Серия сюжетных картин как щенок нашел друзей. Составление рассказа по серии картин «Как щенок нашел друзей. Составление рассказа по серии сюжетных



ВВЕДЕНИЕ

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение де­тей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи - одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:


  • бедный, в основном общеупотребительный бытовой словарь ;

  • плохое понимание оттенков значений слов;

  • аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложе­нии, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;

  • предложения простые, чаще нераспространенные, состоящие из существитель­ных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;

  • связная речь развита слабо - пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинам представляют собой перечисление (называ­ние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.
Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение заня­тий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Мето­дика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений.

Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четы­рех больших сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», 2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгруп-повых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение де­тей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).

Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:


  • расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и сло­варь признаков у детей по серии сюжетных картин (ССК);

  • развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую па­мять и логическое мышление детей;

  • упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной ССК.
Цель основного занятия - обучение детей составлению предложений по ССК. На основном занятии логопед учит детей:

  • составлять предложения по опорным словам ;

  • преобразовывать деформированные фразы;
3

  • распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих воп­росов педагога и самостоятельно;

  • составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.
Цель итогового занятия - составление детьми рассказа по ССК. Логопед учит детей:

  • развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произ­вольное внимание;

  • составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова - подсказки логопеда;

  • обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского язы­ка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);
- воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.
Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это по­
может поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий
логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подго­
товленности детей каждой подгруппы.

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов воспри­ятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быс­трее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содер­жательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, разви­ваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

При проведении занятий педагог может использовать различные современ­ные средства обучения:


  • магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа;

  • магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»).
Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выра­ зительно. Работая над интонационной выразительностью речи , логопед учит де­тей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, что необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развер­нутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последо­вательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следствен­ных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необ­ходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ

ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Подготовительные лексические упражнения

по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»

Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению расска­за по серии сюжетных картин (ССК).

Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей по ССК; развитие произвольного внимания , зритель­ной и словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК; стиму­лирование мыслительной и речевой активности детей; воспитание бережного отношения, любви к живой природе.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (№ 1-4), мяч.

Ход занятия

/. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних живот­ных, а затем логопед просит детей внимательно послушать стихотворение-за­гадку Т.А. Шорыгиной:

Он забавный, неуклюжий, Прямо в нос меня лизнул, Напустил в прихожей лужу И хвостом слегка вильнул. Я чесал его за ухом, Щекотал ему живот, Стал он самым лучшим другом И теперь у нас живет. (Щенок)

Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, кото­рые помогли догадаться , что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка, называют части его тела.

1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери действие».

Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные дейс­твия (словосочетания), которые может выполнять щенок.

Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), ску­лит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду)...

При затруднениях детей логопед использует вопросы-подсказки типа «что де­лает щенок с мячиком?» «с костью?»

2. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».

Выполняется аналогично, но дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки.

Щенок (какой?) - пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д.

П. Основная часть занятия

1. Вступительное слово логопеда.

Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произош­ло и о ком эта история.

2. Беседа по содержанию каждой картины.

На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на воп­росы.


  • Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок та­кой печальный? Почему щенок никуда не уходит?

  • Картина № 2: Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит ще­нок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали де­вочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?

  • Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и ще­нок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?

  • Картина № 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?
3. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

и 4 картинами серии.

4. Рассказывание детьми по иепочке (принимают участие все дети).

Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить*.

III. Подведение итогов занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались на трех заняти­
ях? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнес­
лись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным,
природе?
И т.д. ^ *

* Используя маленькие картинки серии «Как щенок нашел друзей», логопед и вос­питатель закрепляют навыки рассказывания у каждого ребенка на индивидуальных занятиях.

