Зачем нужна любовь в жизни человека? Проблема любви — аргументы и сочинение

Если Любовь будет на первом месте, то все остальное будет на своем…

Прекрасная фраза, но многие продолжаю вторить, что «любовь – это не главное», или «любви не существует», или «в любовь верит лишь наивность».
Пусть никого не удивляет, но на любви построена вся Вселенная. И без любви наша планета исчезнет из этого мира. Без любви человек не может существовать, поскольку именно душа является началом его жизни, а душа без любви – безлика и безмолвна.

Роль любви в жизни человека

Человек не может не любить – он несет в себе это чувство на протяжении всей жизни. Любовь к родителям, любовь к близким и друзьям, любовь к ближнему, любовь к детям, любовь к Родине, любовь к жизни, любовь к своему избраннику, любовь к природе. А основа любви – это любовь к Богу, ведь именно Он наделил человека такой уникальной способностью любить.
Поэтому, кто бы и что бы не говорил, но именно любовь является основой этого мира. Основой невидимого, духовного мира, но, дающего начало материи.
Без любви все погибнет. Человек, которого вырастили в гневе, становится обозленным на мир и норовит отомстить ему за несправедливость. Без любви люди не знают, что такое одиночество. Им неведомо прощение и сострадание. Без любви человек пустой, а его жизнь теряет всякий смысл.
И мало, кто понимает, что именно любовь дает нам шанс обрести в этой жизни все – уважение, доверие, гармонию, признание, сострадание, понимание. Именно любовь вдохновляет человека на рост. Именно она способна привести к цели и окрылить. Именно с нее все начинается. И материальные блага тоже.
Поэтому, не ждите истинного наслаждения от этой жизни, пока у вас в руках только деньги. Ведь материя и плотские удовольствия – это иллюзия для души, в отличии от тела имеющей способность существовать вечно.
Если любовь будет на первом месте, все остальное будет на своем… Вот вам и роль Любви в жизни человека…

Текст из ЕГЭ

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. «(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой)

Вступление

Любовь – сильнейшая эмоция, наполняющая нашу жизнь смыслом и особым значением. Ради любви мы совершаем подвиги, во имя любви слагаем стихи и песни, жертвуем всем ради счастливых моментов рядом с любимым человеком. Любовь толкает нас на преступления и возрождает к новой сказочной жизни.

Приносит ли любовь счастье? Взаимная – да, но не всегда это чувство находит отклик в сердце объекта обожания. Все дело в том, что не каждый из нас способен правильно выстроить свои отношения, правильно относиться к тому, кого любишь и кто любит тебя.

Проблема

Комментарий

Она говорит о том, что любовь – это сложная душевная работа, которая под силу далеко не каждому человеку. Конечно, о любви мечтают все, надеясь обрести в ней спасение от одиночества. Мы вожделеем разделить с кем-то всю свою жизнь целиком, не только ее радостные моменты, но и боль, обиду, несправедливость.

Заботиться о ком-то тоже приносит нам своеобразное духовное удовлетворение, особенно осознание того, что мы кому-то нужны и необходимы. Это ощущение наполняет значимостью наше существование.

Далее автор размышляет о том, как зарождается любовь и что нужно делать, чтобы удержать ее. Порой в молодости нам кажется оскорбительным выражение «удержать любовь», ведь по преданию поэтов любовь вольна как птица. Но Н. Долинина вспоминает произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», который постиг тайну любви и нашел свою единственную розу.

Путешествуя по планетам, Принц познакомился со старым королем, который знал единственно-верный закон жизни: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной». Эти слова автор применяет и к отношениям между мужчиной и женщиной.

В нашем обществе семьи существуют по иным принципам – неопытные жены начинают требовать от мужей слишком многого.

Авторская позиция

Н. Долинина убеждена, что в любви никто никому ничего не должен. Главное правило любви – ее добровольность. Человек будет петь серенады под окном или готовить еду не потому, что так ему приказали, а потому, что ему так хочется.

По мнению автора, любовь – когда чувствуешь, что сможешь ради любимого человека претерпеть все препятствия на пути. Когда власть над человеком будет терпелива и не заставит перевоплощаться его в того, кем он не является, тогда, приручив друг друга, вы станете единственными и незаменимыми друг для друга.

