А зачем казакам нужен был оселедец? Прическа казака: чуб-оселедец, чуприна, стрижка "под горшок". Фото, история появления, значение

В какой-то момент истории слово "Хохол" стало обзыванием, да еще и применимым только к жителям Украины, хотя знаменитый казацкий чуб или оселедец - это важная часть древней традиции, не имеющей определенной "прописки", а существовавшей практически повсеместно. Википедия приводит версию о том, что: «В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности князя Святослава Игоревича, указывающее, что он носил оселедец: «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода ».

Там же говорится, что впервые слово «хохол» как прозвище малороссов было официально письменно засвидетельствовано в «Триязычном лексиконе» Фёдора Поликарповича Поликарпова-Орлова в 1704 г.

Но сама история такого «чуба» уходит вглубь столетий. И даже странно, что историки не обращают внимание на эту, казалось бы, странную прическу. Весьма символическую и имеющую множество форм. Я, например, отметил для себя, что сия стрижка наблюдается даже в древнегреческих мифах... Но обо всем по порядку.

Обзор вариантов

В нашем веке вновь стала модной подобная стрижка:



Да и вообще «поставить чубчик» парни любят, даже и без выбривания висков:

Это не есть какое-то новшество. Просто актуализация старинной традиции, которую вновь ввел в тренд знаменитый сериал «Викинги», явив миру шикарный стиль мужских причесок:





Сейчас это так и называют – «скандинавский стиль».

Еще раньше мы видели эту прическу в фильме «Аватар», который просто набит всевозможными фольклорными символами:

А вот так его изображали греки:

// При оформлении статьи была использована промо-иллюстрация видео-игры "Казаки 3" (GSC Game World)

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.


Старинные казачьи обычаи и традиции вызывают заслуженный интерес. Несмотря на обилие исследований, книг, фильмов, посвященных этой самобытной культуре, многие факты из жизни самого воинственного сословия всё ещё могут удивить читателей.

1. Илья Муромец – первый казак в русском фольклоре


Иногда былинного богатыря Илью Муромца называют первым казаком на Руси, хотя действие сказаний о нем разворачивается во времена, когда о казаках еще никто не слышал. Вероятно, это объясняется тем, что в поздних фольклорных произведениях образ богатыря смешался с образом его тезки Илейки Муромца, повешенного в Москве в 1607 году. В Смутное время «Муромец-младший» выдавал себя за царевича Петра, никогда не существовавшего сына царя Федора Иоанновича. До этого будущий самозванец успел сменить множество поприщ. В числе прочего он служил в казачьем отряде князя Хворостинина.

2. «Инородцы» и «иноверцы»


Этнический состав казачества был неоднороден. Часто казаки принимали к себе представителей местного населения тех регионов, где селились и несли службу.

Среди оренбургских и алтайских казаков можно было встретить татар, калмыков, бурят, нагайбаков. В отряде Ермака служили немцы и литвины. Во время войны 1812 года в сибирские казаки зачисляли пленных поляков из наполеоновских войск. После победы над Бонапартом многие из них не пожелали уехать на родину. Некоторые дослужились до офицеров.

«Инородцы» женились на казачках, сами станичники брали в жены местных девушек, и дети от смешанных браков становились уже потомственными казаками.

Не было единообразия и в вероисповедании. В казачьих войсках были буддисты и мусульмане. После церковного раскола XVII века православные казаки разделились на последователей никонианства и старообрядцев.

3. Вольница и царева служба


Пресловутая казачья «вольница» держалась на достаточно жестком кодексе правил и строгой дисциплине внутри вооруженных отрядов. Но храбрые воины, готовые отдать жизнь за тех, кому присягнули на верность, не терпели никаких посягательств на ограничение своих прав.

В XVII–XVIII веках попытки правительства Российской империи приструнить «вольницу» стали одной из главных причин многочисленных восстаний и бунтов, в том числе Булавинского восстания и крестьянских войн, возглавленных донскими казаками Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым.