Конспект
организованной образовательной деятельности по коммуникативному развитию в подготовительной группе.
Автор Пушкарева Ольга Александровна.
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей».
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи: развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания; составление рассказа по серии сюжетных картин с опорой на план и с помощью слова-подсказки воспитателя. Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); стимулирование положительных эмоций детей. Воспитание бережного заботливого отношения к животным. Целевые ориентиры дошкольного образования: Имеет долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание. Составляет рассказ по серии сюжетных картин. Умеет составить повествовательный план рассказа по серии сюжетных картин и использовать его в своем рассказе. Бережно и заботливо относиться к животным.
Материалы и оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», пиктограммы для составления плана рассказа.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Он забавный неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом, щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь, у нас живет. (Щенок).
1 часть. Рассматривание картин.
Вступительное слово воспитателя: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажите, что произошло и о ком эта история.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок такой печальный? Почему щенок никуда не уходит?
Картина № 2: Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?
Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина № 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает Щенок? Почему он уснул? О чем говорят девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
2 часть. Обучение детей составлению повествовательного плана.
Воспитатель предлагает рассматривание каждой картины серии отдельно. Выделение в ней главной мысли. Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных воспитателем и выставление на доску соответствующей пиктограммы (схематичного рисунка).
Картина № 1: Щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дождем… Дети и собака. И т.д.
Картина № 2: Девочки и дождик. Девочки увидели щенка. Щенок под дождем. Зонтик и щенок. Щенок у девочек. И т.д.
Картина № 3: Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка. И т.д.
Картина № 4: Щенок ест. Щенок уснул на коврике… Щенок прыгает. Девочки сидят на диване. И т.д.
Воспитатель делает вывод: Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине:
Щенок остался в парке под дождем (1).
Девочки увидели щенка (2).
Девочки кормят щенка (3).
Щенок уснул на коврике(4).
Эти главные предложения вместе называются планом рассказа.
А теперь пользуясь этим планом рассказа, мы попробуем составить рассказ «Как щенок нашел друзей».
Заслушиваем 3-4 рассказа. Чей рассказ вам понравился?
3-я часть.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным, природе?

Речевое развитие в подготовительной группе

тема « Как щенок нашёл друзей»

выполнил:

воспитатель Бабашева Амина Юрьевна

Сидорова Ольга Юрьевна

г. Камышин

Цели: учить составлять рассказ по серии сюжетных картин; учить подбирать слова синонимы; упражнять в нахождении места звука в слове (вначале, середине, конце).

Задачи:

Образовательные . Активизация и актуализация словаря по теме «Осень» на основе систематизации и обобщения знаний об этом времени года. Совершенствование навыка составления рассказа по серии сюжетных картин. Развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что). Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование навыка нахождения места звука в слове (вначале, середине или конце).

Развивающие . Развитие связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, обшей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Воспитательные . Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Взаимосвязь с другими образовательными областями : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

    Поезд из «Ромашкова» с вагонами (красный, синий, зелёный);

    Дидактическая игра «Рассади по вагонам животных к схеме на звук «к»»;

    Сюжетные картины «Как щенок нашел друзей»;

    Музыкальные композиции «Мы едем, едем, едем, в далёкие края», «Паровоз Букашка».

1.Ведение игрового момента.

Дети сидят и играют на диване с паровозом.

Ход занятия.

В .- Ребята, а чем вы тут заняты?

Д .- Играем, с паровозом.

В .- А, давайте, мы вместе поиграем в « поезд» и отправимся в путешествие (Назначаю машиниста, дети становятся друг за другом и под музыку подходят к столам).

В .- Вот и остановка.
В .- Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в группе, давайте с ними поздороваемся.
Д. - Здравствуйте, гости!
В .- Посмотрите, а у нас здесь тоже паровозик из ”Ромашково”, он готов к отправлению, но пассажиры не могут найти свои места. Давайте поможем им.

Проводится дидактическая игра ”Подбери слово к схеме”.

В .- Посмотрите, у меня на столе картинки с изображениями животных. Возьмите каждый по одной.
В .- В « красный вагончик» садятся те пассажиры в названии, которых звук [К] находится вначале слова.

В .-« зелёный вагон», садятся пассажиры, в названии которых звук [К] находится в середине слова.

В .- В « синий вагон» садятся пассажиры, в названии которых звук [К]находится на конце.

Дети называют, кто и них изображён на картинке и определяют место звука в слове, далее сажают « пассажира» в соответствующий вагон, и получают билетик.

