Причины и признаки нарушения сна у младенцев: что делать, если новорожденный не спит весь день. Почему грудничок не отрывается от мамы

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Последнее обновление статьи: 25.04.2018 г.

Педиатры всего мира считают грудное молоко оптимальным для вскармливания крох с рождения до года. И это правда. В нём есть все необходимые вещества, идеально подходящие именно вашему ребёнку. Состав молока уникален, он меняется постоянно и зависит от потребностей крохи. Например, когда жарко, грудное молоко содержит больше воды, что позволяет утолить жажду. Нужно расти? Молока становится больше и возрастает его жирность. Ваш малыш заболел? Количество иммунных веществ в молоке повышается.

Врач-педиатр участковый

Научно доказано, что длительное кормление грудью — залог здоровья человека на всю оставшуюся жизнь.

Однако несмотря на многовековой опыт грудного вскармливания, всё ещё остается много вопросов. Во время приёма меня часто спрашивают, как проверить, наелся ребёнок или нет, что делать, если малыш не наедается грудным молоком?

Давайте попробуем разобраться с этими проблемами вместе.

Как понять, наедается ли ребёнок грудным молоком?

Чтобы маме легче было определить, наелся ли ребёнок, расскажу про некоторые особенности организма новорождённого. Младенец обычно спит по 2 — 4 часа. Значит, число кормлений совместно с ночными должно быть от 6 до 8 раз за сутки. Ваш малыш сосёт кулачок, вертит головой по сторонам и высовывает язычок? Он хочет кушать! Самое время предложить ему грудь.

Малыш по времени может кушать от 10 до 30 минут. Сколько он сосёт грудь, зависит от активности и аппетита крохи. Кто-то кушает быстро и торопливо, а кто-то медленно, с перерывами на отдых. Оба варианта считаются нормой и отражают индивидуальность вашего карапуза. Порция съеденного молока регулируется самим ребёнком. Наевшись, грудничок сам отпустит грудь.

Ребёнок плачет не только когда голодный. Плач может говорить о болях в животике, реакции на погодные условия, или младенец просто требует вашего внимания.

В первый год своей жизни дети интенсивно растут. Средняя ежемесячная прибавка массы тела грудничка за первый триместр (три месяца) составляет 800 граммов. Зная особенности своего малыша, внимательно наблюдая за его поведением и ежемесячной прибавкой, вы сможете определить, наедается ребёнок или остается голодным.

Ребёнок не наедается, если:

  • он часто просыпается и мало спит, проявляет признаки беспокойства, много плачет;
  • плохо набирает массу тела за месяц.

Я, как сторонник грудного вскармливания, надеюсь, что ваш ребёнок ест достаточно. Но если родители определили, что молоком малыш не насыщается, сразу появляются вопросы, в чём причина, что же делать?

Главное — не паниковать. Для благополучного вскармливания грудью необходимы правильное питание, полноценный отдых и оптимистичный настрой кормящей матери. Про питание я расскажу немного попозже.

Основные причины, приводящие к недоеданию

Причиной недоедания может быть:

  • гипогалактия — снижение выработки грудного молока;
  • неправильное прикладывание ребёнка;
  • плоские, втянутые соски;
  • лактостаз — застой молока, проявляющийся болезненным набуханием груди;
  • короткая уздечка языка.

Ещё раз напомню. Не переживайте! Все эти проблемы можно устранить.

Если истинная гипогалактия напрямую связана с наследственной предрасположенностью и образом жизни мамы, то остальные четыре причины находятся в зависимости от техники кормления грудью. Их можно скорректировать.

Гипогалактия

Гипогалактия – это состояние, при котором вырабатывается меньше молока, чем необходимо малышу.

И хотя в этом есть наследственная предрасположенность, образ жизни тоже значительно влияет.

