Чтение для 6 лет по слогам. Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы. Упражнения со словами: закрепляем навык

Тренажер для начинающих. Простые слова.

Книга - это замечательно. Но малыши не хотят напрягаться и складывать буквы в слова, гораздо проще посмотреть на картинку и по первой же букве догадаться, что написано под рисунком.

Поэтому предлагаю скачать вот эти листики. На них много слов и никаких поясняющих картинок. Малыша ничто не будет отвлекать от процесса чтения. А так как в каждом слове всего три буквы, прочитать их будет не очень сложно.

А сколько их - слов, состоящих из трех букв? На этих листиках больше ста таких слов. Так что ребенку будет что почитать.

Новые карточки для отработки навыков чтения. На этот раз в подборке слова из 4 букв, но с одним слогом.

То есть в словах есть только одна гласная буква.

ДЕНЬ, ГРУЗ, СРОК, ПЕЧЬ, СЕМЬ, НОЧЬ и так далее.

На двух листах собрано более 100 слов, состоящих из 4 букв и 1 слога.

При чтении ребенок должен не просто составить слово из букв, но и осмыслить прочитанное. Попросите малыша объяснить каждое новое слово.

Продолжаем отрабатывать навыки чтения.

Следующая подборка - это уже двухсложные слова из 4 букв. На первой карточке слова с так называемым "открытым слогом". Их читать легко. Ма-ма, ка-ша, не-бо, ре-ка, лу-жа и тому подобные слова.

Вторая карточка посложнее. Слова на ней содержат как открытые слоги, так и закрытые. Ма-як, иг-ла, у-тюг, ях-та, о-сёл, ёл-ка и так далее.

На каждой карточке более пятидесяти слов. Так что ребенку придется потрудиться, пока прочтет все слова.

Читаем по слогам новые слова. Слова уже состоят из 5 букв. Ва-гон, ма-лыш, ту-ман, мар-ка, ре-дис, лам-па. И так далее. Если ребенок уверено прочтет эти сто пятьдесят с "хвостиком" слов, вы можете считать, что ваш малыш читать НАУЧИЛСЯ! Вернее, научился складывать из букв слова.

В процессе взросления ребенок осваивает важные и полезные навыки. Чтение – один из основополагающих. Психологи рекомендуют учитывать индивидуальные особенности детей. Это поможет понять, готов ли ребенок изучать буквы и пришла ли пора начинать учиться читать по слогам. Для детей разных возрастов требуется индивидуальный подход.

Важно своевременно распознать сигналы готовности к обучению:

  • ребенок создает иллюзию чтения, водит пальцем по тексту;
  • проявляет интерес к книгам, может подолгу их рассматривать;
  • знает все буквы и без труда может их назвать;
  • у него понятная речь;
  • у ребенка большой словарный запас;
  • необходимо индивидуально подходить к малышу с дефектами речи.

Особенности обучения в разном возрасте

В 3-4 года

Ребенок в этом возрасте активный и любознательный и способен усваивать большой объем новой информации за небольшой промежуток времени.

Продуктивное обучению любому навыку должно сочетать в себе:

  1. Интересную форму подачи, т.е. обучение лучше проводить в виде игры. Монотонность и однообразие способно отпугнуть кроху и надолго отбить желание обучаться.
  2. Подбирать задание в зависимости от индивидуальных особенностей малыша. Даже в возрасте 3 лет развитие и способности двух детей могут разительно отличаться. Необходимо подбирать развивающие игры, чтобы они подходили ребенку и не были для него слишком сложными.
  3. Следить за реакцией маленького ученика, чтобы он не перенапрягался.
  4. Учитывать его настроение. Не стоит приступать к обучению, если малыш не настроен на занятия.

В 4-5 лет

Мозг ребенка начинает активно работать и обрабатывать информацию. Ему уже гораздо проще структурировать и анализировать все происходящее вокруг. Обучение также стоит проводить в виде игр, чтобы ребенку было легче и интереснее усваивать новые знания. Маленькому ученику необходимо уметь подолгу сосредотачиваться на занятиях, иначе результат от них будет минимальным.

В 5-6 лет

У ребенка наступает новый этап интеллектуального развития. Он начинает активно проявлять интерес к чтению, потому что сам хочет вникнуть в обучающий процесс.

Ребенок получает больше положительных эмоций от обучения чтению. Мозг маленького человечка активно развивает определенные участки, которые отвечают за внимание, помогает лучше структурировать, анализировать и запоминать информацию.

В 6-7 лет

Взрослым людям не нравится заниматься рутинными делами, которые нагоняют тоску. А ребенку заниматься чем-то скучным просто противопоказано. Занятия должны быть увлекательными и интересными.

Для этого потребуется:

  • обучающий материал с большими буквами;
  • проводить обучение в форме игры;
  • не переутомлять ребенка.

Не стоит брать во внимание только книги, лучше использовать говорящую азбуку, карточки, кубики и другой учебный материал.

Классическое обучение в домашних условиях

Правильное начало

Для того чтобы успешно и результативно обучить ребенка чтению по слогам, необходимо задать правильное начало. Психологи и педиатры советуют действовать определенными методами, чтобы снизить у маленького ученика сопротивление к обучающему процессу.