В .- Ребята посмотрите, у меня остался ещё один билетик, да и место одно свободное в вагоне.

В .- Ребят, что же произошло, почему остался один билет и свободное место?
Д .- Нет одного пассажира.

В.- А почему он не пришёл?

Д .- Он проспал, забыл про отправление, потерялся.

В .- Пассажиры заняли свои места, поезд отправляется в путешествие. А чтобы пассажиры не скучали в пути, мы расскажем им интересную историю.

2. Основная часть

В .- Посмотрите, у вас на столах лежат картинки, переверните их и рассмотрите.
(Дети рассматриваю картинки, обсуждают в полголоса, работают за столами.)

Беседа по картинкам (беседа с места).

1-сюжет

В. - Какое время года изображено на картинке?

Д .- Осень.

В .- Как вы это определили?

Д .- Листья пожелтели и опали, пасмурно, небо затянуто тучами, идет дождь.

В .- Кто изображен на картинке?

Д .- Щенок.

В .- Что с ним могло произойти?

Д .- Он потерялся.

В .- Как вы думаете, какое настроение у щенка?

Д .- Грустное.

2-сюжет.

В .- Что у вас изображено на картинке?

Д .- Девочки, которые идут из школы.

В .- Кого они увидели?

Д .- Щенка.

В

Д. - Жалостно.

В .- Какой щенок изображён на этом рисунке?

Д. - Мокрый, он замёрз, голодный, грустный.

3-сюжет.

В .- Кто изображён на этом рисунке?

Д .- Девочки и щенок.

В .- Как девочки смотрят на щенка?

Д .- Радостно, они рады, что щенок дома.

В .- Какое настроение у щенка?

Д. - Он радостный, довольный.

3.Физминутка. Дети выстраиваются « паровозиком» и под музыку выполняют движения

В .- Как вы думаете, правильно ли мы расположили сюжетные картинки? Можем ли мы в такой последовательности составить по этим сюжетным картинкам рассказ?

Д. - Нет.

В .- Что было в начале?

Д. - Щенок потерялся.

В. - Что было в середине?

Д .- Девочки нашли щенка.

В .- Что произошло в конце?

Д. - Щенок обрел друзей.

В .- А теперь мы можем по сюжетным картинам составить рассказ?

Д .- Да.

В .- У рассказа есть что?

Д .- Начало, середина и конец и название.

В .- Как мы можем назвать рассказ.

Д .- Щенок и друзья…(Дети предлагают свои варианты)

В .- А сейчас послушайте мой рассказ, который называется “Друзья”.

Рассказ воспитателя .
Ранним осенним, дождливым днём Тузик хотел отправиться с друзьями в путешествие. Тузик не нашёл дорогу и потерялся.
Аня и Маша возвращались из школы. Шёл сильный дождь, было холодно. По дороге домой девочки увидели щенка совсем мокрого и замершего. Они решили взять его к себе домой.
Приведя щенка, домой Аня с Машей накормили его и обогрели. Тузик остался жить с девочками.

4. Закрепление изученного материала.

В .- Кто из вас хочет рассказать свой рассказ, не забудьте его назвать.

(Выслушать 2-3 детей)

В .- Ребят, а как вы думаете, был ли щенок тем самым пассажиром, который не пришёл к отправлению?

Д. - Да.

5.Итог.

В .- Ребята, а как вы думаете, кто является опоздавшим пассажиром?

Д. - Щенок.

В .- Почему щенок опоздал?

Д .- Он потерялся.

В .- Дети, щенок обрёл новых друзей, чтобы вы ему пожелали? (выслушать ответы детей).

В .- Дети, что вам понравилось на занятии?

