Консультация для родителей «Посеешь привычку — пожнешь характер. Родительское собрание "Посеешь привычку - пожнешь характер" классный час (младшая группа) на тему Папка передвижка посеешь привычку пожнешь характер

савина наталья
Родительское собрание «Посеешь привычку - пожнёшь характер»

Родительское собрание

Тема : Посеешь привычку – пожнёшь характер

Участники : родители воспитанников подготовительной группы, воспитатели

Форма проведения : круглый стол

Дата проведения :

Цели : осуществить педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми; выработать тактику сотрудничества с родителями по устранению причин эмоциональных нарушений у дошкольников; довести до сознания родителей необходимость единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования у детей полезных привычек , заинтересовать родителей полученными данными , заставить их задуматься.

Повестка

1. Организационый этап собрания .

2. Инфекционные заболевания. Медицинский работник

3. Вредные и полезные привычки у ребенка .

4. Обсуждение за круглым столом.

5. Как избавиться от вредных привычек .

6. Игра с родителями «Отгадай привычку » .

8. Подведение итогов собрания . Принятие решения.

Вредные и полезные привычки у ребенка .

Давайте сначала поиграем, настроимся на работу, включим своё внимание.

Все встаём в круг, берёмся за руки, идём по кругу. По моему сигналу нужно остановиться, 3 раза хлопнуть в ладоши, повернуться и пойти в другую сторону.

Сегодня мы с вами поговорим о привычках . Как вы думаете, что такое привычка ?

Привычка - это такое действие, которое становится для нас тем, без чего нам трудно жить.

совершать какие-нибудь действия, поступки.

Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения какого-либо действия. Однажды выработанная, привычка часто продолжает оставаться и бывает трудно от нее избавиться.

«Привычка – образ , действия, состояние. Поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определённый период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычным, постоянным для кого-нибудь. (Д. Ушаков. Толковый словарь)

Назовите некоторые ваши привычки ? (Передавая мяч по кругу, родители называют свои привычки .) Привычки есть полезные и вредные. Отгадайте, какие привычки полезные , а какие вредные?

Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер.

(вредная)

Мою грязную посуду, Пол помыть я не забуду.

(полезная)

Пылесосом убираю, Пыли я не оставляю.

(полезная)

Ногти очень грызть люблю, Всех микробов я люблю.

(вредная)

Чисто с мылом я умоюсь, У меня опрятный вид.

(полезная)

Полезные привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестаёт задумываться, они, словно, совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.

Редко встретишь человека, у которого только хорошие привычки .

Тревогу вызывают вредные привычки .

Что, по вашему мнению, означает термин «Вредные привычки » ?

Вредные привычки - навязчивые , ставшие ритуалом действия, которые отрицательно сказываются на поведении человека, его физическом и психическом развитии. Есть ли вредные привычки у ваших детей ?

Какие хорошие привычки вы хотели бы видеть у них? Как вы думаете, откуда у детей появляются вредные привычки ?

Причина их возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребёнка , подражание взрослым.

Вредные привычки есть у всех детей ?

Многие вредные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным или плохо усвоенным навыком. Например, так создается привычка неправильно держать ложку или вилку у ребенка, которого не научили ими пользоваться.

Привычки есть у каждого . Знаете ли вы, что привычка бывает еще и полезной?

Привычки могут быть полезными, способствующими возникновению положительных черт характера , могут быть и вредными для формирования личности ребенка. Если ребенок научился бегло и правильно читать, он может приобрести полезную привычку регулярно читать книги, а в старшем возрасте следить за новинками художественной литературы. Научившись владеть иглой, утюгом, ребенок легче выработает в себе привычку следить за своей одеждой, быть всегда аккуратным и чистым. Так формируются полезные привычки ».

Давайте все привычки разберём на хорошие и плохие. Полезные привычки посадим на клумбу , а вредные выбросим за забор.