Среди них:

  1. Проводить занятия, когда у ребенка хорошее настроение и не наблюдается признаков болезни. Это правило относится и к обучающему человеку.
  2. В начале учебы у малыша часто наблюдается быстрое переутомление и сложности с концентрацией внимания. Лучше всего будет сократить время занятий в первые несколько дней.
  3. Золотое правило любого обучения у детей – это игровая подача. Таким образом ребенок учится необходимым вещам в легкой и интересной форме.
  4. Занимаясь с ребенком, не нужно изображать строгого учителя. Подобная форма подачи может навсегда загубить в нем желание получать новые знания.
  5. Кроху обязательно нужно поддерживать и радоваться его успехам. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах и способность быстрее достигать успеха.
  6. Чем больше будет разнообразных игр, тем малышу будет проще и интереснее учится читать по слогам. Для детей также необходимым условием является своевременное переключение с одной игры на другую. Это помогает поддерживать интерес и внимание маленького ученика.

Этапы обучения

  1. Для начала объяснить в игровой форме, что речь состоит из звуков.
  2. Научить ребенка отличать согласные различной твердости (мягкие и твердые). Определять гласную, на которую падает ударение.
  3. Затем маленькому ученику нужно научиться выделять звуки в небольших словах.
  4. В игровой форме показывать букву и произносить ее звуковое обозначение.
  5. Затем вместе с родителями складывать слоги.

Игровые формы изучения букв.

Для детей современный мир предлагает множество различных методик, которые помогают научить читать по слогам.

Чтобы научить ребенка читать по слогам рекомендуется начать с изучения буква. Азбуку лучше покупать для детей 2-3 года, где каждая буква ассоциируется с предметом

Среди них:


Обучение правильному произношению звуков

Обучение лучше разделить на несколько этапов. Это поможет ребенку быстрее научиться правильному произношению.

  1. 1 этап. Направлен на развитие органов, которые участвуют в речи: губы, язык, щеки. На этом этапе осваивают более легкие звуки, т.е. гласные и простые согласные.
  2. 2 этап. Ребенок учится сложным согласным. Как показывает практика, это свистящие и шипящие звуки.
  3. 3 этап. Этому этапу стоит уделить особое внимание, т.к. он является одним из самых сложных при обучении ребенка правильному произношению. На 3 этапе нужно научить правильно произносить сложные звуки (шипящие и свистящие), чтобы малыш их не путал.
  4. 4 этап. Когда маленький ученик научится по отдельности выговаривать сложные звуки, наступает следующий этап. Ребенку нужно будет научиться отделять смешивающиеся звуки, например, [Ш] и [С].

Составление слогов и переход к их произношению

Слоги можно разделить на 3 типа:

  1. Согласная + гласная А . Это самый простой слог для усваивания у ребенка. Например, слоги: МА, БА, ПА и др. Ему нужно объяснить, как составляются слоги, и научиться правильно их читать. Пусть маленький читатель не старается изучить слоги быстро, ведь главное, чтобы он понял суть, и делал это правильно. Со временем он научится делать это гораздо быстрее.
  2. Согласная + другие гласные. Сначала лучше изучить слог с простыми согласными, но другой гласной, кроме [А]. Когда он освоит этот урок, можно перейти к следующему. Чередовать простые согласные со сложными (свистящие и др.) и любой гласной. Например, слоги: ДИ, ЩА, ЧЕ и др.
  3. Слог наоборот. Когда маленький читатель понял суть, педиатры рекомендуют переходить на закрытые слоги. Т.е. слог заканчивается на согласную букву. Например, слоги: ИР, ЯЩ, АР и т. д.

Чтение целых слов

Научиться читать по слогам – промежуточный этап, после которого для детей наступает сложный, но интересный период – чтение целых слов. Чем меньше слов будет попадать в поле зрения ребенка, тем ему будет проще.

  1. Лучше всего будет начать со слов, в которых есть повторяющиеся слоги. Например, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА и т. п.
  2. Далее проще всего у детей воспринимаются слова с повторяющимися (несложными) согласными. Например, МИ-МО и пр.
  3. Потом стоит выбрать различное сочетание слогов, но с простыми согласными. Например, СА-ЛО, КИ-СА и др.
  4. Затем лучше уделить внимание словам с одной сложной согласной. Например, РО-ЩА, ПИ-ЩА и т. п. Далее можно выбрать обе сложные согласные: ЧА-ЩА и пр.

С постепенным увеличением сложности ребенок сможет прочесть даже самые трудные слова.

Обучение беглому чтению

Обучение беглому чтению поможет ребенку научится быстро читать. Текст для занятий важно выбирать в соответствии с возрастом. Необходимо зафиксировать начальный результат, чтобы знать, насколько успешно проходит обучение. Для этого достаточно дать ребенку прочитать текст, предварительно засечь время. В начале тренировок не стоит переутомлять его, будет достаточно 1-2 минут.

  1. Понять смысл. Необходимо, чтобы ребенок мог усваивать и запоминать смысл прочитанного текста. Когда маленький ученик прочитает часть, нужно задать ему вопросы и проверить, понял ли он смысл текста.
  2. На поиски. Начинающему читателю предлагается быстро найти в тексте определенное слово или словосочетание (но это зависит и от возраста ребенка).
  3. Трудная борьба. Специалисты утверждают, что детям сложно дается чтение слов с несколькими согласными подряд. Нужно составить список трудных слов с идущими подряд согласными. Лучше всего ежедневно прорабатывать такие слова, чтобы ребенок не терял сноровку.
  4. Скороговорки. Проговаривание скороговорок помогает улучшить произношение, правильно распределять дыхание, увеличить скорость чтения.