Своя позиция

Я понимаю то, о чем хочет сказать автор. Для любви важна свобода. Если же из-за недоверия, ревности или по другим причинам ее нет, то чувство рано или поздно зачахнет, погибнет. Нельзя заставить человека любить, не изменять, совершать подвиги или дарить подарки. Любовь добровольна и вольна в своих проявлениях.

Аргумент №1

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим яркий пример того, как любовь умирает под гнетом никому не нужных правил и ограничений. Катерина и Тихон – молодая супружеская пара, которая живет в доме купчихи Кабановой, идеализирующей заповеди домостроя. Она настраивает сына против его жены Катерины, заставляя содержать ее в страхе и повиновении.

Катерина любила супруга, но в условиях деспотизма и атмосферы угнетения, ее любовь угасла. В результате девушка изменила мужу, а впоследствии покончила жизнь самоубийством.

Аргумент №2

Вспоминается пример из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где главный герой Григорий Печорин похитил понравившуюся ему чеченскую девушку и, заперев ее в крепости, требовал от нее ответных чувств. Однако, перепробовав все – от уговоров до подкупа, только лишь позволив ей уйти, добился своего. Когда девушка почувствовала свободу, она поняла, что тоже любит молодого русского офицера. И какое-то время они действительно были счастливы.

Заключение

Любовь – понятие хрупкое и крепкое одновременно. От того, как мы будем относиться к нашим избранникам, зависит насколько счастливую семью мы выстроим, насколько долог будет наш союз.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие любовь

2. Виды любви по Э. Фромму

3. Любовь как предмет исследования социальной психологии

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность

Любви все возрасты покорны. О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все сказано. “ И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт - тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова - любовь!

Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая - к человечеству вообще, к природе вообще... Но умы людей больше всего занимает чувство любви женщины и мужчины.

Романисты и поэты, композиторы и художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь может стать - и надолго - смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела. Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять: что же такое любовь?

Исходя из вышеперечисленных суждений, мы сформулировали тему исследования: «значение любви в жизни человека, ее специфичность»

Целью данной работы является изучение значения любви в жизни человека, специфичность.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Раскрыть - понятие любовь

Рассмотреть - виды любви по Э. Фромму

Изучить - любовь как предмет исследования социальной психологии

При написании реферата использовался метод изучения и анализ литературных источников.

1. Понятие любовь

Люди используют слово «любовь », как правило, даже не пытаясь понять, что оно означает Альберони Ф. Дружба и любовь. М.,2006.-142с. . Многие даже считают, что чувство, выражаемое этим словом, не поддается никакому определению. Тем не менее, термин не может не иметь определения. В противном случае он не несет смысловой нагрузки и не может закрепиться в языке. Тот факт, что термин «любовь » наличествует не только в каком-то одном, но и во всех развитых языках свидетельствует о подразумеваемой под ним смысловой нагрузке, при чем, нагрузке, имеющей общечеловеческое значение. Сложность чувства, определяемого термином «любовь » привела к тому, что человечество до сих пор не имеет точного объяснения, что же это такое. Разными людьми, в разных культурах и в разное время это слово наделялось различным, порою, прямо противоположным смыслом. Это привело, в результате, к тому, что оно никакого смысла, фактически, не имеет. Психологи, хотя и склонны разглагольствовать о любви , в виду сложности задачи, часто обходят стороной ее определение. Однако некоторые из них, все же берут на себя смелость внести ясность в этот вопрос.

