Переходный возраст: как его преодолеть без проблем. Переходный возраст. Как это трудно

Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка. Качество взрослой жизни во многом определяется тем, насколько успешно человек прошел через подростковый кризис.

Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

Возрастные особенности подростков

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность



Первые признаки переходного возраста

Внешне начало переходного возраста проявляется в следующем:

  • Ребенок начинает быстро расти, прибавка к росту больше 10-15 см в год
  • Развиваются вторичные половые признаки
  • Появляются подростковые угри и высыпания на коже
  • Ребенок становится чересчур ранимым, обижается на вещи, которых раньше не замечал
  • Стесняется проявлений родительской ласки на людях
  • Спорит и грубит чаще, чем обычно

Физиологические проблемы подросткового возраста.

  • Происходит серьезная перестройка эндокринной системы. Тело подростка в переходный период развивается неравномерно и непропорционально. К моменту окончания полового созревания диспропорции в большинстве случае исчезают
  • Центральная нервная система претерпевает значительные изменения, следствием которых является чрезмерная эмоциональная возбудимость подростков. Процессы, происходящие в коре головного мозга, провоцируют повышенную реакцию нервных окончаний и одновременно снижают реакцию торможения


  • В переходном возрасте происходит окончательное формирование жировых тканей и клетчатки, костей и мышечной ткани. Тело принимает законченные формы. В этот период особенно важно правильное здоровое питание и обмен веществ
  • В области желудочно-кишечного тракта в подростковом возрасте часто возникают проблемы, так как пищеварительная система очень чувствительна к физическим нагрузкам и эмоциональным перепадам
  • Физиологические изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводят к возникновению расстройств в области сердца, легких, частой слабости, головокружениям и обморокам. Очень важно подобрать для ребенка правильный режим сна и отдыха, а также внимательно отнестись к определению допустимых нагрузок на организм



Основные особенности переходного возраста у девочек

  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела



Основные особенности переходного возраста у мальчиков

  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)



Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером



Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.
Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.



Психологические проблемы подросткового возраста

Главные задачи личностного роста, которые ребенок решает для себя в подростковом возрасте:

  • Умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы
    Самостоятельное принятие решений на основе сделанных выводов
    Осознание личной ответственности за свои решения и поступки
    Осознание себя как отдельной личности и субъекта социума
    Его статус и положение в социуме

Важный аспект для подростка – уважение себя как личности. Научившись воспринимать мир критически, дети начинают видеть в себе слишком много недостатков, особенно в сравнении с другими сверстниками. Также болезненно они воспринимают любой намек на неуважение извне.

Часто подавленное состояние подростка либо повышенная агрессивность вызваны именно дисбалансом между внутренней потребностью ребенка в уважении и его недостаточным проявлением со стороны родителей и сверстников.



Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени



Проблемы обучения в подростковом возрасте. Как помочь ребенку справиться с учебой?

У большинства подростков помимо всех вышеперечисленных сложностей возникает еще одна – потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть своя, объединяет их одно: подростковый возраст переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив



Проблема конфликта в подростковом возрасте

В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.

  • Желание быть взрослым – отрицание ценностей окружающих взрослых
  • Ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности
  • Желание быть «как все» — глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности
  • Половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме
  • Влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения

Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.



Отношения с родителями и близкими подростка. Как себя вести старшему поколению и чего ждать?

  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.



Личность подростка в период переходного возраста. Новые увлечения и взгляды на мир

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.



Когнитивное развитие подростка

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.



Конфликт поколений: разрешать или не разрешать?

Конфликты, возникающие у родителей с подростком, могут иметь самые разные причины, но если не пытаться управлять конфликтом, любая незначительная мелочь может привести к очень серьезным последствиям для обеих сторон. Что делать, если возник конфликт?

