Как справиться с кризисом трех лет у ребенка. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Ваш малыш начал скандалить, упрямиться и повторять, словно заведенный, одну и ту же фразу “я сам”. При всем этом он каждое ваше слово воспринимает “в штыки” с неким негативом. Ему около 3-х лет. Все это ваша ситуация? Поздравляем! У вашего ребенка проявляется кризис, так и называемый, кризис трех лет.

Конечно, он может прийти как немного раньше, так и немного позже. У одного ребенка он проявится очень бурно, а у другого будет еле заметным. Но пройти через эту ступень развития должен каждый ребенок. Пройти для того, чтобы перейти на новую ступень психологического развития. И это нормально. Правильно. Так задумано природой.

Тяжело, когда привычный уклад жизни резко перевернулся с ног на голову. Вы не понимаете, что происходит с вашим любимым и послушным малышом. Но хуже то, что сам ребенок не понимает того, что происходит внутри него. И вы должны помочь ему пройти этот этап его жизни с наименьшими потерями, с большей пользой и радостью взрасления.

  • Негативизм

Негативизм не равно непослушание. Когда ребенок не слушается вас, он не делает то, чего не хочет делать. А при негативизме он не будет делать то, что он хочет сделать лишь по той причине, что это что-то предложил взрослый.

Например, непослушание: ребенок рисует, его зовут ужинать. Ребенок отказывается, так как он еще хочет порисовать.

Негативизм: ребенок рисует, его зовут кушать. Ребенок отказывается, хотя видно, что он голодный. А отказался он, так как кушать ему предложил взрослый. В этом случае ребенок будет делать всегда наперекор взрослому.

  • Упрямство

Упрямство не равно настойчивость. Настойчивый ребенок хочет что-то определенное и целенаправленно этого добивается. Упрямый ребенок требует чего-то не потому, что ему это надо, а потому что он это уже потребовал.

Например, ребенок катается на велосипеде и ему это очень нравится, поэтому он не хочет идти домой. Это настойчивость.

Если же в этой ситуации мама разумно аргументировала свое предложение пойти домой (предложила замену) и ребенок согласен с доводами мамы, но все равно отказывается и только из-за того, что он уже отказался (потому что именно мама предложила замену, а не он сам так решил), — это упрямство.

  • Протест

Ребенок бунтует против всего своего предыдущего образа жизни, против норм и правил воспитания.

  • Своеволие, стремление к самостоятельности

Ребенок все хочет делать сам, независимо от того умеет он это или нет.

  • Обесценивание

Все, что ребенок ценил ранее, уже не имеет никакой ценности. Это этап исследовательской деятельности. Ребенку интересно наблюдать реакцию на “а что будет, если…”. В будущем он поймет, что может своим поведением обидеть взрослого.

  • Деспотизм и ревность

Деспотизм проявляется в семьях с одним ребенком в желании ребенка властвовать над окружающими его взрослыми. Ревность проявляется в семьях с несколькими детьми по отношению к братьям и сестрам в желании ребенка властвовать над взрослыми и не делить эту власть с другими. Как научить ребенка делиться .

Суть кризиса 3-х лет

Чтобы понять суть кризиса 3-х лет давайте на минуту закроем глаза и вспомним то время, когда мы получили свои водительские права.

Некоторое время я учился, тренировался. Далее были экзамены. И все. Права в кармане. Я – водитель! Сперва я очень аккуратно езжу, медленно, спокойно. Проверяю, не забыл ли включить ближний свет или указатель поворота. Боюсь наехать на бордюр или не увидеть дорожный знак. Я еще не чувствую машину. Но постепенно я учусь. И понимаю, вот оно. Машина меня слушается. Я контролирую ситуацию. Мне это нравится! Я начинаю носиться. Пока не случилось ДТП. Еще неприятная ситуация на дороге. И еще… И только теперь я замечаю недоуменные взгляды других водителей и их немые возгласы. Я смотрю на себя со стороны. И становлюсь аккуратным водителем со стажем. Мой стиль вождения меняется.

Так и ребенок. Первые три года жизни ребенок познает мир, узнает большое количество информации. В физическом и психологическом плане он зависит от мамы. Через некоторое время малыш понимает, что он может не только смотреть, но и переворачиваться, сидеть, ходить. Он исследует этот мир, он получает от этого огромное удовольствие.

«Ура! Я могу сам! У меня получается! Я как папа и мама! Я взрослый!» Ваш ребенок стал настолько уверенным в себе, что начал осознавать, что он отдельная личность. И он начинает “носиться по дорогам”, причем, с такой скоростью… И он не понимает ваших “взглядов и возгласов”.

Кризис – это внутреннее противоречие “хочу-могу”. Внутренний конфликт заключается в несоответствии реальных возможностей ребенка его желаниям. Внешний конфликт – опека взрослых. Ребенок сопротивляется. Он хочет принимать решения сам! Но решения не только что делать, но и решать делать ли вообще что-то.

Во время данного кризиса у ребенка меняется отношение к себе, к окружающим его людям. Меняется взгляд на авторитет родителей. Ребенок стремится к самостоятельности, он хочет, чтобы его независимость признали, но вместе с тем, он к этому еще не готов. Происходит бунт против всех норм и правил, которые были приняты ранее. Ребенок познает различие между такими понятиями как “должен” и “хочу”.

Чего дела ть нельзя!

  • Настаивать на своем НЕЛЬЗЯ
  • Приказывать НЕЛЬЗЯ
  • Ломать упрямство НЕЛЬЗЯ
  • Не давать проявлять самостоятельность НЕЛЬЗЯ
  • Не считаться с его мнением НЕЛЬЗЯ
  • Ругать НЕЛЬЗЯ
  • Выполнять требования ребенка во время его истерики НЕЛЬЗЯ

Подробнее про детские истерики, их причины и методы успокоения .

