В чем заключается воспитание? Советы по воспитанию! Методы воспитания

Содержательное наполнение деятельности воспитателя – один из насущных вопросов современного воспитания. В педагогике нет однозначного понимания феномена содержания воспитания. Так, Н.Е.Щуркова выделяет в содержании воспитания – отношение, проживание, ценности и ценностные отношения. Основная идея данного подхода заключается в том, что человек характеризуется не системой формируемых личностных качеств, а отношениями «к наивысшим ценностям жизни». М.И.Рожков, Л.В.Байбородова исходят из того, что результатом воспитания выступает социальное развитие человека, предполагающее возникающие в результате воспитания изменения в его взглядах, мотивах, ценностных ориентациях. Ими выделено три группы воспитательных задач, в которых реализуется содержание воспитания. Первая группа связана с формированием гуманистического мировоззрения. Вторая направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения, и третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей. И.П.Подласый под содержанием воспитания понимает систему знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми надо овладеть. Автор считает, что хорошо организованный процесс воспитания должен подготовить человека к исполнению главных ролей в его жизни – гражданина, работника, семьянина. Это становится возможным при реализации следующих идей:

1.Реализм целей воспитания . Цель современной педагогики – разностороннее развитие личности. Средством достижения этой цели является освоение ребенком базовых основ культуры. Это делает понятие «базовая культура» личности - центральным в воспитании. Она включает знания и отношения индивида к миру в целом, культуру труда и человеческих взаимоотношений, экономическую, экологическую и правовую культуру.

2. Самоопределение. Это важнейший элемент содержания воспитания. Жизненное самоопределение характеризует личность как творца собственной жизни. В гармонии человека с самим собой идет гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

3. Совместная деятельность взрослых и детей . Она должна строиться на гуманистических образцах совместного поиска нравственных примеров и отбора, необходимых образцов духовной культуры.

4. Личностная направленность воспитания . В центре воспитания – ребенок как наивысшая цель, смысл педагогической заботы. Воспитание направлено на развитие индивидуальных особенностей ребенка, его интересы и склонности.

5. Добровольность. Воспитательный процесс организовывается на проявлении свободной воли воспитанников. Это происходит в том случае, если воспитатель опирается на интерес, романтику товарищеских взаимоотношений, стремление к самодеятельности и творчеству.


6. Коллективистская направленность . Использование положительного потенциала коллективного влияния в воспитании у детей сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.(36, С.259-261).

В теории воспитания традиционно считается, что направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяется умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание, гражданское, экономическое, экологическое, правовое.

Раскроем подробнее эти направления, включив в представленную систему интернациональное и патриотическое воспитание , как наиболее актуальное и труднореализуемое в современном воспитательном поле.

1. Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности и диалектического мышления. Оно предполагает развитие памяти, мышления, силы воли, формирование культуры интеллектуального труда. Вопросами умственного развития занимались такие ученые, как Л.В.Занков, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин. Задачи умственного воспитания решаются средствами образования и обучения в ходе вовлечения школьников в творческий поиск ответов на поставленные в ходе обучения и воспитания вопросы. В ходе умственного воспитания у ребенка формируется интерес к овладению новыми знаниями. Этому ни мало способствуют новые информационные технологии, внедряемые в современную систему обучения и воспитания. Для каждого школьника воспитатель подбирает свой темп и условия развития познавательных процессов, что дает возможность каждому школьнику овладевать все новыми и новыми знаниями, расширяя горизонты индивидуального познания.

