Основные формы и методы работы социального педагога с подростками девиантного поведения. Действенные технологии работы с девиантной формой поведения детей

Особенности работы с детьми с девиантным поведением

Социальный педагог

Самарина Е.В.

1. Определение понятия девиантное поведение и его особенности в подростковом возрасте.

В России термин «девиантное поведение» ввёл Я. И. Гелинский – автор книги «Девиантология, социология преступности», он возглавляет сектор девиантологии социологического института Российской академии. Зарубежные учёные определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам ожиданиям, как поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным (лат. deviation-уклонение) поведением понимают:

1. Поступок, не соответствующий официально установленным в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

    Девиантное поведение является преимущественно предметом общей возрастной психологии, педагогики и психиатрии.

2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленных в данном обществе нормах.

    Девиантное поведение – предмет социологии и социальной психологии.

Социальные нормы служат средством ориентации социального поведения подростка как личности в определённой ситуации и средством контроля за его поведением общества (образовательного учреждения, семьи). Социальные нормы характеризуются:

    единством предписывающего и оценочного моментов;

    внешней формой выражения;

    временной формой выражения;

    юридические нормы проявляются в юридических актах;

    моральные – в общественном мнении, традициях, обычаях;

    религиозные – в священных писаниях и проповедях;

    эстетические – в художественных принципах;

    нормы общественных и государственных организаций, образовательных учреждений – в законах и уставах.

Социальные отклонения для общества имеют различное значение. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Они носят социально-творческий характер: научный, технический, художественный; позволяют креативно подходить к решению современных задач.

Негативные девиации можно назвать социальной патологией: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид среди подростков.

Норму в психологии рассматривают как эталон поведения, следование личности, принятого в данном обществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма должна сочетаться с креативностью вида.

2. Основные причины отклонений в поведении подростка.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения у подростков выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, когда одно явление усиливает другое или наоборот:

Алкоголизм способствует усилению хулиганства;

Обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Существует зависимость всех форм проявления девиации экономических, социальных, религиозных, культурологических и т. д.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка - способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики – к самоповешиванию, порезам вен, реже - к отравлениям.

Биологические или генетические причины. Ученый Уткин с группой коллег на материале исследований детской преступности обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень преступности и правонарушений. При помощи современной генной инженерии учёные пытаются выделить специфические гены, ответственные за поведение человека, происхождение и развитие преступности.

Социологические причины. Педагоги нередко считают, чем больше ребёнок привязан к родителям, школе и сверстникам, тем меньше они совершают девиантный поступок. Подтверждением этого явился вопиющий случай в одной из Московских школ, когда десятиклассник застрелил учителя и полицейского. Конечно, за этим поступком стоит много вопросов.

Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодёжных группах: хиппи, рокеров, панков, металлистов, брейкеров и т. д. Эти неформальные группы часто контактируют друг с другом, к ним тянутся подростки «лохи», быстро впитывая агрессивность для якобы ими выдуманного самоутверждения.

Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

К семьям группы риска относятся:

    деструктивная семья - автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт;

    неполная семья;

    ригидная, псевдосолидарная семья - безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания;

При острой необходимости социальный педагог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Основные методы и формы работы с детьми с девиантным поведением.

Основной метод работы – семейное консультирование, в ходе которого корректируется и моделируется такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы – совместная арт-терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия фото- и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т.д.). Для коррекции девиантного поведения необходимо использовать только те методы, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект.

4. Технологии профилактики девиантного поведения подростков . Главная задача школы в вопросах профилактики – вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы - совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги. Важно, чтобы создавалась доверительная и эмоционально-насыщенная атмосфера, быть помощником для детей и родителей, находиться рядом в трудную минуту и обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма

Одной из основных задач профилактики девиантного поведения является своевременное выявление изменений в поведении обучающихся.

Деятельность социального педагога должна быть направлена на нормализацию окружающих условий детей и подростков, выявление внутриличностных противоречий у них, учитывая обязательно все факторы и предпосылки, приводящие к девиантному поведению.

Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

1. Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга. 2. Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс - фактора. 3. Анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличение своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в девочке чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать её от агрессии и насилия.

