Организация диспансерного наблюдения за детьми. Диспансеризация детей первого года жизни: в чём заключается данная процедура? Что такое профосмотр в поликлинике детской

На этом этапе можно выявить патологии развития, скорректировать отставание, предотвратить формирование предпосылок для появления хронических патологий в школьном возрасте. Обязательная диспансеризация детей имеет некоторые особенности, в частности, ведется наблюдение за развитием нервной системы.

Особенности детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Начиная рассматривать особенности детей дошкольного возраста 3-7 лет, стоит сказать, что именно в эти годы идет активное формирование нервной системы и всех основных органов. Возраст от трех до семи лет называют дошкольным периодом. После преодоления кризисного этапа ребенок меняется прямо на глазах. Он становится покладистым, сговорчивым, управляемым, и вы не нарадуетесь случившейся с ним перемене. Конечно, впереди еще много трудностей и конфликтов, непредсказуемых поступков и серьезных разногласий, но ясно одно: ваш несмышленыш превратился в самостоятельную личность. И эта метаморфоза требует от вас изменений в поведении и в отношении к ребенку.

Все меньше времени и хлопот занимает у вас физический уход за малышом, зато большее внимание стоит уделять его умственному и физическому развитию, знакомству с окружающим миром и взаимоотношениям с людьми. Ведь не зря этот период зовется дошкольным. Все особенности возраста от 3 до 7 лет заключаются в том, что малыш готовиться к серьезным физическим и умственным нагрузкам.

Через 3-4 года ребенок войдет в новую, школьную жизнь, в которой существуют свои правила, и законы и где он должен будет рассчитывать только на свои силы. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье, данное ему природой от рождения, и выпустить в самостоятельную жизнь закаленным морально и физически.

Где пройти диспансеризацию ребенком у детей дошкольного возраста

Диспансеризация детей дошкольного возраста является ведущим направлением с целью улучшения здоровья нации. Одной из основных особенностей отечественной медицины всегда было и остается ее профилактическое направление, означающее предупреждение заболеваний или выявление их на ранней стадии, когда они легко поддаются лечению. Этим требованиям отвечает комплекс мероприятий под названием «диспансеризация», включающий в себя систематические профилактические осмотры и коррекцию выявленных нарушений.

В 2002 году по приказу Министерства здравоохранения РФ была проведена всероссийская диспансеризация детей, выявившая удручающую картину: более 70% детей оказались нездоровыми и нуждающимися в медицинской помощи. Из больных детей вырастают больные взрослые, а проблемы со здоровьем станут настоящей преградой на пути профессионального становления и в личной жизни.

В последние годы проводилась всероссийская диспансеризация детей до 18 лет. Для каждой возрастной группы была предусмотрена своя программа диспансеризации, включающая врачебный осмотр (от 8 до 12 специалистов), лабораторные исследования, электрокардиографию, флюорографию и более серьезное обследование по показаниям. Диспансеризация проводилась в детских садах, школах, детских домах и интернатах, других детских учреждениях закрытого и открытого типов. Если ваш ребенок не посещает ни одно из детских учреждений, ответственность за прохождение диспансеризации возлагается на вас. Вы должны самостоятельно обратиться в поликлинику, где пройти диспансеризацию ребенком и получить необходимое обследование.

Обязательно ли проходить диспансеризацию ребенку в 3 года в детском саду?

Здоровье ребенка надо беречь не только, когда он «лежит поперек лавки». Диспансеризация ребенка в 3 года - время плановой расширенной программы, когда ребенок подвергается подробному обследованию у специалистов. Обязательно ли проходить диспансеризацию ребенку в это время - вопрос, на который есть только один правильный ответ. И он утвердительный. Нередко мамы избегают профилактических осмотров, мотивируя свое решение нежеланием «тратить время по пустякам: я и так знаю, что он здоров». И совершенно напрасно. Самостоятельно выявить сколиоз или плоскостопие вы не можете, а обнаруженная в подростковом возрасте, эта патология потребует более значительных усилий, моральных и материальных затрат, нежели в 3-4 года. Нежелание лечить кариозные молочные зубы («Зачем? Все равно выпадут») приведет к формированию очага хронической инфекции в организме.

Своевременная проверка остроты зрения у ребенка предупредит развитие близорукости. А какой маме придет в голову, что у ребенка «глазки видят плохо», ведь он на это не жалуется?!

Если «слабые места» детского организма будут выявлены в 3-4 года, у вас будет достаточно времени, чтобы до школы привести их в порядок. Так что не откладывайте диспансеризацию до последнего момента перед поступлением в школу. Она проводится в интересах вашего ребенка.

Если ваш ребенок не посещает ДДУ, где диспансеризация ребенка в детском саду проходит в плановом и обязательном порядке, найдите время для посещения поликлиники и необходимого обследования. Заранее узнайте расписание работы узких специалистов, которых необходимо посетить, и спланируйте «поход за здоровьем» с минимальной затратой времени. В некоторых поликлиниках, кроме «грудничкового» дня, выделен диспансерный день для детей старше года, когда все специалисты ведут прием в одно время. Это очень удобно, и за одно посещение вы сможете сдать необходимые анализы и пройти осмотр у всех врачей.

Эффективность, особенности и цель диспансеризации детей

Эффективность диспансеризации детей зависит от своевременности и полноты обследований. Для того, чтобы достичь поставленную цель диспансеризации детей, необходимо посетить всех, перечисленных далее врачей. Они знают особенности диспансеризации детей, на что стоит обратить пристальное внимание, даже если родителям кажется, что малыш полностью здоров.

Ортопед проверит осанку ребенка и наличие или отсутствие у него плоскостопия. Тут-то вы и поймете, почему ваш малыш не любит длительных прогулок и часто жалуется, что «ножки болят». А вам и в голову не приходило, что у него плоскостопие, думали, что просто устает к вечеру.

Хирург определит, нет ли у ребенка пупочной или паховой грыжи, на месте ли у мальчика яички, правильно ли развиваются половые органы.

Невропатолог даст оценку нервно-психическому состоянию, проверит рефлексы и достижения общего развития. Особое внимание невропатолог уделяет детям, перенесшим перинатальную энцефалопатию, внутричерепную гипертензию, фебрильные судороги.

Окулист проверит остроту зрения малыша. Ничего, что он еще не выучил буквы. Существуют специальные таблицы для маленьких, на которых изображены знакомые предметы: елочки, машинки, белочки и т. д. Многие современные малыши испытывают повышенную нагрузку на органы зрения из-за пристрастия к телевизору, компьютеру, из-за раннего обучения чтению и письму. Поэтому важно своевременно установить склонность к близорукости и найти на нее управу.

Стоматолог проверит состояние молочных зубов и объяснит, что молочные зубы, пораженные кариесом, надо лечить обязательно. Тогда постоянные зубы будут красивыми и здоровыми. Одновременно врач оценит состояние прикуса и при необходимости направит к ортодонту.

Отоларинголог проверит остроту слуха, оценит состояние носоглотки, выявит аденоиды, которые нарушают носовое дыхание и отрицательно сказываются на развитии умственной деятельности, и назначит лечение, способствующее сокращению аденоидной ткани. При необходимости предложит оперативное удаление аденоидов.

Закончится «диспансерный марафон» в кабинете у педиатра, который даст заключение о состоянии здоровья вашего ребенка и рекомендации по дальнейшему развитию.

Диспансеризацию детей Минздрав РФ обещает сделать ежегодной, а это должно повысить качество здоровья наших детей.

Важнейшее звено диспансеризации детского населения состоит в организации медицинских (профилактических) осмотров. В поликлиниках выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам:

Дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения;

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения;

Школьники.

Профилактические осмотры детей целесообразно проводить в форме трехэтапного скрининга:

I этап - доврачебный;

II этап - педиатрический;

III этап - специализированный.

На доврачебном этапе организуются лабораторно-инструментальные исследования, антропометрия, анкетирование, измерение артериального давления, остроты зрения, динамометрия.

