Что на самом деле значит быть богатым. Что значит, быть богатым человеком

Богатство – это изобилие у человека или общества материальных ценностей. К таким ценностям относятся деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество.

Я бы разделил этот вопрос на две части.

Первое – это происхождение слова Богатство.

Второе – это понятие Богатства, то, что мы подразумеваем под этим словом, когда произносим слово Богатство. Современное значение этого слова.

Происхождение слова Богатство.

Несомненно – корень слова Бог. Очевидно, что слово Богатство сложилось из двух слов: Бог и дать, дал. То есть: Бог-дать, Бог-дал. Человек, не обделенный Богом, есть богатый человек. Что конкретно имеется в виду под тем, что все-таки дал бог человеку, можно только догадываться. Во всяком случае, получается, что Богатство – это то, что дал человеку Бог .

Современный взгляд на Богатство.

Какие ассоциации возникают у нас, когда мы произносим слово Богатство?

Это, прежде всего изобилие различных материальных благ.

Это все то, что человек желает иметь у себя в собственности.

Богатство ассоциируется с наличием большого количества денег, ибо все материальные блага мы можем получить только при помощи денег.

Богатый человек свободен во всем, потому что путь ко всем желаниям лежит через деньги.

Я умышленно сейчас опускаю тему о том, что человек должен быть богатым и духовно, что, мол, богатство портит людей. Потому, что – это разговоры в пользу бедных. А мы ведем речь о Богатстве.

И потом, покажите мне хотя бы одного из современных богатых людей, кого можно было бы назвать бездуховным или другим подобным словом?

Нет, ни тупых, ни притрушенных среди богатых людей.

В этот формат только не вписываются лишь те, кто получил богатство по наследству или случайно (огромный выигрыш в лотерею, например). Повезти может, конечно, любому человеку. А вот как дальше он сможет распорядиться своим неожиданным превращением в богача – это уже другой вопрос.

Если человек богат, то он, очевидно, заслужил этого. Бог ведь дал.

Поэтому осуждением богатых людей заниматься не будем. Не надо осуждать тех, кем мы сами в душе желаем стать.

Мне кажется, что каждый человек находится на «своей линии богатства». То есть, каждый из нас довольствуется тем, что он заслуживает от жизни на данный момент.

Можно ли разбогатеть и как это сделать?

Каждый человек, конечно, может разбогатеть, но, как это сделать – никто не знает. Иначе все давно были бы богатыми людьми. Вы можете прочесть много рекомендаций, разных методик о том, как стать богатым. Если вам суждено быть богатым, то вы давно сделали бы ЭТО.

Научиться стать богатым нельзя. (Может, и впрямь, все от Бога?!)

Если человек беден – это надолго.

Если вы не богаты – это навсегда! Почти навсегда...

Поэтому на нашем сайте вы не найдете ничего о том, что касается того, как стать богатым.

Зато обо всем остальном, что касается Богатства, здесь в изобилии!

С уважением, ваш К.Г.

А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • Библейский словарь Геце
  • Сокровищница духовной мудрости
  • А.Г. Долженко
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • святитель
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец , сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.
    Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь.
    Так что если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см. ). Копить ничего нельзя, – ничего, кроме самого Царства Божия. И тогда мы можем отрясать одну вещь за другой, чтобы двигаться вперед свободными – свободными от обладания. Не замечали ли вы, что быть богатым всегда значит обеднеть на каком-то другом уровне?
    А если и ум замкнуть на нашем имуществе, если замкнуть и сердце, чтобы уберечь и никогда не потерять то, что в нем хранится, то оно становится таким же мелким, как та вещь, на которой мы замкнулись.

    Примечания:
    . Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. § VII.1.