5. Вывод. Социальная работа с семьей «группы риска» имеет многоаспектный характер. : акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системным подходом к семье, где осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации, подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения или активно-терапевтическим подходом, где происходит переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.

Необходимо во время принять меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения у подростков. При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

Важно научиться сотрудничать с подростком, слышать и слушать друг друга, общаться с подростком так, чтобы он соглашался с вами, стать ему настоящим другом. Помочь ребёнку вовремя справиться с негативным чувством. Взрослым необходимо научиться понимать мысли, чувства, мотивации подростка, ведь мы взрослые также прошли подростковую ступень и выжили. Надо почаще вспоминать, какими были мы…

ЛИТЕРАТУРА:

А. В. Дергунов, В. А. Губин «Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинкветным поведением».

Х. К. Данилович «Технологии профилактики девиантного поведения детей и подростков».

Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 Агафонов А.Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. – Петропавловск, 2000.

А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки слушали».


Биологические факторы
Психологические факторы
Социально – психологические факторы



Морально-этические факторы





ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ.

20 век – самый агрессивный век.
Наличие некоторых гормонов влияет на появление агрессивности.
Теории агрессивности.

· Агрессивность врождённая черта характера.

· Агрессивность – порождение воспитания, социализации.

· Психоаналитическая теория Фрейда.

У человека заложено два основных инстинкта: «донатас» – инстинкт стремления к смерти, «натас» - инстинкт стремления к жизни (sex). Агрессивность – врождённая черта человека, поэтому всегда будут войны. Эта теория не объясняет, почему агрессия проявляется по-разному.



· Теория фрустрации агрессии.

Агрессия проявляется в определённых ситуациях, когда не удовлетворяется наша потребность. Не до конца объяснила, почему люди ведут себя по-разному.

· Теория социального научения.

Проявление агрессии связано с окружением, социумом.

Основной этап.

Задачи основного этапа:

· профилактическая деятельность;

· снижение уровня конфликтности;

· снижение уровня агрессии и враждебности.

Основной этап при работе с детьми разделен на 8 блоков, в каждом из которых проводятся мероприятия на сплочение коллектива, снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т.д.

С родителями в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:

  1. Лекторий на тему « Девиантное поведение что это?»
  2. Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка».
  3. Семинары – практикумы на темы: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребенок почему он такой?»
  4. Индивидуальные беседы и консультирование.

Завершающий этап.

Задачи этапа : проведение повторного тестирования, выявление эффективности программы.

В процессе реализации третьего этапы проводятся следующие мероприятия:

  1. Повторное анкетирование родителей.
  2. Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников.
  3. Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.
  4. Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.

Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая работа, беседы, мини - лекции, творческие задания, а так же проведение первичной и вторичной диагностики.

Тематический план программы:

Подготовительный этап

Основной этап

Тема Основные цели
1. «ЗНАКОМСТВО» 1) «Интервью» 2) « Дракон кусает свой хвост» 3) «Баржа» 4) «Связующая нить» - создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. - снятие напряженности, невротических состояний, страхов. - снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе. - формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
2. «НАСТРОЕНИЕ» 1) Сказка «Репка» (инсценировка) 2) Рисование своего настроения 3) «Колокол» - снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. - упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
3. «МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ» 1) «Связующая нить» 2) «Подари улыбку» 3) «Ласковое имя» 4) «Мы тебя любим» - формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. - создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. - создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. - эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
4. «МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ» 1) «Связующая нить» 2) «Передай сигнал». 3) Танец «Цветок» 4) «Зеркало» - сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности. - энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”. - эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
5. «ДРУЖБА» 1) «Связующая нить» 2) «Только вместе!» 3) «Обзывалки» 4) «Взаимоотношения» - физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание. - снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. - снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. - формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.
6. «МЫ ВМЕСТЕ» 1) «Закончи предложение» 2) «Разведчики» 3) «Аэробус» 4) «Доброе животное» - повышение уверенности в себе, в своих силах. - развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности. - учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие. - способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
7. «ТУХ-ТИБИ-ДУХ» 1) «Рубка дров» 2) «Ворвись в прут» 3) «Тух-тиби-дух!» 4) Игра «Газета» - помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры. - снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности. - снять негативные настроения и восстановить силы. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
8. «ВОЛШЕБНАЯ ИГРА» 1) «Бумажные мячики» 2) «Два барана» 3) «Попроси игрушку» 4) «Липучка» - дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. - снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. - обучить детей эффективным способам общения. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Завершающий этап.
Повторная диагностика Цель: отследить динамику изменений в поведении дошкольников.
Сопоставление результатов Цель: анализ работы, выявление эффективности программы