На педиатрическом этапе проводится клинический осмотр педиатром с анализом данных доврачебного обследования и оценкой состояния здоровья ребенка. Для поступающих в школу, а также детей школьного возраста этот этап носит характер врачебно-педагогического. В его проведении с целью оценки психологического статуса, функциональной готовности и адаптации к обучению принимают участие педагоги и психологи. Результаты этого этапа оформляются совместным медико-педагогическим заключением.

На специализированном этапе диспансеризация осуществляется бригадой врачей-специалистов. По завершении профилактических осмотров проводится комплексная оценка состояния здоровья ребенка. Особенность в работе детской поликлиники состоит в том, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковой службой на дому. В поликлинике проводится прием в основном здоровых детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также повторных больных с инфекционными заболеваниями (без острых явлений) и реконвалесцентов. Проведение профилактических медицинских осмотров детей в муниципальных поликлинических учреждениях гарантировано государством и является бесплатным, что предусмотрено Программой госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.

Родители имеют право выбрать медицинское учреждение для проведения медосмотра. В таком случае сведения и результаты медосмотра необходимо представить в то учреждение, где находится основная медицинская карта - «история развития ребенка ». Это основной учетно-оперативный медицинский документ детских лечебно-профилактических учреждений, предназначенный для регистрации данных медицинского наблюдения, а также проведенных лечебных и профилактических мероприятий. Данный документ имеет юридическую силу. На его основании принимаются экспертные решения, касающиеся состояния здоровья ребенка.

Если профилактический медицинский смотр проводится перед оформлением ребенка в детский сад или школу, то результаты обследования и все сведения о состоянии здоровья заносятся в «медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детских домов и интернатов». Этот документ хранится в образовательном учреждении (детском саду, затем в школе) до достижения ребенком 17 лет.

В случае если при проведении профилактического медицинского осмотра у ребенка выявляется заболевание, то с целью постановки точного диагноза врач назначает дополнительные обследования (консультации узких специалистов, лабораторные, инструментальные обследования). Объем обследований определяется в соответствии с диагностическими стандартами, утвержденными соответствующими приказами Минздравсоцразвития РФ.

Дети с хронической патологией также проходят медицинский осмотр в определенные сроки. Такие дети находятся под диспансерным наблюдением, алгоритм проведения которого, кратность осмотров, перечень специалистов, диагностических процедур определяется соответствующими нормативными документами.

Профилактические медицинские осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, в том числе дошкольные, организуются администрацией образовательного учреждения и медицинским персоналом, прикрепленным к данному учреждению. Возможно проведение медосмотра в поликлинике, непосредственно в школе или детском саду в зависимости от имеющихся возможностей. Вариант проведения определяется администрациями поликлиники и образовательного учреждения.

Профилактические медицинские осмотры являются добровольными. Необходимость наличия справки о состоянии здоровья ребенка при поступлении в любое образовательное учреждение определена ведомственными нормативными актами, что противоречит Федеральному Закону. В Федеральном Законе говорится, что ни одна из причин, как и отсутствие справки о пройденном профосмотре, не может являться поводом для отказа в приеме ребенка в образовательное учреждение, в том числе ясли, детский сад.

Однако родителям следует понимать, что постоянное динамическое наблюдение за здоровьем ребенка проводится в первую очередь в интересах самого ребенка, так как дает возможность выявления и лечения заболеваний на ранних стадиях, а также предотвращения развития хронических заболеваний.

Большое значение в деятельности детской поликлиники имеет прививочная работа, порядок проведения которой определяется соответствующими приказами МЗиСР Российской Федерации.

Профилактические прививки проводятся детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках. Детям, посещающим образовательные учреждения, прививки делаются в этих учреждениях. Категорически запрещается делать прививки на дому.

О дне проведения предстоящих профилактических прививок детям, посещающим детские дошкольные учреждения и школы, необходимо заранее оповещать родителей. Всех детей в день прививки обследуют врачи с учетом анамнестических данных и термометрии. Детям, имеющим относительные противопоказания, прививки должны проводиться по индивидуальной схеме, согласно рекомендациям соответствующих специалистов.

Острые инфекции и неинфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний считаются временными противопоказаниями для проведения вакцинации. Плановые прививки проводят через 2-4 нед после выздоровления. При нетяжелых острых респираторных инфекциях вакцинацию проводят сразу после нормализации температуры.

Сроки проведения вакцинации определены Национальным календарем профилактических прививок.

Участковая медицинская сестра на следующий день после прививки должна посетить ребенка на дому для выяснения характера реакции на нее. О результатах этих посещений медицинская сестра сообщает участковому врачу-педиатру и фиксирует данные о реакции ребенка на прививку в «Истории развития ребенка» (ф. 112/у). Учет и контроль над профилактическими прививками осуществляется при помощи «Карты учета профилактических прививок» (ф. 063/у), которая заполняется на каждого новорожденного и каждого ребенка, вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники. В настоящее время в практику здравоохранения вводится «Прививочный сертификат».
Из «Карт учета профилактических прививок» в детской поликлинике формируется прививочная картотека. Важный раздел организации прививочной работы в поликлинике - полный и своевременный учет детей, подлежащих прививкам и проживающим в районе деятельности детской поликлиники. С этой целью в октябре-ноябре каждого года участковыми медицинскими сестрами путем подворных обходов уточняется число детей на участке. Списки, составленные в результате этой работы, выверяют по «Историям развития ребенка» и «Карте профилактических прививок». Гигиеническое воспитание и обучение на участке должно быть тесно связано с лечебно-профилактической работой врача и медицинской сестры и проводиться по плану. В отличие от поликлиники для взрослых, в структуру детской поликлиники входят отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях и отделение медико-социальной помощи.

План профилактических осмотров (диспансеризации) детей от 0 до 1 года

План профилактических осмотров (диспансеризации) детей от 1 года до 17 лет

1 - 2 года педиатр - 1 раз в квартал
2 года педиатр, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, гинеколог (синехии, воспаление) для девочек, уролог (крипторхизм, фимоз) для мальчиков общий анализ крови (ОАК), общий анализ мочи (ОАМ), кал на яйца глист, соскоб на энтеробиоз
2-3 года педиатр 1 раз в 6 месяцев
3 года педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, логопед, дерматолог ОАК, ОАМ, кал на яйца глист, соскоб на энтеробиоз
5-6 лет
6-7 лет аналогично осмотрам и обследованиям в 3 года
7-8 лет (окончание 1 класса) педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, гинеколог (синехии, воспаление) для девочек, уролог (крипторхизм, фимоз) для мальчиков ОАК, ОАМ, кал на яйца глист, энтеробиоз, соскоб на энтеробиоз
9-10 лет (5 класс) педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, эндокринолог, гинеколог (для девочек) ЭКГ, ОАК, ОАМ, общий анализ кала, кал на яйца глист
11-12 лет (7 класс) педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, эндокринолог, гинеколог (для девочек), уролог (для мальчиков) ОАК, ОАМ, общий анализ кала, кал на яйца глист
14-15 лет (9 класс) аналогично осмотрам и обследованиям в 11-12 лет
15-16 лет (10 класс) аналогично осмотрам и обследования в 11-12 лет + флюорография (ФЛГ)
16-17 лет (11 класс) аналогично осмотрам и обследования в 11-12 лет + ФЛГ

Первый год жизни – самый важный этап в жизни крохи. За эти 12 месяцев он научится ходить, произносить первые слова и понимать смысл речи взрослых. Однако первостепенное значение для каждого родителя имеет состояние здоровья ребёнка.

Некоторые патологические изменения, замеченные у детей до года и вовремя исправленные, будут напоминать о себе лишь записью в медицинской карте. Именно плановая диспансеризация детей позволяет наблюдать за их ростом и развитием, отслеживать изменения в маленьком организме и предотвращать негативные последствия заболеваний.

В чём заключается диспансеризация?

Диспансеризация младенцев – это ежемесячное посещение врачей, необходимое для контроля за развитием всех систем организма малыша и получения ответов на интересующие родителей вопросы по уходу.

