Наследуется ли интеллект детьми. Генетики доказали: интеллект передается от мамы

Умные люди должны благодарить своих матерей за то, что они подарили им такой интеллект.

Оказывается, ученые провели первое масштабное генетическое исследование на этот счет и пришли к выводу, что сила интеллекта наследуется по линии как раз матери, а не отца, как считалось ранее.

Так что гендерные стереотипы, существовавшие на протяжении долгих веков, теперь обязаны исчезнуть.

Именно гены матери, как выясняется, отвечают непосредственно за развитие коры головного мозга, а отца – за развитие лимбической системы. Иными словами, от мамы вы взяли интеллект, от отца – свое типичное эмоциональное состояние.

Более того, некоторые другие исследования показали, что люди наследуют интеллект матери, потому что гены интеллекта расположены на хромосоме X.

Но есть и другие факторы.

Недавно исследователи из Университета Ульма в Германии обнаружили, что генетика не единственная причина развитого интеллекта. На то, умны вы или нет, оказали влияние и другие факторы.

Главный такой дополнительный фактор – степень привязанности к матери, особенно в возрасте до двух лет . Дети, которые регулярно играли с ними в сложные игры, требующие распознавания символов, впоследствии вырастали в более умных взрослых, чем большинство их сверстников.

Второй фактор – это любовь . Если эмоциональные потребности детей в возрасте до 13 лет удовлетворялись почти полностью, в их гиппокампа образовывалось на 10% больше клеток, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

Теперь ученые говорят, что интеллект лишь на 40-60% зависит от генетики , а в остальном – от окружающей среды.

И еще: даже если ваш ребенок умен от природы, его навыки решать проблемы нужно развивать. Причем задачи по мере взросления должны становиться все сложнее. Иначе, каким бы не был его “исходный” интеллект, с возрастом он его потеряет.

Невероятные факты

Родители любят представлять, как будет выглядеть их будущий ребенок .

Унаследует ли он мамины глаза или папин нос? Существуют ли какие-то определенные черты, которые мы получаем от каждого родителя?

Генетика – интересная и очень сложная вещь. Ребенок получает 23 хромосомы от матери и 23 – от отца, и существует множество вариантов того, как они будут сочетаться, и каким будет конечный результат.

Хотя генетическое влияние в целом равноценно со стороны обоих родителей, многие ученые приходят к выводу, что отец порой оказывает большее влияние, чем мать .

1. Цвет глаз


Темный цвет глаз, такой как карий и черный является доминантным, в то время как светлый цвет глаз, например, голубой, является рецессивным.

Обычно ребенок наследует доминантный цвет глаз родителей. Так, например, если у папы карие глаза, а у мамы голубые, то ребенок, скорее всего, будет кареглазым .

Но так происходит не всегда. Если у отца рецессивный цвет глаз, например, голубой или зеленый, у ребенка больше шансов унаследовать цвет глаз отца.

2. Ямочки на щеках


Что может быть прелестнее ямочек на щеках, и если у вашего отца были ямочки, велика вероятность того, что ребенок родится с такими же милыми ямочками.

Ямочки на щеках являются доминантной чертой , и их появление связано с расположением мышц на лице.

3. Рисунок отпечатков пальцев


У каждого человека свои уникальные отпечатки пальцев, и они не повторяются у родителей и у детей. Однако существует генетическая предрасположенность в отношении отпечатков пальцев.

Отпечатки отцов и детей хоть и никогда не бывают одинаковы, очень похожи. Посмотрите на руки ребенка, и вы увидите похожие завитки или дуги и у отца .

4. Симметрия лица


Генетика играет большую роль в том, какие черты лица или соотношение этих черт появятся у ваших детей.

Дети склонны наследовать симметрию лица отца , и если, глядя на вашего сына или дочь, вы отчетливо видите его отца, то для этого есть своя причина.

5. Рост ребенка

На рост ребенка оказывают влияние гены обоих родителей, однако отец играет большую роль в том насколько высоким или низким будет ребенок . Если отец высокий, то дети тоже будут высокими, может быть не такими высокими, как отец, если мать низкого роста, но тем не менее.

6. Вес ребенка


Вес в большей части определяется генетикой, и существует связь между весом родителей, а в особенности отца, и весом детей, когда они повзрослеют.

Интересно, что вес отца может влиять на вес ребенка при рождении . Так, если гены отца выражены во время беременности и внутриутробного развития ребенка, то гены матери могут быть подавлены в какой-то степени.