Приложение 1

«Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель - выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1.Кактус домашний или дикий?
2.Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4.Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

· пространственное положение

· размер рисунка

· характеристики линий

· сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа.
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм.
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов.
Интровертированность - изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

Приложение 2

Анкета для родителей

Обведите кружком цифры напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны. Мой ребёнок

Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится - 1
Спит намного меньше, чем другие дети - 2
Очень говорлив - 3
Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то - 4
С трудом дожидается своей очереди(в играх, в магазине) - 5
Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа - 6
Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых - 7
Не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить) - 8
Часто не слышит, когда к нему обращаются - 9
Легко отвлекается, когда ему читают книгу - 10
Часто не доводит начатое дело(игру, задание)до конца - 11
Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение - 12

Методы работы с детьми девиантного поведения

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)
Психологические факторы это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:
*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.;
*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.
Технология социально –педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется.
При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации.

Все дети разные, и поэтому подход к ним тоже отличается. Педагогов обычно учат работать с детьми с особенностями поведения, посвящая этому не одно занятие и массу практических уроков. Но в последние годы работа учителей становится все сложнее и сложнее, ведь количество детей с нарушениями поведения возрастает, и повлиять на них становится все сложнее. Поэтому сегодня на страницах «Популярно о здоровье» мы рассмотрим какой может быть социальная работа с детьми девиантного поведения.

Отклонения поведения или девиантное поведение – это система особенностей поведения либо ряд отдельных поступков, которые совершенно противоречат нормам права либо нравственности общества. Сейчас количество детей с такими особенностями особенно велико, и справиться с ними можно только после успешного выявления первопричин возникновения подобной проблемы.

Возможные причины девиантного поведения

Отклоняющееся поведение может быть следствием влияния:

Биологических факторов (неблагоприятных физиологических либо анатомических особенностей детского здоровья);

Психологических факторов (психопатологий либо акцентуаций характера – нервно-психических недугов);

Социально-психологических факторов (неправильного семейного, школьного и общественного воспитания).

Психологи советуют воспринимать девиантное поведение, как норму, как естественную реакцию ребенка на влияние ненормальных условий, в которые он оказался погружен. Кроме того, отклоняющиеся поведенческие реакции могут быть своеобразным языком для коммуникации, когда прочие более приемлемые социально методы общения исчерпали себя либо стали недоступными.

Методы работы с детьми с девиантным поведением

Безусловно, успешно справиться с девиантным поведением детей можно только при грамотном сотрудничестве родителей, классного руководителя, прочих педагогов, психолога и администрации.

Существует несколько советов, которые могут оказаться актуальными при работе с проблемными детьми и подростками. В частности, психологи рекомендуют:

Принимать детей такими, каковы они есть;

Предъявляя к детям требования, необходимо принимать в учет не собственные желания, а их возможности;

Расширять кругозор детей;

Включать детей в совместную деятельность, акцентируя внимание на их значимости в выполняемом задании;

Игнорировать несущественные проявления агрессивности, не фиксировать на них внимание других;

Прежде всего проявлять терпение;

Не лениться объяснять детям сложные моменты и подсказывать им варианты для занятий;

Поощрять за нормальное и тем более хорошее поведение.

Если ребенка беспокоят страхи нужно :

Воспринимать его отдельной личностью, со своими особенностями, но давать ему возможность поменяться;

Развивать в ребенке умение быть позитивным, дарить ему больше времени и внимания;

Проявлять понимание к переживаниям ребенка и его различным страхам, не смеяться над ним и не пытаться избавиться от страхов решительными мерами;

Заранее проигрывать с ребенком ситуации, вызывающие у него тревожность.