Многообразие привычек

«Вредные» привычки «Полезные» привычки

Сосание пальца

Грызет ногти

Ковыряние пальцем в носу

Навязчивые движения

Покачивание туловищем

Теребит волосы или мочку уха мытье рук перед едой

Уборка игрушек на место

Засыпание в одно и то же время

Правильное питание

Личная гигиена

Занятия по интересам

Пользование носовым платком

Выбрасывание мусора в мусорное ведро

Соблюдение режима дня

Все дети очень скоро пойду в школу, скажите пожалуйста, какие привычки важно закрепить и привить , а какие попытаться устранить? Насколько это важно?

«Важно, чтобы работа велась постоянно. В период борьбы с привычкой ребенок должен быть насыщен новыми впечатлениями, знакомился с новыми играми вместе с родителями , имел обширный круг общения.

В большинстве случаев вредную привычку просто достаточно заменить полезной. Конечно, для этого необходимо хотеть получить положительный результат».

«Появление вредных привычек оказывает негативное влияние на здоровье ребенка. Многие вредные привычки на первый взгляд кажутся интересными и забавными. Но не стоит запускать вредные привычки . Необходимо бороться с ними. Будьте внимательны к своему ребенку, тогда возможно избавиться от вредных привычек в ранней стадии развития.

Обсуждение «Как привычки перерастают в характер

Игра «Крокодил»

Как избавиться от вредных привычек .

Ребенок не игрушка! Нельзя по мановению волшебной палочки вложить в него собственные мысли, чувства и взгляды. Вместо «доброго и вечного» можно посеять страхи , неврозы, агрессию. Под давлением ребенок «привыкнет наоборот » , но на деле это будет означать, что он смирился и молча страдает, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами. Малыш «сигналит» взрослым о своем отчаянном положении как может.

Дальнейшая его судьба зависит от ответственности и последовательности действий, окружающих его взрослых.

Как помочь ребенку избавиться от вредных привычек , какие хитрости можно использовать взрослым для этого?

Привычка держать палец во рту

Если ребенок держит палец во рту - значит он чувствует внутренний дискомфорт. Часто эту привычку приобретают дети , которым уделяется мало внимания. Не исключено, что таким образом они выражают протест, что их надолго оставляют в одиночестве.

Специалисты советуют предпринять следующие шаги :

1. Разговаривать с ребенком перед сном, подержать его за ручку, ведь это как раз то время, когда между родителями и детьми возникает наибольшая близость. Спокойное и нежное общение изо дня в день сделает ребенка менее возбудимым.

1. Если вам приходится ненадолго расстаться, поцелуйте по очереди все его пальчики и попросите сохранить поцелуй до встречи.

2. Случается, что первенец ревнует маму к маленькому братику или сестричке и разными способами пытается выразить свое недовольство. Отнеситесь к нему с пониманием, используйте разные приемы, чтобы доказать, что любовь к нему не ослабла.

3. Уложив ребенка в кроватку, можно рассказать какую-нибудь сказку, но

обязательно с хорошим концом. А затем напомните ему обо всех его хороших

поступках

Привычка плакать , ныть и хныкать

Причины хныканья могут быть различными : малыш по натуре чувствителен и слезлив; ему нездоровится или он устал к концу дня; ему трудно сосредоточиться на одном деле. Но возможно, что ребенок - юный солист-манипулятор.

1. Поскольку ноющий ребенок говорит неразборчиво, можно сказать ему : «Что ты говоришь? Ничего не понимаю! Можешь сказать нормально? Извини, я ничего не понимаю, когда ты ноешь. Пожалуйста, успокойся. Пока ты не успокоишься и не сможешь говорить нормально, я не смогу понять, чего ты хочешь. Успокойся, и мы поговорим».

1. Необходимо переключить внимание ребенка на другой предмет или занятие, способное вызвать у него интерес. Например, помочь приготовить обед для папы. Но картошку и морковь нужно сначала хорошо помыть - от такого удовольствия дети редко отказываются.

Привычка кусаться

Возможные причины такого поведения? Чаще всего это агрессия, направленная на родителей . Такова подсознательная реакция на требования взрослых, нежелание их выполнять. Но, возможно, это попытка привлечь к себе внимание . Может быть и то, что ребенок враждебно настроен и хочет всем вокруг сделать больно.