7. Волосы


Как и в случае с глазами, доминантные и рецессивные гены оказывают большое влияние на цвет волос.

Темные волосы являются доминантными , и если у вашего отца темные волосы, то у вас они тоже, скорее всего, будут темными.

Более того, гены отца играют решающую роль в том, какой будет текстура волос ребенка . Если у отца кудрявые волосы, то маловероятно, что у ребенка будут прямые волосы.

8. Губы


Что касается формы и размера губ, гены отца могут существенно повлиять на эту черту. Полные губы являются доминантной чертой , и если у отца полные губы, то у ребенка тоже, скорее всего, будут полные губы.

9. Проблемы с зубами


К сожалению или к счастью строение зубов, а также проблемы, связанные с ними, это наследственная черта. Если у отца были плохие зубы, то вероятно ребенку тоже придется столкнуться с проблемами.

Знали ли вы, что существует ген, отвечающий за появление щербинки между зубами ? Если у вашего отца была щель между зубами, не удивляйтесь, если унаследуете такую же.

10. Склонность к риску


Если отец любит рисковать, то это может наложить отпечаток на личность будущих детей. Считается, что личность человека в какой-то степени предопределена с рождения.

Так, например, существует ген, отвечающий за поиск новизны и склоняющий человека к рискованному поведению . Человек, который склонен к авантюрам, скорее всего унаследовал эту особенность от отца.

11. Чувство юмора


Хотя не существует определенного гена, отвечающего за чувство юмора, существует ряд генов, которые определяют склонность к остроумию .

Конечно, чувство юмора является социальной чертой, и если родители любят подшучивать друг над другом и смеяться, то ребенок тоже будет веселым.

12. Интеллект


Потенциал интеллекта ребенка также в больше степени определяется генетикой, а именно интеллектом отца.

Да, конечно. Все наши признаки в той или иной степени передаются по наследству - даже такие, казалось бы, полностью приобретаемые, как загар и французский язык*.


Чтобы не заканчивать статью прямо здесь, давайте попробуем конкретизировать вопрос.

От чего сильнее зависит интеллект - от наследственности или от воспитания?

Все наши признаки зависят частично от наследственности и частично от условий среды. Но сила влияния среды у разных признаков разная. Например, животноводы знают, что даже от совершенно беспородной коровы можно получить больше молока за счет хорошего кормления и ухода (воздействий среды). Но повысить жирность молока таким же образом нельзя - этот параметр практически полностью зависит от наследственности.


Интеллект человека, как и жирность коровьего молока, зависит в основном от наследственности. В 1996 году Американская психологическая ассоциация оценила влияние наследственности/воспитания на уровень интеллекта как 75/25**, в 2004 году анализ нескольких десятков научных работ в этой области выдал 85/15. (Википедия, англ.)

Передается ли гениальность по наследству?

Нет, не передается. Гениальность - это уникальное, один на миллион раз получающееся сочетание генов. При образовании половых клеток происходит перекомбинация генов, уникальное сочетание разрушается, и дети гениев получаются совершенно обычными людьми.


Тяжелее всего это жестокое правило бьёт, опять-таки, по животноводам - дети самых красивых, самых вкусных и толстых свиней сильно уступают родителям. - Вот бы размножать их вегетативно, как землянику! Именно для этого (для стопроцентного сохранения признаков гениального родителя) в сельскохозяйственную практику пытаются ввести клонирование, но что-то пока не очень получается.

Может ли у умных родителей родиться глупый ребенок?

Может, почему нет. Комбинации из предыдущего вопроса случайны - работают как в хорошую, так и в плохую сторону. Но. Из большого количества случайностей рождается статистика, и она говорит нам, что у умных родителей, скорее всего, родятся умные дети***.


Глядя на своего оболтуса, вы начинаете думать, что вот на нём-то статистика и отдохнула? - Возможно, в этот момент вы являетесь героем пословицы «дураку полработы не показывают». Детский мозг еще не сформирован; с возрастом ребенок все больше и больше будет походить на вас по своему интеллекту. (Та же самая американская ассоциация, что выдала нам 75/25 для подростков и старше, для детей показала 45/55.)

Действительно ли старший ребенок умнее следующих?

Все, наверное, читали в сказках, что первый ребенок в семье - умный детина, второй "и так и сяк", а третий - дурачок. Фишка в том, что это не только сказка, но и суровая быль: факт снижения уровня интеллекта у второго и последующего детей подтвержден статистически и никем сейчас не оспаривается. (Для вторых детей: да, старший действительно умнее, но разница небольшая, порядка трёх пунктов IQ.)


