Почему Православная церковь запрещала держать в доме собаку. Почему в доме нельзя держать собак

Религия всегда шагала рядом с человеком и его жизнью. И выгнать из человека веру в бога не получалось и не получится никогда. Даже в смутные времена гражданской войны, когда разрушались и уничтожались храмы, а священников расстреливали веру в бога уничтожить не удалось. В религии существует много запретов и обрядов, которые не все знают, а многие даже и не догадываются о них. Самые главные заповеди мы с вами все хороши знаем, их 10 – не убей, не укради и так далее.

Многие знают или думают, что знают о том, что держать собаку в доме христианам запрещено, а вот почему держать собаку в доме христианам или православным запрещено сказать точно не могут. Давайте в этом вопросе с вами попробуем разобраться.

Почему запрещено православным держать собаку в доме

Многие из вас помнят свое беззаботное голопузое детство, когда вас отправляли в деревню к бабушке и вы там все лето занимались непонятно чем, бегали, купались в речке, утром пили теплое парное молоко и клянчили у бабушки щенка.

А получив, этого самого щенка вы сразу же переходили ко второй стадии операции упрашивали бабушку разрешить вам взять нового друга к себе в кровать и вообще, чтоб он жил в доме. Бабушки, понятное дело, всяческими путями от этого нас отговаривали, а когда отговорить не получалось просто запрещали и жил наш щенок на улице под крыльцом. Мы тогда не понимали почему нельзя собаку держать в доме. А ответ на самом деле прост, по некоторым церковным канонам держать собаку в доме запрещено, так думают многие верующие люди, а наши бабушки в деревнях обычно очень верующие и набожные. Почему запрещено держать собаку в доме христианину?

Многие думают, а некоторые священники об этом говорят, что собака она подобна волку, а раз так, то она нечистая. Если собака войдет в дом где висят иконы или в освященное помещение, то помещение нужно снова святить. На самом деле – это большое заблуждение. Есть религиозные обряды и верования, а есть околорелигиозные. И такие вот верования считаются от лукавого. Если обратиться к святому писанию, то никаких запретов на содержание собак или других животных в доме нет и быть не может. Ведь все мы твари божьи, а, значит, должны жить вместе, дружить и делить пищу.

Можно найти средневековые источники где действительно говорится о том, что собаку нельзя приводить в храм. Но это не относится к тому, что собака нечистое животное. Запрет был наложен потому, что собаки себя беспокойно ведут, могут иметь неприятный запах и так далее, а других запретов на собак нет. В исключения попадает только змея, ведь если верить библейским историям именно в змею вселился дьявол, чтоб обольстить Еву. До некоторых пор христианин, который встретил на своем пути змею должен был ее убить. Итак, делаем вывод, если вы законопослушный христианин, то заводить собаку и жить с ней в одном доме под одной крышей не возбраняется.

Почему мусульманам нельзя держать дома собаку

Это тоже одно из заблуждений, мусульманам можно держать в доме собаку и плохо относиться к этому животному запрещено. Да и, вообще, к любому животному относится плохо в исламе запрещено святым писанием. Если и запрещается держать собаку в доме, то только из соображений собственной гигиены. Собака может перенести болезнь или заразу, но если у вас пес чистый и вы регулярно делаете ему прививки, то содержать собаку в доме можно.

Тоже самое, можно сказать, и о представителях других религий, в общем, ни в одной религии вы не встретите прямого запрета содержания собаки в доме. Может быть,написано, что собаку в доме держать не рекомендуется, но вот запрета вы там не найдете.

Если вдаваться в религию, то есть такое мнение, в котором сходятся и христиане, и исламисты – собака не имеет души. Вроде как душа только человеческая после смерти не исчезает, а отправляется на страшный суд и там уже решают куда ей, этой душе отправляться дальше в рай или ад. С этим утверждением можно поспорить и в доказательство мы хотели бы привести одну небольшую историю, которая была рассказана ветеринаром из одной клиники.

Есть у собаки душа или нет

На протяжении десяти лет в эту клинику на осмотры и за лечением обращался мужчина с немецкой овчаркой, пса звали «Васей» почему так, сказать трудно.

Так вот в момент, когда врач делала Васе прививку или укол собака прикусывала ей рукав халата и зажмуривала глаза, не издавая ни звука. К сожалению пес заболел страшной болезнью, врач поставил диагноз рак. Долго боролся хозяин за жизнь питомца, но пришел момент, когда пес не мог спать, а только выл от боли. Собаку пришлось усыпить. Горю того мужчины не было предела, врач тоже сильно переживала, ведь знала этого пса со щенячьего возраста. Ваську похоронили, а его хозяин больше никогда не заводил себе собаку.