2. Нравственное воспитание . Нравы – это талоны, которыми люди руководствуются в своем поведении. Слово «нравы» произошло от латинского слова moralis – нравственный. Любая деятельность человека окрашена нравственными аспектами. Вследствие этого можно считать нравственное воспитание интегративным по отношению к остальным направлениям воспитания. «Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям», писал В.А.Сухомлинский, раскрывая ценностный смысл нравственного воспитания. (45, Т.3.С.133). Основная задача воспитателя создавать условия, побуждающие ребенка к нравственному поведению. Основными критериями нравственного поведения выступают моральные принципы, которых придерживается личность, его ценностные ориентации и нравственные убеждения. По мнению Л.А.Матвеевой и А.И.Раева, нравственные убеждения являются основой прогноза поведения ребенка. Действительно, если воспитатель знает каковы нравственные убеждения его воспитанника, он может с большей вероятностью ожидать определенные результаты его поведения. В структуру нравственного убеждения входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Чтобы владеть нравственной нормой, необходимо получить знания о ней. Структура нравственных знаний достаточна, сложна и связана с тем, что, присваивая этические элементы, ребенок индивидуализирует их и преломляет через свой жизненный опыт. «Знания, входящие в структуру нравственных убеждений, могут являться сведениями о различных объектах. Матвеева Л.А. читает, что это могут быть знания о нравственной норме, нравственном поведении, поступке, ситуации, знания об эмоциональных переживаниях, связанных с соблюдением или несоблюдением данной нравственной нормы» (24, С.79). Ребенок может вести себя безнравственно исключительно потому, что он не владеет знаниями о данной нравственной норме. Только они дают представление ребенку о добре зле, о моральных нормах. И, зачастую ошибка взрослого заключается в том, что он наделяет ребенка априори нравственными знаниями. Надо отметить, что сформированное понятие подводит ребенка к нравственным суждениям, в которых проявляется оценка нравственных поступков, событий, явлений. Для младшего школьника важен второй компонент нравственных убеждений – эмоциональный. Именно эта сфера у него развита наиболее всего. Ребенок умеет остро чувствовать и переживать. Поэтому очень важно обсудить с ним ту или иную нравственную коллизию и сформировать у него эмоциональное отношение к ней. Проявления эмоций можно считать показателями нравственного убеждения. Формирование чувств определяет нравственную позицию школьника. Именно их проявление показывает насколько он «продвинулся» в развитии своей духовности. Единство этих компонентов определяют свойство личности, влияющие на его деятельность и поведение. Для того чтобы нравственные знания стали внутренней потребностью ребенка, необходима их реализация в деятельности. Только нравственное поведение может выработать у ребенка определенный регулятивный механизм его дальнейших поступков в разных жизненных ситуациях.

3.Трудовое воспитание . Основной целью трудового воспитания является формирование у младших школьников ответственного и творческого отношения к разнообразным видам деятельности, что является определенной подготовкой к будущей профессиональной самоидентификации. Труд только тогда формирует позитивное отношение к разным видам деятельности, когда он хорошо организован и содержательно наполнен. Трудовое воспитание призвано формировать у младших школьников ценностное отношение к труду, интерес к продуктам труда и своему месту в системе трудовых отношений. Влияние разного жизненного опыта, возрастных особенностей, ценностных ориентаций воспитанников ставит перед воспитателем задачи организации дифференцированного их участия в трудовой деятельности. Существуют определенные требования в организации труда с младшими школьниками:

§ посильность труда для ребенка. Нельзя требовать применение трудовых усилий не совместимых с физической подготовкой ребенка к осуществлению трудовых операций.

§ труд должен приносить ощутимые результаты . Полезно, чтобы результаты были общественно значимы и привлекательны как лично для ребенка, так и для остальных членов детского сообщества.

§ безопасность труда. Организуя труд младшего школьника, воспитатель должен помнить о его безопасности. Ребенок не должен подвергаться опасности, выполняя порученные дела, участвуя в общественно-полезном труде.

