Родительское собрание в нетрадиционной форме на тему: « Учимся играть вместе» (2 младшая группа)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска детский сад 445 комбинированного вида


Конспект нетрадиционного родительского собрания

Во 2-ой младшей группе № 1"Дружная семейка"

По теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

Подготовили и провели:

Машарова Е.А

Новосибирск 2013 г.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Форма проведения: игровой практикум.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: музыкальный зал.

План проведения:

Вступительный этап:

Введение в проблему;

Создание проблемной ситуации.

Основная часть: игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

Подведение итогов собрания:

Решение родительского собрания;

Ход мероприятия:

Подготовительный этап.

Изготовление «ящика ощущений»

Оформление наглядной информации: приложения, фотостенд «Вот как мы играем», цитаты.

Музыкальное оформление.

Вступительный этап.

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации.

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «ящик ощущений».

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».

Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!

Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку.

Вот я палочкой взмаху –

(действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем родителям помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком».

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

Он в страну Сенсорику

Всех детей привез!

1. Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)

Выставляются флажки соответствующего цвета.

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести (зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет (красный цвет)

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И мы предлагаем вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

Пальчиковая игра «Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами)

Безымянный поедает

(Поднести безымянный палец ко рту)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает

(Постучать мизинцем по столу)

Игра «Разноцветные флажки» .

Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры: Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

Спасибо станции «Цветная» за интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

На следующую станцию

Он детей привез!

2. Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины (круг)

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они (квадраты)

Треугольник с полукругом

Круг дразнили «толстым другом».

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут (овал)

Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра «Волшебный мешочек» .

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра «Прятки» .

Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».

Динамическая пауза

Мы со стульев тихо встали

И зарядку делать стали.

Руки – вверх, руки – вниз,

Вправо, влево повернись,

Руки в стороны пошире:

Раз, два, три, четыре.

Ты пониже наклонись

И тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию ИЗО

Компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу

Паровоз летит

Чох-чох, чу-чу

Паровоз гудит.

3. Ну, вот и приехали. Не удивляйтесь, мы приехали на удивительнуюстанциюРодители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования.

Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.

Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?

Могут все детишки смело рисовать.

И не только кистью, можно вытворять.

Пальцем ткнуть, и носом,

А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –

Маленькою ножкой.

Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,

Удивительный и радостный, этот свет.

Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую ладошками и пальчиками нарисовали дети.

Это наши юные художники старались в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели. Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (рисование ладошкой и пальчиками) Какие цвета использовались? (основные: зеленый, синий, красный)

Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию. Закончите картину (используются паралон, салфетки, печатки, трубочки и др.)

Какая красота! Вот чудо! Молодцы!

Время ручки отмывать:

(родители моют руки, вытирают; звучит мелодия)

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется,

Кто опрятным хочет стать,

Воду должен уважать.

Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей. А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят.

4. Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Предлагается поиграть в дидактические игры, поработать с математическими наборами, исследовать уголок экспериментирования.

5. С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

Звучит сказочная мелодия.

Вот я палочкой взмахну –

(действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Подведение итогов собрания.

Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).

Решения родительского собрания.

1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2. Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3. Принимать активное участие в жизни детского сада.

Заключительное слово.

Уважаемые родители!

Закончена игра! Она у нас

Рассчитана на один час,

Но, в сенсорную игру, народ,

Играйте дома круглый год!

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.

Просим оценить нашу встречу. В приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.


Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)

(нетрадиционная форма проведения)

1. Вступительная часть. Приветствие.

Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вечер провести вместе с вами необычно.

Мы уверенны, что все родители, находящиеся здесь любят путешествовать. Ведь путешествие всегда романтично и загадочно. И поэтому мы с вами сейчас отправимся в плавание на корабле в страну под название Развитие речи. Так как мы все вместе отправимся на одном корабле, то получается у нас семейный корабль. И так отправляемся.

Разрешите представить членов команды на корабле:

Помощник капитана – Овсянникова В.А.

Рулевой – Тегза Т.А. (логопед)

Капитан – Попова Е.М.