    Богатство

    означает совокупность предметов, служащих к удовлетворению человеческих потребностей и находящихся в обладании отдельного лица, группы лиц или целого народа. Это определение, данное лучшими представителями английской классической школы, Адамом Смитом и Рикардо, отождествляет понятие богатства с понятием имущества вообще, как бы ни было велико или мало последнее. Но русскому языку, равно как и некоторым из других европейских языков, напр. немецкому, свойственно употребление слова "богатство" в смысле значительного имущества - значительного как по сравнению с суммой потребностей обладателя, так и по сравнению с имуществом других лиц. Мы называем богатым человека, который может хорошо питаться, одеваться и помещаться, может удовлетворять всем требованиям комфорта и роскоши, не уменьшая своего состояния и притом без значительного труда с своей стороны. Так как образ жизни и потребности людей изменчивы, то лицо, которое слывет за богача в провинциальном городе, может в столице считаться лишь человеком среднего достатка. - Необходимо иметь в виду, что в состав богатства входят не все предметы, доставляющие пользу или удовольствие, а лишь такие из числа их, для получения которых человек должен затратить какое-либо усилие и за которые по этой причине можно при современном меновом хозяйстве получить в обмен какие-либо иные вещи или услуги. Так, например, воздух составляет для человека предмет первой необходимости, но он не может быть причислен к богатству ни отдельного лица, ни целой страны, потому что получается даром, без всяких усилий или пожертвований со стороны человека. В каком бы смысле ни понималось слово "богатство" - в смысле ли имущества вообще или же в смысле значительного имущества, во всяком случае при определении его следует различать точку зрения отдельного человека и целого народа. Для целой нации богатством являются лишь такие предметы, которые сами по себе служат для какой-либо пользы или удовольствия; у отдельного же человека богатство могут составлять, кроме того, и те требования, какие он имеет по отношению к другим лицам, напр. долговые обязательства других лиц, акции, указывающие на участие в каком-нибудь предприятии, государственные фонды и другие процентные бумаги. Когда мы желаем вычислить богатство отдельного лица, например, при определении наследства, то включаем и все подобные требования; между тем, с точки зрения общенародной, они не составляют и не могут составлять богатства: увеличивая имущество одного человека, эти требования уменьшают достояние другого и, следовательно, не производят никакой перемены в сумме всего народного богатства. Если бы государство нашло возможным уничтожить эти взаимные обязательства или отсрочить их на известное время, то имущество отдельного человека могло бы потерпеть от того ущерб, но сумма богатства целого народа не испытала бы никакого изменения. Другое отличие между богатством отдельного лица и целого народа состоит в том, что первое может изменяться вследствие поднятия меновой ценности входящих в него предметов, тогда как на последнее эти перемены не оказывают действия. Вследствие неурожая меновая ценность жатвы может подняться вдвое выше, чем в урожайный год, и это повлечет за собою увеличение богатства отдельных лиц, имеющих запасы хлеба; но было бы странно говорить, что при меньшем урожае целый народ бывает богаче, нежели при большем. Поэтому если желательно произвести точную оценку народного богатства, то нельзя достигнуть этой цели через простое сложение частных богатств, измеренных по меновой их ценности. Сравнивать народное имущество в различные эпохи и в разных странах возможно не иначе, как путем тщательного перечисления полезных предметов, находившихся или находящихся в обладании народа. Мы можем говорить о приросте народного богатства лишь в том случае, если в стране увеличились сумма или качество полезных предметов, создаваемых человеческими усилиями, зданий, кораблей, домашней утвари, земледельческих, мануфактурных произведений и проч., одно же приращение меновой ценности предметов, входящих в состав народного имущества, не дает еще права заключать об увеличении богатства страны. Такое приращение могло произойти, например, от поднятия стоимости земли, вызванного прибавкою народонаселения, или от возвышения ценности домов по причине прилива жителей к известной части страны; а эти перемены, заставляя население платить дороже за те же самые земли и дома, никак не могут быть названы благоприятными для народного богатства.

    Из вышеизложенного видно, что для составления правильного понятия о народном богатстве надлежало бы произвести подробную перепись всех предметов, входящих в состав единичных хозяйств с означением качеств каждого из этих предметов. Но так как подобная задача недостижима при современном состоянии статистики, то ввиду практических надобностей и теоретического интереса нередко предпринимаются приблизительные оценки, которые стремятся достигнуть цели, перечисляя лишь главные категории предметов, входящих в состав народного имущества и давая им на основании различных методов известную предположительную расценку. Статистическая литература представляет много примеров таких вычислений. Не претендуя на полную точность, они дают, однако, некоторые точки опоры для суждения об относительной экономической силе наций и в особенности о тех переменах, которые происходят в отдельных странах с течением времени. Приведем некоторые из более известных исчислений этого рода.