При вранье лучше придерживаться следующих рекомендаций:

Почаще хвалить и ободрять ребенка, обязательно акцентировать внимание на его хороших поступках;

При уверенности во вранье, нужно обязательно постараться вывести ребенка на откровенный разговор и определить первопричину вранья;

Отыскав возможную первопричину, важно принять меры по ее устранению;

Откажитесь от наказаний, если ребенок нашел в себе силы самостоятельно признаться во лжи и дать объективную оценку личному поступку.

Как показывает практика, девиантное поведение у детей и подростков берет свои корни именно из семьи. Поэтому справиться с ним в условиях общеобразовательного учреждения без участия родителей практически невозможно.

Для успешной коррекции проблемы девиантного поведения у детей и подростков важно изменить их поведение таким образом, чтобы их энергия направилась в нужное русло.

Так, достаточно эффективным методом воздействия на ребенка может стать выявление его скрытых способностей к различным предметам и занятиям. Педагог способен предоставить ученику возможность исследования, вовлечь его в проектную деятельность и переложить на него функции лидера. Если ребенок будет нести ответственность за группу, он будет вдвое серьезнее относиться к себе.

Одним из наиболее результативных методов работы с детьми с девиантным поведением является игра. В ней ребенок может реализовать социальную активность и развить конструктивное взаимодействие с окружением. Именно поэтому игровые технологии крайне важны для формирования личности. При помощи игры можно воспитать у детей нравственные чувства и создать привычки общественного поведения.

Так, при изучении школьных предметов можно прибегать к театрализации. При этом подобный метод может использоваться не только в литературе, но и в иностранных языках и даже математике. При помощи театрализации можно сделать предмет понятным и интересным практически для каждого ребенка.

Педагоги могут поощрять альтернативные формы поведения и создать в коллективе атмосферу, в которой чужая боль вызывает сочувствие. В сложной и высококонфликтной ситуации необходимо с аккуратностью ослаблять напряжение при помощи эмпатии, юмора либо телесного контакта (поглаживания, объятия).

Каждому учителю, а социальному педагогу чаще всего в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе. Хотя известный психотерапевт М.И.Буянов отметил, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции, но оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных - более зрелыми, невыдержанных - более уравновешенными, глупых - более умными.

Причины отклонений в поведении обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.

Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения учащихся.

В МОУ СОШ№ 10 г. Россоши специальной организационной формой изучения детей является служба социального педагога и психолога, которая содействует эффективности учебно-воспитательного процесса, предоставляя педагогам диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении и обучении, помогая в выработке оптимальных мер воздействия на учащегося.

Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

  • дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
  • ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
  • нарушения физического или психического здоровья;
  • акцентуация характера, темперамент;
  • проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
  • педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
  • социальные причины.

Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.

К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия.

Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.

Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора - или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.

Эрих Фромм в своей книге "Искусство любви" писал: "Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли".

Выпускники школ вступают в трудовую жизнь с ее жестокими законами. В этих условиях от молодежи требуются резкий рост самостоятельности, умений, способность сохранять оптимистическое самочувствие в периоды неудач. Молодежи необходима педагогическая помощь в профориенации, защита его права на трудоустройство.

Неподготовленность к новым реалиям жизни и обратная связь между интеллектуальным содержанием труда и его оплатой приводят к изменению статуса образования - как общего, таки профессионального. Отсюда слабая мотивация учебного туда, отказ части молодежи от получения образования. Перед родителями и педагогами встает вопрос: каким образом включить детей в рыночные отношения? А тем более, если это подросток с девиантным поведением. Чему и как могут в этом помочь школа и дополнительное образование.

На основании вышесказанного мною, как социальным педагогом, Была разработана программа "Ты не один".

Цель программы: создание модели профессионального, конструктивного, позитивного взаимодействия с проблемными детьми.

Задачи программы:

  • расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения учащихся.
  • сформировать у родителей учащихся представления о "проблемном ребенке" и как с ним общаться.
  • помочь детям и подросткам справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, в дальнейшей социализации.

План реализации программы "Ты не один" 2008 - 2011 гг.

МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
1. Работа с педагогическим коллективом.

Семинар "Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из форм школьной дезадаптации".

Сентябрь Психолог

Социальный педагог

2. Подбор литературы по проблеме девиантного поведения. Регулярно в течение года Библиотекарь

Психолог

3. Выступление на заседании педагогического совета: "Нарушение речи - как один из факторов, влияющий на отклоняющееся поведение". Октябрь Логопед
4. Сотрудничество с детским психиатром:

Консультирование педагогов;

Индивидуальное консультирование учащихся и их родителей.