В 2007 норвежские ученые попытались объяснить это явление и измерили интеллект детей в семьях, где первый ребенок умер в раннем возрасте. С точки зрения биологии старший ребенок в таких семьях был вторым, с точки зрения воспитания - первым; выяснилось, что такие дети были умными, как первые. Следовательно, понижение интеллекта с ростом порядкового номера ребенка объясняется не биологическими факторами (наследственностью), а исключительно воспитанием****.

Передается ли интеллект от матери сыновьям?

Эта сказка в русскоязычных источниках гуляет в таком виде: "Гены интеллекта находятся в Х-хромосоме, которую мальчик получает только от матери - следовательно, интеллект сына зависит от матери", при этом дается ссылка на исследования британских ученых. Это сразу настораживает: хорошо известно, что "британские ученые" в половине случаев значат "злой редактор велел нам срочно написать заметку, и мы немножечко высосали из пальца".


Поиск по британским сайтам подтвердил мои опасения. Да, действительно, мальчик получает Х-хромосому только от матери (от отца он получает Y-хромосому). Гены, отвечающие за интеллект, существуют, их несколько десятков, некоторые из них, возможно, находятся в Х-хромосоме. Из-за этого ребенок получает от матери чуть больше генов интеллекта, чем от отца - скажем, 18 от матери и 16 от отца (цифры высосаны из пальца).


===============
* Белокожие люди (рыжие, с веснушками) не могут загорать так же, как все остальные; люди, восприимчивые к языкам, при одинаковом обучении будут владеть французским языком лучше, чем все остальные.
** Уточнение: наследуемость показывает долю генотипической изменчивости в фенотипической изменчивости, т.е. берет разброс признака в популяции и считает, какую долю от этого разброса составляют гены, а какую - среда. Заявление «доля наследственности в формировании интеллекта составляет 75%» - это упрощение.
*** Если родители шибко умные, то им нужно еще раз прочитать пункт про гениальность.
**** а) родители занимаются с последующими детьми меньше, чем с первым; б) примером для первого ребенка является родитель, а для второго - первый ребенок.

Умные люди могут искренни поблагодарить своих матерей, потому что соответственно с исследованиями, именно мамы способны передавать ген мудрости. Так, гендерный стереотип, который существовал на протяжении столетий, возможно вскоре исчезнет, а женская мудрость станет самым важным критерием для мужчин при выборе партнёрши.

Исходя из этой теории были обнаружены «условные гены», которые ведут себя по-разному в зависимости от происхождения. Вообще, эти гены имеют биохимические связи, которые позволяют отслеживать их происхождение и даже показывают, активны они или нет в потоковых ячейках. Интересно, что некоторые из этих «условных генов» работают только в том случае, если они передаются от матери. Если тот же самый ген наследуется от отца, он деактивируется. Понятно, что другие гены работают в обратном порядке и активируются только, если они происходят от отца.

Именно гены матери отвечают непосредственно за развитие коры головного мозга, а отца — за развитие лимбической системы.

Мы знаем, что у интеллекта есть наследственная составляющая, но несколько лет назад мы думали, что многое зависит не только от матери, но и от отца. Однако, несколько исследований показали, что дети более склонны наследовать мышление матери, потому что гены интеллекта расположены именно на хромосоме X.

Одно из первых исследований в этой области было проведено в 1984 году в Кембриджском университете, за которым последовали многие другие. В этих исследованиях анализировалась коэволюция мозга и кондиционирование генома. Это привело к выводу, что материнские гены вносят наибольший вклад в развитие мышления.

Во время первого эксперимента исследователи создали эмбрионы крыс, у которых были только гены матери или отца. Но когда пришло время перенести их в матку взрослой крысы, эмбрионы умерли. Таким образом, обнаружили существеннее «условных ген», которые активируются только в том случае, если они были унаследованы от матери. Эти гены являются жизненно важными для правильного развития эмбриона. С другой стороны, генетическое наследие отца очень важно для роста ткани, которая будет формировать плаценту.

Тогда исследователи предположили, что, если эти гены важны для развития эмбриона, также вероятно, что они могут играть важную роль в жизни животных и людей, возможно, они даже могут влиять на развитие функций мозга. Проблема состояла в том, как доказать эту идею, ведь эмбрионы с генами только от одного родителя быстро погибли.