Специалисты предлагают следующие инструкции по искоренению :

Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами. Если ребенок кусается, очевидно, такое поведение в семье ненаказуемо или, несмотря на осуждение, приносит ему желаемый результат.

1. Агрессора с раннего детства надо учить контролировать себя. Те дети, которым это удается, чаще добиваются успеха во взрослой жизни и продолжают уважать и любить своих родителей .

2. Малыш бьет руками по лицу мать, у которой сидит на коленях. Ему уже говорили, что бить нельзя, но результат нулевой. Он продолжает бить и радостно смеяться после каждого удара. Мать пытается объяснить, что ей больно. Но откуда ребенок знает, что такое боль, если не испытывал ее? Тогда мама в ответ на очередной удар спрашивает : «Какая рука ударила? Эта?» - и ударяет пальцами по стукнувшей ее руке, стараясь одновременно и не причинить боль, и сделать удар ощутимым. Ребенок, естественно, плачет. Мама, продолжая нежно обнимать его и держать на коленях, твердо и спокойно говорит : «Маму бить нельзя!» Если ребенок ударит вновь, то мама повторит прием. При этом также спокойно она говорит : «Нельзя бить людей. Тот, кто бьет, всегда получает в ответ» . Это, возможно, придется повторить несколько раз.

3. Сходную тактику можно применить и к кусающемуся ребенку. Вы в состоянии помочь «зубастику» , и в первую очередь тем, что покажете пример контроля над собственными эмоциями, далеко не всегда радостными

Привычка ругаться

Вы в шоке! Вы потеряли дар речи. Ваш ребенок произносит совсем недетские выражения. Рано или поздно с этой проблемой сталкиваются все родители .

Это явление можно объяснить следующими причинами. С раннего возраста на детей обрушивается огромный поток информации. Слушая речь окружающих, малыш воспроизводит новые слова и выражения, подражая взрослым. Некоторым нравится произносить слова также, как это нравится попугаю, но их значение ни с чем плохим не связывается. Если для ребенка «нехорошие» слова не содержат смысловой «начинки» , значит, родители сражаются с ветряными мельницами.

Что можно посоветовать взрослым в таких случаях?

4. Говоруна переполняют разнообразные чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Подыскивая выражения, он вдруг начинает добавлять крепкие словечки. И если не заострять на этом внимание ребенка, как правило, «увлечение» ругательствами проходит само собой по мере обогащения его словарного запаса.

5. Если реагировать на ругательства бурно, ребенок с удовольствием будет их повторять снова и снова только ради того чтобы насладиться вашим негодованием или возмущением окружающих людей.

6. Когда ваш ребенок станет постарше, поговорите с ним по душам и убедите его, что щеголять ненормативной лексикой не очень-то красиво. В пять-шесть лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понять, что есть лексика, совершенно недопустимая в приличном обществе. Так ему и скажите : «Мы с папой тоже знаем эти выражения, но никогда не произносим вслух» .

Пригодных на все случаи жизни правил о том, как воспитывать ребенка, не существует. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя . Если мы хотим воспитать самодостаточного гармоничного человека, нам надо в первую очередь стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя и избегать всего, что разрушает этот положительный образ.

Вот несколько общих элементарных правил, которыми стоит руководствоваться взрослым при воспитании ребенка.

1. Нельзя унижать ребенка.

Мы иногда в сердцах говорим ребенку : «У тебя вообще голова на плечах есть?» или «За что меня Бог наказал таким ребенком!» Всякий раз, когда мы произносим что-то подобное, мы разрушаем положительную самооценку сына или дочери. Наши дети начинают чувствовать вину за то, что вообще живут на свете. С этим чувством вины далеко не уйдешь, можно вырасти глубоко несчастным человеком.

2. Никогда не нужно угрожать.

«Только попробуй это сделать, как дам!» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребёнка бояться и ненавидеть нас. От угроз ребёнок не перестанет вести себя кое-как, либо перестанет вести себя здесь и сейчас, а потом отыграется - можно это назвать «законом сохранения шалостей» . Кроме того, малыш перестанет уважать вас как лидера. Помните : слабый грозит кулаком, сильный - пальцем.

