Можно ли младенца ставить на ножки. Когда ребенка можно ставить на ножки, чтобы не навредить его здоровью

С каждым месяцем ребенок не только растет и прибавляет в весе, он еще и развивается, учится новому, постигает окружающий мир.

Сначала малыш начинает держать головку, учится переворачиваться, держать игрушки в руках. Следующее значимое достижение — ребенок начинает сидеть, ползать и, наконец, стоять и ходить.

У родителей наверняка возникают вопросы: Когда уже малыш встанет и побежит. В каком возрасте его можно ставить на ножки?

Мнения разные. Есть сторонники, которые утверждают, что ребенку надо помогать и подталкивать в развитии. Можно присаживать, чтобы он научился быстрее сидеть, потом подталкивать или подпирать пяточки, чтобы раньше пополз. Также и ставить на ножки, чтобы стимулировать умение стоять и ходить.

Другие же утверждают, что не стоит торопить малыша, и развиваться он должен в своем индивидуальном ритме. Нет никакого смысла стимулировать и подталкивать детей к новым достижениям.

Что говорят врачи?

Детские врачи-ортопеды вам наверняка скажут, что ребенок должен встать не раньше 10 месяцев. Если малыша поставить на ножки в более раннем возрасте, то это может привести к серьезным проблемам с позвоночником. И, скорее всего, к их мнению надо прислушаться, ведь организм маленького человека крепнет постепенно, и для такого важного события, как вставание на ножки, позвоночник и тазобедренный сустав должны быть готовы.

К 9-10 месяцев малыш уже умеет уверенно сидеть и ползать. Мышцы постепенно укрепляются, крепнут и кости позвоночника. Если же слишком торопить события,то возможны негативные последствия. Раннее выставление ребенка на ножки может отразиться на позвоночнике, привести к его искривлению. Также нагрузка на еще неготовые стопы повлечет за собой развитие деформации стопы и возникновение плоскостопия.

Хотя все достаточно индивидуально. Как говорят, ребенок никому ничего не «должен», его развитие идет своим чередом, каждый делает новые достижения в свое время.

Скорость развития малыша

  1. Генетика. Без нее никуда. Наверняка вы смотрите на сына или дочку и отмечаете, на кого они похожи. У малыша мамины глазки, папины ушки, носик как у бабушки. Наследственность влияет не только на внешность человека, но и на его темперамент, структуру тела и скорость развития. Если папа встал уже в 7 месяцев, да и мама не сильно от него отстала и научилась подниматься в кроватке ближе к 8, то скорее всего их малыш примерно в то же время захочет подняться на ножки.
  2. Физиология. Хотя педиатры и разработали таблицу развития детей, однако они опирались на среднестатистические данные. Но каждый малыш индивидуален, и телосложение у всех разное. Так вот, карапуз с пухлыми щечками и большим весом встанет на ножки чуть позже подвижного и юркого «живчика» . Дело в том, что тяжелый вес малыша будет слишком серьезной нагрузкой на неокрепший позвоночник и ставить на ножки раньше 9-10,а то и 11 месяцев нежелательно.
  3. Поэтапное развитие. Ребенок должен развиваться постепенно, и новому он учится постепенно, сначала осваивает один навык, потом переходит к развитию следующего. Все поэтапно. После рождения ребенок лежит горизонтально, потом начинает вертикально держать голову, затем переводит в вертикальное положение тело и начинает сидеть, ползать, и уже потом можно ставить его на ножки. «Вертикализация» должна идти постепенно.
  4. Принцип «зебры». То есть развитие ребенка идет с чередованием, интеллектуальные достижения сменяются физическими, потом опять интеллект берет инициативу. И так далее.
  5. Желание самого ребенка. Да, малыши еще не умеют выражать свои желания словами, однако их действия показывают то, что они не могут сказать. И если малыша поставить на ножки, а он на них не опирается, то, может, не стоит его торопить? Пусть сам захочет.
  6. Гипертонус. Нельзя путать желание ребенка встать на ножки с гипертонусом. Если у ребенка наблюдается эта проблема, то он не встает на всю стопу, а будет опираться на носочки и быстро уставать. Это не является показателем готовности встать на ноги. Будьте внимательнее!

Упражнения для подготовки ребенка к вставанию

Самая правильная подготовка к тому, чтобы ребенок встал без последствий – профилактический массаж или хотя бы несложные упражнения.

