Методика проведения развивающих занятий в первой и второй младших группах. Тема занятия в детском саду Конспекты занятий с дошкольниками 3 4 лет

формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по величине и количеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей 3 – 4 лет по математике «Птички-невелички» (по ФГОС)

Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по величине и количеству.

Программные задачи:

Образовательные - продолжать учить различать понятия много, один, ни одного; продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами больше - меньше, поровну, одинаково. Совершенствовать умение называть и различать круг, квадрат, треугольник.

Развивающие - развивать навык подбора пар предметов по размеру; развивать память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве.

Воспитательные - воспитывать эмоционально - положительный настрой к математическим играм; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Материал: Фигурки для магнитной доски: птицы (1 большая и маленькие по количеству детей в подгруппе), 2 гнезда (большое и маленькое), магниты - «зёрнышки». Д/игра «Закрой окошки»: домики и геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) красного, желтого, синего и зеленого цвета. Нагрудные знаки «Кот» и «Автомобиль». Индивидуальные карточки для графического упражнения и карандаши по количеству детей.

Ход:

1. Организационный момент.

Ребята, кто хочет со мной поиграть?

2. Игра «Один - много».

Посмотрите, что я приготовила сегодня для игры (воспитатель показывает фигурки птичек). Кто это? Сколько птичек? Хотите с ними поиграть?(раздает по одной птичке каждому ребенку). Сколько у тебя, Алина, птичек? А у тебя, Матвей? А у меня? Возьму и себе птичку (воспитатель берет большую фигурку птички). Что птички умеют делать? (ответы детей)

Покажите, как они летают (движение фигуркой в воздухе). Полетели за мной!

3. Игра «Больше, меньше, поровну»

Дети за воспитателем подходят к магнитной доске, на которой изображена горизонтальная дорожка.

Птички полетели и на дорожку сели. Вот так! (воспитатель ставит свою птичку первой на дорожке). Сажайте и вы своих птичек на дорожку (дети по очереди ставят птичек в один ряд). Сколько птичек на дорожке? Все птички по размеру одинаковые? Маша, сколько больших птичек? Матвей, сколько маленьких птичек? Азалия, повтори, сколько маленьких птичек?

Птички полетели, на дорожку сели,

На дорожку сели, кушать захотели!

Чем мы можем покормить птичек? (высказывания детей). Пусть вот эти желтые магниты будут у нас зернышками, давайте покормим птичек. Я дам зернышко первой птичке (воспитатель ставит магнит под первой птичкой). Теперь ты, Ваня, покорми следующую птичку. Теперь ты, Максим…(дети по очереди прикрепляют магниты под птичками, кроме последней). Ой, этой птичке зернышка не хватило! Сколько у нас птичек? Сколько зернышек? Их поровну? Чего больше: птичек или зернышек? Как нам сделать поровну?

Обыгрывание с детьми 2-х способов уравнивания: добавить еще одно зернышко или убрать одну птичку.

Всех мы птичек накормили? (да!)

Может мы кого забыли? (нет!)

А теперь скорей сюда!

Ждет нас новая игра!

4. Игра «Закроем окошки в домиках»

Дети подходят к столам, на которых разложены цветные домики. Воспитатель раздает детям разноцветные геометрические фигуры (по 3 - 6 штук, в зависимости от уровня развития каждого ребенка) и кратко напоминает правила игры, уточняя цвет и форму окон. Затем говорит:

Птички в домиках сидят,

И в окошечки глядят.

Дунул ветер!(дети дуют) Помогите!

Все окошки затворите!

Дети, свободно двигаясь между столами, закрывают все окна цветными геометрическими фигурами.

5. Подвижная игра.

Ребята, хотите сами стать птичками? А кого или чего птички боятся, когда прыгают по дорожке?

В зависимости от высказываний детей, воспитатель предлагает поиграть в игру «Птички и кот» или «Птички и автомобиль».

6. Графическое упражнение.

Вы очень хорошо находите гнездышки, улетая от кота (автомобиля). А я знаю двух птичек, которые никак не могут найти своё гнездо. Хотите им помочь?

Воспитатель выставляет на доске двух птичек: большую и маленькую.

Вот какие птички! Они одинаковые по размеру? Большая птичка наверху или внизу? А маленькая?

Воспитатель выставляет напротив птичек гнездышки.

Вот и гнездышки! Они одинаковые по размеру? Маленькое гнездо наверху или внизу? А большое? Птички не знают, в какие гнездышки им лететь? Большая птичка может лететь в маленькое гнездо? Почему? Значит ей надо показать дорогу в какое гнездо? А маленькой птичке?