Преодолеть эту проблему помогут несколько полезных советов:

  1. Питайтесь правильно. Есть нужно, даже чаще, чем вы ели до беременности. Предпочтительно перед каждым кормлением грудью. В списке самых полезных продуктов — мясо, творог, рыба, кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Желательно не употреблять в пищу цитрусовые и шоколад (могут вызвать аллергию); продукты, повышающие газообразование (бобовые, капуста белокочанная, чёрный хлеб, много мучного могут спровоцировать колики у малыша). Если молоко нежирное («как вода»), можно кушать в умеренных количествах сметану, орехи, свинину. От них молоко становится жирнее.
  2. Пейте больше (до 2,5 литров в сутки) жидкости. Отдавайте предпочтение простой чистой воде, зелёному чаю, компоту, морсу, кисломолочным продуктам.
  3. Отдыхайте. Кормящей матери необходим ночной сон не менее 8 часов и дневной отдых 1 — 2 часа в день. Проводите больше времени на свежем воздухе.
  4. Чаще прикладывайте ребёнка. Приток молока при этом усиливается. В первые дни жизни малыша желательно кормить каждый час. Не забывайте про ночные кормления. За одно кормление давайте обе груди, заканчивайте той грудью, с которой начали.
  5. Общайтесь со своим ребёнком. Телесный контакт матери с малышом вызывает прилив молока.
  6. Обратитесь за поддержкой и помощью к мужу и родственникам. Очень важен психологический комфорт в семье.
  7. Травяные чаи для мам, содержащие тмин, укроп, фенхель, анис, предназначены для усиления выработки молока. Выпейте чашечку такого чая за час до кормления, постарайтесь расслабиться и отдохнуть. Вкус молока станет лучше, и малыш будет кушать с аппетитом.

Неправильное прикладывание ребёнка к груди

Неправильное прикладывание ребёнка приводит к неудобству и недовольству малыша, возникновению трещин на сосках, что болезненно для мамы. У крохи не получается в полном объёме сосать грудь, и поэтому малыш не может наесться.

Условия правильного прикладывания.

  1. Положение ребёнка: живот к животу, лицом к груди. Кормить лёжа или сидя, решать маме. Выбирайте положение подходящее вам обоим.
  2. Голова и тело малыша лежат на одной линии. Подбородок касается груди матери.
  3. Малыш должен захватывать сосок вместе с ареолой (пигментированная область вокруг соска).
  4. Нижняя губка малыша немного вывернута.
  5. Мама должна быть расслаблена и сконцентрирована на ребёнке.

Если у мамы плоские, втянутые соски, ребёнку тяжело сосать. Потребуется терпение и упорство. Со временем форма груди меняется, она смягчается, а соски становятся более вытянутыми. И через две недели проблема с кормлением исчезает. До этого времени можно использовать специальные накладки на грудь. Если нужно, молоко сцеживают и дают ребёнку из ложечки.

Лактостаз

Лактостаз — проблема, которая чаще возникает в первое время. Это происходит вследствие пребывания большего количества молока, и у ребёнка не получается полностью опорожнить грудь. Молочная железа набухает, становится болезненной, может повыситься температура до 38 — 38,5 градусов, но общее самочувствие при этом не страдает. При нагрубании молочных желез ребёнку тяжело сосать, и не все малыши могут справиться с этой проблемой.

  • более частые прикладывания ребёнка;
  • перед кормлением сцеживать небольшое количество молока. Сцеживание смягчает грудь и помогает ребёнку;
  • массаж во время кормления, поглаживания от подмышечной области к соску;
  • когда закончите кормить, сцедите молоко до выделения нескольких капель;
  • носить правильно подобранный бюстгальтер, предназначенный для кормления.

Первый месяц после рождения малыша происходит привыкание к самому маленькому члену семьи. Малыш, в свою очередь, тоже привыкает к новому необычному для него миру и к родителям. По мере взросления ребенка, мама научится понимать причины его плача, однако в первые месяцы молодым родителям бывает сложно разобраться в данном вопросе, особенно если новорожденный является первым ребенком в семье.