В ходе реализации задач трудового воспитания воспитатель знакомит школьников с трудовыми традициями школы, их семей, коллективов страны в целом, объясняя значимость результатов труда для жизни отдельных членов общества. Участвуя в труде, младший школьник овладевает первичными трудовыми навыками при выполнении конкретных трудовых операций, подготавливающих его к участию в дальнейшем, в производительном труде. В этом социальность труда. Воспитание призвано переломить ситуацию в вопросе будущей профессиональной ориентации. Не секрет, что значимость трудового участия в делах страны значительно понизилась за последние годы. Оказалась востребованной психология потребительства, а не созидания. Ребенку трудно ориентироваться в мире ложных символов и деклараций. К тому же и в некоторых семьях не придают большого значения формированию первичных трудовых умений ребенка. К, примеру, приходя в школу, не каждый первоклассник владеет приемами самообслуживания. Он оказывается беспомощным в элементарных житейских ситуациях, требующих применения трудовых навыков. Пытаясь изменить ситуацию, школа возобновляет незаслуженно забытые формы трудового воспитания. Это и чередование творческих поручений, где каждый школьник отвечает за порученный ему участок трудового «фронта», регулярно отчитываясь перед своими сверстниками. Участие в выставках мастерства, дающих возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Выставки могут быть тематическими. Можно проводить мастер-класс, где школьники покажут свои трудовые достижения в разных областях жизни: в кулинарии, в техническом творчестве, в овладении компьютерными технологиями и т.п. Велико воспитывающее значение труда, в ходе которого у каждого школьника есть возможность раскрыть свой индивидуальный творческий потенциал, приобрести трудовые умения и навыки. Элементы творчества очень важны, ибо они активизируют ценностное отношение к труду. Если ребенок любит трудиться, понимает пользу своих усилий, щедро делится с близкими и друзьями продуктами своего труда, это первая ступень на пути формирования привычек к трудовым усилиям. Для младшего школьного возраста приоритетом по значимости является учебный труд, пришедший на смену игре. Учебная деятельности – ведущая деятельность в этом возрасте, о чем мы неоднократно упоминали, характеризуя младший школьный возраст. Трудовое воспитание призвано развить у детей познавательные интересы, научить их радоваться новым открытиям и результатам учебного труда. Все формы организации учебной деятельности направлены на формирование у школьников познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков в познавательной деятельности. Труд активизирует ребенка. Добывая знания, школьник развивает самостоятельность как личностное качество. Большое значение для становления развивающейся личности имеет общественно-полезный труд. Воспитательная роль различных дел, направленных на удовлетворение общественных потребностей возвышает личность в собственных глазах. Как далеки от реалий повседневной жизни строки В.Маяковского. «Радуюсь я, и мой труд вливается в труд моей республики. Задача воспитателя и состоит, прежде всего, в том, чтобы воспитанник получал моральное удовлетворение от значимости для других людей результатов своих трудовых усилий. Не менее важен и следующий вид труда – труд по самообслуживанию. Именно приобретая навыки самообслуживания, ребенок готовится постепенно к производительному труду взрослого человека. Приучение детей к труду начинается в семье. Ознакомление с первыми трудовыми операциями происходит в этом социальном институте. На более поздних стадиях подключается школа. Воспитатели реализуют задачи по самообслуживанию в разных формах воспитательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной. Содержательное наполнение этого вида труда имеет обширный диапазон – от умения одеваться до возникновения системы умений по поддержанию порядка в трудовом учреждении. Труд по самообслуживанию воспитывает у школьника бережливость, аккуратность, ответственность перед сверстниками за вверенный участок приложения трудовых усилий.

4. Эстетическое воспитание . Цель эстетического воспитания – развитие эстетического отношения к миру в целом. Ребенок в ходе воспитания усваивает основные категории эстетики – прекрасное и безобразное. Способность к их восприятию обусловливает перенос этих категорий в личную и общественную жизнь индивида, помогает ему эстетизировать свой быт, труд, окружающую среду. Учитывая развитость эмоциональной сферы у младшего школьника, возникающие у него эстетические переживания могут быть использованы воспитателем в позитивном русле. Организуя гуманистическое воспитательное пространство, воспитатель помогает ребенку воспринять и освоить прекрасное в природе, искусстве, взаимоотношениях людей. Участие младшего школьника непосредственно в организуемых эстетических мероприятиях формирует у него художественные способности, выражающиеся в созидании прекрасного в своей жизни. Приход в школу связан у ребенка с осмыслением и целенаправленностью своей художественной деятельности. Если говорить о специфике младшего школьного возраста, то можно выделить некоторые параметры, влияющие на организацию эстетического воспитания. Интересы ребенка в художественной деятельности неустойчивы, поверхностны. К примеру, при рассмотрении художественных произведений, он не воспринимает целостную картину, уходя в детали. Эмоциональное отношение выражается ограниченно – доставляет удовольствие или неудовольствие восприятие увиденного. Но вместе с тем, именно уроки рисования, труда, музыкального творчества являются для школьника приоритетными. Во внеклассной же работе, где у воспитателя реализуются возможности использования досугового воспитательного пространства, особенности возраста проявляются острее, продуктивнее. Воспитание младшего школьника средствами искусства побуждает его к развитию умений правильно оценивать художественные произведения, ориентирует на развитие художественного вкуса, прививает любовь к родному языку, природе. Большое воспитательное значение имеет эстетизация труда ребенка. Для его развития важно, в каких интерьерах протекает его жизнь. Развитие художественного вкуса предполагает и развитие «чувства внешности». Причем оно выходит за рамки только стилистики одежды, прически, и распространяется на окружающий ребенка «социальный ландшафт» (А.А.Реан). Кроме названных художественных кино, театр, народное творчество. Властно в нашу жизнь входят компьютерные игры, телефильмы, которые также значительно влияют на формирование художественного вкуса и эстетических чувств ребенка.

5.Физическое воспитание . Основная задача физического воспитания – содействие совершенствованию организма, правильному физическому развитию ребенка, закреплению устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, закаливание организма. Этому способствуют здоровьесберегающие технологии воспитания. Это воспитательная система, включающая следующие направления:

§ Общее укрепление и закаливание организма ребенка направленное на продолжение его физического развития, медицинская профилактика заболеваний;

§ Совершенствование его двигательных навыков и вестибулярного аппарата. Их можно назвать жизненно важными для развивающейся личности. Владение подобными навыками во многом обогатит жизненный опыт ребенка, улучшит координацию и умение ориентироваться в пространстве.

§ Формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни;

§ Воспитание силы воли и характера в достижении результатов.

Школе, как социально-педагогическому институту, отведена главенствующая роль в физическом воспитании детей. Однако следует заметить, что организация физического воспитания в семье является началом формирующего воздействия на ребенка. Единение таких мощных институтов приносит реальные плоды. Формы организации физического воспитания многообразны и зависят от условий семейного и школьного воспитательного пространства. Это уроки физкультуры, физкультурные минутки на уроках разной предметной направленности, утренняя гимнастика, спортивные секции и клубы, туристические поездки и слеты, массовые спортивные соревнования. Но все эти формы могут дать хорошие результаты лишь при условии учета учителем начальных классов специфики физического развития младшего школьника.

6.Патриотическое воспитание . Патриотизм имеет огромное значение, в духовном развитии личности. Любовь к Родине, преданность своим идеалам, уважение к святыням и «родительским гробам» делает человека Человеком. К.Д.Ушинский считал формирование патриотов важнейшей задачей воспитания. «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семенными и родовыми наклонностями» (48, Т.2.С.160). Слово патриотизм произошло от греческого patris (отечество). В.И.Даль в своем словаре живого великорусского языка толкует это понятие следующим образом. «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» (15, Т.3. С.24). В основе данных толкований прослеживается главное – отношение человека к Родине. Они включают в себя сознание человека, его потребностно-мотивационную сферу, развитость чувств и сформированность патриотического поведения. По сути, патриотизм – нравственное качество и его понимание идет по пути понимания структуры нравственных убеждений. Патриот – это Гражданин своей страны. Значение патриотического воспитания возрастает в современном обществе, поскольку широко отмечается снижение патриотических и гражданских потенциалов. Это связано, прежде всего, с понижение фактора Родины в умах людей, с некоторой растерянностью перед массированным нашествием западной культуры, несущей свои идеалы и понимание гражданской ответственности. Воспитание патриотизма у младшего школьника связано, прежде всего, с воспитание любви к «малой Родине» (В.А.Сухомлинский). «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь», писал в свое время русский писатель Л.М.Леонов. (23, Т.10.С.191). К месту своего жительства, к подъезду, ко двору, в котором играет ребенок, все это элементы воспитания гражданина. Существенная роль в воспитании гражданина отводится начальной школе. «Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота», писал известный педагог-гуманист В.А.Сухомлинский. (46, С.210). И.П.Подласый предлагает набор гражданских качеств, как некий эталон гражданина. К ним он относит: 37, (С.261-262)

§ Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.

§ Чувство национальной гордости и патриотизма.

§ Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).

§ Ответственность за судьбу страны.

§ Общественная дисциплина и культура совместного проживания.

§ Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.

§ Общественная активность.

§ Соблюдение демократических принципов.

§ Бережное отношение к природе.

§ Уважение прав и свобод других людей.

§ Активная жизненная позиция.

§ Правосознание и гражданская ответственность.

§ Честность, правдивость, чуткость, милосердие.

§ Ответственность за свои дела и поступки.

§ Интернационализм, уважение к народам других стран.

Воспитатель, организуя работу с младшими школьниками, должен предусматривать систему мероприятий направленную на формирование патриотических позиций гражданина своей страны, коим, по сути, является каждый ребенок. Непростительно было бы надеяться, что патриотом ребенок может стать «сам по себе», без участия взрослого. Скорее наоборот. Расширение информационного поля, рассуждения взрослых о патриотизме и патриотах – все это скорее может отвратить ребенка от реализации патриотических задач. Именно воспитатель, наделенный психолого-педагогическими знаниями и профессиональными умениями в силах представить перед младшим школьником национальные, патриотические идеи в лучшем свете, включая ребенка в деятельность патриотического характера.

7.Итернациональное воспитание. В период нестабильности и существенных преобразований всех сфер нашей государственности, взаимоотношения людей разной национальности приобретают просто катастрофический резонанс в неокрепших душах детей. Классы с каждым годом становятся все более интернациональными, а члены общества за годы перестройки разучились жить в духовном мире с людьми, проповедующими другую культуру. Нам практически надо заново учиться культуре межнациональных отношений. Как и патриотическое, интернациональное воспитание является органической частью нравственного воспитания. А значит, оно представляет собой целенаправленный воспитательный процесс, в ходе которого у школьников формируются знания об интернационализме, эмоциональное отношение к нему и волевая активность в реализации данного качества. Школьникам необходимо знакомиться с другими культурами, как на уроках через предметы культурно-исторической направленности, так и во внеклассной работе, имеющей для этого все необходимые условия. В ходе подготовки и участия в мероприятиях интернационального характера, у младшего школьника развивается эмоционально отношение к узнаваемым фактам культуры других народов, а деятельность завершает процесс убеждений в равности и ценности наций и национальных культур. М.И.Рожков и Л.В.Байбородова в системе готовности школьников к социальным отношениям, выделили раздел «Воспитание человека мира», из которого мы хотим привести направления, интернационального воспитания: (39, С.151)

§ Воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми.

§ Формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества.

§ Обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур.

§ Воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку.

Нам кажется необходимым воспитание не только толерантного отношения к людям других национальностей, что, безусловно, важно и является первой ступенью к «воссоединению» наций. Не менее важным элементом является активность ребенка в освоении «пространств» межнациональных отношений, что, безусловно, усиливает его позиции как субъекта воспитания.

Реализация содержания в значительной степени зависит от того, какими методами будет пользоваться воспитатель. Поскольку взявший за основу своей профессиональной деятельности системный подход, педагог тем самым придает значение всем компонентам системы воспитания. Реализация цели воспитания, сформулированная им вначале, во многом корректируется, в зависимости от педагогических условий. Во многом изменение целей сопряжено с ответом на вопрос «как изменить воспитательные воздействия и взаимодействия, чтобы они соответствовали реальной ситуации». На подобные вопросы можно ответить, обращаясь к методам воспитания.

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

Теория свободного воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребёнку возможность пользоваться своей свободой. Тогда он сможет стать счастливым и независимым. Самостоятельно накапливая жизненный опыт.

Эту теорию развивал философ Жан-Жак Руссо. Он придерживался мнения, что главным умением педагога является способность ничего не делать с учеником. Необходимо следовать природе ребёнка и его потребностям. В таком случае он будет расти в радости, самостоятельно удовлетворяя своей интерес. Наблюдая и понимая мир, сможет к двадцатипятилетнему возрасту получить необходимый опыт и уровень знаний.

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности. И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра.

Руссо призывал отказаться от ограничений. Так как считал, что слепое повиновение воспитателю и его неоспоримый авторитет разрушают личность ребёнка.

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

Возрастная периодизация Жан-Жака Руссо

  1. Первый период (от рождения и до двух лет). Обязательным должно быть физическое развитие. К примеру, зарядка и плаванье очень позитивно сказывается на растущем организме.
  2. Второй период (от двух лет до двенадцати). В этом возрасте важно научить распознавать свои чувства и ощущения. По мнению Руссо, ребёнок ещё неспособен логически мыслить или рассуждать. Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте.
  3. Третий период (от 12 до 15 лет). Наконец, начинает активно развиваться умственная сфера. Получая опыт, подросток удовлетворяет свою потребность в получении знаний.
  4. Четвёртый период (с 15 лет и до совершеннолетия). В это время происходит развитие нравственности. Жак Руссо дал этому возрасту название «период бурь и страстей».

Задача родителя или воспитателя не в полном бездействии, а в руководстве и направлении интереса ребёнка. Только так, чтобы он не заметил влияния. Среда должна быть организована таким образом, чтобы подталкивать к определённым решениям. Таким образом, присутствует естественное развитие, и сохраняется безопасность.

Александр Нилл и его воспитание свободой

Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.

Принципы работы школы Самерхилл

  • Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.
  • Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.
  • Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.
  • А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать - он это сделает. И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.
  • Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки - продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ - долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.

Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.

А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.

Если вы все же задаётесь вопросом послушания ребёнка — прочтите .

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

  • Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться. Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.
  • Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует. Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.
  • Как считал Руссо и Александр Нилл - каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.
  • Научите ребёнка осознавать свои поступки. Зачем он это делает, какого результата ожидает. А понимает ли о последствиях? Если да, то каким образом будет с ними справляться? Если не понимает, пусть пофантазирует о возможных вариантах. Подскажите собственные пути решения проблемы, а он пусть сам выбирает подходящие.
    Не сваливайте всю ответственность на него, и при этом не берите её на себя. При необходимости включайтесь в процесс, не более того. Ребёнок должен знать, что может положиться на вас и ваш опыт.
  • Не стоит угождать ребёнку во избежание снижения его самооценки и влияния. Свобода развития - это хорошо, но всё равно должны соблюдаться границы. Если ребёнок не будет мыть руки перед едой - это чревато заболеваниями. Или будет игнорировать полезную еду, требуя только шоколад и конфеты - со временем обзаведётся такой проблемой, как ожирение…
  • Не стоит превращать ребёнка в центр вселенной вашей семьи. Есть также и вы с вашими чувствами и потребностями. Важно уметь уважать другого и заботиться о нём. Не только брать, но и уметь давать. Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии.