Но через некоторое время на пороге клиники появилась маленькая девочка со щенком овчарки в руках, висящие ушки, веселый взгляд с искорками, любопытный нос, все как обычно. Девочка принесла своего нового любимца на прививку. Когда щенка посадили на стол и врач взяла в руки шприц, щенок осторожно взял рукав ее халата в зубы и зажмурился…

Так, есть у собак душа или нет? Такие умные, верные, преданные животные, которые готовы пойти за своим хозяином в огонь и воду и, если нужно отдать за него жизнь не могут не иметь души.И если вам зададут вопрос почему нельзя держать собаку в доме, задайте вопрос в ответ, а почему нельзя? Можно держать собаку в доме и нужно, только о гигиене забывать не стоит. Для того, чтоб собака не принесла вам вреда нужно вовремя делать прививки собаке, осматривать собаку после прогулки на улице. Посещать врача для профилактики или вызывать его домой и тогда никаких проблем с содержанием собаки у вас не будет, какую бы религию вы ни исповедовали.

Среди многих истово верующих людей бытует мнение, будто собака — это животное нечистое, богопротивное, и держать его в доме, где есть иконы, или же иные святыни, никак нельзя. Запрещено освящать квартиры и дома, в которых держат собак, а если пес имел неосторожность войти в уже освященное помещение, то его необходимо освятить заново, так как оно осквернено.

Но чем же так провинились собаки, спросите Вы. Образцы верности и преданности, лучшие друзья людей на протяжении веков и тысячелетий, спасатели, ищейки, охотники и защитники, почему именно на них вдруг ополчилась Церковь? Что такого они сделали Богу, раз их сочли недостойными Его?

Почему православным нельзя держать дома собаку?

На самом деле, ответ на эти вопросы элементарен: все слова о «богопротивности» собак — не более чем ложь. И те, кто пытается доказать обратное, просто плохо разбирается в догмах собственной религии. Мнение о недопустимости собак в освященных местах относится к так называемым околоцерковным преданиям, которые на поверку не имеют ничего общего с истинной Православной Церковью, и зачастую только вредят ее прихожанам.

В Священном Писании Ветхого Завета собака действительно названа животным нечистым, но это не повод считать, будто одним своим присутствием несчастное животное способно осквернить любую святыню. На деле же, согласно Писанию, многих животных (не только собак) нечистыми назвал Моисей, спасший евреев от векового египетского рабства, и нашедший Землю Обетованную. Но назвал он их так не потому, что они были скверными, проклятыми, или не угодными Богу, а совершенно по другой причине.

Дело в том, что древнем Египте широко распространен был культ поклонения животным. Египтяне считали священными быков, кошек, крокодилов, соколов, даже жуков-скарабеев! И Моисей, стремясь избавить свой народ от такого нечестивого идолопоклонничества, назвал животных нечистыми. С другой стороны, некоторых, обожествляемых египтянами зверей, к примеру — быков, Моисей напротив, объявил чистыми. Это тоже было сделано не напрасно. Таким образом, «чистых» животных люди могли употреблять в пищу, а «нечистые» были для этого непригодны. Вот почему нельзя держать собаку в квартире . Люди не могли считать Богом тех, кого отправляли на заклание, и точно также не могли считать Богом «нечистых», а потому вопрос обожествления животных был решен.

Поэтому очевидно, что презрительное отношение некоторых православных христиан к собакам не имеет никаких адекватных объяснений и исторических причин.

Почему христианам нельзя держать дома собаку? (ответ церкви)

В канонических правилах Русской Церкви есть только одно правило, касающееся собак. И оно гласит, что их запрещено проводить в храмы. Однако это связано отнюдь не с тем, что животное греховно, а с вполне очевидными, прозаическими причинами, такими как запах и беспокойное поведение, которые может нарушить благоговейную тишину церкви. Этот запрет никак не распространяется на дома и квартиры, и уж конечно собака никак не может повлиять на благодать дома, или священные реликвии.

В какой-либо «нечистоте» и «неправедности» нужно винить в первую очередь себя и свои грехи, а не безответных животных, которые на протяжении всей человеческой истории были рядом с нами и оставались нашими вернейшими друзьями. Собака не сделает Ваш дом скверным, как не сделают его святым иконы и кресты. Все в этой жизни зависит от нас самих.

Кошечки и собачки, хомячки и мышки, попугайчики и экзоты… Кого только не держат в своих квартирах россияне. Одни покупают домашнюю живность для того, чтобы ее размножать на продажу. Другим песик или кошечка как отдушина нужны, а кролики, птички и грызуны становятся живыми игрушками для детей. Кого-то трели болтливого попугая и лай соседского пса, быть может, и забавляют, но большинство категорически против такого соседства.

В конце 2011 года Президент Дмитрий Медведев подписал закон, который запрещает держать в квартирах собак, певчих птиц и любых других животных, которые нарушают спокойствие.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства в прошлом году плотно занялся вопросом домашней живности.

— У нас в стране многие граждане держат в квартире кошек и собак. И по несколько особей. Ежегодно в департамент жилищно-коммунального хозяйства поступает около 20000 обращений от граждан, которые устали слушать лай собаки или заливистые разговоры соседского попугая, — делится цифрами Ирина Булгакова, директор департамента. — Наши специалисты выезжают, разговаривают с владельцами животных, но не проходит и месяца, как соседи вновь звонят и просят разобраться. Ситуация действительно критическая. И мы не могли не предпринять мер.