    Относительно Великобритании имеется целый ряд вычислений, произведенных за разные периоды времени известным статистиком Джиффеном. Джиффен принимает за основание при своих расчетах данные о поступлении подоходного налога, которые он капитализирует для получения ценности имущества из различных процентов, смотря по роду имущества: так напр., чтобы вычислить капитальную стоимость домов в стране, он помножает на 15 сумму их дохода, показанную в налоговых списках, размер капитала фермеров определяется через помножение их ежегодного дохода на 8 и т. д. Конечно, сведения, получаемые таким путем, не могут претендовать на точность, но они достаточны для суждения о переменах, происходящих в богатстве страны, тем более что они в главных чертах совпадают с результатами других более точных исчислений, которые были произведены относительно некоторых отраслей имуществ и доходов. По расчетам Джиффена, богатство Великобритании за 1885 год может быть оценено в 10037 миллионов фунтов стерлингов, или в 63167 миллионов руб. металлических, тогда как при подобной же оценке за 1875 г. получилось 8548 млн. фун. ст., а за 1865 год - 6113 млн. ф. ст. Сумма богатства, вычисленная для 1885 г., дает на каждого человека среднюю цифру в 270 ф. ст., или в 1703 р. мет., а на каждую семью, принимая ее, согласно английским данным, в пять человек - около 1350 ф. ст., т. е. около 8514 р. мет. Главные статьи, из которых слагается приведенная выше цифра народного богатства за 1885 г., следующие: земли - 1691 млн. фун. ст.; дома - 1927 млн. ф. ст.; капитал фермеров - 522 млн. фунт. ст.; капитал в процентных бумагах, за исключением английского государственного долга, - 527 млн. фунт. стерл.; железные дор. - 1008 млн. фунт. ст.; капитал акционерных компаний - 1025 млн. фунт. ст.; капитал разного рода промышленных и торговых предприятий - 541 млн. ф. ст.; движимое имущество, не обложенное подоходным налогом, именно домашняя обстановка, предметы искусства и пр. - 960 млн. ф. стерлингов; государственное и общественное имущество - 500 м. ф. ст. В приведенном перечислении обращает на себя внимание высокая ценность домов и домашней обстановки, значительно превышающая стоимость земли. Для Франции существует несколько вычислений, из которых новейшие принадлежат Вашеру , Амелину , Мони и де Фовилю. По этим вычислениям имущество Франции оценивается от 200000 до 250000 млн. фр., или 50000 до 62500 млн. руб. мет., что дает на каждого человека в среднем выводе от 1375 р. до 1680 руб. мет. В основание расчета де Фовиля положены сведения о сумме имуществ, переходящих путем наследства и дарения, которые с 1826 года обложены во Франции особым налогом и потому тщательно региструются. Де Фовиль, принимая среднюю продолжительность поколения в 36 лет, считает ценность ежегодно переходящих имуществ за 1/36 всего народного имущества. Так как, однако, приведенный прием заключает в себе очевидные неточности, то автор прибегает к различным поправкам на основании других источников. Из общей цифры в 200000 млн. фр., получаемой по оценке де Фовиля, 80000 млн. фр. приходится на недвижимую собственность, кроме домов; 40000 млн. фр. - на дома; 30000 млн. фр. - на процентные бумаги, французские и заграничные; 50000 млн. фр. - на прочее движимое имущество. Из других европейских стран вычисление, подобное вышеприведенным, имеется для Италии. Оно выполнено Панталеоне по методу де Фовиля на основании данных о переходе имуществ по наследству и дарению. По расчету Панталеоне , приблизительная стоимость имущества частных лиц в Италии равняется 48000 млн. лир, или 1660 лирам на человека, что составляет около 415 руб. мет. Из приведенной суммы 29000 млн. лир составляют стоимость земли, 9000 млн. лир - ценность строений, а остальное приходится на промышленное и разное иное движимое имущество. В Бельгии Массальский в конце 70-х годов исчислял ценность народного имущества в 29500 млн. фр. В Дании Фальбе Гансен в начале 80-х годов оценивал богатство страны в 6500 млн. крон (2251 млн. руб. мет.), из числа которых 4680 млн. крон приходится на недвижимую, а 2081 млн. крон на движимую собственность. Особенно интересными представляются сведения относительно Северо-Американских Соединенных Штатов, где при каждом цензе, производимом, как известно, через 10 лет, собираются правительством обстоятельные данные о разных видах народного имущества. Десятый ценз 1880 года дал общую сумму народного богатства в 43642 млн. долларов, или в 56560 млн. р. мет., которая слагается из следующих главных статей: фермы - 10197 млн. дол.; жилые здания и промышленное недвижимое имущество - 9881 млн. дол.; железные дороги с обзаведением - 5536 млн. дол.; движимое имущество жилых домов, как то: картины, книги, домашние запасы, топливо и пр. - 5000 млн. дол.; скот, земледельческие орудия и машины - 2406 млн. дол.; запасы земледельческих и мануфактурных продуктов (три четверти ежегодного производства и заграничного ввоза) 6160 млн. дол.; телеграфы, суда и каналы - 419 млн. дол.; недвижимые имущества, изъятые от обложения (церкви, школы, общественные здания и пр.) - 2000 млн. дол.; наличные деньги - 612 млн. дол.; разное - 619 млн. дол. Интересно проследить, насколько быстро возрастало богатство в Соединенных Штатах в течение последних десятилетий. В 1850 г., при населении в 23,3 млн. чел., ценность имущества страны по официальному исчислению простиралась до 7136 млн. дол.; в 1860 г. при 31,5 млн. чел. - до 16159 млн. дол.; в 1870 году при 38,5 млн. чел. - до 30069 млн. дол.; в 1880 при 50,1 млн. чел. населения - до 43642 мил. дол. Таким образом, население за 30 лет возросло на 115 %, а богатство - на 512 %. Средняя сумма богатства, приходящаяся на одного человека, равнялась: в 1850 г. - 308 дол., в 1860 году - 510 дол., в 1870 году - 777 дол., в 1880 г. - 870 дол., или 1153 руб. мет.

    Литература. А. Смит, "The Wealth of Nations", Д. Рикардо, "Principles of political economy"; Д. С. Милль, "Principles of political economy"; В. Рошер, "Grundlagen der Nationalökonomie"; И. И. Нейман, "Grundlagen der Volkswirthschaftslehre" (Тюбинген, 1889); Нейман-Спалларт, "Uebersichten der Weltwirthschaft" 1883-84 гг. (Штутгарт, 1887); Джиффен, "The Growth of Capital" (Лондон, 1889).

    А. Чупров.


    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "Богатство" в других словарях:

      Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

      Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

      См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

      богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

      - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

    Надеюсь, что после прочтения статьи у некоторых людей измениться понимание богатства. Ведь оно не ограничивается исключительно финансами.

