Рассказ детям о рождестве христовом. Как рассказать детям о рождестве христовом

Про святки.

Рассказы о Рождестве для детей младшего и среднего школьного возраста.

Рождество Христово

Иосиф не знал о бывшем Пресвятой Деве Марии благовествовании, но Бог открыл ему эту тайну. Во сне явился ему Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою! Родившееся в Ней есть от Духа Святого; Она родит Сына, и ты назовёшь Его Иисусом (это имя значит Спаситель), потому что Он спасёт людей Своих от грехов их». Проснувшись, Иосиф исполнил повеление Ангела; и жили Дева Мария и Иосиф в Назарете, исполненные благодарности к Богу и ожидая всякий день исполнения того, что было обещано им.

В те дни вышло повеление владевшего Иудеей римского императора Августа произвести перепись всех его подданных. Всякий должен был вписать своё имя в том месте, откуда он происходил. Иосиф и Мария, будучи потомками царя Давида, должны были вписать свои имена в иудейском городе Вифлееме, отчизне Давидовой, где, по предсказанию пророков, должен был родиться Спаситель. Они отправились туда.

В Вифлеем по случаю переписи собралось множество народа — все дома были наполнены приезжими. Иосиф напрасно искал пристанища для себя и Пресвятой Девы Марии. Их никуда не хотели пускать, как потому, что все дома были заняты постояльцами, так и потому, что вся наружность их показывала величайшую бедность. Наступила ночь; они не находили пристанища. В самом конце города была пещера, в которой жили пастухи; они пригоняли туда стада свои. В этом вертепе родился Иисус Христос, Сын Божий. Мария спеленала Его и положила в ясли*, потому что не было другого места.

В эту ночь весь Вифлеем был погружён в глубокий сон; не спали только некоторые пастухи, стерёгшие в поле стада свои. Они были добрые люди. Души их были кротки и спокойны, как охраняемые ими агнцы**; они были просты, как жители сёл, невинны и набожны, как юноша Давид, здесь же некогда пасший овец своих.

Ночью пастухи эти увидели пред собой Ангела во всём блеске небесного сияния. Они испугались, но Ангел сказал им: «Я возвещаю вам великую радость для всего Израиля. Этой ночью в городе Давидовом родился Христос Спаситель. Вы узнаете Его, найдя Младенца, обвитого пеленами и лежащего в яслях». После этого пастухи увидели с Ангелом-благовестником бесчисленное множество Ангелов, славящих Бога священным пением: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Ангелы скрылись в небе, и темнота ночная снова водворилась вместе с тишиною.

«Пойдёмте в Вифлеем, — радостно говорили пастухи друг другу. — Пойдём! Увидим сами то, что Господь возвестил нам!» Они вошли в знакомую им пещеру; там нашли они Иосифа и Марию и при слабом свете светильника увидели Божественного Младенца, лежащего в яслях. Они подошли к Нему и смотрели на Него с тихим, безмолвным благоговением.

Мария и Иосиф, полагавшие, что о рождении Младенца, кроме них, никому не было известно, удивились, видя, что оно было возвещено вошедшим к ним пастухам. Пастухи рассказали им о бывшем им явлении. Поклонившись Младенцу, пастухи возвратились к своему стаду, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели. А Мария сохраняла в Своём сердце всё сказанное о Младенце.

* Ясли — кормушка для домашних животных. (Ред.)

** Агнцы — овцы. (Ред.)

Рождество. Святки

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же... Не поймёшь чего — подскажет сердце.

Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь он — редко, выпадет — и растаял. А у нас повалит — свету, бывало, не видать, дня на три! Всё валит. На улицах — сугробы, всё бело. На крышах, на заборах, на фонарях — вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит — и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай — увязнешь. Тихо у нас зимой и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз визжат полозья. Зато весной услышишь первые колёса — вот радость!

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче.

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки. У нашей ёлки, как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в ёлках — будто волки, право. Костры горят — погреться. Дым столбом. Сбитеньщики ходят, аукаются в ёлках: «Эй, сладкий сбитень! Калачики горячи!» В самоварах, на долгих дужках, — сбитень. А такой горячий, лучше чая. С мёдом, с имбирём — душисто, сладко. Стакан — копейка. Калачик мёрзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, гранёный, — пальцы жжёт. На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар — клубами, как из паровоза. Калачик — льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в ёлках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. Морозная Россия, а... тепло!..

В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с мёдом; взвар — из чернослива, груши, шепталы*... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну, будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах лёд, с мороза. Вот, брат, красота-то! Ёлочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрёшь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вот — другая... Стёкла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звёзд всё больше. А какие звёзды!.. Форточку откроешь — резанёт, ожжёт морозом. А звёзды!.. На чёрном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звёзды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мёрзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут — голубой хрусталь, и синий, и зелёный, — в стрелках. И звон услышишь. И будто это звёзды — звон-то! Морозный, гулкий — прямо серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонный. И всё запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... — гул и гул.

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок — мороз и не щиплет. Выйдешь — певчий звон. И звёзды. Калитку тронешь — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице — сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух... — синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы — белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звёзд. Звёздный звон, певучий — плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних — Рождество.

Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, тёплый... — почему-то видится кроватка, звёзды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,

Возсия мирови свет разума...

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный... был всегда. И будет.

На уголке лавчонка, без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмётся. За мёрзлым стёклышком — знакомый Ангел с золотым цветочком, мёрзнет. Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел. Ну, карточка... осыпан блеском, снежком как будто. Бедный, мёрзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стёклышку и мёрзнет. Идёшь из церкви. Всё — другое. Снег — святой. И звёзды — святые, новые, рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот она: над Барминихиным двором, над садом. Каждый год — над этим садом, низко. Она голубоватая, святая. Бывало, думал: «Если к ней идти — придёшь туда. Вот прийти бы... и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он — в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне... Только не дойдёшь, мороз, замёрзнешь!» Смотришь, смотришь — и думаешь: «Волсви же со звездою путеше-эствуют!..»

Волсви?.. Значит — мудрецы, волхвы. А маленький, я думал — волки. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, — думал. Звезда ведёт их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и волки рады. Правда, хорошо ведь? Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведёт их. Вот и привела. Ты видишь, Ивушка? А ты зажмурься... Видишь — кормушка с сеном, светлый-светлый Мальчик, ручкой манит? Да, и волков... всех манит. Как я хотел увидеть! Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам... и пастухи склонились... и цари, волхвы... И вот подходят волки. Их у нас в России много! Смотрят, а войти боятся. Почему боятся? А стыдно им... злые такие были. Ты спрашиваешь — впустят? Ну, конечно, впустят. Скажут: ну, и вы входите, нынче Рождество! И звёзды... все звёзды там, у входа, толпятся, светят... Кто, волки? Ну, конечно, рады.

Бывало, гляжу и думаю: прощай, до будущего Рождества! Ресницы смёрзлись, а от звезды всё стрелки, стрелки...

Зайдёшь к Бушую. Это у нас была собака, лохматая, большая, в конуре жила. Сено там у ней, тепло ей. Хочется сказать Бушую, что Рождество, что даже волки добрые теперь и ходят со звездой... Крикнешь в конуру: «Бушуйка!» Цепью загремит, проснётся, фыркнет, посунет мордой, добрый, мягкий. Полижет руку, будто скажет: да, Рождество. И — на душе тепло, от счастья...

И дома — Рождество. Пахнет натёртыми полами, мастикой, ёлкой. Лампы не горят, а всё лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет ёлка, ещё пустая, — другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонёк лампадки, — звёздочки, в лесу как будто... А завтра!.. Рождество...

Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне —

Христос раждается — славите!

Христос с небес — срящите! —

слышится хруст морозный.

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнём за садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернели галочки, проснулись; брызнуло розовой пылью, берёзы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество. В детстве таким явилось — и осталось.

* Шептала — сушеные персики или абрикосы с косточками.

Что-то случилось в мире - так Б.Пастернак сказал о Рождестве Христовом. С отдельной человеческой жизни началась новая эра в истории человечества.

Но в наши времена по многим причинам - и мировоззренческим, и запутанно-календарным - свет Рождественской звезды был затенен плюшевой шубой и ватной бородой Деда Мороза, китайскими гороскопами и канонадой новогодних петард. И наши дети на вопрос: «Какой нынче год от Рождества Христова?» бодро отвечают «Год Дракона!» А увидев случайно вертепное действо, с жадностью спрашивают нас: «Что это? А почему ты мне никогда об этом не рассказывала?» Не рассказывала, потому что в глубине души мама и сама порой не знает - как поведать ребенку о Чуде, которое свершилось более двух тысяч лет назад.

Вот как об этом знаменательном событии повествует «Библия в рассказах для детей» (Издательский Совет Русской Православной Церкви). Мне и самой было интересно:о)

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

В небольшом Галилейском городе Назарете(Древняя Палестина) жили муж и жена — Иоаким и Анна. Они были дальними и бедными потомками царя Давида, но людьми добрыми и благочестивыми.
Всю жизнь у них не было детей, и они очень огорчались по этому поводу. Иоаким и Анна молились и просили, чтобы Господь послал им ребёнка, и даже дали обещание посвятить своего ребёнка на служение Богу.
Господь услышал их молитву и исполнил усердную просьбу добрых и праведных людей. У них родилась Девочка, которую они назвали Марией. Когда Марии исполнилось три года, родители торжественно привели Её в Иерусалимский храм. Там Мария изучала Закон Божий и занималась рукоделием.
Всё Своё детство Она провела в храме. Усердная и кроткая, Мария всегда молилась Богу и была очень трудолюбива. Все люди любили Марию и удивлялись Её уму и смирению. Марию не привлекали ни роскошные одежды, ни весёлые и шумные гуляния. Любимыми Её занятиями были молитва, чтение Священного Писания и помощь бедным.
Скоро Иоаким и Анна умерли и бедная Девочка осталась круглой сиротой. Грустно деткам жить на свете без папы и мамы. Обидеть их может всякий, а защитить некому. Потому-то добрый Господь всегда особенно заботится о таких детях. Сиротку Марию Он также не оставил без Своей помощи и покровительства.
Когда Мария выросла, то священники той церкви, где Она воспитывалась, должны были отдать Марию замуж, как велел закон. Но Она сказала им, что дала обет Богу никогда не выходить замуж. Священники очень удивились и решили отдать Марию под покровительство Её дальнего родственника, богобоязненного старца Иосифа, который по ремеслу был плотник. Он был вдовец, и у него были дети от умершей жены. Мария поселилась в его доме как помощница. Она помогала Иосифу по хозяйству и вела такую же скромную и уединённую жизнь, как и при храме.
Господь увидел, что Мария скромнее и добрее всех девиц на свете, увидел, что Она усерднее всех молится Богу и потому назначил Её быть Матерью Господа Иисуса Христа.
И вот однажды, когда Мария читала Священное Писание, вся Её бедная комнатка озарилась каким-то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула: перед Ней в воздухе, с цветами в руках, стоял .
— Радуйся, святая, добрая Дева! — сказал Архангел, — Господь с Тобою! Своим смирением, Своим чистым сердцем и любовью к Богу Ты заслужила великую милость: на Тебя сойдёт Святой Дух, и у Тебя родится Сын, которого Ты назовёшь Иисус. Он будет Сыном Бога, Спасителем мира.
Кроткая Дева Мария не ожидала такого счастья и такой высокой чести, но со смирением ответила Архангелу:
— Я раба Господня, пусть будет со Мною так, как хочет Господь Бог.
С этой минуты юная Дева Мария стала знать, что от Неё родится Сын Божий Иисус Христос, Который спасёт весь мир от власти греха и смерти.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