(Выслушать ответы детей).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
на тему:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
«КАК ЩЕНОК НАШЕЛ ДРУЗЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
КРЮЧИХИНА Е.А.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Задачи:- уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слов- подсказок логопеда;- учить детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка;- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей;- стимулировать мыслительную и речевую активность;- учить детей работать сообща, помогать друг другу;- воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к животным.Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы, мяч. Ход занятия
I.Интеллектуальная разминка
1.Припоминаем и называем детенышей домашних животных, затем слушаем стихотворение-загадку:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул
Я чесал его за ухом
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
Рассматривание игрушечного щенка, называние частей его тела.
2. ЛИ с мячом «подбери действие»
Щенок- что делает?-играет, спит, лает, скулит, грызет.
3. ЛИ «подбери признак»- щенок какой- пушистый, ласковый, толстый, забавный.
II.Основная часть занятия
Вступительное слово: сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на 4-х картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.2. Беседа по содержанию каждой картины.
Картина 1- какое время года изображено на этой картине. Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит?

Картина 2-кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? что у них в руках? Почему девочки остановились? Почему щенок опустил голову? Что почувствовали девочки по отношению к щенку? как почувствовал себя щенок?

Картина 3- кого вы видите на этой картине? где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? что он делает? как смотрят девочки на щенка?
Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина 4- что делают девочки на этой картине? что делает щенок? почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как они смотрят на щенка?
Физкультминутка
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Хвостик закорючкой
Шерстка пестрая
Зубки острые.
Игра на внимание «Запомни и назови»-логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к картинам.
Упражнение в договаривании предложениий с опорой на картины и выполнение двухступенчатой инструкции логопеда
Придумайте подходящий конец каждому предложению.
Наступила поздняя…..
Девочки сидели…..
Уже почти все листья…
Щенок сладко спал, а девочки….
Во дворе гулял…..
Щенок не знал, куда ему идти и сидел….
Щенок поел и сразу….
Подружки решили забрать….
Дома девочки…..
Две девочки увидели…..
Теперь у подружек появился настоящий…..
ДИ «Путаница»
Установление причинно- следственных связей смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по ССК.
Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с картинками и перепутал их порядок. Просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа. Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продолжите мои предложения.
Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы), к каждой картине.Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, привели домой)...Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его)...
Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов. Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Осенью во дворе. Как девочки нашли друга. Девочки и щенок. Как щенок нашёл друзей. Щенок на горке. Как щенок спал. Щенок и корова. И т.п.
III. Подведение итогов занятия
Логопед задаёт детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.

Марина Черняева
Занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как щенок искал друзей»

Программное содержание : Учить составлению повествовательного рассказа по ССК с опорой на план. Развивать умение выстраивать сюжетную линию связно , последовательно описывать изображенное. Формировать представление о его композиции. Активизировать поиск образных средств выражения (эпитетами, синонимами, однородными членами предложения) . Упражнять в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК . Познакомить со схематичными рисунками пиктограммами к ССК. Развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание. Упражнять в подборе слов противоположного значения (антонимов) . Стимулировать мыслительную и речевую деятельность детей. Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.

Оборудование : серия сюжетных картин «как щенок нашел друзей » , игрушка щенка, пиктограммы.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом. Обращаюсь к детям : - Ребята вспомните, каких домашних животных вы знаете? (ответы детей) . А сейчас послушайте стихотворение-загадку :

«Он забавный, неуклюжий,

Прямо в нос меня лизнул,

Напустил в прихожей лужу

И хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом,

Щекотал ему живот,

Стал он самым лучшим другом,

И теперь у нас живет».

(Щенок )

Дети отгадывают загадку. Стук в дверь, на пороге появляется игрушка щенка. Здороваюсь с детьми от имени щенка, говорю : посмотрите ребята какой щенок , он веселый, забавный. Но знаете, что он не всегда был таким. А почему? Вы узнаете из интересной истории, нарисованной на 4 картинках о нашем щенке . Но щенок , немного поиграл с картинками и перепутал их порядок, нужно расставить картинки по порядку . Подумайте, что было в начале этой истории, что случилось со щенком, потом и чем все закончилось? (дети расставляют серию по порядку ) . Теперь давайте внимательно рассмотрим каждую картинку по порядку , и ответим на вопросы. Давайте посмотрим на 1 картинку , какое время года изображено на этой картине ? (осень) Почему вы так думаете? Кто изображен на картине ? Что делает щенок ? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему щенок такой печальный ? Почему щенок никуда не уходит ? Давайте рассмотрим 2 картинку , кого вы там видите? Как одеты девочки, что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок ? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? Кого вы видите на 3 картине ? Где находятся девочки и щенок ? Как выглядит щенок , что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине весящей на стене ? Рассмотрим 4 картину . Что делают девочки на этой картине ? А что делает щенок , почему он уснул? Почему они решили забрать щенка домой?