Диспансерное наблюдение осуществляется благодаря родовому сертификату – документу, который выдаётся женщине ещё в период беременности. Сертификация предусматривается государственным проектом «Здоровье», который обязывает родителей и врачей провести ряд обследований малыша до годика.

План диспансеризации предполагает ежемесячный осмотр врачом-педиатром, а также некоторыми узкими специалистами в определённый период времени. Разберёмся во всём более подробно и рассмотрим каждый этап процесса.

Первый этап: наблюдение в родильном доме

Буквально сразу же после рождения ребёнок попадает в руки врача-неонатолога, который осматривает слизистые, проверяет сердцебиение, слушает дыхание и проверяет основные рефлексы. При отсутствии патологий малыша моют, проводят необходимую обработку и пеленают.

Четвёртый день жизни доношенных деток (и седьмой у недоношенных) знаменуется взятием первого анализа (кровь из пяточки) для скрининг-теста. Данный тест направлен на раннее выявление таких генетических заболеваний у новорождённых, как:

  • муковисцидоз;
  • фенилкетонурия;
  • врождённый гипотиреоз;
  • галактоземия;
  • адреногенитальный синдром.

Если у ребёнка имеется подозрение на наличие одного из этих недугов, родителям направляется извещение о необходимости прохождения исследования повторно для опровержения или подтверждения диагноза.

Второй этап: наблюдение за развитием ребёнка до года в детской поликлинике

Данный этап продолжается весь год и делится на два периода: наблюдение до полугода и с 6 до 12 месяцев. Однако это не означает, что врача необходимо посетить лишь два раза, обследования проводятся каждый месяц.

После выписки из роддома медсестра и врач из детской поликлиники приходят на дом к новорождённому, осматривают его и рассказывают маме об особенностях ухода за крохой.

1 месяц

В месяц малыш с мамой впервые отправляются на приём к педиатру самостоятельно. Врачом проводится:

  • проверка осанки;
  • пальпация внутренних органов;
  • проверка родничка;
  • оценка развития органов чувств;
  • осмотр мошонки у мальчиков;
  • набор процедур, которые будут повторяться ежемесячно: осмотр кожных покровов, родничка, взвешивание и измерение роста, окружности головы и грудной клетки, измерение температуры тела.

Помимо педиатра, малышу с мамой предстоит отправиться к некоторым узким специалистам:

  • хирургу;
  • травматологу-ортопеду;
  • неврологу;
  • окулисту.

Перед посещением этих специалистов необходимо пройти ультразвуковые исследования головного мозга, сердца, печени, почек и тазобедренных суставов.

Хирургом осуществляется:

  • оценка особенностей строения скелета и опорно-двигательного аппарата;
  • выявление патологий: грыжи, повреждений шеи, вывихов и т. п.;
  • осмотр половых органов.

При наличии соответствующих показаний хирург может рекомендовать малышу проведение лечебного массажа, занятия лечебной гимнастикой или плавание.

Травматолог-ортопед, познакомившись УЗИ тазобедренных суставов и проведя осмотр, фиксирует изменения в структуре и проверяет наличие дисплазии, своевременное лечение которой позволяет избежать проблем в дальнейшем. При отсутствии должного лечения с возрастом приходят болезненные ощущения, нарушения походки вследствие ограничения движения суставов, что может привести к инвалидности.

Врач-невролог в месяц проводит осмотр с целью:

  • оценки нервно-психического развития крохи;
  • сбора информации от родителей и оценки на их основе поведения малыша;
  • выделения группы риска при наличии отклонений.

Посетить офтальмолога лучше на рубеже 1–2 месяцев. Врач оценит:

  • остроту зрения, насколько малыш фиксирует взгляд на предмете;
  • состояние мышц, слёзных путей, век и глазного дна.

2 месяца

  • В два месяца проводится только стандартный медосмотр педиатром.

3 месяца

В три месяца педиатр проводит необходимые измерения для оценки развития малыша, а также даёт направления на ряд обследований:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • осмотр неврологом.

Общий анализ крови предполагает взятие крови из пальчика ребёнка. Для получения объективных результатов кроху лучше не кормить час–два перед сдачей анализа.

Анализ мочи обычно принимают в лаборатории рано утром. Можно собрать мочу в чистую мисочку, а после перелить в специальную баночку или же воспользоваться мочеприёмником для малышей.

Невролог проводит осмотр ребёнка с целью определения уровня его психомоторного развития.

4–5 месяцев

  • В 4 и 5 месяцев кроха посещает педиатра для стандартного осмотра.

6 месяцев

Полгода – следующий рубеж для прохождения комплексного обследования узкими специалистами, среди которых:

  • невролог;
  • офтальмолог;
  • отоларинголог;
  • кардиолог.

Невролог в очередной раз сравнивает показатели психомоторного развития с возрастной нормой.

Офтальмолог проводит повторные измерения рефракции глаз и сравнивает их с показателями пятимесячной давности для оценки динамики, а также выявляет наличие или отсутствие косоглазия.

ЛОР осуществляет следующие действия:

  • осматривает слизистые и даёт рекомендации по уходу за ними;
  • проверяет слух;
  • проводит осмотр ушек с целью профилактики отита.

Кардиолог на основе ЭКГ и собственного осмотра малыша исключает или подтверждает наличие пороков сердца и других заболеваний сердца. Осмотр также проводится с целью своевременного выявления у ребёнка ревматизма, диффузных заболеваний соединительной ткани, артритов и других патологий сердечно-сосудистой системы.

7 и 8 месяцев

В 7 и 8 месяцев осмотр узкими специалистами не осуществляется, если, конечно, на то нет показаний и направления от педиатра.

9 месяцев

Врач-педиатр после стандартного осмотра отправляет кроху к стоматологу. Врач осматривает полость рта с целью:

  • обнаружения патологий на языке, дёснах, нёбном язычке, уздечке языка;
  • выявления неправильного или запоздалого прорезывания зубов.

Также стоматолог информирует родителей о правильном уходе за зубами и полостью рта, даёт рекомендации по уменьшению дискомфорта малыша во время прорезывания зубок.

10 и 11 месяцев

10 и 11 месяцев – время очередных посещений педиатра для отслеживания динамики роста и развития крохи.

12 месяцев

В один годик малышу предстоит пройти последний этап диспансеризации. Он включает прохождение таких специалистов, как:

  • невролог;
  • хирург;
  • ортопед;
  • окулист;
  • стоматолог;

Также в год сдают общие анализы мочи и крови, при необходимости проводится ультразвуковое исследование.

Держать в голове всю описанную выше информацию о периодах обследования узкими специалистами ни к чему, при необходимости вам придёт на помощь такая таблица.

Диспансеризация детей первого года жизни – процесс очень важный для здоровья крохи, поэтому пренебрегать им не стоит. Даже если на дворе лето, и вы хотите поехать с малышом на отдых, рассчитайте время так, чтобы посетить специалистов вовремя. Помните, что своевременное лечение болезней, выявленных во время младенчества, может избавить ребёнка от проблем со здоровьем в будущем. Пусть ваши детки всегда будут счастливы и здоровы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.2 Роль медсестры в диспансерном учете

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность работы заключается в том, что первый год жизни ребёнка очень важен для его развития и дальнейшего становления здоровья. В связи с этим предусмотрена специальная программа, которая включает в себя обязательный осмотр врачами детей до 1 года. Её основная задача - предупредить заболевание или же своевременно начать лечить уже возникшую проблему со здоровьем или развитием детей.

За последнее десятилетие в состоянии здоровья детей сформировались устойчивые негативные тенденции - распространенность факторов риска формирования здоровья и развития, увеличение заболеваемости и инвалидности.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей от 0 до 18 лет возможно только при организации постоянного контроля за состоянием их здоровья и развития, регулярном проведении комплексных лечебно- оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Для того, чтобы оценивать рост, развитие и состояние здоровья ребенка первого года жизни в России существует диспансеризация - четкий график осмотра детей специалистами и проведения определенных анализов и исследований. Цель диспансеризации детей до года проста и понятна - не допустить развития различных заболеваний, ведь, если «поймать» их в самом начале, можно значительно снизить, а то и вовсе устранить возможные негативные последствия.