И поскольку я капитан корабля, то прошу выполнять все мои распоряжения. Представьте, что вы, сидя за этими столиками, находитесь в своих каютах. И чтобы было интереснее наше путешествие, вы должны дать название своей каюте и нарисовать соответствующую эмблему характеризующую настроение вашей каюты.

Итак «Название каюты».

Задача: Сплотить родительский коллектив для совместной деятельности, создать непринуждённую дружескую обстановку.

2. Психологическая разминка «Улыбка»

Хочу узнать: хорошее ли у вас настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Чтобы отправиться в наше путешествие необходимо проверить, насколько вы, уважаемые члены экипажа, умеете общаться со своими детками.

Игра с мячом «Блиц-опрос».

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок спрашивает вас о чем-то, ваши действия.

3. Как часто разговаривает ваш ребенок?

4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5. Рассказываете ли вы сказки ребенку?

3. Сообщение. «Совсем немного науки»

Наше современное информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами общения. К сожалению, технические средства (телефон, компьютер) заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи. Всё это приводит к низкому уровню общения взрослых с детьми.

Анализ литературы показывает, что у современных детей их психическое развитие несколько запаздывает по сравнению с паспортным, дошкольникам трудно договориться друг с другом, низкий уровень развития произвольности, воображения у детей. А ведь, общение обеспечивает ребенку культурное развитие (управление своим поведением) .

Общение – это особый вид деятельности, который имеет свои мотивы, предмет, содержание, средства, результат. Потребность в общении – стремление к особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от стремления ребенка к оценке и самооценке.

Речь является формой общения. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, которое включает следующие основные задачи:

Развитие речи как средства общения;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной речи (диалог, монолог) ;

Развитие речевого творчества;

Знакомство с книжной культурой;

Формирование предпосылки обучения грамоте;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Общение ребёнка со взрослым ситуативно. В разных ситуациях ребёнок проявляет себя по-разному. Дошкольники гораздо эффективнее учатся друг у друга нежели у взрослых.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Развитие речи происходит не только в коммуникативной деятельности, но и в других видах деятельности ребёнка. Как вы считаете, в каких ещё?

Ответы родителей

Подытожу, система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Где, ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования, и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Согласно коммуникативно – деятельностному подходу к речи, развитие речи происходит не только в коммуникативной, но и в других видах деятельности ребенка: двигательная, познавательная, игровая, трудовая, художественная, восприятие худ. литературы, конструирование, музыкальная.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Предлагаем вам продолжить наше путешествие по стране «Развитие речи», где покажем вам, как мы работаем с детьми.

4. Просмотр видеофрагмента «Один день из жизни нашей группы».

А для начала, предлагаем вашему вниманию просмотр видеофрагмента «Один день из жизни нашей группы» (просмотр видеофрагмента).

5. Игра-путешествие

1. Остров Творчества.

Назовите что… .

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает твердое?

Что бывает синее?

2. Остров Сказочный

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать):

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть … (Колобок)

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна (Репка) .

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул (Теремок) .

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число что активизирует речь.

3. Бухта Логопедическая

Советы логопеда

ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами.

Каждый день читайте ребенку стихи, сказку, обсуждайте картинки. Не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь - образец для подражания. Игра - основная деятельность ребенка. Поэтому все занятия с детьми раннего возраста, возможно, проводить только в игровой форме.

Пальчиковые игра «Салат» (без предметов).

Задачи: Развитие моторики пальцев и кистей рук, стимуляция мозговой деятельности; упражнение в чётком проговаривании слов и фраз.

Мы капусту рубим, рубим -резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх

Мы морковку трём, трём - руки в кулачки, "тереть"

Мы капусту солим, солим - движение пальцев, имитирующее посыпание солью

Мы капусту жмём, жмём - интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки

4. Причал Игровой

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Пароход»

Задачи: упражняться в регулировании силы голоса, продолжительности выдоха.

(педагог показывает картинку, на которой нарисован паровоз)

«Пароход ещё далеко, его почти не слышно» - дети тихо говорят «У-У-У… »; по сигналу: «Ближе» - говорят громче; по сигналу: «Совсем рядом» - в полный голос; по сигналу «Удаляется» - говорят тише; по сигналу «Уплыл» - замолкают.

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп (звук П.)

