Драгоценности дома романовых. Короны российской империи

История Российской Империи... Пётр I

Есть в истории имена, за которыми шлейфом тянутся слухи, сплетни, домыслы. Встречаются личности столь незаурядные, что интерес к ним не ослабевает на протяжении веков. Петр Великий – один из них. Казалось бы, до тонкостей изучена его биография, затвержена его роль в мировой истории, известны интимнейшие подробности личной жизни. И все же, и все же… И рождение, и смерть первого русского императора связаны с обстоятельствами таинственными и загадочными...

"Он будет знаменит на весь мир и заслужит такую славу, какой не имел никто из русских царей. Он будет великим воином и победит многих врагов. Он будет встречать сопротивление своих подданных и в борьбе с ними укротит много беспорядков и смут. Искореняя злодеев, он будет поощрять и любить трудолюбивых, сохранит веру и совершит много других славных дел, о чем непреложно свидетельствуют и что совершенно точно предзнаменуют и предсказывают небесные светила. Все это я видел, как в зеркале, и представляю все сие письменно".

Симеон Полоцкий..

Были ли у царя основания сомневаться в словах звездочета, или по какой иной причине, но к дому ученого монаха была приставлена стража, которую осторожный и подозрительный Алексей Михайлович повелел снять только тогда, когда получил неоспоримые доказательства действительной беременности жены.
28 Мая Царица почувствовала приближение родов, и Симеон был призван в царские палаты. Роды были долгими и мучительными, царь уж было впал в отчаяние... Царица изнемогала так, что на третий день сочли нужным приобщить ее Святых тайн, но Симеон Полоцкий приободрил всех, сказав, что она родит благополучно через пять часов. Так все и случилось... Младенцу при крещении дали имя Петра... тоже по совету Монаха...

Короне Российской империи предшествовала Шапка Мономаха. Но это было до воцарения Петра I. Впервые корону использовали для коронации именно Петра Алексеевича....

Императорская Корона создана из более 5 тысяч роскошных бриллиантов из Индии и увенчана великолепной красной шпинелью в 398,72 карата. Она стала не только символом власти, но и произведением искусства. Сегодня Корону Российской империи можно видеть в Алмазном фонде Кремля. Однако некоторые историки утверждают, что это копия, а настоящая Корона спрятана....
Тяжела ты, шапка Мономаха – произнес Борис Годунов, имея в виду тяжесть ответственности Царской Власти. Самый знаменитый Царский головной убор, как и все Венцы и Императорские Короны, и в самом деле был тяжел....




Шапка Мономаха - Символ Русской Монархии... Ею Венчались на Царство все Русские Цари в XVI-XVII века.

Есть легенда, что в XII веке византийский Император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям.

Правда, есть версия, что шапка - дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами. Установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III, Дмитрий, которому так и не суждено было стать монархом.

Не легкой была и большая Императорская Корона, которой венчался на царство 22 августа 1826 г. в Успенском соборе Московского Кремля император Николай I.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр - примерно 20 сантиметров.

Казанская Шапка...

Казанская Шапка – Золотой Венец, изготовленный по легенде ювелирами покоренного Казанского ханства, для Ивана Грозного. Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя.

В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит...

Астраханская Шапка – Венец Большой наряд...

Астраханская шапка была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова. Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства.

Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон - «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.

Сибирская шапка или Альтабасная

Альтабасная шапка была названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг.

На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями.
Алмазная шапка Ивана V
Алмазная шапка - запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования.

Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.
Шапка Алтабасная (Сибирская) и Шапка Алмазная в настоящее время находятся в Оружейной палате.

Императорские КОРОНЫ

Одной из первых императорских корон была корона, которой Петр I короновал Екатерину I. Увы, от нее остался лишь каркас, так как украшающие ее бриллианты последующие Российские императоры использовали на свое усмотрение.
Корона российской императрицы Анны Иоанновны...

Корона российской императрицы Анны Иоанновны - драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730-1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин.