И другие советы по воспитанию детей вы найдёте в .

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение методов воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Методы контроля и самоконтроля - пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: педагогические наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.

Методы организации деятельности и опыта поведения - пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело). Методы самовоспитания - методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем - через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее - через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.

Методы стимулирования деятельности и поведения - пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

«Взрыв» - метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.

Метод естественных последствий - метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил - убери, сломал - почини и т. п.).

Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.

Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.

Принуждение - педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам принуждения относятся: составление характеристики школьника, в которой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению.

Требование - педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требование реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Требование бывает непосредственным - прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) - и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.

Методы формирования сознания - методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения.

Анализ воспитывающих ситуаций - способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Беседа - вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок.

Дискуссия - коллективное обсуждение к.-л. проблемы или крута вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема дискуссии объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п.

Диспут - спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей.

Конференция (педагогическая) - коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения.

Лекция - последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.

Пример - метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию.

Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) - небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 80-83.

Деятельности, методов, направлений и прочих параметров, которые характеризуют целенаправленное воздействие на личность ребенка. При этом учитывается воздействие внешних факторов, а также индивидуальные особенности характера ребенка.

Определение понятия

  • реальность целей (развитие человека в соответствии с его способностями и задатками);
  • совместная деятельность (проработка программ занятий, поиск тем и методик педагогами осуществляется в тесном сотрудничестве с воспитанниками);
  • самоопределение (ребенку должна быть предоставлена определенная свобода действий в области поиска увлечений, а также установления жизненной позиции);
  • личностная направленность (в центре воспитательного процесса должен находиться именно ребенок, его чувства и интересы);
  • добровольность (работа с детьми должна быть организована таким образом, чтобы они сами изъявляли желание приобретать те или иные знания и навыки);
  • коллективность (в процессе воспитания дети должны быть подготовлены к жизни в обществе).

Основные виды воспитания

  • В соответствии с объектом:
    • экономическое (пояснение основных законов финансовых отношений);
    • гражданское (обучение основным нормам жизни в обществе);
    • интеллектуальное (законы логического мышления);
    • интернациональное (знание особенностей культуры и быта разных народов, а также развитие уважения и толерантности к ним);
    • правовое (основные аспекты законодательства);
    • духовно-нравственное (обучение нормам поведения и морали);
    • эстетическое (воспитание подразумевает прививание любви к прекрасному);
    • патриотическое (выработка чувства ответственности перед Родиной).
  • В соответствии с содержанием:
    • трудовое (обучение основным приемам работы и донесение информации о самых распространенных профессиях);
    • умственное воспитание (развитие мыслительных способностей, расширение кругозора);
    • физическое (развитие выносливости и обучение основам здорового образа жизни).
  • В соответствии с формой:
    • школьное;
    • семейное;
    • конфессиональное (религиозное).
  • По отношению воспитателя:
    • демократическое (воспитатель с уважением относится к точке зрения учеников);
    • свободное (не ограничиваются действия воспитанников);
    • авторитарное (жесткий стиль преподавания, четкое соответствие программе).

Формирование личности ребенка происходит под воздействием педагогов, родителей и прочих субъектов. Содержание воспитания может быть выражено в его основных принципах, которые звучат следующим образом:

  • Социальная направленность воспитания подразумевает, что дети должны понимать важность труда в жизни человека и общества. Ребенок с ранних лет должен учиться уважать чужую работу, а также выполнять ряд действий самостоятельно. Кроме того, содержание социального воспитания должно быть выстроено таким образом, чтобы выработать у детей нетерпимость к безответственности, безделью и прочим негативным явлениям.
  • В процессе взаимодействия с ребенком воспитатель должен опираться на положительные эмоции, а также примеры, на основании которых у детей должны сформироваться определенные черты и качества. Здесь крайне важно проявить заинтересованность в будущем ребенка, а не просто формальное выполнение обязанностей.
  • Гуманизация воспитания состоит, прежде всего, в человечном и участливом отношении педагога к воспитанникам. Также необходимо проявлять уважение к мнению детей, даже если оно расходится с общепринятым. В процессе обучения ребенка нельзя унижать или принуждать к чему-либо. Чтобы воспитательный процесс был результативным, важно создать дружелюбную и доверительную атмосферу.
  • Личностный принцип воспитания заключается в том, что педагог должен учитывать, уважать и развивать индивидуальные особенности каждого отдельно взятого ученика. Для этого стоит хорошо ознакомиться с уровнем воспитанности, а также предпочтениями и вкусами детей.
  • Принцип единства воспитательных воздействий состоит в том, что общество, семья, а также образовательные учреждения должны работать в одном направлении, а не противоречить друг другу. При этом должный уровень культуры может привить ребенку только тот воспитатель, который сам обладает соответствующими характеристиками.