Цель курсовой работы - рассмотреть роль медсестры в диспансерном учете детей до года.

Задачи исследования:

Определить схему диспансеризации детей;

Рассмотреть плановую диспансеризацию на первом году жизни;

Исследовать значение диспансеризации для здоровья ребенка;

Проанализировать роль медицинской сестры в проведении диспансеризации.

Объектом исследования является организация диспансерного наблюдения в ГБУЗ СК «Городская детская больница» г. Пятигорска.

Предметом исследования является диспансеризация детей до года.

Методы исследования.

Изучение специальной и научной литературы,

Анализ и синтез полученных данных,

Проведение исследования.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В ведении обосновывается актуальность темы курсовой работы, его цели, задачи, предмет и объект исследования.

В первой главе курсовой работы «Теоретические вопросы диспансеризация детей» рассматривается схема диспансеризации детей, исследуется плановая диспансеризация на первом году жизни, значение диспансеризации для здоровья ребенка.

Во второй главе «Роль медсестры в проведении диспансеризации» проанализирована работа по диспансеризации детей первого года ГБУЗ СК «ГДБ г. Пятигорска», определена роль медсестры в диспансерном наблюдении.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются выводы, отражающие проделанную работу.

диспансеризация здоровье медицинский сестра

Глава 1. Теоретические вопросы диспансеризация детей

1.1 Схема диспансеризации детей

Диспансеризация - это система работы учреждений здравоохранения, основу которой составляет профилактика, ранее активное выявление заболеваний и комплексное лечение ребенка в амбулаторно-поликлинических условиях, стационаре, санатории.

Основная задача диспансеризации больных и здоровых детей - это первичная профилактика, включающая не только медицинские мероприятия, но и проведение широких санитарно-гигиенических мер с целью охраны окружающей среды, а также формирования здорового образа жизни, широкое внедрение физической культуры и спорта, гигиеническое обучение и воспитание детей.

Диспансеризация или система регулярных наблюдений за детьми является основой здравоохранения. Под диспансеризацией в педиатрии понимается стройная система организационных и лечебных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками, заключающаяся в систематическом наблюдении за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка и предупреждение заболеваний.

В случае возникновения острого заболевания диспансерный период наблюдения предусматривает лечение больного малыша до полного выздоровления. При хронических формах патологии осуществляется активное динамическое наблюдение с целью профилактики обострений и оздоровления маленького пациента.

Весь комплекс профилактических мероприятий на участке совместно с педиатром осуществляют участковая медицинская сестра, медсестра кабинета здорового ребенка и медсестра прививочного кабинета. В диспансеризации здоровых детей принимают участие врачи-специалисты и лаборанты.

Диспансерное наблюдение за неорганизованными детьми после окончания периода новорожденности участковый педиатр осуществляет на профилактических приемах.

Дети посещают детскую поликлинику в строго регламентированные сроки:

На первом году жизни -- ежемесячно, а дети из групп риска должны осматриваться чаще;

На втором году жизни -- один раз в квартал;

На третьем году -- один раз в 6 месяцев;

На четвертом, пятом, шестом годах жизни -- один раз в год в месяц своего рождения.

Основная задача педиатра при профилактическом осмотре -- определить уровень здоровья и развития, выявить наличие отклонений в состоянии здоровья у ребенка, назначить корректирующие мероприятия. Для качественного проведения профилактического осмотра рекомендуется использовать следующую последовательность действий:

Исследовать состояние здоровья по принятым критериям;

Провести комплексную оценку состояния здоровья с определением группы здоровья, группы риска;

Оформить эпикриз в истории развития (карточке) ребенка.

Перед профилактическим осмотром в поликлинике ребенка на дому посещает медсестра и выясняет, как выполнялись рекомендации педиатра, наличие жалоб у матери, характер и особенности вскармливания ребенка. При осмотре обращается внимание на цвет кожи и слизистых, физиологические отправления, оценивается нервно-психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

На первом году жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен:

В 1 месяц -- ортопедом, невропатологом;

К 3 месяцу -- офтальмологом, хирургом, отоларингологом,

В 9 месяцев стоматологом;

Дети из групп риска осматриваются специалистами в более ранние сроки. Эти же специалисты осматривают ребенка и в годовалом возрасте.

В возрасте 3-х месяцев (по показаниям раньше) проводят общий анализ крови и мочи. В возрасте 1 года эти исследования проводят повторно, дополняя их исследованием кала на яйца глистов.

Итак, учет ежегодной диспансеризации - это систематическая (2 раза в год) перепись детей, проживающих на территории, обслуживаемой лечебно-профилактическим учреждением. Для учета всеобщей диспансеризации заполняется учетная форма, утвержденная МЗ РФ, в которую вносят даты врачебных осмотров, лабораторных и рентгенологических исследований, диагноз. Дети первых трех лет жизни осматриваются педиатром дифференцированно, частота осмотров зависит от возраста и состояния здоровья ребенка при рождении. В ЦРБ районных больницах при отсутствии врачей специалистов по патологии детского возраста, осматривают детей в декретные сроки врачи-специалисты, обслуживающие взрослое население.

1.2 Плановая диспансеризация на первом году жизни

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 «О стандарте диспансерного(профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» определены стандарты плановых осмотров детей до года.

Сразу после рождения малыша осматривает врач-неонатолог. Он проверяет рефлексы, оценивает состояние слизистой, прослушивает дыхание и сердцебиение. Все эти мероприятия направлены на раннее выявление любых патологий.

Далее, если всё в порядке, малыша обмывают, обрабатывают и одевают (пеленают). На 4 сутки у здоровых детей и на 7 сутки у недоношенных из пяточки берётся кровь на скрининг-тест. Он позволяет своевременно выявить ряд тяжёлых генетических заболеваний:

муковисцедоз;

фенилкетонурия;

врождённый гипотереоз;

галактоземия;

адреногенитальный синдром.

Если ребёнок здоров, то маме не приходит извещения. Но если по какому- либо из перечисленных заболеваний малыш попадает в группу риска, родители (иногда и детская поликлиника) получают извещение о необходимости повторного обследования.

Наблюдение по родовой сертификации делится на 2 этапа.

I период: от 1 мес. до 6 мес.

II период: с 6 мес. до 12 мес.

Обследования проводятся каждые 3 месяца.

В российской системе здравоохранения есть четкие правила: как только ребенок родился, сведения об этом событии передаются в детскую поликлинику по месту жительства. Следовательно, сразу же после выписки из роддома к малышу должны прийти участковый педиатр и медицинская сестра. Они приходят на дом ежедневно до 10-го дня, затем, как правило, раз в неделю - осматривают пупочную ранку малыша, уточняют, как спадает желтушка. Безусловно, еще одна важная цель таких визитов - научить маму ухаживать за малышом, дать рекомендации по закаливанию, грудному вскармливанию и гигиене.

На протяжении всего первого года жизни малыша посещения поликлиники являются ежемесячными. Для удобства родителей в «грудничковый день» (проводится еженедельно) в часы приема педиатра параллельно с ним работают невропатолог, окулист, хирург-ортопед. Это основные специалисты, которым следует показывать малыша в установленные сроки.

В месяц ребенок впервые посещает поликлинику, где его должны осмотреть педиатр, невролог, окулист и хирург-ортопед.

Педиатр оценивает прибавку в весе, росте, измеряет окружность головы и грудной клетки, оценивает состояние и размеры родничков. Доктор проверяет слух, оценивает кожу, отвечает на вопросы мамы об уходе и кормлении. Также педиатр выписывает направления на исследования - общий анализ крови, мочи, УЗИ внутренних органов.

Невролог проверяет психомоторное развитие, рефлексы и оценивает мышечный тонус ребенка. Доктор также оценивает состояние родничков и черепных швов, дает направление на нейросонографию, то есть, УЗИ головного мозга.

Хирург и ортопед осматривают младенца на наличие паховой или пупочной грыжи, врожденную косолапость и кривошею, а также дисплазию тазобедренных суставов и нарушения развития скелета. В завершении осмотра доктор выписывает направление на УЗИ тазобедренных суставов.

