Что написано черном камне в мекке. Черный камень мусульман. Месторасположение святыни Кааба

На всей земле множество значимых мест и достопримечательностей с многолетней историей для каждой культуры и религии. В Исламе особое значение имеет Мекка, священный город, который, по словам мусульман, хранит Всевышний Аллах. Ведь именно здесь, родился пророк Мухаммад (с.а.в.). Именно здесь ежегодно собирается более четырех миллионов паломников. Именно здесь каждый мусульманин мечтает посетить Дом Бога и ощутить связь с Господом.

Одной из чудодейственных реликвий является черный камень. Расположен он на святой земле храма Кааба, находящегося в Заповедной Мечети.

Какова же история черного камня в Каабе и в чем его значение для мусульман? По преданию этот храм был возведён для Адама (а.с.). Его тоска по жизни в Раю была столь сильной и горькой, что Всевышний пожалел его и создал такой же храм, как и на небесах, и спустил его на землю. У Адама появилась копия райского сооружения. Но после Великого потопа строение и место, на котором она была, были смыты и потеряны.

После чего пророк Авраам решил заново отстроить храм. Приближенный к Богу ангел Джабраил помог ему и спустил с небес на землю необычный плоский черный камень. Он был подвешен в невесомости и взлетал и опускался на любое расстояние. Таким образом он выполнял роль своеобразного леса.

Этот черный камень находится в Мекке и по сей день, хоть уже и не обладает невероятными левитирующими свойствами. И все мусульмане молятся о том, чтобы хотя бы единожды посетить этот город и увидеть воочию священный камень.

Почему камень Каабы стал черным?

По словам предания, черный камень оказался на земле, когда пророк Ибрахим (а.с.) уже достраивал храм в Мекке. Ему нужен был какой-то ориентир, который бы точно определял место для начала священного ритуала – семикратного обхода вокруг храма. Он вспоминал события, которые происходили в Раю. Ангелы и сам Адам проходили семь кругов вокруг храма. Поэтому Ибрахим (а.с.) хотел воссоздать этот ритуал, поэтому ангел Джабраил (а.с.) помог ему.

Существует легенда, которая повествует, что черным камнем является ангел-хранитель первого человека на земле. Якобы после грехопадения Адама (а.с.) его обратили в камень. А когда ангел спустил черный камень на землю Мекки, он начал ослеплять ярким белым светом.

По преданию камень Каабы в храме впитывает все грехи мусульман, тем самым темнея и превращаясь в черный камень.

На данный момент ученые всё ещё не раскрыли тайну состава этого камня. Но существуют две основные версии: это либо кусок от вулканической породы, которая ещё не известная человечеству, либо – метеорит, который упал в Мекке. Такая загадочность привлекает не только верующих, но и множество туристов.

Такая необычная достопримечательность всегда вызывала интерес у народа. У черного камня в Каабе есть такая история. Когда храм нуждался в ремонте, племенные семьи курайшитов хотели разобрать камень на кусочки и перенести его. Это привело к ожесточенному спору. Но Мухаммад (с.а.в.) принял верное решение и исправил положение. Он постелил на землю свой плащ, завернул в него камень. А каждый старейшина древнейших родов должен был взять за край плащ и перенести камень таким образом на другое место.

Теперь в это священное место верующие совершают паломничество, называемое . Там все мусульмане должны семь раз обойти вокруг Каабы. Он обозначает гармонию и подчинение всего живого одной системе, которая воплощена в Господе.

Кааба - главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров. Две стороны его имеют ширину по 10 и две - по 12 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света.

В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.

По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.

Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня - примерно, 16,5 на 20 см.

Кто и когда первоначально построил Каабу - неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).

Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.

Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.

Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.

Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.

До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.