Большая императорская корона Российской империи
Ювелирное чудо, олицетворявшее императорскую власть в России от Екатерины II до последнего российского императора Николая II…

Заказанная Екатериной Великой для коронации в 1762 году, она была создана по эскизу Георга-Фридриха Экарта и под руководством Иеремии Позье всего за два месяца. Лишь одно условие поставила императрица – вес не должен превышать 5 фунтов. Этой короной венчались на царство все последующие после Екатерины II императоры России. После Октябрьской революции корона послужила имущественным залогом Ирландии за заем 25 000 долларов. До 1938 года ценности хранились в доме матери посла Ирландии Гарри Боланда. В Россию драгоценности были возвращены в 1950 году после соблюдения процедуры возврата заема. Большая императорская корона - главный экспонат Алмазного Фонда.
Малая императорская корона
Малая императорская корона была создана специально к коронации Императрицы Марии Федоровны, супруги Александра II

Владимирская тиара
Удивительная история связана с Владимирской тиарой, получившей свое название от английской формы титула великой княгини Марии Павловны - The Grand Duchess Vladimir of Russia, которая была женой великого князя Владимира Александровича, брата царя Александра III.

До 1920 года тиара принадлежала Марии Павловне, заказавшей ее ювелирам в 1890 году. Владимирская тиара была выполнена из бриллиантов и жемчуга. Оставленная вместе со всей ювелирной коллекций Великой Княгини во время революционных событий в сейфе Владимирского дворца в Санкт- Петербурге, тиара была вывезена британской разведкой через дипломатическую почту.
После смерти Марии Павловны тиара была выкуплена королевой Мэри у принцессы Елены Владимировны, дочери Марии.
Именно королева Мэри придумала усовершенствовать тиару таким образом, чтобы жемчужные подвески заменялись изумрудными, чтобы ее можно было надевать с разными нарядами.

Любимая тиара перешла в наследство внучке королевы Мэри – Елизавете II, которая давала ее поносить принцессе Диане… Сама Елизавета II носит Владимирскую тиару во время неофициальных торжественных мероприятий в качестве замены официальной королевской короны, но это уже другая история – история Британских корон…

В январе мировая пресса взорвалась очередной сенсацией, связанной с тайной исчезновения сокровищ последнего русского царя. Похоже, символ царской власти надо искать в пустыне Гоби.

Как известно, Большая Имепаторская корона Российской империи использовалась для коронации царей, начиная с Петра I, и заменила шапку Мономаха, которая использовалась русскими царями и великими князьями (с ней, заметим, у историков тоже много неясностей). Последний император Николай II также был коронован Большой Императорской короной. Последний вариант короны был изготовлен по приказу императрицы Екатерины II для её коронации. Сегодня корона экспонируется в Алмазном фонде московского Кремля.

Новой версией американцев, конечно, можно было бы и пренебречь. Если бы вокруг сокровищ последнего русского царя не существовало огромного количества загадок, раскрыть которые историкам не удается по сей день.

Американцы: Корона Российской империи – в Гоби

Итак, в январе Los Angeles Times опубликовала рассказ жительницы США Пэтт Бархем, которая уверена в том, что корона и другие драгоценности российских императоров зарыты в пустыне Гоби. Бархем уже 80 лет вращается среди элиты Лос-Анджелеса. Она также была корреспондентом во время войны в Корее и является соавтором книг о загадочной гибели Мэрилин Монро и Григория Распутина.
«Бриллианты, яйца Фаберже, короны и диадемы русских императоров, инкрустированные драгоценными камнями золотые рамы, жемчужные, рубиновые, сапфировые и алмазные ожерелья спрятаны в семи гробах в яме 7х10 футов посреди монгольских пустынь», – утверждает Бархем.
Все это, по ее словам, 3 октября 1917 г. закопал там ее отчим – бывший русский князь Георгий Месхи-Глебофф. Он часто рассказывал о сокровищах после того, как приехал в США и женился на матери Пэтт Бархем – наследнице серебряных рудников. По словам Пэтт, незадолго до смерти в 1960 г. отчим вручил ей запечатанный конверт с нарисованной картой, на которой было точно указано местонахождение клада. Но он попросил ничего не предпринимать, пока правительство России не признает факт казни семьи Романовых и не устроит убитым официальные похороны (что и случилось в 1998 г.). Но карта вскоре загадочно исчезла, хотя Бархем уверяет, что запомнила координаты клада, так как в свое время лично переписывала документ для отчима.