  • Дайте ребенку быть самостоятельным.

То, что ребенок может сделать сам, пусть сделает сам. Пусть пытается. Да, теперь нужно будет потратить больше времени на одевание, раздевание, умывание и т.д. Запланируйте заранее это время, чтоб потом не нервничать и не ругаться. Не забывайте поощрять его самостоятельность. Если у ребенка что-то получается не до конца, помогите ему. И совсем скоро он научится делать это сам.

  • Всегда предлагайте возможность выбора.

Так вы займете ребенка тем, что выбрать из предложенного вами вместо того, чтобы слушать его нежелание делать что-то. Например, “Мы пойдем в лес или в парк”. В этом случае ребенок занят выбором места прогулки, а не на решении вообще никуда не идти. Никогда не приказывайте, всегда просите что-то сделать.

  • Только после того, как ребенок успокоился, возвращайтесь к вашему разговору.

Ребенок должен понимать, что он криками, истериками и капризами ничего не добьется. Не срывайтесь, не ругайте, ведите себя спокойно, не замечайте истерики, занимайтесь своим делом. Конечно, некоторых деток нужно отвлечь, пообнимать или пожалеть. Но не выполнять требование ребенка, находящегося в таком состоянии.

  • Просите ребенка о помощи.

Поубирать, полить цветок, раскатать тесто. Так он учится самостоятельности и ответственности. Всегда благодарите за помощь.

  • Ролевая игра – важная составляющая взросления ребенка.

Используйте этот факт для выхода из конфликтных ситуаций. Если ребенок отказывается кушать. Посадите за стол мишку, угостите его супом и от имени мишки попросите ребенка покормить его. Таким образом, в игре, ребенок незаметно сам для себя покушает.

  • При появлении истерики у ребенка в людном месте просто избавьте ребенка от зрителей.

Можно перенести его в менее людное место, бесполезно что-то в это время объяснять. Нужно дождаться конца истерии, не реагируя на нее. А уже потом объясните как нужно себя вести и почему.

  • Всегда следите за своими словами и действиями.

Их то и копирует ребенок. Также возьмите себе за правило проговаривать чувства, переживания и эмоции ребенка. Так он помет, что вы его понимаете, и научится сам различать свои чувства. Например, если ребенок ударился и начал плакать, скажите: “Ты ударился о стол, тебе больно, из-за этого ты начал плакать”.

  • Есть одно “нет”, которое не обсуждается.

И связано оно с техникой безопасности и здоровьем вашего ребенка. Конечно, объяснять, почему «нельзя», нужно. Иногда даже по десять раз. Но этот запрет неприкосновенен. В “мелочах” уступайте. Давайте совершать ошибки. Пусть у ребенка появится собственный опыт под вашим наблюдением

  • Творите. Рисуйте, лепите, разукрашивайте. Так можно легче справится с эмоциями.
  • Если ребенок не хочет что-то делать, попробуйте использовать фразу: “давай вместе”.
  • Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Если ему хочется рвать книгу, предложите порвать старый журнал.

Если «впадаться в крайности» — все разрешать ребенку либо все запрещать – кризис может затянуться надолго.

От того, каким образом вы будете взаимодействовать со своим ребенком, зависит то, каким он станет в будущем. Будет ли он с упорством добиваться поставленных целей, стремится к самостоятельности и ответственности либо будет зависимым послушным и безвольным человеком.

Ребенок воспитывается на вашем примере, а не на замечаниях с вашей стороны. Ведите себя с ним так, как хотели бы, чтобы он вел себя с вами и с окружающим миром.

Совсем недавно ваш ребенок был милым и ласковым малышом, посапывающим в кроватке, но прошло немного времени, на смену пришло любопытство и кризис 3 лет – так психологи называют время, когда очаровательный мальчуган или девчонка превращается в капризного вредину, не дающего покоя ни одному члену семьи. Казалось бы, есть проблемы в воспитании или характере, но лучше разобраться с причинами более глубоко.

Поведение трехлетнего ребенка в период кризиса может измениться до неузнаваемости: родителям важно заранее знать о нюансах грядущего испытания, чтобы выйти из него максимально мягко

Симптомы кризиса у детей

  1. Ребенок отдаляется от взрослых. Происходит противостояние взрослым - малыш хочет все делать самостоятельно, любая ваша помощь будет воспринята в штыки.
  2. Вам приходится смириться с желанием отстаивать свое «я», теперь ваше чадо чувствует себя взрослым.
  3. В речи малыша в 3 года можно услышать формулировки такого типа: «я хочу», «я сам».
  4. Ребенок становится ревнивым и жадным, усугубляется это при появлении на свет второго малыша.
  5. Упрямство проявляется в каждой детали - будь то желание подольше гулять, купить игрушку или не есть кашу.
  6. Вредность - еще одна черта, если вы попросите ребенка о чем-либо, он сделает все наоборот, причем не потому, что так хочет, а лишь из желания напроказничать.
  7. Появляется необоснованная агрессия, иногда доходит до брани в адрес взрослых, надрывного плача, детских воплей, укусов и истерик, в такой ситуации потакать капризам, ссылаясь на кризис трех лет, не стоит, вы рискуете вырастить неуправляемого человека (рекомендуем прочитать: ).
  8. Малышу требуется много внимания - даже оставив его на минутку, вы столкнетесь с агрессией в свой адрес - вас могут обвинить чуть ли не в предательстве.
  9. Во время кризиса 3 лет ребенку хочется быть лучшим во всем, чувствуя родительскую поддержку - за достижения нужно хвалить, чтобы вызвать чувство гордости.