21°25′21″ с. ш. 39°49′34″ в. д. H G Я O L Строитель Ибрахим Основные даты -
- Реконструкция Абдуллы ибн аз-Зубайра
- Реконструкция Абдул-Малика ибн Марвана
- Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана
- Реставрация Каабы
Реликвии и святыни Чёрный камень Статус Главная святыня ислама Размеры 11,03×12,86 м Высота 13,1 м Состояние действующая Медиафайлы на Викискладе

Возрастающее число паломников во время хаджа вызвало необходимость в расширении мечети Масджид аль-Харам. Одно из таких расширений было произведено в 1925 году, во время правления короля Абдель Азиза ибн Абдуррахмана . В 1953 году в мечети Масджид аль-Харам появилось электрическое освещение и электрические вентиляторы. В результате масштабных строительных работ, проведенных во время правления королей Сауда IV , Фейсала и Халида , площадь мечети вместе с площадью вокруг Каабы увеличилась до 193 000 кв. м, а вместимость - до 400 000 человек. При короле Фахде мечеть получила системы кондиционирования воздуха, пожаротушения, ливневой канализации. Общая площадь мечети составила 356 000 кв. м, а вместимость выросла до 600 000 человек. В 2007 году начат очередной этап реконструкции мечети, в результате которой она сможет вместить 1,6 млн верующих. В рамках этой реконструкции площадь вокруг Каабы внутри мечети расширяется с 20 метров в радиусе до 50 метров, в результате чего её пропускная способность должна увеличиться с 52 тысяч до 130 тысяч тавафов (обходов Каабы) в час.

В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень . Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф . Кааба служит киблой - ориентиром, к которому обращают своё лицо мусульмане всего мира во время молитвы .

Этимология

Буквально слово الكعبة ‎ в арабском языке означает «кубический дом», в свою очередь произошедшее от الكعب ‎ - «куб». Другое названия Каабы - «Аль-Бейт аль-Акдам», то есть «самый древний Дом». Мусульмане также называют Каабу словом «Бейту-Ллах», что означает «Дом Аллаха» :

Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке (Мекке). Он воздвигнут как благословение и руководство для миров.

Оригинальный текст (ар.)

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ ‎

Составные части Каабы

Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба изготовлена из блоков мекканского гранита на мраморном фундаменте. Снаружи стены Каабы постоянно покрыты особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисва . Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю . Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сегодня составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. При пророке Ибрахиме размеры Каабы были иными:

Восточная стена - 14,80 метров; стена со стороны Хатем - 10 метров; сторона между Чёрным камнем и Йеменским углом - 9,15 метров; западная сторона - 14,2 метров.

Согласно преданию, когда Чёрный камень был послан Аллахом пророку Адаму, он был белым, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами. Хотя, по другим сведениям, камень был послан пророку Нуху (Ной), видимо, в знак памяти о потопе и долгое время хранился на горе Абу-Кубейс . Когда пророк Ибрахим (Авраам) искал камни для строительства Каабы, он принёс его и установил на нынешнем месте, чтобы совершить прогулку вокруг него (таваф), которая и стала по традиции считаться элементом поклонения Аллаху во время хаджа.

Дверь (Шаблон:Lang-ar-link) расположена в Восточной стене Каабы, находится на высоте 2,5 метра от земли, а доступ к ней осуществляется с помощью приставных ступеней. Вероятно, это было сделано для защиты от редких наводнений . Высота самой двери 3,06 метра, а ширина - 1,68 метра. При производстве двери было использовано около 280 кг золота 999-й пробы стоимостью 13 420 000 риалов . Двери подарены королём Халидом ибн Абдель Азизом. Со времён пророка Мухаммеда ключи от дверей Каабы хранятся у семейства Бани Шайба .

Цоколь (Шаблон:Lang-ar-link), на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.

Мультазам (Шаблон:Lang-ar-link) - часть стены между Чёрным камнем и дверьми Каабы длиной около 2 метров.

