Телесные наказания на руси. Женщина телесные наказания

Наказания женщин за разные преступления на Руси и в странах Европы и Азии сильно различались. При этом средневековые законы всех стран фиксировали лояльное отношение общества к телесным наказаниям женского населения. И в «просвещенной» Европе, и в «дикой» Азии битье жены было чем-то само собой разумеющимся. На Руси эта старинная традиция отражена в своде законов семейной жизни, известном под названием «Домострой».

Наказания жен в семьях

Домострое «поучение» жены с помощью телесных наказаний преподносится как обязательное. При этом женщина практически приравнивается к домашней скотине. Последнюю полагается бить сильно, потому что ни осел, ни конь смысла человеческой речи не понимает и способен подчиняться только физической силе.

Женщина, как существо от природы склонное ко греху, но при этом наделенное разумением языка, по мнению автора Домостроя, за мелкие проступки может быть подвергнута только несильным ударам. Жену можно было бить рукой или плетью. Во время наказания нельзя было использовать травмирующие металлические предметы и наносить удары, которые могли привести к инвалидизации (например, бить по глазам).

Несмотря на такую оговорку, в русских семьях часто случались жесточайшие избиения жен, которые приводили к летальному исходу. При этом если сама женщина поднимала руку на мужа, то должна была платить штраф в казну в размере 3 гривен (Указ Ярослава).

За тяжкий проступок или просто «под горячую руку» женщину полагалось достаточно сурово высечь плетью. Аналогичные законы существовали (и до сих пор существуют) в странах Востока. В первую очередь, это касается мусульманских держав, где муж также имеет право по своему усмотрению наказывать жену за проступок или просто в назидание.

В европейских странах не было каких-то определенных законов на этот счет, но за избиение женщины в семье ни один муж в Средние века наказания не понес. Телесное наказание жены в семье было чем-то само собой разумеющимся, как бы «в порядке вещей».

Кара за измену

Измена жены почти во всех культурах считалась тяжким преступлением. При этом на мужскую измену и на Руси, и в Европе долгое время смотрели сквозь пальцы. В случае доказанной измены жена вместе с любовником должна была нести наказание от рук обманутого мужа. Последний мог, на свое усмотрение, высечь кнутом или как-то иначе покарать обоих преступников. Наказание практически всегда было телесным.

Довольно часто и само общество могло придумать какое-то изощренное позорящее наказание как для бесчестной жены, так и ее мужа-рогоносца. Иногда устраивались целые позорные шествия: женщина шла впереди и вела осла, на котором сидел ее обманутый супруг. За этой процессией шествовал глашатай, через определенные промежутки времени возвещавший всем о преступлении женщины и позоре ее мужа.

Такие публичные казни очень любили в Западной Европе. На Руси ни женщин, ни мужчин публичному осмеянию не подвергали. Обычно на преступницу налагали штраф или отправляли ее отбывать наказание в прядильный дом. Мужчина в таких случаях имел право развестись с неверной и впоследствии вступить в другой брак. Женщине эта дорога была заказана: она не имела права повторно выйти замуж.

Но русские законы в отношении наказания изменников постоянно менялись. В большинстве случаев все-таки налагался штраф, а муж уже мог поступить с супругой по своему усмотрению.

В Византии к изменникам применялось гораздо более суровое наказание - им отрезали носы, чтобы «клеймо» позора осталось на всю жизнь. Наказание изменницы в мусульманских странах - забивание камнями до смерти. Казнь производилась большим количеством людей. Обвинителями и одновременно палачами выступали все родственники обманутого мужа, старейшины селенья и вообще любой, кто чувствовал в своей груди праведный гнев за попрание законов Аллаха.

Наказания за более тяжкие преступления

За аборты и убийства новорожденных детей на Руси женщин сажали на кол. В Европе за «изгнание плода» называли ведьмой со всеми вытекающими из этого определения последствиями. Каралась как сама несостоявшаяся мать, так и женщина, совершившая аборт. Обычно дело заканчивалось сожжением живьем на огромном костре.