Популярные методики обучения чтению

Кубики Зайцева

Главное отличие методики Зайцева – это единица языка, т.е. склад вместо общепринятого слога. Например, «пи-ро-г» вместо «пи-рог».

Кубики имеют множество особенностей:

  • размер;
  • цвет;
  • количество;

Различия помогают ребенку запомнить определенное правило. Дополнительно к кубикам прилагаются таблицы со складами. Методика Зайцева подходит детям от 3 лет.

Слоговое чтение

Данный метод представляет собой таблицы со слогами. Огромный набор слогов хорош тем, что его невозможное запомнить и заучить, поэтому одну таблицу можно изучать многократно. Слоговое чтение помогает изучить разнообразные слоги и подготовиться к чтению трудных слов.

Метод Глена Домана

Данный метод рекомендуется использовать с 6 месяцев. В наборе находятся карточки со словами, напечатанными красными буквами.
Суть метода в том, чтобы показывать ребенку карточки со словами, проговаривая их четко и ясно . При помощи этой методики ребенок сможет научиться читать, не заучивая слоги и буквы.

Методика Надежды Жуковой

Для этого метода ребенка заранее необходимо познакомить с буквами. Надежда Жукова утверждает, что детям сложнее выделять отдельные звуки и проще выделять слоги. Кроху сначала нужно познакомить с самыми простыми буквами, гласными. Помочь ему понять, что их можно пропеть. Потом нужно объяснить, как складывают 2 гласные буквы, тогда он сможет понять основы сложения слогов.

«Магнитная азбука» Надежды Жуковой поможет ребенку научиться определять на слух, сколько букв и звуков произнесено, и в какой последовательности звучат звуки.

Кубики Чаплыгина

В основе методики лежат динамические кубики. Это соединенные особым способом кубики, которые можно крутить. Поворачивая их, малыш получает новые слова. Из 2 кубиков можно собрать 20 слов, а из 3 кубиков – в 25 раз больше (т.е. 500 разнообразных слов).

Азбука-самоучка

Азбука-самоучка позволяет ребенку выучить алфавит без посторонней помощи. Электронная азбука поможет изучить основу чтения – буквы в игровой форме практически без помощи взрослых.

Видео-уроки обучения чтению

Существует огромное количество видео-уроков как простых, так и замысловатых. Родителям порой сложно выбрать из такого многообразия то, что действительно подойдёт ребенку.

Видео-уроки можно условно разделить:

  • по возрасту;
  • по полу ребенка;
  • по уровню подготовки (начальный, средний, сложный).

Следует подбирать видео-уроки согласно этим параметрам.

В чем преимущества видео-уроков по обучению чтению:

  • дистанционное обучение;
  • самостоятельное обучение без участия взрослых;
  • легкая доступность;
  • интересный формат обучения;
  • большое разнообразие.

Для успешного обучения важно проявлять:

  • настойчивость;
  • терпение;
  • методичность;
  • внимательность;
  • любовь и заботу.

Не стоит приступать к занятиям с плохим настроением и/или самочувствием. Правило касается как ребенка, так и родителя. Нельзя проявлять при обучении отрицательных эмоций: раздражительность, злость, агрессия. При появлении трудностей в процессе обучения лучше отложить занятия на некоторое время.

Видео на тему: как научить ребенка читать

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям - чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев - общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция - воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника - новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников - 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.





Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.










Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:




















Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:






Наши родители ещё помнят то время, когда считалось нормальным, что первоклассник, приходя в школу, не умел читать и писать. Все эти навыки тщательно отрабатывали с семилетками педагоги в течение почти всего первого года обучения в школе. Сегодня программа начальной школы требует, чтобы учащийся приходил в первый класс уже читающий, умеющий немного считать и писать, иначе он сразу попадает в отстающие. «Учимся читать быстро!» – вот требование сегодняшней школы.

Неудивительно, что ответственные родители начинают думать об обучении чтению довольно рано. Сегодня существует не одна методика, помогающая научить читать с нуля малышей, разработаны различные упражнения, помогающие запомнить буквы, в Сети можно найти не один мульт или видео на эту тему. Сложно даже выбрать, какая методика лучше, когда стоит начинать обучение – в год, три или пять.

Несмотря на то, что сегодня популярно раннее развитие, и предлагается не одна такая методика и программа для малышей, большинство специалистов считают, что начинать учить буквы и особенно читать торопиться не надо. Принцип «учимся читать и говорить» не идет на пользу малышу. Ваш ребенок готов начать обучение, если он:

  • Хорошо освоил речь, то есть может связно рассказать о чем-либо, легко составляет предложения.
  • Нет никаких логопедических проблем.
  • С легкостью слышит и узнает звуки независимо от того, стоят они в начале, конце или середине слова.
  • Четко представляет и называет положение предметов в пространстве.

Ваш ребенок соответствует этим требованиям, значит можно приступать – учимся читать дома.

Чтобы вы могли уверенно сказать «учимся читать легко», вам предстоит самим подготовиться, выбрав подходящую методику и подобрав необходимые материалы: картинки для малышей, упражнения, видео, примеры, мультфильмы. А главное, без чего не обойтись – это букварь. Учимся читать только с ним.