Макам Ибрахима (Шаблон:Lang-ar-link) - стеклянное и металлическое огороженное место, на котором находится отпечаток ступней пророка Ибрахима. Ибрахим стоял на этом камне при строительстве верхней части Каабы, поднимая Исмаила на своих плечах для строительства самой высокой части.

Угол Чёрного камня (Шаблон:Lang-ar-link) - угол в восточной части Каабы, в которой вмонтирован Чёрный камень .

Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза ; в центре Каабы находился идол Хубала - божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.

Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Ремонтные работы в мечети

Реконструкция Каабы курайшитами

Исходя из религиозного предания, Пророк Мухаммед участвовал в восстановлении Каабы за пять лет до того, как на него была возложена миссия пророка. После внезапного наводнения Кааба была повреждена, её стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммед принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Чёрный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался пророк. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен), - кричали они хором, - это Мухаммед». Когда Мухаммед подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммед предложил решение, с которым все согласились - положить Чёрный камень на плащ и внести его старейшинам четырёх кланов, держась за его концы. Затем пророк взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения, построенного пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Реконструкция после эпохи пророка - Абдулла ибн аз-Зубайр

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой её видел пророк Мухаммед, на основании, заложенном пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: "Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для её восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну - для входа, а другую - для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей».

Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна - на восток, а другая - на запад, как того хотел пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем - полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: - сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в неё света; - опустил дверь до уровня земли и сделал ещё одну дверь; - увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и её высота стала 20 локтей (9 метров); - ширина её стен составляла 2 локтя (90 см); - сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами.

Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время её восстановления.

Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана

В 693 г. Хаджадж ибн Юсуф , известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдул-Малика ибн Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими:

  • он уменьшил объём сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня;
  • он отделил Хатем;
  • он замуровал западную дверь (до сих пор заметны её следы), но оставил восточную;
  • разрушил стену, окружавшую Хатем;
  • убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы;
  • уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра).

Когда Абдул Малик ибн Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам пророк пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком её построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

В мире сегодня существует не одно место, которое есть святыней огромного количества верующих разных религий. Одним из таких мест является центр главной мечети в городе именуемый Кааба.

Что такое Кааба

Сама Кааба - это не название мечети. Это строение кубической формы, высота которого составляет 13,1 метра. Состоит из мекканского чёрного гранита и стоит на мраморном основании. Расположена постройка в центре главной мусульманской мечети Масджид аль-Харам.

Слово «масджид» с арабского языка переводится как «место простирающихся ниц», а буквальный перевод полного названия храма - «Запретная (Заповедная) Мечеть». Данное словосочетание можно встретить в Коране 15 раз. Это огромное строение, которое постоянно реконструировалось и дополнялось благодаря халифам, султанам и саудовским королям. И главной её особенностью является тот факт, что это и есть то место, где находится Кааба. Площадь, занимаемая мечетью, включая Каабу, достигает 193 тысяч метров квадратных, на которых одновременно могут вести паломничество около 130 тысяч мусульман.

Кааба - это то место, в сторону которого обращаются лицом, когда молятся. Если человек пребывает внутри мечети, то в ней есть обозначение, в какой стороне находится главная мечеть (Кааба) - специальная именуемая михрабом. Михраб есть в каждой мусульманской мечети по всему земному шару.

Одним из важнейших мусульманских обрядов является хадж - обход паломников вокруг Каабы.

Как появилась Кааба

Каждый мусульманин в мире знает, что такое Кааба. Главная святыня ислама возникла ещё в незапамятные времена. Когда Адам, первый человек на Земле, был изгнан из Рая, он не находил места себе и попросил Бога дать ему разрешение соорудить здание, подобное небесному храму. В Коране это строение названо «Дом Посещаемый».

В ответ на молитвы Адама Аллах послал на землю ангелов, которые указали на место строительства Каабы. И место это было расположено прямо под небесным храмом в Мекке.