В то время Иудея была под властью римского императора Августа. Однажды он решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей живёт в его царстве. Все должны были явиться в город, откуда происходили их предки, и там записаться. Праведный Иосиф и Святая Дева Мария жили в городе Назарете, но они происходили из рода царя Давида и поэтому должны были прийти в город Вифлеем, так как все потомки царя Давида были приписаны к этому городу. Там в это время собралось очень много людей, и все дома и даже самые маленькие хижинки для ночлега были уже заняты.Одна за другой закрывались перед ними двери - никто не хотел пускать их на ночлег.
А Марии наступило время родить. Долго скитались святые путники, ища себе пристанище. Но тем временем насту пила ночь, и они решили переночевать на окраине города в пещере, в которой пастухи скрывались в непогоду.
И вот, в такой убогой обстановке, в холодной пещере совершилось величайшее событие в жизни всех людей. Этой святой ночью родился Богочеловек, Иисус Христос, Спаситель всего мира. Иисус Христос был Богом и Человеком одновременно. У Него было всё, что есть у людей. Кроме одного: у Него не было греха, Он был безгрешным.
Святая Дева Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли — кормушку для скота.
Той ночью пастухи пасли свой скот в поле. Вдруг, как молния, перед ними предстал лучезарный, сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел Божий сказал:
— Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет у всех людей. Сегодня в Вифлееме родился Спаситель, Который есть Господь Иисус Христос. Идите, и в пещере вы найдете Младенца, лежащего в яслях.
Едва скрылся этот Ангел, как услышали пастухи дивное пение. Это целые хоры Ангелов сошли с Небес, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, своего Царя и Создателя:
— Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!
Все Ангелы пели и радовались тому, что любящий Господь послал на землю Своего Сына, чтобы всех людей сделать добрыми и взять их потом в Своё Небесное Царство.

Затем пастухи отправились в пещеру и, увидев там Божественное Дитя, поклонились Ему до земли и рассказали Иосифу и Пречистой Деве о явлении Ангела . Дева Мария запомнила все слова пастухов и сохранила их в Своём сердце.
Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

1.В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...

3. Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

5. Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

2.Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

4. Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...

6. «Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
(Саша Черный. Рождественское)

Путеводная звезда
В тот момент, когда Иисус родился, на небе появилась новая яркая звезда - Вифлеемская звезда. Волхвы (так называли восточных мудрецов) увидели ее в небе и поняли, что она возвещает о рождении Царя Иудейского. Согласно Писанию, звезда двигалась по небу с востока на запад и остановилась прямо над пещерой с колыбелью младенца.Царь, по их мнению, должен был родиться в столице - Иерусалиме.Через некоторое время после Рождества Христова из далеких восточных стран волхвы-мудрецы пришли в Иерусалим поклониться Божественному Младенцу: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.»
Такие слухи о рождении нового Царя сильно встревожили иудейского царя Ирода. Он испугался, что этот Младенец, когда вырастет, станет его соперником и отнимет у него власть. Знатоки Закона и первосвященники поведали ему, что Младенец родился в Вифлееме. Так как Ирод был коварным и жестоким человеком, то он решил погубить Иисуса Христа во что бы то ни стало. Он сказал волхвам:
«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться ».

Оседлав верблюдов, волхвы тронулись в путь, а чудесная Рождественская звезда указывала им дорогу, пока не остановилась над тем местом, где родился Иисус.
Волхвы поклонились Новорождённому Спасителю и преподнесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, а смирну — благовонное масло — как Человеку, который должен умереть.
Во сне Ангел Господень открыл мудрецам намерения злого Ирода, и они не вернулись к нему, а пошли в свою страну другим путём.