    Богатство – что это такое

    Итак, что же такое человеческое богатство. Специально задав этот вопрос поисковику Яндекс, я получила огромную выборку сайтов, где можно часами читать статьи и сделать вывод, что большинство людей подразумевает под богатством наличие немеренного количества денег и имущества.

    Некоторые даже рассуждают, что богатство – это та остаточная часть между доходами и расходами. Все, что не удалось потратить, ушло на депозит, превращаясь в богатство.

    Даже Википедия сообщает, что Богатство - не что иное, как изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество.

    Но так ли это? Я считаю, что понятие существенно искажено и полностью соглашаюсь с представлениями о богатстве доктора В. Синельникова. Именно после прочтения его книги «Путь к богатству или Где зарыта сокровищница», я изменила свои представления об этом термине. Признаюсь, раньше я тоже ассоциировала это слово с деньгами и иными материальными ценностями.

    Что же несет в себе это слово? Давайте взглянем на его этимологию. Корневая основа слова Богатство – Бог. А что есть Бог в широком понимании этого слова? Нет, этот не седой, бородатый муж на облаке, грозящий всем наказанием. Бог – этот творец, создатель, источник изобилия, любви, блага. Бог – это абсолют, заключающий в себе все, все грани и краски жизни. Бог очень гармоничен.

    Что значит, быть богатым человеком

    Давайте подумаем о нашем организме. Он достаточно сложен и заключает в себе большое количество органов. Но каждый орган наделен своей важной функцией в огромной системе организма. Что мы чувствуем, когда хотя бы один маленький орган начинает работать неправильно или поражается заболеванием? Мы начинаем ощущать себя плохо. Иногда симптомы незначительны и не нарушают ритм жизни, но иной раз болезнь, локализованная в определенном участке тела, буквально сваливает нас с ног, нарушая качество жизни.

    Получается, мы можем себя прекрасно, только когда все органы в нашем теле здоровы и действуют слаженно. Каждая клеточка, каждый сантиметр ткани организма важны для нашего хорошего самочувствия. Нельзя называть себя абсолютно здоровым, если хотя бы один орган в теле болен.

    Теперь вспомним, что мы сотворены по образу и подобию Бога. А, значит, обладаем всеми качествами Бога. Мы БОГАТЫ. Богатый – значит имеющий в себе Бога.

    Но большая часть забыла об этом, и не обладает достаточно верой, чтобы принять и признать в себе всю силу и творческий потенциал Бога. От этого начинается дисгармония, приходят трудности, страдания, болезни.

    Можно ли назвать богатым человека, у которого огромное количество денег, недвижимости за границей, но при этом нет здоровья и друзей? Вряд ли. Его можно лишь назвать, финансово состоятельным.

    Или еще один пример: ранее бедному человеку внезапно достается огромное наследство. Опьяненный такой удачей, но при этом не обладая достаточными знаниями и навыками по сохранению и приумножению финансов, он спускает все имущество за короткое время. Был ли он богат? Нет. Даже при наличии этого наследства, он оставался человеком с сознанием бедняка.

    На мой взгляд, быть богатым – это значит признать свою божественную природу и полюбить этот мир, каждый его день, каждое мгновенье. Это значит, проявлять свой творческий потенциал во всем и гармонично наполнять любовью каждую сферу своей жизни. Осознать, что ты наделен всеми способностями для достижения той жизни, о которой мечтаешь. Прежде всего – обогатить свое сознание.

    Быть богатым – значит, быть самодостаточным, иметь не только финансовые блага, но и благополучные отношения с людьми, обладать хорошим здоровьем, быть в ладу с собой и окружающим миром. Обладать желанием давать и делиться, как это делает Бог. Ведь Бог очень щедр.

    Как и в нашем организме, в Боге важно все, каждый отдельный «орган». И если, например, мы имеем большое финансовое состояние, но при этом не можем найти партнера для создания семьи и мучаемся от одиночества, будем ли мы чувствовать себя хорошо? Думаю, нет. Никакие деньги не дадут того, что может дать человек человеку.

    Богатый человек богат во всем. Он ценит все, что есть в его жизни, он не боится мечтать и знает, что как творец, может привнести в свою жизнь все, что пожелает. Не боится он и потерять это все. Ведь он знает, что обладает творческим потенциалом и сможет создать себе все необходимо заново.

    Это личность, открытая к новым знаниям, находящаяся в состоянии постоянного обучения и поиска. Это гибкая личность. Такой человек хозяин жизни, а не ее жертва. Богатый человек – это благодарный человек.

    Каковы критерии богатства

    Приняв такую точку зрения и понимания слова «богатство», как я описала выше, можно впасть в некие заблуждения. Например, считать, что богатый человек, помимо денег, обязательно должен иметь семью, детей и много друзей. Ведь мы говорили обо всех жизненных сферах, которые затрагивает истинное богатство.

    Но давайте не будем забывать, что у каждого свои представления о жизни, свои потребности и желания. Не все люди хотят жениться (выходить замуж), рожать детей, иметь большие компании друзей, дорогие машины, не все хотят владеть заводами и пароходами. И это совершенно нормально.

    Богат тот, кто счастлив в том положении, в котором находится. Основные критерии богатства – духовное, душевное, физическое, моральное благополучие, гармония внутри и наличие достаточного количества духовных сил для полноценной, счастливой жизни, осуществления своих целей и желаний.

