное развитие

Ребёнок становится общительным, проявляет интерес к сверстникам, любит пощупать их, составить компанию. Жестами, лепетом сын или дочь приглашают взрослых поучаствовать в забаве, призывают помочь: открыть коробку, достать игрушку.

У малыша формируется стойкая привязанность к близким. Попытка незнакомцев контактировать с карапузом вызывает бурные слёзы. Ребёнок начинает общаться мимикой, жестами, простыми фразами («дай», «бо-бо»). Любит участвовать в разговорах, улыбкой отвечает на шутливое обращение, улавливает настроение адресованных ему фраз. Важно, чтобы тон родителей всегда был доброжелательным, поведение последовательным. У малыша сформируется позитивное отношение к миру, не возникнет страхов.

Малыш привязывается к некоторым игрушкам. Ни в коем случае не прячьте любимцев, нельзя наказывать, отнимая игрушки. Разовьёте внутреннюю тревожность, недоверие к окружающему миру. Мечтаете вырастить оптимиста: всегда улыбайтесь улыбке ребёнка.

Режим, питание

Стабильность, повторяющиеся регулярно действия помогают малышу справляться с потоком поступающей информации, эмоциональным напряжением. Соблюдение режима карапузу необходимо. Он спит трижды в течение суток. Продолжительность ночного сна 10-11 часов. Длительность прогулок при благоприятной погоде - 3-5 часов. Купание проводят ежедневно или 3-4 раза в неделю.

Питание малыша пятиразовое. Молочную смесь, грудное молоко продолжают давать утром, перед сном вечером.

Прикормы-пюре постепенно заменяйте размятой вилкой пищей. Предлагайте ребёнку режим питания, формирующий взрослые привычки. Второй завтрак - каша, обед - мясное пюре, овощи, суп на овощном бульоне. Полезно давать твёрдую пищу небольшими кусочками, сушки. Умение жевать развивает речевой аппарат. Помимо молока предлагайте соки, компоты, детские чаи.

Несмотря на питание как у взрослых, прибавка веса замедляется. Причина -двигательная активность ребёнка. Месячный малыш прибавляет 600-800 граммов. За десятый месяц мальчик или девочка едва наберёт половину данной массы. Рост ребёнка составит 70-75 см.

Показатели физического и психоэмоционального развития индивидуальны. Они определяются полом, двигательной активностью, темпераментом крохи. Он начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Задача взрослых сформировать у малыша позитивное отношение к миру, поддерживать познавательный интерес, поощрять физическую активность.

Родители искренне радуются самым маленьким успехам своего малыша. Теперь малыш с большим интересом познает окружающий мир, изучает новые игрушки, контактирует с другими детками. Они уже сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно прийти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам. Не стоит забывать, что все дети индивидуальны. Они отличаются друг от друга поведением, умениями. Но главное - все дети должны быть любимыми, единственными и неповторимыми!

Малышу 10 месяцев. Весомая дата, скоро первый ваш праздник - год в качестве родителей и год новой жизни! Можно начать готовиться к этому дню, продумайте меню, место проведения маленького торжества, обозначьте список гостей, найдите пример торта или мастера, который изготовит его на заказ, обдумайте подарки, поищите темы для веселых коллажей и плакатов - поверьте, первый год вашего крохи - это существенная дата для всей вашей семьи и этот праздник запомнится вам на всю жизнь!

Однако не стоит отрицать, что в 10 месяцев многие мамы уже чувствуют моральную усталость, они устают от частых кормлений, бессонных ночей. Для того чтобы не упасть духом, уделяйте себе время, малыш уже кушает прикорм и вы должны выделить время для себя: попросите бабушек или папу посидеть с ребенком, сами же займитесь спортом или танцами, сходите в парикмахерскую, в магазин на шоппинг.

Вы уже можете выводить малыша на прогулки не только в парк, но и в город. Такие выходы в свет будут стимулировать вас красиво одеться, накраситься, сделать прическу. Попросите мужа вывести вас в кафе, сходите вместе в гости. Главное, чтобы вы получали от материнства только положительные эмоции, ребенку будет лучше, если вы будете давать ему качественное общение, а не количественное, когда мама проводит с ребенком целый день, но при этом так устает, что не успевает даже просто проиграть с крохой, забывает о муже и о себе, как личности.

Что новенького

Как правило, в 10 месяцев ребенок уже умеет сидеть, поэтому было бы не лишним начать приучать малыша к горшку (если вы не начали этого делать ранее). Если ему не понравится ваша идея, не стоит повышать голос, пытаться заставить сесть силой. Пусть он поиграет, познакомиться и, возможно, подружится с ним, так будет проще в дальнейшем при очередной попытке приучить его к самостоятельности.

Исследование окружающего мира становится всё более увлекательным - малыш всё чаще трогает ручками посторонние предметы, открывает баночки и ящички, исследуя, что же находится внутри.