История первой реконструкции Каабы

Как уже говорилось, к сожалению, строение было разрушено во времена Великого потопа. Кааба была поднята на воздух, после чего разрушилась. Позднее эта мусульманская святыня по образцу, в прямом смысле, допотопных времен была сооружена Ибрагимом (или Пророком Авраамом в западной традиции) вместе со своим сыном Исмаилом (который, также согласно преданию, является праотцом современных арабов). К слову, второго сына Авраама - Исаака - принято считать праотцом евреев.

Ибрагим получил помощь от Архангела Джабраила (Гавриила). Посланник Божий придал одному из камней способность к поднятию на любую высоту для строительства Каабы (он служил Ибрагиму лесами). Сегодня этот камень называют «Макаму Ибрагим», что буквально означает «Место Ибрагима». На камне есть отпечаток ступни, который приписан Ибрагиму. А расположен он неподалеку от Каабы в виде памятника.

Позднее мечеть и святыня неоднократно достраивались, площадь расширялась, добавлялись новые элементы, такие как украшенные арки из Сирии и Египта, галерея и многое другое.

Чёрный камень Каабы

Как известно, Кааба - это мусульманская святыня, здание в форме куба. И главной особенностью его является восточный угол. Все потому, что в этот угол вмонтирован особый который имеет серебряное окаймление.

Существует легенда в арабской традиции, которая гласит, что этот камень был дан Адаму самим Богом. Изначально этот камень был белым (белый райский яхонт). По преданию, в нём можно было увидеть Рай. Но он почернел из-за людских грехов и порочности.

Эта легенда также гласит, что, когда настанет Судный день, этот камень воплотится в ангела, который засвидетельствует всех паломников, которые когда-либо прикасались к камню.

Есть еще одно поверье, и исследователи это подтверждают, которое утверждает, что этот чёрный камень - часть метеорита. Из-за этого камня строение также иногда называют «Чёрная Кааба».

Особенности строения

Двери кубической святыни выполнены из украшенного позолотой. Данный образец дверей стал заменой аналогу 1946 года в 1979 году. Дверной проём расположен на высоте человеческого роста от фундамента. Чтобы попасть внутрь, используется специальная деревянная лестница на колесиках.

У каждого из углов строения есть своё название: восточный угол называется каменным, западный - ливантийским, северный - иракским, и южный угол называется йеменским.

Ключи от дверей хранит семейство мекканского Бени Шейбе, члены которого стали первыми хранителями, по преданию, избранными самим Пророком Мухаммедом.

Во время паломничества в Мекку храм Кааба обычно закрыт, доступ внутрь запрещен. Открывается строение только для почётных гостей в сопровождении губернатора Мекки всего два раза в год. Данная церемония называется «очистка Каабы», она проводится за 30 дней до Рамадана, а также за 30 дней до хаджа.

Очищение Каабы проводится особыми вениками и водой, взятой из священного колодца Замзам с добавлением персидской розовой воды.

Кисва для Каабы

Каждый год также выполняется еще один ритуал - изготовление покрывала для Каабы (кисвы). На это уходит 875 квадратных метров материала толщиной от 2 миллиметров. Ткань должна быть расшита золотом с изречениями из Корана. Кисвой укрывается верхняя часть Каабы.

Интересно, что в давние времена предыдущее покрывало не снималось, таким образом, из года в год на Каабе скапливались кисвы. Но смотрители храма обеспокоились тем, что большое количество покрывал может спровоцировать разрушение храма, после чего было решено заменять покрывало новым, то есть не покрывать святыню более чем одни покрывалом.

Храм Кааба: святыня изнутри

Внутри мусульманская святыня пуста. Разумеется, михраба в ней нет, поскольку именно на неё он и указывает. Сооружение является будто «средоточием мира».