Теперь Бархем планирует отыскать сокровища и вернуть их русскому народу. Она рассказывает, со слов отчима, что тот был помощником хранителя императорской казны, и 28 февраля 1917 г. царица Александра поручила ему отвезти личные драгоценности Романовых в банк в Пекине. «Ценности были спрятаны в 7 гробах, причем, в двух, для прикрытия, также лежали мертвые тела детей, которых везли в Китай для погребения», – утверждает Бархем, ссылаясь на дневник Месхи-Глебоффа. В пустыне Гоби на караван напали разбойники. Месхи-Глебофф отбил атаку, но решил более не рисковать и закопал сокровища на месте. Через год он переселился в США. По словам Бархем, в 1930-е годы он и ее мать снарядили экспедицию, истратив на подготовку $300 тыс., но власти не пустили их дальше Турции.
Сама Бархем уверовала в сокровище после того, как близко познакомилась с дочерью Распутина Марией Григорьевной, вместе с которой написала кулинарную книгу и повествование о ее отце. Мария поведала Пэтт, что царица в ее присутствии поручила Месхи-Глебоффу отвезти сокровища в Пекин. В 1999 г. Бархем сама попыталась организовать экспедицию в Гоби, но возникли проблемы с финансированием.

Что касается пропавшей карты, то она спрятана в гробу самого Месхи-Глебоффа, похороненного на кладбище Hollywood Forever, говорит Бархем. Но также не исключает возможности, что карта случайно попала в ворох бумаг из семейного архива, подаренный какому-нибудь учебному заведению.

Сама Бархем уверена, что сможет узнать нужное место с высоты птичьего полета, так как карта отчима в точности совпадала с топографической картой Монголии от 1912 г. Американка планирует полетать над пустыней на вертолете, зафиксировать GPS-координаты предполагаемого клада, а затем отыскать его вместе с монгольскими властями.

Версия 1: корона была среди сокровищ Романовых

Комментируя версию Бархем, американский специалист по российской истории Дж. Арч Гетти выразил сомнения в том, что русская царица пожелала бы отправить сокровища в Китай, а не в Европу: «В 1917 г. не было более ненадежного банка, чем китайский».

Также в воспоминаниях Бархем настораживает дата отправки царских сокровищ в Китай – февраль 1917 г. В то время как историки всегда указывают август 1917 г. – именно тогда семью последнего русского императора Николая Второго по распоряжению Временного правительства отправили в изгнание в сибирский город Тобольск. С собой Романовы взяли все фамильные драгоценности, которые были упакованы в несколько сундуков. Все прочие ценные вещи, оставшиеся в Александровском дворце, Временное правительство отправило в Москву, в подвалы Исторического музея.

В Тобольске Романовы якобы тайно передали часть драгоценностей на хранение местным служителям церкви, монахиням из монастыря и членам своей свиты.

Когда в апреле 1918-го Николая, Александру и их дочь Марию отправили в Екатеринбург, сокровища опять поделили: часть увезли в столицу Урала, а часть осталась у дочерей. После расстрела царской семьи в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге оказалось, что от огромной коллекции фамильных украшений почти ничего не осталось. Лишь бриллианты, зашитые в одежды великих княжон и царицы (полпуда), и несколько десятков небольших золотых вещей (в трех небольших шкатулках).
Куда же исчезла большая часть царских сокровищ? Над ответом на этот вопрос исследователи бьются уже на протяжении 90 лет. Одна из последних версий изложена в российском фильме-расследовании «Золото царской семьи» (2008 г.). В нем выдвинуто предположение, что наиболее ценная часть царских драгоценностей была спрятана сознательно – чтобы спасти их от пришедших к власти большевиков. Здесь-то, если следовать версии Пэтт Бархем, и можно допустить, что среди них вполне могла находиться корона Российской империи. К тому же, от сибирской тайги до пустыни Гоби здесь почти что рукой подать.

Версия 2: корону хранили вместе с золотым запасом империи

Второй путь, по которому корона Российской империи могла бы попасть в Монголию, – это путь, по которому исчез золотой запас Российской империи. Но для этого надо допустить, что, кроме денег, в кладовых Казанского банка (куда, начиная с 1915 г., свезли почти весь золотой запас империи) могли находиться, в том числе, и сокровища царского двора.