Учатся переползать через предметы и ходить вокруг опоры. Возможно в этот период с 10 месяцев до года произносит первые осмысленные слова «мама», «дай». Понимает слова «нет» и «нельзя». Некоторые дети в 10 месяцев могут уже самостоятельно стоять без опоры, делать первые шаги, пытаются учиться вставать без опоры из положения сидя на корточках.

Как выглядит ребенок в 10 месяцев






Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Начинает ходить, держась только одной рукой за руку взрослого. Уверенно ходит, держась за стену или мебель.

Начинает стоять без опоры, то есть без поддержки, не держась за предметы, пока еще пошатываясь. Залезает на низкий диван, кресло или кровать. Сидит уверенно - вертится и наклоняется во все стороны. Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. Обычно в такой ситуации они хорошо передвигаются на четвереньках. Руки при этом выпрямлены, а опора производится на ладони. Ноги еще согнуты в коленных суставах, а вот живот уже не прикасается к поверхности пола.

Еда ребенка в 10 месяцев

Пьет из чашки, держа ее обеими руками почти самостоятельно. Взрослый должен лишь слегка поддерживать чашку за донышко, чтобы ребенок ее не уронил, и контролировать положение чашки, если ребенок слишком сильно наклоняет ее.

Бытовые навыки ребенка в 10 месяцев

Многие дети помогают при одевании. На просьбу взрослого «Дай ручку, вытяни ножку» они подают нужную руку или ногу. Ребенок может спокойно относиться к высаживанию на горшок. Однако эти высаживания не ускоряют приобретения навыка проситься на горшок, они лишь дают возможность экономить на памперсах. Нельзя долго держать ребенка сидящим на горшке, в надежде что он «исполнит свой долг» и оправится. Таким сидением вы можете привить ему страх или ненависть к горшку как раз к возрасту полутора лет, когда можно будет наконец активно обучать ребенка проситься на горшок.

Уменьшается привычка пускать слюни и брать все в рот.

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев

Если показать ребенку фотографию матери, отца или другого близкого взрослого, он узнает их. Ребенок смотрит на фотографию, узнает, смеется, трогает, оборачивается к взрослому. Если сказать: «Покажи - где мама?» - то ребенок показывает пальцем мать на фотографии.

Мелкая моторика и игра ребенка в 10 месяцев

Значительно расширяются возможности игры с предметами в зависимости от их свойств. Малыш понимает, что можно рукой катать туда-сюда машинку с колесиками, дергать и подтягивать ее за привязанную к ней веревочку, вынимать один предмет из другого, звонить колокольчиком, снимать кольцо с пирамидки. Половина детей в возрасте 10,5 месяца может накрыть баночку крышкой.

При игре с несколькими игрушками или предметами малыш начинает использовать один из предметов как инструмент, например стучит одной игрушкой о другую. Ложку может использовать, чтобы ворошить и раскидывать некрупные предметы по полу.

По просьбе взрослого пытается найти спрятанную игрушку. Чтобы проверить это, на глазах у ребенка накройте небольшую игрушку перевернутой чашкой и оставьте ее так. Затем попросите ребенка найти игрушку. Последовательность действий ребенка такова:


  1. Сначала он смотрит, как взрослый прячет игрушку.

  2. Тянется к чашке.

  3. Достаточно быстро находит игрушку.

Во время игры малыш не только опустошает сумки или коробки, но и начинает собирать предметы в эти емкости. Пытается забрасывать предметы в коробку, однако делает это не всегда охотно. Тренировать это умение можно с помощью игры.

Игра-упражнение
Рассыпьте как бы нечаянно ложки из коробки или другие интересные ребенку предметы. Затем вместе с малышом соберите их, сопровождая сбор рассказом, особым укладыванием и т.д. В дальнейшем поощряйте ребенка, чтобы он после игры всегда сам собирал свои игрушки в коробку, сначала делайте это вместе с ним, но занимайтесь этим не как работой, а как игрой.

Кроме матрешки, пирамидки, кирпичиков для ребенка желательно приобрести сюжетные игрушки: куклу, мишку, собаку. Можно дать ребенку в руки куклу и показать ему, как ее водить; дать в руки собачку и поиграть с ним в ее кормление; дать в руки машинку и показать, как ее можно катать вперед-назад. В отличие от более ранних этапов у ребенка уже развивается память: он знает, для чего нужна конкретная игрушка и как с ней играть. Сейчас малыш уже не изучает, как раньше, свою игрушку, а сразу использует ее по назначению: например, не пытается греметь машинкой с колесиками, а катает ее.

Понимает несколько ваших жестов: «иди ко мне», «нельзя», «до свидания», указательный жест.

Понимание речи ребенком в 10 месяцев

Если ваше дитя быстро и хорошо, без вашей подсказки выполняет такие заученные движения, как «до свидания», «здравствуй», «ладушки-ладушки», можно начать обучение и более сложным жестам. Известная всем с детства игра «сорока-белобока» способствует развитию функции указательного пальца. Обучите ребенка стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой под вашу речевку: «Сорока-белобока на дереве сидела, деткам кашку варила. Этому дала, этому дала… этому не дала». Постепенно (в последующие два месяца) обучайте ребенка стучать не по ладошке, а по пальцам левой руки, поочередно от мизинца до большого пальца. Естественно, «этому не дала» надо говорить, когда ребенок стучит по последнему (пятому) пальцу на ладони.