  1. Массажирование стоп ног малыша. В лежачем положении проводите по стопе от каждого пальчика к пяточке, слегка надавливая. Это еще и профилактика плоскостопия.
  2. Перекрестные подтягивания правого локотка к левой коленке и наоборот. Это также поможет развитию вестибулярного аппарата.
  3. Качельки. Лежа на спине, соединить малышу ручки и ножки, спинка у него округлится, покачивать на попке вперед-назад. Это упражнение укрепит мышцы спины и ребенок быстрее сядет, а потом и встанет.

Заключение

У каждого ребенка индивидуальный темп развития, один встанет уже в 5 месяцев, другой будет сидеть до 10. И все же учтите, что до 4 месяцев организм малыша еще не готов встать, поэтому нельзя до этого возраста пытаться ставить кроху на ножки.

А ускорить темпы развития малыша может только соблюдение режима, питание грудным молоком и любовь родителей.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Вопрос: Сын в 5,5 месяцев начал вставать на ножки. все говорят, что если он может это, то и ограничивать не стоит - значит, может. однако не по себе мне: потом «колёсики» не вырастут?
Ответ: Добрый день! Срок 5,5 месяцев - очень рано. Но если ребенок самостоятельно встает на ножки, значит его костно-мышечная система готова к подобным нагрузкам. А для профилактики деформации нижних конечностей необходимо использовать профилактические дозы витамина Д. Также, как только ребенок начинает ходить, необходима консультация ортопеда.

Вопрос: Добрый день. Дочке 1 год 11 месяцев. Дома ей часто нравится ходить на носочках. Какие могут быть последствия от этого хождения?
Ответ: Добрый день! Самое главное понять, нравится это ребенку (своего рода игра) или это формирование патологической установки стоп? Если ребенок большую часть времени опирается на полную стопу, то вряд ли это приведет к каким-либо нежелательным последствиям, но отучать от этой привычки ребенка нужно. Также необходимо проконсультироваться у невролога.

Вопрос: В 2 года пойдем на прием к ортопеду и к неврологу. Имеет значение к кому из этих врачей идти первым для исключения формирования патологической установки стоп?
Ответ: Доброе утро! В первую очередь необходимо исключить изменения со стороны нервной системы, т. е. на мой взгляд первоочередной является консультация невролога.

Вопрос: Здравствуйте! Дочке 5 месяцев. Когда можно подсаживать на руки за попу и на подушку и когда вообще девочек можно садить?
Ответ: Добрый день! Считается, что девочек начинать присаживать надо не ранее 6–7 месяцев. Но все дети индивидуальны. Если ребенок начинает присаживаться или уже садится в 5 мес., то мешать ему не нужно. Как только Вы заметили, что ребенок начинает приподнимать верхнюю часть тела, то ему под спинку можно подложить подушку. Ребенок вам подскажет сам, не торопите его.

Вопрос: Здравствуйте, ребенку 2,10 иногда жалуется, что болит ножка и показывает на коленку(иногда на 1 иногда на 2 сразу), это бывает перед сном и ночью, последний раз при высокой температуре тоже жаловалась на колени, какие причины на боли в коленях в таком возрасте? Спасибо.
Ответ: Добрый день! В возрасте 2–3 лет основной причиной боли в нижних конечностях является плоско-вальгусная установка стоп, «Х» - образная деформация коленных суставов. Также болевой синдром в области крупных суставов может иметь место на фоне высокой температуры при различных воспалительных процессах в организме (ОРВИ, хронические и острые тонзилиты). При появлении подобных жалоб лучше обратиться к ортопеду, в случае исключения ортопедической патологии - консультация ревматолога.

Вопрос: Добрый день. Сыну 2г и 5 м. Ходит, слегка косолапит. Стоит ли бить тревогу и идти на прием к ортопеду?
Ответ: Добрый день! Если ребенок при ходьбе устанавливает стопу внутрь, то прежде всего необходимо исключить патологию тазобедренных суставов или гипермобильность суставов нижних конечностей на фоне мышечной гипотонии. В любом случае необходима консультация ортопеда.

Вопрос: Добрый день. Ребенку 7 мес, сам встает в кровати где то месяц. Не всегда, но часто, стоит так - правая стопа нормально, а левая на носочке. В августе были у ортопеда, сказали все нормально. Невролог сказал тонуса в ножках нет. Стоит ли волноваться?
Ответ: Добрый день! Я думаю, волноваться не стоит. Необходимо провести 1–2 курса общего укрепляющего массажа и ближе к году - консультация ортопеда.