Согласно официальной истории, в августе 1918 г. взбунтовавшийся в мае того же года 40-тысячный Чехословацкий корпус, следовавший по Транссибирской магистрали во Владивосток, захватил золотой запас Российской империи (в виде денег) – в эквиваленте 507 т 144 кг золота. Правда, историки признают, что в Казань золото уже попало «без соответствующих инвентарных документов» – то есть, никто не знал, какая часть золотого запаса была утрачена еще по пути. В конце 1918 г. золото попало в Омск, где поступило в распоряжение адмирала Колчака, объявившего себя к тому времени верховным правителем России.

Когда 3 мая 1920 г. золотой запас вернулся в Казанскую контору Народного банка РСФСР, он составлял в эквиваленте лишь 318 т 848 кг золота. Пропавшие 189 т по сей день не дают покоя историкам и российским политикам, а в еще большей степени нелегальным владельцам этих сокровищ за рубежом. Правда, этот подсчет исключил 4,6 т драгметаллов, которые большевики успели вывезти из Казани, когда в августе 1918 г. белые завязали бои за этот город. Кроме того, есть версия, что несколько десятков тонн колчаковского золота до сих пор покоятся в сибирской тайге, украденные и запрятанные неизвестно кем.

Еще часть золота Колчака исчезла вместе с чешским корпусом. По утверждению окружения министра финансов правительства Колчака Новицкого, добыча легионеров составила 63 млн. золотых рублей. Однако, по свидетельству исследователя В. Врангеля, в пражском военном архиве хранится документ о передаче в руки легионеров… 18 вагонов(!) с российскими ценностями.

По версии еще одного российского исследователя В. Черепахина, «чехословацкие легионеры вывезли 30563 пудов золота (1 пуд равен 16 кг) в монетах, слитках и ювелирных изделиях».

Также известны случаи кражи золотого запаса. Они произошли в тот период, когда эшелон охранялся смешанными чехословацко-российскими силами. Например, только на станции Тырет пропало 13 ящиков золота (обнаружено 14 января 1920 г.).

Ленин знал, где золото Колчака?

Здесь-то и появляется почва для предположений, которые могут показаться неуместными, хотя они могут пролить свет на судьбу царских сокровищ.

Например, беседуя как-то в 1970-е годы с местным краеведом, работником одного из уральских краеведческих музеев, я столкнулся с тем, что официальная история о расстреле Колчака (так же, как и о гибели Чапаева) в его глазах выглядит подозрительной, а то и неправдоподобной. Главное, что вызывало недоверие у этого исследователя, – что тело Колчака после расстрела утопили в реке Ангаре. Для чего это было делать, если даже тела расстрелянной царской семьи и то, пусть спрятав, захоронили в земле? А от Колчака, почему-то, надо было не оставить никакого следа. Краевед считал, что большевики могли тайно отпустить Колчака – в обмен на его обязательство не вести войну против Советской России (ранее подобное уже делалось в отношении других царских генералов).
Версия, конечно, абсолютно не вписывается в официальную историю. Однако, если смотреть на нее сквозь призму открытий последних десятилетий, когда выяснилось, что зачастую догмы официальной советской истории были далеки и от фактических событий, и от науки в целом, то она вполне имеет право на существование.

Тем более, что она могла бы помочь выяснить тайну исчезновения колчаковского золота. Например, то, каким образом оно попало в Манчжурию к известному атаману Семенову? В пользу существования такой версии я в свое время слышал мнение одного из партийных чиновников советской поры, который, в свою очередь, ссылался на секретаря ЦК КПСС Г. Разумовского, а тот – на М. Суслова и, порой, А. Громыко. Так вот, согласно кремлевской легенде, Ленин лично участвовал в поисках пропавшего колчаковского золота. И в начале 1920-х годов направил своего специального уполномоченного куда-то в Северный Китай, чтобы тот оповестил руководителей китайского революционного движения о передаче им правительством Советской России всех прав на владение той частью колчаковского золота, которая ушла в Манчжурию. И китайские революционеры якобы использовали легендарное золото на нужды своей революции.