Причины кризиса в 3 года

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Причины кризиса обусловлены взрослением маленького человечка. Если раньше он чувствовал себя беззащитным существом, то теперь во внутреннем мире произошли существенные перемены: кажется, будто он уже взрослый, недовольный жизнью человек. Родители в это время ведут себя как-то странно: пытаются опекать, что вызывает агрессию.

Острая форма кризиса обусловлена неправильным семейным воспитанием, если мама и папа лишали малыша самостоятельности, не позволяли принимать решения, постоянно опекали. Нередко молодым родителям свойственна несогласованность поведения: папа разрешает, а мама запрещает игрушки. Все это приведет к кризису 3 лет.

Сколько длится кризис трех лет?

Кризис 3 лет не имеет четких границ, восстание против авторитарного семейного уклада может начаться в 2,5 или 3 года. Течение этого времени и продолжительность обусловлены воспитанием, теми усилиями, которые прикладывают родители для преодоления трудного возраста. Может понадобиться около года, чтобы малыш снова стал привычным ребенком, в большинстве случаев ситуация становится стабильной к 4 годам.


Кризис 3 лет - понятие условное, поскольку ребенок может «царствовать» и до 4-хлетнего возраста

Как помочь ребенку пережить это время?

  • Чтобы исключить возникновение кризиса трех лет, не применяйте авторитарный , излишняя опека приведет к тому, что в итоге вы вырастите комнатного ребенка, это создаст массу проблем в дальнейшей жизни. Излишняя опека никогда не приносила пользы.
  • Родителям следует придерживаться одной системы воспитания, об этом следует заранее договориться, обсудив детали и выяснив спорные моменты, решите вопросы с бабушками и дедушками – они часто балуют внуков, не слушая вас.
  • Ведите себя спокойно, не поддаваясь на провокации маленького тирана, он должен понять, что истериками и слезами не выведет вас из равновесия, исключите манипуляции, покажите, что добиться исполнения желания криками не удастся.
  • Не спорьте с ребенком, пытаясь навязать ему свою точку зрения, в 3 года малыш уже может сам принимать решения, если раньше вы отгораживали его от многих вещей, то теперь пришло время познавать мир без запретов – пусть он почувствует себя независимым.
  • Командовать малышом тоже не следует, от этого нервное напряжение усилится, а отношение – испортится, лучше проявите сдержанность, пусть чадо думает, что решение он принимает самостоятельно.
  • Не стоит заставлять насильно принимать пищу, при проявлении признаков кризиса трех лет позвольте ребенку самому выбирать продолжительность трапезы, покушал – может идти, возможно, он просто не голоден, а вы навязываете свою позицию, в норме малыш сам знает, сколько еды ему нужно.
  • Ребенок трех лет нуждается в самостоятельности: если хочет, может подмести пол, вымыть посуду, полить цветы или даже поучаствовать в стирке - небольшие домашние дела сформируют любовь к трудолюбию, даже если получается не очень хорошо, похвалите его.

В период кризиса для ребенка очень важна его самостоятельность - стоит позволять малышу приобщаться к взрослым занятиям, давать ему делать самостоятельный выбор
  • Справиться с трудностями помогут наставления психолога, если хотите избежать конфликтов, ведите себя соответствующе: спрашивайте разрешения чада во всем, что касается его персоны, идет на прогулку - узнайте, какую одежду он наденет, готовите обед – спросите, что он хочет.
  • Будьте разумными – уступайте в мелочах, например, если сегодня малыш хочет съесть второе блюдо перед супом, ничего страшного не произойдет, в желании взять во двор именно эти игрушки тоже нет ничего страшного.
  • Идите на компромиссы – пусть малыш сам выберет оптимальное для него решение, родителям не нужно ставить ультиматумов.
  • Изучайте психологические особенности вашего ребенка, детский организм индивидуален, обращайте внимание на слабости чада, стройте воспитание не на наказаниях, а на позитивных поощрениях.
  • Если ребенок не справляется, не нужно все делать за него, лучше просто предложите помочь. Если вы столкнетесь с агрессией, не стоит настаивать, пусть малыш все делает так, как выходит, переделать вы можете уже без него.
  • Проявление тепла и ласки – верный путь к преодолению кризисных явлений, нужно заботиться о малыше, чаще его обнимать и хвалить, это сформирует уверенность в себе у подрастающего проказника, позволит чувствовать себя любимым в семье. Особенно в таких жестах нуждаются дети, вынужденные делить любовь со своими братьями и сестрами.
  • Если самостоятельно справится с ситуацией не получается, а напряженная обстановка в семье возрастает, лучше обратиться к помощи профессионального детского психолога.

Не стоит бояться обращаться с чадом к психологу - специалист просто поможет спокойно пережить период кризиса и подскажет родителям, как им поступать в конкретных ситуациях
  1. Постоянная ругань приведет к тому, что ребенок в вас разочаруется, психология помогает родителям: не стоит срываться по пустякам, разбитая чашка не станет трагедией, а испачканные штаны всегда можно постирать, негативное же поведение приведет к комплексу вины у подрастающей личности, а это грозит уже более серьезными последствиями во взрослой жизни.
  2. Игровые приемы помогут превратить рутинные дела в веселое и беззаботное время, проведенное вместе, исключить кризис трех лет будет легче - вы поймете, насколько такая методика воспитания хороша. На помощь вам придут любимые игрушки: кукла хочет кушать только вместе с малышом, мишка не ложится спать один.
  3. Трудный возраст длится долго из-за того, что вы выбираете неверную тактику поведения: сравнивать успехи своего чада с другими детьми не стоит - может сформироваться чувство неполноценности, к другим детям ребенок начнет относиться негативно. Лучше сравнивать успехи с его собственным примером.
  4. Характер ребенка окажется безнадежно испорченным, если вы будете постоянно его оскорблять: растяпа – далеко не лучшее определение его умениям, даже если малыш не может что-либо сделать сам. Похвалите стремление, предложите немного помочь, чтобы результат был еще лучше.

