Программное содержание:
- Формировать умение выделять, выбирать и называть по цвету и форме; ориентироваться в окружающем пространстве, выполнять задания воспитателя.
- Развивать умение работать индивидуально, выполняя поставленную задачу.
- Активизировать словарь (кукла, платье, пуговица, жёлтый, зелёный, бант).
- Вызывать интерес и желание заниматься.
Материалы и оборудование :
Фланелеграф. Материал для фланелеграфа: 2 платья белого цвета, одно с зелёным бантом и зелёными пуговицами, другое с жёлтым бантом и жёлтыми пуговицами; кружки жёлтого и зелёного цвета для украшения платьев. Раздаточный материал: платья, карандаши зелёного и жёлтого цвета.
Ход
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Воспитатель вносит куклу.
– Детки, к нам в гости пришла кукла. Её зовут Маша. Посмотрите, какая она красивая, нарядная.
Давайте с ней поздороваемся: «Чтобы вежливыми быть, надо здравствуй говорить!».
(Дети здороваются с куклой за руку).
Постановка проблемной ситуации. Ввод детей в занятие .
Дети, кукла Маша пришла к нам за помощью. Она купила себе в магазине два платья (показ на фланелеграфе). Но на них совсем нет узоров. Маша хочет, чтобы детки ей украсили платья. Поможем? (Да).
Выполнение заданий на анализ и синтез.
– Посмотрите, какие платья купила Маша. Они одинаковые? (Да) Ответы детей.
— А это? (Пуговички) Ответы детей. А это, что на платье? (Бантик). Ответы детей.
– А у кого-нибудь из вас есть пуговицы на одежде? Найдите и покажите. (Дети осматривают себя). – Скажите, на платьях бантики одинакового цвета? (Нет). Ответы детей.
Закрепление знаний цветов (сенсорика).
– На этом платье бантик зелёного цвета. Какого цвета бантик? (Зелёного). Ответы детей.
– А на этом платье бантик жёлтого цвета. Какого цвета бантик? (Жёлтого). Ответы детей.
– Иди, найди и покажи бантик зелёного цвета. (1-2 человека). Иди, найди и покажи бантик жёлтого цвета. (1-2 человека).
– А пуговички на платьях одинакового цвета? (Нет). – На этом платье пуговички зелёного цвета. Какого цвета пуговички? (Зелёного). Ответы детей.
– А на этом жёлтого цвета пуговички. Иди, покажи жёлтые пуговички? Какого цвета пуговички.
Динамическая пауза «Пляска».
Две резвушки-хохотушки (поворачиваем кисти рук к себе и от себя),
Пляшут танец «Таратушки» (передвигаем руки в указанном направлении),
Пляшут выше, пляшут ниже (руки вверх-вниз).
Ножкой топ, ещё раз топ (топаем),
Пляшут лихо, топ да топ (топаем и хлопаем 3 раза).
Дидактическая игра «Найди платье».
— На одном платье зелёный бантик и зелёные пуговички. Иди, покажи, где это платье. (1-2 человека).
– На другом платье жёлтый бантик и жёлтые пуговички. Иди, покажи, где это платье. (1-2 человека).
Дидактическая игра «Укрась платье».
– А теперь давайте украсим платье для куклы. Посмотрите, украшать мы будем вот такими кружочками. Что это? (Кружочки). (1-2 человека).
– Иди, найди и покажи кружочки зелёного цвета. Какого цвета кружочки? (Зелёного). (1-2 человека). Иди, положи кружочки зелёного цвета на платье с зелёными бантиком и зелёными пуговицами. Кружочки и бантик одинакового цвета? (Да). Какого цвета кружочки? –
— Иди, найди и покажи кружочки жёлтого цвета. Какого цвета кружочки? (Жёлтого). На какое платье ты положишь жёлтые кружочки? (На платье с жёлтым бантиком).
Практическое задание «Соответствие».
– Теперь мы помогли кукле Маше и сделали её платья нарядными. – А теперь пойдем, посмотрим, что у нас на столе. (Платья и карандаши). Посмотрите внимательно на платье, которое у вас в руках и возьмите карандаши такого же цвета, какого бантик и пуговички на платье. А теперь нарисуйте кружочки и украсьте ими платье. (Дети работают с раздаточным материалом).
Подведение итогов. Оценивание.
– Ну, вот все платья разукрасили. Очень красиво. Посмотрите, бантик и кружочки на платьях одинакового цвета? (Оценка работ детей). Кукле Маше очень понравились ваши платья. А теперь ей пора идти домой. Скажем ей «До свидания». А платья вы можете показать своим мамам.