У мальчиков обязательно нужно проверить яички (опущение, водянка) и аномалии мочеиспускательного канала.

Окулист проверяет проходимость слезных каналов, остроту зрения и глазное дно у малыша.

В этом возрасте ребенок приходит на плановый осмотр к педиатру, который взвешивает и измеряет малыша, оценивает его развитие.

Трехмесячного малыша, как обычно, осматривает педиатр, а также невролог, оценивающий психомоторное развитие. При необходимости доктор выписывает направление на массаж или в бассейн.

4 и 5 месяцы.

Все тот же плановый осмотр у педиатра с контролем веса, роста, окружностей головы и грудной клетки, состояния родничков и рефлексов.

В полгода ребенок уже многое умеет, он вырос, начинает активные движения и переходит на новое питание - вводится приокорм. Именно в этом возрасте необходимо прохождение небольшой медицинской комиссии, которая состоит из невролога, кардиолога, ЛОР-врача и окулиста.

Невролог определяет психомоторное развития ребенка, контролирует рефлексы. Окулист определяет предрасположенность к развитию близорукости и выявляет наличие косоглазия.

ЛОР-врач оценивает слух, осматривает носик и ушки малыша (нет ли воспалений или аномалий развития). Обязательно рассказывает маме об их правильной гигиене, о профилактике простудных и воспалительных заболеваний. При подозрении на нарушение слуха доктор дает направление к сурдологу.

Кардиолог осматривает малыша для выявления пороков и другой патологии сердечно-сосудистой системы. При необходимости доктор может дать направление на ЭКГ и эхокардиограмму.

7 и 8 месяцев.

В этом возрасте ребенку предстоит очередная консультация педиатра. Помимо оценки роста и развития, доктор может ответить маме на все вопросы относительно питания и введения новых прикормов.

9 месяцев.

Помимо очередного планового осмотра педиатра ребенку необходимы консультации невролога (оценка психомоторного развития ребенка), ортопеда (развитие тазобедренных суставов, позвоночника) и детского стоматолога (контроль прорезывания зубов, их роста, а так же рекомендации по гигиене и уходу за полостью рта).

10 и 11 месяцев.

В этом возрасте мама приводит малыша в поликлинику на плановый осмотр педиатра.

12 месяцев.

В год ребенку необходим осмотр не только педиатра, но и ряда специалистов. 12 месяцев - серьезный рубеж, перед нами уже взрослый человек, который может произносить несколько слов, имеет зубки, множество продуктов в рационе, умеет ходить и владеет немалым количеством самых разнообразных навыков.

Невролог оценивает полученные за год навыки, речевое и психомоторное развитие, тонус мышц. Важный момент - осмотр родничков, их состояние информативно для общей неврологической картины.

Ортопед контролирует физическое развитие ребенка, правильность развития позвоночника и формирования стопы. А детский стоматолог осматривает зубки на наличие кариеса (к сожалению, он встречается даже у таких малышей) и оценивает формирование прикуса.

ЛОР-врач проверяет ухо, горло и нос, а окулист определяет наличие/отсутствие отклонений в остроте зрения от возрастной нормы.

Безусловно, нужно сделать общий анализ мочи и крови. При необходимости, специалисты могут назначить дополнительные исследования.

Таким образом, соблюдая график диспансеризации детей первого года жизни, можно «держать руку на пульсе» и при появлении какого-либо заболевания немедленно приступить к лечению.

1.3 Значение диспансеризации для здоровья ребенка

Значение диспансеризации для здоровья ребенка переоценить сложно. Регулярное наблюдение у основных специалистов позволит контролировать состояние детского организма, выявлять заболевания на самой начальной стадии и успешно лечить их, не допуская обострений.

Диспансерный метод обслуживания детей, разработанный российскими педиатрами, - важнейший раздел работы детских поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов.

Первый год жизни ребенка - особенно ответственный период. От того, как растет и развивается ребенок в это время, во многом зависит его здоровье в будущем и развитие. Задачами диспансеризации детей в течение первого года являются динамическое наблюдение за их развитием и своевременное проведение оздоровительных мероприятий, профилактические осмотры всех детей (1 раз в месяц в течение года) с целью выявления ранних форм заболевания, активное динамическое наблюдение за детьми с отклонениями от нормы в состоянии здоровья.

Массовые профилактические осмотры здоровых детей первого года жизни имеют целью не только обнаружение и лечение заболевания, но и выявление предрасположенности к нему, и предупреждение возможности развития заболевания в будущем.

К факторам, предрасполагающим ко многим заболеваниям у детей на первом году жизни, относятся отягощенная беременность (ранний и поздний токсикоз, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, инфекции, химический и физический факторы) и отягощенные роды (недоношенность, переношенность, быстрые и затяжные роды, применение акушерских пособий, длительный безводный период, кесарево сечение и т. д.).

Предрасполагающими факторами являются также нарушение принципов вскармливания (раннее неправильное смешанное и искусственное вскармливание, отсутствие режима питания, позднее и неправильное введение дополнительных факторов питания, витаминов, прикорма), дефекты ухода (нарушение режима сна и бодрствования, недостаточное пребывание на свежем воздухе) и воспитания, недостаточное внимание к закаливающим мероприятиям или их отсутствие.

Медицинские сестры или фельдшеры должны проводить большую санитарно-просветительную работу, разъясняя матерям значение для ребенка правильных режима, вскармливания и закаливания.

Диспансеризация здоровых детей на первом году жизни, кроме ежемесячного профилактического осмотра, заключается в консультациях, ортопедов в 1, 6 и 9 мес., в консультации окулиста в 1 мес. В 3 или 6 мес. следует сделать анализ крови для выявления анемии. В 1 год ребенок осматривается окулистом, ортопедом, психоневрологом, следует сделать анализ крови, мочи. Ежемесячно нужно проводить антропометрию (измерение массы тела, роста, окружности груди и головы), отмечать психофизическое развитие.

Под особое диспансерное наблюдение должны быть взяты дети с анемией, рахитом, хроническими расстройствами питания, экссудативным и лимфатическим диатезами, перенесшие острые респираторные и кишечные заболевания и пневмонию, а также дети с родовой травмой и недоношенные.

Работникам среднего медицинского звена необходимо проводить большую организационную и санитарно-просветительную работу по устранению причин, вызывающих анемию (среди них -- дефекты вскармливания, ухода, частые острые инфекционные заболевания), по улучшению и нормализации ухода и режима, коррекции питания (белок животного происхождения, витамины, микроэлементы).

Дети с хроническими расстройствами питания (гипотрофия и избыточная масса тела) осматриваются 1 раз в 2--3 недели. Работники среднего медицинского звена должны проводить с их родителями большую санитарно-просветительную работу по выявлению и устранению причин, приводящих к дистрофиям (дефекты ухода и вскармливания, частые заболевания, врожденные дефекты и т. д.).

Дети с аномалиями конституции (экссудативный и лимфатический диатезы) наблюдаются 1 раз в месяц, их следует консультировать со специалистами -- дерматологом и аллергологом. Этим детям 2 раза в год производят анализы крови, мочи, копрологические исследования, следят за динамикой массы тела.

Дети, перенесшие острое респираторное заболевание до 3 месяцев, повторно болеющие ими и перенесшие пневмонию до 1 года, находятся на диспансерном наблюдении до 1 года. Осматриваются они в первом полугодии 2 раза в месяц, во втором -- 1 раз в 2 мес.

За период наблюдения проводятся оздоровительные мероприятия с учетом фоновых заболеваний с включением физиотерапии, лечебной физкультуры и общеукрепляющей терапии. Проводятся консультации оториноларингологом, санация носоглотки. Большое значение имеют закаливающие процедуры. Критерием эффективности наблюдения является снижение частоты рецидивов и повторных заболеваний пневмонией и острыми респираторными инфекциями. Снятие с учета детей, перенесших пневмонию и повторно болеющих, проводится спустя 10--12 месяцев после клинического и рентгенологического выздоровления.