  1. Первый шаг – необходимо выслушать аргументы и доводы обеих сторон. Подростки не воспринимают категорических запретов, им важно понимать, что стоит за вашим «нет». Дайте ребенку возможность высказать свою точку зрения. Во-первых, он научится формулировать объяснения своим поступкам (он не всегда их понимает сам), во-вторых, вы дадите ему понять, что считаете его взрослым и уважаете его мнение. Это существенно снимет накал страстей
  2. После того, как вы взвешенно и уважительно выслушали позицию ребенка и высказали свои аргументы, постарайтесь найти общий компромисс. Обозначьте подростку границы, в которых вы готовы уступить, предложите ему отказаться от части требований. Так вы научите ребенка находить золотую середину в конфликтах с другими людьми
  3. Если вы нашли устраивающее обе стороны решение, не пытайтесь его пересмотреть под воздействием внешних обстоятельств. Будьте логичны и последовательны в своем желании говорить с ребенком с позиции взаимоуважения



Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?

Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим, чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности



Как помочь ребенку принять себя как личность?

  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Видео: Проблемы подростка в переходном возрасте

По мере взросления школьника у родителей возникает масса вопросов, часть из них о половом развитии своего ребенка. Меняется не только поведение и настроение, усиливается психическое, физическое развитие. Половое созревание мальчиков, девочек наступает в разное время, для каждого случая это индивидуальный процесс, который начинается с интенсивного роста.

Что такое пубертатный период

Период с 10 до 16 лет – это то непростое время, когда наблюдается переходный возраст у представителей сильного пола. Длиться он может меньше указанного интервала, а заканчивается также неожиданно, как начался. Физиологические изменения в переходном возрасте завершаются способностью организма к размножению, когда некогда ребенок превращается во взрослого мужчину. Кроме того, происходят радикальные перемены в психологии, мировосприятии, отношении к окружающему миру. Для родителей переходный возраст – глобальная проблема, на преодоление которой уходят годы.

Когда начинается половое созревание у мальчиков

Ответ на вопрос, сколько у мальчиков длится переходный возраст, неоднозначный, имеет свои индивидуальные особенности. У одних школьников он начинается в 9 лет, а другие не ощущают первых симптомов к 11 годам. Перестройка подросткового организма стартует с 10 лет, а заканчивается постпубертатный период ближе к 16 годам. Такое переходное состояние начинается гормональным всплеском. Мальчик не осознает таких перемен, но для всех окружающих они очевидны. Пубертатный возраст протекает в несколько этапов – каждому свойственны разные симптомы.

Физиологические признаки полового созревания

Мальчик в переходном возрасте 10 лет стремительно растет, вытягивается. Мама и папа могут заметить, что его рост увеличился на 10-12 см, это не предел. Голос начинает ломаться, поэтому порой подростка собеседника очень сложно узнать при телефонном разговоре. Мальчики становятся шире в плечах, а причина этому активный рост костей, усиленный набор мышечной массы.

Переходный возраст у мальчиков дополняет половое развитие, повышенная растительность на теле. Многие юноши в этот непростой период стремятся отрастить бороду, чтобы выглядеть гораздо старше своих лет, привлекать внимание девушек. Всплеск гормонов делает парня нервным и раздражительным, имеет место нестабильность мужской ЦНС. В таком состоянии подростку свойственны симптомы гиперактивности либо, наоборот, очевидные признаки депрессии. Так сын становится мужчиной, и взрослые должны это принять.

На лице может появиться угревая сыпь, не исключены симптомы акне. Это временное явление, которое доставляет дискомфорт, внутреннюю неуверенность в себе, прививает комплекс неполноценности. Из внешних перемен стоит добавить проявления пигментации кожи, повышенное потоотделение по причине усиленной работы сальных желез. Волосы могут изменить свою структуру, а появляются не только по всему телу, но и в особенно пикантных местах.

Психологические изменения

Переходному возрасту у мальчиков свойственна повышенная чувствительность и серьезная заинтересованность представительницами противоположного пола. Отныне он испытывает не только эмоциональное, но и физическое влечение, стремится добиться объекта вожделения. Так зарождаются первые отношения, появляется любимая девушка и пылкость чувств. В семье происходит полное непонимание, и мальчик может даже уйти из дома.

Период полового созревания – это трудное время, когда мальчики-подростки считают себя излишне взрослыми и могут попасть в сомнительную компанию. Ими движет любопытство и желание показать себя, свое я. Однако недостаток жизненного опыта приводит к колоссальным проблемам. У подростка с родителями наблюдается парная игра: он старается всеми способами отделиться от них, а они возвращают его в семью. Конфликт поколений очевиден, переходный возраст у мальчиков может несколько затянуться.