    В заключение

    Я уверена, что потенциал богатства заключен абсолютно в каждом из нас. И только от нас зависит, сможем ли мы его раскрыть и проявить в полной мере. Деньги – это всего лишь одна часть, «орган» в общей системе «организма», который мы называем богатством. Буду рада услышать ваше мнение по этому поводу. Как вы считаете, относится ли термин «богатство» только к материальной стороне жизни или вы согласны с описанной точкой зрения? Оставляйте свои ответы в комментариях, делитесь мнением.

    Что значит «быть богатым»?

    Слово «богатство» порождает в сознании людей целый ряд образов, а иногда и противоречивых понятий. В конце концов, каждый из нас смотрит на богатство со своей точки зрения. Для одного человека богатство может означать обладание таким количеством денег, которое позволит ему делать то, что хочется. Для другого человека богатство означает свободу от долгов, от постоянной угрозы долговых обязательств. Для третьего человека богатство может означать возможность роста и «покорения новых вершин».

    А теперь давайте обратимся к этимологии, то есть происхождению этого слова. В слове «БОГАТСТВО» главная корневая основа – БОГ.

    Древнеславянский корень БОГЪ означает «наделяющий богатством», «дарующий благополучие». Интересно, что индоевропейское bhaga говорит о том же – «благосостояние», «счастье», а также «наделяющий», «дарующий». В греческом языке это слово несет в себе такие понятия, как «ломоть хлеба», «владыка», «царь».

    Стать БОГАТЫМ – значит стать самодостаточным как в духовной, так и в материальной сфере. Проявить себя подобным Богу в разных ипостасях. БОГАТСТВО – это реализованные божественные возможности человека. Причем во всех сферах жизни. Это сама жизнь во всей полноте. Если человек имеет много денег, но не имеет здоровья, я никогда не назову его БОГАТЫМ. Это, скорее, финансово состоятельный человек, но до настоящего БОГАТСТВА ему еще далеко.

    Мне часто задают такие вопросы: «Как вы объясните тот факт, что многие люди с богатой душой и высокой духовностью финансово совершенно не преуспевают. А богатые дельцы крайне циничны, да и часто необразованны, некультурны. Моральный облик их ужасен – они склонны к предательству, подставам и наживе за счет других людей, к наглой наживе! Духовности там нет и в помине. Однако эти люди преуспевают. Получается, что богатство и духовность – несовместимые понятия? Почему?»

    Прежде чем ответить на эти вопросы, я хочу предложить вам краткий экскурс в историю психологии наших сограждан. В психологическом плане мы все родом из СССР. В социалистическом обществе, начиная с Октябрьской революции, культивировалось социальное равенство и осуждалось богатство. Состоятельным людям, которые были и в те времена, навязывалось клише безнравственности. И в конце XX века каждый состоятельный человек рассматривался через призму общественной морали. Богатые люди в те времена считались ворами и мошенниками. Честным трудом заработать себе на безбедную жизнь могли единицы, к которым относились, например, ведущие спортсмены. Но и им завидовали и искали «пятна на солнце».

    Сменился век, но в мировоззрении и психологии мало что изменилось с прежних времен, а следовательно, и в отношении к богатству. Всем нам были даны равные возможности стать успешными, состоятельными и удачливыми. Каждый ли воспользовался этим? К сожалению, нет. Сомнения, неверие в собственные силы, ложные убеждения советского менталитета сделали свое черное дело. Те, кто рискнул и поставил на карту все – оказался в выигрыше. Не будем разводить длинную дискуссию о цене перестройки и быстром обогащении за счет того, что принадлежало всем. Не об этом сейчас речь, а о том, насколько устойчивой оказалась психология бедных у наших сограждан. В чем же дело?

    Многие ищут оправдания собственному безденежью и бездействию, указывая на пагубный «синдром достатка», сопутствующий обогащению. Мне говорят: «Когда мы с друзьями, которые совершенно не бедствуют и состоятельны, вспоминаем, как на наших глазах кто-то из знакомых «поднимался», мы отмечаем, что положительные человеческие качества у людей как-то утрачиваются с приобретением достатка. Это какой-то «синдром достатка»?! Не все могут достойно выдержать приход и присутствие истинного достатка. Не все могут сохранить и мораль, и нравственность, и капитал».

    Но я, как психолог, с уверенностью заявляю, что это не «синдром достатка». Это ИСПЫТАНИЕ ДЕНЬГАМИ, такое же, как испытание славой, властью, бедностью, болезнью. Кто-то выходит из этого испытания сильным и духовно закаленным, а кто-то ломается. С этой точки зрения особенно опасно быстрое обогащение, которое часто уничтожает людей.

    Наверняка все помнят курьезный случай, описанный несколько лет назад в «Комсомолке» – семья алкоголиков выиграла в лотерею несколько миллионов рублей. Что бы сделали вы в такой ситуации? Представьте себе такое событие. Отложите чтение книги и постарайтесь увидеть эту радужную картину. Наконец-то! Свершилось! И?