Стоит отметить, что комплекс данных принципов является содержанием воспитания. Они обязательны к исполнению и должны применяться в равной степени в образовательном процессе. Не стоит выделять отдельные принципы или пренебрежительно относиться к ним.

На данный момент сложилась определенная практика, которая активно используется воспитателями в процессе работы с детьми. Так, содержание и могут быть классифицированы следующим образом:

  • Направленные на формирование сознания:
    • убеждение учеников в правильности того или иного положения;
    • эмоционально окрашенный рассказ, который помогает детям приобрести навыки моральной оценки норм поведения;
    • разъяснение применяется в том случае, когда нужно воздействовать на сознание отдельного ребенка или группы;
    • этическая беседа ненавязчиво формирует личность человека;
    • внушение придает действиям и мыслям учеников определенную установку;
    • инструктаж подразумевает подробное разъяснение алгоритма действий в той или иной ситуации;
    • диспут-соревнование противоположных мнений по определенному вопросу;
    • доклад-изложение информации в одностороннем порядке;
    • пример помогает более наглядно представить нормы поведения.
  • Направленные на формирование общественного поведения:
    • упражнение - это многократное повторение определенных действий с целью формирования устойчивых убеждений и навыков;
    • приучение дает возможность в кратчайшие сроки привить воспитаннику те или иные качества путем интенсивных занятий;
    • педагогические требования демонстрируют подчиненность ученика педагогу;
    • поручение помогает выработать у воспитанника чувство ответственности;
    • воспитательные ситуации создаются искусственно с целью наглядно объяснить те или иные правила.
  • Направленные на стимулирование деятельности:
    • соревнование вызывает у воспитанника желание выделиться из группы и показать наилучшие результаты;
    • поощрение мотивирует к дальнейшим успехам;
    • наказание выступает определенным ограничителем, которое вызывает страх перед совершением противоправных действий.

воспитания

Для достижения целей выделяются определенные задачи. Содержание воспитания принципиально не изменяется от того, насколько детальными они будут. Чаще всего задачи составляются отдельно по каждому виду. Так, для умственного воспитания это будет усвоение информации, формирование кругозора и постоянное расширение сферы интересов. Что касается физического воспитания, то это может быть развитие выносливости, укрепление здоровья, а также достижения успехов в определенной спортивной сфере. Что касается общих задач, определенных на законодательном уровне, то стоит отметить следующие:

  • формирование представлений о собственных способностях и положении в обществе;
  • гармоничное и всестороннее развитие личности;
  • овладение основными нравственными ценностями, которые являются общепринятыми в обществе;
  • формирование гражданской позиции, которая позволит ребенку в будущем стать активным членом общества;
  • развитие инициативы и заинтересованности в решении трудовых и коллективных задач;
  • формирование широкого круга общения и коммуникативных навыков.

Воспитательная программа

  • формирование уважительного и бережливого отношения к природе во всех ее проявлениях;
  • составление общей картины представлений о культурных нормах, действующих в обществе;
  • формирование понимания о том, что человеческая жизнь относится к разряду наивысших ценностей;
  • понимание основ социального устройства;
  • формирование представлений об образе жизни, который должен вести достойный член общества;
  • подготовка к выбору собственного жизненного пути.

Важно понимать, что данные положения являются обязательными к исполнению. При этом могут быть введены дополнительные пункты.

Дошкольное воспитание

Стоит отметить, что в детских садах содержание дошкольного воспитания строго регламентировано и соответствует установленным стандартам. Если же говорить о домашнем обучении, то здесь родители могут допускать ряд ошибок. Так, ни в коем случае не стоит отменять "тихий час" в послеобеденное время. Ребенок непременно должен отдыхать от нагрузок. Также недопустимо имитировать школьный режим со звонками, уроками и переменами. Не стоит преждевременно вовлекать малыша во "взрослую" жизнь, пытаясь освоить с ним программу первого или второго класса.

Дошкольное воспитание основывается на следующих принципах:

  • формирование личности происходит в процессе активной деятельности;
  • требования к ребенку не должны перевешивать уважение к нему;
  • в строгом педагогическом процессе всегда должно быть место творчеству и детской инициативе;
  • содержание, средства воспитания должны полностью соответствовать не только возрасту ребенка, но также его индивидуальным способностям и уровню развития.