Вскоре Иосифу во сне явился Божий ангел. Он велел Иосифу вместе с Марией и маленьким Иисусом бежать в Египет - Иисусу угрожала смертельная опасность. Ведь когда царь Ирод узнал, что волхвы обманули его, он очень разгневался. Полный решимости избавиться от новоявленного Иудейского Царя, Ирод отдал страшное приказание - истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола: «тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» Иосиф и его семья бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода.

ДОБРЫЙ СВЕТ РОЖДЕСТВА

С тех стародавних времён символ Вифлеемской звезды используется как украшение Рождественских праздников ,
как на улице, так и в интерьере. Вифлеемская путеводная звезда - традиционное ёлочное украшение, которое ставят на верхушку рождественской ёлки.

В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество. Увы, порой за блестящими разноцветными обертками пропадает главное - воспоминание о том, ради чего приносятся эти дары. Обсудите с малышом события, которые произошли более двух тысяч лет назад, рассмотрите картины великих художников, которые повествуют о Рождестве.

Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым, а дети способны лишь снисходительно принимать дары? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым. Ваша задача - лишь чуть-чуть помочь ему и порадоваться вместе с ним. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай - устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто - устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
Найдите на школьном дворе или на участке в детском саду небольшую елочку (подойдёт и обчное деревце),повесьте на нее кусочки хлеба, сала, внизу, под деревцем, насыпьте зерен и крошек. И вскоре на вашу елочку слетятся маленькие гости - голуби, воробьи, синички.

И тогда на душе станет теплее и радостнее, в нее войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия!

ПРЕДАНИЕ О ПЕРВОЙ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЁЛКЕ

Каких-либо указаний на Рождественскую ёлку (рождественское дерево) как символ празднования Рождества Христова в христианских источниках нет. Однако. нашла вот такое интересное предание. которое можно рассказать вашим малышам.

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары,- говорила, обращаясь к маслине, пальма.

— Возьмите и меня с собой! - робко промолвила скромная елка.

— Куда тебе с нами! - окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

— И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? - прибавила маслина. -Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.

— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.

С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. "Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному Младенцу!"

Но ангел сказал ей:

— В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

— Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».

Вот эта красивая легенда и является родоначальницей современной Рождественской Елочки.

Для детей младшего и среднего школьного возраста. Рассказы М. Зощенко, О. Веригина, А. Фёдорова-Давыдова.

Ёлка

В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел рождественскую ёлку. Это много!

Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.

И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

Она мне однажды сказала:

— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.

Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Моя сестрёнка Лёля говорит:

— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке. Я говорю:

— Лёля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока. Лёля говорит:

— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.

А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.

Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.

А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко. Я говорю:

— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.

И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю. Лёля говорит:

— Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.

Я ей говорю:

— А я, Лёлища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки. Лёля говорит:

— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.

Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату. Лёля говорит:

— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.

Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.

И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:

— Все входите.

И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка. Наша мама говорит:

— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.

И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.

И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:

— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

Лёля сказала:

— Это Минькина работа. Я дёрнул Лёлю за косичку и сказал:

— Это меня Лёлька научила. Мама говорит:

— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.

И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.

И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:

— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.

И я сказал:

— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.

И та мама удивилась моим словам и сказала:

— Наверное, ваш мальчик будет разбойник. И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:

— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.

И та мама сказала:

— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.

И тогда ещё одна, третья мама, сказала:

— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.

И моя сестрёнка Лёля закричала:

— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.

И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:

— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.

И тогда все гости стали уходить. И наша мама удивилась, что мы остались одни. Но вдруг в комнату вошёл наш папа. Он сказал:

— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.

И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:

— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.

И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

Сидит бабушка у окна, ждёт-пождёт внучку Агашу — всё нет её... А на дворе уже вечер поздний и мороз лютый.

Всё прибрала бабушка тайком от внучки и ёлочку крохотную устроила, сластей купила, куклу простенькую. Давеча, как снаряжала девочку, говорила:

— Приходи скорей назад от господ, Агаша. Я тебя порадую.

А она в ответ:

— Я у господ останусь. Меня барышня звала на ёлку. Мне и там хорошо будет...

Ну хорошо, так и ладно. А бабушка всё-таки ждёт — может, одумается девочка и вспомнит её. Ан внучка-то и забыла!..

Идут мимо окна прохожие, в заиндевелые окна не разобрать их; скрипит от мороза звонко под их ногами снег: «Кры-кры-кры...». А Агаши нет и нет...

Давно добивалась Агаша к барышне в гости попасть. Когда барышня Катя больна была, Агашу всё из подвала к ней требовали — утешать барышню да забавлять... Никого из детей к барышне не пускали, только Агашу...

И очень сдружилась барышня Катя с Агашей, пока больна была. А выздоровела — и будто и нет её...

Только как-то под Рождество встретились на дворе, барышня Катя и говорит:

— Будет у нас ёлка, Агаша, приходи. Повеселись.

Вот-то обрадовалась Агаша! Сколько ночей не

спала — всё думала о барышниной ёлке...

Хотела Агаша бабушку удивить.

— А меня, — говорит, — барышня Катя на ёлку звала!..

— Ишь, добрая какая!.. Да куда ж тебе идти? Там, поди, гости важные будут, нарядные... Звала — спасибо ей скажи, да и ладно...