    Большая часть счастливчиков бросится эти деньги тратить на удовольствия, латать дыры в семейном бюджете, погашать кредиты, меньшая – инвестировать в какой-нибудь объект. А семья алкоголиков эти деньги просто пропила за год. Всего-то нужно было устроить сначала обмывание такого поворота судьбы вместе со всей пьяной братией, а потом просто не могли выйти из этого состояния. Они не вложили деньги в недвижимость, не оплатили учебу своих полуголодных детей. Правда, этот год для семьи «лотерейных счастливчиков» прошел под знаком изобилия вареной колбасы. Вот уж чего они наелись до отвала!

    Если бы этот подарок судьба подкинула богатому человеку, то он бы инвестировал деньги во что-то или в кого-то и какую-то часть денег пустил бы на благотворительность. Но самое главное – он бы не нарушил закон капитала – деньги должны приносить деньги.

    Давать огульную оценку всем состоятельным людям в том, что они бездуховны, – уподобляться таковым. «Не суди, да не судим будешь». Таких нужно жалеть, как жалеют людей, безнадежно зависимых от чего-то. В данном случае от богатства. Вот потому я и говорю, что избавляться от мифов нищеты, изучать философию богатства и расширять свой внутренний кошелек нужно постепенно, чтобы не произошло головокружение от успехов . Вы впустили в свою жизнь богатство, а что с ним делать – не знаете. Не хватает ума, знаний, внутренней культуры. Из-за этого и начинают всходить ростки чванливости, заносчивости, высокомерия. Такой человек начинает «звездиться», а это уже может привести к психическим отклонениям. Поэтому важно научиться принимать потоки денег в свою жизнь, «не теряя своего лица», соблюдая законы общества и морали .

    С этими задачами справляются многие современные состоятельные люди. Хочу сказать, что среди моего окружения бездуховных людей нет. Это чистая правда! При этом все мои знакомые – успешные люди. Только один из десяти человек работает по найму – и то на такой высокой должности, откуда сам не уйдешь. У всех остальных – давно и прочно развито свое дело, которое приносит стабильный доход, и год от года все они богатеют, не забывая о благотворительности. Отдать десятину для них, как учит Библия, – само собой разумеющееся. И детей своих они учат быть деятельными, но при этом толерантными, нравственными. И ни у кого из лиц моего окружения нет детей-наркоманов, алкоголиков или повес, праздно прожигающих свою жизнь. Все они приучены к труду, несмотря на то, что родились в состоятельных семьях. Потому знак равенства между богатыми и безнравственными людьми ставить неправильно. Разве мало безнравственных людей среди нищих? Иисус говорил в своей проповеди: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе: а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Евангелие от Матфея, глава 12, стих 35).

    Буддийский проповедник и при этом успешный бизнесмен Геше Майкл Роуч утверждает, что богатство способствует духовному развитию. Он говорит, что сами деньги не есть зло, ведь фактически человек с большими ресурсами может сделать намного больше добра, чем тот, у кого их нет. Вопрос в том, сохраняем ли мы нравственное отношение к деньгам. В своей книге «Алмазный огранщик» он доказывает, что только позитивное отношение к миру, умение видеть позитивное в любом событии – наилучшая стратегия для достижения финансового успеха.

    Загляните в потаенные уголки вашей души: разве вы не чувствуете, что ваша жизнь могла быть чем-то большим? Разве вы не верите, что предназначены для чего-то большего? Если бы вы могли только найти причину своих неудач и устранить помеху! Ваш успех спрятан под всеми слоями ложных убеждений о богатстве, которые были заложены с детства.

    Ложные убеждения о богатстве

    Библия осуждает богатых

    Те, кто любит осуждать богатых людей (зачастую только из-за того, что самому разбогатеть не удается), часто ссылаются на Библию, утверждая, что в этом священном источнике богатство было признано пороком.

    И, казалось бы, действительно, в Евангелии от Матфея встречается известное высказывание Иисуса: «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 24). Эти слова и интерпретируют как осуждение Библией богатых. Однако в этих словах Иисус не столько обличал богатых, сколько предостерегал против опасности греха, с которым связано обладание большими деньгами. Как в Ветхом, так и в Новом Завете неустанно повторяется: кто богат, тот несет большую ответственность, тот подвержен большему искушению и легче может согрешить. «И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство.» (Второзаконие, глава 8, стихи 17–18). Получается, что Библия не осуждает стремление людей разбогатеть, а предупреждает о соблазнах, подстерегающих богатого человека.

    Во-вторых, в той же Библии есть множество положительных оценок богатства. Вот некоторые цитаты из нее: «Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Второзаконие, глава 28, стих 12). «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц» (Иов, глава 42, стих 12). Как видите, нельзя сказать, что Библия поносит богатых. Благочестивые люди награждаются свыше и духовно, и материально.

    Чтобы разбогатеть, нужно быть очень умным

    Это утверждение далеко не аксиома. Напротив, известно, что многие люди, обзаведшиеся солидным капиталом, особыми интеллектуальными способностями не обладают.