Что важно знать родителям

  1. Подростковый возраст у мальчиков необходимо просто пережить, тем более это неприятное явление рано или поздно все равно проходит. Папа и мама должны быть не просто мудрее, но и проявить выдержку, лояльность, сохранить в семье дипломатические отношения, при этом не выпускать свое чадо из-под контроля. Один промах – и переходный возраст может перечеркнуть взрослую жизнь.
  2. В переходном возрасте у подростка происходит физическое и эмоциональное развитие, и ломка голоса – не единственный признак взросления. Продуктивная сперма и необдуманные поступки могут привести к раннему отцовству. Чтобы этого не произошло, взрослые должны беседовать с сыном, рассказывать ему о принципах и стремлениях взрослых людей, стать образцом для подражания.
  3. Когда определенные трудности переходного возраста у мальчиков сложно преодолеть, необходимо обязательно воспользоваться помощью психолога, но ни в коем случае не давить на подростка своим авторитетом, жизненным опытом, тоталитарной позицией. Если своевременно найти общий язык, то это сложное время пролетит для встревоженных родителей одним мгновением.

Видео: характеристика подросткового возраста

Все слышали, что переходный возраст приносит с собой множество проблем. Возможно ли его преодолеть без больших потерь с обеих сторон? Конечно, да! Прежде всего, ответственность за это лежит по большей части на родителях. Нам надо понимать, что речь идет не об «испорченности» или «вредности», а о естественном процессе взросления. Ребенок растет и преображается физически, работа его гормонов активизируется. Но перемены касаются не только тела. Вместе с ним меняются ценности, ориентиры, появляются новые связи с окружающим миром. И вот, некогда послушный ребенок неожиданно становится равнодушным к учебе, капризным, дерзким. Он часами торчит за компьютером, включает на полную мощность музыку, закрывшись в своей комнате, хамит старшим и бесконечно болтает с приятелями, забывая про учебу. А как он одевается? Жуткая прическа, кислотного цвета маникюр, пирсинг, порванная во многих местах одежда. Иногда рядом с ними даже стыдно идти по улице. Кажется, что все моральные устои попраны, годами нарабатываемые навыки общения потеряны навсегда. Но опытные родители понимают, что этот период лишь временный, а в возникших проблемах отчасти виновны и взрослые. Мы хотим, чтобы наш ребенок был самостоятельным, но одновременно стремимся во всем его контролировать, словно ему еще пять лет.
Как же помочь ребенку в это нелегкий период? Как сохранить доверительные отношения? Как с малыми потерями преодолеть кризис переходного возраста и при этом остаться хорошим родителем?
Вот несколько советов, которые вы, возможно, сейчас готовы услышать.

Совет первый: придите к этому важному этапу во всеоружии!
Вполне понятно, что каждый ребенок индивидуален, но большинство подростков вступает в этот период с 10 до 15 лет. У девочек это случается чуть раньше, а у мальчиков - на пару лет позже.
Раньше ребенок, отвечая на вопросы «Кто я? Какой я?», называл свое имя, говорил о родителях, о том, где он учится и живет, с кем дружит. Но с годами всех этого становится недостаточно. В период гормонального взрыва, когда его тело начинает резко меняться, подросток иногда не понимает самого себя . Ему уже мало знать, как его зовут. Он хочет понять, на что он способен, чего он стоит в этой жизни. Он ощущает дискомфорт, противоречивые чувства наполняют его. Он становится чрезмерно ранимым, эмоциональным и тревожным.
Соберите как можно больше информации о переходном возрасте. Читайте книги и статьи специалистов, не бойтесь советоваться с другими родителями, посетите психолога. Все это поможет вам понять вашего ребенка лучше , взглянуть на переходный возраст его глазами. Вспомните, какими были вы, когда учились в том же классе. Познакомьтесь и пообщайтесь с друзьями дочки, сына.