Понятие «любовь» - одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию. То, что в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение, не вызывает сомнений. Любовь - самое манящее из всех чувств, но и самое разочаровывающее. Оно дает самое сильное наслаждение и самую сильную боль, самое острое счастье и самую тяжелую тоску. Ее плюсы и контрасты сливаются в массу неповторимых сочетаний, и какое из этих сочетаний выпадет человеку, такой он и видит любовь. Чувство это такое тысячеликое, что еще никому не удавалось уловить его в сеть понятийной логики. Однако «индивидуальная» любовь имеет право на существование, как право на жизнь имеют и различные психофизические субстанции под названием «человек». Особо следует подчеркнуть такую черту любви как ее универсальность: каждый человек находит свою любовь, и каждый является или со временем станет объектом любви. Причина этого проста: любовь - главный и доступный каждому способ самоутверждения и укоренения в жизни, которая без любви неполнокровна и неполноценна. Редкостью является человек в летах, утверждающий, что он никогда не любил и даже не влюблялся ни в кого. Любить хотят многие, а чтобы любили их самих - все. В продолжение всей жизни среднестатистический человек имеет несколько вех, разграничивающих себя самое на «до» и «после встречи» с этим человеком, с любовью, с судьбой, с жизнью и смертью. Любовь, что бы за ней не скрывалось, является значимым событием, состоянием, процессом для включенных в ее поле людей. По описаниям очевидцев и участников, заинтересованных и отвергающих, любовь для человека несет невозможную в другом месте и времени возможность как бесконечного блаженства и счастья, так и не иссыхающей тоски, неумолимой боли и неутомимой муки. Человек стремится к любви и бежит от нее одновременно.

В реальной жизни любовь является лакмусовой бумажкой сущностных качеств человека. По видимому, любовь, являясь одним из ключевых самовыражений жизни, открывает человеку его сущность, которая отличает его от других. Так, по-видимому, любовь открывает человеку его сущность, которая отличает его от других.

Каждый человек любит по-своему и, возможно, именно способность к любви делает человека чело­ веком и человеком, отличным от других людей. Пьер де Шарден в работе «Феномен человека» спрашивает: «В какой еще момент любящие друг друга настолько полно овладевают собой, если не тогда, когда они потерялись друг в друге?» Любовью человек открывается и закрывается, побеждает и терпит поражение от жизни, возносится и падает, становится свободным и рабом (освобождается и порабощается), оживляет и убивает.

Научное знание издавна интересовалось «любовью», не сосчитать страниц, посвященных любви, но от этого она не перестала быть загадкой. Любовь одна, но подделок под нее - тысячи. Любовь остается откровением для каждого человека сегодня, как и тысячелетия назад.

Еще в древнеиндийском трактате «Ветка персика» так описывалось возникновение любви: «Три источника имеет влечение человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь».

В этих метафорических словах, при всем их наивном схематизме, просвечивает облик почти идеальной любви, полностью захватывающей человека. Такая всепоглощающая любовь встречается, видимо, нечасто: в мире царят другие, более простые виды любви.

В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви: эрос - стихийная, страстная, иррациональная любовь-одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию. Филиа - любовь - дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания. Сторге - спокойная, надежная любовь-нежность, особенно семейная. И, наконец, - агапе - любовь, бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом Андреева О.Я., Дергач И. Ф. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Минск,2005.-243с.. .

2 . Виды любви по Э. Фромму

Существует несколько видов любви, которые Фромм называет “объектами”: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 768 с. . Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. “ Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, “ - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом “любовь” будет рассмотрена ниже.

О любви к себе Э. Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию - религию Любви.

Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал “эротической любовью”, любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять.

“Прежде всего, ее часто путают с бурным переживанием “влюбленности”, внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми, “ - пишет Эрих Фромм Денежная А.Г. Трактат о любви. М., 2005.-340с.

3. Любовь как предмет исследования социальной психологии

любовь поведение материнский психология

Любовь как предмет исследования социальной психологии Феномен любви только в последнее время стал предметом изучения социальных психологов и социологов Ковалев СВ. Психология современной семьи. М.: Академия, 2008.-220с. .

Обсуждая любовь в контексте социальной психологии, будем, прежде всего, опираться, на исследования таких авторов как: Дж.А. Ли, К. Хендрик, С. Хендрик, Зик Рубен, Р. Стренберг, Хатфилд, М. Снайдер и др. Большинство социальных исследователей занялись тем, что легче всего поддается изучению, - реакциями во время первых встреч дух незнакомых людей.

Выявлены факторы, определяющие положительную первоначальную реакцию на другого человека: расположенное рядом место жительства или работы, внешняя привлекательность, сходство с ним, его благосклонность. Впечатления друг о друге, которые у новоиспеченной пары формируются при первых же свиданиях, имеют большое значение.

