Теоретическое изучение сенсомоторного развития старших дошкольников средствами аппликации из соломки. Сенсомоторное развитие детей

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Младенческий возраст.

У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. В младенческом возрасте зрение и слух опережают развитие руки. Сохранность слуха и зрения является важнейшей предпосылкой для нормального развития речи. Это связано с тем, что речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается импульсами первой сигнальной системы, которая отражает объективную реальность (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В Чиркина). Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувствами.

При помощи слуха ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, которые поступают от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок учится понимать речь окружающих, подражать ей и контролировать свое произношение. Зрение также играет важную роль в овладении речью - ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка разговаривающих с ним людей. Он повторяет эти движения, подражает им. Таким образом, совместная работа зрительного, слухового, речедвигательного и двигательного анализаторов является основой для развития речи.

В младенчестве у ребенка складывается акт рассматривания предмета, формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения. В это возрасте устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки, а также дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

Именно в этот период двигательное развитие наиболее интенсивно, что обусловлено высоким темпом созревания мозга. Если ребенок развивается нормально, то в возрасте одного - трех месяцев он фиксирует взгляд на предмете, поворачивает голову к яркому предмету, удерживает вложенную в руку погремушку. С 3–4 месяцев ребенок тянется к яркой игрушке, хватает ее рукой и таким путем (тактильно-двигательным) знакомится с формой и фактурой предметов.

В 4-5 месяцев хватание предметов приобретает выработанный, то есть условно-рефлекторный характер, и совершается с наложением на предметы всех пальцев и ладони.

В возрасте шести-восьми месяцев у ребенка развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки, ребенок может брать двумя руками, перекладывать предмет из руки в руку. Еще преобладает хватание ладонного типа, однако все более координированное. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие. Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предметы пальцами. В девять - восемнадцать месяцев ребенок узнает предмет на расстоянии. В захватывании предмета участвует большой палец и конечные фаланги других, а на 11- 12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы расческой и т. д. Большую роль в овладении двигательными функциями играет подражание, которое выражается в повторении собственных движений, повторении знакомых движений взрослого и в повторении новых движений. Повторение собственных движений заключается в том, что ребенок вертит и рассматривает перед лицом ладонью одной руки, затем другой. На следующем этапе развития ребенок с удовольствием имитирует заученные ранее движения, если взрослый показывает их. К концу первого года жизни малыш внимательно следит за действиями взрослого. Они являются для него новыми и после наблюдения за ними ребенок начинает их повторить. Сначала эти движения у ребенка неточны, он часто промахивается, но затем эти движения становятся все более координированными. При этом к полутора годам эти движения становятся настолько точными, что близки к движениям взрослого.

В раннем детстве восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными. У ребенка начинает складывается новый тип внешних ориентировочных действий (примеривание), а позднее и зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов. При этом освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности. Так, у детей уже примерно с 11 месяца жизни появляются функциональные действия, отличающиеся от манипулятивных тем, что они выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Дети начинают целенаправленно использовать предметы, например, катают машинку, угощают куклу чаем. В этот период совершенствуются действия рук, а также ранее выработанные действия, обобщение и перенос их на новые объекты.

Ранний возраст.

В 1 год 1 мес. - 1 год 3 мес. у ребенка активизируется кончик большого, а потом и указательного пальца. Далее наблюдается интенсивное развитие тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего раннего детства. Начинается противопоставление большого пальца другим, после чего движения остальных пальцев становятся более свободными.

По данным Е.М. Мастюковой, которая описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации, на втором году жизни ребенок может удерживать два предмета в одной руке, держит чашку, поднимает ее и пьет. Начинает воздействовать одним предметом на другой, чертит карандашом штрихи и "каракули", повторяет изображение нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий . Переворачивает страницы книги, ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

На третьем году жизни при нормальном развитии ребенок открывает крышки, пользуется ножницами, может крутить пальцем диск телефона, Он удерживает карандаш пальцами, копирует отдельные геометрические формы, рисует черточки, красит пальцем и нанизывает бусы. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Ребенок продолжает брать двумя руками, но с выделением преобладающей руки. Преобладающая рука часто меняется.

Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз.

Дошкольный возраст.

С.М. Вайнерман, А.С. Большов считают, что «…наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3-4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка. А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями».

В дошкольные возрасте наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (мелкая моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги или пластилина и т.д.

В дошкольном возрасте сенсомоторные функции рассматриваются в качестве особой познавательной деятельности, имеющей свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется действиями обследования предмета и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Наиболее значимым в предметно-практической деятельности 3-4-летних детей является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще незрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В три – четыре года может копировать формы (например, крест), обводит по конурам, собирает и строит постройки из девяти кубиков.Хватает катящийся к нему мяч.

В четыре-пять лет ребенок уже закрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека от двух до трех частей его тела. Копирует квадрат. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботики.

В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие , обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями, развитие умения выполнять мелкие движения с предметами.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

В пять-шесть лет ребенок может аккуратно раскрасить картинки, пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к карте. Бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

К возрасту 6–8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции . С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков.

Таким образом, сенсомоторное развитие происходит в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития.


Завьялова Светлана Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Белочка" г. Тарко – Сале
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко – Сале
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
Дата публикации: 15.06.2018
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«Организация сенсомоторного центра, направленная

на сенсомоторное развитие и воспитание

дошкольников»

Статью для выступления подготовила:

Завьялова Светлана Витальевна –

воспитатель

МБДОУ «ДС ОВ

«Белочка» г. Тарко - Сале

Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на

сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Сухомлинский В.А.

В контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно -

пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать

возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана

сенсорными ощущениями.

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития,

характеризующийся

высокими

психофизиологического

созревания. Малыш

появляется

сформировавшимися

органами

способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями

он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и

других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он

знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша

окружает

сенсорными

признаками

многоцветием,

запахами,

шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или

иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного

педагогического

руководства

взрослых,

оказывается

поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется

только в процессе воспитания.

Сенсомоторное

развитие

дошкольника

развитие

восприятия

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Сенсомоторное

развитие

составляет

фундамент

умственного

развития

дошкольника.

С восприятия

предметов

окружающего

начинается

познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся

восприятия,

являются

результатом

переработки.

нормальное

умственное

развитие

невозможно

полноценное

восприятие. Сенсомоторное

развитие

является

планомерного развития и воспитания дошкольников.

Психологиче ская

и практика

(В. Н. Аване сова,

Э. Г. Пилюгина,

Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания,

получаемые

словесным

и неподкрепленные

чувственным

неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное

умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.

Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной

справедливо

сенсомоторное

воспитание,

направленное

обеспечение

полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного

развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное

восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для

многих видов труда.

Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные

педагогические

воздействия,

обеспечивающие

формирование

чувственного

познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений

ознакомление

сенсорной

культурой

человека.

Проблема

сенсорного

развития

признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации.

«От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное

расстояние», - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и

радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем

богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это

позволит легче учиться.

Что же такое моторика?

Моторика, в

п е р е в од е

л ат и н с ко го

д в и ж е н и е.

Р а з л и ч а ю т

– крупную

моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег,

ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Если,

например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет

к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий

ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к

крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную

моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять

более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание

пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание

– это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) - это

взаимокоординация

сенсорных

моторных

компонентов

деятельности:

получение

сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь,

служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность

глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой,

ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет,

то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании

предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает

развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер

предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц

обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают

функцию восприятия.

Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного

и психомоторного развития детей

Целью создания развивающей предметно - пространственной среды является развитие

всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно -

образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий

реализации

речевого,

психического

развития

эмоционально

положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка

через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого

группового

пространства

необходимо

формировать,

развивать

совершенствовать:

зрительное восприятие;

тактильно - двигательное восприятие;

слуховое восприятие;

восприятие пространственно - временных отношений;

восприятие

внутренних

предметов

развитие

осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.

Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие

сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе,

когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.

Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:

повседневных

деятельности

выполнения

режимных

моментов;

участия в художественных видах деятельности;

спортивных

подвижных

соревнованиях,

музыкально

спортивных

развлечениях, досугах детей;

в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию,

уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.

несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:

рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;

лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;

игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;

застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;

всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;

вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга),

макраме, конструирование из бумаги;

сортировка

предметов

(камушки,

пуговицы,

ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.

Организация сенсомоторного центра в группах детского сада

Современный

испытывает

недостаток

тактильных,

слуховых,

обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное

назначение

сенсомоторного

создаваемого

дошкольных

учреждениях.

Функции сенсомоторного центра в ДОУ

Сенсомоторный центр предназначен главным образом:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

Снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния

релаксации и комфортного самочувствия детей;

Создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности

Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Повышения

мотивации

самостоятельной

экспериментальной

деятельности

дошкольников.

Этапы организации сенсомоторного центра

При организации сенсомоторного центра в первую очередь необходимо выбрать место его

расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей.

концепции

оформления.

Дизайн центра должен соответствовать и дополнять общее оформление группы. Можно

оформить

следующим

«Волшебный

сундучок»,

«Таинственный

«Сказочный остров», «Развивай-ка», «Веселые пальчики»,

Особое место следует уделить подбору сенсомоторных объектов для центра. Они должны

быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Центр должен содержать постоянные и

дополнительные

вносятся

зависимости

потребности

С енсомоторный

использует ся

в о с п и т а т е л ь н о -

образовательном

процессе

организованной

непосредственно

образовательной

деятельности

воспитателями

педагогами

дополнительного

образования,

самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторное развитие ребенка

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития

мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация

движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Движения

развивающее

воздействие.

наделены

количеством

рецепторов,

посылают

импульсы

(сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность

важнейших систем организма.

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен.

Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными

карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие

упражнения

улучшают

умственные

способности,

устраняют

эмоциональное

напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость,

повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а

значит, развивать речь ребенка. Исследования доктора медицинских наук М.М.Кольцовой

показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем

развития речи у детей.

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников.

Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в

обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения

трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и

последовательность движений нарушены.

Основные принципы организации сенсомоторного центра

Доступность;

Безопасность;

Креативность;

Разнообразие объектов.

Система работы по развитию мелкой моторики у дошкольников

Работа состоит из нескольких этапов.

Подготовительный

этап

включает

изучение

литературы

проблеме,

упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и

практическую отработку с педагогами приемов и упражнений развития мелкой моторики,

пополнение

инструментария

воспитателей

педагогов

дополнительного

образования

информационными и дидактическими материалами.

2 . Диагностический этап – включает:

Проведение диагностики мелкой моторики по возрастам (3-6лет) по методике Н.О.

Озерецкого и тест зрительно-моторной координации Бендера (6-7лет);

Определение

развития

моторики

обследования;

Проведение анализа диагностики по возрастным группам;

Подготовку

развитию

моторики детей.

3. Этап апробации – содержит практические мероприятия по развитиюмелкой моторики

воспитанников и включает в себя:

пальчики»

участием

участников

воспитательно-

образовательного

процесса

(воспитателей,

педагогов

дополнительного

образования,

родителей, детей);

«Сенсомоторный

созданию

возрастной

сенсомоторного центра с определением места и авторской концепции оформления центра,

с учетом существующих сенсорных систем.

Оформление

возрастной

практических

материалов

пальчики»

подбором

упражнений

развития

моторики

координации

движений пальцев рук.

4. Этап анализа – включает анализ проведенной работы – методической, диагностической,

практической.

Зрение:

Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые

приспособления с интересными световыми эффектами.

Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения).

Цветовые пятна-кляксы различной формы.

Разноцветные полупрозрачные шарфы.

Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).

Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).

Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели».

Слух:

Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, животных жарких

стран, звуки транспорта, звуки природы (крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотание

кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест

листьев и т.д.

Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, необычные

музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

Осязание:

Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной

фактурой.

Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).

Выпуклые буквы, цифры.

Разные по форме мелкие предметы.

Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Обоняние:

Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм.

Приспособления для создания запаха (аромолампы и т.д.)

Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.

Естественные природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки)в разнообразных

емкостях.

Вкус:

Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок

для подачи детям различных вкусов.

Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).

Примерный перечень материалов для развития мелкой моторики:

Природный

материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, крупа, шишки, камни,

пальчикового

бассейна,

творческих

выкладывания

пластилине, нанизывания и т.д.)

Бытовые

материалы: шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки,

шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы и т.д.)

Дидактические

игры

материалы: объемные

плоскостные

геометрические

игрушки-вкладыши,

различные

шнуровки,

конструкторы.

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она

приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры?

Сенсомоторный

является

дальнейшего

развития

психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:

Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами:

песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса,

обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой,

должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает

по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о

безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Таким

образом,

сенсорное

развитие

осуществлять

единстве

психомоторным

развитием. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с

двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-

моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

Сенсомоторное

воспитание

необходимые

предпосылки

формирования

психических

умелости,

первостепенное

значение

возможности дальнейшего обучения.

Литература

Каралашвили

Антоненкова

Малаховой

“Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада” - “Справочник старшего воспитателя” №

Никитина Е. “Сенсорные уголки для диагностики” - “Обруч” № 2 – 2006.

Сольцева О.Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез,

2009. – 72 с.

Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для

воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1998 .- 144 с.

Рогов Е.И. Общая психология. - М.: Владос, 2002.

Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие

для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия

цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до

младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.

В последнее время стало очень популярно так называемое раннее развитие ребенка, когда трехлетка уже знает буквы, а в четыре – уже читает рассказы, когда в 2 считает до 50 и пробует разговаривать на английском языке, плохо усвоив родную речь. Зачастую родители «пичкают» детей знаниями и умениями, свойственные детям более старшего возраста, в то время как им необходимо развиваться в соответствии с возрастом.Это сравнимо с тем, что строитель возводит стены, когда фундамент дома еще недостаточно подготовлен. Все это часто приводитк дисгармоничному развитию ребенка, как у нерадивого строителя, начавшего раньше времени возводить стены, со временем появляются трещины в них, перекосы в оконных проемах и дом становится небезопасным для жизни.

Подобным фундаментом в развитие ребенка до 7 лет является сенсомоторное развитие, где «сенсо» означает «чувство», «мото» - «движение».Это означает, что ребенок совершает определенные действия в соответствии с полученной и переработанной информацией из вне (через зрение, слух, тактильные, вкусовые ощущения, ощущения собственного тела). Так как маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением ине оперируют отвлеченными понятиями, то они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями.Их адаптивные ответы имеют скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни и называются периодом сенсомоторного развития, что, в свою очередь, закладывает фундамент для развития ментальных функций (памяти, мышления, восприятия, речи и т. д.), успешной социальной адаптации ребенка (умение дружить, налаживать отношения, улаживать конфликты, адекватно реагировать на определенные ситуации) и гармоничному развитию личности в целом.Таким образом, в раннем дошкольном периоде очень важно помочь ребенку как можно лучше научить познавать мир и себя через ощущения и интегрировать их дляправильного реагирования.

Итак, помочь ребенку в развитие восприятия, чувственных ощущений могут так называемые сенсорные игры. Они могут быть самыми разнообразными. Например, зрительные, когда ребенок изучает цвет (при сравнении одного с другим, различает оттенки, смешивает их и т. д.), форму, размер, длину. Игры на развитие слухового восприятия, когда ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания разнообразных музыкальных инструментов, учиться их различать. Тактильные игры - это то,что ребенок ощущает посредством прикосновения, ощупывания (это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной поверхности стекла;и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и прикосновения, объятия с другим человеком). Двигательные игры, направленные на развитие равновесия, координации, ощущения собственного тела в пространстве, ритма движения. К ним относится: ходьба, бег, танцы, качели, горки, карусели, турники, туннели и т. д. Игры, направленные на развитие обоняния, когда ребенок, вдыхая, учиться различать разнообразные запахи окружающего мира – от ароматакотлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины.