Почему новорожденный плачет

Грудничок в первые месяцы жизни плачет из-за самых главных потребностей. К таковым следует отнести жажду, голод, боль. Малыш может плакать, если ему слишком жарко или холодно, а также в результате переутомления.

Новорожденный плачет чаще всего от голода, боли или страха. Такой плач является наиболее громким и надрывистым:

  • плач от голода особенно громкий и протяжный, постепенно усиливающийся. Если ребенка не покормить, он плачет взахлеб. В самом начале ощущения чувства голода, малыш плачет призывно;
  • плач, вызванный болью, у большинства малышей будет жалобным с одинаковой интенсивностью. При возникновении внезапной боли, новорожденный может заплакать заливисто и громко;
  • плач от страха будет внезапным и громким, даже истеричным. Грудничок может перестать плакать также внезапно, как и начал.

Если ребенок постоянно плачет и плохо спит, следует осмотреть его на наличие стоматита во рту или аллергические высыпания на коже, не появились ли опрелости. В некоторых случаях грудничок может начать кричать перед мочеиспусканием. В некоторых случаях это может быть симптомом инфекции мочеполовой системы, особенно если у ребенка повышается температура. При отсутствии других признаков, врачи считают это нормальным явлением.

Если причина плача – голод

В том случае, когда новорожденный постоянно плачет, мало и плохо спит, то одной из наиболее вероятных причин такого поведения является голод. Грудничок начинает искать грудь, причмокивать ртом, когда мама берет его на руки.

В том случае, если ребенок съел меньше, чем обычно и поспал не более двух часов, он может плакать в результате чувства голода. Когда малыш сильно плачет, первым делом следует попытаться накормить его, и только после этого предпринимать другие попытки его успокоить.

Когда кроха часто плачет, мало спит, и родители предполагают, что причиной этому является голод, то мама считает, что для ребенка недостаточно грудного молока. А в том случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, что он не наедается порцией смеси. Однако это не всегда так.

Постоянный плач начинается не за один день. На протяжении нескольких дней малыш активно ест, полностью опустошая грудь или бутылочку, после чего требует добавки или засыпает, но спит намного меньше обычного. Однако наряду с возрастающим аппетитом ребенка, увеличивается и выработка грудного материнского молока. Это обусловлено частым опорожнением груди.

Количество грудного молока у кормящей мамы может уменьшиться в результате ее переутомления, переживаний или усталости. При этом не следует спешить переводить младенца на кормление искусственными смесями, если маме кажется, что у нее вырабатывается недостаточное количество молока. Если причиной плохого сна и постоянного плача является голод, следует почаще прикладывать ребенка к груди.

Когда причина плача — боли в животике

Каждый раз после еды, а также если кроха плачет, следует дать возможность ему отрыгнуть захваченный воздух (даже если после еды ему удалось это сделать). Поэтому нужно взять младенца на ручки и подержать в вертикальном положении. Обычно для этого достаточно 10-20 секунд.

В первые 3-4 месяца многих малышей беспокоят колики, они вызывают резкую боль в животике в области кишечника. От колик и газов ребенок постоянно плачет, иногда даже целый день, мало спит. Во время плача он напрягает ножки, поджимает их или вытягивает.

В некоторых случаях от колик кроха может плакать каждый день на протяжении нескольких часов, причем делать это примерно в одно и то же время. При этом у ребенка сохраняется хороший аппетит, он хорошо прибавляет в весе.

Если ребенок на искусственном вскармливании, то большинство мам задаются вопросом, может ли смена детской смеси улучшить ситуацию? Однако в большинстве случаев, замена детской смены не принесет результатов. Поскольку качество детского питания не является основной причиной образования газов.

Причина колик – несовершенная работа пищеварительной системы новорожденного. Это обычное явление, которое беспокоит очень многих младенцев, причем оно не относится к заболеваниям. Спустя несколько месяцев ребенок избавится от колик и образования газов, это происходит по мере развития органов пищеварения.