Основные преступления, за которые полагалась казнь, были определены еще в «Русской Правде» (около X-XI веков). За особо тяжкие преступления женщины несли такое же наказание, какое и мужчины. В Европе в этом отношении было так же. Женщину, убившую человека более высокого социального положения или совершившую какое-то деяние против государя, казнили. В лучшем случае, могли высечь и сослать в какое-то глухое место.

На Руси с женщинами поступали аналогичным образом. На снисхождение и смягчение приговора могли рассчитывать только матери маленьких детей, беременные и дочери знатных родителей. За убийство равного себе или человека, ниже по положению, полагался только штраф.

Нравится мне бродить по Москве и заходить в разные музеи. Как-то гуляя по Арбату, увидела необычную вывеску и зашла в один уникальный музей. Он называется « Музей истории телесных наказаний». Давно интересуясь жизнью и бытом в старину, не могла я пройти мимо и не пожалела - столько в нем интересного!

Поразили меня удивительные экспонаты: гравюры, старинные пыточные инструменты, фотографии. Жутко, но интересно было смотреть на реконструированные пыточные машины, разные инструменты для членовредительства, плети, кнуты, кандалы, терновый венец, щипцы для вырывания языка, веревки, топоры, секиры, красную рубаху палача и его кожаный фартук…
Путешествуя по закулисью истории, узнаю, что в стародавние времена палачи были необходимы на каторге. Даже само слово « каторга» происходит от слова «кат», а катами на Руси называли палачей.
На Сахалине в Александровской тюрьме отбывал наказание знаменитый палач Гостынский. Не хотел узник идти в палачи, но начальство приказало – ничего не попишешь. Было ему тогда 47 лет, а каторга у него была бессрочной. На своей шкуре испытал Гостынский лозы и плети, голод и холод, терять ему было нечего, и стал он палачом. Это был самый жалостливый палач на каторге, насколько это было возможно. У него плеть ложилась мягко и без боли.

Другой палач по фамилии Толстых попал на каторгу за жену. Этот сибирский Отелло отрубил жене голову за то, что гуляла от мужа. Своим заплечным ремеслом владел палач в совершенстве, это был артист своего дела. Толстых надо было потихоньку платить за порку. Если плата его устраивала, то даже после ста ударов провинившийся вставал и шел, как нив чем ни бывало – кнут ложился мягко и ласково. А тех, кто не заплатил за порку, палач бил безжалостно, с десяти ударов сдирая кожу. Выйдя на поселение, Толстых имел капитал и занялся торговлей хлебом.

Вообще телесные наказания появились давно - еще со времен Ярослава Мудрого, сыновья которого установили их публично. Так было разрешено бить волхвов и выдергивать им бороды. Но чаще всего наказывали рабов – холопов.

Кнут и батоги пришли к нам от азиатских народов. Карали за прелюбодеяние жён, побои сыном отца, кровосмешение с сестрой и другие грехи.

РУССКАЯ ПЫТКА БЫЛА ЖЕСТОКОЙ. Отрезали носы, руки, язык, уши. Расцвет телесных наказаний пришелся на 16 – 18 века. Во время правления царя Алексея Михайловича Тишайшего били за большие и малые вины: выжигали глаза, распинали на стене, наказывали розгами и клеймением в щеку, садили на дыбу. А нести наказание считалось позором. За разбой и воровство- татьбу пытали сечением разных членов. В 1653 году для воров и разбойников смертную казнь заменили членовредительным наказанием.

