Консультация на тему: Малыш идет в детский сад. Ребенок идет в садик

Ваш малыш идет в детский сад! Это такое знаменательное и волнующее событие, как в жизни маленького человечка, так и в жизни его родителей.

В этой статье я подготовлю вас и вашего малыша к походу в детский сад. Как сделать так, чтобы ребенок хорошо адаптировался к новым условиям, к новым людям, как к взрослым, так и к детям. Также мы обратим внимание те моменты, которые следует рассказать воспитателям о вашем малыше. Чтобы их дружба складывалась еще лучше!

Обсудим такие моменты как витаминотерапия, закаливания горлышка и ножек, немного поговорим о прививках. Данная статья будет познавательна и полезна тем, кто готовится к детскому саду.

Практически все детки привыкают к детскому садику, с удовольствием дружат друг с другом, играют в увлекательные игры и учатся новому. Но каждому малышу надо «свое», индивидуальное время, чтобы привыкнуть к новым условиям.

У некоторых деток адаптационный период занимает от пары недель, другим же необходимо пару месяцев. Причина таких сроков лежит в характере ребеночка. Зависимость от мамы, сверхчувствительность к переменам, и конечно же, повышенная возбудимость нервной системы.

Процесс адаптации проходит лучше у деток, которые общались с разными возрастными группами детей. И у деток, которые имеют много братьев и сестер. Также у ребят, на которых не направлено все внимание и опека дома.

Я уверена вас волнует большое количество вопросов. Воспитатели, какие они… Примут ли другие ребята… Сон, еда…

Если ваш ребенок легко адаптируется к новому, его поведение вернется в норму по ходу первого месяца. К концу первой недели аппетит будет таким же, как и раньше. Сон ребенка наладится за одну – две недели. И острых заболеваний не возникнет.

Но у вашего ребенка может быть адаптация с затруднениями. Целый месяц настроение будет неустойчиво. Сон и аппетит придут в норму через месяц – полтора.

Самый сложный вариант – это тяжелый адаптационный период. Сон, аппетит, настроение грубо нарушены. Не исключены ночные кошмары. Ребенок будет длительно болеть, чтобы оставаться дома с мамой. Если болезнь длительная и тяжелая, обязательно проконсультируйтесь у детского психолога, невролога или психиатра.

Для того чтобы адаптация в детском саду прошла успешно, следует заранее принять меры. Заинтересуйте вашего ребенка! Но не перестарайтесь. Красиво врать не следует. Это самый простой вариант. Поговорите с малышом о садике, говорите эмоциональные и приятные слова. «Там так много игрушек!», «Там так весело! «Я когда была маленькой, так любила ходить в детский сад!». Расскажите малышу интересные истории о детском садике.

Ваш малыш должен иметь своеобразную готовность, «готовность выйти в свет». Сюда входит умение независимо от взрослых кушать, одеваться. Ребенок должен уметь попроситься в туалет, должен «знать и уметь» пользоваться горшком, помыть руки. Самое главное, ребеночек должен уметь выразить свою нужду. Чем шире круг возможностей, тем лучше.

Оздоровительные мероприятия

Терапия витаминами. Чаще всего детки первый раз идут в дет.сад в теплое время. Это делается для того, что бы уменьшить возможность заражения простудой и вирусами. Также прекрасный «бонус» данного времени года – это свежие фрукты и овощи! Укрепляйте иммунитет малыша!

Закаливание.

Начнем с ножек. Можно начать данный вид закаливания с обтирания стоп мокрой тряпочкой. А где-то через недельку можно перейти к самому обливанию. Процедура. Стопы малыша окуните в тазик с водой комнатной температуры примерно на одну минуту. Следом разотрите их махровым полотенцем до теплоты.

Каждый день увеличивайте процедуру на одну минутку. Дойдите до десяти. Температуру воды уменьшайте на один градус каждый третий день. Важно! Если ваш ребенок в ходе процедуры заболел, следует прервать курс. После выздоровления и по прошествии двух недель восстановления, начните все с начала.

Теперь перейдем к закаливанию горлышка. Чаще всего очаг инфекции в детстве – это горло. Закаливание поможет уменьшить чувствительность горла к таким факторам, как холодная вода, мороженое, ветер, низкие температуры.