Дошкольным считается возраст с 3 до 7 лет. Это достаточно сложный и ответственный период, когда ребенок должен быть подготовлен к строгому режиму и восприятию значительных объемов информации.

Особенности физического воспитания

Содержание физического воспитания представляет собой педагогический процесс, который направлен на развитие и совершенствование разнообразных функций организма, а также формирование разного рода навыков. Стоит отметить, что данное явление зародилось еще на самых ранних исторических этапах, и постоянно совершенствовалось. Данное направление нельзя недооценивать, ведь оно является основой полноценного развития личности.

В период школьного обучения содержание физического воспитания сводится к следующим положениям:

  • формирование двигательных навыков и умений;
  • укрепление здоровья, а также обеспечение нормального физического развития, соответствующего возрастным параметрам;
  • выработка у воспитанников философии здорового образа жизни;
  • формирование интереса к регулярным физическим нагрузкам, а также заинтересованности в определенных видах спорта.

Особенности нравственного воспитания

  • формирование сознания, соответствующего нравственным нормам;
  • воспитание соответствующих чувств;
  • выработка навыков поведения, соответствующего представлениям о морали и нравственности.

Методы данного типа воспитания можно разделить на три основные группы:

  • формирование (достигается посредством рассказов, лекций, бесед, внушений, объяснений, примеров и так далее);
  • формирование поведенческого опыта (могут использоваться упражнения, моделирование ситуаций, а также поучение со стороны педагогов);
  • стимулирование дальнейшего развития (может быть достигнуто путем поощрений и наказаний, а также создания условий соревнования).

В процессе нравственного воспитания должны быть достигнуты следующие цели:

  • понимание необходимости соблюдения моральных принципов во всех сферах жизни;
  • выработка ощущения совести;
  • стимулирование дальнейшего нравственного развития и самосовершенствования;
  • стойкость и сопротивление аморальным явлениям, публичное их осуждение;
  • терпимость и милосердие по отношению к окружающим.

Выводы

Содержание воспитания ребенка представляет собой комбинацию видов и методов деятельности, которые направлены на формирование личности. Его цели должны быть реальными, ведь нельзя добиться большего, чем на данный момент позволяют физиологические и умственные способности. Также важно понимать, что воспитание - это обоюдный процесс, а потому он должен производиться в тесном взаимодействии с ребенком, а не путем авторитарного воздействия. Всегда должно быть место самоопределению. Стоит отметить, что в процессе воспитания всегда стоит учитывать чувства и интересы ребенка. Не должно быть места принуждению. Лучше, если в процессе воспитания ребенок будет находиться в коллективе.

Воспитание делится на несколько классификационных признаков. Так, в соответствии с объектом, оно может быть экономическим, интеллектуальным, гражданским, правовым, интернациональным, патриотическим и так далее. Что касается содержания, то может иметь место трудовое, физическое и умственное воспитание. Если говорить о форме - школьное, религиозное и семейное. Что касается стиля деятельности педагога, то воспитание может быть свободным, демократическим или же авторитарным.

В процессе воспитания стоит придерживаться целого ряда принципов. В первую очередь должна присутствовать социальная направленность, чтобы с ранних лет привить ребенку понимание важности труда в общественной жизни. Всегда стоит опираться на положительные примеры и эмоции, а также общаться с ребенком, как с полноценной личностью, проявляя к нему полное уважение. Стоит отметить, что все дети обладают индивидуальными особенностями, которые непременно стоит учитывать. Также важно понимать, что воспитательный процесс в семье, обществе и учебных заведениях должен иметь единое направление.

Цели и формулируются индивидуально, в зависимости от ситуации. Тем не менее существует общепринятый перечень, в соответствии с которым выстраиваются образовательные процессы. Так, ребенок должен получить четкое представление о структуре общества и своей роли в нем. Также должно быть обеспечено гармоничное всестороннее развитие. Дети должны получить основные представления о морали и нравственности, а также сформировать четкую гражданскую позицию. Стоит выработать у ребенка чувство заинтересованности в решении коллективных задач, а также развить навыки коммуникаций.

Особое внимание должно уделяться дошкольному воспитанию, особенно если оно осуществляется в домашних условиях. Так, родители часто допускают ошибку, пытаясь приучить ребенка к строгому школьному режиму или же пытаясь освоить с ними сложную программу начальных классов. Важно уделять достаточное внимание физическому, умственному и нравственному развитию в соответствии с особенностями конкретного возрастного периода.