Восстановить утраченное семейное равновесие самостоятельно бывает не по силам, трудный возраст у детей становится жестким испытанием на прочность. Если вы не можете решить возникших проблем, стесняться психологической помощи не стоит: квалифицированный специалист поможет консультацией и делом, направит вас в нужное русло, позволив вырастить счастливого и полноценного члена общества.

Доктор Комаровский о кризисе 3 лет и непослушных детях

Как воспитывать разбалованного малыша? Что следует знать родителям? Можно ли наказывать ребенка? Как легко пережить кризис? Когда следует обращаться к врачу? На эти вопросы ответит доктор Комаровский в своем видео, он расскажет об основных аспектах воспитания, поделится полезными советами и рекомендациями с родителями.

  • Добрый вечер! Наталья, у нас такая ситуация. Когда моему ребёнку было 1,8 мес его забрала бабушка, т. к. я была беременная вторым, и были сложности, и занималась ремонтом в новой квартире. Ребёнок прожил у бабушки 6 месяцев, вернулся когда малышу было 2 месяца. И сразу началось, стал писать в штаны, перестал какать, ток с клизмами. Меня и мужа не слушается, истерики, крики, на все отрицание, с едой стали проблемы. Малыша обижает, всегда пытается ущипнуть, поцарапать или ударить. Хотя, когда жил у бабушки был идеальный ребёнок все понимал, играл с другими детками, так же с малышами делился игрушками. Сейчас старшему 2,6 мес, а младшему 6 месяцев, ситуация не меняется. Малыша обижает, игрушки не даёт, все отбирает. Даже отбирает игрушки которые подарили брату, он кричит мое не дам. Мы стали дарить обоим игрушки, пытаемся объяснить что надо делиться и меняться, но результата ноль. Так игрушками не делится и с другими детками. Понимаю, мы совершили ошибку, что так долго был у бабушки. Как нам быть? Боюсь что и вырастит, будет обижать и не любить брата.

  • Время чтения: 10 минут

    Яркий кризис детства наступает по достижении ребенка трех лет. Родителей застает врасплох тот факт, что еще вчера малыш был нежным и послушным, но так быстро превратился в маленького капризулю, с которым просто невозможно договориться. Маленький тиран начинает упрямиться и совершенно не воспринимает те вещи, которые еще вчера не были проблемными. «Кризис трех лет» – так называют психологи подобное поведение малютки. Чтобы понять, что происходит с малышом в возрасте трех лет, нужно сначала осмыслить симптомы.

    Симптомы кризиса трехлетнего возраста

    Кризис трехлетнего возраста может длиться несколько месяцев и больше, протекать у разных детей с разной интенсивностью. В этот период у крохи меняются взаимоотношения с окружающими, и появляются новые социальные навыки. В три года начинает формироваться психика человека, поэтому при общении с отпрыском обязательно нужно учитывать его возрастные особенности.

    Психологи обращают внимание родителей на семь симптомов кризиса:

    • Негативизм.
    • Упрямство.
    • Деспотизм.
    • Обесценивание.
    • Строптивость.
    • Бунт.
    • Самостоятельность.

    Разберем симптомы кризиса отдельно, стараясь систематизировать их проявления и дать точную картину происходящего.

    • Если говорить о детском негативизме, то нужно сначала научиться отличать негативные реакции от простого непослушания.

    Если малыш просто не делает того, чего не хочет делать, то это нельзя назвать негативизмом. Проявляется негативизм в нежелании делать что-то только потому, что это предложили взрослые. Это реакция на само предложение, а не на действие. Негативизм проявляется по отношению к одному человеку, а к остальным взрослым малютка трех лет будет относиться с послушанием.

    • Второй симптом трехлетнего кризиса – упрямство, которое тоже следует научиться отличать от настойчивости.

    Если дитя настойчиво добивается исполнения своего желания, то упрямством это назвать нельзя. Мотивом для настоящего упрямства крохи может быть настойчивость, а объектом – что угодно, начиная от еды и заканчивая действием. Ребенок готов выполнять дейтвие не потому, что сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, зовут мальчика к столу, а маленький член семьи отказывается, хотя на самом деле хочет есть. Взрослые приводят доводы и убеждают, но упрямец все равно не подходит, так как ранее уже отказался.

    • Деспотизм – это желание малютки подчинить своей воле взрослых людей.

    Этот симптом проявляется в семье, где у родителей единственный маленький ребенок, а все взрослые балуют его, все позволяют. Например, маленькая дочь требует, чтобы мать не выходила из комнаты и сидела рядом. Или трехлетний сын будет кушать только то, что хочет, а полезные продукты есть отказывается. Этим дети стараются вернуть состояние младенчества, когда родители им предоставляли все по первому требованию. В семье с несколькими детьми деспотизм выражается как ревность.

    • Обесценивание событий и действий, важности вещей проявляется в кривлянии, обзывании, поломке игрушек: то есть, малыш показывает, что уже не нуждается в том, что раньше ему было дорого.

    Трехлетняя малютка находится в постоянном конфликте с окружающими: такое поведение похоже на протест. Лексикон крошки с каждым днем расширяется, пополняясь нехорошими словами и терминами, означающими отрицание. Как правило, относятся они к вещам, которые совершенно не приносят неприятностей.