Процедура. После ночного сна давайте вашему ребеночку выпить воды на голодный желудок. Температура водички постепенно уменьшается. Возьмите две емкости с кипяченой водой. Одну поместите в холодильник, а другую оставьте в помещении.

Каждую неделю разбавляйте воду в следующих пропорциях. 1 часть холодной – 5 частей комнатной. 1 часть холодной – 4 части комнатной. 1 часть холодной – 3 части комнатной и т.д. объем воды зависит от возраста ребенка. Для малышей до трех лет хватит1/4 стакан. Деткам постарше можно давать 1 стакан за 1 прием.

Прививки от Гриппа. Очень дискуссионная тема в наши дни. Я не буду говорить, почему важно делать прививки, или почему не стоит их делать. Это дело каждого родителя. Прочитай нужную информацию, проконсультируйтесь со специалистом. Но ваше решение должно быть обосновано.

На один момент, я все-таки, себе позволю обратить внимание. Помните, что у деток с прививками, заболевания протекают «облегченно». И такое заболевание как грипп, страшно не только повышенной температурой, но осложнениями.

Теперь можно перейти непосредственно к психологическим аспектам адаптации малыша в садике.

Мы уже знаем, что следует заранее подготовить малыша. Но не приукрашивайте информацию. Сами понимаете, чем это чревато. Также не следует говорить «Там ничего плохого не случится с тобой». Ваши слова могут вселить тревогу в малыша. Расскажите о позитивных моментах пребывания в садике. «Там много игрушек таких, каких дома нет», «Ты будешь танцевать, петь песенки и играть с детьми», «В саду о тебе будут заботиться», «Там есть песочницы, горки и качели».

Также можно помочь адаптироваться вашему чаду с помощью игры! Возьмите игрушки и смоделируйте, разыграйте будущее событие. Покажите сначала сами. «Вот кукла Катя, сегодня она идет в детский сад. Скажи «привет» всем кукла Катя. Вот твой шкафчик для вещей. Давай снимем курточку. Вот за этим столом ты будешь кушать с другими ребятишками. Вот твоя кроватка, тут кукла Катя, здесь ты будешь спать. У тебя будет много новых друзей. А потом мамочка придет за тобой».

Далее такую же историю пусть покажет сам ребенок. Покажи, как ты поздороваешься в группе, как ты будешь кушать, где спать. Не стоит навязывать такую игру. Просто периодически предлагайте ее среди остальных ролевых игр.

Важную роль играет контакт вашего малыша с его новым взрослым – воспитателем!

Пока ребенок не попал в группу, расскажите воспитателю о нем, о его особенностях. Как он есть и что он ест, и, конечно же, что не ест! Какие малыш имеет особенности речевого развития. Какие у него возможности. Что он умеет делать, а что не умеет. Привык ли ребенок спать днем.

Обратите особое внимание, какие страхи есть у малыша, чего он боится, что не любит. Таким образом, вы облегчите не только работу воспитателя, но и времяпрепровождения в саду вашего ребенка. ПРИВЫКАНИЕ – ЭТО ПОСТЕПЕННЫЙ ПРОЦЕСС.

Конечно, в силу ваших возможностей, но сначала лучше оставаться в период, выделенный на прогулку. Постепенно на один – два часа в группе. Позже несколько часов подряд. Можно договориться с воспитателем, и присутствовать в первое время в группе вместе с ребенком.

Хорошие рекомендации для малышей я давала в статье «Учимся общаться правильно! (от 6 до 9 месяцев)». Хоть данные рекомендации относятся к маленьким деткам, но принцип неизменен, перечитайте. Малыш должен видеть, что мама и новая тетя подружились, новая тетя понравилась маме, она не страшная, но просто не знакомая.

Ох уж эти страхи…

А в садике самый главный страх – «меня не заберут». Даже когда вы злы, не говорите вашему ребенку «отдам тебя той тете», «оставлю тетя тут». Услышать такое – это травма для ребенка. Ребенок должен быть полностью уверен, что его ЛЮБЯТ, им ДОРОЖАТ, по нему СКУЧАЮТ, и его непременно ЗАБЕРУТ из детского сада.