Дети, перенесшие острое кишечное заболевание, наблюдаются 1 раз в 2 -- 3 недели с учетом стула, динамики нарастания массы тела. Проводятся исследования кала на кишечную флору, копрологическое исследование, анализ крови. С учета они снимаются при перенесенной дизентерии через 1 месяц, при перенесении сальмонеллеза -- через 3 месяцев при условии отрицательных бактериологических анализов.

Дети с внутричерепной родовой травмой в периоде новорожденности должны быть осмотрены невропатологом, по его назначению проводится лечение, при необходимости организуются консультаций окулиста, хирурга, оториноларинголога. В первом полугодии их осматривают 1 раз в 2 недели, во втором -- 1 раз в 3 мес. Психоневролог осматривает детей 1 раз в 2 -- 3 месяца, окулист -- 1 раз в 6 мес. Критерием эффективности совместного с невропатологом наблюдения и лечения является отсутствие прогрессирования и восстановление нарушенных функций. Профилактические прививки и снятие с учета производятся только по заключению психоневролога.

Дети недоношенные и близнецы с весом 2--2,5 кг наблюдаются на 1-м месяце еженедельно, в возрасте 1--6 месяцев -- 1 раз в 2 недели, во втором полугодии -- 1 раз в месяц. На 1-м месяце жизни рекомендуются консультации хирурга, ортопеда, невропатолога, окулиста.

В заключении первой главы курсовой работы следует сказать, что правильно организованное диспансерное наблюдение за детьми первого года жизни, раннее выявление, своевременное и правильное лечение у них различной патологии - мощный фактор оздоровления детского населения; диспансерное наблюдение заметно улучшает показатели здоровья детей не только на первом году жизни, но и в более старшем возрасте.

Глава 2. Роль медицинской сестры в проведении диспансеризации

2.1 Работа по диспансеризации детей первого года ГБУЗ СК «ГДБ г. Пятигорска»

Работа ведется в соответствии с Постановлением правительства РФ от 29.11.2007г. № 987, Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.01.2007г № 50, № 33 от 15.01.2007 года и № 307 от 28.04.2007г.

Работает комиссия по распределению денежных средств полученных по талонам 3-1 и 3-2 родовых сертификатов между категориями медицинского персонала. Комиссия ежемесячно проводит заседания по распределению средств в соответствии с фактической нагрузкой работников, заседания оформляются протоколами. На основании протоколов издается приказ по учреждению.

Осуществляется организационно-методическая работа и контроль по ГБУЗ СК «ГДБ г. Пятигорска» по оформлению талонов 3-1, 3-2 родовых сертификатов в соответствии с инструкцией, тетрадей учета талонов, реестров родовых сертификатов.

Проводится анализ правильности оформления талонов 3-1, 3-2. Подекадно, по истечении 6 месяцев диспансерного наблюдения, ребенка заполненные талоны сдаются в статистический кабинет.

Ежемесячно подается заявка в ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на перечисление ГБУЗ СК «ДГБ г. Пятигорска» средств на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной детям первого года жизни за первые и вторые 6 месяцев диспансерного наблюдения.

Организовано формирование счета на оплату с приложением талонов родовых сертификатов и реестра талонов родовых сертификатов ежемесячно.

Реестр талонов родовых сертификатов предоставляется в региональное отделение ФСС. В 2015 году выставлено счетов по родовым сертификатам на сумму 3 807 ООО рублей (в т.ч. 2947021,49 руб. на заработную плату и 859 978,51 руб. на налоги).

На базе ГБУЗ СК «Городская детская больница» г. Пятигорска проводится второй этап неонатального и аудиологического скрининга для детей, у которых получены положительные или сомнительные результаты первого этапа. За 2015 год в рамках второго этапа неонатального скрининга по требованию лаборатории неонатального скрининга г. Ставрополь на наличие наследственных заболеваний обследовано 66 детей повторно, выявлено и подтверждено 4 случая заболевания, по поводу которых своевременно обеспечена консультация краевых специалистов, назначено необходимое питание и в полном объеме лечение.

За 2015 год по состоянию на 14.12.2015 г. в рамках проведения второго этапа аудиологического скрининга среди детей, не прошедших аудиологический скрининг в родильном доме, либо имеющих факторы риска, обследовано 596 детей; выявлено 6 случаев снижения слуха, все дети вовремя направлены на консультацию и лечение к краевым специалистам - сурдологам.

В 2015 году продолжалась реализация одного из самых важных направлений национального проекта «Здоровье» - диспансеризация детей до года.

Для его реализации Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования (СКФОМС) заключил 32 договора с учреждениями здравоохранения на финансирование расходов, связанных с проведением диспансеризации указанной категории детей.

В связи с отсутствием в некоторых медицинских организациях необходимых лицензированных видов медицинской деятельности, для выполнения стандарта диспансеризации медицинские организации заключили 89 договоров на недостающие виды деятельности.

Таблица 1 - Заболеваемость детского населения до 1 года

Нозология

Заболеваемость

Заболеваемость на 1000 детей

В том числе ОКИ

Болезни эндокринной системы

Болезни крови и кроветворных

Болезни нервной системы

Болезни глаза

Болезни vxa

Болезни органов дыхания

Болезни органов пищеварения

Болезни мочеполовой системы

Отдельные состояния

перинатального периода

Врожденные аномалии развития

Заболеваемость детей до года в течение 3 лет имеет тенденцию к снижению (в 2015 году на 10% по сравнению с 2014 году). Несколько выросла заболеваемость эндокринной системы (на 20%), нервной системы и врожденных аномалий развития (на 18%), менее значимо - болезней глаз (на 8 %). Отмечается достоверное уменьшение болезней органов дыхания (на 10%) и отдельных состояний перинатального периода (на 13,5 %).

На стабильном уровне - заболеваемость ЛОР-органов, системы пищеварения, мочеполовой системы. В структуре заболеваемости по-прежнему на первом месте болезни органов дыхания -8%, на втором месте отдельные состояния перинатального периода 13%. Данные показатели соответствуют среднестатистическим общероссийским.

Рис. 1. Итоги проведения диспансеризации в 2015г

Несмотря на ряд трудностей при проведении диспансеризации: закрытие стационарных учреждений и перевод указанных детей в другие учреждения, отсутствие лицензированных видов медицинской деятельности практически во всех медицинских организациях, в 2015 году увеличилась численность детей, прошедших диспансеризацию.

Это стало возможным в связи с проведением совместной организационной работы специалистов СКФОМС, министерства здравоохранения края, медицинских учреждений, постоянной актуализации списков детей до года, осуществления мониторинга состава пребывающих в стационарных учреждениях указанной категории детей с целью выявления новых лиц, не прошедших диспансеризацию и проведением повторных осмотров в этих учреждениях.

В результате ежегодно проводимой диспансеризации детей до года в 2015 году увеличилось число здоровых детей и детей, нуждающихся в профилактических мероприятиях.

Рис. 2. Показатели диспансеризации

Во время каждого профилактического осмотра педиатр должен уточнить анамнез, проанализировать данные о перенесенных заболеваниях, изменения во вскармливании, социальных условиях за период с предыдущего осмотра, выявить жалобы. На приеме ребенку проводятся антропометрические измерения (масса тела, длина, окружность головы и груди). Уровень и гармоничность физического развития оценивается по центильным таблицам.

2.2 Роль медсестры в диспансерном наблюдении

Работа амбулаторно-поликлинического учреждения, каковым является детская поликлиника, строится по участковому принципу. Детей на педиатрическом участке обслуживают врач-педиатр и медсестра - с момента выписки ребенка из роддома до передачи его под наблюдение врача подросткового кабинета.

Участковая медсестра систематически наблюдает за развитием здоровых детей на дому, совместно с врачом ведет профилактический прием здоровых детей; контролирует выполнение назначений врача по предупреждению рахита. Вместе с врачом ежемесячно планирует профилактические прививки, проводит при необходимости подготовку к ним, вызывает в поликлинику детей и оценивает постпрививочную реакцию.