Ребенка, страдающего коликами, следует чаще показывать врачу. Также такой малыш будет лучше чувствовать себя в положении на животике. Если он успокаивается благодаря укачиванию или находясь на руках, то следует воспользоваться таким способом. Применение каких-либо лекарственных средств для облегчения состояния крохи должно быть согласовано с врачом.

Другие причины плача

Причиной, почему ребенок постоянно плачет и плохо спит, может стать заболевание. Чаще всего младенцы болеют простудой и кишечными болезнями. В случае насморка, кашля или необычного стула можно говорить о наличии заболевания. Другие болезни редко беспокоят детей первых месяцев жизни.

В том случае, когда малыш не только плачет, но также изменилось его поведение, следует измерить температуру тела и обратиться к педиатру.

В раннем возрасте довольно редко причиной плача грудничка являются мокрые или грязные подгузники. Малыши до 3-4 месяцев этого не ощущают. При этом будет полезно заменить крохе подгузник, если он плачет.

Существует довольно распространенное мнение, что новорожденный плачет в силу своей избалованности. Однако для родителей малышей, чей возраст не достиг 3 месяцев, этот пункт можно смело исключить. Новорожденные еще не успели стать избалованными.

Еще одной причиной, почему ребенок постоянно плачет и не спит, может стать усталость. Когда кроха испытывает эмоциональное перевозбуждение, например, во время игры, в обществе малознакомых взрослых. Казалось бы, наоборот, ребенок должен уснуть от усталости, но этого не происходит. Попытки успокоить его путем спокойного разговора только усугубляют ситуацию.

В некоторых случаях малыши не могут засыпать спокойно. Это объясняется чрезмерной усталостью во время бодрствования, она служит своеобразным препятствием для наступления сна. Такие дети не могут уснуть, не поплакав. Обычно крохи начинают плакать сильно и громко, после чего успокаиваются и засыпают.

Таким образом, если младенец плачет к концу бодрствования, то можно предположить, что он сильно устает. Чтобы он уснул, нужно положить его в кроватку и дать поплакать несколько минут. Некоторые малыши хорошо засыпают в одиночестве, когда никто не отвлекает их от сна. Так или иначе, так следует приучать засыпать всех малышей.

Тем не менее, некоторые детки хорошо успокаиваются во время укачивания. Для этих целей может подойти коляска, кроватка (ее можно тихонько покатать при наличии колес), либо можно укачивать, взяв на ручки. Укладывать спать лучше всего в затемненном помещении. В то же время, каждый день специалисты так успокаивать малыша не советуют. Привыкнув укладываться спать таким способом, ребенка сложнее будет научить засыпать самостоятельно. Что в конечном итоге будет утомительным для родителей.

Если ребенок беспокойный

Многие младенцы в первые недели жизни плачут помногу, приступы плача могут длиться до поздней ночи или большую часть дня. Такой малыш мало спит. Причем периоды сильного плача сменяются очень глубоким сном. Подобное поведение может вовсе не быть свидетельством наличия какого-либо заболевания.

Некоторые опытные няни советуют успокаивать таких беспокойных деток путем укладывания в тесное пространство. Это может быть детская корзинка или коляска.

Сверхвозбудимый ребенок, как правило, мало и беспокойно спит. Такие малыши обычно не любят купание в первые 2-3 месяца жизни. Для них следует стараться поддерживать тихую обстановку, ограничить посещение гостей, избегать громкой музыки или телевизора.

Как быть, если ребенок постоянно и много плачет

Родителям приходится весьма непросто, если новорожденного беспокоят газы, колики, либо он отличается беспокойством, успокоить его очень непросто. Если несмотря на все усилия, малыш плохо спит, постоянно плачет, а врач во время осмотра не выявил никаких заболеваний, то скорее всего, спустя несколько месяцев малыш станет спокойнее, его сон восстановится.