    • Строптивость тоже является одним из неприятных симптомов кризиса у маленького трехлетнего отпрыска.

    Строптивость безлична. Если негативизм направлен конкретно против того или иного взрослого, то строптивость направлена на все действия, которые предлагаются малютке.

    • Бунт проявляется в желании привлечь больше внимания.

    Трехлетний кроха старается показать родителям, что его желания имеют такой же вес, как и их собственные, поэтому идет на конфликт по любому поводу. Родители иногда думают, что малыш просто издевается над ними, постоянно командуя и требуя выполнения своих, даже самых нелепых, указаний.

    • Кризис трех лет ярко выражает стремление маленького отпрыска к самостоятельности.

    Дитя проявляет любознательность, учится новому, старается понять непонятные вещи, что впоследствии благоприятно сказывается на формировании его личности. Однако негативные моменты симптома в том, что малютка хочет браться за взрослые дела, которые в три года совсем не получаются, а итог всему истерика.

    Как проявляется и сколько длится кризис 3 лет

    Почему возникает кризис в трехлетнем возрасте? Развитие маленького человека продолжается непрерывно, и из младенческого возраста кроха плавно переходит в подростковый период. Многие вещи он уже умеет выполнять самостоятельно, но еще не в состоянии полностью обходиться без родителей. Привыкнуть к этому нелегко, поэтому в три года кризис неизбежен. Малыш просто не знает, как иначе преодолеть те новые ощущения, которые преподносит жизнь. А вот как безболезненно выйти на новый уровень развития, отпрыску должны показать родители.

    Период кризиса трех лет знаменуется активной внутренней работой, когда намечаются значительные сдвиги в психическом развитии малыша. Главным новообразованием в этот ранний период считается чувство ощущения собственного «Я». Маленький трехлетний человечек формирует отношение к себе, и если младенец еще год назад, видя собственное отражение, говорил: «Это Саша», то по достижении трех лет, подходя к зеркалу, он обязательно скажет: «Это я».

    Кроха трех лет только начинает осознавать, что вырос уже из младенчества и начинает влиять на обстоятельства своей жизни и на людей, которые его окружают. Младший член семьи уже чувствует себя наравне с родителями, поэтому требует такого же отношения, как ко взрослому человеку. Истерики случались и до достижения младенцем трехлетнего кризиса, только были признаками физиологических проблем:

    • переутомления;
    • болезней;
    • недоедания или недосыпания.

    Во время кризиса трех лет истерика – это манипуляция. Малыш на подсознательном уровне старается добиться от родителей желаемого, особенно дети любят зрителей. Недаром взрослыми замечено, что на улице, в супермаркете или на детской площадке ребенок впадает в истерику гораздо чаще, чем дома. Насколько мудро поведут себя родители, настолько легче у маленького отпрыска впоследствии пройдет подростковый кризис.

    Сколько будет длиться кризис у малютки угадать невозможно. У одних детей кризисный возраст остается незамеченным, а другие задерживаются в нем на несколько лет. Взрослеющий человечек не раз будет сталкиваться с возрастными порогами, но кризис трех лет считается важной вехой на пути личностного роста. Мудрые родители просто пережидают кризис, ведь в первую очередь, тяжесть ложится на психику их чада.

    Что делать и как его пережить

    Взрослым следует подготовить к кризису трех лет своего отпрыска еще до того времени, как малыш отметит третий день рождения.

    • Реакция на капризы младшего члена семьи должна быть спокойной и взвешенной.

    Нужно понимать, что ребенок во время кризиса проверяет нервы своих родителей на прочность. Кроха постоянно будет давить на слабые места, пока не найдет слабину.

    • Мамам и папам нужно помнить, что кризис трех лет – это не проявление негативной наследственности или вредности характера, это норма..

    Становление личности будущего взрослого человека не стоит забивать запретами. Впадать в другую крайность тоже нежелательно, ведь вседозволенность выработает у маленького тирана черты характера, с которыми с годами легко влиться в социум не получится.

    • Не стоит делать за малыша те вещи, которые он стремится делать сам.

    Все, что не опасно для жизни, пусть ребенок пробует своими руками, а если в процессе познания мира разобьется пара тарелок – не беда. Родительская мудрость заключается еще и в том, чтобы уже в три года предлагать маленькому человеку выбор. К примеру, предлагать крохе выходить на улицу в черной или синей куртке, зная, что ребенок может захотеть гулять вообще без неё.

    • Взрослым нужно перестать заставлять трехлетних отпрысков делать что-либо: желательно просто попросить – и кроха это сразу оценит.

    У малыша трех лет еще медленный ритм жизни и тип психики, поэтому ему нужно давать больше времени на реакцию, и на то, чтобы любой процесс привести в действие. Мудрые уловки родителей помогут предотвратить истерики и сохранят нервы всем членам семьи: и маленьким, и большим. Лучше обратиться за консультацией и рекомендацией к детскому психологу в три года, чем допустить массу ошибок в воспитательном процессе. Родителям нужно признать: их малыш становится взрослым, поэтому следует уважать его самостоятельность.

    Как справиться с капризами

    Психологи считают: нет большей силы, чем внимание родителей. С помощью внимания решаются все проблемы, возникающие у крохи трех лет во время кризиса. Поведение детей направлено на тех людей, которые постоянно находятся рядом, поэтому капризы объясняются только привлечением к себе внимания. Не то, чтобы трехлетние дети осмысленно хотят свести с ума своих воспитателей, просто, по их мнению, если не привлекать внимание плохим поведением, то родственники могут и вовсе позабыть о существовании маленького человека.