Воспитатель проводит маркером линии, соединяющие птиц с гнездом соответствующего размера. Затем предлагает детям сесть за столы и выполнить аналогичное задание на индивидуальной карточке.

7. Итог занятия.

Ребята, понравилось вам сегодня играть? Какая игра понравилась тебе, Алёна? А тебе, Рома? А тебе, Данис? Мне тоже понравилось играть с вами. Вы очень порадовали меня своими ответами и тем, как помогали птичкам. Будем еще им помогать и придумывать новые игры?


Конспект комплексного занятия для детей 3–4 лет

по теме "Веселые человечки"

Проводится в условиях сенсорной комнаты Снузлин.

Задачи:

Образовательная: способствуют развитию у детей представлений о собственном теле, о своей половой принадлежности; формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. формировать словарь по теме. Обучать ориентировке в схеме собственного тела. учить различать понятия “девочка – мальчик”, узнавать, к какому полу относится сам ребенок

Коррекционно-развивающая: развивать исследовательскую деятельность детей, формировать грамматический строй речи. развивать речеслуховое внимание, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции, развивать сенсорный опыт.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность, вызывать желание помочь игрушечным персонажам, ; развивают эмоциональную сферу, эмпатию, мимическую выразительность, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Материал.

Две куклы: мальчик и девочка, картинки с изображением детей, у которых не хватает каких-то частей тела, картинки с изображением мальчика и девочки с разным настроением, разрезная картинка “Солнышко” на каждого ребенка, подвижная музыка, для рисования: лист бумаги, краски, кисти.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Психолог с детьми входят в сенсорную комнату (в этот момент звучит песенка про солнышко). Психолог обращает внимание на солнечные зайчики.

Дети, посмотрите, что это? Это солнечные зайчики! Солнышко проснулось, деткам улыбнулось!

Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.

Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись?
(Растирание мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись?
(Хлопки руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись?
(Потопать ногами).
Доброе утро, солнышко! Я проснулся.
(Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

Психолог хвалит детей. - Молодцы ребята, Солнышку очень понравилось и оно решило с вами поиграть.

Звучит музыка и дети с психологом поют песню и выполняют действия.

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше.

(Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки).

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Дети приседают, опуская руки вниз).

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется.

(Дети шагают на месте, хлопая в ладоши).

2. Упражнение “Покажи на кукле и на себе” .

Психолог. Познакомьтесь, это куклы Маша и Паша. Вот у куклы голова. А где у вас голова? (дети показывают). На голове у куклы волосы (уши). Что это? А где у вас волосы? (дети показывают). Это лицо. Покажите, где у вас лицо. Закройте лицо руками, откройте (дети выполняют). Что у куклы есть на лице? А у вас? Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте широко рот, закройте рот. Сейчас мы будем играть, как будто мы умываемся. Я расскажу стихотворение, а вы показывайте то, о чем говорится в стихотворении.

Водичка, водичка, умой мое личико, (дети показывают)
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Покажите, где у вас щечки, надуйте их, потрите их. Улыбнитесь так, чтобы видны были зубки.

Психолог (показывает на руки, ноги и живот у куклы). Что это у куклы? (Дети отвечают). А где у вас руки (ноги, живот) ? Поднимите руки вверх, опустите их. Это правая рука, это левая рука.

3. Упражнение “Чего не хватает на лице?”

Психолог (показывает картинки). Посмотрите на эти картинки. Чего не хватает на лице?

У мальчика не хватает глаз и ушей.

У девочки не хватает рта и носа.

Давайте поможем нашим картинкам, приклеим недостающие части.(дети выполняют задание)

4. Физ. минутка.

Психолог (читает текст, показывает движения по тексту, дети повторяют).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
Потом глазки закрываем,
Теперь глазки открываем.
Щечки сильно раздуваем,
Ротики мы открываем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.

5. Упражнение “Эмоции”.

Психолог. Кукла Маша – веселая или грустная? (ответы детей) На этих картинках нарисована Маша (показывает картинки с девочкой) Какая? Посмотрите Маша радуются, улыбается! Улыбнитесь, как Маша (дети выполняют задание) . Найдите грустную Машу.(дети выполняют задание )Какое у нее настроение на этой картинке? (дети отвечают). Сделайте грустное лицо, как у Маши. Посмотрите, а где Маша удивляется? (дети отвечают). Удивитесь, как Маша. Молодцы! Маша очень рада, что вы ей помогли.