4. Пластуны


На особом счету в казацких войсках были пластунские подразделения. Опытные воины пополняли численность своих рядов, отбирая наиболее подходящих молодых казаков. Пластунам требовались другие качества, чем кавалеристам, и тренировали их по-иному.

Они были разведчиками, участниками засад и поисковых отрядов. Они должны были уметь без движения лежать или сидеть часами в неудобных позах, не шевельнув ни единым мускулом, бесшумно передвигаться на дальние расстояния, лазать по деревьям и стенам. Пластунов приучали спокойно переносить мороз, жару, ливень, снегопад и докучливую мошкару. Кроме всего прочего, им нужно было безупречно владеть штуцером, пистолетом и кинжалом.

5. Казак и его конь


Для терских и кубанских казаков боевой конь был не просто ездовым животным. Жена седлала лошадь перед походом и отдавала мужу повод с присловьем: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Затем она кланялась животному в ноги, прося сберечь благоверного в бою. Встречая супруга с войны, жена кланялась его верному другу со словами благодарности.

На похоронах казака его конь, покрытый черным чепраком, и с оружием, прикрепленным к седлу, шествовал за гробом впереди семьи и друзей усопшего.

6. Казацкие шаровары


В форме казаков по сей день сохраняются детали старинного костюма. Крой шаровар, одежды, идеально приспособленной для кочевой жизни, унаследован от древних скифских племен.

По преданию, лампасы на шароварах появились в XVI веке, когда царь наградил казаков синим и алым сукном. Синей ткани было в избытке, а алой мало. Дьяк, привезший из Москвы подарки, посоветовал отрезать красного сукна на кафтан атаману. Так и поступили, но на совет отдать оставшуюся красную материю героям ответили, что герои здесь все, иначе было бы не выжить. Алую ткань казаки поделили по-братски, нарезав ее лентами.


Лампасы – символ справедливости в отношениях между казаками. Впоследствии они стали означать, что носящий их человек свободен от казенных податей.

7. Прически казаков

Прически, принятые у казаков в разных регионов, имели символическое значение. Так, чуб-оселедец (чупрына) был знаком принадлежности к воинскому братству Запорожской Сечи. Любопытно, что похожие длинные клоки волос на выбритой голове носили норманны, посвятившие себя богу Одину, а также воины Святослава Киевского.


С клятвами мести казаки бросали вырванные или срезанные пряди оселедцев в могилы товарищей. Волосы из чубов вырывали и тогда, когда произносили проклятия.


Яицкие и терские казаки стриглись «под горшок» («в скобку»), что отличало их от представителей местных племен. Состриженные волосы зарывали в землю, чтобы избежать наведения порчи.

8. Казацкое гостеприимство


Традиции гостеприимства у казаков соблюдались так же нерушимо, как на Кавказе. Считалось, что любой гость послан Богом. Незнакомца трое суток не полагалось расспрашивать, кто он такой и куда держит путь. За столом гостю, невзирая на его возраст и достаток, отводилось почетное хозяйское место. Казак не брал с собой в дорогу еду для себя и корм для коня, зная, что в любой станице будет радушно принят и обеспечен всем необходимым.

9. «Умыкание» невесты

Схож с кавказским и старинный обычай похищения невест. Зачастую он происходил по сговору юноши и девушки. Как правило, дело заканчивалось свадьбой. Парень, бросивший «умыкнутую» девицу, сильно рисковал: с ним жестоко расправлялись ее братья, родные, двоюродные и троюродные.


Кубанские и терские казаки перед сватовством бросали папаху в окно или во двор девушки, подгадав так, чтобы она это увидела. Если шапка тут же не летела обратно, вечером засылали сватов. По приказу отца девушка приносила папаху и клала ее на стол: донышком кверху, если кандидат в мужья был ей безразличен, и донышком вниз, если он был ей по нраву. Последнее служило для родителей недвусмысленным намеком, что неволить дочку не стоит, поскольку в случае их отказа она вряд ли станет противиться «похитителю».

10. Отношение к алкоголю



Не поддержать компанию и не поднести к губам рюмку на пиру считалось верхом невежливости. Однако участник трапезы мог лишь символически пригубить вино или горилку. Назойливыми требованиями «пить до дна» ему не докучали.