И все же продолжительные любовные отношения - это не просто интенсификация первоначального чувства. Понимая это, социальные психологи перешли от рассмотрения легкого влечения, испытываемого во время первых встреч, к изучению более длительных, близких взаимоотношений.

В этих исследованиях были обнаружены элементы, общие для всех видов любовных отношений: взаимопонимание, оказание поддержки, наслаждение, испытываемое в любовных переживаниях, умение дорожить этим чувством. Хотя подобные элементы в равной степени присутствуют в любви между двумя лучшими друзьями, и в любви между женой и мужем, они по-другому окрашены.

Страстная любовь, особенно в начальной фазе, отличается яркими чувствами и постоянным желанием быть рядом с любимым.

Социолог Д.А. Ли и психологи К. Хендрик и С. Хендрик, обращаясь к античной литературе, различают по типу получаемого удовольствия три основных вида любви: eros (страсть), ludus (ни к чему не обязывающие любовные игры), stroge (дружба).

Пионер в области изучения любви Зик Рубин выделил иные факторы. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.,2005.-235с. Он разработал две отдельные шкалы - любви и расположения. Шкала любви включает пункты, измеряющие степень привязанности и интимности. Шкала расположения измеряет, насколько благоприятно испытуемый оценивает данного человека по ряду качеств (зрелость, приспособленность, интеллект, здравомыслие), и насколько он склонен считать этого человека похожим на себя.

Чтобы охарактеризовать каждый из них он составил следующую анкету: привязанность (к примеру: «Если бы я был одинок, моей самой первой мыслью было бы найти...») " забота (например: «Если бы чувствовал себя плохо, моей первой обязанностью было бы развеселить его / ее».) " интимность (к примеру: «Я чувствую, что я могу доверить абсолютно все».) Применение этих шкал к 182 парам студентов Мичиганского университета, связанных отношениями ухаживания, показало, что «любовь» и «расположение» действительно не совпадают.

Изучая поведение молодых пар, Рубин нашел подтверждение своей шкалы. Он наблюдал за находящимися в приемной «лишь слегка влюбленными» и «сильно влюбленными» парами через стекло с односторонним зеркальным покрытием.

Полученные результаты его не удивили: сильно влюбленные друг в друга молодые люди почти не обращали никакого внимания на окружающих и практически не сводили глаз друг с друга.

Страстная любовь эмоциональна, волнующа, интенсивна. Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым».

Если чувство обоюдное, человек переполнен любовью и испытывает радость, если нет - оно опустошает и приводит в отчаяние. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и уныния, радостного трепета и удрученности. Объясняя природу страстной любви, Хатфилд отмечает, что одно и то же состояние возбуждения может выражаться различными эмоциями в зависимости оттого, чем вызвано это возбуждение. Физиологические проявления различных эмоций зачастую очень схожи. Таким образом, мы можем переживать возбуждение от радости, если находимся в состоянии эйфории, и от гнева, если наше окружение враждебно к нам, и как романтическую любовь, если ситуация романтическая.

С этой точки зрения страстная любовь - это физиологическое возбуждение, вызванное человеком, которого мы считаем привлекательным. И если на самом деле это состояние крайнего возбуждения, к которому прикрепляется ярлык «любовь», то тогда все, что способствует усилению этого возбуждения, будет способствовать усилению любви.

Сторонники двухфакторной теории эмоций утверждают, что иногда возбужденный мужчина, реагируя на женщину, ошибочно считает ее источником своего возбуждения. Согласно этой теории, возбуждение от любого источника должно усилить страстные чувства при условии, что человеку ничто не мешает отнести часть своего возбуждения на счет романтических стимулов.

Социальными психологами проводились исследования для выяснения различной роли любви в разных культурах Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2006.-192с. Например, в современных культурах большинство людей предполагает, что любовь - необходимое условие для того, чтобы знакомство привело к свадьбе. Но это совсем не так для культур, в которых практикуются заранее назначенные свадьбы. Более того, еще недавно и в Северной Америке на выбор супруга, особенно у женщин, серьезно влияли такие факторы как материальное положение, социальное происхождение и профессиональный статус. Это до сих пор так в коллективистских странах, таких, как Пакистан, Индия и Таиланд.

В современных западных культурах любовь, как правило, является условием для заключения брака, но есть и такие культуры, где она чаще всего выступает как следствие брачных отношений. В Индии, например, считают, что сначала - брак, а потом - любовь.