Покажите малышу свою радость после дня разлуки, скажите, что скучали по нему, и похвалите его за то, что он был в садике.

Может случиться так, что ребенок будет робеть, не хотеть отпускать взрослого. Вы можете попросить воспитателя, чтобы она выходила встречать вас возле дверей группы, говорила пару дружелюбных слов, комплиментов ребенку. Так малыш сможет отвлечься от грустных мыслей. Да и воспитатель будет становиться другом.

Важно! Не уходите тихо и скрытно, как будто кидая малыша. Дайте ему знать, что пора прощаться.

Дома можете придумать свой собственный способ прощания. Ваше особенное пожатие рук, или поцелуй. Не исключено, что именно с вами расставаться больнее всего. Тогда следует попросить кого-то другого первое время приводить малыша в дет.сад (бабушку, например).

Первые дни, а может и неделя, две – это перегрузка новой информации для вашего малыша. Уменьшите требования к ребенку, дома должно быть тихо и спокойно, «эмоционально сильные» мероприятия перенесите. В это время ребенку нужна ваша поддержка и понимание.

Игра помогает

Игра помогает не только УЗНАТЬ детский сад, но и АДАПТИРОВАТЬСЯ в нем.

Играем в «садик». Такая игра носит терапевтическое значение. Ребенок постепенно отреагирует болезненные моменты связанный с детским садом. С помощью игры он «лечится». Разнообразьте игру игрушками и куколками. Дайте вашему чаду роль воспитателя.

Кукла не хочет отпускать маму и плачет, пусть ваш малыш успокоит куклу. С помощью такой роли, ребенок становится ближе к взрослому - воспитателю, он уже не так сильно его пугает. Меняйте роли: воспитатель, нянечка, ребенок, который ходит с радостью в садик, и тот, который не любит туда ходить, попробуйте роль мамы и роль папы.

Можно с помощью «домашних» вещей успокоить малыша, который идет в садик. Пусть возьмет с собой какой-либо предмет из дома, чтобы что-то связывала его с привычным. Будь то любимая мягкая игрушка, или вещь, которая принадлежит маме (например, платочек, заколка).

Также можно на рисунке изобразить портрет семьи или нарисовать «книжку» с делами на весь день, там будет изображен поход в дет.сад, игры и т.д. и в заключение радостная встреча с родителями.

Рисунки, как и игра, носят терапевтический характер. Прорисуйте детский сад, ребят, которые ходят туда, какие страхи есть у малыша, что люблю, что не люблю. Рисование лечит. Пока ребенок еще совсем малыш, пусть рисует мама или папа то, что скажет ему ребенок.

Ребеночек сам выбирает нужные цвета фломастеров, карандашей, красок. Описывает настроение и характеры людей, которые будут изображаться на рисунке. Таким образом, малыш выражает свои чувства к этим людям, да и к ситуации в целом.

«Плохие и страшные» рисунки можно корректировать. Придумайте вместе с малышом как сделать из страшного рисунка смешной. Как сделать злого человека или ребенка добрым, как развеселить плачущего ребенка.

Обязательно, после того, как вы забрали малыша из детского сада, поинтересуйтесь, как прошел его день. Когда ребенок будет говорить, что его обидели, не стоит оправдывать обидчика, говорит, как надо было сделать, говорить «так бывает».

Самый лучший способ выслушать, принять его чувства, и, обязательно, отразить его чувства словами. К примеру, «тебе было очень обидно, что мальчики сломали твою игрушку, ты был зол на них». Поговорив о событиях дня, закончите на положительных моментах (воспитательница похвалили, вкусные конфеты на дне рождения и т.д.).

Важно! Если малыш длительно болел или его перевели в другую группу, то процесс адаптации следует начать заново.

Есть детки, которые особенно проблемны с точки зрения привыкания к садику. У таких ребят, повышенная нервная чувствительность и ослабленное здоровье, более подробно почитайте в статье «Синдром ранней . Что это такое?».