Вопрос: Здравствуйте. Дочке 5 месяцев. С рождения нам сказали спать на жестком матрасе без подушки. Как долго так спать? Когда можно подушку подкладывать или стоит начать с ортопедической подушки?
Ответ: Добрый день! Очень важно использовать у детей первых 3-х лет жизни ортопедические матрасы, т. к. в этом возрасте формируются физиологические изгибы позвоночника, что в дальнейшем определяет формирование правильной осанки. Что касается подушки, то лучше начать с ортопедической, тем более сейчас они подразделяются по возрастам (с 3 до 6 месяцев, старше 6 месяцев).

Вопрос: Здравствуйте, подскажите, проходит ли кривошея бесследно или требуется постоянная профилактика?
Ответ: Добрый день! Если речь идет об установочной кривошее, беспокоиться не о чем. Если выставлен диагноз - врожденная мышечная кривошея, то необходимо профилактическое лечение у ортопеда.

Вопрос: Здравствуйте Максим Сергеевич, ребенок пошел в год, подгибая пальчики ног, ходит так уже месяц, является ли это патологией? Сейчас стали замечать, что косолапит левую ногу. И еще 10 дней назад ребенок ударился головой, рвота…реанимация. .диагноз перелом основания черепа теменной части, выписали нас через 2 дня после травмы, вопрос: срастется ли трещина, требуется ли медикаментозное лечение и возможна ли в дальнейшем ассиметрия черепа? Спасибо
Ответ: Добрый день! Вам в первую очередь необходимо наблюдение нейрохирурга и невролога, что касается перелома основания черепа и назначения медикаментозной терапии. Место перелома обязательно срастется. Если до травмы асимметрии не было, то она и не появится. Что касается первой половины вопроса, всем детям в возрасте 1 года показана консультация ортопеда, с целью определения правильной установки ног при ходьбе.

Вопрос: Здравствуйте! Нужен ли при Кривошее какой-то специальный массаж или идёт общий? Нам 2,5 мес, плохо держим голову, гипотонус мышц и небольшая ассиметричный мышечная на шее, рентген шеи без патологии, воротничок тоже не назначили.
Ответ: Добрый день! При кривошее достаточно общего массажа, но с акцентом на воротниковую зону. Также необходим мягкий воротник Шанца, с ним дети начинают быстрее держать голову. Если нет противопоказаний, можно парафиновые аппликации на воротниковую зону. Обязательно консультация невролога.

Вопрос: Здраствуйте, подскажите девочке 3 годика и у нее ножки немного X, как это лечиться выпрямляется ои это? Спасибо
Ответ: Добрый день! У девочек допускается вальгусное положение коленных суставов (не более 5–10 град.), но обязательно необходима консультация ортопеда для оценки положения коленных суставов, стоп, тазобедренных суставов при ходьбе.

Вопрос: Здравствуйте! Дочь 5,5лет периодически жалуется вечерами или ночью что болит ножка… Спрашивала где болит, говорит вроде бы пальчики, сама толком не может место определить… Что это может быть? К какому специалисту стоит обратиться?подскажите пожалуйста
Ответ: Добрый день! Если нижние конечности беспокоят в вечернее время или при засыпании, ребенок не может четко локализовать боль, необходима консультация ортопеда для исключения плоско-вальгусной установки стоп.

Вопрос: Здравствуйте, нам 12 ноября три месяца будет, узи делали 29 октября тазобедренных костей, угол альфа 69° а угол бетта 55° обеих костей. А медосмотр как в три месяца щас прошли ортопед говорит, что есть признаки на диссплазию т|б суставов, может быть такое???
Ответ: Доброе утро! По данным узи у Вашего ребенка - зрелые тазобедренные суставы. Важно спросить ортопеда, на основании каких симптомов поставлен диагноз - дисплазия, при нормальной ультразвуковой картине. Такое может быть только в одном случае, необъективно выполненное узи. Можете повторить узи.