Люди по-разному строят свои гетеросексуальные отношения. Некоторые ищут разнообразных и непродолжительных связей, другие же более ценят доверительные отношения в продолжительных и прочных связях. М. Снайдер и его коллеги в своих исследованиях выделили ряд личностных различий, связанных с этими двумя подходами к романтическим отношениям.

Некоторые люди - в особенности те, для которых характерно высокое чувство самоконтроля, - умело, выстраивают свое поведение и в любых ситуациях добиваются желаемого для них эффекта. Другие же, в особенности люди с низким чувством самоконтроля, в большей степени руководствуются внутренними импульсами и склонны утверждать, что именно этим определяются их поступки вне зависимости от ситуации. Снайдер и Симпсон пришли к выводу, что воздействию внешней привлекательности возможного кандидата в любовники более подвержены люди с высоким чувством самоконтроля.

У них сильнее проявляется склонность порывать отношения при появлении нового партнера. Эти люди мастерски производят хорошее первое впечатление, но менее склонны к прочным глубоким связям. Люди с низким чувством самоконтроля, обращающие меньше внимания на внешние обстоятельства, более преданы и серьезнее относятся к внутренним качествам партнера. Когда им предоставляется выбор между теми, кто разделяет их мнение, и теми, кто занимается сходным родом деятельности, люди с низким чувством самоконтроля (в отличие от людей с высоким чувством самоконтроля) выказывают расположение к людям со сходными установками. Изучение мужчин и женщин, сначала влюбившихся, а затем разлюбивших, дало поразительные результаты. Большинство людей исходят из предположения, что готовность влюбится у женщин гораздо сильнее. Кроме того, мужчины, похоже, медленнее выходят из состояния влюбленности, и в отличие от женщин менее склонны разрывать отношения, когда дело идет уже к женитьбе. Правда, влюбленные женщины вовлечены в любовные отношения так же, как и их партнеры, а бывает, даже сильнее. Они чаще говорят, что чувствуют эйфорию, приятное головокружение, что они как будто «парят в облаках» Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 768 с. .

Заключение

Понятие «любовь» - одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию. То, что в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение, не вызывает сомнений. Любовь - самое манящее из всех чувств, но и самое разочаровывающее. Оно дает самое сильное наслаждение и самую сильную боль, самое острое счастье и самую тяжелую тоску. Ее плюсы и контрасты сливаются в массу неповторимых сочетаний, и какое из этих сочетаний выпадет человеку, такой он и видит любовь. Чувство это такое тысячеликое, что еще никому не удавалось уловить его в сеть понятийной логики.

Существует несколько видов любви, которые Э. Фромм называет “объектами”: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

В ряде исследований сравнивались природа любви в близких взаимоотношениях различного рода - дружбе между мужчинами, дружбе между женщинами, взаимоотношениями между родителями и детьми, между супругами или любовниками.

В этих исследованиях были обнаружены элементы, общие для всех видов любовных отношений: взаимопонимание, оказание поддержки, наслаждение, испытываемое в любовных переживаниях, умение дорожить этим чувством. Хотя подобные элементы в равной степени присутствуют в любви между двумя лучшими друзьями, и в любви между женой и мужем, они по-другому окрашены. Страстная любовь, особенно в начальной фазе, отличается яркими чувствами и постоянным желанием быть рядом с любимым.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2004.-375с.

2. Альберони Ф. Дружба и любовь. М.,2006.-142с.

3. Андреева О.Я., Дергач И. Ф. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Минск,2005.-243с..

4. Вебер Г. Кризисы любви: системная психотерапия Берта Хеллингера. М., 2007.-121с.

5. Денежная А.Г. Трактат о любви. М., 2005.-340с.

6. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2006.-192с.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.,2005.-235с.

8. Ковалев СВ. Психология современной семьи. М.: Академия, 2008.-220с.

9. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность. Л., 2005.-373с.

10. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 768 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определения любви, данные Э. Роттердамским, Э. Фроммом и древними философами. Любовь к себе как основа любви к другим. Соотношение любви и эгоизма. Отличия любви и привязанности. Признаки любви: самоотдача, доверие. Неотъемлемая часть любви - боль.