Лишь когда вы готовы сами, можно переходить к занятиям. Какую бы методику вы не выбрали, запомните несколько правил, как правильно организовать обучение :

  • Занятия должны проходить регулярно, но длиться недолго. Начинать с пяти – семи минут и постепенно довести до получаса.
  • Когда занятия перейдут 10 минутный рубеж, то необходимо в нем разнообразить формы: чередовать игру с пением, рисование буквы и складывание кубиков, просмотр видео или мультфильма.
  • Научить читать с нуля, можно только играя. Всё монотонное убивает интерес ребёнка.
  • Не спешить. Переходить к новому этапу, только если прочно усвоен предыдущий.
  • Перейдя к следующему этапу, обязательно повторять пройденное раньше.
  • Искать примеры пройденного в реальной жизни. Например, читать слоги или знакомые буквы на вывесках и рекламе.

Читаем слоги по методу Зайцева

Один из интересных способов обучить ребенка чтению по слогам играя, это методика Николая Зайцева. Она основана на использовании специального развивающего материала, складах. Ребенок учится читать с помощью игры, песенок и подпевок.

Склад – это пара «согласная-гласная», которые различаются по цвету. Их можно встретить в виде карточек, но лучше использовать разработанные ученым кубики со складами. 52 входящих в комплект кубика различаются по размеру, весу, наполнению и цвету в соответствии с тем, какие слоги на него нанесены. Это помогает детям научиться читать с нуля, используя все органы чувств.

Учим гласные и согласные

Прежде чем научиться читать слоги, необходимо освоить буквы. Здесь очень важно правильно читать их, заучивая. Никаких «бэ», «вэ», как учат буквы, изучая азбуку. Необходимо учить звук, соответствующий этой букве. Только «Б», «М» и т.д., иначе ребенку трудно понять при переходе к чтению по слогам как же они складываются.

Некоторые специалисты говорят, что учить читать слоги нужно только после того, как прочно выучен весь алфавит. Но другие методики предлагают приступать к этому уже тогда, когда хорошо освоены хотя бы несколько гласных и согласных. Учить буквы нужно не в произвольном порядке, а в следующем:

  1. Первыми будут гласные – А, О, У, Э, Ы.
  2. Выучив открытые твердые гласные переходим к твердым звонким согласным. Это М и Л.
  3. Только хорошо освоив эти достаточно простые звуки и буквы, можно переходить к глухим, шипящим согласным и сложным мягким гласным: Ж, Ш, Щ, Я,И, Ю и пр.

Как буквы сложить в слоги

Бывает, что даже освоив весь алфавит, ребенку сложно перейти к составлению букв в слоги. Здесь может помочь несколько способов:

  • Учимся читать вместе. Помогаем ребенку понять, из чего состоит слог, четко артикулируя звуки.
  • Пропеваем слог, продлевая звучание букв: м-м-м-а-а-а, чтобы они слились вместе.

Осваивать этот первый этап могут помочь видео и мульт передачи. Чтобы не создавать дополнительные сложности, вначале читаем простые слоги.

Несложные слоги

К простым, несложным слогам относятся те, что состоят из двух звуков: БА, МА, ЛО и т.д., где один звук твердое звонкое согласное, а второй – открытая гласная. Освоив их, малыш с пониманием сможет освоить и сочетание гласных с глухими и шипящими согласными.

Сложные слоги

К сложным относятся не состоящие из трех букв (до этого доходят позже), а слоги с буквой гласной вначале. Только освоив чтение АВ, ОМ и др., стоит переходить к дальнейшему освоению грамоты. Изучая новое, не забывайте выполнять упражнения и примеры по уже пройденному.

Переходим к чтению слов и предложений

Только освоив простые и сложные слоги, можно учить читать слова. Для этого выбирают или слова из 3 букв, или состоящие из двух однотипных двухбуквенных слогов.

Слова из 3 букв вначале должны выглядеть как простой слог, к которому присоединилась согласная буква. Например, КО с буквой Т превращается в КОТ. К трехбуквенным словам типа ПЛИ, ТРИ нужно переходить чуть позже.

Не стоит брать слова, где рядом стоят подряд несколько согласных, даже слово СЕСТРА затруднительны для начинающего грамотея.

Если вы учили слоги, пропевая их, то переходя к словам, обязательно научите ребенка делать паузы между словами.

Учимся читать с развивающей игрой

Для того, чтобы уверенно говорить, что мы учимся читать с удовольствием, желательно освоить различные развивающие игры. Можно приобрести или сделать пазлы учимся читать по слогам, где картинки содержат буквы и слоги. При правильном сложении пазла, получаем слово. Такой слоговый пазл сыграет роль упражнения на закрепление пройденного.

Можно скачать мульт или развивающие видео в помощь учебе. Таких было создано много.

Хорошим материалом для развивающих игр станут карточки, кубики, магнитная азбука. С ними можно поиграть в :

  1. Собери слово. Ведущий ставит любые две буквы, а играющие доставляют буквы или слоги, чтобы получилось слово.
  2. Угадай-ка. Ставится первые две буквы, а малыш должен угадать слово и дособрать его. В качестве подсказки используются картинки.
  3. Найди нужное. Ведущий озвучивает слог, а ребенок находит его среди разложенных карточек (кубиков).

Такие и подобные игры – это хорошие упражнения, закрепляющие у детей знание букв и умение читать.

Тексты для чтения по слогам

Чтобы предложенный текст стал прочитанный, нужно чтобы он удовлетворял нескольким требованиям. Для этого лучше выбирать книги, у которых крупный шрифт и много картинок. У таких первых книг часто на странице всего несколько слов. Они короткие и простые. Смысл прочитанного объясняется картинкой. Учась читать, малыш первое время не может улавливать смысл прочитанного только из слов. Такие книги с минимумом текста, где основной сюжет раскрывается в картинках, будут по силам.