Вопрос: Добрый день. Ребенку 11 месяцев. Ходит самостоятельно. Большинство времени проводит дома и ходит босиком или в носочках. Необходимо ли одевать ортопедическую обувь для правильного формирования стопы или того, что он гуляет в ней достаточно? И нужна ли вообще ортопедическая обувь без каких-либо показаний? Заранее спасибо за ответ.
Ответ: Доброе утро! Как только ребенок начинает ходить, необходимо надевать сандали с высоким и жестким задником, супинатором. Именно такая обувь создает условия для формирования правильной стопы. Но 2/3 времени, пока ребенок бодрствует, он должен находиться в такой обуви.

Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Доктор. Девочке 12 лет, очень хочет заниматься айкидо. В 1 месяц от рождения выставлен диагноз дисплазия тазобедр.суставов, после лечения в 1 год диагноз снят.2 года назад перелом со смещением хирург.шейки левой плечевой кости, оба раза лечение у Вас на Наговицына. Есть ли противопоказания для занятий айкидо? Спасибо, за все спасибо.
Ответ: Добрый день! По-поводу тазобедренных суставов, необходимо учитывать степень тяжести дисплазии и какие методы лечения применяли (использовали только ЛФК тазобедренных суставов, массаж, парафиновые «трусики», либо прибегали к помощи ортопедических шин или гипсовых повязок), поэтому лучше предварительно проконсультироваться у ортопеда с имеющимися записями ортопедов и рентгенограммами того времени (если есть на руках).
Что касается хирургической шейки плечевой кости, за 2 года место перелома перестраивается полностью и противопоказаний для занятий айкидо нет.

Многие родители с трепетом ожидают момента, когда их малыш впервые встанет на ножки. Зачастую мамы и папы задаются вопросом, в каком возрасте это произойдет, не отстает ли их ребенок в развитии? Мы постараемся ответить на этот и другие подобные вопросы, чтобы развеять сомнения и неоправданные ожидания. Мы расскажем родителям о простых и эффективных упражнениях, которые способствуют укреплению мышц спины и ног, тем самым стимулируя ребенка быстрее научиться принимать вертикальное положение.

Умение стоять самостоятельно - огромное достижение для малыша

Основные этапы развития ребенка от 3 до 8 месяцев

Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок должен научиться стоять на ножках. Также выясним, какие этапы развития предшествуют этому моменту. Зависимость достижений крохи от количества прожитых месяцев:

  • С 3 по 5 месяц большинство малышей учится поднимать верхнюю часть тела, лежа на животе. Они выпрямляют руки и с интересом смотрят по сторонам. Многие начинают переворачиваться со спины на живот, подворачивая под себя руку (рекомендуем прочитать: ). Некоторые это делают позже.
  • В 6 кроха может научиться переворачиваться с живота на спину. Иногда в этот период малыш делает первые попытки ползти.
  • В 7 кроха начинает более активно ползать, умеет перекладывать погремушку из руки в руку, а также стремится дотянуться до яркой или шелестящей игрушки.
  • В 8 малыш уже не боится вставать, придерживаясь за стул или диван.

Эти наблюдения условны, некоторые дети не пытаются ползать вообще, другие же не хотят принимать вертикальное положение даже ближе к году. Нужно понимать, что вехи развития индивидуальны, важно лишь поддерживать малыша в его стремлении научиться новому и стимулировать к следующим достижениям.

Если малыш не встает на выпрямленные ноги, хотя ему уже скоро исполнится год, следует принять во внимание его предыдущие достижения - например, кроха научился переворачиваться с живота на спину и, наоборот, хотя бы пытается ползать и активно гремит погремушкой. В этой ситуации беспокоиться не о чем. Вероятно, у малыша свой план развития и кроха растет, ориентируясь на него.


Если остальные пункты «плана» малыш выполнил на отлично, то беспокоиться не о чем

Задача родителей – обеспечить безопасность

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Когда ребенок впервые принял вертикальное положение, маме желательно удвоить бдительность. Малыш, достигнув определенного уровня, будет стремиться сделать следующий шаг. Например, самое время опустить спальное место в детской кроватке на уровень ниже. Ребенок может подняться в своей кроватке и, наклонившись вниз, перевеситься и упасть.

Когда малыш пробует встать на ножки, он может периодически падать на ягодицы. Хорошо смягчает удар одноразовый подгузник, а также коврик на полу. Иногда ребенок после принятия вертикального положения не знает, как снова опуститься на попу. Именно тогда мама обязана протянуть крохе руку помощи, чтобы он в следующий раз снова попытался сделать это сам.