В XVII веке французский инженер Гийом де Боплан, долго живший и работавший в Южной Руси, писал: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга… и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками». Но во время военных кампаний пить запрещалось. Нарушение запрета каралось смертью. Казачьи атаманы не злоупотребляли алкоголем и в перерывах между походами, иначе им отказывалось в уважении и доверии.

Умерших от пьянства не жалели. Их хоронили за церковной оградой, там же, где самоубийц, и вместо креста водружали на могилу осиновый кол.

Мало кто знает, но среди казаков были и настоящие флибустьеры. Эти , и мало чем отличались от своих западных коллег.

Чуприна- причёска древнерусских князей, запорожских казаков. И не только. December 28th, 2013

Оригинал взят у в

Лет двадцать назад отдыхал я с женой на турбазе под г.Запорожье в сосновом лесу, на берегу тихого Днепра. Под конец отдыха заехали в музей "Казацкой славы" о.Хортица. Как оказалось там же и погиб от рук печенегов в марте 972 и Киевский князь Святослав. Здесь же в старом Днепре был найден предположительно его меч, франкского типа 10 века.

Длина до метра и малый вес [около 950 граммов] был смертоносным оружием ближнего боя. Отделка рукояти, переплетенной пайкой серебряных, медных и латунных пластинок, подчеркивала статус владельца. Его стоимость тогда составляла примерно стоимость сегодняшнего Мерседеса. Простые дружинники были вооружены попроще. Печенеги перекрыли путь ладьям топлёными брёвнами и обстреляв из луков убили князя с дружиной.


Фрагмент картины

Тогда меня поразила картина, с изображением князя. На ней он выглядел, как запорожский казак. Я спросил гида и она подтвердила, что так выглядели киевские князья. Я заинтересовался, но прояснил эту тему только недавно.

Вот как описывает Святослава византиец Лев Диакон
Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга: она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. (Лев Диакон. История. IX 11. М., 1988. С. 82.)
Неизвестный персидский автор 9-го века н.э. в труде «Книга границ мира» описывает русов: «народ русов воинственен. Они воюют со всеми неверными и всегда выходят победителями, среди них есть группа из моровват (рыцарей). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязев ткани, которые надевают и вращают выше колена...они шьют шапки из шерсти с хвостом (шлыком)». Полное описание казака в шароварах и в шапке со шлыком.


Художник Целестин Медович "Путь хорватов" 1903. (Хорваты пересилились на Балканы в 7 веке)

Нужно сказать, что у древних славян не было однородной причёски, кто стриг волосы под горшок, кто чуб, кто носил подлинее.. Но очевидно что эта причёска (Чуприна) была воинской, так легче было ухаживать за волосами в походах и не быть похожим на раба, которым брили головы и усы. В Украине её могли носить только казаки побывавшие на Сечи и "понюхавшие пороху". Таких называли- чуприндёры. Молодые необстрелянные сечевики не имели право на неё. Чуприну носят на левую сторону, там где носят ордена и саблю, за левым ухом- это знак доблести, пояснял атаман Головатый, великому князю Константину.
Чуприну часто путают с причёской "Под чуб". Так попутал и художник И.Репин со своими запорожцами, и с, его лёгкой руки Целестин Медович, оставив воинам, какие-то китайские косички, почти на макушках. Да ещё и на правое ухо. Ну может, его казаки были в возрасте и лысыватые

Вся голова брилась, над самим же лбом оставлялся пучок в 3 пальца шириной и длиной от 3-4 пальцев.