Программное содержание:
1. Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).
2. Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.
3. Закреплять знание у детей цвета и формы.
4. Развивать воображение, память, образное мышление.
5. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Ход занятия:
1 часть .
Прошу детей встать в круг. Внутри круга лежит обруч.
Дети, посмотрите, какой большой круг у нас. Похож он на солнышко? А внутри нашего круга-солнышка, что вы видите? (Обруч.)
Похож обруч на солнышко? (Ответы могут быть разными.)
Давайте нашему солнышку сделаем лучики. Возьмитесь правой рукой за обруч, а левую вытяните в сторону. Вот мы какие лучики!
Предлагаю ребятам поиграть в карусель. Они с удовольствием кружатся, взявшись за обруч.
На какую фигуру похож обруч-солнышко? (На круг.)
2 часть .
На столе разложены предметы, похожие на геометрические фигуры. Спрашиваю детей:
На какие фигуры похожи предметы? (Выслушиваю ответы.)
Предлагаю каждому ребенку выбрать любой предмет и положить его на стол с соответствующей маркировкой (соотнесение по форме).
Уточняю у детей цвет и размер предметов. Пусть обведут пальчиком форму предмета. Прошу проверить, верно ли все ребята разложили предметы.
3 часть . Физкультминутка.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама чуть поменьше ростом.
Ну, а сын – малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(Дети сопровождают слова педагога движениями, соответствующими тексту. Предварительно лучше показать эти движения или выполнять их вместе с воспитателем.)
Предлагаю детям сложить из счетных палочек треугольник и квадрат, большой и маленький. Спрашиваю, для какой фигуры нужно больше палочек.
Из шнурков прошу сделать круг (большой и маленький). Уточняю длину шнурков (длинный, короткий). Пусть ребенок проверит, какой круг получается из длинного шнурка, какой – из короткого.
5 часть . Игра. «Достань из мешочка».
Кладу на стол одну из фигур и предлагаю кому-нибудь из детей найти такую же. Достав на ощупь фигуру из мешочка, ребенок называет ее, потом определяет цвет и размер.
6 часть . Итог занятия.
Сегодня мы научились различать геометрические фигуры, узнали, на что они похожи. И еще – что они бывают разного цвета и размера.
Круг
Ну, конечно, это он:
Ни конца и ни начала,
Ни углов и ни сторон.
Овал
Мальчик круг руками сжал -
Превратился круг в овал.
Треугольник
В треугольнике видны
Три угла, три стороны.
Лузия Санжапова
Цель : Формировать у детей интерес к познанию.
Программные задачи :
1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
2. Закреплять умение различать один и много предметов, закреплять знания геометрических фигур
3. Формировать представления о цвете, форме, величине.
4. Упражнять в группировке предметов по цвету , форме, величине.
5. Побуждать детей к называнию предметов.
6. Развивать у детей внимание, мыслительные операции : умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.
7. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
Словарная работа : большой, маленький, один, много.
Материалы : игрушка-мишка , большие фигуры треугольника, квадрата, круга, набор маленьких фигур (треугольник, квадрат, круг, большие и маленькие мячи, большая и маленькая коробка, шарики.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Воспитатель :
-Ребята , посмотрите как много гостей пришло к нам в группу ! Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им .
Дети :
Здравствуйте.
В-ль :
Ребята , посмотрите, у нас еще один гость . Кто это (мишка ) . Давайте с ним тоже поздороваемся.
(Дети здороваются с мишкой )
В-ль :
Ребята , мишка говорит , что он пришел к нам в гости не просто так , он принес нам подарок. Но чтобы получить его нам нужно выполнить задания, которые мишка для нас приготовил . Вы согласны, их выполнить?
Дети : Да.
2. Основная часть
В-ль :
Ребята , давайте начнем выполнять задания, которые для нас приготовил мишка , для этого мы с вами сядем на коврик. Посмотрите здесь лежат фигуры. Давайте их назовем. Это что за фигура? (квадрат) Какого он цвета? (Желтого) А это какая фигура? (треугольник, синего цвета) А это? (круг, красного цвета)
В-ль :
Посмотрите, здесь еще фигурки.
Сейчас я вам раздам их, а вы внимательно посмотрите, и найдите домик, который похож на них.
В-ль :
Давайте будем по очереди подходить и ложить фигурку в свой домик. (дети раскладывают фигурки, при этом называют фигуру у них в руках.)
В-ль :
Молодцы, ребята . Все фигуры у себя в домиках. И Мишка очень рад . А теперь давайте немного отдохнем.