Кстати, именно этот неясный исторический след и наталкивает на мысль о том, что версия Пэтт Бархем о захоронении короны Российской империи в пустыне Гоби не лишена основания. Но чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует выяснить судьбу части колчаковского золота, которая неведомо каким образом была переправлена (или нет) в Манчжурию.

Версия 3: корону спрятали в Чугуеве

А вот еще одна версия, где же все-таки находится настоящая корона Российской империи (соответственно, та, что выставлена в Алмазном Фонде в Москве, вновь объявляется копией). Ее отстаивает харьковский краевед-любитель Елена Чернышова, которая утверждает, что символ монаршей власти следует искать… в Чугуеве.

Официально легенда, конечно, не подтверждается. Однако слухи о том, что где-то в этих местах закопана корона Российской империи, поддерживались не одним поколением чугуевцев. Многие даже были убеждены в их достоверности – ведь представители царских династий не раз бывали в Чугуеве и его окрестностях. Сами чугуевцы даже стали считать корону энергетическим символом города, способным притягивать в эти места известных людей и важные события.

По мнению Чернышовой, царская корона закопана где-то в центральной части города. Раскопки здесь пока не проводились, а попытки отыскать корону искателями ценностей ни к чему не привели. Хотя, по мнению историков, рассказы о зарытой в Чугуеве короне Российской империи, скорее всего, напоминают красивую легенду.

В заключение, остается добавить, что большевики никогда не делали из Алмазного фонда, где сегодня выставлена корона Российской империи, священной коровы. Общеизвестно, что в 1920–1930-е годы большая часть предметов фонда была продана на Запад (569 предметов из 773). Причем, они не осели ни в одной из известнейших коллекций мира. В наши дни на западных аукционах несколько раз появлялись сокровища дома Романовых, но это были вещи XVIII в., проданные на аукционе в 1927 г.
Поэтому стоит ли удивляться, что некоторые исследователи по сей день не могут согласиться с тем, что Советской России удалось сохранить главные ценности русских царей, в том числе, и Большую Императорскую корону Российской империи?

Подготовил Олег Лобанов
по материалам В. Сироткин «Зарубежные клондайки России», «Эхо Москвы», АТН, «Википедия», «ЧКС», И. Бунич. «Золото партии», Los Angeles Times , Inopressa.ru, ИноСМИ.Ru


Большая императорская корона

Корона - шедевр мирового ювелирного искусства.
Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок - всего за два месяца.

Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отрестраврирован в 1984 году. Главный художник В.Г. Ситников, ювелиры - В.В. Николаев, Г.Ф. Алексахин.

Серебро, бриллианты, жемчуг, рубины-шпинели
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Москва.Россия
Большая Императорская корона, созданная придворным ювелиром для коронации Екатерины II. Традиционная по форме, корона состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и крестом

Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук.
Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см.
Масса короны - 1993,80 грамм.
Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата.

Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II Великой талантливым придворным ювелиром Иеремией Позье. Превосходный мастер, он сумел создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Не случайно поэтому русская корона занимает исключительное положение среди европейских регалий. Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом.&

Грациозны и вместе с тем необычайно спокойны лавровые ветви - символ власти и славы, как бы охватывающие бриллиантовую ромбовидную сетку полушарий и скреплённые бриллиантом в центре.&
Сверкание бриллиантового кружева мастер подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. В рисунке гирлянды из крупных белых и розовых бриллиантов, между полушариями, помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в ХVII веке у восточных купцов). Это также один из семи исторических камней Алмазного фонда России.
Екатерина осталась довольна работой. Эту почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии - несколько часов.
Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Имперская регалия с 1762 до 1917 г.

Екатерина II с коронационными регалиями. Императрица в правой руке держит Скипетр. Портрет Алексея Антропова 1765 г.

СКИПЕТР ИМПЕРАТОРСКИЙ

Золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль
Длина 59,5 см
Начало 1770-х годов

Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, а ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру света и тени. Завершается скипетр литым золотым двуглавым орлом, украшенным чёрной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы манархической власти многократно усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году. По мнению знатоков, это лучший бриллиант из всех знаменитых. Как известно, он был «оком» золотой статуи Брахмы в индийском храме. Это один из семи исторических камней Алмазного фонда Российской Федерации.