    Прежде чем бурно реагировать на непокорность, следует выяснить настоящую причину плохого поведения маленького ребенка. У детей трех лет уже заложена подсознательная потребность избегать унижения, которое чувствуется во время родительских приказов и нравоучений. Возможно, это и есть причина кризиса? Наказывать после каждой истерики – это выработать у ребенка трусость и бесхарактерность. У вас есть желание воспитать такого человека? Гораздо мудрее молча переждать бурю, а потом попытаться достучаться к отпрыску с помощью нехитрой логики.

    Трехлетние дети уже зависят от того, как преподносится им любая информация и насколько логично выглядят доводы. Для профилактики истерик во время кризиса важно уметь договариваться еще на начальной стадии какого-нибудь действия. Например, еще до похода в магазин стоит договориться с крохой о невозможности покупки игрушки. Не требовать и критиковать, а обсудить и объяснить, почему этого действия не будет. Также нужно обязательно поинтересоваться, чем заменить желаемую игрушку и предложить взамен свои варианты развлечений.

    Итак, чтобы легче справиться с капризами нужно:

    • сохранять спокойствие;
    • помнить, что истерика может быть причиной невнимания;
    • предложить ребенку выбрать стратегию решения проблемы;
    • сдерживать и не показывать раздражение;
    • выяснить причину капризов;
    • не взывать к разуму малыша в разгаре скандала.

    Как реагировать родителям

    Особенно тревожат родителей аффективные вспышки, которые случаются у трехлетних детей с большой интенсивностью. Во время кризиса не стоит уделять им слишком много внимания: верное решение – вообще проигнорировать истерику, и тогда, видя, что методы не действуют, маленький манипулятор будет искать более действенную тактику для вовлечения взрослых в свою игру. Но иногда не срабатывает и игнорирование.

    Есть маленькие личности, которые способны находится в состоянии аффекта длительный период времени, а материнское сердце долго вытерпеть этого не в состоянии. Эффектным способом вывода своего чада из истерики будет жалость: обнять посадить на колени, погладить по голове — это действует всегда безотказно. Но маме следует знать, что этим способом её победитель будет воздействовать и в дальнейшем, требуя дополнительные порции внимания.

    Кризисный возраст три года – это становление у маленького человека адекватной самооценки. Она закладывается методом проб и ошибок, а взрослые должны дать возможность эти ошибки совершить, чтобы в будущем избежать множества проблем. Совет родителям один: дайте максимально возможную свободу отпрыску. Начиная с трех лет самостоятельный маленький человек должен идти собственным путем. Воспитатели, ограничивающие независимость детей, нарушают их развитие, формируя обостренное чувство неуверенности.

    Но это не значит, что нужно во время кризиса попустительствовать малышу во всем. Золотая середина в воспитании – это определение границ, на которые наложено вето. К примеру:

    • нельзя никогда играть на автомобильной дороге,
    • нельзя гулять в холодную погоду без шапки,
    • нельзя пропускать днем сонный час и т.д.

    Родители просто обязаны давать своему карапузу трех лет право выбора как минимум в двух вариантах. Много ценных советов описано в авторской методике всемирно известных психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

    Психология ребенка

    Психология у детей трех лет в корне отличается от младенческой. Взрослые не знают, как реагировать на все изменения, которые происходят в поведении чада. Такая неподготовленность приводит к плачевным результатам: конфликтам в семье, в детском саду, а впоследствии и во взрослой жизни подрастающего человека.

    Помимо развития самостоятельности, дети трех лет начинают бояться разных вещей, на которые еще вчера не обращали никакого внимания:

    • высоты;
    • большого пространства;
    • темноты;
    • новой обстановки;
    • новых людей.

    Необъяснимый страх выражается в отказе спать одному, криком во сне или обильными слезами среди ночи. Мамам и папам важно не игнорировать этот период и убедить отпрыска, что тот находится под надежной защитой. Такой подход поможет построить мостик доверия маленькому человечку, что положительно скажется на последующих попытках взрослых в кризисной ситуации договориться с ним.

    Ребенок трех лет остро реагирует на психологическую обстановку в семье – скандалы, ругань, повышенные тона. Реакция на подобную атмосферу может быть непредсказуема, поэтому для родителей очень важно соблюдать гармонию в отношениях между собой, когда маленький член семьи входит в кризисный возраст. Если дети трех лет будут видеть ссоры в семье, то это приведет к выраженному чувству собственной неполноценности, а впоследствии к применению такого же стиля поведения с противоположным полом уже во взрослой жизни.

    Видео: кризис трех лет – доктор Комаровский

    Детский врач Комаровский точно знает, как правильно вывести ребенка трех лет из кризисного возраста без особых эмоциональных потерь, а его советы смотрите в этом видео:

    Кризис 3 лет у ребенка – это сравнительно короткий этап жизни, который может характеризоваться длительностью в несколько месяцев, а иногда и до двух лет. Ребенок заметно меняется на протяжении данного этапа, переходя на ступеньку выше в собственном жизненном пути. После преодоления малышом рубежа трехлетнего возраста его взрослое окружение начинает отмечать серьезные видоизменения в нем: ребенок становится упрямым, изменчивым, капризным, вздорным.

    Причины кризиса 3 лет у детей

    К сожалению, абсолютное большинство взрослых лиц не осознают, что данный период развития характеризуется довольно важным для малыша психическим процессом, заключающемся в возникновении первого яркого выражения собственного «Я». Таким образом, поведение детей представляет собой попытку научиться делать многое самостоятельно и находить решение собственных проблем.