Напомню, такие малыши особенно реагируют на стресс, имеют меточувствительность, у них часты головные боли, имеют нарушения работы кишечника, хроничны заболевания верхних дыхательных путей, имеют диатезы и аллергии. Из-за своей сверхчувствительности, малыши жалуются на колючую одежду, не любят принимать ванную и душ, мыть голову, расчесываться.

Младенцы плаксивы, беспокойны, трудно засыпают, плохо себя чувствуют после сна, имеют плохой аппетит, сильно утомляются.

Детский сад – большая нагрузка для неокрепших нервов такого ребеночка. Их нервную систему «раздражают» вкус новой еды, разнообразные шумы в группе, новые ситуации и чувства. От переутомления малыш плаксив, вял, плохо засыпает, с истерикой идет в детский сад.

Может сильно испортиться здоровье. Иногда они подолгу и тяжело болеют. Они «психологически» впадают в болезнь, чтобы быть с мамой и не ходить в сад. Следует сходить на консультацию к специалисту (невролог, психоневролог, психолог). Необходимо отсрочить «поступление» в дет.сад и «посидеть» дома до пятилетнего возраста. Останется год до школы, чтобы влиться в детский коллектив.

Если признаки не сильно выражены, то можно попробовать отдать в садик пораньше.

Но имейте в виду, что адаптация продлится дольше (до шести месяцев). Также родители должны сообщить воспитателю об особенностях «характера» малыша. Чтобы воспитатель мог переключать деятельность ребенка с шумных забав на уединенное чтение, к примеру. Следует попросить не кормить насильно ребенка.

Если получиться забирайте малыша пораньше. После погуляйте на свежем воздухе час - два, пусть малыш выпустит накопившееся напряжение. А дома вечером должно быть спокойно, не играйте в шумные игры и не ведите нравоучительные беседы.

Хорошего детского сада вам!

Другая информация по теме


  • Заметки внимательного родителя. Тревога! Аутизм…

Кажется, еще недавно вас забирали из роддома с тихо сопящим кульком на руках, но вот уже пришла пора отводить малыша в детский сад, а вам – возвращать себе статус работающей дамы. Впрочем, даже если вы не работаете и можете посвящать время малышу и дальше, все же есть смысл отдать его в дошкольное учреждение. И на это существует несколько важных причин:

  1. Малыш научится правильно вести себя в коллективе. Ведь ему рано или поздно предстоит пойти в школу, и если у него нет подобных навыков, ему будет сложнее строить общение с одноклассниками. Конечно, если малыш не ходит в садик, то он все равно общается с другими детьми – например, на детской площадке. Но это не совсем то, что нужно (хотя и такая практика важна, она помогает заводить новые знакомства). Ведь на игровой площадке ребенок проводит не так много времени, а значит, обретет меньше опыта и навыков общения. К тому же в садике есть не только дети, но и взрослые. А уметь общаться с ними тоже важно для будущего первоклассника. В школе ему придется выстраивать отношения с учителями и подчиняться им. В детском садике малыш сможет постичь самые разные стороны межличностного общения: научится строить диалог, находить копромиссы, понимать других людей и учитывать их интересы, правильно доносить свое мнение до окружающих.
  2. Ребенок сможет закрепить и усовершенствовать разные бытовые навыки и, возможно, освоить новые. В коллективе это происходит быстрее, чем наедине с мамой.
  3. Малыш получит новые знания, сможет . Ведь в садике предлагается столько интересных занятий!
  4. Ну и, наконец, в дошкольном учреждении существует особый распорядок дня, а значит, и в дальнейшем ребенку будет проще соблюдать режим.

Но когда ребенок идет в детский сад, его мама может столкнуться с разнообразными сложностями. Даже если родители подготовили малыша к тому, что он будет много времени проводить в коллективе (а это нужно обязательно сделать, и начинать за несколько месяцев до того, как чадо переступит порог дошкольного учреждения), и он рад тому, что обретет новых друзей и получит много впечатлений, спустя день или несколько (или даже пару недель) он может закапризничать. Например, ребенок отказывается идти в сад и не поддается ни на какие уговоры. Не следует пугаться и мгновенно забирать малыша на . Все объясняется тем, что ребенок должен адаптироваться. Посудите сами: совсем недавно он все время проводил с мамой, а теперь ее нет рядом. К тому же, даже если вы объясняли ему, как себя следует вести в коллективе, одно дело слушать это в теории, а совсем другое – постигать на практике. Малыш может растеряться. А растерянность – спровоцировать стресс. К тому же он может решить, что мама больше его не любит, поэтому отдала в чужие руки. А если еще он видит и растерянность других детей, для которых такая обстановка тоже нова, это вселяет в него . Чтобы этого не произошло, маме следует поступить следующим образом:

  • Сначала не отдавать малыша в садик на полный день, а несколько раз прийти вместе с ним, погулять с другими детьми, познакомиться с воспитателями. Посетить учреждение нужно будет не только днем, но и вечером, чтобы ребенок посмотрел, как остальных детей забирают домой их родители и усвоил: за ним мама тоже будет приходить, не оставит на произвол судьбы.
  • Затем можно будет оставлять малыша в садике до утренней прогулки. Но при этом маме тоже нужно будет там присутствовать. После прогулки ребенка забирают домой. Важно приходить в садик чуть позже остальных, чтобы малыш не увидел, как капризничают другие детки, когда их мамы уходят, и не испугался. Такую практику нужно будет продолжать неделю.
  • На следующей неделе все будет так же, как и на предыдущей, но с одним изменением: вы приводите ребенка в садик, уходите, и возвращаетесь за ним после утренней прогулки. Обедает малыш тоже в садике, при вас.
  • В следующие две недели малыш уже может спать в дошкольном учреждении днем. А потом вы за ним приходите и ведете домой. И лишь потом уже его можно пробовать оставлять в садике на полный день.

Многие мамочки задаются вопросом: когда лучше идти в сад? Оптимальный возраст – 4 годика. Именно в этом возрасте детки активно тянутся к общению и к играм со сверстниками. Но если вам необходимо раньше выйти на работу, то и в 3 годика можно отдать ребенка в садик. В этом возрасте малыш способен проводить некоторое время без мамы, имеет некоторые бытовые навыки, испытывает интерес к общению и новым знакомствам. А вот если отдать ребенка в дошкольное учреждение раньше, то ему будет гораздо сложнее приспособиться. Скорее всего, он еще не будет испытывать особой потребности в общении с другими ребятами, он может бояться чужих взрослых людей, к тому же ему пока трудно понять, почему он вынужден проводить время без любимой мамы.

Получение путевки в детский сад

Получение путевки в детский сад — важный момент, чтобы ваш малыш пошел в детский сад в желаемое вами время. Для этого нужно обратиться в районную комиссию – чем раньше, тем лучше. Ведь если вы сделаете это слишком поздно, то ваш ребенок может получить путевку позднее, чем вам бы хотелось. Группы на последующий учебный год комплектуют с первого марта по первое июня, но это не значит, что бесполезно приходить в комиссию в другое время: при наличии свободных мест можно получить путевку. Другое дело, что их может не оказаться. Раз в год производится перепись, и очередь продвигается.

В районную комиссию нужно прийти лично одному из родителей, взяв с собой паспорт и свидетельство о рождении малыша. Если вам полагаются льготы, то нужно будет принести справки, подтверждающие ваше право на это. Если вы не можете явиться лично, то можете позвонить. Но потом все равно нужно будет прийти с документами, иначе как будет понятно, что звонили именно вы?

Районная комиссия сама распределяет детей по садикам, то есть вы не можете выбирать. Но что делать, если вы по какой-то причине хотите отдать ребенка в другое учреждение дошкольного воспитания? Между родителями бытует такая практика как обмен путевками в детский сад. Сейчас в Интернете существуют целые сайты, где можно найти желающих поменяться.

Проблема детского сада (отдавать ребенка или не отдавать) рано или поздно возникает в каждой семье.

И дело даже не в том, что во многих городах сейчас путевку в сад добыть не так-то легко. Проблема гораздо шире, и она почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Итак, в принципе: отдавать или не отдавать? А может, лучше к бабушке? Или найти няню?

Вне всякого сомнения, родительское решение во многом определяется личным опытом. Тем не менее в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее, наук - педагогики, медицины, психологии, социологии.