Надулась Агаша, как мышь на крупу.

— А я пойду. Звала ведь!

Покачала головой бабушка.

— Ну что ж, сходи, проведай... А только бы горя какого тебе не вышло, обиды.

— Ещё чего!..

С сожалением глянула Агаша на бабушку. Ничего-то она не знает, ничего не понимает — стар человек!..

В сочельник говорит бабушка:

— Сходи, Агаша, к господам, снеси бельё. Да не засиживайся долго. Мне самой ни встать, ни сесть. А ты самовар поставишь, мы для праздника чайку попьём, а ужо я потешу тебя.

Агаше только того и надо. Забрала узелок — и к господам.

На кухню не попала. Тут её сначала отовсюду гоняли, а потом — кто кастрюлю сполоснуть даст, кто тарелки вытереть, — кто то, кто другое...

Уж вовсе темно стало. Стали гости к господам съезжаться. Пробралась Агаша в переднюю — барышню повидать.

А в передней — толкотня, суматоха — и гостей, гостей... И все разряженные! А барышня Катя — точно ангелок, вся-то в кружевах да в кисее, и золотые кудряшки по плечам рассыпались...

Агаша — прямо к ней бросилась, было, да вовремя её горничная за плечо ухватила.

— Ты куда? Ах, чумазая!..

Оторопела Агаша, забилась в уголок, выждала время, как барышня мимо пробежала, окликнула её. Оглянулась Катя, поморщилась, застыдилась.

— Ах, это ты?.. Повернулась и убежала.

Музыка заиграла — танцы пошли; хохочут в зале дети, вокруг ёлки нарядной бегают, сласти кушают, яблоки покусывают.

Сунулась, было, Агаша, в залу, — оттёр её кто-то из прислуг.

— Кш... ты... не суйся наперёд... Ишь, лезет... Однако барыня увидала, — подошла к ней, ласково взяла за руку.

— Иди, иди, милая, не бойся!.. Подвела к какой-то барыне старой.

— Это, — говорит, — Катина сиделочка! Славная девочка!..

И старая барыня улыбнулась Агаше, по головке погладила, шоколадную рыбку дала. Оглянулась Агаша, — ах, хорошо как!.. Не уходила бы отсюда...

Эх, вот бабушка бы посмотрела! А у них-то и холод, и сырость. Темно...

— Катя, Катя!.. — позвала барыня. — Твоя сиделка пришла!..

А Катя подошла, надула губки и говорит этак через плечо:

— А... это ты? Ну что, весело тебе?.. Фу, какая ты замарашка, — фыркнула, повернулась и побежала прочь...

Барыня добрая в передник гостинцев насыпала, до дверей проводила:

— Ну, иди домой, Агаша, бабушке кланяйся!..

И горько, и обидно с чего-то Агаше. Не того ждала: думала, барышня Катя прежняя будет, какой она во время болезни была. Тогда и болтала с ней, и ласкала её, и всяким сладким куском с ней делилась... А теперь, поди, не подступишься!..

Щемит больно сердце у Агаши. На глазах слёзы проступают, и не до гостинцев ей теперь, хоть они и есть, хоть нет, всё едино...

И тут тошно, и домой возвращаться неохота — бабушка, поди, спать уж легла или ворчать на неё будет, что долго у господ замешкалась... Ах, ты, горе какое!

Куда теперь деваться?

Спустилась вниз, слёзы глотает, — толкнула дверь ненавистную — и обомлела...

Светло в комнатке, уютно...

На столе маленькая ёлка стоит, и свечи на ней догорают. Ёлка-то откуда, скажи на милость?

Бросилась Агаша к бабушке — точно сто лет её не видела... Прижалась к ней:

— Бабушка, миленькая, золотенькая!

Обняла её старушка, а Агаша вся дрожит и плачет, а почему — и сама не знает...

— Заждалась я тебя, Агашенька, — говорит бабушка, — все свечи догорели. Ишь ты, загостилась как у господ, или больно ласково приняли?

Бормочет что-то Агаша — не разобрать — и плачет... Покачала головой бабушка...

— Полно тебе нюнить-то, ради праздника. Что ты, Господь с тобой!.. Говорила я — не ходи туда. Лучше в другой раз... А ты — всё своё. А ты глянь — ёлочка-то у нас с тобой какая кудрявенькая... А ты не держи сердце против них: у них своё, у тебя своё, — всякому зерну своя борозда... Ты у меня славная, ты у меня хорошая — победила ты барышню гордую!..

Хорошо говорит бабушка, ласково, утешливо.

Подняла Агаша зарёванную мордашку, посмотрела на бабушку и говорит:

— Барыня-то за руку меня в залу ввела, а барышня и знать не хочет...

— То-то, молодо-зелено... совестится — не знай чего... А ты, говорю, сердце не держи против неё, — одолей барышню-то... Вот и хорошо тебе - ах, как хорошо, по-Божьему!..

Улыбнулась Агаша бабушке.

— А ну её, — говорит, — пускай её!.. Я ничего...

Оглянулась Агаша, всплеснула руками.

— Ан самовара-то нет... Заждалась меня бабушка. Без чаю сидит, родненькая...

Бросилась в кухню, загремела ведром, загромыхала трубой...