Регулярно в течение года Психолог

Социальный педагог

5. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания "проблемных детей". Раз в четверть Психолог

Социальный педагог

Зам. директора по учебной части

6. Анкетирование педагогов:

"Как помочь ребенку справиться с проблемами?".

"Пожелания, замечания, предложения по работе с "особенными" детьми"

Ноябрь Социальный педагог
7. Сотрудничество с организациями дополнительного образования: ДДЮ, спортивной школой олимпийского резерва, центром трудовой адаптации, станцией юных техников и натуралистов, с центром занятости населения по поводу организации досуга учащихся. Регулярно в течение года Классные руководители
1. Работа с родителями учащихся

Анкетирование родителей:

  1. "Мой ребенок. Его особенности".
  2. "Прошу помочь".
  3. "Что нового я узнал(а) о своем ребенке?"
Сентябрь Социальный педагог

Классные руководители

2. Индивидуальное консультирование родителей по волнующим их вопросам. Регулярно в течение года Социальный педагог

Психолог

3. Родительские собрания:

"Гиперактивные дети".

"Межличностные отношения в разных возрастных группах".

"Мы вместе".

Октябрь Психолог

Зам. директора по воспитательной работе

Социальный педагог

4. Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия. Регулярно в течение года Классные руководители
5. Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации "проблемных" детей. Июнь Классные руководители

Зам. директора по воспитательной работе

1. Работа с учащимися.

Создание банка данных "Особенные дети".

Сентябрь Социальный педагог
2. Разработка индивидуального и группового исследования личности:

Самооценка;

Особенности темперамента и характера;

Сентябрь Психолог

Социальный педагог

3. Индивидуальные коррекционные занятия с психологом. Регулярно в течение года Психолог
4. Индивидуальные занятия с логопедом. Регулярно в течение года Логопед
5. Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении. Регулярно в течение года Социальный педагог

Классные руководители

6. Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся. Регулярно в течение года Социальный педагог

Классные руководители

7. Учет посещаемости и успеваемости "особенных" детей. Регулярно в течение года Классные руководители

Социальный педагог

8. Рекомендации родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению. Социальный педагог

Психолог

9. Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения. Регулярно в течение года Социальный педагог
10. Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении. Социальный педагог

Классные руководители

Работая по данной проблеме, я знакомлюсь с опытом других педагогов, глубоко вникаю в вопросы детской психологии и психиатрии. Общаюсь с родителями и детьми по разным проблемным вопросам. И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

  • прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
  • определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
  • необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
  • признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
  • владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
  • быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

1.3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Правильный социально-психологический подход к оценке явлений процесса формирования межличностных отношений и своевременное педагогическое вмешательство предупреждает отклонения в его развитии, нормализует связи личности с окружающей средой.

Т.к. общение – комплексный и многогранный процесс, развивающийся в диалектическом единстве и борьбе противоположной, то и управление его содержанием, регулировка структуры – сложная и чрезвычайно подвижная система. Она состоит из огромного количества различных по характеру и значимости элементов, сочетающихся между собой в определенной последовательности и взаимообусловленности.

Формирование новых потребностей общения может быть связано с изменением условий прежних видов деятельности подростков. Установление педагогически целесообразного контроля заключается, прежде всего, в строгом нормировании времени, отводимого для каждого вида деятельности (учеба, отдых и т.д.). Воздействие на потребности общения связано и с действием материальных факторов, т.е. те материальные условия, которые способствуют формированию и развитию потребностей, порождающие асоциальные отношения. Недостаток материальных средств в удовлетворении потребностей приводит часто к антиобщественным проступкам (например, воровство). Таким образом, педагогическое управление межличностными отношениями должно заключаться, прежде всего, в предупреждении конфликта между управлением материальных запросов личности и возможности их реального удовлетворения.

Работа с подростками с девиантным поведением – большая социальная проблема.

Перед каждым исследователем и практическим работником, изучающим трудных детей, стоят три задачи:

1. выявить отрицательные особенности личности данного школьника, которые необходимо исправить;

2. выявить положительные задатки или особенности, на которые можно опереться и которые необходимо развить в процессе коррекционной работы;

3. выявить причины отклонения поведения, условия возникновения отрицательных особенностей, чтобы ликвидировать их.