    Существует несколько проявлений, знание которых поможет родителям определить, что малыш приближается к кризисному этапу. У детей наблюдается острый интерес к отражению собственной персоны в зеркале, они начинают озадачиваться собственной внешностью и выявляют заинтересованность к тому, какими они кажутся в глазах окружения, также дети начинают обостренно реагировать на неудачи.

    Кризис 3 лет Выготский считал наиболее сложным этапом на пути взросления малышей. Новые потребности трехлетнего малыша уже не удовлетворяются прежней моделью взаимодействия с ним и ранее устоявшимся образом жизни. Поэтому он в протест, для отстаивания собственного «я» ведет себя наперекор родителям при этом, ощущая противоречие между своим «хочу» и «нужно».

    Таким образом, происходит развитие ребенка. Любому процессу развития, кроме медленных перемен, сопутствуют и скачкообразные кризисные переходы. Постепенные накопления личностных изменений сменяются бурными переломными моментами.

    Симптомы кризиса 3 лет

    В кризисные периоды дети характеризуются особой чувствительностью к оцениванию собственной персоны и своих поступков. Они становятся более обидчивыми, слегка злопамятными (они помнят длительный период времени незаслуженное, по их мнению, наказание), хитрыми (показывают чувства и настрои, которые не ощущают).

    В качестве «семизвездья симптомов» обрисовал кризис 3-х лет Выготский. Первыми признаками трехлетнего кризиса считаются появления негативизма и повышенного влечения к самостоятельности.

    Негативизм представляет собой попытку малыша проявить собственную независимость. Другими словами кроха на любое предложение, услышанное от родителей, отвечает отрицательно – «нет» становится его любимым словом. Например, мать зовет ребенка обедать, но что получает в ответ «нет», но через 10 минут малыш может сам прийти. Подобным поведением он демонстрирует, что сам решает, нужно ему обедать или нет. Такие действия не являются ответной реакцией на содержание предложения. Данная реакция направлена на отправителя предложения. Ребенок, переживающий кризисный этап развития, всего лишь стремиться сделать все наоборот, даже при условии того, что это идет вразрез с его желаниями.

    Кризис 3 лет истерики становятся постоянным спутником кризисного этапа, что может озадачить и расстроить родителей, вследствие чего они будут искать причины подобных действий в отклонениях психического развития. Детские попытки отграничить собственное «я» от родителей являются прогрессивными тенденциями развития.

    Кризис 3 лет симптомы и основные проявления впервые описала Э. Келер. Она выделила такие симптомы трехлетнего кризиса: негативизм, строптивость и упрямство, своевольство, протест-бунт, обесценивание взрослых, устремленность к деспотичному поведению. Однако за этой композицией из отрицательных характеристик, родителю необходимо постараться разглядеть попытки малыша установить качественно новые формы взаимоотношений с окружением и выделить собственное «Я».

    Часто трехлетние дети любые свои действия в ответ на предложения родителей сопровождают словами: «Я сам». Феномен фразы «Я сам» обозначает не только самостоятельность в действиях, но и психологическое отгораживание малыша от взрослого. И чем быстрее родитель уяснит необходимость преобразования взаимоотношений с крохой и перестроит их, тем менее негативными будут проявления кризиса.
    Упрямство и негативизм в детском поведении возникает вследствие того, что дети еще не умеют подвергать оценке собственное состояние, не в состоянии осознать и объяснить свои замыслы. Вот поэтому их поведение и кажется бессмысленным противостоянием взрослым.

    Дети в кризисном периоде трехлетнего возраста характеризуются чрезмерной настойчивостью, которая иногда достигает уровня настырности, если малыш хочет добиться чего-нибудь конкретного от взрослого.

    Кризис 3 лет в случаях, когда дети не получают желаемого, наблюдаются довольно часто. Чтобы избежать их родителям следует постараться переключить внимание крохи с ситуации, провоцирующей конфликт, на предмет или явление, которое его точно заинтересует. Главное при этом вести себя уравновешенно. Так как родительские крики могут только усугубить истеричные проявления.

    Упрямство также является чертой, присущей малышам в кризисном периоде трех лет. Она проявляется не потому, что малыш хочет какую-то конкретную вещь, а потому что ему необходимо, чтобы то, что он требует, было выполнено. Малыш просто связан собственным первоначальным решением.

    Строптивость в поведении детей направлена против системы воспитания, уклада жизни, устоявшегося до трех лет. Малыш может начать баловаться, когда родители смотрят телевизор или готовят кушать.

    Своеволие проявляется в стремлении все делать самостоятельно. Ребенок сам хочет сделать себе бутерброд, пытается самостоятельно заправить постель или завязать шнурки. Такое поведение является первыми проявлениями его взрослости. На данном этапе кроха уже начинает осознавать разницу между взрослыми лицами и детьми, вследствие чего стремится быть похожим на взрослое окружение.

    Протест-бунт выражается в состоянии противостояния окружающим, нередко даже, может проявляться «военными действиями» по отношению к ним. Дети склонны грубить бабушке или дедушке, пререкаться с мамой. Часто дети, перешагнувшие трехлетний рубеж, ссорятся и с ровесниками, забирают у них игрушки либо не желают делиться своими, нередко, даже дерутся.

    Обесценивание взрослых выражено в том, что малыш начинает ругать, дразнить, нередко, даже, обзывать родителей. Дети отказываются признавать собственную неправоту и не просить прощение за резкость.

    Детская деспотичность принуждает родителей делать все, чего требуют малыши. Они пытаются манипулировать родителями при помощи безудержного рева, грубого обращения, капризности. В отношении к младшим малышам в семье является деспотическим проявлением.