    Давайте рассмотрим один очень интересный факт, о котором вы, возможно, не знали. В Америке каждые 5-10 минут появляется новый миллионер. Но знаете, что самое удивительное. В большинстве своем эти люди не получали высшего образования и являются выходцами из бедных семей, некоторые и вовсе раньше жили за гранью нищеты; для кого-то из них английский не был родным языком. Но эти люди все равно добились успеха, каждый в своей сфере деятельности.

    Как отмечает Томас Стэнли, автор изданной в США книги «Как мыслит миллионер», для того чтобы стать супербогатым, вовсе не нужно быть гением. Он отмечает, что в колледже будущие миллионеры учатся в основном на «удовлетворительно». Более того, будущие богачи в юном возрасте достаточно часто слышат от взрослых, что с такой учебой из них в жизни вряд ли выйдет что-нибудь путное. Но как же тогда им удается разбогатеть? По мнению Стэнли, секрет заключается в том, что, не обладая блестящими природными способностями, будущие миллионеры выбирают себе дело по интересам и силам. Конечно же, есть и другие определяющие факторы, но трудно не согласиться с выводом американского исследователя о важности занятия делом, к которому ты предрасположен.

    В общем, если взглянуть на прошлую жизнь некоторых миллионеров, становится понятно, что вне зависимости от своего происхождения эти миллионеры стали таковыми только лишь потому, что занялись любимым делом и обучились тем навыкам, качествам и привычкам, которыми должен обладать по-настоящему успешный человек. Поэтому даже не столь важно, насколько усердно вы учились в школе, получили ли высшее образование, важно то, готовы ли вы обучаться, быть дисциплинированными, менять свои негативные убеждения и привычки на позитивные. Если да, тогда у вас тоже есть шанс стать миллионером!

    Чтобы стать богатым, нужно усердно работать

    Этого девиза придерживаются в нашей стране очень многие люди. Однако это неверно. Усердно работая, можно, скорее, стать обеспеченным человеком, но для того, чтобы стать по-настоящему богатым, этого чаще всего недостаточно. По этому поводу метко высказался французский писатель Альфонс Карр: «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое».

    Поэтому не стоит надеяться на то, что, чем больше вы будете работать, тем больше станете зарабатывать. А нужно подумать, куда инвестировать заработанные деньги, чтобы они приносили прибыль. И еще одно важное условие – вы должны поставить перед собой цель, ради которой стоит трудиться и которая поможет вам стать финансово независимым человеком, работающим на себя.

    Так уж устроен человек, что даже на подсознательном уровне стремится к цели. Поэтому если вы думаете, что лет через двадцать сможете купить свой собственный бизнес, то через двадцать лет и купите. Если же твердо решили, что собственный бизнес просто необходим вам в ближайшие два-три года, то… получите и распишитесь. Весь секрет в том, что, если человеку что-то очень нужно, он быстро находит пути получения желаемого. Например, вы сильно хотите пить. Что вы делаете? Правильно, вы наливаете стакан воды и выпиваете его, а не мечтаете о воде и не ждете, когда же судьба или кто-то из благодетелей утолит вашу жажду. Так же нужно действовать и в отношении любых своих желаний. Идите и выполняйте их сейчас. Именно сейчас, а не завтра и не со следующего понедельника.

    Итак, прежде чем начать зарабатывать больше, вам необходимо знать, куда вы эти деньги потратите. И не просто мечтайте, а разрабатывайте четкую структуру распределения денежных средств – свой ЛФП (личный финансовый план).

    Если бы я выбрал прибыльную карьеру, я был бы богатым

    Миллионеры есть в каждой профессии. В любой отрасли можно заработать деньги. Не ищите прибыльной карьеры – вы сами должны сделать вашу карьеру прибыльной.

    Если бы мои родители были богачами, я тоже был бы богатым

    Большинство самых богатых людей – выходцы из среднеобеспеченных и бедных семей. И даже люди из богатых семей часто должны сами создавать свое состояние.

    Если бы я был в нужное время в нужном месте, то стал бы успешным

    Очень богатые люди не полагаются только на удачу, они делают все нужное для успеха. Возможностей и успеха не нужно ждать, их необходимо создавать.

    Если бы экономика моей страны была бы лучше развитой, я был бы богатым

    В любом обществе и в любой стране есть миллионеры и малообеспеченные люди. Условия для создания капитала есть везде.

    Если бы у меня не было ответственности перед семьей, я стал бы миллионером

    Не в ответственности дело, а в том, как вы к ней относитесь. Вам нужно изменить отношение к семье – это не обуза, а надежная помощь в создании вашего бизнеса, который может стать семейным и перейти по наследству детям и внукам.

    Если бы возможности заработка больших денег были мне доступны, я стал бы сказочно богатым

    Сегодня возможности заработка больших денег еще шире, чем раньше.

    Если бы государство, мой работодатель, моя семья или жена шли мне навстречу, я бы зарабатывал больше

    Не ищите виноватых. Только вы ответственны за свой неуспех.

    Если бы только у меня была большая сумма денег, я сразу начал бы вкладывать деньги и экономить

    Океан состоит из маленьких капель воды. Начинайте с малого. Если вы ждете больших денег, вы можете их не дождаться. И самое лучшее время для вложений и экономии – прямо сейчас. Деньги нужны только для того, чтобы ухватиться за подвернувшуюся возможность разбогатеть. В таком случае можно взять деньги в долг или в кредит.