3. Не следует вымогать обещаний.

«Пообещай, - говорит мама провинившемуся ребёнку, - что больше никогда-никогда так делать не будешь». И ребенок охотно обещает. А вскоре вновь повторяет свою шалость. Мама в недоумении : «Как! Ты же дал слово!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний будет развивать в нем либо чувство вины, либо научит циничному разнобою в словах и делах.

4. Не нужно допекать, опекая.

Иначе ребенок не почувствует, что может сделать что-то сам. А это опять-таки снижает самооценку, приводит к комплексам . Кроме того, излишняя опека приучает его к мысли, что можно не напрягаться - и так все тебе сделают. Многие родители недооценивают возможности своих детей и делают за них то, что они и сами могут.

5. Неразумно требовать немедленного повиновения.

Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Начните издалека : «Скоро будем ужинать» , «Мороженое на десерт может растаять» и пр. Тогда он, по крайней мере, не скажет, что не был предупрежден.

6. Нельзя потакать ребенку и слепо идти у него на поводу.

Вседозволенность может возникнуть тогда, когда дети чувствуют : родители не в силах настоять на своем. Это значит, думают дети, что правила не имеют четких границ. Чем более конкретны ваши «да» и «нет» , «белое» и «черное» , тем проще ребенку (особенно маленькому) понять, чего вы, собственно, от него хотите.

7. Чтобы достичь понимания, нужно быть последовательным.

Наедине с сыном мама во время обеда разрешает ему залезть в свою тарелку и умиленно хихикает. Когда приходит подруга и все вместе садятся за стол, мама в ужасе от того, что малыш нахально лезет во все тарелки, и ругает его.

Есть волшебное слово, заключающее в себе один из главных секретов воспитания - это последовательность. Будьте последовательны. Ребенок не в состоянии понять все ваши «иногда» , «может быть» , «только по праздникам» . Можно вырастить неврастеника, если, надев старую одежду, будете возиться с ребенком в грязи, а потом рассердитесь, когда в другой раз, играя, он испачкает свой или ваш костюм. Надо дать ему понять, что есть вещи, которые он может делать только с вашего разрешения.

Бесспорно, каждый из вас может продолжить этот список своими собственными заповедями, сверяясь со своим опытом родительской любви и заботы .

Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». Многое начинается с привычек…. С привычек: хороших и плохих …

Привычки, приобретённые детьми, благодаря родителям и педагогам, сохраняются длительно и становятся второй натурой.

Многие из них закладываются в дошкольном возрасте и остаются на всю жизнь.

Отучить малышей от нежелательных привычек нелегко, поэтому лучше своевременно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно воспитывался.

Правильное воспитание, а именно воспитание полезных привычек начинаются с первых дней жизни, с приучения ребёнка к режиму, к определённому распорядку дня, как писал А. С. Макаренко, с привычки к «определённому часу».

Все родители хотят, чтобы их малыш был здоров, но далеко не все соблюдают главное условие сохранения здоровья - режим дня.

Важно знать, что правильный режим - это в первую очередь рациональное распределение времени с различными видами деятельности ребенка.

Соблюдение режима не просто выработает в человеке пунктуальность и ответственность, но и помогает развитию личности.

Режим готовит организм малыша в определенный промежуток времени к деятельности, которую ему предстоит выполнить, и помогает многим физиологическим процессам (засыпанию, пробуждению, приёму пищи) протекать с минимальными затратами энергии, нервов и времени. Способствует созданию у самых маленьких ощущения благополучия, комфорта, помогает усвоению старшими дошкольниками многих правил поведения, формированию культурно-гигиенических навыков, регулярное выполнение которых становится нормой, естественной необходимостью.

Другими словами, правильно продуманный режим дня делает ребёнка дисциплинированным человеком, формирует в нём прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе,

повышая работоспособность, и при этом положительно влияя на его здоровье и умственную активность.

С чего начинается день.

Необходимо приучить ребёнка к тому, что его день начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние, самочувствие, настроение.