6. Складывание картинки “Солнышко” из трех и четырех частей.

7. Рисование “Солнышко ”.

Дети рисуют красивое солнышко, которое улыбается.

8. Итог занятия.


Конспект игры — занятия для детей 3 – 4 лет.

Составила воспитатель I категории Елюкова А. Е

«Встреча в осеннем лесу»

Цель:

- развитие речи, воображения и умение имитировать заданный образ;

- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

- сплочение группы, развитие эмпатии;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

-развитие координации речи с движением.

Ход занятия

Приветствие.

Воспитатель показывает детям картину, на которой изоб­ражен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определи­ли, что изображена осень. Воспитатель говорит:

— Давайте представим, что мы идем на прогулку в осен­ний лес.

Дети встают друг за другом и идут по кругу. Воспитатель рассказывает потешку и показывает движе­ния. Дети повторяют за ним.

По ровненькой дорожке, Движутся обычным шагом.

Шагают наши ножки

По дорожке мы шагаем

И в ладошки ударяем Хлопают в ладоши

Топ – топ ножки, топ Топают ногами

Хлоп – хлоп. Ручки хлоп Хлопают руками

А теперь по камушкам,

по камушкам по камушкам, Движутся большими шагами.

По кочкам, по кочкам, Выполняют прыжки с продвижением вперед.

По маленьким листочкам, Движутся мелкими шажками.

В ямку — бух! Приседают на корточки.

Воспитатель говорит:

— Ну вот, мы и в лесу. И кто – тут нас поджидает? Дети называют.

Воспитатель рассматривает с детьми игрушечного ежа. Воспитатель говорит:

— Ежик проголодался. Давайте его покормим (на столе лежат картинки с изображением косточки, меда, травы, морковки, рыбы, яблок и грибов) Выберем и наденем ему на иголочки только то, что он любит больше всего (дети надевают ежику на иголочки грибы и яблоки).

Воспитатель говорит:

Ежику понравились угощения, и он принес вам подарки вот такие мячики (мячики-ежики), давайте мы с вами немного в них поиграем.

Проводятся упражнения с мячами – ежиками.

Воспитатель говорит:

Пока мы с вами играли, ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас правильно разложить листочки по корзинкам.

Воспитатель дает каждому ребенку набор кленовых листь­ев, выставляет три корзинки — красную, желтую и зеленую. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.

Воспитатель говорит:

Ну вот нам пора возвращаться в детский сад, а на прощание мы споем ежику песенку.

Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и свора­чивается калачиком). Воспитатель и остальные дети встают вок­руг него и поют песенку.

Шли по лесу не спеша,

Вдруг увидели ежа.

— Ежик, ежик, - мы друзья,

Дай погладить нам тебя.

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику». Игра повторяется 2-3 раза.

Подводятся итоги занятия. Дети вспоминают, какие игры и упраж­нения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Все прощаются до следующей встречи.

На занятиях по изодеятельности можно раздать детям листочки с изображением ежика и предложить определить чего не хватает у ежика и дорисовать или вылепить иголки у ежика.

Воспитатель высшей

Ерофеева Светлана Яковлевна

МАДОУ центр развития ребенка

детский сад № 125 г.Тюмени

Цель:

1. продолжать учить детей соотносить образы диких животных с условными обозначениями и составлять модели;

2. закрепить названия диких животных и их детенышей;

3. развивать наглядно-образное мышление, слуховое внимание, связную речь;

4. формировать интерес к родной природе;

5. воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Материалы и пособия: конверт с письмом от Лесовичка, приглашения для лесных жителей, мячик, три цветных ленты для дорожек, широкая и узкая доски, две корзины, шишки большие и маленькие, заместители для составления схем, кукла Сорока.

Декорации: хвойные деревья (плоскостные и объемные), берлога, нора, дерево с дуплом, почтовые ящики.

Сценарный план занятия

В группу приносят конверт

Воспитатель: Ребята, да тут письмо! На конверте написано: г.Тюмень, ул.Широтная 103 – а детский сад № 125, группа № 9. Как вы думаете для кого же оно?

Дети: Для нас!

Воспитатель: Правильно! Давайте прочтем его! Читает письмо

Здравствуйте, дети. Со мной случилась беда! Мы с зайцами играли в пятнашки, бегали по лужам. Я промочил ноги, у меня высокая температура. Поэтому я не могу выполнить срочное поручение Весны. Она попросила меня разнести приглашения на праздник для лесных жителей. Помогите мне, пожалуйста! Лесовичок.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что случилось с Лесовичком?