А сейчас ребята, послушайте мой рассказ по картине о щенке :

«Наступила поздняя осень. С деревьев облетели почти все листья, погода была сырая и холодная, шел косой осенний дождь. Во дворе, на дорожке сидел маленький щенок . Он был один и совсем не знал, куда ему идти и как найти дорогу домой. Щенку было холодно в такой осенний, дождливый, пасмурный день. Шерстка вся вымокла, щенку было очень грустно, печально. В это время две девочки возвращались домой через двор, но им было не так холодно, потому что они были одеты и от дождя их защищал зонт. Но вдруг девочки увидели сидящего на дороге маленького промокшего щенка. Он сидел весь вымокший, с опущенной головой и дрожал от холода, девочкам стало очень жаль малыша, и они решили забрать его домой. Подружки принесли щенка домой, обогрели, накормили. Щенок был такой голодный , что съел всю еду с большим удовольствием. девочкам, так понравился щенок , что они не могли им налюбоваться. Подружки очень любили животных, особенно собак, даже на стене в квартире висела картина с изображением собаки. Девочки так же позаботились о том, где щенок будет спать . Они постелили ему маленький, мягкий коврик, малыш улегся и уснул. Ему снились сладкие и добрые сны. Девочки сидели на диване и с лаской смотрели на своего питомца, оберегая его сон. Они радовались, наконец-то у них теперь появился настоящий маленький друг. Подружкам было теперь о ком позаботиться.

Ребятки, а давайте сейчас с вами немного отдохнем.

Физкультминутка :

Вот щенок наш Тузик ,

Тузик, Тузик хвост крючком

Закрутился он волчком.

Шерстка пестрая, зубки острые :

Гав! (2 раза)

Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных вариантов.

Ребята, давайте попробуем придумать название рассказу . Я предложу вам несколько названий, а вы выберите которое вам больше понравится :

«Осенью во дворе»

«Как девочки нашли друга»

«Девочки и щенок »

«Как щенок нашел друзей »

Как вы думаете, какое название для этой истории о щенке самое удачное? Вот мы сегодня с вами будем учиться составлять рассказы по картинкам «Как щенок нашел друзей » . Давайте вспомним историю про щенка.

1. о чем рассказывалось вначале ? (щенок остался под дождем во дворе один)

3. что случилось потом? (забрали домой, накормили)

4. чем закончилась история про щенка? (щенок сытый уснул на коврике) .

Составление рассказов по ССК с детьми . Ребята, а сейчас выбудете рассказывать истории по картинкам о щенке . Рассказ должен быть кратким и интересным (в пересказе участвуют 5-6 детей) . Первый ребенок составляет полный рассказ по всему сюжету , последующие, по очереди по одной картинке . В процессе составления детьми сюжета выделяют слова эпитеты, употребляемые детьми в речи , поощряю их за рассказ .

Ребята, а знаете эту историю по картинкам о щенке , я изобразила по-другому. Давайте посмотрим, что на первом рисунке? (щенок под дождем ) . Что на втором? (девочки увидели щенка) . На третьем рисунке (подружки забрали щенка домой) . На четвертом (щенок спит на коврике ) . Ребята, теперь вы можете не только рассказать историю о щенке , но и сможете зарисовать е, и показать своим близким и друзьям .

Дети, а сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду бросать вам мячик, и говорить слово, а вы должны бросить мяч мне, и сказать слово противоположное по значению этому : холодно - жарко, большой - маленький, черный – белый, смелый – трусливый, узкий – широкий, добрый – злой, кислый – сладкий, твердый – мягкий, легкий – тяжелый, мокрый – сухой, короткий – длинный.

Скажите ребята, чем мы сегодня занимались на занятии ? Чему научились? Что понравилось в картинках ? Кого запомнили? (ответы детей) .

Занятие окончено .