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук Б)

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки (звук Ж

А в «Уголке для родителей» вашему вниманию представлена папка «Сборник чистоговорок», которую вы сможете использовать и дома.

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном падеже.

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Вот и закончилось наше морсое путешествие по стране Развитие речи, теперь вы знаете, как мы развиваем, закрепляем и отрабатываем речь у детей. Вы дома можете всё это делать с детьми.

6. Рефлексия «Волшебный сундучок»

Предлагаю вам родители ответить, что вы хотели бы положить в волшебный сундучок и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

7. Подведение итогов родительского собрания.

Родительское собрание в нетрадиционной форме: час общения.
Тема: «Поговорим о здоровье детей всерьез»
Задачи:
1.Показать родителям необходимость соблюдения правил по здоровьесбережению в семье.
2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычек, формирующих ЗОЖ.
Повестка дня:
1. Рекомендации врача-педиатра по закаливанию детей в домашних условиях.
2. Выступление медсестры детского сада по здоровьесбережению детей.
3. Подведение итогов анкетирования родителей.
4. Литературно - музыкальная композиция детей на спортивную тему.
5. Спортивные соревнования детей и родителей «Путешествие в Спортландию»
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей по теме собрания.
2.Оформление стенда «Мы хотим быть здоровыми» (фотографии детей, занимающихся физкультурой, играющих в подвижные игры и т.д.)
3.Оформление стенда «Лекарственные травы» (гербарий, книги на эту тему и т.д.)
4.Изготовление (вместе с детьми) красочных пригласительных билетов для родителей и плакатов на тему «В здоровом теле здоровый дух.
5.Подготовка (вместе с родителями) к торжественному чаепитию с блюдами из черствого хлеба.
Ход собрания.
Организационный момент.
Воспитатель встречает родителей в зале, объясняет тему и задачи собрания, знакомит с намеченными мероприятиями (о них подробно сказано в пригласительных билетах).
Беседа врача- педиатра.
Врач, приглашенный из детской поликлиники, проводит беседу для родителей на тему «Закаливание- залог здоровья».
Выступление медсестры детского сада на тему:
- полноценное питание,
- профилактическая работа (витаминизация, прививки и т.д.)
- здоровая гигиеническая среда, уборка помещения, проветривание.
4. Динамическая пауза для родителей.
Отдых нам - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
5.Итоги анкетирования.
Воспитатель анализирует анкеты, подводит итоги анкетирования.
6. Литературно-музыкальная композиция на спортивную тему.
В зале появляются дети в спортивной форме, выстраиваются полукругом. (До этого момента они были в группе со вторым воспитателем)
Раздается стук в дверь. Входит Стобед (второй воспитатель) с шерстяным шарфом на шее и раскрытым зонтом в руке.
Воспитатель и дети: «Здравствуй, Стобед!»
Стобед: (простуженным голосом): «Здравствуйте!»
Воспитатель: «А почему ты так одет?»
Стобед (чихая): «У меня печальный вид.
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип…»
Воспитатель: «Что такое?»
Стобед: «Это грипп».
Воспитатель: «Грипп? А вот наши дети не болеют!»
Стобед: «Не болеют?»
Воспитатель: «Не болеют. Почему? Послушай».
1-й ребенок: «Каждый день по утрам мы делаем зарядку.
Очень нравиться нам все делать по порядку».
2-ой реб.: «Весело шагать, руки поднимать,
Приседать, бегать и скакать!»
Воспитатель: « Здоровье в порядке?»
Дети: «Спасибо зарядке!»
Воспитатель: «Кто из вас знает, что закалке помогает
И полезно нам всегда?»
Дети: « Солнце, воздух и вода-
Наши лучшие друзья!»
3-й реб.: «Если хочешь быть умелым,
Ловким, быстрым, сильным, смелым…
4-й реб.: Научись любить скакалку, вожжи, обручи и палки.
Никогда не унывай, в цель ты точно попадай
5-й реб.: Мячик новый есть у нас, мы играем целый час.
Я бросаю - ты поймай! А уронишь - поднимай!
Дети играют в мяч под музыку песни М. Красева «Мяч»
(см.: «Игры с пением для детского сада»- М.,2005.)
6-й реб.: Чтоб расти нам сильными, ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам мы зарядку делаем.
К солнцу руки поднимаем, дружно, весело шагаем.
Приседаем и встаем и ничуть не устаем.
Дети выполняют упражнение с флажками. Стобед говорит, что все понял, и теперь тоже будет делать зарядку.
7.Спортивные соревнования.
Воспитатель приглашает родителей отправиться в путешествие в Спортландию вместе с детьми.
Выбирается жюри.
Воспитатель: Внимание! Начинаем весёлые спортивные соревнования!
- Эстафета «Дружная семейка»
(Первый участник бежит до куба, возвращается, берет за руку второго, проделывает тот же путь и т.д. (участвует вся команда.) Воспитаталь: А сейчас отдохнем и проведем «Зарядку для ума», назовите зимние виды спорта.
Воспитатель: Продолжим наши соревнования, эстафета «Лягушка»
(Участники должны первыми добраться до финиша, прыгая, как лягушки.)
Воспитатель: Предлагаю вам вторую «Зарядку для ума», закончи пословицу.
* В здоровом теле -……(здоровый дух).
* Здоров будешь -……(все добудешь).
* Смолоду закалишься – …..(на весь век сгодишься).
* Солнце, воздух и вода -….(наши лучшие друзья).
Воспитатель: Следующая эстафета «Веселые прыгуны».
(прыжки через скакалку).
Воспитатель: И снова «Зарядка для ума», назовите, какие бывают мячи.
Ведущая: А сейчас подведем итог – слово жюри.
Жюри: Вы сегодня показали, какие вы сильные, умелые, быстрые, умные, веселые. Желаем всем не болеть, быть дружными. Ведь именно дружба помогала сегодня нашим командам в соревнованиях.
Если хочешь стать умелым,
Ловким, быстрым, сильным, смелым,
Научись любить скакалки, лыжи, обручи и палки.
Вот здоровья в чем секрет –
Будь здоров! Физкульт - привет!
9. Итог собрания.
В конце собрания проводится совместное чаепитие.

