«Кто ж вам милей: отцы иль дети?». Споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Отношения Базарова с родителями. Задание по группам

Посмотрела урывками смирновских «Отцов и детей». С удовольствием, жаль, мало. И задумалась: а кто помнит «Отцы или дети» Дмитрия Дмитриевича Минаева и «Рапсодии о нигилизме» Василия Степановича Курочкина? В свое время и то, и другое изрядно скрасило прохождение русской классики строевым шагом по образАм.
Вот Минаев:

Отцы или дети? ( Параллель)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой "Отцы" и "Дети",

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа -

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

"Кто устоит в неравном споре?"

Которое ж из двух?

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского "сэра", -

Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

"Du calme, du calme!" - твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках "Нормы",

Он отрицает и...

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

К своей груди прижал,

И даже - дерзость ведь какая, -

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров -

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам -

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей - отцы иль дети?

Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и автора, и . Заключительный по роману можно провести в форме диспута, где каждая группа учащихся будет защищать определенную точку зрения.

I Группа Представляет взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать

Нарождающийся новый тип , но не встал на его сторону.

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом Нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом... Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово „нигилист“ уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „...Я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку - за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину“. „Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный репёаШ; Пугачеву“».

Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

II группа Рассматривает позицию М. Н. Каткова, редактора журнала «Русский

Вестник» (статьи « Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме (по поводу

Романа Тургенева)»).

«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». (Рассказ П. В. Анненкова о реакции Каткова.)

«Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (Письмо Каткова Тургеневу.)

Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

III группа. Взгляды Ф. М. Достоевского. Базаров - «теоретик», находящийся

В разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий

К Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая

Отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается

О жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.

IV Группа. Позиция М. А. Антоновича (статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Лжереалисты»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость

И художественную ценность романа. В романе «... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, - «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман - клевета на молодое поколение». Позицию Антоновича поддержала «Искра» и некоторые сотрудники «Русского слова».

V группа. Взгляд Д. Минаева (стихотворение «Отцы иль дети?» Параллель

С романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию «отцов» и «детей».

VI группа. Роман в оценке Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос»,

«Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает

Наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.

«Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа.

Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен. Споры о романе продолжались и продолжаются сейчас, потому что в романе Тургенев последовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу». Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие споры вокруг романа - лучшее доказательство этих слов.

Какие про­из­ве­де­ния рус­ской классики, за­тра­ги­ва­ю­щие про­бле­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний поколений, близ­ки пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го и чем?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Пояснение.

В драме А.Н. Островского «Гроза» домострой постепенно рушится нежеланием «детей» подчиняться самодурству старшего поколения. Огрызается с матерью Варвара, робко противоречит Тихон. Главная героиня Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

Тема отцов и детей поднималась И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Считая себя аристократом-либералом, Павел Петрович гордится своими «принсипами», однако гордость эта пустая, ведь «принсипы» его лишь слова. Он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Кирсановы не хотят мириться с тем, что их жизнь постепенно уходит в прошлое, а на смену им идет Базаров, олицетворяющий новое поколение со своими взглядами.

В романе Шолохова «Тихий Дон» дом Мелеховых держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич трудолюбивый хозяин, бывает вспыльчивым, но в душе добрый и чувствительный. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта - хотя бы ради внуков и детей. Для сохранения семьи он запрещает Григорию видеться с Аксиньей. Однако сын, хоть и не выражает открытого протеста отцу, не слушает его, решает поступать так, как хочет сам.

Таким образом, проблема «отцов и детей» традиционна для русской классической литературы, а порой выходит за бытовые рамки, становясь конфликтом социальным.

Крутоголова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Соболевская СОШ»

Название предмета Литература

Класс 10

УМК Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М:Просвещение, 2004.

Уровень обучения базовый

Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 7

Место урока в системе уроков по теме 4

Цель урока: формирование личностного отношения к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру.

Задачи урока: образовательные:

    Проанализировать образы-персонажи. Сопоставить высказывания Е. В. Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству;

    провести наблюдение над умением вести спор данных героев.

развивающие:

    способствовать развитию речи обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;

    способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

    способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;

    развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения яркими и точными аргументами, формировать деловую культуру общения.

воспитательные:

    воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

    воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Планируемые результаты

Техническое обеспечение урока: тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

http :// nsportal . ru / shkola / literatura / library /2012/07/09/ distantsionnoe - obuchenie - literatura -10- klass

Содержание урока

Как грубо ошибаются многие, даже

лучшие из отцов, которые почитают

необходимым разделять себя с детьми

строгостью, суровостью, недоступной

важностью! Они думают этим

возбудить к себе уважение, и в самом

деле возбуждают его, но уважение

холодное, боязливое, трепетное, и тем

отвращают от себяих и невольно

приучают к скрытости и лживости”

В.Г.Белинский

I . Орг. урока.

II . Тест по роману «Отцы и дети» (Приложение).

Тестовые задания на школьной парте. Взаимопроверка

III .Вступительное слово учителя

Работа с эпиграфом к уроку.

Сегодня мы с вами поговорим и поспорим по проблеме, ответ на которую не может найти человечество, это – проблема “отцов” и “детей”. Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может она сегодня уже не актуальна? Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Давайте подумаем и поразмышляем над этими вопросами.

Как по-вашему, актуален сегодня роман И. Тургенева “Отцы и дети”? Почему?