В связи с этим изучению подлежат: среда, окружающая подростка в настоящее время, и та, в которой он рос, развивался, воспитывался в прошлом, индивидуальные психологические особенности, влияющие на его поведение; состояние педагогической и социальной запущенности; состояние физического и психического здоровья.

Важным звеном в профессиональной деятельности педагога и школьного психолога является работа по преодолению трудновоспитуемости и профилактике правонарушений учащихся. Педагогически запущенные школьники представляют собой наиболее сложную категорию учащихся, вызывают затруднения в работе каждого учителя, поэтому их обычно называют трудными. Каждый учитель встречается в своей работе с учащимися, которые не хотят учиться, с трудом поддаются воспитанию, оказывают сопротивление воспитательному воздействию, совершают проступки, правонарушения.

Система воспитательной работы с подростками в нашей стране представлена школой, семьей и общественностью. В этой системе ведущая роль принадлежит школе, т.к. она обладает специально подготовленными кадрами и осуществляет длительное и целенаправленное воздействие на формирование личности ребенка в прямом соответствии с требованиями общества. Роль школы – цент работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которая представляет собой тесное взаимодействие следующих этапов: диагностирование, планирование, организация, координация и контроль. Возглавить работу с подростками с девиантным поведением в школе должен, прежде всего, ее директор или его заместитель по воспитательной работе.

Самое главное в работе с подростками с девиантным поведением – высокое педагогическое мастерство, свободное владение сложной техникой индивидуальной работы и большим инструментом количественного воздействия. При единстве общих педагогических целей техника, методическая тактика, приемы и средства воспитательного воздействия в перевоспитании, в процессе которого перед педагогом стоит подросток, с уже сложившимися отрицательными привычками, особенностями поведения, убеждениями, интересами и т.д., иные, чем в обычном воспитательном процессе.

В основе работы с трудными подростками должен лежать принцип двойного и противоположно направленного педагогического воздействия: блокировка отрицательного и наращивание, развитие положительного в таком подростке. В этом и заключается сущность перевоспитания.

Работа по перевоспитанию подростков с девиантным поведением требует особого к ним подхода, применения некоторых специфических методов и приемов воспитания. Неотъемлемым компонентом этой деятельности является ее планирование, во многом определяющее успех работы. Комплекс подходов к перевоспитанию подростков с девиантным поведением предполагает осуществление системы воспитательных мероприятий, в ходе которых решались бы в единстве задачи развития личности и, прежде всего, тех ее качеств как формирование нравственно-правовых взглядов, трудовая подготовка и воспитание гражданственности. Приступая к работе целесообразно начинать с тех отрицательных проявлений, которые легче всего можно будет преодолеть в данный момент, т.к. достигнутый успех внушит самому подростку уверенность в реализации возможности исправления и будет служить для него одним из стимулов самовоспитания, воспитатель обретет уверенность в реальную возможность перевоспитания этого подростка.

В комплексном подходе к воспитательной работе с подростками с девиантным поведением необходимо выделять основные факторы, опираясь на которые можно оптимально решить эту проблему:

I. Педагогизировать условия жизни и воспитания подростка в семье, нейтрализовать отрицательное влияние аморального поведения родителей, повысить их педагогическую культуру и уровень нравственных взаимоотношений;

II. Помочь подростку восстановить в школе позицию нормального ученика, овладеть учебной деятельностью;

III. Выявить у подростка интересы, склонности или способности к какой-либо деятельности, привлечь его к участии в спортивной секции. Содержательное проведение подростком свободного времени, организация его досуга – существенная сторона профилактической работы с ним;

IV. Изолировать подростков от микросреды, во дворе или на улице. Нейтрализация воздействия малой референтной группы, членом которой считает себя подросток, возможна, если нормы и правила поведения группы перестали бы быть привлекательными и его социальные потребности удовлетворяются в положительной среде;

V. В структуре личности подростка необходимо выделить те побудительные силы, которые толкают его на определенные поступки и стимулируют соответствующее поведение: направленность личности, потребности, мотивы поведения, его интересы и склонности.