Все лучше понимает смысл обращенной к нему речи - слов, произносимых взрослым. По просьбе «дай» берет и подает хорошо знакомые предметы-игрушки. Хотя и дает названный предмет в руки взрослому, но еще не отпускает его. Вышеуказанные инструкции выполняет более четко, если они дополняются жестами взрослого. Для того чтобы ребенок мог выполнять такие инструкции, он должен знать названия предметов. Поэтому всегда, когда вы даете ребенку какую-либо игрушку, каждый раз правильно называйте ее.

Можно научить дитя показывать части тела. Для этого спросите у малыша: «Где у Саши носик?» Потом возьмите указательный пальчик ребенка и, дотрагиваясь им до его носа, говорите: «Вот носик у Саши». Затем спрашиваете: «А где же носик у мамы?» - и, дотрагиваясь пальчиком ребенка до своего носа, говорите: «Вот мамин носик». Также можно поиграть с ребенком и во время его купания: «Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи и т.д.» Сначала легче показать нос на взрослом или кукле, а затем уже и на себе. После носиков аналогичным способом можно изучить глазки, щечки, ушки и другие части тела.

Если назвать хорошо знакомого ребенку человека по имени, то он смотрит на него.

Четко понимает значение слов «нет», «нельзя». Иногда уже этого бывает достаточно, чтобы ребенок прекратил запрещенные действия. Если же ребенок продолжает опасно шалить, то проще всего взять его на руки и унести в другую комнату, а там предложить другую игру. Например, если малыш стучит машинкой по телевизору, то после произнесения «нельзя, перестань» лучше дать ему барабан, по которому стучать палочками гораздо интереснее, а также показать ребенку, что машинку намного интереснее катать за веревочку. Если ребенок хватает со стола ручные часы, то, забирая их и говоря «нельзя», нужно дать ребенку игрушечные ручные часы или другую интересную игрушку и сказать «можно». Для воспитания выполнения запретов можно поиграть в специальную игру с куклой или медвежонком. Когда игрушка «делает» что-то опасное, вы строго говорите ей «нельзя» или «перестань». Медвежонок (кукла) тотчас прекращает шалить, и вы его хвалите. Ребенок берет пример с игрушки. Не злоупотребляйте запретами, используйте слово «нельзя» только в тех крайних случаях, когда без этого точно не обойтись. Ребенок должен твердо усвоить, что если один из родителей или близких сказал «нельзя» или «нет», то это решение окончательное и пересмотру не подлежит. Никакие капризы, обиды и истерики не заставят семью отменить такой запрет. Когда ребенок хорошо поймет это, он и не будет их устраивать. Особенно это важно при наличии склонности к нервозности. Если вдруг в семье найдется «слабое звено» - кто-то из родителей, бабушек или дедушек, к которому ребенок будет апеллировать для получения запретного, то развитие стойкого невроза, а затем и нарушения характера (психопатии) ребенку обеспечено.

Не забывайте хвалить ребенка за правильные поступки.

Доречевое развитие ребенка в 10 месяцев

С помощью звуков, мимики и жестов, но пока еще не слов, ребенок почти всегда может объяснить взрослым свои разнообразные желания. Произносит некоторые слоги со смыслом (например, «ам» - хочу есть). Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним новые слоги, которых до сих пор не было в его лексиконе. Эту появившуюся способность ребенка можно использовать для развития речи, особенно в случае ее задержки. Для этого взрослый медленно, с вопросительной интонацией произносит слоги, а ребенок старается повторять их. Когда ребенок научился повторять слог, вы меняете в них гласные и повторяете с ним новый похожий слог. Например, повторяете «ба-ба», затем «бай-бай», «бах-бах». Аналогично «дя-дя», «де-да», «дай- дай», «ку-ку», «ка-ка», «ко-ко», «ки-ки» и др. При этом важно, чтобы ребенок понимал значение простых слов и слогов (бабушка, спать, падение, машинка, дядя, дедушка, дай, прятки, курочка и т.д.). Поэтому, работая над конкретным слогом, говорите ребенку, что он обозначает, а еще лучше показывайте ему этот объект, например бабушку при работе над слогом «ба-ба». Проще всего заниматься этой игрой-упражнением в процессе повседневного общения с ребенком.

Какой режим у ребенка в 10 месяцев?

Распорядок дня 10-месячного ребенка должен включать в себя сон, кормление, прогулки, купание и игры.

Режим сна в 10 месяцев немного меняется. В целом за сутки ребенок спит около 14 часов: 9–10 часов ночью и 4–5 часов утром-днем. Причем в 10 месяцев количество дневных снов сокращается до двух (по 2–2,5 часа). Если кроха спит всего один раз, то, как правило, днем малыш должен спать не менее 2 часов.