Учимся общаться

С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, желательный для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться: человек с незапамятных времен - животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь - начиная со знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т. п.).

Искусству общения, особенно со сверстниками, несомненно, стоит учиться с детства - никакая семья, никакие няньки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

ОРЗ и иммунитет

Главный минус посещения детского сада - ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители, и медицинские работники, и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней - острые инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения - чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что "домашний" ребенок меньше общается с другими людьми.

Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд.

Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, более или менее легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха, корь), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. "Найти" краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно.

Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием "детский сад" не очень связаны - не подхватим болезнь от детей, так папа "принесет" грипп с работы.

Вирусные инфекции, которыми ребенок "недоболеет" в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе.

"Тепличные" малыши

Принципиально как раз совсем другое - не частота, с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают.

Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно ни при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения - это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с фактом посещения или непосещения ребенком детского сада.

Резюмируя тему "повышенной детсадовской заболеваемости", отметим следующее.

Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются "важнейшие" правила ухода - не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т. п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука - на него всегда можно списать собственную несостоятельность как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий - норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т. п. - "недопустимые явления". Но неужели возмущенные родители надеялись на то, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится?

Выводы очевидны - во-первых, "нечего на зеркало пенять...", и во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее - адекватным воспитанием с момента рождения.

С работой лучше подождать

Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад, - особая проблема. Оставим споры на тему, когда это лучше сделать (в год или в три), педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос - где будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад?

Абсолютно типична следующая ситуация: первого сентября ребенок впервые идет в детский сад и в тот же день мама выходит на работу после декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш "зарабатывает" свое первое детсадовское ОРЗ, а мама - первый отпуск по уходу за больным ребенком.

Однозначно следующее: каким бы замечательным ни был детский сад, каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще болеть первое время.

Потому очень желательно, чтобы, отправляя ребенка в детский сад, мама оставалась при этом дома. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке, кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.

Весьма существенный момент - время года, когда предполагается начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать - активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время адаптации.

Ваш ребенок - особенный?

Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. У воспитательниц, как правило, свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать. Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо - накормить любой ценой и, главное, не дать замерзнуть.

Если вы, родители, отдаете себе отчет в том, что ребенка нельзя заставлять есть, если вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение, потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.

От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого работники детского сада в обязательном порядке должны владеть информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность при необходимости экстренно связаться с родителями.

Из досье "РГ"

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Самый первый в мире детский сад был открыт в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем в городе Бад-Бланкенбурге. А в России первые детские сады появились в Москве в 70-х годах XIX века. Они были платными, и только с 1900 года министерство народного просвещения начало субсидировать "занятия с деть ми дошкольного возраста".

Нынешний кризис с нехваткой мест в детских садах связан в том числе и с тем, что с 1990 года в стране вследствие перепрофилирования и приватизации дет ских садов число их сократилось почти вдвое - с 88 тысяч до 46 тысяч.

Медкомиссию лучше пройти заранее

Каждый ребенок перед тем, как попасть в ту или иную группу дет ского сада, должен обязательно пройти медицинскую комиссию. Это забота родителей.

Не оставляйте заботы с прохождением медкомиссии на последние дни, тем более в августе. В это время и так в детских поликлиниках яблоку негде упасть. А если окажется, что один из нужных врачей в отпуске - дело вообще затормозится. Тем более редко, когда все врачи работают в один день и в удобное для вас время. Как правило, при медкомиссии обязательно посещение участкового педиатра, который даст направление к другим специалистам: неврологу, отоларингологу, стоматологу, хирургу, окулисту, ортопеду.

Поэтому лучше всего заранее составить план прохождения медкомиссии. Но не спешите с анализами - ведь результаты некоторых из них действительны не больше месяца. Поэтому лучше всего анализы сдать не раньше чем за две недели до устройства в детский сад.

Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить.

На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера.

Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?

Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня.

Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко,а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
  • Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому . Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Почему он так себя ведет?

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Познавательная активность

Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

Навыки

Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

Особенности речи

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

Сон

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

Аппетит

В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

Здоровье

В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде . Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка . Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера . Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую) . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться . Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье . Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание . Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью . Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой . Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.