Проснувшийся ребенок сонлив, но после утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.

Мышцы ребенка недостаточно развиты, поэтому характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Если ребёнок в силу, каких - то обстоятельств не может или не хочет сегодня делать зарядку, можно просто включить весёлую детскую музыку и просто потанцевать, поднять тонус и заряд энергии. А желание выполнять физические упражнения потом придёт само собой.

Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы, тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке.

Да здравствует мыло душистое…

После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

Кожа детей нежна, легкоранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды - полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

Какие возможны проблемы с приучением к режиму дня?

Будьте готовы, что ваше чадо в первые дни воспротивится соблюдать установленный вами распорядок. Это нормально.

Ребенок не хочет рано просыпаться из-за того, что он поздно ложится спать по вечерам.

Он может отказываться от завтрака, и здесь проблема не в отсутствии аппетита, а в отсутствии компании за столом. Именно поэтому в детских садах, как правило, у малышей хороший аппетит.

Ну, и самой настоящей, главной проблемой для многих родителей является то, что ребенок ни в какую не хочет ложиться в постель вечером до 21:00. Зачастую, эта проблема, связанна с неправильной организацией двигательной активности малыша в течение дня, т. е. недостатком физической активности ребенка.

[Основа режима дня - физическая активность.

Если ваш малыш мало гуляет, почти не играет в игры, требующие подвижности и затраты энергии, часами сидит перед телевизором (и) или за компьютером одним словом, не тратит энергию и не устает, то он плохо спит и ест.

Двигательная активность жизненно необходима не только для развития, но и для хорошего настроения ребенка. Помните, что физические нагрузки для ребенка весьма важны до обеда, потому как это хорошо скажется на дальнейшем полноценном обеде и дневном сне: они разбудят аппетит малыша, и также помогут ребенку заснуть.

Если вы сможете увлечь ребенка подвижной игрой вечером, перед ужином, тогда малыш согласится улечься в кровать в положенное время. При этом физические упражнения или нагрузки должны подходить по возрасту, быть интересными, разнообразными, чтобы ребёнок охотно всё выполнял.

Дневной сон.

Помните, полноценный сон - важный фактор не просто физического, но и психического здоровья вашего ребенка. Если у вас изменились планы или малыш просто капризничает - это не должно стать причиной отказа от дневного сна. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна? Ребенок становится очень капризным, плаксивым, вялым.

Часто родители дошкольников задают вопрос о том, так ли необходим ребенку пяти-шести лет дневной сон. Действительно, некоторые дети (в основном - чувствительные, впечатлительные, с высокой нервной возбудимостью) в этом возрасте перестают спать днем. Это не катастрофа, если ребенок спит 11, 5-12 часов в сутки, пусть и без дневного сна, то организм его полностью восстанавливается. Однако послеобеденное время следует все же отводить на отдых. Пусть ребенку не удается заснуть - почитайте ему любимую сказку, поиграйте в спокойные игры, просто поговорите.

Прогулки на улице.

Так как ежедневные продолжительные прогулки и активные, весёлые игры с ровесниками на свежем воздухе закаляют организм ребёнка, благотворно влияют на его психологический фон - они должны быть непременным пунктом в распорядке дня малыша.

Кроме того, гуляя на улице, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми, знакомится с различными явлениями природы, наблюдает труд взрослых. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.

Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику.

Питание.

Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада и один из главных пунктов режима дня. Наверно не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. А вот с углеводами нужно быть начеку. Почти все дети обожают сладости, поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не переедал их. Для нормального развития вашего ребёнка необходимы следующие микроэлементы: магний, натрий, железо, фосфор, кальций, йод, поэтому пища должна подбираться с учетом наличия в ней этих элементов, непосредственно влияющих на рост костей, зубов, ногтей. Начиная с 3 лет в рацион питания детей должны входить всевозможные крупы, фрукты, ягоды, овощи и зелень. Продукты, содержащие много белка желательно давать ребенку в первой половине дня, в дуэте с жирами они надолго задерживаются в желудке и требуют большого количества сока для их переработки. А вот на ужин малышам нужно давать исключительно легкоусвояемую пищу. Это могут быть молочные продукты, либо легкие каши, потому что ночью, как известно процесс пищеварения значительно замедляется.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребёнка, когда он в начале недели приходит в детский сад: наблюдается некоторая утомляемость, вялость, иногда наоборот, повышенная возбудимость. Малышу хочется подольше поспать во время дневного сна.