Вора – татя, пойманного на второй краже – татьбе били кнутом и отсекали руку. Отрезали руку и слуге, который поднял её на своего господина, за первую татьбу отрезали уши или два пальца. За насильственный въезд в чужой двор обрезали губу, за разбой лишали левой руки и правой ноги. Кнутом били так, что кожа висела клочьями, а зимой замерзала кровь в ране. За смуту замешанным в бунте Стеньки Разина отсекали по персту, а иным руку. Жестоко наказывали и раскольников - клали на плаху руку и по запястье отсекали…

Отсечённые члены прибивали на видном месте к стене или деревьям у больших дорог, чтобы люди всех чинов об этом знали.
С виновных в продаже табака били, сдирая кожу, а на шею привешивали пачку с табаком. Многие не выдерживали наказания - умирали под кнутом или от перелома хребта…

Жестокие были тогда нравы. Особенно доставалось крепостным крестьянам. Их били батогами за недоимки. Нещадно наказывали и слуг. Крепостной человек без рубцов на спине был редкость.
Свидетелем публичной порки на Сенной площади в Петербурге стал теплым летним вечером Николай Алексеевич Некрасов, и это вызвало в нем такое чувство протеста, что поэт написал эти гневные, ставшие знаменитыми строки:
Вчерашний день часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистел, играя.
И Музе я сказал: «Гляди
Сестра твоя родная!»

Телесные наказания в России существовали до 1904 года. Женщин отменили пороть раньше –в 1893 году. А розги оставались в арестантских ротах и военных тюрьмах до самой революции 1917 года.

Самое распространенное наказание на Руси было битье кнутом. По преданию кнут к нам пришел то ли от половцев, то ли от печенегов. По числу ударов битьё было « с пощадой», «с легкостью», «нещадное битьё», « с жесточью» и « без милосердия». От ударов оставались следы на теле и срам, избитый был опозорен. Ведь даже сам кнут или плеть изготовляли из полового органа быка, что само по себе было срамом.

Особо изощрялись в пытках при царе Иване Грозном. При нем виноватых закапывали в землю живьем и ставили надсмотрщика, чтобы не давали пить и есть. Иногда несчастных откапывали и отдавали в монастырь. Еще колесовали, подвешивали за ребро, сажали на кол, фальшиво монетчикам горло заливали металлом.

Сам Иван Грозный нередко лютовал и седьмую жену Василису Мелентьеву, которая ему изменила, приказал обвязать веревками и похоронить живую, а новгородского епископа по приказу царя затравили псами и спалили бороду свечой. Пытки производили в садомских палатах Малюты Скуратова, который мог на толпу мирных людей выпустить разъяренного медведя, а сам смеялся при этом.
ТЯЖКИЕ телесные наказания оставались в России до отмены их в 1863 году.

Хожу по музею, смотрю на пыточные приспособления и фильм о гильотине, слышу предсмертные крики и хочется скорее на улицу из этого страшного полумрака.
Выхожу на улицу, на светлый божий день, радуюсь солнышку и думаю, что иногда нужна такая встряска страхом. Человека всю жизнь сопровождает страх от темной комнаты и сказки про Бабу-Ягу в детские годы до страха смерти в старости.
Человеку нужен страх, чтобы победить его и стать сильным.

Европейское Средневековье многие воспринимают как эру поклонения женщинам. Блестящие рыцари, пажи, поэты-трубадуры, сочиняющие мадригалы в честь прекрасных дам. На самом деле представительницы слабого пола постоянно жили под страхом наказания.

Положение женщины, в том числе и самой знатной, в средневековом европейском обществе было строго регламентировано. До замужества она находилась в полной власти отца или братьев, а после заключения брака принадлежала мужу.

Иноверцам «интим» запрещен

Считалось, что замужняя дама, в отличие от девушки, стоит на более высоком уровне духовного развития, потому наказания за ее проступки применялись более жестокие.

Так, забеременевшую вне брака девицу били плетьми и ссылали в монастырь. А супружеская неверность наказывалась строже. В раннем Средневековье изменницу рассекали мечом на две части. Перед этим ее могли измазать грязью, калом, привязать к лошади и таскать на веревке по окрестным полям. Позже знатную даму, уличенную в прелюбодействе, либо сжигали на костре, либо отрубали ей голову на эшафоте.