3. Физкультминутка : «Медвежата»
медвежата в чаще жили
головой своей крутили
вот так, вот так, (круговые движения головой)
головой своей крутили
медвежата мед искали
дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать
вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
дружно дерево качали
а потом они ходили (ходьба по медвежьи)
и из речки воду пили
вот так, вот так,
и из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
вот так, вот так,
лапы выше поднимали
В-ль :
Отдохнули? А теперь, давайте дальше выполнять задания мишки . Посмотрите, что здесь у нас лежит? (мячи) Сколько здесь мячиков (Много) А какие они по размеру? (Большие и маленькие) . Правильно. Давайте возьмем по мячику. Никита, сколько у тебя мячей в руке? (один) А у Дарины? (один) И у Матвея один, и у Владика один. Посмотрите ребята , здесь стоят две коробочки, это какая по размеру? (большая) . А эта (маленькая) . Теперь давайте положим мячи по коробкам : в большую-большие мячи, а в маленькую-маленькие.
В-ль : Ребята , Мишка очень любит играть с мячом, у него очень много друзей в лесу и всем мячиков не хватает. Давайте вылепим для Мишки и его друзей красивые разноцветные мячи. (лепка)
В-ль : Молодцы ребята . Мишка очень рад , что вы справились с его заданиями и хочет вам подарить подарки. Посмотрите, что это? (шарики)
(воспитатель раздает шары детям)
В-ль : А теперь мишке нужно идти домой в лес, давайте с ним попрощаемся
(дети прощаются с мишкой )
4. Итог занятия
В-ль :
Ребята , вам понравилось выполнять задания? А какие задания мы выполняли? А подарки вам понравились? Вы так хорошо сегодня работали. Молодцы!
Маргарита Демунд
«Сказка про матрешек». Открытое занятие по сенсорике в ясельной группе
Цель : Учить детей сравнивать предметы по величине (большой – маленький, используя в речи соответствующие прилагательные.
Материал : два домика, две матрешки , две елочки, два грибочка, различные по величине.
Ход занятия.
Жили - были две матрешки - большая и маленькая.
Они были подружками и всегда гуляли в месте. А больше всего на свете матрешки любили танцевать .
Ребята! Давайте попросим матрешек показать . Как они танцуют. Повторяйте за мной : «Матрешки , пожалуйста, потанцуйте!» (Дети хором повторяют просьбу, матрешки «танцуют» в руках воспитателя.)
А кто хочет сам попросить матрёшек потанцевать ? (индивидуальные 2 – 3 ответа)
Но у нас ведь две матрешки , и обе любят танцевать?
Сначала попросим большую матрешку . Повторяйте за мной : «Большая матрешка потанцуй немножко !» (Дети повторяют хором. Матрешка «танцует» .)
Кто еще хочет попросить матрешку потанцевать ? (индивидуальные ответы 1-2)
Как хорошо умеет танцевать большая матрешка ! А теперь давайте посмотрим, как умеет танцевать маленькая матрешка . Только для этого надо ее хорошенько попросить. Кто хочет попросить (индивидуальные 1-2 ответа.)
Пока наши матрешки танцевали , на улице стало холодно, и решили матрешки построить себе домики. Только матрешки не знают . Кому какой домик строить. Кому большой, а кому маленький? Поможем им в этом разобраться? (Хоровой ответ детей.)
Большой матрешке какой надо строить домик? (Хоровой ответ детей)
А маленькой? (Хоровой ответ детей)
Около своих домиков матрешки посадили по елочке .
Большая матрешка посадила какую елочку (Хоровой ответ детей)
А маленькая матрешка посадила какую елочку? (Хоровой ответ детей)
Возле каждой елочке выросло по грибочку. У большой елочки вырос какой грибок? (Хоровой ответ)
А какой грибок вырос у маленькой елочки? (Хоровой ответ)
В конце занятия воспитатель делает обобщение в нескольких вопросах, побуждая отвечать на них мало активных ребят.
Какие матрешки пришли к нам в гости (Большая и маленькая)
Какой домик построила большая матрешка ? А маленькая?
Какую елочку посадила маленькая матрешка ? А большая?
Под какой елочкой вырос маленький грибок? А большой? (предлагаются индивидуальные ответы детей)
А сейчас, ребятки, отгадайте- ка загадку :
Ростом разные подружки.
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка )
Задачи :
1. Образовательные: закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить понятия «большой», «маленький»;
2. Развивающие: развивать мелкую моторику;
3. Воспитательные: создать радостное настроение; воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.