Вертикальное положение дарит крохе новые возможности: он видит больше предметов в комнате и вполне может попробовать взять в руки то, что ранее было ему недоступно. Следует оценить риски и по возможности оградить малыша от опасности: купить заглушки для розеток, закрыть острые углы столов, спрятать опасные для здоровья предметы.

Ошибки, которые допускают родители

Педиатры отмечают, что многим молодым родителям не терпится похвастаться перед друзьями достижениями своего отпрыска. В связи с этим некоторые особо нетерпеливые допускают множественные ошибки:

  • Заметив, что ребенок впервые встал, мамы и папы тут же покупают ему ходунки. Этого делать не следует раньше 9 месяцев, поскольку мышцы, удерживающие позвоночник, еще недостаточно развиты. Следует дать время малышу - быть может, ходунки ему не понадобятся.

Попытки ускорить процесс обучения при помощи ходунков могут привести к обратному результату
  • Нужно понимать, что с момента когда ребенок научился стоять с опорой и до того времени, когда он сможет стоять самостоятельно, должно пройти некоторое время. Нельзя лишать малыша опоры, если он стоит, стимулируя его сделать шаг. Особенно плохо, если кроха только вчера впервые принял вертикальное положение. Лучше дождаться естественного хода событий, чтобы снять на видео первые шаги крохи.

По словам специалистов, малыша проще научить стоять без поддержки начиная с 10-11 месяца. Однако недоношенные дети или те, кто получил травму при рождении, развиваются по индивидуальному графику. Такие малыши вполне могут не соответствовать описанным возрастным нормам.

Ребенок слишком рано встал на ножки

Иногда ребенок опережает сверстников, особенно это заметно в раннем возрасте. Если малыш пытается встать раньше 7 месяцев, нет смысла ему препятствовать. Родители обязаны понимать, что кроха все равно будет это делать, как только мама отвернется. Однако в 4 месяца становиться на ножки нельзя – костная и мышечная система развиты недостаточно, такая практика может сильно навредить крохе. Столь раннее вставание – явление чрезвычайно редкое.

Если мама слишком беспокоится о том, что ее малыш рано встает на выпрямленные ножки, она может воспользоваться советом педиатров. Рекомендуется всячески стимулировать кроху ползать вместо того чтобы принимать вертикальное положение. Для этого можно класть интересную игрушку на расстоянии, которое он сможет преодолеть только ползком. Во время ползания малыш хорошо развивается, укрепляет мышцы и скелет, подготавливая тело к ходьбе. Также некоторые педиатры считают, что в этот период кроха стремительно развивает свое мышление.


Перед самостоятельной ходьбой дети обычно проходят этап ползания

Доктор Комаровский отмечает, что родители должны осознавать свою роль в развитии отпрыска. Их задача – не заставлять и уговаривать кроху учиться подниматься, а лишь подготовить почву для своевременных достижений малыша - закалять его, укреплять мышцы, не допускать развития рахита. Здоровый ребенок сам даст понять, что он готов сидеть, стоять, ползать.

Факторы, влияющие на скорость развития малыша

Наблюдения педиатров говорят о том, что ребенок не обязан расти и развиваться в соответствии с возрастными нормами. Каждый малыш может иметь собственный план развития. Однако специалисты выделили ряд факторов, положительно влияющих на формирование двигательных функций крохи:

  • отсутствие серьезных заболеваний;
  • редкие заболевания ОРВИ (во время болезни кроха борется с вирусом, у него нет лишней энергии чтобы учиться чему-то новому);
  • характер и телосложение ребенка – активный, не слишком упитанный или даже худой;
  • благоприятная атмосфера в доме – отсутствие скандалов, благожелательность родителей;
  • наличие старшего брата/сестры, которые своим примером вдохновляют кроху учиться ползать, стоять и ходить (рекомендуем прочитать: ).

Как стимулировать ребенка вставать на ножки?

Прежде чем стимулировать ребенка к вставанию, нужно дать ему возможность выполнить предыдущие пункты программы развития. Желательно чтобы малышу уже исполнилось 9 месяцев и он умел ползать. Иногда период ползания затягивается, но обычно он длится от 3 до 5 месяцев. Если малыши не стремятся ползать, не рекомендуется ставить их раньше времени - лучше немного подождать, пока они начнут делать это сами.