В Сицилийском королевстве неверным женам публично отрезали носы, лишали всего имущества, отнимали детей - и оставляли изменщицу сидеть на рыночной площади. Чтобы прокормить себя, у таких женщин оставалось только два пути - воровство или проституция. Стоит отметить, что неверных мужей за измену не наказывали никак.

Довольно жесткие законы действовали и в . Испанский уголовный кодекс «Семь партид», составленный еще в XIII веке при короле Альфонсо X Мудром, строго запрещал супружеские измены.

Также испанским женщинам категорически запрещалось вступать в интимные отношения с иноверцами, то есть с иудеями и маврами. Действие закона распространялось даже на тех женщин, которые были свободны от уз брака. В Испании тогда шла Реконкиста, то есть война за освобождение Иберийского полуострова от мавров. Поэтому общение испанских женщин с нехристиа-нами приравнивалось к государственной измене.

Вдову или девицу за первый случай прелюбодейства с нехристианином лишали половины собственности. А за второй сжигали на костре вместе с любовником. В случае измены женатой испанки ее наказание перепоручалось супругу. Он мог лично заколоть жену кинжалом или сжечь на костре, если хотелось.

Сварливые жены или ведьмы?

В Средние века в Европе в качестве особого женского преступления рассматривался проступок, который называли по латыни communis rixatrix - «общественная склочность». Под этим юридическим термином подразумевалась чрезмерная сварливость женщины, ее неумение найти общий язык с домочадцами и соседями.

Если женщина часто скандалила в семье, громко ругалась с соседями, неподобающим образом вела себя на рынке, ее отводили в суд и приговаривали к позорному наказанию, которое заключалось в следующем. Обвиненную в сварливости женщину стражники привязывали к стулу и таскали по всем улицам в сопровождении «потерпевших» от ее языка и других городских зевак. А потом тащили к подходящему водоему и десяток раз погружали в воду, что часто приводило «преступниц» к смерти от переохлаждения. Как альтернативный вариант, на сварливую женщину надевали «позорный колпак» - железную маску с заостренным кляпом. Конструкция маски была такой, что самостоятельно снять ее женщина не могла. В ней она спала, мылась, ходила на рынок и занималась домашним хозяйством. Снять «позорный колпак» можно было только по решению судьи, месяца через два-три.

Если после таких суровых экзекуций женщина не избавлялась от природной сварливости, ее могли обвинить в связях с нечистой силой и объявить ведьмой.

Средневековые юристы и теологи считали, что изначально женщина имеет ангельский характер. Если она начинала вести себя неадекватно, значит в нее вселился дьявол. Для изгнания бесов предлагался целый арсенал средств - молитвы, посты, бичевание плетью. Если все это не помогало, женщину отправляли на костер.

В 1484 году немецкий монах Генрих Крамер опубликовал свой знаменитый труд под названием «Молот ведьм». Он содержал в себе подробные инструкции, как разоблачить ведьму, и описывал различные виды «женского беснования». Чуть позже папа римский Иннокентий VIII издал специальную буллу, направленную против ведьм.

Собственно говоря, с этого момента в Европе и началась массовая охота за женщинами, которых обвиняли в связях с нечистой силой. Активная борьба с ведьмами продолжалась почти двести лет. Любопытно, что начавшаяся Реформация только усугубила эти процессы. В протестантских странах ведьм преследовали более жестко и в больших масштабах, чем в католических регионах. Особенно пострадали от «охоты на ведьм» , Голландия и . Так, в саксонском городе Кведлингбурге, имевшем население двенадцать тысяч человек, в один день сожгли 133 ведьмы.

По обвинению в связях с нечистой силой сжигали не только неграмотных крестьянок, но и светских дам. В Бонне на костер отправили и жену местного канцлера, и супругу его личного секретаря, и воспитанницу князя.