Исследователи нашли решение: они обнаружили, что эмбрионы могли выживать, если поддерживались нормальные эмбриональные клетки, а остальными манипулировали. Таким образом, они создали несколько генетически модифицированных лабораторных мышей, которые, на удивление, развивались не одинаково. Интересно то, что у крыс с дополнительной дозой материнских генов быстрее развивался мозг и голова, но тела так и оставались маленькими. В ситуации с отцовскими генами было всё наоборот – у крыс были маленькие головы, но огромные туловища.

После более детального анализа, исследователи обнаружили клетки, в шести различных частях мозга, которые содержали гены только одного из родителей и контролировали различные когнитивные функции: от привычек питания к памяти.

В первые дни эмбрионального развития любая клетка может появиться в любом месте мозга, но по мере взросления и роста эмбрионов клетки с отцовскими генами накапливаются в определённых участках мозга: гипоталамусе, миндалине, преоптической области и перегородке.

Эти области – части лимбической системы, которая отвечает за наше выживание и за такие функции, как пол, питание и агрессия. Однако исследователи не нашли отцовских клеток в коре головного мозга, где разработаны самые передовые когнитивные функции, такие как интеллект, мышление, язык и планирование.

Новые исследования, новые открытия

Конечно же, ученые продолжают исследовать эту теорию. Например, Роберт Лерке показал, что значительная часть детского интеллекта зависит от Х-хромосомы. Он также доказал, что, поскольку у женщин есть две Х-хромосомы, они в два раза чаще передают интеллектуальные данные.

Недавно исследователи из университета Ульма (Германия) изучили гены, связанные с повреждением головного мозга, и обнаружили, что многие из них, особенно те, которые отвечают за когнитивные способности, находятся в хромосоме X. Поэтому, не случайно, что умственная отсталость в 30 % чаще встречается у мужчин.

Но, пожалуй, один из самых интересных результатов в этих экспериментах связан с продольным анализом, проведенным Отделом медицинских исследований и общественных наук в Глазго, Шотландия. В этом исследовании ежегодно, начиная с 1996 года, брали интервью у 12 686 молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет. Исследователи учитывали несколько факторов – от цвета кожи и образования, до социально-экономического статуса. Они обнаружили, что лучшим предиктором интеллекта был IQ матери. Фактически, IQ молодых людей отличался в среднем лишь на 15 пунктов, в сравнение с их матерями.

Генетика – не единственный фактор

Помимо генетических, мы также можем найти другие исследования, которые показывают, что мать играет важную роль в интеллектуальном развитии детей, например, через физический и эмоциональный контакт. Некоторые исследования показывают, что от непосредственного контакта с мамой также зависит интеллектуальное развитие ребёнка.

Исследователи из Университета Миннесоты обнаружили, что дети, у которых крепкая привязанность к своим матерям, уже в возрасте двух лет способны играть в сложные символические игры, они более настойчивы и проявляют меньше разочарований во время решений задач.

Это потому, что сильная связь дает детям необходимую безопасность для исследования мира и уверенность для решать сложных задач не падая духом. Кроме того, матери умеют лучше поддерживать своих детей в решении проблем, тем самым способствуя дальнейшему стимулированию их потенциала.

Важность эмоциональных отношений для мозговой деятельности была продемонстрирована исследователями из Университета Вашингтона, которые впервые показали, что крепкая связь и любовь матери – решающее для развития некоторых частей мозга. В течение семи лет эти исследователи анализировали то, как матери относятся к своим детям. Они обнаружили, что, когда матери эмоционально поддерживали и правильно удовлетворяли интеллектуальные и эмоциональные потребности своих детей, гиппокамп у них в возрасте 13 лет был на 10% выше, чем у детей матери которых были эмоционально далеки. Стоит упомянуть, что гиппокамп — это область мозга, связанная с памятью, обучением и поведением в стрессовых ситуациях.

По оценкам, около 40-60% интеллекта наследственные. Это означает, что оставшийся процент зависит от окружающей среды, стимуляции и личностных характеристик. На самом деле то, что мы называем интеллектом, — это не что иное, как способность решать проблемы. Но интересен тот факт, что даже во время простых математических или физических упражнений, лимбическая система также задействуется, ведь наш мозг работает как одно целое. Таким образом, даже если интеллект тесно связан с функцией рационального мышления, на него также влияют интуиция и эмоции, которые, с генетической точки зрения, зависят от отцовского вклада.

Более того, мы не должны забывать, что даже если у ребенка высокий IQ, мы должны стимулировать этот интеллект и подкармливать его на протяжении всей жизни новыми знаниями. Иначе этот интеллект станет бездеятельным.