    Таким образом кризис трех лет симптомы и основные проявления помогают родителям понять, что происходит с их чадами, для того чтобы они могли своевременно откорректировать модель своего поведения, вследствие чего трехлетний кризис пройдет для крохи наименее ощутимо.

    Малыши, преодолевшие трехлетний рубеж, начинают ожидать от взрослых участников семейных отношений признания собственной самостоятельности и независимости. Они хотят, чтобы с их мнениями считались и советовались с ними. Дети не могут ждать, когда их желания быть самостоятельными исполниться. Они не понимают еще будущего времени. Им необходимо все немедленно, вследствие чего дети стремятся любой ценой достигнуть самостоятельности и самоутвердиться в победе, даже если такая победа приносит неудобство из-за ссоры с близким окружением.

    Родительскую опеку можно представить в виде яичной скорлупы, защищающей зародыш цыпленка. Малышу безопасно, тепло и уютно находиться под ней, но в определенный момент она выстраивает помехи на пути его роста. Поэтому ребенок не инстинктивно, а уже сознательно ломает «скорлупу», чтоб познать превратности судьбы, изведать непознанное и неизведанное. А главным его открытием становится открытие самого себя. Ребенок начинает ощущать себя независимым, и в некотором роде всемогущим, однако в силу собственных возрастных возможностей он не в состоянии обойтись без родителей. Поэтому он начинает сердиться на них и мстить при помощи единственного доступного ему средства – слез.

    Кризис трех лет психология характеризует, как движущую силу детского развития, которая представляет собой смену ведущей деятельности. Окончание данного этапа знаменует начало нового периода – дошкольное детство.

    В трехлетнем возрасте ролевая игра становится ведущей деятельностью. Малыши практикуют игры, в которых они изображают взрослое окружение и подражают ему.

    Детские кризисы могут иметь неблагоприятные последствия, такие как увеличенная мозговая чувствительность к влиянию среды, ранимость ЦНС вследствие нарушений в перестройке метаболизма и преобразовании эндокринной системы. Другими словами, кульминационная фаза кризиса 3 лет у ребенка представляет собой комбинацию из прогрессивного эволюционного скачка и функционального дисбаланса, который неблагоприятен для детского здоровья.

    Такой дисбаланс подпитывается также активным ростом физического тела крохи соответственно и его внутренних органов. Вследствие чего адаптационные возможности и компенсаторный потенциал детского организма снижаются, малыши становятся более подверженными различным недугам, особенно нервно-психического характера.

    Кризис 3 лет у ребенка — как с ним справиться? Можно судить о привязанностях малышей, выявив, на кого устремлен его кризис. В основном, таким объектом оказывается мать. Поэтому ответственность за грамотный благоприятный выход малыша из кризиса возлагается, в первый черед, на нее. Нужно понимать, что дитя само страдает от кризисных проявлений.

    Кризис 3 лет психология утверждает, что один из наиболее значимых периодов психического развития ребенка, который знаменует его переход на еще одну ступеньку детства вверх. Именно поэтому рекомендуется родителям, если они стали замечать резкие изменения в поведении собственного чада, постараться выработать правильную стратегию во взаимодействии с ним, стать более лояльными в мерах воспитательного характера, расширить права и круг обязанностей крохи, дать вкусить ему самостоятельности в пределах разумного, чтобы он смог насладиться ею.

    Нужно понимать, что малыш не соглашается с родителями не из простого упрямства, он пытается испытать характер взрослых и отыскивает слабые места в нем, чтобы в дальнейшем при отстаивании собственной независимости воздействовать на них. Поэтому малыш может перепроверять несколько раз за день родительские запреты. И если он замечает хотя бы малейшую возможность, при которой «нельзя» трансформируется в «можно», то добьется своего, если не у родителей, то уж точно у бабушек дедушками. Сердиться за подобное поведение на него все же не рекомендуется. Необходимо просто грамотно сбалансировать систему поощрений и порядок наказаний, соблюдать последовательность действий всеми участниками семейных отношений. Ведь это взрослые родственники с момента появления крохи на свет систематически приучали его к пониманию того, что желания крохи являются законом для близкого окружения. Поэтому не следует удивляться, когда малыш не обращает внимания на взрослые запреты. Ребенок не может понять, почему это вдруг изменилась система требований. Поэтому он в отместку будет твердить родителям «нет». Обижаться на кроху за это не следует.

    В ситуациях, когда желания крохи значительно превосходят его реальные возможности, необходимо найти выход из ситуации через ролевую игру.

    Если родители заметили кризис 3 лет у ребенка и как с ним справиться – это насущный вопрос, то им рекомендуется сделать все возможное, чтобы малыш ощущал себя равным своему близкому взрослому окружению.

    Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего я и отношений с окружающими. Одни из таких моментов является кризис 3 лет.

    Кризис трех лет – особенности

    Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

    Кризис 3 лет у ребенка – основные признаки

    Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию.

    Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т.д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

    Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет. К ним относятся:

    • Упрямство . Высказав какое-либо желание или мысль, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить упрямца не помогают никакие уговоры и обещания чего-то более стоящего. Таким образом кроха хочет понять, что с его мнением считаются.
    • Негативизм . Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, кроха может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я».
    • Стремление к самостоятельности . Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием.
    • Обесценивание . Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать злыми», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – противной, любимая мягкая игрушка – плохой и т.д. Нередко дети начинают обзываться или ругаться.
    • Деспотичность . Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть или делать.

    Читайте также:

    Детская ложь или почему дети врут

    Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

    Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребенка в 3 года . Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть.

    Предоставьте ребенку свободу выбора

    Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.


    Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше.

    Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет.

    Некоторые родители используют стремление ребенка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?