Дети: Он бегал по лужам, промочил ноги и заболел!

Воспитатель: И что же теперь делать?

Дети: Принять лекарства!

Воспитатель: Вы знаете, для больного доброе слово и дружеская поддержка помогают не хуже лекарства! А вы бы не хотели помочь Лесовичку разнести приглашения?!

Дети: Поможем!

Воспитатель: Отлично! Но как же мы узнаем для кого эти приглашения?

Дети: Посмотрим адрес!

Воспитатель: Здесь нарисовано дерево! Значит, где живут эти животные?

Дети: В лесу!

Воспитатель: А на конверте еще и кружки. Они разного цвета. А чтобы мы не ошиблись здесь еще и загадки, отгадав которые, мы все и узнаем.

Воспитатель читает первую загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большушею сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна!

Дети : Это медведь!

Воспитатель: Верно! А где конверт для медведя, как вы думаете?

Дети: На котором коричневый круг!

Воспитатель: А почему вы так решили?

Выслушать ответы детей

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу!

Кто же это может быть?

Дети: Белочка!

Воспитатель : Ульяна, как ты думаешь, какое приглашение для белочки?

Ребенок: Конверт, на котором серый круг.

Воспитатель: Молодец! Ты меня порадовала!

У нас есть еще одно приглашение.

Читает загадку

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В норе живет,

В деревне кур крадет!

Дети: Лиса!

Воспитатель: Вы удивительно догадливы! Конечно это лиса! И какого же цвета кружок на конверте для лисоньки!

Дети: Оранжевого!

Воспитатель: Я Вами просто горжусь! А кто нам скажет, где живут звери, которым надо доставить приглашения?

Дети: В лесу!

Воспитатель: Но как же мы туда попадем?! Я вижу три дорожки и все они разного цвета! Кирилл, какого цвета первая дорожка?

Кирилл: Красная!

Воспитатель: А Машенька нам всем назовет цвет второй дорожки.

Маша: Синяя!

Воспитатель: А какого же цвета третья дорожка?

Дети: Желтая!

Воспитатель: Молодцы! Но по какой же нам пойти? Вы не знаете?!

Появляется Сорока (кукла)

Сорока: Говорят, что я трещу

Ни минуты не молчу

Но нельзя мне замолчать

Я секрет должна сказать!

Я совсем – совсем случайно

Вдруг узнала эту тайну!

В группе есть у вас дорожки

Но они сек-рет-ные!

Три похожие дорожки,

Только разноцветные.

Видите вы шарик этот!

Он же с тем знаком секретом!

Вы подумайте немножко

И подскажет шарик мой

По какой идти дорожке

Красной? Желтой? Голубой?

Шарик оставляю вам,

В лес пора мне по делам!

Сорока «улетает»

Воспитатель: Ну вот, улетела! Что же нам с этим шариком делать, как дорожку отыскать?

Дети: Шарик зеленого цвета, значит, мы должны идти по зеленой дорожке!

Воспитатель: Какие вы умные! Быстро догадались! Тогда в путь!

Дети проходят друг за другом по зеленой дорожке.

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес! Посмотрите, вокруг много деревьев! Они такие разные и высокие, и низкие! Покажите мне, ребята, какие бывают деревья.

Дети показывают высокие и низкие деревья.

Воспитатель: Лес – дом для диких животных! И мы сейчас у них в гостях, поэтому надо вести себя тихо и спокойно, чтобы не нарушить покой лесных жителей!

Воспитатель обращает внимание детей на берлогу.

Воспитатель: Ой, интересно, а чей это дом, как вы думаете?

Дети: это дом медведя!

Воспитатель Инна, а как называется дом медведя?

Инна : Берлога!

Воспитатель Умница! А вот и почтовый ящик! И на нем есть кружек такого цвета как на приглашениях. Только их три и они разного размера. Какой это, Нина? (указывает на первый кружок)

Нина: Большой!

Воспитатель: А этот, Маша? (указывает на второй кружок)

Маша: Поменьше!

Воспитатель: А этот, Соня? (указывает на третий кружок)

Соня: Маленький!

Воспитатель: Как вы думаете, дети, что это может означать?

Дети: Там живут три медведя. Большой кружочек – это папа медведь, поменьше – мама медведице, а маленький – медвежонок!