В древние времена скипетр числился атрибутом власти Зевса (Юпитера). В Старой Руси изображение скипетра можно отыскать на древних монетах князей Владимира и Ярослава начала XI в. Скипетр как регалия упоминается также в российских летописях середины XIII в., повествующих о приезде западных послов. Считается, но, что скипетр был введен в обиход при Иване Суровом по оканчанию завоевания им Казанского ханства. При всем этом Иван IV вроде бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем. Овеществить притязания на этот титул, который долго и упрямо так сказать отрешались признать и в Великом княжестве Литовском, и в Короне Польской, должен быть конкретно скипетр. Особенное символическое значение придавал скипетру и Петр Великий. Во время коронации собственной супруги Екатерины I он ни на секунду не выпускал его из рук. Остальных императорских регалий у Петра I не было. Скипетр императорский, лежащий в Алмазном фонде, украшен всемирно известным алмазом "Орлов", ограненным в виде высочайшей "индийской розы". Согласно, как всем известно, одной из легенд, этот камень принадлежал Надир-шаху. По оканчанию его падения алмаз попал в Амстердам, где был куплен за 400 тысяч рублей графом Григорием Орловым и подарен им императрице Екатерине II.

АЛМАЗ «ОРЛОВ»

Императрица Екатерина II при игре в карты любила расплачиваться бриллиантами. «Как весело играть в бриллианты! Это похоже на тысячу и одну ночь!» - восклицала она в одном из писем. Своему любимцу Григорию Орлову она подарила алмазный камзол стоимостью в миллион рублей. Орлов не остался в долгу и преподнёс царице алмаз весом в 189,62 карата на императорский скипетр.&
Редчайший по чистоте, с голубовато-зелёным отливом алмаз был найден в 16 веке в копях Голконды (Индия). Первоначально камень представлял собою обломок от более крупного кристалла, предположительно, таинственно исчезнувшего алмаза «Великий Могол», и в необработанном виде имел 450 каратов (90 г). Первое название алмаза - «Дерианур», или «Море света» (вторым осколком «Могола» стал не менее известный «Кохинор», или «Гора света»). Согласно древней легенде, оба камня были глазами храмовой статуи Брамы. Вначале алмаз был огранён в виде "высокой розы" (около 180 граней) массой 300 карат. Шах Джехан остался недоволен огранкой и приказал перегранить камень.&
После этого алмаз приобрел современную форму, но масса его упала до 200 каратов (или 40 граммов). Персидский шах Надир, захватив в 1739 г. Дели, украсил ими свой трон. Когда Персию «посетили» англичане, они таким же образом присвоили «камешки». «Дерианур» неведомыми путями попал в 1767 г. в Амстердамский банк, сменив название на «Амстердам», а хозяином его стал не то армянин, не то еврей Григорий Сафрас. В 1772 г. он продал бриллиант своему родственнику, русскому придворному ювелиру Ивану Лазареву (отсюда третье название камня — «Лазарев»). Лазарев, в свою очередь, в 1773 году продал камень за 400000 рублей графу Орлову, в руках которого камень и приобрёл свое окончательное имя, с которым вошёл в историю и был преподнесён в день именин Екатерине II вместо букета. Она по достоинству оценила подарок и поместила его на венец своего золотого скипетра (ниже навершия, представляющего собой двуглавого орла, украшенного чёрной эмалью и бриллиантами), многократно усилив его парадность.

ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ

Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см
Длина окружности шара 48 см
1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото - «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.

В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины, к которому они крепились серебряными петельками, невидимыми посетителям.

В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид.
Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском - крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ

Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см
1750-е годы. Мастер И. Позье

Среди созданного швейцарцем Иеремией Позье для русского двора - роскошная пряжка-аграф длиной 25 сантиметров.
Тяжёлые золотые, подбитые горностаем коронационные мантии в дни торжеств скреплялись громадными нарядными пряжками, рассчитанными прежде всего на зрительный эффект.
Тонкое чувство декоративности помогло ювелиру создать пряжку, необычную по форме, сказочную по богатству.