Сидит бабушка. Улыбается — дождалась она внучку: сама, ведь, пришла, сама душу выложила — с бабушкой теперь и останется.

Как хорошо! — думала Катеринка, засыпая, — завтра Рождество и воскресение — можно не идти в школу и утром, до самой церкви, спокойно играть с новыми игрушками, которые кто-то положит под весёлую ёлку... Только вот и мне надо положить туда мой сюрприз — подарки для папы и мамы, а для этого надо будет проснуться пораньше».

И, топнув шесть раз ногой, чтобы не проспать шести часов, Катеринка свернулась калачиком и тут же заснула глубоким и радостным сном.

Но скоро, скоро что-то разбудило её. Она услышала со всех сторон от себя неясные шорохи, вздохи, шаги и какие-то тихие разговоры.

«На каком же это языке говорят? — соображала она. — Как-то ни на что не похоже, но я всё же понимаю — это значит: "Скорей, скорей, звезда уже светит!" О, да ведь это говорят о Рождественской звезде!» — воскликнула она и широко открыла глаза.

И что же? Комнаты больше не было. Она стояла под открытым небом, вокруг колыхалась сухая трава, блестели камни, дышал тихий, тёплый ветер, и по чуть заметным тропинкам тысячи зверей шли куда-то, увлекая её за собой.

«Где это я? — подумала Катеринка. — И почему здесь лишь звери? Что я делаю среди них? Или я тоже зверь? »

Она поглядела на свои ноги в белых сапожках, на свои руки и пёструю юбочку и успокоилась, что осталась всё той же, что раньше.

— Идти, так идти! — сказала она. — Но куда?

— Звезда... звезда... — пискнул кто-то рядом.

Катеринка подняла голову и увидела низкую,

светлую, блестящую, но не ослепляющую, а какую- то мягкую, добрую звезду.

«Рождество, — подумала она, — и мы идём к яслям. Но почему я, а не Николик, Ирина, Сандрик. Они же все лучше меня, и, уж, конечно, всех лучше крошка Майка».

— Лучше, лучше! — прозвенел кто-то у её уха.

— Лучше, конечно, — пискнула мышь у её ног, — но мы все, все за тебя просили!

«Мой Ангел, — подумала она. — Только он со мной да звери».

А вдали за деревьями уже мелькали огни Вифлеема, и мягко темнела пещера, на которую опускалась звезда.

— Почему же я здесь? — спросила Катеринка.

— Звери просили за тебя, — сказал Ангел. — Ты как-то спасла мышонка от кошки, а он укусил тебя. Ты вынула осу из воды, чтобы она не захлебнулась, и оса ужалила тебя. Звери не забыли своего греха перед тобой и захотели взять тебя с собой в свою самую светлую ночь. Но гляди...

Катеринка увидела спуск в пещеру и в ней высокие ясли. И внезапно такой свет залил её душу и такая радость наполнила её, что она уже ничего не спрашивала больше, а только низко-низко склонилась к ногам Младенца среди Ангелов, птиц и зверей...

Для всего мира Рождество Христово стало особо важным моментом в истории, поскольку стало причиной изменения летоисчисления на события, произошедшие до и после рождения Спасителя. Для такого великого праздника, как Рождество, история и традиции имеют огромное значение. Вместе с появлением Христа из недр иудаизма выросла новая религия, которая стала основой мировоззрения многих поколений людей, ведь Иисуса послал на землю сам Бог, чтобы он искупил грехи человечества и тем самым спас его.

Момент рождения Спасителя описывается не только в канонических, но и в апокрифических источниках. Но если в одних документах описывается история праздника Рождества Христова кратко, то более подробно оно освещается у Матфея и Луки.

  • Краткая история Рождества
  • Когда именно родился Иисус Христос?
  • Почему дата Рождества не совпадает у разных конфессий?

Краткая история Рождества

История праздника Рождества Христова кратко для детей обычно описывается примерно так:

Повелел император Октавиан Август провести перепись населения на всей подчиняемой ему земле. А для удобства указал, чтобы все жители возвратились в родные города.

Иосиф был из рода Давида, поэтому вместе со своей женой Марией отправились они в Вифлеем. До родов Марии оставалось совсем мало времени, но лишь к вечеру пятого дня они добрались до места. Оба были изнурены тяжёлой дорогой, но не удалось им найти подходящего ночлега, ведь в Вифлеем на перепись прибыло очень много народу. Все постоялые дворы были уже переполнены, а цены за ночлег так подскочили, что бедному плотнику оказались не по карману. В результате долгих поисков Святое семейство нашло приют в пещере возле Вифлеема, в которую пастухи загоняли скот от непогоды. Здесь, в пещере, и наступила святая ночь, в которую на свет появился Спаситель. Мария спеленала его и за неимением люльки вынуждена была положить сына в ясли, наполненные сеном для кормления животных. История праздника Рождества для детей повествует также и о том, что божественного младенца с двух сторон согревали вол и осёл.

О великом событии рождении сына Бога первыми узнали пастухи. Ночную тьму вдруг разогнал дивный свет, пастухам явился сияющий ангел, который и возвестил им о приходе Мессии. Перед оторопевшими пастухами выстроилось всё небесное войско, исполнившее торжественную и радостную песнь. Когда это представление закончилось, пастухи увидели, что из одной из пещер пробивается яркий свет. Они вошли в эту пещеру, где и обнаружили Иосифа, Марию и лежащего в яслях младенца.