Совет второй: без паники!
Всегда ли переходный возраст - это страшно? Ответ: нет. Во-первых, все дети разные. Некоторые переживают этот период без ярких проявлений и абсолютно незаметно для окружающих. (Хотя это не означает, что родителям покладистых чад стоит уделять своим отпрыскам меньше внимания!)
Во-вторых, очень многое зависит от старшего поколения. Если мы выберем верный путь и найдем подход к взрослеющему ребенку, то шансы выиграть сражение, не вступая в него, увеличатся.
Если вы не справились с ситуацией и у вас все же случился стресс, не опускайте руки и не подавайтесь сиюминутным порывам. Приведите в порядок, прежде всего, себя . Сделайте себе подарок, купите на распродаже какую-нибудь приятную мелочь, сходите в бассейн, на массаж, погуляйте с подругами в парке. Не впадайте в крайности и помните, что все проходит, пройдет и это.

Совет третий: дайте ему знать, что вы его любите!
Сейчас подросток всячески пытается доказать всем, что он может самостоятельно решать проблемы, что давно стал взрослым. Однако если у него что-то не получается, он переживает это гораздо сильнее, чем раньше. Он начинает казаться себе самому неудачником.
Ни в коем случае не упрекайте сына или дочь , будто они делают все это нарочно, чтобы вас позлить. Помните, что сейчас они нуждаются в любви и поддержке. Чаще обнимайте их, утешайте, подбадривайте, чтобы они не чувствовали себя одинокими и ненужными. Ребята, у которых в семье взаимопонимание, редко склонны к правонарушениям и эпатажу.

Совет четвертый: больше разговаривайте со своими детьми!
Сонники, гадания, гороскопы, журналы мод - вот новые увлечения вашей дочки. У нее появились или вот-вот появятся первые симпатии к противоположному полу. Любые чувства, особенно безответные, могут причинить множество горя и проблем. Девушка словно бы разрывается на части: вроде бы ей надо учиться, делать уроки, готовиться к поступлению в вуз, но голова занята совсем другим.
У мальчиков - свои проблемы. Считая себя уже взрослыми, они часто рвутся совершать «взрослые поступки» (так, как они их понимают), не отдавая себе отчет о последствиях. К тому же к браваде присовокупляются такие вещи, как угревая сыпь на лице, ломающийся голос, неуверенность в своих силах и страх прослыть «лохом». Желание избежать насмешек порождает ответное стремление доказать, что ты - герой. Курение, наркотики, спайс, алкоголь - все это только протест и следствие естественного желания найти свою нишу, быть принятым и понятым.
В этот период родителям надо активно включиться в жизнь своего ребенка , дать нужный совет во время, правильно сориентировать в проблемной ситуации, подсказать, как преодолеть трудности. Но это невозможно, если вы не в курсе событий в жизни своего ребенка. Поэтому чаще говорите с подростками , расспрашивайте о друзьях, об увлечениях и симпатиях. Проявляйте искренний интерес к тому, что отныне влияет на их внутренний мир, но не сбивайтесь на нравоучения и критику. Чтобы выговориться, подросток должен вам доверять.

Совет пятый: делитесь с ними опытом!
Если девочку-подростка стал интересовать противоположный пол, то самое время маме рассказать ей о половых отношениях и вариантах контрацепции. Если у дочки появился бой-френд, следить за ситуацией нужно, но палку перегибать не стоит, особенно с наставлениями. Ненавязчиво учите дочь верно воспринимать собственную внешность со всеми ее плюсами. Помогите ей найти свой стиль в одежде, запишите ее на курсы макияжа. В этом возрасте девушки склонны преувеличивать свои проблемы, и чтобы не случилось ничего плохого, им надо, прежде всего, придать уверенности в себе.
Мальчикам-подросткам важно подсказать, как стать более сильными и мужественными. Посоветуйте им подходящую их характеру спортивную секцию: кому-то подойдет бокс, а кому-то футбол. Занимаясь спортом, они не только укрепят мышцы, но найдут правильных друзей-единомышленников. Еще один беспроигрышный вариант: помочь подростку определиться с его склонностями и талантами . Хорошо, если у него будет хобби. Ведь даже самое простое любимое дело приносит вдохновение, а успешными результатами можно и в кругу друзей похвастаться.
В любом случае отношения в семье между поколениями должны строиться на взаимном доверии . Иногда это непросто, но еще сложнее будет восстановить утраченное. Поэтому заранее старайтесь больше времени проводить вместе, но при этом не навязывайтесь. Общайтесь по душам в непринуждённой обстановке, ходите в походы (не обязательно в лес, можно и по магазинам), на концерты любимой группы, смотрите общие фильмы и сериалы, чтобы потом делиться друг с другом собственным видением той или иной ситуации. Избегайте фраз «А вот я в ваше время!». Просто откройте какой-то свой личный секрет подростку. Поверьте: он это оценит!