Родителям желательно подождать, пока ребенок сам не заинтересуется вставанием

Для того чтобы дать малышу уверенность в своих силах, нужно помочь ему в развитии и укреплении всех мышц тела. Хорошо работает массаж, упражнения для рук и ног, а также занятия в бассейне (см. также: ). Дети прекрасно себя чувствуют в воде, особенно если рядом мама. Сегодня почти в любом бассейне есть специальные занятия для мам с грудничками.

Есть простая и эффективная тренировка для 8-9-месячных малышей. Нужно усадить ребенка на пол или другую твердую поверхность, дать ему обхватить ручками указательные пальцы. Затем ставить малыша и снова садить.

Учим стоять самостоятельно

Если малыш уже встает на ножки, но все еще боится оказаться без опоры, можно попробовать выполнить несколько упражнений, которые помогут ему почувствовать себя увереннее. Как научить ребенка стоять? Мы уже писали выше, что делать этого не следует, если кроха только-только принял вертикальное положение. Рецепты пригодятся родителям тех малышей, которые уже некоторое время встают на ножки самостоятельно, держась за стул или перила кровати:

  • Фитбол станет идеальным тренажером для грудничка. Для того чтобы заниматься было проще, мяч нужно накачать не полностью, лишь на 2/3 объема. Необходимо усадить кроху на мяч затылком к себе, хорошо удерживая его за бедра. Затем наклонять малыша в разные стороны – вперед, назад, вправо-влево. Такая гимнастика позволит укрепить брюшные мышцы, мышцы спины, настроит вестибулярный аппарат. Важно не выпускать кроху, чтобы он не упал с подвижного мяча.

Подготовить организм к ходьбе прекрасно помогает фитбол
  • Можно ставить ребенка на корточки, повернув к себе спиной. По аналогии с предыдущим заданием необходимо держать его за бедра, раскачивая в стороны. Чтобы добиться эффекта надо стимулировать малыша выпрямит ножки. Если он будет продолжать сидеть на корточках, значит его ножные мышцы еще недостаточно окрепли. Тогда эту тренировку нужно повторить через 1-2 недели.
  • Необходимо дождаться момента, когда малыш встанет возле надежной опоры (не надо его ставить). Затем дать ему игрушку, которая кроху наверняка заинтересует. Сразу же дать вторую – чтобы ее взять, ему придется отпустить стул, за который он держится. Здесь важно, чтобы обе игрушки были для него новыми, иначе первую кроха просто бросит на пол.

Сколько времени потребуется тренироваться? Если это делать регулярно, эффект от занятий будет заметен через 1-2 недели. Однако малыш и без упражнений начнет самостоятельно стоять и ходить тогда, когда его тело будет к этому готово. Не стоит слишком форсировать события, стремясь сделать из ребенка пример для подражания. Лучше дать возможность крохе развиваться так, как заложено природой.

Почему малыш любит подпрыгивать, когда его поддерживают за ручки? Потому что весь его организм готовится к вставанию на ножки. Пока кроха еще не может самостоятельно стоять, происходит тренировка мышц тела во время такого детского танца. А когда ребенок начинает вставать на ножки самостоятельно? Узнаем об этом из статьи.

Наблюдательные мамы замечают, как грудничок с пяти месяцев начинает тренировать стопы, делая самостоятельно самые настоящие гимнастические упражнения: крутит стопы ножек вправо/влево восьмеркой, лежа в кроватке.

Затем, в шесть месяцев малыш становится на четвереньки и раскачивает корпус вперед-назад, весело произнося свои любимые звуки: да-да-да, ма-ма-ма. Что это такое? Это укрепление мышц спины, подготовка к вставанию на ножки. Укреплению мышц спинки способствует и ползание на четвереньках.

В это же время малютка шести/семи месяцев обожает подпрыгивать, когда родители поднимают его за ручки и держат в положении стоя. Ребенок не хочет просто стоять: ему нужно весело прыгать и лепетать свои первые детские слова, понятные только маме и ему самому. Это упражнение тренирует сгибательные и разгибательные мышцы.

На этом физкультура крохи не заканчивается: он хватается ручонками на кроватку и, дрожа всем тельцем, пытается встать на ножки самостоятельно! Причем делает это с завидным упорством, постоянно. Значит, пришло его время! Он встает, отпускает ручки, падает на попку и вновь поднимается. Не мешайте ему этим заниматься!

И это еще не все: ребенок пытается перемещаться вдоль кроватки, держась за перильца. Ему очень нравится такое занятие. Кроха с упоением может гулять по кроватке, сопровождая свои действия веселым лепетом, — сколько угодно!