Современный исследователь Ю. В. Лебедев пишет, что «Отцы и дети» - это не только роман, знакомящий читателя с общественной жизнью 60-х годов ХIХ века. Это и роман о необходимости любви - любви сыновней и отцовской, любви человека к своему народу».

Чем вы можете подтвердить или опровергнуть это мнение?

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.
В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.

IV . Тренинг “Семейные трудности”.

В течение 5 минут необходимо перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Перечень семейных затруднений записываете в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы с каждым “затруднением” можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению.

На втором этапе, после озвучивания проблем, составляется общая шкала затруднений, на доске записываются только те проблемы, которые получили большее количество баллов.

V . Обсуждение вопросов.

В результате этого упражнения мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье.

Как вы думаете, как решать эти проблемы?

Можно ли решить проблему поколений?

Какие вопросы сложно решать детям и родителям? Почему?

Какова роль семьи в развитии и воспитании ребенка?

VI . Работа в группах. Задание на самоподготовку.

1группа

Тема. Образ Евгения Васильевича Базарова (портрет, характер, занятия, манера поведения, образ мысли, отношение к Кирсановым, убеждения)

2 группа.

Тема. Отношения Базарова с родителями (причина глубинного конфликта между ними, их трагедия).

3группа.

Тема. Образ Николая Петровича Кирсанова (портрет, характер, занятия, поведение, отношение к Базарову и Аркадию, убеждения).гл.11,7

4группа.

Тема. Отношения Аркадия с отцом (разногласия и общность взглядов отца и сына, их представление о счастье). Гл1,

VII . Диспут.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема отцов и детей в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».

1. Общественно-политическая обстановка в России 60-х гг.

2. Конфликт непримиримых мировоззрений:

а) П. П. Кирсанов-типичный представитель своей эпохи;

б) Евгений Базаров - разночинец-демократ.

3. Дуэль П. П. Кирсанова и Базарова; ее значение для идейных противников.

4. Духовное одиночество Базарова.

5. Переосмысление жизни Базаровым.

6. Трагизм и величие положения Базарова.

Примерные ответы на вопросы:

1. События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.

2. В центре романа - фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителей непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» - Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов». По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час «свой какао», доказывал в спорах необходимость «принсипов». Каковы же его «принсипы»? Во-первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа - разночинец-демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем». По убеждениям Базаров нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», - так о нигилизме говорит Аркадий под влиянием Базарова. Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он трезво судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия объясняет «безобразным состоянием общества»: «Исправьте общество, и болезней не будет». В суждениях его чувствуется смелая мысль, стройная логика.

Но все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Если Павел Петрович - человек дворянской культуры, то Базаров - человек знания. Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек - «работник».

3. Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта - к дуэли. Базаров принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения: «Вы поступили благородно...» Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова.

4. Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.

Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».

5. Базаров в романе стоит особняком, как личность, он неизмеримо значительнее других героев. Даже Одинцова, незаурядная, умная, пытливая, красивая, но эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она лишь помогла открыть ему в самом себе те «тайники», о которых Базаров не подозревал. Он не только страдает от любовной неудачи, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. И уже не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пресекающейся жизни, отнятых целей веет от прощальных слов умирающего Базарова.

6. Своим романом «Отцы и дети» Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей, трагичность их положения и величие их духа.

VIII . Чтение подготовленным учащимся стихотворения.

Д. Д. Минаев 1 . Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как свет, бела рука.

В речах, в приемах – такт и мера,

Величье лондонского «сэра», –

Ведь без духов, без несессера 2

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

«Спокойствие, спокойствие!» – твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, – дерзость ведь какая, –

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург 3 ?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров, –

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

Беседа с учащимися по вопросам :

2) Каковы особенности формы стихотворения? (Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»)

IX . Рефлексия.

Метод “Незаконченное предложение”.

Сегодня я понял, что..

Сегодня я имел возможность…

Сегодня мне было трудно, потому что..

X . Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание

2. Ответить на вопрос ы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?

1. Дмитрий Дмитриевич Мина́ев (1835 – 1889) – русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.
В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре».
...Рассказывали, что однажды на волжском пароходе Минаев встретился с провинциальным любителем юмористической поэзии. Они разговорились. Провинциал стал расспрашивать Минаева о столичных писателях. Одобрительно отозвавшись о стихах, печатающихся под псевдонимом "Обличительный поэт", он спросил, не знает ли Минаев их автора. Минаев ответил, что автор этих стихотворений – он сам. Молодой человек очень обрадовался возможности побеседовать со знаменитым поэтом и попросил позволения пожать ему руку. Затем он поинтересовался, не знает ли его собеседник, кто такой "Отставной майор Михаил Бурбонов", и, услышав, что это тоже он, молодой человек уже с вызовом спросил: "А вот недавно новый какой-то объявился. Общий друг. Из молодых, должно быть... Пожалуй, и это вы?" Получив ответ: "Я, я! Представьте себе!", он окончательно решил, что его мистифицируют, и незаметно исчез. (Лихачев В. Из давнего и недавнего былого // "Слово". 1909,13 мая.) ()

7. Гостеприимства прав не зная. – В журнальном тексте "Отцов и детей" абзац, в котором говорится об отъезде Базарова из усадьбы Кирсановых после дуэли с Павлом Петровичем (гл. 24), кончался фразой: "Ему (Базарову) и в голову не пришло, что он в этом самом доме нарушил все правила гостеприимства". Слова эти были вставлены Катковым или под его нажимом и впоследствии исключены Тургеневым. (