Гулять с ребенком нужно, как можно больше. Минимум - 2 раза в день по 2–3 часа. Если позволяет погода, ребенок и мама чувствуют себя хорошо, то количество прогулок можно увеличивать. Кроме свежего воздуха прогулки дают крохе множество новых знаний. Окружающий мир велик и многогранен, а в 10 месяцев ребенок уже интересуется происходящим вокруг.

Уход за зубами

Для предотвращения проблем с зубами надо начинать чистить их малышу с момента появления. Как только прорезался первый зуб, нужно знакомить его с зубной щеткой. Она должна быть самая мягкая и небольшого размера.

Если малыш сопротивляется и не пускает щетку к себе в рот, используйте марлю, намотанную на палец. Зубную пасту поначалу использовать не обязательно, но если вы этого хотите, выдавите небольшую каплю размером с пол горошины. Используйте только детскую пасту. Проглатывание детьми фторсодержащей зубной пасты небезопасно.

Как начать приучение ребенка к горшку

Пока оно заключается в высаживании малыша на горшок, чтобы он к нему привык. Если ребенок противится и начинает плакать, как только видит горшок, отложите приучение. Высаживайте малыша в определенное время. Наиболее удачными бывают следующие моменты: как только ребенок проснулся; после кормления; перед каждым сном. Затем - перед прогулкой и сразу после. Не держите ребенка на горшке дольше 10 минут, не отвлекайте его в это время игрушками. Если у малыша получилось сходить на горшок, обязательно похвалите его.

Не забывайте о купании

Умыванием должен начинаться каждый день малыша. С малых лет мама приучает ребенка очищать кожу лица, промывать глазки, носик и ушки.

Подмывать ребенка необходимо после каждого туалета и при смене подгузника. Если малыш сходил «по большому», следует подмыть его более тщательно.

Принятие ванны в 10 месяцев можно проводить не каждый день. 3–4 раза в неделю будет вполне достаточно. Исключение составляют жаркие летние дни: чтобы тело малыша дышало, нужно купать его каждый день. Осенью, когда на улице уже похолодало, а отопление еще не включили, можно купать ребенка через день. Однако, если купание - это ваш ритуал, ребенок рад водным процедурам, то продолжайте в том же духе! Предложите малышу поиграть в ванне с мыльным пузырями, вы вызовете у него неподдельный восторг и ликование!


  • Обезопасьте малыша, убирая на его пути различные предметы, которые могут нанести вред. Это касается острых и тяжелых предметов, огня.

  • Не забывайте заниматься развитием ребенка, делайте ему массаж, чаще играйте и гуляйте на свежем воздухе.

  • Способствуйте первым шагам малыша. Покупайте удобную обувь для формирования стопы. Возможно, он не сразу захочет надеть туфельки или ботиночки. Пусть карапуз немного привыкнет к ним, поиграв заранее.

  • Для профилактики развития плоскостопия у малыша необходимо приобретать обувь с анатомической стелькой. Это поможет избежать плоскостопия в будущем. Выбирайте удобную и «дышащую» первую обувь с крепким задником, не скользкой подошвой. Также необходимо следить, чтобы она не слишком сжимала ножку, а даже была немного свободна.

Как кормить ребенка в 10 месяцев?

Полезно знать:
Идеальным для питания малыша в 10 месяцев остается естественное вскармливание, но обязательно с прикормом. Грудное молоко - незаменимый продукт для детей до года, оно благоприятно воздействует на детский желудок при введении новых видов продуктов в меню десятимесячного малыша. Материнское молоко - самое надежное и проверенное веками средство для кормления детей, так как оно является неоценимым кладезем целебных питательных веществ.

Какие особенности прикладывания детей в 10 месяцев?

Прикладывания к груди учащаются: днем 4–6 полноценных кормлений и столько же коротких прикладываний, ночью 4–6 кормлений, наиболее активно малыш сосет между 3 и 8 часами. В течение дня ребенок участвует в трапезе вместе со взрослыми, в промежутках часто что-то жует.

Малыш «по-свойски» обращается с грудью: ищет и вытаскивает материнскую грудь, во время кормления может вынимать грудь изо рта и вставлять обратно, теребить вторую грудь и принимать любые позы. Такое поведение сохранится примерно до 1,5 года.

Питание 10-месячного ребенка не имеет существенных изменений. Новых продуктов практически не появляется, если не считать разновидностей фруктов и овощей, с которыми мама может познакомить малыша. Кормление происходит 5 раз в день. Если у мамы еще есть грудное молоко, она может кормить им кроху утром и вечером или давать грудь по потребностям малыша. В противном случае ребенку дают адаптированную молочную смесь.

Питание ребенка в 10 месяцев все больше приближается к здоровому рациону взрослого человека. Однако это вовсе не означает, что отныне малыша стоит кормить с общего стола. Существует ряд правил, о которых родители должны знать, составляя меню своего чада. Конечно же, в первую очередь речь идет о списке разрешенных продуктов и правилах их обработки.