Совет шестой: решайте все вопросы мирным путем!
Подросток - это личность. И он имеет право на свои взгляды, предпочтения, на принципы и даже на собственные ошибки. Уважайте его, стройте общение на равных .
Очень важно, чтобы у подростка было своё личное пространство. Хорошо, если это отдельная комната. И пусть он все чаще закрывается в ней и требует, чтобы вы стучались. Не стоит сразу подозревать его в занятиях чем-то неподобающим. И, конечно, не ройтесь в его личных вещах. Если это откроется - вы сильно упадете в его глазах. Мамам и папам также очень важно чаще вспоминать себя в молодости и вставать на место своего ребенка . Возможно, его требования вовсе не завышены, вы и сами когда-то хотели этого от ваших родителей. В любом случае, скандалами и криком ничего не решить. Будьте вежливы и старайтесь адекватно реагировать на возможные промахи своего ребенка.

Совет седьмой: позвольте им чувствовать себя свободными!
Чтобы избежать конфликта, предоставьте подростку некоторого рода свободу. Пусть он слушает ту музыку, которая ему нравится. Пусть над его кроватью будут висеть на стенах плакаты с его кумирами, даже если они не вызывают у вас восторга. Пусть у него будет небольшое количество карманных денег, чтобы он мог сходить в кафе или купить то, что он считает необходимым без того, чтобы каждый раз клянчить у вас нужную сумму.
Если же у ребенка появляются так называемые приступы подростковой злости, то это означает, что мы, взрослые, слишком давим на него. Не пускайте все на самотек, но и не завинчивайте гайки слишком туго . Не пытайтесь сделать из своего сына или дочки свою копию. Наши дети не обязаны исполнять наши несбывшиеся мечты. У них могут и должны быть собственные стремления и интересы. Позвольте им быть самими собой - и обязательно гордитесь этим!

В общем, будьте внимательны к своим детям, общайтесь с ними и их друзьями, разделяйте в разумных пределах их увлечения. И тогда подростковый переходный период обязательно пройдёт для вас с минимальными потерями.

Ко мне обращаются многие родители детей-подростков с просьбой помочь «справиться» с их детьми, которые «отбились» от рук. Надеюсь, что эта информация поможет Вам найти взаимопонимание с ребенком и наладить испорченные отношения. Помните, что нет ничего невозможного и неудовлетворяющие Вас взаимоотношения можно поправить на любой стадии - если только действительно хотеть этого!

Немного физиологии. Подростковый возраст относят на период с 10-11 до 15-16 лет. Он связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. В организме происходят гормональные изменения, что вызывает очень быстрое физическое и физиологическое развитие. В связи с этим, возникают трудности в работе внутренних органов, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и настроения - от бодрости, радости, азарта до разбитости, печали и полной пассивности.

Переживая «гормональную бурю», подростки все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Резко вырастает интерес к своей внешности (формируется новый образ физического «Я»), остро переживаются все изъяны внешности (и действительные и мнимые). Это особо чувствительная зона, требующая от взрослых тактичности, понимания, теплых, доверительных отношений.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания – чувство взрослости и Я-концепция.

Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя взрослым человеком (в 11-13 лет). Проявляется это чувство в желании, чтобы все - и взрослые и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, в желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, своей территории, иногда учебы.

Вот, например, мнение одного подростка: «Да че родаки мной командуют, я же уже не маленький. А они взрослым меня не считают - пристают со всякими глупостями, обвиняют. То пришел домой поздно, то мусор не вынес… А я самостоятельный – захотел позже пришел домой, захотел - раньше. И друзей моих не любят, общаться не разрешают. А у меня с друзьями все в порядке - они клевые.»

Но на самом деле самостоятельность еще не сформировалась, подросток не всегда может ее использовать. Бывает так, что ухудшением поведения подросток вынуждает родителей снова осуществлять контроль над ним. Поэтому родителям необходимо помогать в становлении самостоятельности ребенка, отдавая ему обязанности и в то же время признавая его права (выбор одежды, время сна, прихода домой и т.п.).