Раннее вставание

Некоторые мамы с тревогой думают, а не повредит ли ребенку раннее вставание на ножки? Если малютка сам проявляет стремление вставать, значит, не повредит. Даже если мама будет от страха запрещать малышу вставать, он все равно будет это делать: когда останется один в манеже или кроватке. Стоит маме отвернуться — а он уже встал на ножки.

Педиатры едины в утверждении, что малютке в четыре месяца стоять на ножках категорически запрещено из-за неразвитой костной системы.

Однако когда ребенок уже самостоятельно садится и весело подпрыгивает с поддержкой мамы, его физическое развитие позволяет начинать стоять.

Для успокоения мам: инициируйте ползание малыша, если переживаете за раннее вставание. Во время ползания у малютки отлично укрепляется опорно-двигательный аппарат и развивается мышление. Если вы будете чаще стимулировать ползунка, привлекая его яркими игрушками, проблем с кривой спинкой и ножками не будет.

Ходунки и хождение на цыпочках

Что думают педиатры о таком детском тренажере, как ходунки? Многие родители стремятся научить малютку ходить с помощью данного приспособления. Доктор Комаровский настоятельно не рекомендует тренировать ребенка в ходунках. Причина простая: физическое развитие должно быть естественным.

Малыш на ходунках находится в «подвешенном» состоянии: он не чувствует вес своего тела. Согласитесь, подобная тренировка к хорошему не приведет: ведь при ходьбе человек должен ощущать вес собственного тела, а опорно-двигательный аппарат — выдерживать этот вес.

Еще одним недостатком ходунков является привыкание касаться пола пальчиками ног. Кроха не достает до пола всей стопой, потому что висит на сиденье: в результате неправильно формируется мышечный тонус. Вы сами пробовали ходить в подвешенном состоянии? В дальнейшем ему будет трудно переучиваться ставить ножку на полную стопу: так и будет бегать на цыпочках.

Если ребенка не держали в ходунках, а он все равно стоит на цыпочках в кроватке, значит, у малютки гипертонус мышц. Педиатр посоветует, как и когда делать массаж ножек, чтобы привести мышцы в нормальный тонус. Некоторые детки до 1,5 лет ходят на цыпочках, а потом все нормализуется.

Вы знали, что в интернет-магазинах можно совершать покупки со СКИДКАМИ ДО 70% круглый год!? Узнайте где прямо сейчас действуют скидки на детскую одежду , а также на многие другие детские товары!

Учимся стоять

Что делать мамам, детки которых пока не умеют стоять на ножках? Обидно, если соседский малыш в семь месяцев уже разгуливает по манежу, а собственный кроха пока еще только сидит. Причины позднего вставания могут быть скрыты в:

  • большом весе крохи;
  • флегматичном характере;
  • особенностях развития;
  • наследственности;
  • низком тонусе мышц.

Если у малыша в восемь или девять месяцев нормальная весовая категория (по возрасту), он хорошо кушает, но на ножки не встает, — обратитесь к ортопеду и невропатологу. Возможно, причина имеет неврологический характер.

Если кроха в девять месяцев не проявляет интереса к вставанию, попробуйте его раззадорить: поднимайте за пальчики, пытайтесь расшевелить. Активные детки с шести месяцев прыгают, даже сидя у мамы на руках. Поднимая малыша за ручки, попробуйте поворачивать его тельце в разные стороны.

Положите в манеж яркие игрушки, которые будут вызывать интерес малютки. Но сделайте так, чтобы игрушки были недосягаемы. С помощью такой игры можно научить ленивого малыша в девять или десять месяцев вставать. Проявите смекалку! Детки обладают большим любопытством, им всегда хочется потрогать интересующий предмет ручками и попробовать «на зубок».

Чем еще помочь крохе, который не собирается вставать? Если малыш любит только ползать по полу, устройте ему «зоны препятствий»: расставьте на пути следования подушки, большие игрушки, какие-нибудь валики. Все эти преграды будут стимулировать и побуждать делать разнообразные движения, чтобы преодолевать препятствия. В один чудесный день ребенок научится стоять на ножках.

Важно! Если ребенок в десять месяцев активно ползает, сидит и переворачивается — не переживайте. Рано или поздно он встанет и пойдет сам.

Сколько ждать этого события? Наберитесь терпения.

Как избавиться от растяжек после родов?