С того самого момента в квартирах запрещено содержать:
— собак (исключение составят инвалиды, которым нужна собака-поводырь, и собаки с ростом в холке не более 53 см);
— певчих птиц и попугаев;
— коз, баранов, овец;
— свиней (исключение составят мини-пиги).

Регламентирует закон и количество кошек — их должно быть не больше двух. В течение 3-4 месяцев в квартире также можно держать до 6 котят.

— Ирина Александровна, закон инициирован департаментом жилищно-коммунального хозяйства. Поясните, пожалуйста, нашим читателям, почему в законе фигурируют козы, бараны и овцы?
— Кому-то этот пункт покажется фантастическим, но действительно некоторые москвичи держат у себя в квартире баранов и коз. Чем они их кормят и как за ними следят, мы не знаем, но жалоб много. С начала 2012 год их уже поступило 12. Некоторые держат на балконах кур, но это законом не запрещено.
— Если с собаками и птицами все понятно, то как быть с кошками? Кому они помешали? Зачем вводить ограничения?
— Запрет нужен для того, чтобы граждане не превращали свои квартиры в питомники для кошек. Эта проблема остро стоит в домах, где живут пожилые люди. Они подбирают бездомных кошек и держат их в квартирах. При этом должный уход за животными не производится: кошки гуляют по подъезду, испражняются, рядом с квартирами сердобольных старушек стоит удушающий запах кошачьей мочи. Весной прибавляется еще одна проблема: некастрированные животные начинают издавать гортанные звуки, тем самым мешая соседям.
— Согласно новому закону получается, что собака больше не друг человека, и ее нельзя держать дома?
— В квартире — нельзя. В частном доме вы можете содержать столько животных, сколько позволит ваш кошелек.
— Куда хозяева должны деть «лишних» животных?
— Усыпить.

Вот так один простой закон может лишить тысячи россиян питомцев.

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим » (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих » (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними » (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова ?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву » (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их » (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов! » (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину » (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас » (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! » (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц? » (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим ». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим » (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя » (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец.

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: « Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак ».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина ).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.


Уваров А.С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. М., 1908. Репринт: М.: Православный Свято-Тихоновский Институт, 2001. С. 187.

Обдумывая ответ на Ваш вопрос, вспомнил строки из псалма, который читается каждую субботу вечером на воскресном богослужении:

Что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его? Ненамного умалил Ты его перед ангелами, славою и честию венчал его. И поставил его над делами рук Твоих. Все положил Ты под ноги его малых и больших скотов и с ними диких зверей, птиц в небесах, и рыб в морях, и все, что движется в безднах морей (Пс. 8:5-9).

Эти строки псалма заимствованы из книги Бытия, где на первых страницах мы читаем:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26 и 28).

Итак, человек «увенчан честью», т.е. ему дана власть над всеми животными, которым он дал имена (Быт. 2:19). Адам до грехопадения имел полную власть над животными. Но и после греха (хотя Адам и всецело согрешил) человеколюбивый и побеждающий благостью наши прегрешения Бог отнял у человека не всю власть и не совсем лишил владычества. Он оставил нам в услужение животных, полезных в жизни: овца дает шерсть, корова — молоко, голубь может переносить почту, собака сторожит дом и находит преступников и т.д.

В определённом смысле можно сказать, что животные действительно нужны для украшения жизни человека. Точнее, для служения ему и для употребления в пищу. Бог благословил вкушение мяса после потопа (Быт. 9:3).

По христианской традиции собак на самом деле не принято держать в доме. Но в то же время очевидно, что собака всегда жила рядом с человеком. Только жила не в жилище человека, а в своей конуре на участке. Некоторые нечистые животные порой появляются в наших домах вопреки нашим желаниям, например, мыши и крысы. Вот для их ловли кошек и пускают в дом.

Иногда уход человека за животными превращается в болезненную страсть, вплоть до того, что животных любят больше чем людей и оплакивают по смерти горькими слезами. Однажды ко мне при посещении одного учреждения подошла незнакомая женщина, просила моего совета и утешения, как у священника. Оказалось, у нее неделю назад умерла кошка, и она не может успокоиться, плачет и пьет успокоительные лекарства. Пришлось тактично объяснить ей, что животные после смерти перестают существовать. Только человеку дана вечная жизнь и надежда наследовать Небесное Царствие. Такая привязанность к земному (в том числе к тварям земным) греховна и свидетельствует о том, что человек напрасно и совсем не в том направлении тратит свои душевные силы. Сила любви нам дана для служения Богу и ближним. Это не исключает заботы о животных, но они нам даны в услужение, а не мы им. Как жалко в этой связи смотреть на бесплодные семьи, которые заводят себе собак и кошек вместо того, чтобы взять на воспитание сироту.