По оценкам историков, всего во время большой «охоты на ведьм» в странах Европы сожгли около 50 тысяч женщин, а 100 тысяч были подвергнуты жестоким пыткам. Все это безумие закончилось только в конце XVII века.

Главное-не бить по голове!

Однако и в дальнейшем в Европе действовали жесткие законы, направленные против всевозможных женских «вольностей». В и девицу, родившую ребенка вне брака, били плетьми и навечно заключали в работный дом. Дитя у нее отбирали и отдавали в церковный приют. Считалось, что такая безнравственная мать не сможет достойно воспитать своего ребенка.

При разводе муж не только забирал детей к себе, но мог запретить бывшей жене к ним приближаться. Только в 1889 году разведенным англичанкам позволили оставлять у себя маленьких детей до семи лет, а старших - хотя бы навещать.

А если жена отказывалась жить с супругом половой жизнью, выполнять супружеские обязанности, то по жалобе мужа ее на определенное время могли отправить в тюрьму или работный дом. В Барселоне открыли даже специальное исправительное заведение для плохих жен. Муж, который не мог самостоятельно наставить на путь истинный свою супругу, подавал на нее заявление. Даму арестовывали и заключали в Коррекционный дом. Там женщины постились, молились, работали от рассвета и до заката, а для «профилактики» еще и подвергались телесным наказаниям. Одновременно их обучали достойно вести домашнее хозяйство, вкусно готовить и не транжирить семейные деньги.

В Англии и Уэльсе мужьям официально разрешалось бить нерадивых жен палками - но только деревянными, не толще среднего пальца, не более трех раз за один проступок и не по голове. Чем не пример гуманизма «гламурного» XVIII века?

Послабления в «женском вопросе» в Европе начались только в начале XX столетия. Но и тогда государство оставило за собой право грубо обращаться с дамами, которые боролись свои права. Так, английское правительство в начале XX века вело настоящую войну против движения суфражисток.

Эти гражданские активистки добивались введения избирательного права для английских женщин, устраивая шумные митинги и демонстрации. Полиция жестко их разгоняла. В тюрьму за нарушение общественного порядка попало около тысячи активисток движения. Оказавшись в заключении, суфражистки начали протестовать единственным возможным способом - устраивать массовые голодовки. Тогда их стали кормить насильно. Зонд для еды вводили, как правило, через нос. При этом женщин связывали, они сопротивлялись, трубки обдирали слизистую оболочку. Некоторые дамы выходили из тюрьмы инвалидами, но продолжали бороться. А в 1913 году британский парламент принял закон, который назвали «Игра в кошки-мышки». Согласно ему, голодающую зечку могли выпустить из тюрьмы домой - но лишь только она начнет есть, снова схватить и посадить!

Как правильно бить жену. Инструкция/блоги жж

Теперь я точно знаю, что такое когнитивный диссонанс. Недавно увидел в сети видео, как две мусульманки, шутя и веселясь, рассуждают о наказании (читай битье) жен, подразумевая себя, что это хорошо и правильно, даже демонстрировали, чем, в каких случаях и как именно мужчина может бить свою жену.

Субъект наказания рассказывает субъекту, который к нему применяет меры физического воздействия, как лучше это сделать! И это не прикол!
Читайте сами.

Битье жен в наказание и назидание — для большей части современного мира нонсенс, но не для всего. Например, для некоторой части последователей ислама это норма жизни. А раз это явление обычное, то и беседы о нем ведут как о любом повседневном вопросе - будь то рецепт пахлавы или метод обрезки винограда. Или вот в книгах об исламском этикете читателям подробно объясняют, какая жена заслуживает побоев, чем именно ее нужно бить, куда следует наносить удары и что нужно при этом говорить. Но одно дело, когда об этом рассуждают мужчины, как воплотители данной традиции, и совсем другое — женщины...