Питание ребенка в 10 месяцев по-прежнему базируется на молоке и его производных. Также сохраняется кормление грудью или же молочной смесью. Стоит снова повторить, что ВОЗ настоятельно рекомендует обогащать этими продуктами рацион ребенка вплоть до двух лет, оставляя хотя бы одно кормление. Но в то же время чаду можно и нужно предлагать детские йогурты, творог и кефиры, которые можно приготовить самостоятельно или приобрести на детской молочной кухне. А вот относительно пастеризованного молока педиатры в большинстве своем имеют однозначное мнение - его лучше предлагать ребенку после года. И даже каши стоит готовить на специализированной смеси или сухом молоке. Рыбка, птичка, мяско. Меню ребенка 10 месяцев обязано содержать мясные блюда. При этом сохраняется правило о том, что такие лакомства готовятся только из нежирного мяса. Уже знакомая телятина и крольчатина обогащаются нежирной свининой и говядиной. Не стоит забывать и про блюда из птицы: куриная и индюшиная грудка прекрасно подойдут для приготовления фрикаделек. А вот знакомство с куриным яйцом можно отложить до года, если ребенок предрасположен к аллергии. Если этого нет, то вводится только желток, причем начальная порция должна составлять не более 1/8 от его массы. Является спорным вопрос и о рыбных блюдах по той же причине. Но если аллергии нет, то сохраняются введенные в 9 месяцев хек, судак и морской окунь.

Конечно же, речь идет о фруктах и овощах. Сохраняются все те, что уже были в рационе, но при этом вводят репчатый лук, капусту, клубнику, малину (при условии отсутствия аллергической реакции). В целом педиатры склонны считать, что чем больше разнообразных овощей и фруктов в меню малыша, тем лучше.

Полезно знать:

малышам до 5–7 лет грибы категорически противопоказаны!

Все так же пища подвергается тепловой обработке путем варки, причем как в воде, так и на пару. Спорен вопрос о тушении. Если ребенок уже знаком с растительными маслами, то можно попробовать предложить ему тушеные овощи с разрешения педиатра. Кроме того, сама пища должна подаваться чаду маленькими кусочками, которые малыш будет способен прожевать. Не стоит пренебрегать сырыми овощами и фруктами. Однако такие кормления должны проходить под присмотром родителей.

Режим кормления 10 месячного малыша

Рацион питания ребенка 10 месяцев претерпевает некоторые изменения, которые связаны не только со временем, но и с количеством кормлений. Итак, кормить стоит уже по часам. Педиатры рекомендуют оставить 5 полноценных приемов пищи, два из которых - первое утреннее и последнее вечернее - приходятся только на грудное молоко или молочную смесь. А вот завтрак, обед и ужин «отдаются на откуп» взрослым блюдам. Так, на завтрак можно предложить или кашу, или молочный суп с макаронами, или творог с фруктами. На обед предлагают постный суп, мясное блюдо с овощным гарниром и сок. А ужин может быть представлен творожным, овощным или фруктовым блюдом, дополняемым сухариком, бубликом или печеньем.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:


  1. Кормление - грудное молоко/смесь.

  2. Молочная каша, творог, травяной детский чай.

  3. Супчик, овощное пюре с фрикаделькой, сок.

  4. Детский кефирчик, детское печенье, фруктовое пюре.

  5. Грудное молоко/смесь.

Теперь, когда малыш кушает в основном с ложки, и можно заметить, как активно он использует верхнюю губу, двигает ею, чтобы поудобнее разместить ложку во рту, собирает с ложечки остатки еды. Когда малыш больше не хочет есть, он плотно закрывает рот. Если вы продолжаете настаивать, он может даже отвернуться, выражая свое несогласие с подобными методами воспитания.

Вам кажется, что малыш еще слишком мал, чтобы кушать с ложки? На самом деле очень многие дети хотят освоить ложку намного раньше, чем думают мамы. Поэтому, если малыш пытается кушать самостоятельно, не мешайте ему.

Возраст, в котором ребенок начинает кушать с ложки, зависит главным образом от взрослых. Большинство детей просто выхватывают ложку из маминых рук. И очень скоро обнаруживают, что недостаточно просто заполучить ее, нужно еще научиться ею пользоваться, а это довольно трудно. Даже когда малыш старается, он непременно испачкает и себя, и все вокруг. Поэтому ваша задача не ограничивать его в стремлении, а наоборот поддержать. Не ждите, что ребенок сразу будет держать ложку «как взрослый». Где-то лет до двух, а то и до трех, детишки держат ее в кулачке. Чтобы маленькому едоку было удобно, купите специальную детскую ложку с изгибом: ее не нужно разворачивать к себе, малышу будет легче освоить навыки самостоятельной еды. К тому же эти ложки, как правило, сделаны из натурального каучука или специального мягкого пластика, поэтому даже если малыш не очень ловко будет ею орудовать, он не повредит себе десны и прорезавшиеся зубки.

Что не разрешается в питании детей 10 месяцев?