Повествующая про Рождество история праздника кратко подчёркивает, что хоть пастухи были неграмотны, всё же они тотчас уверовали, что стали свидетелями рождения не простого ребёнка, но Сына Божия, а свет Вифлеемской звезды не позволил в этом сомневаться.

Волхвы-мудрецы, жившие далеко на востоке, также пришли поклониться Младенцу. Они смогли предвидеть это событие, а увидев на небе путеводную звезду, тотчас отправились в путь. В библейских историях Рождества сказано, что пройти волхвам пришлось через несколько стран, но они предстали перед Мессией не с пустыми руками, а с дарами не просто для младенца, но для Царя: золотом, смирной и ладаном.

Царю Иудеи Ироду Великому также стало известно о предсказании пророков о появлении нового царя, которого он воспринял, как конкурента на престол своим наследникам. Поговаривали, что он даже пустился на хитрость, обратившись к волхвам и прося их указать место, где родился Мессия, чтобы пойти туда и поклониться ему. Но волхвам стало известно о злом замысле Ирода, поэтому они оставили в тайне от царя место рождения Иисуса. Далее краткая история Рождества омрачается, ведь Ирод пошёл другим путём – приказал убить всех младенцев, коим исполнилось не более двух лет. В результате погибло свыше 14 000 детей, однако, Иисусу удалось чудесным образом уцелеть – к Иосифу явился ангел, подсказавший ему, что нужно направиться в Египет. Туда и отправилось Святое семейство, где и дождалось вскоре смерти грозного царя.

Видео об истории Рождества Христова для детей:

Когда именно родился Иисус Христос?

История события Рождества Христова до сих пор вызывает споры у учёных. На дате 25 декабря настояла Римско-католическая церковь, и эта дата была принята Никейским Вселенским собором. Первые упоминания об отдельно празднуемом Рождестве появились в IV столетии.

Христиане долгое время не могли определиться с датой и статусом праздника Рождества. Как известно, первые христиане были евреями, а для них рождение больше ассоциировалось с несчастьями и болью. Поэтому они никак не отмечали рождение Христа. Более важным праздником считалась Пасха, на которую выпал и момент его воскресения. Когда же к христианству примкнули греки, то от них и пошла традиция и история праздника Рождества Христова.

Но откуда Рождество получило свою точную дату? У ранних христиан (конец II века – IV век) событие Рождества было связано с днём Богоявления, то есть, 6 января. Об этом примерно в 200 году писал Климент Александрийский. Но в середине IV века появились первые свидетельства выделения Рождества в отдельный праздник с датой 25 декабря. Есть версия, что тем самым новая религия пыталась вытеснить культ Непобедимого Солнца, который был широко распространён в Римской империи и отмечался он именно 25 декабря (в ту пору это был день зимнего солнцестояния). Такова возможная история создания Рождества.

Впрочем, даже само существование такой личности, как Иисус Христос вызывает сомнения у историков. И даже если он жил на самом деле, то большинство дат его жизни крайне туманны. Скорее всего, он мог появиться в 5-7 гг. до н. э. В 221 году от рождения Христа в календаре древнего историка Секста Юлия Африкана появилась дата 25 декабря. Позднее Дионисий Малый, бывший при папе архивариусом, подтвердил эту дату. Изучив хроники 354 года, он предположил, что Иисус родился во времена правления Цезаря и отнёс его к 1 году н. э.

Если опираться на писания в Евангелие, то осиявшая небо Вифлеемская звезда была не чем иным, как пролетавшей в это время возле Солнца кометой Галлея. Это событие должно было состояться в 12 году до н. э. Если учитывать проводившуюся в Израиле перепись населения, то тогда получается, что Иисус родился в 7 году н. э. Но маловероятными кажутся даты рождения после 4 года до н. э., поскольку и канонические, и апокрифические тексты сходятся в том, что Иисус появился во время правления царя Ирода I Великого, который умер в 4 году до н. э.

Не подходят поздние даты рождения и потому, что примерно определено время его казни. Если бы Иисус появился в нашу эру, то был бы казнён в слишком молодом возрасте.

В послании от Луки упоминается, что при рождении Христа пастухи спали в поле, но такое могло быть лишь летом или ранней осенью. Правда, если год удавался тёплым, то в Палестине и в феврале можно было пасти стада.

Почему дата Рождества не совпадает у разных конфессий?

Католики и большая часть протестантов отмечают Рождество 25 декабря по действующему ныне григорианскому календарю.

Иерусалимская, Грузинская, Русская, Украинская, Сербская и Афонская православные церкви, а также ряд восточнокатолических церквей празднуют Рождество также 25 декабря, но по «старому» юлианскому стилю, что по действующему григорианскому календарю сдвинуто на 2 недели до 7 января.

Александрийская, Антиохийская, Константинопольская (за исключением Афона), Болгарская, Кипрская, Элладская, Румынская и ещё ряд православных церквей придерживаются даты 25 декабря по новоюлианскому календарю. Он будет совпадать до 1 марта 2800 года с григорианским календарём, то есть, и у них Рождество совпадает с «католическим».