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Форма проведения: родительское собрание
Аудитория: родители детей младшей группы
Участники: родители, два воспитателя.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников
2. Раскрыть понятие «дидактическая игра», и как она влияет на обогащение словаря детей
3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости у родителей по данной проблеме
4. Предложить родителям подборку дидактических игр по сенсорному воспитанию для применения в домашних условиях
Ожидаемые результаты:
- активное включение родителей в практическую и игровую деятельность;
- повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников;
- желание применять полученные знания в семье.
Информационно-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение, выставка дидактических игр по сенсорному воспитанию, презентация «Наши любимые игры по сенсорике», выставка методической литературы по данной теме.
Материалы и оборудование:
- дидактические игры по теме;
- цветные карандаши, гуашь, фломастеры, чистые листы;
- флажки на палочках трех цветов;
- флажки бумажные двух цветов;
- разнообразный конструктор и кубики.
Логика проведения:
1.Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о сенсорном воспитании и о том, как оно влияет на развитие детей младшего дошкольного возраста. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, которая обладает чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Вот об этом мы с вами сегодня поговорим.
2.Вступительное слово.
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина и пространственные отношения. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, обогащает словарный запас детей.
Ведущим видом деятельности детей данного возраста является игра, она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. С детьми младшего дошкольного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение материала проходит незаметно для малышей, в практической деятельности.

Давайте забудьте на время о том, что мы взрослые, станем детьми и поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель выступает в роли машиниста, родители становятся «паровозиком»)


Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук тук тук тук тук.
Тук тук тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!
1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
(выставляются человечки соответствующего цвета)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.(красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры.


Игра 1. «Построим башню»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой».
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их(«такой» «не такой»).Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни. «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!».
(демонстрация игры с 1 родителем)
Воспитатель высыпает разноцветные кубики, подходит к родительнице и говорит «Девочка, Леночка, построй башню синего цвета. И т. д….
В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (играют все родители)


Игра 2. «Разноцветные флажки»
- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.
Играют со всеми родителями.
- Спасибо, цветные куколки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше
(Звучит музыка, паровоз едет дальше)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!