20.04.2017 в 10:02

Давайте сделаем осознанный и осмысленный выбор.

Вы сможете привить такую любовь к чтению, которую вряд ли удастся учителю, если у вас в доме регулярно читают и обсуждают прочитанное.

Будьте готовы, что в школе вам скажут, не надо ничему учить, всему научим в школе сами.

Здесь же в классе обычно 30-35 человек, урок длится 30 минут, т.е. меньше минуты на ученика.

Предлагаем вам обсудить данный вопрос и взвесить все за и против домашнего обучения чтению, а также узнать секреты и избежать ошибок.

А читаете ли вы на ночь своему ребенку? Простой вопрос, а ведь именно эта привычка позволяет привить любовь к чтению уже с младшего возраста. Какие лучше выбрать , подробно разберем с названиями и названиями сказок.

Плюсы и минусы чтения сказок на ночь размещены , а также различные аспекты данной методики обучения.

Отличный союзник в играх — это любой материал который есть дома. Давайте разберем и применять для обучения чтению.

И может так случится, что ребенок будет не успевать, тогда учитель вам скажет, занимайтесь дома, т.к. ребенок не читает.

Технику чтения проверят, чтобы определить сколько слов в минуту он читает. И требования вполне конкретные и измеримые 1 класс — 30 слов в минуту, 2 — 36, 4 — 100 до 120.

Отсюда сами выбирайте учить или нет ребенка читать дома, но помните, нельзя привить ребенку любовь к чтению, если вы сами не читаете.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!

Давайте разберем, как научить ребенка дошкольника читать быстро, правильно и легко по слогам, а также читать бегло целые слова в домашних условиях.

Когда можно начинать учить ребенка читать?

  1. Ребенок четко и правильно выговаривает буквы, и слова без ошибок и чисто, т.е. без дефектов.
  2. Когда он уже знает несколько букв. Вы начали их изучать тогда, когда он к ним проявил интерес сам, а не в 3 или 2 года, когда подруга сказала, что они уже учат буквы.
  3. Когда он их с легкостью узнает в любом варианте написания.
  4. Он их не путает и четко отличает О от А и К от Ж.
  5. С радостью лепит их, рисует или играет с ними.
  6. Учить буквы исключительно начиная с гласных и передвигаясь затем на изучение согласных.
  7. Будьте внимательны произнося буквы, звуки. Произносите согласные без гласных призвуков.

Видео уроки о том, как правильно подготовиться к обучению родителям:

Важные скрытые трудности

Желание родителей научить обычно выливается в копию школы, когда ребенок неподвижно сидит за столом, а вы в роли учителя объясняете, но это в корне не верное представление.
Лучше, когда обучение идет в форме игры, пусть ребенок будет учителем, так он научится в разы больше.

Играйте тогда, когда у вас есть свободное время, достаточно и 5 минут, чтобы ребенок в практике усвоил в разы больше, чем за 30 минут обучения в привычном для нас понимании.

  • не правильно заученные буквы с помощью аудио-буквариков или книг, например часто весящие таблицы произносят не М а МЕ, не Р, а РЕ.
  • ребенок не понимает как их соединять;
  • особую трудность вызывают ом, ум, ав когда гласные идут впереди согласных;
  • начиная читать слова из 5-6 букв ребенок забывает начало слова.

Что с этим кошмаром делать, а главное как?

  1. Начать разбирать, что ребенок не понимает.
  2. Читать исключительно по 2-3 буквы, росчитка (таблица слогов) — это лучший помощник. Она есть на нашем сайте, а еще ее можно приобрести в варианте книги.
  3. Заниматься не более 15 минут в день, в игре и с радостью.
  4. Хвалить за малейшие успехи.
  5. Показывать малышу, зачем ему этот навык. Например, попросить прочитать название магазина, улицы и т.п.
  6. Критиковать используя схему КПК — комплимент, программа, комплимент. Какой ты молодец все правильно прочитал, чуть ошибся, но потом справился, я тобой горжусь!
  7. Двигаться от простого к сложному, до тех пор, пока ребенок не станет с легкостью читать слоги по 2-3 буквы, к чтению слов нельзя переходить!
  8. Перечень игр в какие надо играть буквами, чтобы ребенок понял, что это легко и просто.

Плюсы и минусы обучения чтению ребенка дома:

Плюсы:


Минусы:

  • если вы переусердствуете и ребенок научится большему, чем просто чтению, то ему будет не интересно на уроках;
  • научить необходимо правильному чтению, отсюда называть буквы правильно не ВЕ, а В и т.п.

Зачем вам все это знать?

Чтобы избежать ошибок и отказаться от идеи ребенку самостоятельно обучаться по говорящим книгам, телефонам или букварикам, в этих случаях минусов в разы больше.

Как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях быстро и в игровой форме?

Самый быстрый метод всегда имеет массу минусов и среди них, то, что ребенок начинает также быстро это все забывать.

Поэтому начните уже сегодня, ведь найти 15 минут в день сможет даже очень занятая мама или папа. Учится будет ребенок в игровой форме на много легче и без принуждения и слез.