  • В питание детей 10 месяцев нельзя включать следующие продукты: цельнозерновой хлеб, мясо и рыбу с повышенным содержанием жира, маринованные, соленые, консервированные и острые блюда, фрукты и овощи, не растущие в том регионе, где живет ребенок (киви, апельсины, манго, авокадо, хурма, мандарины, ананасы и пр.)

  • Вишню и вишневый сок, чернику, бананы, черную смородину лучше не давать малышам, имеющим склонность к запорам.

  • Не нужны в таком возрасте малышам и магазинные (фабричные) сладости, так как в них зачастую добавляют сегодня специальные добавки для подслащения. Они вкусны и нравятся детям, но крайне вредны для их здоровья.

Какой стул у ребенка в 10 месяцев. Сколько раз он писает.

Ребенок продолжает знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности и начинает наблюдать за процессами мочеиспускания и дефекации - устанавливать зрительный контроль над этими функциями. Кратность прежняя.

Методики раннего развития. Что нужно знать.

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.Специалисты рекомендуют использовать разные методики развития детей до года: Монтессори, Зайцева, Глена Домана, Никитиных. Каждая из них по-своему хороша, однако выбор - за отдельно взятым родителем.

Методика Глена Домана.
Доман - американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир - в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения - тем больше он запоминает.

Методика Зайцева.
Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных.
Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан.
Цель - пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Как играть с ребенком в 10 месяцев

В этом возрасте игра для малыша становится все более значимой составляющей - он может в течении 15–20 минут играть самостоятельно. Главное - не отвлекать и не мешать ребенку.

Еще малышу очень нужно постоянно получать одобрение со стороны взрослых. Независимо от того, получается у него что-то или еще нет - обязательно хвалите, поощряйте и не скупитесь на добрые слова, дающие уверенность в собственных силах. А когда есть уверенность - появляется мотивация достичь какой-то цели и задача, стоящая перед малышом, решается намного легче и быстрее.

Очень полезно включать ритмическую плясовую музыку для развития чувства ритма и синхронности движений. Побуждайте кроху и двигайтесь вместе с ним - пусть подражает вам. Десятимесячного ребенка нужно целенаправленно приучать действовать с помощью кончиков пальцев. Предлагайте для этого различные игры на вкладывание и вынимание игрушек из емкостей, вкладывание стаканчиков, коробочек, кастрюлек друг в друга, открывание-закрывание крышек, подбор размеров крышек к кастрюлькам. И чем больше коробочек с разными размерами - тем лучше!

Правильно развивать ребенка в 10 месяцев помогут как красочные книжки с небольшими четверостишиями, которые очень хороши для внимания и памяти, так и пальчиковые краски. Малыши этого возраста отлично реагируют на яркие цвета, поэтому рисовать ладошками им будет интересно. Родителям нужно быть готовыми к тому, что после окончания рисования, краски они обнаружат не только на листе бумаги, но и на столе со стулом, полу, а также на самом художнике. Однако, первые рисунки - это то, ради чего стоит пережить, пускай, не самые «чистые» часы в жизни вашего ребенка.

Примеры игр с 10 месячным ребенком

Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.

Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы можете сделать «игрушку», которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.

Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.

Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.

Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.

Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.

Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.

Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.

Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.

«Делай, как я»
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в «делай, как я» - пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.

До игрушки нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.

Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый «браслет».

Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.

Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.

Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.

Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.

Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть «в прятки» с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. «Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?» Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: «Папа нашелся!» Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.

Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.

Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии платком и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Что на картинке, что на улице - одно!
Покажите на прогулке кошечку и скажите: «Вот киска. Мяу!» Через какое-то время покажите киску на картинке: «Это тоже киска! Мяу!» Затем - игрушечную киску.

Малыш развивает свое воображение, знакомясь с окружающим миром. Учится соотносить реальный живой объект с нарисованным или игрушечным.

Нужно ли идти в поликлинику в 10 месяцев?

Профилактический ежемесячный осмотр с измерением роста и веса.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 9 минут

А А

Десятимесячный ребенок активно познает окружающий мир и получает первый опыт общения с новыми людьми. Он стремительно развивается физически и психологически. Родственникам доставляет огромное удовольствие видеть успехи малыша, принимать участие в его забавах, помогать в приобретении новых полезных навыков. Наблюдая за его развитием, родители невольно начинают сравнивать своего малыша с другими детьми. Чтобы избежать необоснованных тревог, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Это поможет подобрать развивающие игры и методы воспитания, вовремя увидеть возможные проблемы и избежать их. Узнаем, что про развитие ребенка в 10 месяцев говорит Комаровский.

Физическое развитие: таблица роста и веса

Несмотря на то, что все дети индивидуальны, медики придерживаются основных показателей согласно возрасту. Благодаря возросшей физической активности, малыш меньше прибавляет в весе, чем раньше: в среднем десятимесячные детки поправляются на 300-450 грамм в месяц, при этом рост увеличивается примерно на 1-1,5 см.