Видео с беседой двух мусульманок, где они обсуждали, как правильно мужу бить свою жену, появилось в Facebook около месяца назад и тут же разлетелось по пабликам и средствам массовой информации. Обе женщины, участвующие в дискуссии, сходятся во мнении, что если жена изменяет или обманывает — ее можно стукнуть, но вот если она, например, отказывается готовить — то за это, наверное, нельзя.



Обе женщины живут в Австралии. Ту, что слева, зовут Рим Аллуче, она учительница начальных классов в сиднейской школе. Ее собеседница — Атика Латифи. Обе они относятся к радикальному исламистскому течению "Хизб ут-Тахрир" (запрещенному в России), в их среде мужчинам разрешается "наказывать" женщин.



Атика Латифи демонстрирует специальную маленькую палочку "сивак", предназначенную для символического наказания "непослушных" жен. Дальше они делятся знаниями и опытом, рассказывая, что для наказания можно использовать не только его, но и скрученный шарф или кусок ткани.



"Это символический акт, красивое благословение Аллаха", — утверждают явно послушные жены.

При этом обе соглашаются, что, конечно, наказывать нужно только тех жен, кто согрешил — то есть выказал неуважение к Аллаху или своему мужу. Возмездие, по их мнению, неотвратимо в следующих случаях:
неподчинение мужу,
аморальное поведение,
обман,
прием в доме гостей, неугодных мужу.

"Ну а такое несущественное прегрешение, как неприготовленный ужин, наказываться не должно", — с этим согласись обе.



Почему же муж имеет право на введение дисциплинарных мер? — задают они вопрос себе и зрителям. — Потому что он глава семьи и должен уметь наводить в ней порядок. Со стороны мужа подобные действия — доказательство того, что он "любит свою жену и боится за нее". К тому же супругу запрещено сразу применять физическое воздействие. Поначалу жене надо сделать выговор. Если она не исправит своего поведения — перестать делить с ней ложе. Ну а если и это не поможет, то можно ее ударить — слегка.

"Мужу разрешается ударить жену в качестве острастки, чтобы преподать ей урок. Это не должно быть больно или грубо, это делается для ее же блага".



Степень подобного "блага" порой бывает так явно видна на лице, что и хиджаб не помогает. Осенью на марокканском ТВ прошел сюжет с советами визажиста, как маскировать следы от мужниных побоев, чтобы они не мешали женам вести обычную жизнь. Оказывается, синяки будут не так заметны, если использовать, например, рассыпчатую пудру.



А вот советы авторов книг об исламском этикете

Доктор Гази Аль-Шимари, эксперт по семейным отношениям, Саудовская Аравия:
Если муж говорит жене: "Будь внимательна, дети играют рядом с плитой или "Уведи детей от электрической розетки", а она отвечает: "Я занята", то жену можно ударить зубной щеткой или чем-то похожим. Никогда не бейте ее бутылкой с водой, тарелкой или ножом - это запрещено.

Джордж Буске, автор книги "Секс-этикет в Исламе":
Следует бить женщин, да, но существует множество путей это делать: если женщина худая, то бить нужно тростью, если она обладает мощным телосложением, - кулаком, пухленькую женщину - раскрытой ладонью. Таким образом тот, кто бьет, не нанесет повреждений самому себе.

Абдул-латиф Муштахири, автор книги "Вы спрашиваете, и ислам отвечает":
Если отлучение жены от постели не дает результатов и ваша жена продолжает вести себя непослушно, значит, что она принадлежит к типу холодных и упрямых женщин - ее характер можно исправить наказанием, то есть битьем. Бить нужно так, чтобы не сломать кости и не спровоцировать кровотечение. Многие жены обладают подобным характером, и только такой способ может привести их в чувство.

Гассан Аша, автор книги "О подчинении женщины в исламе":
Муж имеет право произвести телесное наказание в отношении жены в случаях, если она:
- Отказывается делать все, чтобы выглядеть привлекательной для мужа.
- Отказывается удовлетворять его сексуальные потребности.
- Покидает дом без разрешения.
- Пренебрегает своими религиозными обязанностями.
Орудие наказания (прут) следует держать на виду, так, чтобы ваша жена могла всегда его видеть.