    реферат , добавлен 24.12.2008

    Роль любви в жизни как привлекающей, объединяющей, гармонизирующей силы Вселенной. Значение развития романтической личности в себе. Разновидности любви у древних греков. Сознательный выбор партнера. Психология страстной любви, формирование потребности.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Определение любви Э. Фромма как эротической любви. Эксперимент Хелен Фишер о мотивации любви. Нейрохимия любви. Медикаменты против огорчений в любви. Воздействие окситоцина на психоэмоциональную сферу мужчин. Изучение роли допамина в процессе любви.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Длительные любовные отношения и интенсификация взаимной симпатии, возникшей при знакомстве. Любовь и страсть как любовный треугольник в действии: концепция Роберта Стернберга. Теория любви-дружбы как "повзровслевшей" любви у супружеских пар и в семьях.

    реферат , добавлен 08.02.2010

    Сущность любви и деструкции как человеческих качеств, их влияние на личность и ее формирование. Формы проявления данных качеств, этапы их исследования философами разных времен. Современный взгляд и изучение проблемы любви и агрессивности в обществе.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Любовь как высокая степень эмоционально положительного отношения. Рассуждения о любви известных людей, роль доверия в любви. Терпение и умение прощать как главные качества тех, кто способен по-настоящему любить. Влияние любви, любовь как вдохновение.

    сочинение , добавлен 07.12.2009

    Характеристика компонентов супружеской любви, таких как сексуальность, дружба, общественная проекция и релевантность. Мнение Соловьева о значении любви, заключающееся в оценке значимости, необходимости и незаменимости любви между мужчиной и женщиной.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Любовь как форма поведения человека. Исследования по проблеме любви и дружбы в отечественной и зарубежной науке. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Анализ содержания проблемы дружбы и любви в юношеском, подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Сущность понятий "брак", "семья". Виды родственных связей: кровное родство; порождение; супружество. Основные функции семьи: репродуктивная; воспитательная; хозяйственно-бытовая. Сущность понятия "любовь". Виды любви по Э. Фромму. Этапы развития любви.

    презентация , добавлен 22.12.2010

    Сложность и важность любви в слиянии в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое. Исследование вопроса любви с точки зрения психологов и философов. Психология любви. Безответная любовь или "поражение".

Это подарок природы, очень приятный, но не бескорыстный: он обслуживает тот же инстинкт продолжения рода. Если бы мы разумно и критично выбирали тех, кто соответствует нашим представлениям об идеале, человечество просто вымерло бы. А так - вот прекрасный принц, прямо перед нами. Подробности узнайте в статье на тему «Какую роль занимает любовь в жизни человека».

0 110374

Фотогалерея: Какую роль занимает любовь в жизни человека

Знакомое лицо

Но чтобы забурлила алхимическая реторта любви, необходим начальный импульс — встреча с ним. По каким приметам мы узнаем этого человека среди множества других? Порой мы склонны верить, что встреча происходит по воле случая. А психологи полагают, что нами руководит наше бессознательное. Чей-то жест, голос, черты лица, осанка или походка пробуждают в нас дремлющую память о самой первой и самой глубокой эмоциональной связи в нашей жизни - связи с матерью. Влюбленность основана на ощущении глубинного тождества между собой и другим человеком. И так уже было в детстве: ребенок не чувствует себя отдельным, он составляет единое целое со своей матерью. Первоначально я не существую сам по себе. Я весь — в этом лице, которое ко мне склоняется. Я переживаю себя через него. Влюбленные часто описывают впечатление мгновенного узнавания, которое они испытали при первой встрече, или возникшее вскоре после знакомства чувство, «словно мы знали друг друга всю жизнь». И это не метафора. Узнавание действительно происходит. Не отдавая себе в этом отчета, мы влюбляемся в тех, кто напоминает нам людей, которые были рядом с нами с момента нашего рождения.