Примерно к 15 годам после поисков себя, личной нестабильности у подростка формируется система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Это и есть «Я-концепция».

Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Самоанализ, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой и неустойчивой. Подростки, изучая себя, думают, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их (это явление называют «воображаемой аудиторией»). Поэтому подросток все время чувствует себя в центре внимания окружающих, что усиливает его ранимость.

Поддержать ослабевшее «Я» подростка родители могут любовью и безоценочным принятием, причем подросток готов слышать слова поддержки чуть ли не ежедневно – так уязвима его самооценка.

Важно, чтобы ребенок имел возможность не только получать любовь, но и отдавать ее близким (иначе у него возникает инфантильная, потребительская позиция).

С развитием самосознания связаны склонность к уединению, чувство одиночества, непонятности и тоски. Родителям необходимо создавать условия для самораскрытия ребенка, так как в общении со сверстниками потребность в самораскрытии не удовлетворяется должным образом. Поэтому взрослым нужно научиться просто слушать и понимать ребенка, а не поучать и осуждать.

Неуверенность подростка в себе внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

Вот как описывает проблему одна мама: «Наша дочь всегда была доброй, доверчивой, открытой, заботливой, мягкой девочкой. И вдруг она стала недовольна всем и всеми. Ребенок изменился прямо на глазах – обиды, раздражение, грубости и даже агрессия. Самое обидное, что все эти чувства направлены на самых близких людей, которые любят ее и желают добра…».

Подросток обладает сильными, иногда слишком, потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Самостоятельность проявляется в основном в стремлении к свободе от влияния взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях.

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Подросток как бы «примеряет» на себя различные занятия, роли, деятельность. Характер увлечений подростка тесно связан с интенсивным становлением в данном возрасте типа характера. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени благодаря кружкам или секциям – один из наиболее действенных путей профилактики проблем, связанных с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией.

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Обычно подростки дружат с ровесниками того же пола, принадлежат к одной и той же среде. Но бывает дружба и с подростками противоположного своему характера. Объясняется это тем, что ребенок ищет в друге черты, которых ему самому не достает.

У детей в этом возрасте появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании по интересам, способам развлечения, занятиям. Но подростку недостаточно входить в любую группу, которая его принимает. Для него важно входить в группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, - еще одна сфера отношений подростка. Влияние родителей уже ограничено, но его значение огромно! Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах развлечений, молодежной моды, музыки. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Нуждаясь в родителях, их любви, заботе, в их мнении, подростки в то же время испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Наиболее распространенные стили семейного воспитания – демократичный, авторитарный, гипоопека, гиперопека.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не раздражает подростка. Формирование взрослости при таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих запретов и указаний. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, несамостоятельными, менее нравственно зрелыми, чем их сверстники.

Встречается и стиль воспитания «по типу Золушки» - когда высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, у них трудности в общении, часто они сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях, как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – это излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Отношения, складывающиеся по типу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста.

Необходимо упомянуть и о родителях у которых слишком высокие ожидания, оправдать которые подросток не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-то талантов; или посвятить матери, для которой он единственный близкий человек, все свободное время; или пойти по пути отца-неудачника и реализовать его мечты 20-летней давности и т.п. С такими родителями обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязываются повышенная моральная ответственность, может развиться невроз!

Любое противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях. Например, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Подростковый кризис не всегда протекает в форме «кризиса независимости». Иногда подростки предпочитают не ввязываться в борьбу за свою личностную автономию, которая может закончиться не в их пользу. Они выбирают сохранение прежней системы отношений с родителями, которая дает им эмоциональное благополучие и чувство защищенности. Эту форму кризиса определяют как «кризис зависимости», для которого характерен выбор (часто неосознанный) самоопределения по типу «Я ребёнок и хочу оставаться им». Родители обычно воспринимают такой вариант взросления положительно, радуясь тому, что им удалось сохранить благоприятные отношения с ребёнком. Однако для личностного развития подростка это неблагоприятный вариант, результатом которого является затяжная инфантильная позиция «ребёнка», сохраняющаяся не только в период молодости, но даже в зрелом возрасте.