Однако в данный момент маме стоит постараться как можно больше отдыхать. Многие мамы сильно переживают, когда их младенец помногу плачет, это негативно сказывается на психологическом состоянии. Поэтому маме следует почаще находиться без ребенка, хотя бы по 2-3 раза в неделю. Это позволит избежать депрессивного состояния. Для этого можно попросить посидеть с малышом родственников или папу. Желательно, чтобы папа ребенка тоже 1-2 раза в неделю отдыхал от малыша.

Почему грудничок не какает

Прежде чем грудной ребёнок захочет покакать, он испытывает целую череду своеобразных ощущений. Само по себе желание покакать возникает в том случае, когда сфинктер, находящийся в кишечном просвете, начинает испытывать на себе давление каловых масс. После этого следует расслабиться и способствовать выделению кала.

На данном этапе жизни малыш обладает ещё неокрепшим кишечником, и привыкнуть к самостоятельной работе ему помогает материнское молоко. Таким образом, кишечник проходит своеобразный период становления, в результате которого он окончательно сформировывается. Поэтому и получается так, что ребёнок может не какать по нескольку дней, после чего делает это довольно часто.

Ни в коем случае не следует делать вывод о запоре, если грудной ребёнок не какает больше одного дня. О его наличии можно делать вывод только в том случае, если малыш когда какает, начинает сильно напрягаться, поскольку даётся это ему с трудом и при этом кал оказывается сформировавшимся и твёрдым. Лишь в этом случае можно делать вывод о том, что у грудного ребёнка запор, но не тогда, когда он не какает некоторое время.

Если стул у него редкий, но имеющий нормальную, привычную консистенцию, видимо речь идёт о проявлении какого-либо физиологического качества грудного ребёнка.

В самом начале жизни у малыша происходит лишь начало формирования общеизвестных естественных реакций организма. Испускание мочи и кала являются непроизвольными и происходит в том случае, когда имеет место крайняя степень давления выделительных веществ на стенки мочевого пузыря и кишечника. Желудочно-кишечный тракт грудного ребёнка имеет своё специфическое функционирование, и его жизнедеятельность значительно отличается от работы организма взрослого человека.

Организм грудничка ещё не способен самостоятельно вырабатывать определённые ферменты, необходимые для переваривания пищи, которые продуцирует организм взрослого человека. Нормальным состоянием грудничка считается его стул в количестве 2-4 раз в сутки. Его желудок ещё плохо реагирует на присутствие еды, её состав и количество. Основной пищей грудного ребёнка является материнское молоко, химический состав которого варьируется в зависимости от тех продуктов, которыми питается мать. В первые месяцы жизни малыша его организм учится выработке адекватных реакций на все воздействия окружающей среды.

Если произошла задержка дефекации на сутки, следует внимательно рассмотреть состояние каловой массы. Кишечное заболевание можно определить по наличию вкраплений твёрдых густых шариков в жидкую субстанцию. В таком случае следует как можно быстрее обратиться к детскому врачу.

В том случае, если после суточной задержки кал имеет нормальное состояние, то ничего страшного не произошло и сама задержка значения не имеет.

Грудничок не какает 3 дня

Если грудной ребёнок не какает более двух дней, необходимо обратить внимание на то, чем он питается, что составляет основу его ежедневного рациона, материнское молоко либо смесь. Вполне нормальным явлением считается отсутствие стула у ребёнка на протяжении нескольких дней, если он находится на чистом кормлении грудью, нормально, даже если этот срок растягивается до недели. Материнское молоко является абсолютно уникальным, полностью усваиваемым продуктом, если организм малыша достаточно здоров. Данная ситуация применима по отношению к тем детям, которые питаются только грудью.

В том случае, если кормление производится из бутылки, отсутствие стула на протяжении трёх дней является поводом всерьёз задуматься и принять меры. Всё дело в том, что кал ребёнка, находящегося на искусственном вскармливании, отличается специфическим запахом и консистенцией, полностью смесь не усваивается, поэтому организм нуждается в регулярном освобождении от излишков органических веществ.