Вторая половина

Для мальчика важнее всего лицо матери, и так оно и будет. Чувство девочки претерпевает изменения. Изначально ее привязанность точно так же, как у мальчика, обращена на мать. Но со временем она «переучивается» и начинает ориентироваться на отца». Если же отца в семье нет, его место займет, либо замещающий его взрослый, либо собирательный образ, созданный на основе рассказов, книг, фильмов, встреч со знакомыми. В некоторых случаях происходит выбор от обратного: мы влюбляемся в тех, кто на первый взгляд совершенно не похож на наших родителей - или даже кажется их полной противоположностью. Однако в любом случае «точкой отсчета» являются мать или отец. Помимо внешности важны также привычки, способы общения, взгляды. В семье человек усваивает определенные модели поведения и убеждения. Например, если мать жертвует собой ради карьеры отца, то с большой вероятностью и девочка, выросшая в такой семье, найдет похожего на отца партнера - чтобы реализовать материнскую модель поведения. Совпадения не всегда буквальны. Предположим, отец — отдающий все силы науке ученый. Это не значит, что дочь выйдет замуж именно за ученого. Вполне возможно, ее партнером станет бизнесмен, преданный своему делу, но забывающий о семье. Это похоже на танец: мы выбираем партнера, который знает те же па, что и мы, С кем мы сможем станцевать вместе.

Обретение идеала

Несмотря на то, что мы жили без него много лет или даже десятилетий, за несколько часов или дней он становится нам жизненно необходим. Мы относимся к обретенному нами партнеру так же некритично, как младенец к матери - источнику собственного существования. Пройдет долгое время, прежде чем ребенок начнет судить своих родителей и поймет, что они не идеальны. Влюбившись, мы словно возвращаемся в раннее детство, утрачиваем способность здраво рассуждать, а взамен обретаем блаженное чувство найденного совершенства. Мы закрываем глаза на недостатки любимого. Мы идеализируем его. Но не нужно считать, что идеализация - это плохо. Быть влюбленным значит открывать все лучшее, что есть в другом человеке, а иногда и создавать. Расстояние между тем, что есть, и тем, что может быть, не так уж и велико. Мы живем в мире возможности. Я — это то, во что я могу превратиться. Видя в другом человеке достоинства, в том числе потенциальные, мы помогаем ему обнаружить возможности, о которых он раньше не подозревал. А в силу того, что мы не очень различаем его и себя (ведь нам кажется, что мы составляем единое целое), мы и в самих себе открываем лучшее, что в нас есть или могло бы быть.

Неразрывное единство

Когда мы влюблены, реальность расширяется, все противоречия исчезают. Влюбленность - это восстановление первичной слитности с миром. Рефлексия вычленяет «Я» из всего окружающего. Перестав рефлексировать под влиянием сильного чувства, мы вновь погружаемся в состояние единства, нерасчлененности. К нам возвращается младенческое чувство любви к миру и одновременно к себе - ведь границы между мной и миром исчезли, больше нет разделения на «мы» и «другие». Мы переживаем беспредельность бытия, наше «Я» становится бесконечным во времени и пространстве. Я не могу помыслить себя в отдалении от того, в кого я влюблен. Это был бы разрыв внутри себя. Когда влюбленные обещают - вслух или мысленно - любить друг друга вечно, в этом нет ни капли лжи. Ведь в этот момент они, в самом деле, пребывают внутри вечности. И потому мысль о разлуке непереносима, как мысль о смерти.

Взамен утраченного рая

Но вечность влюбленности не остается неизменной. Чувства развиваются. «Влюбленные как бы на фоне переживания абсолюта ощущают скоротечность бытия. Как если бы приходилось за совершенство расплачиваться ощущением конечности, преходящести. В какой-то момент возникают сомнения: как долго это продлится? Тревога посещает влюбленных, любой намек на расставание болезненно переживается. Но за отчаянием следует надежда: может быть, все можно вернуть! Это очень напоминает отношения младенца и матери. Молоко, ласка, полное единство. Потом они расстаются, ребенок переживает разлуку, но вот он слышит шаги матери... Здесь есть цикличность, и эти циклы воспроизводятся в душе влюбленных. Наслаждение, страх, отчаяние, надежда. Это детские переживания, они никак не связаны со сложными межличностными отношениями». Любовь воспроизводит наши самые первые эмоции. Но мы никогда к ним не привыкаем, всякий раз ощущая их как новые. Или же как настоящие и правильные. Они вызывают у нас желание все начать с нуля. Покинуть супруга назавтра после встречи с другим? Мы делаем это без колебаний! Пока окситоцин держит нас в своем плену, разум молчит. Но однажды мы увидим, что избранник во многом отличается от нас и не может удовлетворить абсолютно все наши потребности. Что тогда? Либо охлаждение, расставание и пустая жизнь до встречи с новым «единственным», - либо предстоит учиться договариваться, прощать несовершенства и заново открывать другого человека во всей его непохожести на нас. Любовь и влюбленность не тождественны. Бывает влюбленность, которая не перерастает в любовь. Бывает и любовь, не выросшая из влюбленности. У нее другое начало: меньше страсти, больше ответственности и доверия. Пожалуй, можно было бы сказать, основательно перефразируя известный афоризм Льва Толстого: мы все влюбляемся одинаково, а любим по-разному. Теперь мы знаем, какую роль занимает любовь в жизни человека.