2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.(квадраты)

Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами –кругом, квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
Игра 1. «Волшебный мешочек».
Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Играет с родителями.
Игра 2. «Найди фигуре её домик»
По желанию родителей.
Динамическая пауза
Мы со стульев тихо встали
И зарядку делать стали.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И песенку поем:
Руки – вверх, в кулачок,
Разожмем – и на бочок,
Руки – вниз, в кулачок,
Разожмем – и на бочок.

Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию ИЗО
Компанию ребят.
Чох-чох, чу-чу
Паровоз летит
Чох-чох, чу-чу
Паровоз гудит»
3.- Ну, вот и приехали, кто нас встречает? (Веселые художники- карандаши).


- Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаши нас научат рисовать.
Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование. Воспитатель предлагает родителям нарисовать на листе
бумаги красным фломастером воздушные шарики большой и маленький. Синей краской большой цветочек. Зеленым карандашом – большой и желтым – маленький домик. После спросить: Кого ты, Юля, поселишь в свой домик? какую форму у дома имеет крыша? А сам дом? Кому Оля подаришь шарик? Какой формы шарик? И т. д. Закрепить цвет, форму и величину; развивать воображение и речь.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.
4.--Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».


Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (знакомство с играми)
Далее, родители, по желанию выбирают себе игру, в которую потом играют.




- Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
-Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили. (приложение).
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношения
Также, хотелось бы поблагодарить вас за активное участие в нашей сегодняшней встрече и выразить надежду на дальнейшее успешное сотрудничество. А ещё хочется предложить вам дома со своими детьми активнее заниматься развитием сенсорного восприятия с использованием дидактических игр, которые совсем не сложно и не дорого изготовить в домашних условиях. В этом вам поможет памятка, которую сейчас получит каждый из вас
-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.
Обратная связь:
- А чтобы узнать, понравилась ли вам наша встреча, я предлагаю вам на выбор флажки: красного и коричневого цвета. Если вам понравилось собрание повесьте на доску флажок красного цвета, если вас что-то не устроило, то – коричневого.


Спасибо, что нашли время прийти к нам. Будем очень рады вас видеть снова!

Конспект нестандартного родительского собрания в младшей группе
Тема: «Путешествие по волнам Детства»

Цель: Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей младшего возраста
Задачи:
-Содействовать активному и осознанному овладению родителями умения анализировать ситуации взаимодействия взрослого с ребенком;
-Способствовать обогащению коммуникативных умений, обеспечивающих эффективность взаимодействия взрослого с ребенком для проявления его самостоятельности
Предварительная работа: Изготовление нестандартных пригласительных с помощью детских ладошек.
План:
1. Выступления заведующей МАДОУ №20
2. Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста
3. Решение проблемных ситуаций
4. Выбор родительского комитета
5. Вручение благодарственных писем
Ход собрания:
Звучит спокойная музыка, родители рассаживаются по местам
Вступительное слово воспитателя
-Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня, у нас с вами необычная встреча, мы отправляемся в путешествие по волнам детства.
Итак: Мы отправляемся ….(звучит сирена парохода)
1. И первая наша остановка будет у станции «Капитанская»
Выступления заведующей
2. Далее мы прибываем на станцию «Самостоятельная»
Беседа о самостоятельности. Возрастные особенности. Дискуссия «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?». Осложнения в отношениях ребенка и взрослого приводит к: негативизму, упрямству, строптивости, своеволию. Подведение итогов. Стих воспитателя. Родители делятся опытом.
Стихотворение «Я сама» И. Муравейка:
- Давай будем одеваться…
- Я сама! Я сама!
- Пойдём, будем умываться…
- Я сама! Я сама!
- Ну идём хоть причешу я…
- Я сама! Я сама!
- Ну давай хоть накормлю я…
- Я сама! Я сама!
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
3. Следующая наша остановка на станции «Передышка»
Проведение музыкальной игры «У оленя дом большой»
4. Наше путешествие продолжается, и мы заплываем на станцию «Ситуационная»
При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуация. Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».
Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым?
Ситуация. На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.
Вопрос: Как должна поступить мама в этой ситуации?
5. В нашем путешествии, тропинка приводит нас на станцию «Ответственная»
(выбор родительского комитета)
6. И заканчиваем мы свое странствие на станции «Благодарственная»
Вручение благодарственных писем