Нельзя однозначно сказать сколько раз в день должен какать грудной ребёнок. Его кишечник ещё только налаживает свои функции и при такой ситуации возможны различные сбои в его работе. Полуторамесячные дети, как правило, какают 5-6 раз в сутки жидким, после чего кал густеет, но какает ребёнок реже.

Опорожнение кишечника обуславливается следующими факторами:

  • употребляемой смесью или молоком матери;
  • приёмом медицинских препаратов матерью ребёнка, либо им самим;
  • психологическим дискомфортом либо комфортом ребёнка;
  • имеющимися кишечными расстройствами.

В том случае, если на протяжении трёх дней ребёнок не какает, излишне нервничать не стоит. Если он нормально себя чувствует и регулярно пукает - значит надо просто подождать. Действительно тревожными признаками, требующими срочного вмешательства, являются:

  • появившаяся твёрдость в животике малыша;
  • постоянный плач ребёнка и его возбудимость;
  • сучение ножками;
  • застой газов.

Средства разрешения данной ситуации индивидуальны. Помочь может массаж животика грудничка, выполняемый по часовой стрелке всей ладонью, тёплая ванна, грелка на животик, упражнения из серии “велосипед”. Очень большое значение имеет рацион питания матери, возможно, его следует пересмотреть. Для ребёнка, находящегося на искусственном кормлении, возможно, следует сменить смесь, либо приобрести такую, которая помогает при запорах.

Грудничок пукает, но не какает

Если грудной ребёнок пукает, но не какает и при этом остаётся спокойным, значит, особо нервничать не следует, в целом всё нормально. Если у ребёнка много газов, значит, он нуждается в помощи, поскольку у него запор.

Самое простое, что можно сделать - помассировать животик малыша. Производить нажим пальцами на животик следует аккуратно по часовой стрелке, в области пупка, совершая круговые движения вокруг него. Затем малыша можно уложить на живот - он может поиграть или просто полежать. После этого полезно дать пропить плантекс - это способствует выводу газов и оказывает действие слабого слабительного, возможно, после этого никаких мер более и не потребуется. Ещё одним полезным способом устранения газов являются свечи из глицерина. Для грудного ребёнка достаточно будет вставить половину свечи. Эффективным средством может стать газоотводная трубка, стимулирующая к опорожнению прямую кишку и интенсифицирующая отвод газов. Приобрести такую трубку можно в любой аптеке, вставлять её следует, смазав предварительно, вазелином или подсолнечным маслом. Клизму следует применять только в самом крайнем случае, когда все способы перепробованы и не один себя не оправдал. Однако нельзя забывать о том, что применение клизмы нарушает микрофлору кишечника, что может грозить дальнейшими ухудшениями.

Сколько может не какать грудничок?

Детей не следует сравнивать друг с другом, поскольку каждый ребёнок индивидуален, и то, что нормально для одного малыша, другому может не подойти. Однако один и тот же малыш может сначала какать по десять раз в сутки, а затеи не какать по несколько дней.

Частота стула у ребёнка во многом зависит от типа вскармливания. Грудные дети, находящиеся на естественном кормлении, расстройством кишечника страдают реже, чем дети-искусственники. У первых частота стула достигает семи раз в день, вторые делают это реже - примерно четырежды в день.

Если ребёнок какает мало - беспокоиться не следует, поскольку даже для малыша, пребывающего на естественном, кормлении один стул в сутки считается нормальным явлением. Другое дело, если ребёнок излишне тужится, плачет, это может свидетельствовать о том, что у него запор и необходимо применение слабительных препаратов, чтобы эту проблему решить.

Таким образом, единого ответа на вопрос о том, сколько может не какать грудничок, попросту не существует - всё зависит от его индивидуальных особенностей и режима питания.

Грудничок не какает, что делать?