Думаю история Сечи значительно древнее, чем считают историки с 14 века. В 1054г от единой христианской апостольской церкви откололась восточная. Серьёзные трения начались уже к празднованию тысячелетия Христа даже из-за слова "Миллениум"(тысячелетие), которое Патриарх Константинопольский отказался упоминать в молитвах, было много и других расхождений... А закончилось анафемой друг- друга. Одно из обвинений выдвигаемых латинянам восточной церковью было-
Брадобритие у латинян: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: „да не бреете брад ваших“ (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что (лишь) женам благопристойно этот (вид) при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным (сему виду)»;
До этого, русичи, кто хотел- брился и стригся. Набожный князь Ярослав (Мудрый), скорее под давлением церковников, как явствует из содержания издал (Церковный устав)-
Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить .
До этого, если судить по более старинному канону, заимствованному от варяжских племен, Ярослав изображался на иконах с короткой стрижкой, гладко выбритый и с и с небольшим скосом волос, очень похожим на казацкую чуприну, что было представлено как символ величия и знатности. И несмотря на такой суровый закон казаки сохранили эту причёску на столетия.

После разгрома Руси татарами, эти законы можно было не соблюдать.. Вскоре значительная часть русских княжеств вошла в состав нового независимого от монголо- татар государства- "Великое княжество Литовское, Руское, Жомойтское и иных" А потом в союзное государство- "Речь Посполита" (Республика Обьеденённая).
И никто ни там, ни там не запрещал никаких стрижек или бритья. Стрижек было много, но основными считались причёски - Под Чуб и Под Макитру.

1. "Под Чуб" стриглась так: над лбом, на висках и на затылке волосы брились, и только на макушке оставлялся с ладонь пучок круглого и длинного волоса. Эти волосы расчёсывали на все стороны и подстригали кругом- выше надо лбом и ниже на затылке. Таким образом волосом закрывалась вся бритая голова и создавалось впечатление, что она вся покрыта волосами, но когда поднимался ветер то волосы поднимались и оголялся бритый череп, от этого лицо становилось диковатым и воинственным. Причёску "Под чуб" носили в основном помещики, городские и реестровые казаки, свободные казаки и крестьяне. "Под чуб по польски" подстригался повыше. Наверное и панских домовых холопов паны подстригали так-же для красоты и чубы трещали, когда разнимали своих дерущихся панов. Отсюда и происхождение знаменитой пословицы.

Причёска "Чуб".

2. "Под макитру" (под горшок) стриглись так- на голову одевался горшок и всё вокруг выстригалось или выбривалось, это была самая простая стрижка, которая не требовала специальных навыков.

В тоже время причёска "Под чуприну" оставалась уделом избранных. Под неё стриглись и литовские и польские и руские князья. В Молдавии в 1595- 1606 годах правил господарь Иєремия Могила, дядя знаменитого Петра Могили. Так его, его сыновья Александр и Константин, которые тоже позже стали молдавскими господарями, на старинных портретах тоже изображены с чупринами. Молдавия в старину была частью Киевской Руси (Шипотская земля) и вся её правящая верхушка была руского происхождения, они даже сберегли название главы государства- Господарь (Хозяин. укр) и знаменитый казацкий гетман Иван Пидкова происходил из рода молдавских Господарей.
Так же турки стригли своих грозных янычар, воспитываемых исключительно из христианских мальчиков.


Янычары на тренировке.

Запорожская Сечь была своеобразной рыцарской республикой на окраине Европы, со своим уставом и законами. Если посмотреть списки сечевых казаков, то помимо украинцев там не только много поляков, немцев и татар, но встречаются даже французы, шотландцы испанцы и итальянцы. Занимались они не только набегами на татарские и турецкие города, но и брали деньги ото всех кто просил защиты. Платил, им деньги и московский царь за защиту южных границ и Турки и татары и поляки.. Широко они были известны и в Западной Европе...
Вместе с Дартаньяном и мушкетёрами освобождали от испанцев крепость Дюнкерк в 30 летнюю войну(1618-1648 гг.). В то время казаки считались чуть ли не самыми лучшими наемниками в Европе. В 1645 г. Б.Хмельницкий, Солтенко и Сирко через кардинала Мазарини договорились о ведении боевых действий на стороне Франции. В отряд вошло более 2 тысяч профессионалов, которым обещали заплатить по 12 талеров каждому казаку и по 120 – сотникам и полковникам...
Прибыв под крепость, казацкий флот атаковал испанские корабли, взял на абордаж а потом высадившись на берег взял и крепость, которую так долго осаждали мушкетёры.
Вместе с донскими казаками составляли костяк наёмного войска лже-Дмитрия. Честь освобождения от которого так широко празднуют в России....и.т.д