Тема «Роль любви в жизни человека»

Введение : Может ли человек прожить без такого чувства как любовь? И что же такое любовь? Почему уже на протяжении сотен лет это чувство будоражит умы писателей-романистов? Человеку свойственно ощущение познания своей роли в окружающем огромном мире.

Мы живем не в вакууме и окружены чувствами, эмоциями и настроением окружающих. Пожалуй, даже у самых жестких людей оттаивают сердца, когда они видят беззаботных маленьких детей, играющих на детской площадке или кроху-карапуза, едва научившегося ходить, и неуклюже делающего первые шаги, держась за руку мамы.

А как прекрасны и воздушны в своем порыве юноша и девушка, летящие на первое свидание. Как чудесны первые ростки этого трепетного чувства. С каким нежным взглядом, полным любви, смотрит мать на уснувшего кроху. Ну и что? Возразят циники. Подумаешь - чувство… ну поженятся, будет он ее на руках носить, боготворить, а потом раз - и разведутся. И что останется от чувств?

Или вырастут маленькие любимые детки, разлетятся по своим гнездам и позабывают о маме, которая ночами не спала у детской кроватки или выкраивала последние копейки, чтобы справить лучший костюм сыну на выпускной. Но разве все в жизни укладывается в привычные рамки и имеет логическое объяснение? Что же такое для человека любовь?

Аргумент : Конечно, люди могли бы жить без любви. Также, как без замечательных картин мастеров искусства, без красивых скульптур; человечество могло бы существовать и без художественных произведений великих писателей и классической музыки, затрагивающей до глубины все струны человеческой души. Но жизнь без этих прекрасных шедевров и полотен была бы сера и бесцветна, она потеряла бы свою гармонию красок.

Человек - не бездушная машина, он наполнен эмоциями, чувствами. В его потребности - заботиться, страдать, стремиться. Также и любовь. Ведь неспроста она считается одной из фундаментальных тем истории в мировой культуре. Любовь - это свет, восхождение. Антагонистом любви является ненависть - тьма, упадок. Конечно, во имя любви люди порой совершали безрассудные поступки. Рыцари рисковали жизнью и совершали подвиги ради своей возлюбленной. Парис похитил прекрасную Елену, и этим уничтожил свое государство в Троянской войне. Антоний ради любви предал войско и потерял полмира и жизнь.

Всем знакома печальная участь двух влюбленных - Ромео и Джульетты. Но и во имя любви люди становились героями. Они шли на войну, неся имя любимой на устах и в своем сердце. Писатели сочиняли великие романы, и многие не скрывали этого - когда они находились под опьяняющим чувством влюбленности. Художники и скульптуры творили свои великие произведения под вдохновением Музы любви. Влюбленные утверждают, что за спиной у них будто вырастают крылья. Психологи говорят, что человек способный любить и сострадать не способен на безнравственный поступок. Может быть, в своей призрачной гонке за счастьем люди находят любовь, а найдя ее, наконец понимают, что это и есть счастье.

Заключение : Древние философы вывели формулу, что любовь - это не только счастье, но еще и страдание. Ведь любовь иногда бывает безответной. Но любовь - это, пожалуй, самое сильное и светлое чувство присущее человеку. И чтобы не говорили там циники, люди всегда будут вспоминать те прожитые года, месяцы, дни или даже мгновения, которые им подарило это волшебное чувство - Любовь.