Готовит детей к поступлению в дошкольно-школьные учреждения; контролирует направление детей на осмотр узкими специалистами и лабораторное обследование. Она же занимается вопросами рационального вскармливания детей, организацией противоэпидемических мероприятий и санитарно-гигиенического воспитания родителей и детей, проводит динамическое наблюдение за детьми из групп риска и оздоровления.

При оказании медпомощи остро заболевшим детям по назначению врача медсестра вводит лекарственные средства, проводит необходимые процедуры и забор мазков; наблюдает за состоянием больного.

В определенные дни недели в поликлинике ведется прием здоровых детей 1-го года жизни. Сведения о том, кого приглашать на прием, медсестра берет из плана работы участкового педиатра; предварительно оповещает родителей, выдает талоны на прием к врачу-специалисту и направление на сдачу анализов в лабораторию.

Участковая медсестра является основным помощником педиатра на приеме. В ее обязанности входит подготовка кабинета, после которой она приносит из регистратуры истории развития детей. Во время профилактического приема регулирует поток пациентов. Проводит антропометрию, дает советы по питанию, ведет целевые беседы, обучает родителей навыкам и элементам массажа и гимнастики, помогает врачу в ведении документации, выдает направления на анализы, оформляет документы на бесплатное питание и медикаменты, под контролем врача выписывает рецепты.

Патронаж детей до 1 года осуществляется исходя из их группы здоровья. Число патронажей определяет участковый врач. Первый патронаж к новорожденному выполняется участковой медсестрой совместно с врачом в первые 3 дня после выписки из роддома.

В первую неделю здорового новорожденного медсестра осматривает дважды, а потом еженедельно в течение первого месяца. Участковый педиатр составляет план такого наблюдения. Дети из группы риска и с патологией осматриваются внепланово. В 1-м полугодии ребенок осматривается медсестрой 1 раз в 2 недели, во 2-м полугодии 1-го года жизни -- 1 раз в месяц.

Дети из группы риска или состоящие на учете как дети социально опасного положения должны патронироваться участковой медсестрой в первую очередь.

Перечислим некоторые основные документы, ведение которых входит в обязанность участковой медсестры: тетрадь учета работы на дому участковой (патронажной) медсестры (форма № 116/у), история развития ребенка (ф. № 112/у); медсправка на ребенка-инвалида с детства (ф. № 080/у), журнал амбулаторных операций (ф. № 069/у), карта профилактических прививок (ф. № 063/у), журнал учета инфекционных заболеваний (ф. № 060/у), книга записи вызовов врача на дом (ф. № 031/у), журнал учета процедур (ф. № 029/у), журнал направлений на консультацию и во вспомогательные кабинеты (ф. № 028/у), выписка из истории развития ребенка (ф. № 027/у), талон на прием к врачу (ф. № 025-4), статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов (ф. № 025-2), карточка предварительной записи на прием к врачу (ф. № 040/у), дневник работы среднего медицинского персонала поликлиники (ф. № 039/у), карта учета диспансеризации (ф № 131/у).

Главная задача участковой медицинской сестры - проведение профилактической работы в целях формирования здорового ребенка и оказание медицинской помощи больным детям на дому по назначению врача.

Для решения этой задачи медицинская сестра выполняет большой комплекс мероприятий:

Проводит дородовые патронажи к беременным женщинам своего территориального участка, активно выявляет нарушения самочувствия беременной и своевременно сообщает об этом акушеру-гинекологу женской консультации и врачу-педиатру участковому;

Совместно с врачом-педиатром участковым посещает новорожденных в первые два-три дня после выписки из родильного дома;

Обеспечивает систематичность наблюдения за здоровыми и больными детьми;

Контролирует выполнение родителями врачебных назначений;

Планирует проведение профилактических прививок детям, не посещающим дошкольные учреждения, приглашает детей на прививку в поликлинику;

Ведет работу по своевременной организации медицинских осмотров детей, состоящих на диспансерном учете;

Выполняет назначенные врачом лечебные процедуры на дому;

Оказывает помощь врачу при медицинских осмотрах детей (проводит антропометрию, выписывает рецепты, справки, направления, листки нетрудоспособности, выписки, следит за очередностью приема);

Проводит беседы с родителями на участке и в поликлинике по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;

Ведет работу по подготовке общественного санитарного актива на участке, совместно с которым осуществляет мероприятия, направленные на профилактику травматизма детей на участке; рейды по проверке чистоты, организует встречи населения с врачом.

Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники организуется кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка). Для работы в нем в поликлинике, обслуживающей до 10 тыс. детей, предусмотрена 1 должность, свыше 10 тыс. детей - 2 должности медицинских сестер по профилактической работе со здоровыми детьми.

Основная задача кабинета здорового ребенка - обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.) с целью профилактики заболеваний и отклонений в физическом развитии ребенка.

Заключение

Диспансеризация - это регулярные осмотры и обследования организма, необходимые для поддержания здоровья. Особенно важна диспансеризация детей раннего возраста, так как именно на данном этапе возможные выявленные проблемы можно устранить и сделать это легче, пока малыш маленький, нежели потом.

Первичный патронаж новорожденного ребенка проводится совместно с медицинской сестрой первые три дня после выписки из родильного дома. При рождении первого ребенка в семье его необходимо посетить в первый или второй день после выписки. Во время своего первого врачебно-сестринского патронажа новорожденного педиатр выясняет наличие факторов риска в анамнезе: собирает биологический анамнез (течение беременности, родов, раннего неонатального периода), социальный анамнез (состав семьи, материально-бытовые и санитарные условия), а также наследственный анамнез. Проводит тщательный осмотр ребенка, оценивает нервно-психическое и физическое развитие, наличие отклонений в состоянии здоровья. На основании комплексной оценки полученных данных определяет группу здоровья, при необходимости относит ребенка к той или иной группе риска.

Медсестра дает советы по уходу, вскармливанию, обучает мать элементам массажа, гимнастики, закаливания, оформляет свой патронаж в истории развития и приглашает мать на прием к педиатру. Во время каждого профилактического осмотра педиатр должен уточнить анамнез, проанализировать данные о перенесенных заболеваниях, изменения во вскармливании, социальных условиях за период с предыдущего осмотра, выявить жалобы. На приеме ребенку проводятся антропометрические измерения (масса тела, длина, окружность головы и груди). Уровень и гармоничность физического развития оценивается по центильным таблицам.

По данным патронажа медсестры и из беседы с родителями, согласно показателям нервно-психического развития, выставляется группа НПР, и оценивается поведение ребенка. После объективного осмотра врач выставляет диагноз: «здоров», «угрожаемый по какой либо патологии» (группа риска), или «болен» (диагноз), а также указывает группу здоровья с первой по пятую, группу риска.

На приеме матери даются рекомендации по режиму, по рациональному вскармливанию, виду закаливающих процедур и воспитания ребенка. Кроме того, ребенку может быть назначен курс витамина Д, препараты железа и др. Решается вопрос о проведении профилактических прививок, а при наличии противопоказаний оформляется медицинский отвод. С родителями проводится санитарно-просветительная работа. Все данные вносятся в историю развития в виде унифицированных записей.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // Коллегия Минздрава России. -- М., 2012. -- 66 с.

2. Законодательное обеспечение реформ в здравоохранении России // Проблемы законодательного обеспечения обязательного медицинского страхования в Российской Федерации: аналитический вестник. -- М., 2011. -- №?229. -- С. 7?9

3. Измеров Н. Ф. Национальная система медицины труда как основа сохранения здоровья, работающего населения России // Здравоохранение Российской Федерации. -- 2014. -- №?1. -- С. 7?8

5. Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. -- М., 2011. -- 368 с.

6. Мыльникова Л.A. Предупреждение и контроль неинфекционных заболеваний и травматизма: подходы ВОЗ // Здравоохранение. -- 2012. -- №?10. -- С. 55?61

7. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов / Под ред. Ю. П. Лисицына. -- М., 2011. -- 668 с.

8. Организационные подходы по совершенствованию деятельности медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений на уровне региона (методические рекомендации) / З. А. Коренчук, М. А. Поддужная, B.C. Шелудько, Ш. А. Биктаев. -- Пермь, 2010. -- 72с.