Позже различия в волосяном покрове послужили основой, для взаимных прозвищ россиян и украинцев. Пётр 1, был в ярости, топал на бояр и кричал. От бритья освобождал только очень большой выкуп. Раздражал его и внешний вид, его новых поданных. Немку Екатерину вторую тоже раздражали не только запорожские казаки, но и, их причёски, во времена париков, которые она прозвала "Селёдками", по укр. Оселедець. Военное значение запорожских казаков было утрачено после взятия Крыма. Часть казачества было уничтожено, часть разогнана.. Правда было организовано "Черноморское казачество" но после взятия ими Очакова, Хаджибея и Измаила оно также было распущено и 14 тысяч казаков переселена на хорошие, но опасные земли на Кубани. Около 5 тысяч основало Задунайскую Сечь под протекторатом турецкого султана.

Я был в Румынии в украинских сёлах на Дунае весной 1991г и приятно удивился - они ничем не отличались от типичных украинских, а местная светловолосая ребятня, в отличие от румынской, не бегала и попрошайничала вокруг автобуса с туристами. Нам с женой, ещё дома посоветовали набрать конфет леденцов- дюшес по 17 коп за кг, для раздачи детям и они подбежали к нам гурьбой только когда мы, их позвали и стали раздавать запаянные в целлофан пакетики по 10-12 конфет. В их речи не было никакого акцента.
Осенью 1991г я не мог выбраться из Омска и взял билет поближе куда были к дому- В Минеральных Водах вообще билетов не было никуда, даже на поездах в любом вагоне и направлении на неделю. Возле касс на Ж.Д. в 22.00 царило столпотворение. Вы с Украины- спросила меня старушка лет 70 на чистом украинском языке. Помогите мне выбраться отсюда. А вы с Украины?- спросил я. Да нет, я кубанская ответила она мне. Я был удивлён, тогда история была затемнена и широко не афишировались эти переселения. В 23.00 от вокзала отходил один левый автобус на Ростов, всю ночь я простоял, но старушку удалось пристроить и посадить.
Также ушли в прошлое и чуприны. Носить, их запрещали и лишь некоторые потомки казаков оставляли на голове, небольшой не стриженный клочок волос до 70х годов 20 века, как утверждают некоторые историки. Я же встретил такого дедка в 2004г. Он приехал ко мне на работу из какого- то села Черкасской области в командировку. Дедок был крепок, как дуб и мне запомнилась его необычная причёска.

P.S
Написал и подумал- Рано я наверное "Похоронил казацкую чуприну". Среди украинской молодёжи она набирает популярность.

Чуб запорожского казака, или как говорили сами казаки, оселедец - это не просто элемент казацкого образа, это еще и целая легенда. Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов.

Как правило, чуб носили за левым ухом ,так как по суеверным традициям считалось что справа у человека находится ангел(добро), а слева черт (зло).

Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Некоторые считают, что казачество переняло эту причёску от черкесов на Кавказе и использовало его, как знак принадлежности к верхам казачьего общества.

Но в то же время в Киевской Руси, согласно некоторым историкам, чуб бытовал и также свидетельствовал о принадлежности к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего полководца Древней Руси Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включённое в "Историю Льва Диакона" со слов очевидца: "...Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...".


Описаны три уникальных черты облика запорожских казаков — висячие усы, при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, совершенно справедливо висевшая у Святослава, т.к. он был единственным сыном Ольги и Игоря и согласно казацкой традиции должен был (или мог) носить такую серьгу.

Поначалу только герои из героев и атаманы могли носить такой же, как у князя чуб-хохол. Позже, это стало казачьей модой. После упразднения Запорожской Сичи, когда казаки были переведены на Кубань, чуб стал иной формы, но из-под кубанки должен был торчать непременно.


Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» — сын неба). Считается, что подобную причёску казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Что ж, и в этом имелся свой смысл. Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.