    Хорошая работа обеспечит богатство

    Работа – временный источник прибыли. Постоянная прибыль требует того, чтобы деньги работали на вас. Поэтому, чем бы вы ни занимались, разумно распоряжайтесь своими деньгами, не забывая вкладывать их в те или иные предприятия или ценные бумаги.

    Только богатые люди по-настоящему счастливы

    Многие из наших соотечественников думают приблизительно следующим образом: «Будь у меня вилла на Багамах, парочка «мерседесов», яхта и деньги на счету в швейцарском банке, я был бы счастлив. А так как вместо виллы на Багамах у меня двухкомнатная квартира в панельном доме, вместо «мерседеса» – старенький «жигуленок», вместо яхты – десять соток земли под картошку, а вместо счета в швейцарском банке невыплаченный кредит, то это и есть причина того, что я несчастлив».

    В действительности же взаимосвязь счастья и богатства не так уж очевидна, как это кажется. Американский финансовый воротила Стивен Поллен в своей книге «Умри нищим» отмечает: «Деньги – не самоцель. Деньги нужны лишь для достижения ваших личных целей. Относитесь к работе как к механизму для добывания средств, необходимых для покупки свободного времени и личного счастья».

    Говоря о накопительстве, как о препятствии к счастливой жизни, Поллен задается вопросом, какой интерес в том, чтобы стать самым богатым пациентом кладбища? Он пишет: «Вместо того чтобы всю жизнь копить в надежде на бессмертие, пользуйтесь жизненными благами, позволяйте себе любые удовольствия и спешите помогать близким. Если вы подарите сыну $ 50 000 на его 25-летие, то он купит себе на них скромную квартиру или вложит в свой бизнес. Если вы завещаете ему эти деньги после своей смерти, то он, уже 50-летний, в лучшем случае потратит их на латание дыр в своем бюджете или в бюджете своих детей. Согласитесь, это разные вещи. Если вам хватит ума так распорядиться своим имуществом, чтобы к концу жизни у вас не осталось ни гроша, поверьте мне, вы узнаете, что такое настоящее счастье».

    Много лет назад индийский поэт Бхартрихари написал:


    Я радуюсь одежде из коры,
    Ты – дорогому платью,
    Но радость одинакова у нас,
    И потому равны мы.
    Бедняк не тот, кто нищ, а тот, кого
    Снедает жар желаний.
    Когда же в сердце радость и покой,
    Кто бедный, кто богатый?

    Впрочем, для большинства из нас все эти слова послужат слабым утешением. Видимо, чтобы понять, что не в деньгах счастье, нужно их для начала иметь. Так что остается делать? Ждать, когда наша многострадальная экономика наконец-то сравняется по уровню с экономикой развитых стран? Боюсь, что ждать придется еще долго. А может, не откладывая на «потом», не оправдываясь отсутствием условий, попытаться научиться быть успешными и счастливыми? Для этого вам нужно научиться думать по-новому и сменить свои ложные негативные убеждения на позитивные.

    Упражнение 1: «Меняем свои убеждения»

    Чтобы стать миллионером и держать в руках миллион, нужно стать миллионером на подсознательном уровне, нужно научиться думать как миллионер, иметь стойкую уверенность в том, что вы успешны и талантливы, вы – творец своей жизни. Если вы не уверены в том, что достойны успеха, то, как бы вы ни старались, ни вкалывали по 16 часов в сутки, вы не добьетесь успеха. Поэтому убеждения нужно менять!

    В начале века Эмиль Куэ весьма успешно применял самовнушение и замену убеждений в своей клинике во

    Франции. Он учил своих пациентов повторять фразу: «Каждый день, во всех отношениях, я становлюсь лучше и лучше». И это действовало! Причем действовало у тех, кто верил.

    Самовнушение работает по теории замещения. Если вы поставите под кран стакан с грязной водой и пустите в него чистую воду, в конце концов грязная вода будет вытеснена чистой. Когда вы замещаете негативные мысли позитивными мыслями, происходит то же самое явление.

    В компьютерной терминологии есть термин GIGO (произносится «ги-го»). Это означает «мусор на входе – мусор на выходе»: если вы вносите в компьютер неверные данные, а затем задаете ему вопрос, то в итоге получите неверный ответ.

    Ну а какое звено слабее всего в любом компьютере? Компьютерный программист, разумеется. Если восприятие реальности у программиста неправильное, тогда его или ее входные данные будут неправильными. Данные, введенные в компьютер, будут неверными, а тогда и обратная связь от компьютера, когда его привлекут к решению проблемы, будет неверной.

    Подобным же образом, если ваш личный программист, то есть ваш сознательный аспект ума, вводит неверные данные, то есть нелогичные или ошибочные, то и интерпретация этих данных будет неправильной. Противоположные мысли взаимно исключают друг друга. Это значит, что вы не можете держать две противоположные мысли одновременно. Вы не можете думать «Я могу» и «Я не могу» в одно и то же время по одному и тому же поводу. Поэтому важно определить доминирующие мысли.