Несмотря на то, что женская генетика по большей части влияет на умственное развитие ребёнка, отцы не должны расстраиваться, поскольку их вклад также немало важен, особенно в эмоциональном плане. IQ, с которым мы рождаемся, важен, но не решающий.

Вокруг этой темы столько споров, домыслов и ожиданий, что хочется узнать мнение специалистов. Мифы о выращивании интеллектуалов комментирует Надежда Зырянова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ имени М. В. Ломоносова .

Миф первый

Ум передается по наследству, а «плохие» гены не изменить. На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Это доказали исследования интеллектуального уровня однояйцовых близнецов, которые волею случая были разделены и воспитывались в разных семьях, в разной культурной среде. Генотип у этих близнецов одинаковый, а уровень интеллекта получился разным.

Насколько ребенок одарен интеллектуально, определить трудно, особенно когда он совсем маленький, да и изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития всех его природных способностей можно. Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи родные родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые могли предоставить этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приемышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал.

Любопытный эксперимент провели наши психологи. Они наблюдали группу шестилеток с одинаковым IQ. Часть из них осталась еще на год в детском саду, часть пошла в школу. Через год уровень интеллекта тех, кто пошел в школу, был выше уровня интеллекта «детсадовцев». Оно и неудивительно: школа предлагает более богатую среду для развития.

Миф второй

Главное – дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой. Неправда. В одном исследовании американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери имели очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек: у некоторых IQ стал выше на 30 баллов! При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего уровня ровесников.

Американцы говорят об интеллекте: «Use it or lose it» – используй, а то потеряешь. Тренировать мозг надо постоянно.

Миф третий

Развивает ребенка только общение со взрослыми. Это утверждение верно для младенцев. Да, ребенок учится говорить, думать, общаясь со взрослыми. Родители объясняют ему значения новых слов, учат новым выражениям, поправляют, когда он что-то произносит неправильно. А младенцы, предоставленные сами себе, близнецы, погодки, которых родители надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников в умственном развитии.

Но позже, в школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение со взрослыми. Во время президентства Джона Кеннеди в США возникла ситуация, которой не преминули воспользоваться ученые. Кеннеди решил объединить школы для черных и белых детей. До этого дети белых и черных американцев учились порознь. Белые родители штата Джорджия – потомки южноамериканских плантаторов – были категорически против такого нововведения. Они перестали водить своих детей в школы, и школы на два года закрылись. Дети, а были они в основном из вполне благополучных, состоятельных семей, занимались с нанятыми учителями дома. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ (в США постоянно замеряют уровень интеллекта школьников) был значительно ниже IQ детей из других штатов, которые не прерывали учебы в школе и продолжали общаться со сверстниками. И это отставание удалось ликвидировать только через 4 года.

Миф четвертый

Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление. Сотрудники кафедры психогенетики психологического факультета МГУ провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением.

Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра – очень важный этап в развитии ребенка. Наш известный психолог, исследователь мира детства Д. Б. Эльконин говорил: если ребенок недоиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.

Миф пятый

Люди разных народов различаются по интеллекту. В США постоянно изучали и сравнивали интеллект представителей белой и черной рас. И раньше все время получалось, что у белых IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что черные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а среда. А 15 баллов – это типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп независимо от национальной принадлежности. Когда определили уровень интеллекта представителей черных и белых групп, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей, оказалось, что IQ у них был одинаковый.

А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. И также в единых социальных группах различий не было.

Кстати

Американский ученый Дж. Р. Флинн подсчитал, что за вторую половину ХХ века уровень интеллекта всех жителей планеты возрос примерно на 20 баллов. Мы стали умнее. Объясняется это улучшением условий жизни, развитием здравоохранения, изменением структуры питания: мы стали больше есть белков и витаминов… И нашей богатой информационной средой: число образованных людей увеличивается, общая информированность населения растет.

Наша справка

Философы под интеллектом понимают способность мыслить и рационально познавать мир. Психологи трактуют этот термин шире: включая в него не только логическое мышление, но и способность быстро обучаться, находить выход из проблемных ситуаций, накапливать практический опыт.

Опыт мормонов. Интеллектуальный уровень детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, уровень интеллекта у первых четырех не ниже, чем у сверстников из однодетных и малодетных семей. И только у пятого может быть хуже. Видно, на пятого у наших родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут ни умом, ни образованностью, падение интеллекта уже наблюдается у второго ребенка, не говоря обо всех последующих.

Однако в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые традиционно очень много занимаются своими детьми, интеллект их наследников не снижается, независимо от того, какими по счету они родились.