Всегда любое занятие начинайте со слов: А давай поиграем в игру…

Игры, которые будут развивать навык чтения вашего ребенка постоянно:

  • какие буквы спрятались на картинке;
  • нарисуй букву и разукрась ее, буква с глазками, руками, ножками;
  • слепить букву из пластилина, глины, теста;
  • сложить из мозаики выученные буквы;
  • вырезать из бумаги и картона играть в ролевые игры, например М — мама, а П буква — папа, а еще у них есть Д — доченька и С — сын или по имени. Вы играете в знакомую игру, только называете как бы по имени П, М или Д, С. (Это могут быть такие игры: пожарная станция, стройка, ремонт машин, школа, детский сад, концерт, путешествие…)
  • играем в буквенное лото;
  • пока идете по улице называете 5 слов на букву А или любую другую, которую вы учите.
  • сложить из букв слово не более 3-4 букв;
  • из большого слова складываем маленькие слова;
  • слова наоборот, вы говорите слово наоборот, а ребенок переставляет и называет правильно Оху — Ухо, Тор — Рот.
  • рисовать на манке или любой другой крупе буквы и не дорисовав попросить угадать, что за буква.

Видео посвящено обучению чтению в игре:

Для мальчиков


Можно встретить такую формулировку: как научить ребенка — мальчика балбеса читать в 6 лет в домашних условиях?

Приклеивать к ребенку ярлыки — это в корне не верно, поэтому давайте его назовем шустряк или увлеченный чем-либо кроме чтения.

Задача — увлечь его, спросите что ему интересно?

Не сдавайтесь сразу, сводя все к тому, что кроме компьютера и планшета ему ничего не интересно. Присмотритесь в какие игры он играет, что особенно увлекает и что он готов делать с утра до вечера.

В мультфильме про Лунтика была серия, где маленького жучка на речку вели и на поляну, а он просто хотел рисовать. Спросите и вы вашего ребенка.

Сделайте список тем:

  1. Игры.
  2. Мультики.
  3. Герои любимые (роботы, динозавры, машины).
  4. Секции куда ребенок ходит, например, дзюдо, футбол, плавание.
  5. Космос или другая интересующая.
  6. Истории или легенды про воинов.

И все делайте с использование каких-либо смежных с этим тем.

Например, слова берем связанные с темой любимых героев сказок или мультфильмов, а также это может быть про космос. Тогда и ребенок начнет играть в близкие и увлекающие его игры, а не читать, вообще чтение становится вспомогательным инструментов.

Например, интересующемуся ребенку космосом, дарят энциклопедию или книгу про него, тогда даже просто разглядывая картинки он захочет узнать что там написано.

Давай вместе!

Самая волшебная фраза творящая чудеса. Не ждите, что ребенок возьмет книгу и сам станет читать. Предложите ему вместе почитать и посмотреть картинки, все что вы делаете вместе очень скоро он сможет делать сам, без вашей помощи.

Видео по реализации совета давай вместе:
Найдите в различных вариантах раccкраски с любимыми героями, где подписаны слова печатными буквами и пробуйте читать, останавливаясь на самом интересном месте.

Как это может выглядеть для мальчика?

Увлечение: рыбалка.

Пишем слова связанные с рыбалкой для чтения и загадок: рыбалка, рыба, рыбак, удочка, река, море, река, окунь, рак, наживка, червь, поплавок, крючок, поклевка, клев, снасть.

Книги про рыбалку для детей: берем в библиотеке либо приобретаем в магазине.

Готовим ребусы из написанных выше слов + переставление букв.

Скороговорки и поговорки про рыбалку:

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • На зорьке не встал - рыбалку потерял.
  • Кто удить не ленится, у того рыба ловится.
  • К тому, кто рано встает, рыба сама в руки идет.
  • Болтуна видать по слову, рыбака - по улову.
  • Говори об ухе, когда рыба в руке.
  • Заядлого рыбака поутру не толкают в бока.
  • Рыбачил до вечера, а поужинать нечего.
  • И в рыболовстве везение - это труд и терпение.

Также может коллекционировать советы или рекомендации и наблюдения.

Для девочки

Для девочки пример: увлечения феями Винкс и домашними грызунами.
Ищем журнал про феи Винкс или энциклопедию про грызунов, библиотека для книг или магазин, но есть и дополнительный вариант - это интернет, рекомендуем выбрать качественные статьи и распечатать читая с дочкой.

Подбор слов: Имена Фей, колдовство, фея, волшебство, подруга, крылья, летать, природа, яркое солнце, пламя дракона, волны, технологии, музыка.
Загадываем ребусы и слова.
Играем в слова, проговариваем слово, она называет его по буквам.

Рассказываем про героя, его надо угадать и выложить его имя из палочек или спичек, возможны любые палочки, например, для демакияжа или счетные палочки.

Сложить из букв имена фей Винкс либо любимых принцесс.

Читаем по слогам

Давайте разберем как быстро и хорошо научить ребенка читать по слогам?
Когда вы уже с ребенком одолели гласные и начали изучать согласные, то самое время начинать обучение читать по слогам.
Чтобы максимально облегчить процесс обучения родителям, предлагаем вам сделать вариант таблицы расчитки на русском и розчитка на украинском.


Такие таблицы очень удобно использовать особенно, когда знакомство со слогами только началось. Если есть желание поиграть в слоги, то распечатайте сразу 2 экземпляра таблиц, попробуйте складывать из букв простые слова, не более 3-4 букв.