Выбор зависимой по отношению к родителям позиции может определяться внутренними и внешними причинами. К внутренним причинам можно отнести такие личностные особенности подростка, как тревожность, неуверенность в себе. Такой подросток будет избегать ситуаций с неопределёнными последствиями (в том числе конфронтации с родителями), поскольку у него нет уверенности в том, что он сможет добиться своего. Внешней причиной может быть сложившийся в семье стиль взаимодействия родителей с ребёнком. Авторитарный родитель может заставить подростка смириться со своим подчинённым положением, что приведёт к неизбежному искажению его личностного развития.

Ещё одним следствием сглаженного бесконфликтного протекания подросткового кризиса может быть его смещение во времени. Протекание кризиса независимости в 17-18 лет обычно бывает более бурным и осложняется необходимостью решения возрастных задач, свойственных периоду ранней юности.

Потребность быть собой – это стремление к совершенствованию своего "я", к самопознанию и самораскрытию. Не случайно, именно в этот период подростки начинают интересоваться психологией, философией, оккультизмом. Происходит становление личности. Подросток переосмысливает старые родительские нормы. То, что раньше воспринималось как истина, подвергается проверке, причем, не только на теоретическом уровне. Подросток экспериментирует, пробует "на вкус" жизнь, которая открывается для него с новой, неизученной стороны.

Раиса Толочко, психолог

Наиболее сложной психологической стадией в жизни человека считается переходный период, который существенно влияет на становление индивида как личности. Это время можно назвать мостиком между двумя жизнями: детской и взрослой. Зачастую кризис переходного возраста влияет не только на подростка, но и на его окружение. Ведь у человека меняются ценности, появляются новы стереотипы, формируется собственная точка зрения. Такой период считается довольно болезненным и тяжелым, поэтому необходимо знать, как справиться с проблемами, которые могут возникнуть именно в подростковом возрасте.

Наиболее сложный возраст

Мало кому известно о тех кризисах, которые наступают у человека в возрасте трех и семи лет. Но переходный период и трудности, которые с ним связаны, известны каждому. Почти все родители с ужасом ждут начала кризиса переходного возраста у своих отпрысков. Многие даже пытаются предотвратить данную стадию и создают для этого все условия. Но в большинстве случаев такие попытки оказываются бесполезными. Несмотря на все старания родителей, подростки раздвигают рамки дозволенного, разжигают конфликтные ситуации, не соблюдают правил и преступают запреты. В основном тинэйджеры выступают провокаторами. Они апеллируют тем, что родители и близкие не хотят их понимать. Но через такие разногласия и сложные ситуации подросток познает себя, учится отстаивать собственные позиции и взрослеет.

Время наступления

Представители разных стран и религий определяют переходный возраст по-своему. У некоторых подростков он может наступить к четырнадцати годам, а у других - к двадцати. Данный переход может реализоваться как просто в получении паспорта или достижении совершеннолетия, так и сопровождаться различными серьезными конфликтами. В этом возрасте наступает половая зрелость, появляется юридическая ответственность за свои действия. Очень сложным для индивида и его окружения является переходный период. Психология утверждает, что время наступления данной стадии сугубо индивидуально. Это зависит от многих факторов, таких как культурное наследие, религиозные убеждения, окружающая среда, круг общения.

Трудное поведение подростка

Во время переходного возраста тинейджер постоянно пытается отстоять право на свою самостоятельность и независимость от взрослых. Это желание проявляется в таких важных моментах, как сложности поведения, ярко выраженное упрямство, негативизм, повышенная конфликтность, открытое непослушание, отстаивание собственного мнения по любому вопросу. Зачастую подростки демонстрируют свой нонконформизм при общении со сверстниками, а также нарочито противопоставляют себя взрослым. Проблемы переходного периода в основном заключаются в том, что тинейджер создает антипод послушного подростка. Ребенок может вести себя подобным образом достаточно долго. Хотя в некоторых случаях кульминация кризиса переходного возраста проходит спокойно. Существует два противоположных сценария, по которым может развиваться данный этап формирования человека.