Рост и вес ребенка в 10 месяцев, а так же размеры головы и родничка представлены в таблице:

Навыки ребенка в 10 месяцев

Перечень того, что должен уметь делать 10-месячный ребенок, достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

Некоторые дети мало ползают, предпочитая сразу становиться на ножки. Другие, даже освоив навыки хождения, предпочитают перемещаться ползком.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Психическое развитие

Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.

Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок — настоящий манипулятор. Он уже понимает слова «да» и «нет», но зачастую, с помощью плача, пытается «раздвинуть» рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша — мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.

Не злоупотребляйте словом «Нельзя». Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя

В десять месяцев ребенок должен:

  • Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
  • Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
  • Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
  • Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
  • У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
  • У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
  • Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.


Эмоциональное развитие

Десятимесячный ребенок уже не так сконцентрирован на маме и начинает проявлять интерес к окружающим, хотя и опасается незнакомых людей и новых мест. Он может достаточно долго играть сам или вместе с другими детьми.

Образ жизни 10 месячного ребенка должен быть разнообразным. Привычная домашняя обстановка, игрушки, постоянно знакомые лица быстро превращаются в обыденность. Кроме прогулок на свежем воздухе, старайтесь посещать с ребенком магазины, ходить в гости, ездить на машине, бывать в общественных местах. Конечно, приучать к обществу необходимо постепенно, без нанесения психологического вреда ребенку.

В этом возрасте ребенок проявляет чувство юмора, он смеется над некоторыми действиями взрослых и повторяет их. Некоторые дети проявляют чувство ревности. Оказавшись не в центре внимания родных, капризничают. Появляется привязанность к определенным занятиям и вещам, например игрушкам или еде. Малыш может плакать, если ему не давать любимую игрушку, принимать вместо нее какую-либо другую он категорически отказывается.

Для ребенка очень важно понимать, как к его действиям относятся родители. Если он подмечает, что какое-то его действие нравится взрослым, он целенаправленно будет воспроизводить его, ожидая поощрения.

Ребенок должен видеть, как играют другие дети, и пытаться следовать их развлечениям. Родителям рекомендуется как можно чаще посещать детские площадки. Игры и забавы вызывают положительные эмоции и повышенную активность.

Если к концу десятого месяца малыш не выбрасывает игрушки, не может покивать головой в знак согласия и помахать ручкой на прощанье, не делает попыток повторять движения за окружающими, проконсультируйтесь у доктора.

В этом возрасте разница между детьми на искусственном и грудном вскармливании практически стирается. Прикорм становится основным видом питания, порции и разнообразие растут. Если вы не приучили ребенка кушать ложкой самостоятельно — сейчас самое время.

Чтобы ваш ребенок был здоров, стоит придерживаться основных правил и рекомендаций педиатров:

Запрещено:

  • Грибы, соленья, копчености
  • Острые, жареные, кислые блюда
  • Специи
  • Крупные куски
  • Перекармливание (не пытайтесь ребенка накормить против его желания — «за маму, за папу, за всех соседей поименно»)
  • Баловство за столом (приучайте ребенка к культуре питания и к бережному отношению к еде. Это облегчит и ему, и вам жизнь впоследствии). Если вы видите, что ребенок заскучал, начал играть с едой, перекладывать или переливать — значит он наелся. Не заставляйте его доедать, просто в следующий раз положите чуть меньше, лучше дать добавки. Со временем ваш малыш поймет, как надо себя вести за столом
  • Не приучайте ребенка просить со взрослого стола. Ваша еда для него чересчур соленая, пряная, жесткая — т.е. не подходит для нежного желудочка малыша. Кроме того, так он не будет «кусочничать» в школьном возрасте и не испортит себе желудок
  • Овощи и нежирное мясо на пару (не жарить!)
  • Небольшие порции (соразмерно возрасту)

Основные нюансы:

  • Обязательно в питании должны присутствовать витамины: соки, фруктовые пюре лучше давать в первой половине дня.
  • Вся еда должна быть вареной или приготовленной на пару, не жирной, но питательной.
  • В рационе должно быть: нежирное мясо и рыба по 50 г; яичный желток; кисломолочные продукты (опять-таки не жирные) 150 г; фруктовое пюре 100 мл;овощное пюре 200 г; адаптированная молочная смесь 200 мл. Добавляем в еду сливочное и подсолнечное масло по 5 г (отдельно друг от друга).

Развивающие игры

В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игры — лучший способ для получения новой информации.

Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.

Игры на координацию

  • Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
  • Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
  • Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.

Игры

  • Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот!
  • Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
  • Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
  • Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится — лепите сами и давайте ребенку бросать.
  • Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.

Желательно, чтобы играя, ребенок использовал обе руки. Это будет способствовать развитию обоих полушарий головного мозга и связей между ними.

Обучающие игры

  • Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
  • Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок — остаются важным для обретения новых знаний.
  • Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
  • Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.

Если у ребенка не получается манипулировать некоторыми предметами — используйте метод пассивных движений, когда взрослый человек управляет руками ребенка, выполняя поставленную задачу. Несколько повторов — и ребенок справится самостоятельно.