Самое главное, что следует делать в ситуации когда грудничок не какает, это не поддаваться панике. Если ребёнок ведёт себя нормально и не плачет, следует только подождать, вполне возможно, что ничего плохого не происходит. Если же малыш начинает проявлять беспокойство, значит это сигнал родителям к принятию мер. Однако в любом случае следует избегать механических средств, раздражающих кишечник. Допускается провоцирование его опорожнения посредством применения гигиенической палочки, которая смазывается вазелином или кремом для детей. Если данная мера результата не даёт, можно применять глицериновую свечку либо микроклизму. Ну и последним средством являются бифитобактерии и слабительное.

Каждой мамочке знакомы переживания по поводу стула ребенка, ведь с первых дней жизни малыш не только кушает с аппетитом, он еще часто какает. Или не какает? Что же делать юной матери, если грудной ребенок не какает?

Как надо

После своего появления на свет маленький человечек должен «ходить в туалет» после каждого приема маминого молочка. Нормой считается желтоватый кашицеобразный кал со слабым кисломолочным запахом. Если же малыш питается смесями, кал более плотный, цвет зеленоватый, а запах резкий.

Грудной ребенок не какает

Не покакал малыш день, а мамочка уже сама бегает «зеленая» от переживаний и сомнений. Ставить клизму или подождать? Самое главное — успокоиться. Если кроха чувствует себя хорошо после суточного воздержания, ничего страшного не произошло. Запором у грудничков считается, если малыш не какал двое суток. А может, малыш просто не доедает?

Причины

Одной из причин, почем грудной ребенок не какает,могут стать спазмы прямой кишки или кишечника. Первой помощью в таком случае считаются следующие незамысловатые действия. Теплой рукой нужно погладить животик крохи по часовой стрелке, прижать коленки к животику. Периодически повторяйте процедуру. Если ничего не изменится, можно помочь малышу покакать.

Как помочь

С первых дней жизни запоры устраняются посредством газоотводных трубок. Они действуют очень мягко, если сравнивать с клизмой, помогают избавиться от запора и газообразований. Трубка соприкасается со стенками прямой кишки, тем самым раздражая их. В результате стенки начинают рефлекторно сокращаться, газы и кал выходят наружу. Перед использованием конец трубочки смазывают маслом или детским кремом. Вводится трубочка в задний проход при согнутых к животу ножках малыша. Глубина введения должна составлять от 5 до 8 см. Через 20 минут максимум ребенок покакает.

Клизма

Это незамысловатое приспособление имеется в любом доме, однако использовать клизму рекомендуется только в крайнем случае. А случай этот представляет собой постоянно плачущего малыша, который постоянно тужится и кряхтит, а его животик - вздутый и твердый на ощупь. Для новорожденного будет достаточно 30 мл воды, трехмесячному вводится от 50 до 80, в полгода — до 100 мл, в годовалом возрасте норма составляет до 200 мл. Но правильнее применять клизму после консультации педиатра.

Градусник

Если грудной ребенок не какает, некоторые умницы-мамочки используют градусник для измерения температуры. Вот уж, воистину, изворотливый русский ум. Согласитесь, ни одна американская мама не станет пихать в попку своему малышу ртутный градусник.

Мыло

Это еще один способ облегчить кишечник ребенка, так называемый народный. Искренне советуем испытать его для начала на себе. Неизгладимые впечатления заставят задуматься, стоит ли применять мыло для крохи. Если малыш не какает, это может говорить о многих заболеваниях. В частности, ребенок может страдать от непроходимости кишечника.

Частые запоры

Новорожденный не какает, и случается это довольно часто? Следует пройти обследование. Ведь частые запоры могут говорить о понижении тонуса кишечника. А это сопровождает такие заболевания, как рахит, гипотрофия и другие. Плохое состояние малыша, постоянный плач, рвота и высокая температура могут показывать на острую хирургическую патологию — непроходимость кишечника. Это повод для вызова скорой помощи. Берегите своих детей!