Первый, классический вариант развития

У подростка проявляются традиционные симптомы, которые сопровождают любой возрастной кризис. Тинейджер ведет себя строптиво, упрямо, проявляет своеволие и негативизм, критически относится к требованиям родственников и учителей. На данной стадии взросления у подростка обостряется чувство собственности. Он начинает оберегать свои вещи от посторонних глаз и рук, дорожит личным пространством. Зачастую переходный возраст характеризуется тем, что тинейджер запрещает родителям или знакомым заходить в свою обитель. Он становится скрытным в общении. Родственникам может показаться, что ребенок скрывает что-либо ужасное. Но волноваться не стоит. У подростка происходят серьезные изменения во внутреннем мире. Меняется система ценностей человека, появляются новые принципы, формируется мировоззрение. В этот сложный период тинейджер пытается защитить свою формирующуюся личность, поэтому и ведет себя нестандартным образом.

Второй вариант

Но все может развиваться и по другому сценарию, который прямо противоположен первому. Тинейджер полностью зависит от родителей и учителей. Чрезмерное послушание и возврат к прежним интересам - это характерные признаки поведения подростка, переживающего переходный период по второму варианту, который еще называют «кризисом зависимости». Человек зачастую возвращается к старой системе ценностей и отношений с окружающими. Его цель - найти поддержку и обрести сравнительную беззаботность. Вне зависимости от того, по какому сценарию протекает самоопределение подростка, на данной стадии развития происходит определение жизненной позиции. Если в первом случае тинейджер акцентирует внимание окружающих на том, что он уже не ребенок, то во втором варианте он хочет и дальше оставаться в своем детстве.

Положительные результаты

Кризис переходного периода имеет много положительных результатов. Подросток борется за свою независимость, пытается самоутвердиться, познать собственные способности и возможности. Такая борьба должна проходить в безопасных условиях. В результате у тинейджера формируется чувство уверенности в своих силах. Кроме того, именно юношеский возраст и трудности, которые с ним связаны, помогают человеку научиться самостоятельности, открыть в себе качества, которые в будущем будут помогать ему разрешать возникающие сложные ситуации.

Характерные черты

Переходный возраст характеризуется тем, что у человека активно развиваются познавательные процессы. Подросток переходит к абстрактному мышлению. Ему начинают нравиться рассуждения на отвлеченные темы. Особенности переходного периода заключаются в том, что ощущения и восприятие человека переходят на новый, более высокий уровень. Тинейджер все чаще анализирует свои поступки и действия окружающих, фокусируется на важных вещах, избирательно относится к выбору будущей профессии. Активно развиваются творческие и интеллектуальные способности. Кроме того, меняется мотивационная сфера, которая начинает формироваться на основе четко поставленных целей.

На первом плане - общение

Для тинэйджера наиболее важными людьми становятся товарищи и друзья. Юношеский возраст - это время активного общения со сверстниками. Постоянно контактируя между собой, подростки обучаются социальному взаимодействию. Через общение они удовлетворяют свою потребность в эмоциональных контактах, которая возрастает в переходном возрасте. Большую роль играет и половое созревание человека. У подростка меняется гормональный фон, что приводит к изменению манеры поведения в обществе, интересов и самосознания. На этом этапе важно не ограничивать тинейджера в общении. Это может привести к нервным срывам и затяжным депрессиям. Подросток должен общаться со сверстниками. Ведь это важный фактор формирования собственного мнения.

Подростковый период и его задача

Подростковый переходный период характеризуется тем, что человек переходит на новый уровень в физиологическом и социальном плане. Наиболее важное приобретение, которое влечет за собой юношеский возраст, - это развитие такого чувства, как личная идентичность. Стремление подростка отгородиться от навязчивого внимания родителей можно считать вполне нормальным. Для идентификации себя как взрослой личности тинейджеру нужно побороть эмоциональную эмансипацию. Подросток должен обрести свободу, «перешагнув» детские эмоциональные отношения. Чтобы вступить во взрослую жизнь, человеку необходимо обрести интеллектуальную независимость.

В период переходного возраста тинейджер учится критически мыслить, начинает самостоятельно решать важные вопросы. Поведенческая автономия, которая проявляется в разнообразных жизненных сферах, также является показателем взросления. Подросток сам выбирает свой стиль одежды, круг общения, интересы и предпочтения. Этот период не несет в себе страшных последствий или эксцессов. Родителям нужно лишь относиться снисходительно, спокойно и с пониманием к своему ребенку.