Учитывая современные психологические особенности подросткового возраста (акселерация, информность и др.), необходимо, при формировании нравственных качеств личности подростка с девиантным поведением наполнять их новым содержанием.

Сущность педагогической трудности заключается в том, что подросток не хочет или не может нормально, адекватно реагировать на обычные меры педагогического воздействия, требует к себе особого подхода, дополнительных педагогических усилий. При изучении трудных детей каждый индивидуальный случай представляет особую проблему, требующая от педагога, школьного психолога исследовательской работы, перед которой встает задача найти то особое сочетание существенных моментов, которое позволяет понять происхождение интересующих педагога, психолога особенностей личности и правильно построить гипотезу относительно педагогических воздействий. Важнейшими требованиями к изучению личности подростков с девиантным поведением является: во-первых, подросток должен изучаться не как изолированный индивид, а как член группы или коллектива детей и взрослых, с которыми от связан условиями жизни и деятельностью, во-вторых, изучаться через систему отношений, в которых он жил и формировался как личность, в которых живет и формируется сейчас. Этот метод изучения может быть назван социально-индивидуальным. Его суть – в изучении личности через общение с окружающими людьми.

В основе работы с подростками с отклоняющимся поведением должен лежать принцип двойного и противоположного направленного педагогического воздействия: блокировка отрицательного и наращивание, развитие положительного в таком подростке. В этом и заключается сущность перевоспитания.

Решающую роль в работе с подростками с девиантным поведением играет личность педагога, его профессиональное мастерство, педагогический талант. Но в этой работе он должен организовать себе в помощь все силы, влияющие на ребенка и определяющие его развитие: классный коллектив, других учителей, родителей, друзей другой стороны, хорошо налаженный режим, спорт, трудовые занятия, развитие интересов подростка к искусству, природе, технике – все это должно стать надежным союзником педагога в работе с подростками с девиантным поведением. Наряду с учителями, педагогом-организатором необходимо чтобы участвовали инспектор по делам несовершеннолетних, шефы и представители родительской общественности, шефствующих предприятий, внешкольных и других учреждений.

Применительно к теме исследования педагогическое управление межличностными отношениями заключается, прежде всего, в формировании высоких социально ценностных потребностей, в воспитании умений, навыков, привычек такого поведения, которое направлено на нравственные пути их удовлетворения, на соответствие высоких потребностей – благородным интересам. Наиболее распространенным путем формирования новых потребностей в общении является смена видов деятельности партнеров по общению с учетом склонностей интересов подростков с обязательным прогнозированием проявления новых, которые должны изменить характер существующих отношений, прервать асоциальные связи с помощью метода убеждения. Управление процессом возникновения новых потребностей общения предусматривает и изменение делового статуса личности. Смысл деятельности педагога заключен в создании для школьников с девиантным поведением, следовательно, имеющих асоциальные связи, такого положения, которое подросток мог бы рассматривать как достойное для себя, авторитетное для окружающих. Улучшение социального статуса школьника с девиантным поведением увеличивает его возможности выступать в качестве объекта желаемого общения в сфере определенных групп.

В ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении процесса управления межличностными отношениями входит и учет возможных эмоциональных реакций окружающих, психологическую обстановку, сопряженную с ней при определении содержания и структуры предлагаемого вида деятельности. Сложность задачи педагога состоит в умении определить тот момент в динамике межличностных отношений, когда, не имея состояния эмоционального благополучия, чувства защищенности в своей референтной группе, подросток опасается риска не быть принятым в другом коллективе и оторваться от уличных приятелей. Здесь особо опасна торопливость, опережение естественного хода событий, необоснованность действий и выводов.

Осуществляя анализ межличностных отношений, педагог должен видеть психологическую природу этих отношений, состоящих из различных слоев групповой активности. Для совершенствования работы по формированию коллектива подростков целесообразно:

Добиваться, чтобы коллектив класса был тесно спаянным, сплоченным, не допускать любых форм антагонизма между отдельными учащимися путем выбора увлекательной для подростков и вместе с тем общественно значимой дл них деятельности и правильной организации системы взаимного руководства и подчинения. Организация и сплочение коллектива начинается с организации актива и укрепления его авторитета;

Необходимо, чтобы коллектив подростков был идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, развитой критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому члену. Эти качества складываются, если перед коллективом поставлена общественно полезная цель;

Организуя коллектив подростков, необходимо ставить перед коллективом цель, включенную в систему взаимосвязанных общественно важных целей, с тем, чтобы подросток в своей деятельности мог руководиться системой перспективных целей;

Следует сформировать у коллектива подростков умение применять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, тактику.