Маленькие дети начинают открывать мир, впитывать в себя потоки сенсорной информации, учатся интегрировать, то есть соединять в единую картину, картину восприятия окружающего мира, мир становиться понятнее, а дети счастливее.

Список используемой литературы:

  1. Э. Джин Айрис. Ребенок и сенсомоторная интеграция. Теревинф 2009
  2. Е. Янушко. Игры с аутичным ребенком. Теревинф, 2007

Наталья Евгеньевна Ивашкова , педагог-психолог СП «Донское » ЦПМСС «Взаимодействие»

Чтобы родители и воспитатели получили информацию о том, чему ребенок учится в определенном возрасте, мы составили Таблицу сенсомоторного развития ребенка в первые 4 года жизни. Ее содержание совпадает с содержанием Заданий (см. с.13). Информация, приведенная в Заданиях, подробнее и содержит более точные указания. Таблица составлена из ключевых слов и дает, прежде всего, общее представление об уровне развития ребенка в конкретном возрасте. Таблица разделена на 5 вертикальных колонок и состоит из 240 пунктов. Таким образом, в каждой колонке последовательно представлены 48 ступеней развития от рождения до 48-го месяца жизни, т. е. до 4-х лет. Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития:

Колонка

А – Зрительное восприятие Колонка

Б – Мелкая моторика Колонка

В – Крупная моторика Колонка

Г – Речь Колонка

Д – Слуховое восприятие



Таблица сенсомоторного развития

Фамилия, имя................................................................................................

Город.....................................................................................................................

Адрес....................................................................................................................

.................................................................................................................................

Возраст.................................... Дата рождения..........................

Первое обследование............................................................................

Второе обследование.............................................................................

Третье обследование...............................................................................

Для заметок лечебного педагога

1. Предыстория (анамнез): ..................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

2. Причина представления:.................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

3. Наблюдения специалиста,

проводившего обследования

Контакты с другими лицами: ..............................................................

.................................................................................................................................

Поведение в игре: ......................................................................................

.................................................................................................................................

Особые замечания:...................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

4. Диагноз: .......................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

5. Предложенная терапия: ..................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................


Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б-Г регистрируют то, что исходит из головного мозга. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.

В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказанных функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться.

Каждому месяцу жизни ребенка соответствует определенная задача.

Пример из колонки А (Зрительное восприятие) для 1-го месяца жизни: «Следит взглядом за движущимся объектом». Далее в Заданиях эта задача описана подробнее: «Может ли ребенок, лежа на спине, следить глазами за движущейся игрушкой ярко-красного цвета?»

Для оценки каждой функции, в данном случае функции прослеживания взглядом, дается пример того, как именно следует выполнять задание. Для этого предложены определенные ситуации, на которые ребенок может реагировать тем или иным образом. Во многих случаях родители из опыта уже знают, как их ребенок вел себя в определенных ситуациях, например, трогал ли руками свое отражение в зеркале или следил взглядом за катящимся мячом.

Возможно, родители не смогут сказать сразу, овладел ли их ребенок той или иной функцией. В этом случае им следует как можно более четко следовать предписаниям Заданий, которые помогут родителям и воспитателям понять, в какой ситуации можно наиболее точно определить уровень развития соответствующей функции.

Возьмем в качестве примера задание А.18. «Издалека узнает близкого человека». Задания дают более подробное объяснение оцениваемой функции: «Может ли ребенок на расстоянии 10 метров узнать маму, папу или другого хорошо знакомого ему человека?». Далее следуют инструкции по проведению эксперимента: «Выгляните с ребенком в окно или встаньте с ним перед дверью, в то время как человек, хорошо знакомый ребенку, приближается издалека. Тот, в свою очередь, может привлечь внимание, подмигивая, подпрыгивая или пританцовывая».