Пол в Каабе сделан из мрамора. Есть три поддерживающие крышу колонны из дерева садж, а также лестница, которая ведет на крышу здания. То есть на вопрос «Что такое Кааба?» можно ответить, что это своего рода алтарь. Внутри есть три площадки, одна напротив входа, а две другие - на севере.

Стены Каабы расписаны различными отрывками из Корана, выполнены из разноцветного мрамора. Толщина стен составляет шесть ладоней. А освещается храм с помощью множества висячих ламп, которые украшены эмалью.

Кааба и религии

Что такое Кааба для немусульманина? Это не столько святыня, сколько строение, представляющее исторический, архитектурный, научный и туристический интерес. Аналогично, как христианские храмы для мусульман.

Стоит отметить, что немусульманам не разрешается находиться ни возле Каабы, ни в священных городах Мекке и Медине.

Мусульмане же почитают Каабу как одну из главных святынь. Святилище упоминается в ежедневных молитвах, а во время хаджа к ней, как к центру всего мира со времен Пророка, сходятся паломники из множества стран.

Ответ:

Хаджаруль-Асвад ("черный камень") получил это название за свой черный цвет. Этот камень располагается на высоте полутора метров от земли в восточном углу Каабы, недалеко от ее двери. Хаджаруль-Асвад состоит из трех больших и нескольких маленьких частей. Черный камень обрамлен серебряной оправой.

Этот камень имеет внеземное происхождение, и он был принесен Джибрилем (алейхи салям) пророку Ибрагиму (алейхи салям). До того, как Хаджаруль-Асвад был помещен в угол Каабы, он хранился на горе Абу Кубайс. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я знаю и помню тот камень, который приветствовал меня в Мекке еще до того, как я стал пророком». Этим камнем как раз и является Хаджаруль-Асвад. Однажды Умар (радыйаллаху анху) поприветствовав и поцеловав этот камень, сказал: «Я очень хорошо знаю, что ты всего лишь камень, не наносящий вреда и не приносящий пользы. Если бы я не видел, как посланник Аллаха целует тебя, то никогда не сделал бы этого».

Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая?

Существуют достоверные хадисы о том, что Хаджаруль-Асвад, находящийся слева от дверей Каабы и являющийся начальной точкой для совершения тавафа, был ниспослан из Рая. В одном из хадисов говорится: «Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Он был белее молока, но грехи людей сделали его черным» (Тирмизи, Хадж, 49 ).

В другом риваяте говорится: «Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Он был белее снега, но грехи мушриков сделали его черным» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад ).

Да, Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Но тогда как можно увязать это с тем, что при строительстве Каабы Ибрагим (алейхи салям) принес этот камень с горы Кубайс. По этому поводу в книге «История Каабы и Мекки » говорится: «Когда Адам (алейхи салям) был низведен из Рая на землю, Аллах Всевышний ниспослал ему посредством ангелов шатер из Рая. Хаджаруль-Асвад был внутри этого шатра, и был белым. Когда Ибрагим (алейхи салям) вместе со своим сыном Исмаилом (алейхи салям) строил Каабу, то попросил Исмаила (алейхи салям) принести ему какой-либо камень, чтобы сделать его местом, с которого начинается таваф. Исмаил (алейхи салям) пошел искать камень, но вернулся ни с чем.

В это время Джибриль (алейхи салям) принес Ибрагиму (алейхи салям) камень. Во время потопа, произошедшего во времена пророка Нуха (алейхи салям), когда Кааба была затоплена, Аллах Всевышний вверил хранение этого камня горе Кубайс, сказав: «Когда увидишь, что мой друг отстраивает Каабу, то яви ему этот камень». Этот камень, принесенный Джибрилем (алейхи салям) был ослепительно белым. Однако затем, как было упомянуто в хадисе, от прикосновения рук идолопоклонников этот камень стал черным. В соответствии с другим риваятом, этот камень почернел после пожаров» (Абуль-Валяд аль-Азраки, История Каабы и Мекки, стр.36-54 ).