Она изготовлена в виде банта из трёх пышных ветвей, усыпанных бриллиантами. Переплетающиеся ветви массивны, но в то же время создают впечатление лёгкости - из-за того, что среди сочных листьев разбросаны мелкие цветочки на тоненьких стебельках.
Тщательная продуманность каждой детали рисунка изделия, свободная композиция, сочетание разнокачественных бриллиантов - всё это характеризует стиль И. Позье, лучшего из лучших «бриллиантщиков» XVIII века.

Пряжку в своё время носила Елизавета Петровна, а затем та по очереди принадлежала другим российским правителям, став застёжкой на коронационной горностаевой мантии.

МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА

Бриллианты, серебро
Высота с крестом 13 см
1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль

Традиционная по форме, малая императорская корона была сделана известными придворными ювелирами братьями Дюваль в 1801 году для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.
Строгость и чувство меры отличают работы этих мастеров. Стиль их чист, логичен, разумен, а исполнение таково, что заставляет забывать о технических приёмах и видеть лишь красоту материала, с которым они работают.

Всё в короне удивительно пропорционально и уравновешенно. Сияние бриллиантового кружева в серебряной оправе передаёт ощущение торжественности, значимости, величия, несмотря на миниатюрные размеры изделия.

Среди превосходных камней на короне чистотой и размерами выделяется ряд крупных, будто повисших в воздухе бриллиантов на венце. Красота камней, отточенное ювелирное мастерство, несомненно, приближают малую корону к большой императорской короне Екатерины II.

Коронационные регалии российских императоров. На переднем плане - Держава императорская 1856
Большая императорская корона среди регалий российских императоров.

Екатерина II (1762 г.)

Виргилиус Эриксен.Императрица Екатерина II в Большой императорской короне

Павел I (1797 г.)

Боровиковский В.Л.Император Павел I в Большой императорской короне

Последний раз Большая императорская корона использовалась в государственных мероприятиях в 1906 году - на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II. В настоящее время императорские регалии находится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Большая императорская корона

Шапка Мономаха

Конец 13 — начало 14 века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка. Высота 18,6 см; окружность 61 см. Оружейная палата. Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха. Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно: четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником - золотоордынским Узбек-ханом.

Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 - 15 июля 1015) По такому — же подобию изготавливаются и другие шапки — венцы.

Середина 16 века. Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская - золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец.»Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 г.

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Оружейная палата. Москва. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля. Астраханской же шапкой она навана потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани. Как известно, после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра, для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы.

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная 1682 — 1687 гг.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце.

Венец Алмазный. 1682 — 1684 гг.

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

«Шапка Мономаха второго наряда». 1682 г.

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата. Москва. Россия. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля. Далее идут императорские короны. Одна из первых императорских корон была корона, которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас, т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд

Корона российской императрицы Анны Иоанновны - драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730-1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец, ценнейший экспонат Алмазного фонда

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие - корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу, министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» - советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом. После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери - Кэтлин Боланд О’донован, проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло, принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России

Малая императорская корона Российской империи - одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты. Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне, жене Александра I

Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-347583-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-347583-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");


Кликабельно 1200 рх Шапка Мономаха.

Конец 13 - начало 14 века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка. Высота 18,6 см; окружность 61 см. Оружейная палата. Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха. Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно: четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.

Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы.

Шапка Казанская.

Середина 16 века. Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.


Венец."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Оружейная палата. Москва. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля. Астраханской же шапкой она навана потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани. Как известно, после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра, для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы.

Шапка Алтабасная. (Сибирская) . 1684 .

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная. 1682 - 1687 .

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце.

Шапка Алмазная. 1682 - 1684 .

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля.

"Шапка Мономаха второго наряда" . 1682 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата. Москва. Россия. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля. Далее идут императорские короны. Одна из первых императорских корон была корона, которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас, т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец, ценнейший экспонат Алмазного фонда:

Большая Императорская Корона России.

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу, министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом. После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован, проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло, принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России.


Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.


Диадема. 1810 .

Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты. Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне, жене Александра I .