Если ребенок справляется с заданием, можно говорить о соответствующем возрасту уровне развития. Или, точнее, можно говорить о развитии, на данный момент соответствующем возрасту, так как в Таблице приводится нижняя граница «нормы», а не средний показатель. Так, даже дети с поздним развитием смогут выполнить минимальные требования. Согласно приведенному выше примеру ребенок в возрасте 1,5 года уже должен узнавать близкого человека на расстоянии 10 метров. В задании А.18. проверяется способность зрительного восприятия в возрасте 18 месяцев. Это, так сказать, последний срок овладения данной функцией в соответствии с возрастом. Если же ребенок в возрасте 1,5 года не справляется с данной задачей, речь идет о задержке развития и стоит задуматься о возможных нарушениях.

Чтобы не возникало различных мнений о том, действительно ли ребенок справляется с соответствующим заданием, устанавливаются определенные реакции детей в соответствии с возрастом. Так, задание А.12. (зрительное восприятие в возрасте 12 месяцев): «Находит накрытый предмет» оценивается следующим образом: «Ребенок справляется с заданием, если снимает платок, чтобы добраться до накрытой им игрушки. Ребенок справляется с заданием лишь наполовину, если протягивает руку в направлении платка. Если же ребенок смотрит в сторону платка, но не пытается схватить его рукой, считается, что ребенок с заданием не справляется.»

Задания в Таблице расположены по степени возрастания сложности снизу вверх. К примеру, в колонке В (Двигательная сфера) описано, что ребенок в возрасте 1,5 года уже сам ползет вверх по лестнице. В 2 года ребенок уже настолько владеет своим телом, что может ударить по футбольному мячу, удержавшись при этом на ногах. В возрасте 2,5 года ребенок прыгает двумя ногами с места, а в возрасте 3 лет спрыгивает со ступеньки.

Таблица дает наглядный обзор этапов развития ребенка в пяти основных сферах сенсомоторного развития, что для родителей и педагогов намного важнее, чем вычисление точной степени развития ребенка. Последнее невозможно, так как Таблицаориентирована на детей с поздним развитием. Так, например, в колонке В перед ребенком 15 месяцев поставлена следующая задача: «Самостоятельно стоит; самостоятельно ходит». Это означает, что 90 % детей в данном возрасте в состоянии самостоятельно стоять и ходить.

Все приведенные в Таблице данные, основанные на показателях статистических и научных исследований, отмечены звездочкой (*).

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что «обычный ребенок» имеет более высокие результаты, чем те, что приведены в некоторых колонках Таблицы. У разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в Таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей.

В первую очередь это касается заданий для детей старшего возраста. Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов.

Диагностика развития при помощи Таблицы существенно отличается от диагностики развития при помощи тестирования. Задания для теста составляются в соответствии с конкретной программой исследования, и зачастую на их выполнение дается определенное время. Наша Таблица дает ответ на вопрос, овладел ребенок данной функцией или справился с заданием хотя бы один раз. Другими словами, не предусмотрено, что ребенок должен справляться с заданием по первому требованию, как это бывает при тестировании.

Таблица предъявляет минимальные требования к оценке, что на практике очень удобно, так как она может помочь выявить задержку и нарушение развития. Если ребенок не достигает уровня развития определенных функций, указанных в Таблице, это должно послужить для родителей и воспитателей сигналом тревоги.

Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.

Следует подчеркнуть, что данная Таблица составлена не для специалистов: она является удобным и простым практическим пособием, в первую очередь – для родителей. Это подтверждает цель данной работы – помочь выявить задержки развития, чтобы иметь возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь.


| |

Дорогие гости! Мы рады встрече с вами на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок".
МАОУ детский сад № 27 «Лесовичок» - дошкольное образовательное учреждение для воспитанников в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Основная цель деятельности Учреждения - осуществление образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Основные виды деятельности Учреждения:
- реализация образовательных программ дошкольного образовательного образования, в том числе адаптированных для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- присмотр и уход за детьми;
- организация охраны здоровья воспитанников (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации);
- создание необходимых условий для организации питания воспитанников и работников Учреждения.
Девиз: Детский сад живи всегда на века и на года! Пусть звучит весёлый смех и сопутствует успех!
Кредо: Принцип адаптивности, креативности, индивидуализации, готовность к принятию творческих решений, профессионализм, ответственность. >>>

Наши группы