Лучшие варианты, когда слова простые, например, Мама, Маша, Папа, Саша, Петя, Вася, баба. Когда ребенок не путается с новой выученной согласной, то самое время предложить разные слоги, например, МА, МО, МУ, но и АМ, ОМ, УМ, т.е. вы следите, чтобы слоги начинались как с согласных, так и гласных.

Не раздражайтесь снова и снова объясняя ребенку, как читаются буквы вместе и как звучат в отдельности. Иногда может потребоваться и несколько раз, в других случаях повторять необходимо несколько десятков раз.

Всегда говорите, все ок! Ты молодец! У тебя все получается! Смотри, в прошлый раз ты эту букву не назвал, а сейчас уже сразу сказал ее, а через неделю, ты сможешь ее читать по слогам!

Если у малыша не получилось, вы говорите: Давай вместе!

Видео помощь родителям, как сделать так, чтобы ребенок научился всему легко:


Не забывайте повторять эти 2 фразы и показывать на пальцах: Все в порядке! Молодец!
Пробуйте петь слоги, просто называть показывая указкой вдвоем. Когда ребенок начинает их с легкостью узнавать, то самое время пробовать складывать простые слова по слогам или из отдельных букв и читать.

Как складывать?

Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх.

1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу.

2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор.

Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.

Почему таблица лучше, чем азбука букв и слогов?

Родители часто приобретают их по просьбе учителя, но потом они оказываются мало востребованными. Минусы их в том, что их необходимо вырезать, особенно если это на картоне, не всегда буквы и слоги влезают в разъемы и там держатся.

Плохо организованные для использования и хранения, требуют конвертов или других емкостей для хранения и в конечном случае они вообще рассыпаются и теряются. Хранить разрезанные буквы, как и пользоваться весьма неудобно.

В этих случаях лучше использовать кубики с буквами, для наглядности и хранения они практичнее, но при некачественной печати и наклейке они быстро облезут, а еще их часто очень мало для слов с 5 или больше букв.
Все эти игры практикуем по мере освоения ребенком новых букв. Здорово для разрядки, потом из кубиков построить башню и развалить, чтобы любое обучение шло через игру.

Как правильно читать по слогам?

Если вы поддались искушению и купили ребенку “Мой букварик” таблицу настенную или плакат с буквами, нажимая на них он озвучивает буквы, существуют такие еще планшеты и книги.

Так вот главная ошибка таких устройств, что называют они буквы, а не звуки, т.е. вместо - Р -ЭР, В - ВЕ, Б-Бе и т.п.

И самое страшное, когда ничего не подозревающие родители начинают учить своего ребенка читать, начинается настоящий взрыв мозга вместо Мама получаем МЫ А МЫ А.

В мама ну ни как не складывается. Поэтому не рекомендуем идти на поводу у таких устройств, если все же решили ими воспользоваться слушайте что произносит такой плакат или книга, если неверно, то лучше не брать.

А что же делать?

Вешаем аналогичный плакат, либо распечатанную таблицу и каждый раз когда ребенок спрашивает отвечает звук ПРАВИЛЬНО, ведь теперь известно почему крайне важно сразу научить ребенка правильно называть звуки.

Какой самый быстрый способ обучения чтению?

Однозначно игровой, если ваши идеи иссякли, то воспользуйтесь нашими рекомендациями. Играем в игру, сначала мама показывает ты читаешь, потом мы меняемся ролями.

  1. Разгадываем ребусы рисуем картинки и через них загадываем слово, например, слово молоко. Маша Оля Луна Окно Каша Обед
  2. Найти в небольшом тексте все слоги на Ма.
  3. Из слогов складывать вымышленные ребенком слова и придумать свой тарабарский язык.
  4. Видео том, что такое тарабарский язык:

  5. Выкладывать слова вертикально, читаем слова сверху вниз и наоборот.
  6. Слоги или слова могут терять буквы. Такие угадайки.
  7. Складываем слова с носком или варежкой, ребенок их обучает какие есть буквы и как читать. Закрываем 1 букву и надо угадать слово.

Вариант игры с носком в видео:


Теперь у вас есть целый комплекс игр для обучения чтению правильно и без ошибок, важно, что это происходит в увлекательной игровой форме и дает родителям возможность подстраивать процесс обучения под каждого ребенка индивидуально.

Меняя тематику под увлечения малыша.

Если вам трудно придумать или реализовать какую-либо игру, рекомендуем не огорчаться. Сайт сайт предлагает вам подробно расписанные от материалов до реализации.

Выбираем пазлы для ребенка правильно, чтобы избежать ошибок, прочтите статью .

Составляем план игр для детей легко и грамотно, а также учитываем секретные аспекты, помогающие ребенку развиваться и не уставать по ссылке .

Какую книгу выбрать для обучения?

  1. С крупными буквами и красочными картинками.
  2. Буквы появляются по одной, а изучив 2-3 уже идут в слогах.
  3. Разные варианты чтения слогов, например, МА — АМ, МО — ОМ.
  4. Помните о времени 15 минут — это максимальное количество для занятия.

Видео от логопеда по обучению чтению:

Когда ребенок начал читать, успокаиваться и бросать обучение будет большой ошибкой, т.к. требования есть по скорости и это не только проверка техники чтения.

Чем медленнее ваш ребенок читает, тем больше времени ему потребуется на выполнение домашних заданий и извлечение информации из уже прочитанного.

Не случайно требования к скорости чтения растет: 1 класс — это 20 слов в минуту, 2-40, но читать с удовольствием ребенок может при скорости от 60 слов в минуту.

Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения


Когда ребенок освоил буквы, спокойно их узнает, теперь только настало время заниматься скоростью чтения. Прежде чем начать работать с ней, зафиксируйте сколько слов в минуту ваш ребенок сейчас читает — это поможет отслеживать прогресс.

Отводите на эти занятия не более 15 минут в день, чтобы он не успевал уставать и придумайте мотивирующие моменты, которые будут фиксировать его прогресс и развитие.

Например: таблица, где ребенок пишет с какой скоростью он читал и указывает день, такой мини дневник, если скорость растет, то он получает подарок — это игра с родителями или история от них, поход вместе в зоопарк или покататься на роликах, лыжах, коньках, погулять в парке, поиграть в боулинг или другие игры.

Мотивация в виде денег или подарков, может привести к обратному эффекту.

Выбирайте тексты в соответствие с возрастом ребенка, крайне важно.

Вы можете сделать в игровой форме метод которым вы будете учиться быстрому чтению, для этого напишите на карточках названия и давайте ребенку выбирать, каким методом вы будете сегодня читать.

Упражнения:

  1. Лист бумаги прикладываем к тексту так, чтобы все непрочитанные строки были закрыты. По мере чтения с помощью шторки открываем все следующие строки, но важно двигаться чуть быстрее, чем ребенок читает.
  2. Лист бумаги прикладываем к верхней части строки и закрываем слова, чуть быстрее, чем ребенок читает.
  3. Зашумленные тексты, когда в текст вставлены слова не относящиеся к нему. Легко в готовый текст внести в ворде и распечатать.
  4. Вершки — корешки. Закрываем нижнюю часть строки с помощью линейки или вырезанной полоски, закладки. Аналогично сделать с верхней частью.
  5. Разрезать по форме решетки текст и раздвинуть в стороны. Сделать это просто если текст — это картинка, тогда просто ставить пустые полосы.
  6. Решетка или рамочка. Из бумаги вырезаем по форме решетку с довольно широкими вырезанными столбцами, где тонкие полосы оставленные из бумаги будут прикрывать куски текста. Размер ее равняется размеру листа бумаги — 29*27 см. Ширина тоненького столбца — 0,5 см, широкий столбец -2-3 см, накладываем на текст и читаем.
    Когда данный метод будет освоен, сделайте полоски более широкими — 2-3 см, пусть их на листе будет 2-3 шт.
  7. Мудрые деревья — пирамида. Когда текст расположен в форме трапеции, расширяясь от средины к краям.

Видео с примерами упражнений для быстрого чтения: Урок в видео формате занятия с медленно читающим ребенком:

Физические упражнения

Уделяйте такой физической зарядке 5 -10 минут ежедневно и вы заметите, насколько быстрее стал работать ваш мозг. Такая гимнастика помогает работать 2м полушариям синхронно, что позволяет мозгу работать в состоянии сверх эффективности.

  1. Я ученик.
  2. Ухо — нос или Винни -Пух и пятачок.
  3. Винни-пух.
  4. Капитанская.
  5. Вижу цель, не вижу препятствий.
  6. Я победитель.
  7. Усложняем, когда уже все стало получаться: добавляем хлопки, маршируем, шевелим ступнями ног.

Таблицы Шульте

Видео научит вас пользоваться таблицами правильно и расширять угол зрения:

Где взять еще больше материалов обучающих быстрому чтению?

  1. Татьяна Джало — именно для деток от простого обучения к быстрому чтению у нее есть прекрасный курс.
  2. Книги, видеоролики Андреева.
  3. Игры он-лайн в интернете с таблицами Шульте и не только, но какое время ребенок будет проводить за компьютером, телефоном или планшетом решать вам.
  4. В интернете масса статей посвященных быстрому чтению.

Важно понимать, что скорочтение — это навык, которому рекомендовано обучать в возрасте старше 10 лет, быстрое же чтение с помощью игр, упражнений начинаем тренировать в 6-7 лет.

Что такое техника чтения?

Чтобы разобраться в вопросах беглого чтения или быстрого, давайте разберем что же это такое по определению? Проверяют технику чтения в классе, параллельно с началом чтения ребенка включается секундомер, когда минута окончится, ученика останавливают и считают количество прочитанных слов. Какие слова считают, а какие нет? Проверяют ли понимание ребенком текста? Если ребенок не верно прочитал слово, будет ли оно учтено? На самом деле техника чтения складывается из нескольких навыков:

  1. Способы чтения (по буквам, слогам или целыми словами);
  2. Темп чтения, скорость с какой будет прочитан новый текст за 1 минуту.
  3. Осознанность. Когда прочитанное ребенок понимает и сможет ответить на вопросы.
  4. Выразительность, а вот этот навык стоит обсудить с вашим учителем отдельно. Так как для беглого чтения, паузы минимальны, в отличие от обычной проверки. И если вы требуете от ребенка быстро читать, то вполне логично, чтобы весь процесс чтения был быстрым.

Ускоряем технику чтения с 40 до 74 за 10 занятий во втором классе

Видео с готовым подбором игр для ускорения чтения с 40 до 74 за 10 занятий:

Теперь вы знаете, как научить ребенка быстро читать и техника чтения вашей семье не страшна!

Пробуйте разные методы и варианты, желаем вам легкого, быстрого и увлекательного обучения чтению. Пусть ваш малыш с легкостью освоит чтение и получает удовольствие от него постоянно осваивая новые книги и знания!