Режим дня и время сна

У детей первого года жизни режим дня постоянно меняется. Так, в 10 месяцев ребенок может перейти с 3-х на 2-х разовый сон. Если раньше сон длился 40 минут в утреннее и вечернее время, а дневной — 1,5-2 часа, то теперь все по-другому.

  • Просыпаясь в 6-7 утра, продолжительность бодрствования продлится до 10-10:30 часов дня. В это время будет второй завтрак, а после — первый сон длительностью 1,5-2 часа.
  • После пробуждения кроха играет — можно отправиться на прогулку.
  • Ближе к 14:00 наступает время обедать, а потом опять можно заняться изучением мира.
  • В 15:00 – 15:30 подходит время второго сна, длительность которого может быть до 2 часов. После сна можно повторить прогулку.
  • Не стоит укладывать ребенка позже 22:00.

Гигиенические процедуры

На вопрос «зачем ребенка купать каждый день» некоторые мамы отвечают — чтоб он был чистым. Однако, целью водных процедур является не только чистый ребенок, но и:

  • Активное движение и выплеск накопившейся энергии;
  • Закаливание организма;
  • Предотвращение кожных заболеваний;
  • Положительные эмоции для всех.

Совместное времяпрепровождение и общение в процессе водных процедур помогают укрепить эмоциональную связь с ребенком не только мамам, но и папам. Очень важно, чтобы при купании участвовал и папа малыша. Ребенку надо видеть, что рядом сильный отец, который его любит.

Посмотрите видео о том, чем можно занять малыша во время купания:

Приучение к горшку

К концу первого года жизни ребенок должен быть . Для этого потребуется время и терпение.

9-10 месяцев — лучший возраст для знакомства ребенка с горшком. Пусть в 10 месяцев он еще плохо будет понимать для чего нужен этот предмет, зато в 1,5 года вы с уверенностью сможете обходиться целый день без подгузника.

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…

Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т.е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…

Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.

Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.

Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.

Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.

Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.

Спуски и подъемы

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать . Теперь он передвигается по квартире как маленький метеор. Многие дети отрывают коленки от пола и бегают на четырех лапках, как обезьянки. Ребенок 10 месяцев уже может подолгу сидеть прямо, не наклоняясь в стороны, уверенно стоит, переступает вдоль опоры.

Пришло время осваивать подъем и спуск. Очень удобно делать это на не высоком диване или, если у вас свой дом, небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А спускаться надо попкой вперед – так малыш никогда не разобьет носик!

К 10 месяцам у малышей обычно формируется и выделяется «любимы» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие переступают и ритмично приседают под музыку, третьи могут целый час ставить кубик на кубик, четвертых не оторвешь от наблюдения в окно за машинами, пятые замирают с книжкой в руках, шестым не надо ничего, кроме пары стаканчиков и тазика с водой, седьмым требуется постоянное общество других детей… Обратите пристальное внимание на постоянные интересы вашего ребенка и постарайтесь удовлетворять их ежедневно.

На 10 месяце жизни, после постоянного цепляния за маму, наконец, наступает время, когда малыш обращает свое внимание на других людей. Именно поэтому данный возраст хорош как для отлучения от груди (если вы не намерены кормить до двух лет), так и для начала посещения развивающих групп или клубов «мама+малыш».

С того момента, как ребенок встал, ходите гулять – хотя бы минут на 15-20 в день на детскую площадку, где ваше чадо сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, а главное, видеть, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие.

Играют маленькие ручки

Игры на мелкую моторику , которые может освоить малыш в 10-12 месяцев:

  • перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
  • выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
  • откручивание крышек – больших (от пластиковых бутылок) и маленьких (от тюбиков из-под крема);
  • рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
  • пальчиковые игры со стишками (типа «Сороки-воровки»);
  • игры со шнурками, узелками, ленточками;
  • использование ложек разного размера для еды;
  • копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками. а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно, когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Играем с друзьями!

Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой.

Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.

Пошел король
  • Пошел король по лесу,
  • По лесу, по лесу
  • Искать себе принцессу,
  • Принцессу, принцессу (ходим мо кругу друг за другом).
  • Давай с тобой попрыгаем,
  • И ножками подрыгаем,
  • И ручками похлопаем,
  • И ножками потопаем,
  • Головкой покиваем -
  • И снова начинаем (И больше не играем – для окончания игры).

Хоровод-зарядка поможет малышу научиться выполнять простейшие движения, разовьет координацию всего тела и крохотных пальчиков. Для совершенствования моторики рук не нужно большого количества народа – достаточно вас и крохи.

Мельница
  • Мельница, мельница мелет муку (выполняем круговые движения руками).
  • Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у (дуем, как ветер).
  • Еще быстрее мельница мелет муку (ускоряем движения).
  • Намололи мы муки
  • Вот таку-у-ущие мешки – (показываем объем, подняв руки над головой).
  • Будем делать пироги.
  • Из муки, из муки напечем мы пироги, (ладошками делаем пирожки).
  • Тушки-тушки, сделаем ватрушки, (пальчиком рисуем круг по другой ладошке).
  • Ладушки, ладушки, испечем оладушки (производим хлопки).