Я понимаю, традиции, почтение, но, господа хорошие, мы же живем в XXI веке, люди на Марс собрались, как же так можно…

Наказания женщин за разные преступления на Руси и в странах Европы и Азии сильно различались. При этом средневековые законы всех стран фиксировали лояльное отношение общества к телесным наказаниям женского населения. И в «просвещенной» Европе, и в «дикой» Азии битье жены было чем-то само собой разумеющимся. На Руси эта старинная традиция отражена в своде законов семейной жизни, известном под названием «Домострой».

Наказания жен в семьях

Домострое «поучение» жены с помощью телесных наказаний преподносится как обязательное. При этом женщина практически приравнивается к домашней скотине. Последнюю полагается бить сильно, потому что ни осел, ни конь смысла человеческой речи не понимает и способен подчиняться только физической силе.

Женщина, как существо от природы склонное ко греху, но при этом наделенное разумением языка, по мнению автора Домостроя, за мелкие проступки может быть подвергнута только несильным ударам. Жену можно было бить рукой или плетью. Во время наказания нельзя было использовать травмирующие металлические предметы и наносить удары, которые могли привести к инвалидизации (например, бить по глазам).

Несмотря на такую оговорку, в русских семьях часто случались жесточайшие избиения жен, которые приводили к летальному исходу. При этом если сама женщина поднимала руку на мужа, то должна была платить штраф в казну в размере 3 гривен (Указ Ярослава).

За тяжкий проступок или просто «под горячую руку» женщину полагалось достаточно сурово высечь плетью. Аналогичные законы существовали (и до сих пор существуют) в странах Востока. В первую очередь, это касается мусульманских держав, где муж также имеет право по своему усмотрению наказывать жену за проступок или просто в назидание.

В европейских странах не было каких-то определенных законов на этот счет, но за избиение женщины в семье ни один муж в Средние века наказания не понес. Телесное наказание жены в семье было чем-то само собой разумеющимся, как бы «в порядке вещей».

Кара за измену

Измена жены почти во всех культурах считалась тяжким преступлением. При этом на мужскую измену и на Руси, и в Европе долгое время смотрели сквозь пальцы. В случае доказанной измены жена вместе с любовником должна была нести наказание от рук обманутого мужа. Последний мог, на свое усмотрение, высечь кнутом или как-то иначе покарать обоих преступников. Наказание практически всегда было телесным.

Довольно часто и само общество могло придумать какое-то изощренное позорящее наказание как для бесчестной жены, так и ее мужа-рогоносца. Иногда устраивались целые позорные шествия: женщина шла впереди и вела осла, на котором сидел ее обманутый супруг. За этой процессией шествовал глашатай, через определенные промежутки времени возвещавший всем о преступлении женщины и позоре ее мужа.

Такие публичные казни очень любили в Западной Европе. На Руси ни женщин, ни мужчин публичному осмеянию не подвергали. Обычно на преступницу налагали штраф или отправляли ее отбывать наказание в прядильный дом. Мужчина в таких случаях имел право развестись с неверной и впоследствии вступить в другой брак. Женщине эта дорога была заказана: она не имела права повторно выйти замуж.

Но русские законы в отношении наказания изменников постоянно менялись. В большинстве случаев все-таки налагался штраф, а муж уже мог поступить с супругой по своему усмотрению.

В Византии к изменникам применялось гораздо более суровое наказание - им отрезали носы, чтобы «клеймо» позора осталось на всю жизнь. Наказание изменницы в мусульманских странах - забивание камнями до смерти. Казнь производилась большим количеством людей. Обвинителями и одновременно палачами выступали все родственники обманутого мужа, старейшины селенья и вообще любой, кто чувствовал в своей груди праведный гнев за попрание законов Аллаха.