Сплоченный коллектив обладает большой силой воздействия на своих членов. И воздействует на них в правильном направлении.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Будучи важным фактором формирования личности подростка, межличностные отношения содержат в себе огромные педагогические возможности. В тоже время, будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определенные опасности, так как может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в процессе интериоризации их личностью, благодаря экранирующему и трансформирующему характеру ближайшего окружения личности.

Задача повышения эффективности воспитательной работы с коллективом, в котором находится подросток с девиантным поведением, требует тщательного и разностороннего изучения педагогических и социально-психологических процессов, происходящих в нем. Как показали исследования, основными процессами, изменяющими состояние школьного коллектива, являются процессы коллективной деятельности и особенности межличностных отношений между подростками.

Важно подчеркнуть, что особенности личности не только формируются и раскрываются в отношениях с людьми, но именно через отношение других людей их можно изменить.

Таким образом, основной подход к изучению личности подростка с девиантным поведением можно сформулировать так: девиантное поведение подростка является следствием его социальной дезадаптации, которая объективно обусловлена совокупностью определенных обстоятельств в жизни ребенка, а субъективно – особенностями его личности, ее нравственного развития, ее жизненной установки, как закономерного отражения этих обстоятельств.

Сложность с точки зрения социологии представляет категория подростков с девиантным поведением, для которых характерны искаженные ценностные ориентации и негативные шаблоны поведения. Девиантное поведение не может быть проявлением какого-то стихийного стечения обстоятельств, это отражение глубоких, органических процессов. Девиантное поведение выступает по отношению к личности не как динамическая функция, а как устойчивая структура.

Педагогический подход к диагностике причин девиантного поведения требует учета тех микроусловий существования подростка, которые определили восприимчивость к общественно опасной информации, сформировали асоциальность личности. Важно установить причины неэффективности положительного воздействия среды общества на сознание и психику подростка, условия, породившие недостаток нравственного иммунитета к отрицательным условиям.

Девиантное поведение подростка есть, с одной стороны, проявление неудовлетворенности личности связями в наиболее значимых для нее сферах деятельности, а с другой – результатом дефицита полезного общения в условиях, осложнивших педагогический и социальный контроль за содержанием полученной подростком информации. Коммуникативность подростка следует рассматривать не столько как проявление его личностных качеств, сколько как реакцию на отношение к нему окружающих. Беда многих родителей и педагогов состоит не в том, что они не хотят активного общения с детьми, а в том, что они не смогли найти соответствующий стиль этих отношений, и в том, что возрастные проявления подростковой независимости и взрослая ориентация рассматривается ими как формирующаяся способность к самостоятельности, в то время как это лишь форма самоутверждения личности.

В познании процесса формирования межличностных отношений рекомендуется идти от уровня эмпирического, когда выяснялась его функциональная сторона, до уровня теоретического, когда раскрывалась сущность этого процесса и устанавливались связи в его структуре.

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ


Если не в трудовом самообеспечении. Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии со­циального или семейного неблагополучия, не относится офи­циально к группе риска, но тоже может нуждаться в помо­щи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение...

Решения межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики Говоря об основных направлениях решения межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики в настоящем исследовании, прежде всего, имеются в виду методы педагогической и психолого-педагогической деятельности, направленной на развитие различных аспектов личности подростка (на сознание, ...

21. Государственная система охраны материнства и детства. 22. Социально-педагогическая виктимология Социально-педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Термин введен в социальную педагогику А.В. Мудриком. Более конкретно...

Пособия заниматься труд-й деят-ю. 6) Католическая (Латинская Америка). 7) Патерналистская). 8) Нордическая. 9) Англосанксонская. 12. Формы и методы социальной работы. СР (Международная федерация социальных работников) – совокупность деятельности социальных работников профессиональных или непрофессиональных, результатом которых явл. обеспечение каждому человеку социального благополучия и...