У древневосточных христиан Рождество совпадает с Крещением, образуя единый праздник Богоявления, отмечаемый 6 января.

Как Вы думаете, какая версия рождения Иисуса Христа наиболее вероятна? Верите ли Вы в библейские тексты, отмечаете ли Рождество? Расскажите об этом в комментариях .

Вконтакте

Одноклассники

Скоро праздник - Рождество Христово, в этом году дата, когда наступает праздник - как обычно, дата не меняется. Наша история - для детей кратко и ясно, взрослым, которые не знают предыстории праздника, тоже стоит почитать. Мы кратко расскажем историю праздника, народные традиции и обычаи, это интересно, уделите несколько минут вашего времени на прочтение.

Наступает праздник в ночь с 6 на 7 января, а предшествует ему очень длительный рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. Хотя, он не такой строгий, как Великий пост, разрешается кроме среды и пятницы мирянам есть рыбку, можно скромно с рыбным столом отпраздновать в кругу семьи Новый год, помолившись Господу и выразить Ему благодарность за все блага, которые Он послал нам за прошедший год. А с 1 января пост становится более строгим, рыбу уже совсем нельзя употреблять, надо больше молиться, поститься, исповедоваться и причащаться, готовиться к наступлению праздника с чистой совестью и душой.

6 января (его еще называют Сочельник) традиционно люди ничего не едят до тех пор, пока не появится на небе первая звезда. Обычно (согласно народной традиции) все садятся за семейный ужин, на который приготовлено 12 постных блюд (в честь 12 апотостолов). Хотя воцерковленные люди в это время больше на службе находятся, чем возле плиты стоят, такое количество блюд выготавливая! Основным блюдом является кутя или сочиво, которое готовится часто с разваренных пшеничных зерен с добавлением меда, орешков и мака. Все принимают пищу, произносят молитвы, в ожидании светлого праздника Рождества, которое наступает в полночь.

Описывая кратко историю праздника можно отметить, что Приснодева Мария носила во чреве Иисуса, когда из Рима пришел указ о переписи всех жителей Палестины. Люди должны были прийти в города, в которых они родились, и отметиться там. Иосиф и Мария отправились в свой родной город Вифлеем. Однако народу оказалось там в этот период очень много, что и гостиницы, и дома у местных жителей были заняты прихожанами, поэтому хозяин одного дома показал им пещеру, в которой зимой он скрывает скот от холодного ветра.

Именно в этой пещерке в ночь знаменательную на 7 января появился на свет Иисус, и на небе засияла звезда, которая выделялась среди остальных своей яркостью (отсюда и название Вифлеемская звезда). Ирод, царь иудеев, увидев это чудо в небе, понял, что появился на свет Спаситель и очень обеспокоился, поскольку Младенцу предсказано стать царем! В это время к нему зашли волхвы, которые знали, что Богомладенец появился на свет, и они хотели Его найти и преподнести Ему дары. Ирод, узнав, что Младенец родился, попросил волхвов, чтобы сообщили и ему о месте рождения, вроде бы для того, чтобы воздать Ему хвалу, а в действительности - погубить.

Волхвы пошли на поиски, их вела звезда. Когда они прибыли в Вифлеем Иосиф с Марией уже находились не в пещере, а в доме. Волхвы подарили подарки Иисусу: золото (почитая в нем будущего царя), ладан (видя в нем Бога), а также смирну (предполагая, что как человек, он смертен).

Ангелы велели волхвам не возвращаться к их царю, поскольку им было известно, что он задумал. Ирод в гневе приказал истребить всех младенцев примерно возраста Иисуса, а Иосиф с Марией и дитем отправились в Египет, подальше от Ирода и вернулись на родину после того, как он умер.

С того времени основным праздником православных считает Рождество Христово.
На протяжении всего дня и ночи в церквях проходят службы, горят свечи, поются радостные колядки. Праздники (называются Святки) длятся аж до Крещения господня, которое празднуется православными 19 января.

Рождество все время отмечали в народе весело и ярко - с колядками, ряжеными, песнями и танцами. Ходили по домам, пели колядки, хозяева им за это давали угощения, а ряженые желали им мира и добра. Было поверье, чем больше колядников придет в дом, тем больше счастья будет в течении всего года у его обитателей. Повсюду устраивают вертепы, которые изображают пещерку, где родился Иисус, поют песни, и все присоединяются к светлому и большому празднованию Рождества Господня. Дети традиционно носят вечерю своим крестным родителям. Им заворачивали в платочек гостинцы - калачи и сладости, а крестные родители, в свою очередь, угощали их и дарили подарки.

На рождество обычно запекают рождественского гуся и всей семьей садятся за праздничный стол. В Болгарии пекут пирог погачу, во внутрь которого вкладывают серебряную монетку - кто найдет - тот и больше всего счастья получит! Многие на святки гадают - разумеется, церковь против таких вещей, как гадания, знахарство, магия и заигрывания с потусторонними силами, в народе говорят: сегодня Христос появился на свет, и вся нечисть хвост поджала! Однако лучше все таки в эти игры не играть, пусть этот обычай останется в прошлом - в древнем язычестве!