9. Основы сестринского дела / под ред. С. И. Двойникова. -- М., 2013. -- 336 с.

10. Павлов Ю. И. Медсестра с высшим образованием как организатор диспансеризации (к вопросу о расширении спектра профессионального приложения выпускников ФВСО) // Главная медицинская сестра. -- 2013. -- №?2. -- С. 10?12

11. Потапов А. И. Только здоровая Россия может стать сильной // Здравоохранение Российской Федерации. -- 2014. -- №?2. -- С. 3?7.

12. Руководство для средних медицинских работников / под ред. Ю. П. Никитина, В. М. Чернышева. -- М., 2010. -- 955 с.

13. Руководство по диспансеризации взрослого населения для специалистов со средним медицинским образованием / под ред. В. В. Уйба. -- Новосибирск, 2009. -- 288 с.

14. Современная организация сестринского дела: учебное пособие / под ред. З. Е. Сопиной. -- М., 2010. -- 576 с.

15. Ступаков И. Н., Зайченко Н. М. Проблемы высокой смертности в Российской Федерации // Здравоохранение. -- 2014. -- №?4. -- С. 13?20.

16. Тахтарова Ю. Н. Совершенствование организации деятельности среднего медицинского персонала (структурно-функциональный аспект): автореф. дисс… канд. мед. наук. -- М., 2009. -- 22 с.

17. Чельцова А. А., Камынина Н. Н. Зарубежный опыт стандартизации сестринской деятельности // Медицинская сестра. -- 2011. -- №?8. -- С. 20?22.

18. Щепин О. П., Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник -- М., 2011. -- 592 с.

Приложение

Специальная таблица времени для очередного похода с младенцем к врачу

Возраст ребенка

Врач-педиатр

Врачи-специалисты

Цели осмотра

Новорожденный

Сразу же после выписки ребенка из роддома участковый педиатр и медицинская сестра приходят на дом. Частота патронажных визитов врача - не менее 4 раз (в 1-й, во 2-й день после выписки из роддома, 10-й и 20-й дни) в месяц. Дополнительно ребенка навещает и медицинская сестра.

· диагностика и оценка состояния новорожденного;

· беседа с мамой малыша о преимуществах грудного вскармливания.

· опрос родителей о состоянии ребенка за прошедший период;

· взвешивание ребенка, измерение роста, объема головы, груди, родничков, термометрия;

· общий осмотр кожных покровов и видимых слизистых, пупка;

· оценка физического и психического развития ребенка;

направление на дополнительные обследования, направление на обследование к другим врачам-специалистам, выбор наиболее эффективного метода лечения.

Со второго месяца до полугода консультации врача-педиатра будут ежемесячными.

невролог

· диагностика функционального состояния организма, нервно-психического развития (НПР);

· сбор сведений и оценка поведения ребенка;

· выделение групп риска по отклонениям в поведении.

детский хирург-ортопед

· диагностика общего физического развития ребенка, особенности строения его скелета и опорно-двигательного аппарата;

офтальмолог

· определение остроты по реакции фиксации на предмете;

· осмотр мышц (движения глаз в разные стороны), слезных путей (проходимость слезных каналов), век (полноценность открывания-закрывания век), а также глазного дна.

Плановая ежемесячная консультация педиатра

невролог

· диагностика и оценка функционального состояния организма;

· немедикаментозные (массаж, гимнастика, бассейн) и медикаментозные методы коррекции отклонений в здоровье и развитии (при их наличии).

6 месяцев

Плановая ежемесячная консультация педиатра

невролог

· определение уровня психомоторного развития ребенка, которая соответствует той или иной зоне развития.

офтальмолог

· контроль динамики рефракции глаза (сравнивают вновь полученные и первичные данные этого исследования). Если наблюдается сдвиг в сторону минусовой рефракции, то возможно есть предрасположенность к развитию близорукости;

· выявление косоглазия.

оториноларинголог (ЛОР)

· проверка органа слуха -· при необходимости назначение медикаментозной терапии.

кардиолог

· осмотр с целью своевременного выявления у ребенка пороков сердца, ревматизма, диффузных заболеваний соединительной ткани, артритов и другой патологии сердечно-сосудистой системы.

9 месяцев

Плановая ежемесячная консультация педиатра

детский стоматолог

· обнаружение заболеваний слизистой: кандидоз, стоматит;

· контроль прорезывания и роста зубов;

невролог

· при необходимости.

детский хирург-ортопед

· при необходимости.

12 месяцев

Плановая ежемесячная консультация педиатра

невролог

· оценка психического, речевого развития ребенка, неврологического статуса.

детский хирург-ортопед

· контроль физического развития малыша;

· проверка правильности формирования стопы.

детский стоматолог

· выявление возможных стоматологических заболеваний, в том числе - детского кариеса, который возникает из-за неправильного питания или некоторых детских привычек.

оториноларинголог (ЛОР)

· проверка уха, горла, носа;

· при необходимости промывание и обработка миндалин, носоглотки, отсос слизи из носа, промывание ушных проходов.

офтальмолог

· выявление отклонений в остроте зрения от возрастной нормы;

· выявление не замеченных ранее врожденных заболеваний, таких, как катаракта и глаукома, скрыто протекающих воспалительных процессов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность диспансеризации. Основные этапы диспансеризации. Правовые документы о диспансеризации. Отличие диспансеризации от профилактического смотра. Обязательное проведение профилактического консультирования. Раннее выявление заболеваний.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Диспансеризация как метод медико-санитарного обслуживания населения, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Проведение плановой санации полости рта у детей. Фазы диспансеризации. Группы осматриваемых. Выявление степени кариозного процесса.

    презентация , добавлен 13.06.2013

    Сущность диспансеризации как системы мероприятий динамического наблюдения за состоянием здоровья населения. Основные этапы ее проведения. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

    презентация , добавлен 28.11.2015

    Базовые принципы совершенствования диспансеризации, ответственность при проведении. Цель профилактических медицинских осмотров, их проведение и этапы. Контингенты диспансеризации взрослого населения. Задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики.

    презентация , добавлен 14.12.2014

    Понятие диспансеризации, как метода медицинского обслуживания. Принципы диспансеризации беременных. Ранний охват беременных врачебным наблюдением. Преемственность в деятельности женской консультации. Обследование. Анамнез. Лабораторные исследования.

    презентация , добавлен 09.11.2016

    Состояние здоровья детей с частыми простудными заболеваниями. Группы здоровья. Участие медицинской сестры в диспансеризации часто и длительно болеющих детей. Основные профилактические мероприятия в комплексе оздоровления контингента часто болеющих детей.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

    Основные задачи диспансеризации. Оценка эффективности наблюдения пациентов, страдающих геморроем, в условиях лечебной сети. Статистические данные по инвалидизации, количество человек, снятых с учета. Медицинское обслуживание, диагностика заболевания.

    научная работа , добавлен 03.09.2014

    Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь, задачи диспансеризации взрослого населения. Анализ системы профилактических медицинских и скрининговых осмотров работников предприятий с вредными условиями труда в Свислочской ЦРБ.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Анализ качественных и количественных показателей работы учреждения. Лечебно-диагностические медицинские услуги, оказываемые в ней. Работы по диспансеризации подростков, специфической иммунопрофилактике. Методы организации работы диагностики и лечения.

    отчет по практике , добавлен 27.03.2014

    Причины преждевременного прерывания беременности. Принципы диспансеризации недоношенных детей. Особенности подкожно-жирового слоя. Мероприятия по оказанию медицинской помощи. Кормление и уход за новорождённым ребенком. Профилактика рахита и анемии.


Диспансеризация - метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска.

Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.
Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья детей, увеличении продолжительности жизни путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.
Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины.

Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий.

Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Основными задачами диспансеризации населения являются:

1. определение состояния здоровья каждого индивида ежегодным осмотром и оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;

2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;

3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;

4. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

5. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.

Этапы диспансеризации:

Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования.

Второй этап. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья.

Третий этап. Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.

По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.