Воспитатель: Вы действительно правы! Здесь живет целая медвежья семья! Давайте положим приглашение в почтовый ящик и пойдем дальше!

Воспитатель: ребята, нам дорогу преградил первый звонкий весенний ручеек! Как же нам быть!

Дети: Перейти по мостику!

Воспитатель: И правда! Рядом два мостика. Один широкий, другой – узкий. По какой же нам лучше пройти?

Дети: По широкому!

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому, что с узкого можно упасть, промочить ноги и заболеть!

Воспитатель: Все ли здесь, ни кого не потеряли? Какие вы ловкие! Молодцы! Смотрите, тут кто-то живет! Вот домик, а рядом почтовый ящик. Давайте посмотрим что на нем нарисовано.

Дети: Оранжевые кружки.

Воспитатель: А есть ли у нас конверт с таким адресом?

Дети: Вот он!

Воспитатель: А вы не помните, для кого это приглашение?

Дети: Для лисы!

Воспитатель: Значит кто здесь живет?

Дети: Лиса!

Воспитатель: А как называется дом для лисы?

Дети: Нора!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, а здесь живет одна лиса или нет?

Дети: (показывая на кружочки) Нет! здесь живет папа – лис, мама – лиса и два лисенка.

Воспитатель: Оля, сколько лисят тут живут?

Оля: Два лисенка!

Воспитатель: Ну что, кладем приглашение в почтовый ящик и снова в путь!

Дети подходят к большому дереву, под которым разбросаны шишки маленькие и большие.

Воспитатель: ребята, смотрите сколько шишек. Надо нам ступать осторожно, иначе модно упасть и пораниться! А давайте их соберем в корзиночки. В большую корзину будем собирать большие шишки, а маленькие – в маленькую.

Дети собирают шишки.

Воспитатель: Как чисто стало на полянке. (показывая на большую корзинку) А какие шишки у нас лежат здесь?

Дети : Большие!

Воспитатель: (показывая на другую корзину) А в этой?

Дети: Маленькие!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каких шишек больше?

Дети: Больших!

Воспитатель: А маленьких?

Дети: Меньше!

Воспитатель: Дети, напомните мне, пожалуйста, для кого у нас последнее приглашение.

Дети: Для белки!

Воспитатель: А где живет белка?

Дети: В дупле?

Воспитатель: А где находится дупло?

Дети: На дереве!

Воспитатель: Давайте его все вместе поищем!

Дети ищут дерево с дуплом

Дети: Вот оно!

Воспитатель: А вот и почтовый ящик. Сейчас проверим, не ошиблись ли мы.

Дети сравнивают кружочки на приглашении и на почтовом ящике

Дети: Мы не ошиблись! На конверте серый кружок и на ящике тоже, только их тут много.

Воспитатель: Что же они обозначают, как вы думаете?

Дети: Это значит, что здесь живет много белок.

Воспитатель: Да, правильно. Здесь живет беличья семья. Ульяна, что обозначает большой кружок?

Ульяна: Папу – белку

Воспитатель: А маму – белку какой кружочек обозначает, Инна?

Инна: Кружок поменьше.

Воспитатель: Правильно. Молодец! Оленька, а маленький кружочек – это кто?

Оля: Бельчонок!

Воспитатель: Умница!

Воспитатель: Кладем конверт в ящик! Вот мы и разнесли все приглашения, теперь пора нам возвращаться в детский сад.

Дети проходят в другую половину групповой комнаты и садятся за столы.

Воспитатель: Дети, мы выполнили с вами просьбу Лесовичка?

Дети: Да!

Воспитатель: А как мы можем ему сообщить об этом?

Дети: Написать письмо!

Если дети испытывают затруднения с ответом, воспитатель направляет их.

Воспитатель: Я предлагаю рассказать Лесовичку о нашем путешествии в лес. И помогут нам вот эти кружочки

Дети составляют модель своего путешествия из кружочков и полос (заместителей) индивидуально. При необходимости воспитатель оказывает помощь.

Все детские «письма» запечатываются в конверт.

Воспитатель: Вечером я обязательно схожу на почту и отправлю Лесовичку ваши письма. Думаю, что он прочтет его, обрадуется. От таких хороших вестей он быстро выздоровеет и опять придет к нам с новыми интересными историями о лесе и его жителях

Последующая работа.

Примерные темы: Приглашение. Зачем оно нужно. Какими бывают приглашения.

Ручной труд: изготовление приглашений для своих родителей на детский концерт.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?