Оборудование: большой и маленький мишки; большие и маленькие шишки; игрушки заяц, белка, ёжик, снеговик; 2 ёлочки; рисунок белочки на фланелеграфе; авторские дидактические игры «Прицепи ёжикам колючки», «Собери грибочки», «Спрячь зайчиков».
Ход занятия:
Дети входят под музыку, встают полукругом.
Организационный момент.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Мы их ждали? Давайте с ними поздороваемся.
Дети: – Здравствуйте.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, кто ещё к нам пришёл?
Дети: – Снеговик.
Воспитатель: – Ребята, он приглашает нас в лес. Пойдём с ним?
Дети: – Пойдём.
Воспитатель: – А какое сейчас время года?
Дети: – Зима.
Воспитатель: – Правильно. Что лежит на земле?
Дети: – Снег.
Воспитатель: – А на улице тепло или холодно?
Дети: – Холодно.
Воспитатель: – Как нужно одеваться, чтобы не замёрзнуть?
Дети: – Тепло.
Воспитатель: – Давайте оденемся и пойдём в лес.
Вот так, вот так, мы надели варежки (хлопают) .
Вот так, вот так, мы надели валенки (топают).
Вот так, вот так, мы надели шапки (кивают головой).
Вот так, вот так, мы идем гулять (шагают).
Под музыку идут к «сугробу».
Дидактическая игра «Большой – маленький».
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, какой большой сугроб. Кто же здесь живёт?
Дети: – Мишка.
Воспитатель: – Давайте посмотрим. И правда, мишки. Сколько мишек?
Дети: – Два.
Воспитатель: – Этот мишка какой?
Дети: – Большой.
Воспитатель: – А этот мишка какой?
Дети: – Маленький.
Воспитатель: – Ребята, мишки хотели собрать шишки, но очень устали. Поможем им? Давайте большому мишке соберём большие шишки, а маленькому мишке – маленькие шишки (дети по одному разбирают шишки).
Воспитатель: – Ребята, мишки говорят вам спасибо за помощь, они ложатся в берлогу спать до весны, а мы пойдём с вами дальше. Смотрите, кто это спрятался под ёлочкой?
Дети: – Ёжик.
Воспитатель: – Ребята, а ёжик какой?
Дети: – Колючий.
Воспитатель: – Давайте покажем, какие у ёжика колючки.
Пальчиковая игра «Маленький ёж».
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош (сжимание и разжимание пальчиков)
Дидактическая игра «Прицепи колючки».
Воспитатель: – Ребята, ёжики потеряли свои колючки, они могут замёрзнуть. Давайте прицепим им колючки (дети индивидуально выполняют задание ).
Воспитатель: – Мы помогли ёжикам, пойдёмте дальше. Смотрите, кто это сидит под этой ёлочкой?
Дети: – Зайчик.
Воспитатель: – Ребята, он замёрз, весь дрожит. Давайте поможем ему согреться.
Физкультминутка «Зайка беленький сидит».
Воспитатель: – Ребята, зайчик согрелся и сказал, что маленьких зайчат хочет поймать серый волк. Давайте поможем им спрятаться от него.
Дидактическая игра «Спрячь зайчат» (дети, сидя за столами, индивидуально выполняют задание).
Воспитатель: – Помогли мы спрятаться зайчатам от злого волка, пойдёмте дальше. Ой, ребята, кто-то плачет.
Дети: – Белочка.
Воспитатель: – Ребята, она говорит, что повесила грибы сушиться, а они рассыпались. Какие грибочки остались на ветке?
Дети: – Большие.
Воспитатель: – А какие рассыпались?
Дети: – Маленькие.
Воспитатель: – Сколько грибочков собрала белочка?
Дети: – Много.
Воспитатель: – Поможем белочке собрать грибочки?
Дидактическая игра «Собери грибочки».
Дети по одному подбирают маленький грибок к большому (по цвету).
Воспитатель: – Помогли мы белочке собрать грибочки, а теперь пора нам возвращаться домой (дети идут на ковёр, встают полукругом).
Воспитатель: – Давайте расскажем Снеговику, куда мы сегодня ходили?
Дети: – В лес.
Воспитатель: – Кому мы помогли в лесу?
Дети: – Мишкам, ёжикам, зайке, белочке.
Воспитатель: – Понравилось вам помогать зверюшкам?
Дети: – Понравилось.
Воспитатель: – Давайте скажем «Я сегодня молодец!», погладим себя по голове. А за то, что вы помогли зверюшкам, они прислали вам угощение – печенье «Грибочки».
Дети: – Спасибо.
Воспитатель: – Теперь давайте попрощаемся с гостями.
Дети: – До свидания.