От вашей самодисциплины, требовательности к себе по соблюдению режима дня зависит, как быстро у ребёнка появится хорошая привычка: соблюдение и выполнение с радостью всех режимных моментов.

Приучайте свое ребёнка соблюдать режим дня и правильно чередовать нагрузки с отдыхом, по чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской и тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и задором.

Удачи Вам в воспитании вашего ребёнка!

«ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ…»

В формировании личности значение привычек трудно переоценить.

Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку - пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Что такое привычка? Привычка - это действия, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определенных условиях: утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату, снимаем верхнюю одежду… Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически.

Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо, и одновременно освобождают наши мысли для более значительной

умственной деятельности. Они возникли благодаря многочисленным повторениям. Не будь этих привычек-помощников, как трудно пришлось бы нам! То и дело «подсматривай» за собой: не забудь то, не забудь это, как бы не войти в комнату в грязной обуви, снять верхнюю одежду.

Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает прикрыть при этом рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом… Эти привычки складываются в

детстве и закрепляются всей последующей жизнью. Если человек лишён самокритичности, считает, что поскольку «привычка - вторая натура», что с ней бороться бесполезно, то этот тягостный багаж он несёт через всю жизнь.
С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребёнку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого - с внешних форм поведения (которые ребёнок усваивает, прежде всего, по подражанию). Если объекты для подражания положительные, то ребенок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, хотя еще и не осмыслены им глубоко, всё же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности.

Случается, ребёнок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней бескультурности постепенно огрубляет ребёнка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребёнка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства,

капризов, эмоциональных срывов.

В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их быстроту, качество. Но малыш ещё не обладает необходимыми навыками, у него недостаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстёгивает пуговицу, снимает шапку и т.д. Для того чтобы всё это делать правильно, ему необходимы соответствующие навыки, связанные с тем или иным действием. По мере многократного повторения одних и тех же действий постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же снимать с себя платье, колготки и т.п. перейдет затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.

Родители должны следить за тем, чтобы у ребенка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. При целенаправленном воспитании у них довольно легко складывается целый

ряд важных привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться (привычка к чистоте, умение замечать неопрятности в одежде и т.д.).

Взрослый высказывает свое требование в виде несложных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно, несомненно, сомнётся и будет как старое».

Изо дня в день, выполняя эти правила, ребенок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём - в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой. Так, одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления других. Это относится к возникновению и положительных, и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой цепочку дурных.

Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких, и в подтверждение говорят: «Разбросана, неорганизованна - вся в мать»;
«Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребёнок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки. Эти взгляды ошибочны. Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания.

Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки. Подобный образ жизни
существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу - не хочу»; «Буду - не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.
Самое эффективное средство против дурных привычек - их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребёнку сделать это значительно легче, так как он обладает легкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Терпение и поддержка родителей помогают постепенно избавляться от дурной привычки.

Чтобы выработать у ребёнка прочные положительные привычки,
требуется постоянное внимание к созданию условий, при которых ребёнок мог бы изо дня в день тренироваться в правильных, полезных действиях. Даже такой простой навык, как умывание, вырабатывается правильно, если малыш может достать до крана, если в его расположении всегда имеются мыло, полотенце и если взрослый, обучив его последовательности действий, следит, чтобы эта последовательность всегда соблюдалась. Чтобы чистота рук стала потребностью, надо ещё приучить мыть руки после любого загрязнения.

Если ребёнок с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, проявляет вежливость к старшим, помогает им и т.п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости.

Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребёнком, как тут же меняется его поведение.

В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребенку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.

Для того чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.

Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.

«Посеешь привычку - пожнешь характер»

Форма проведения: круглый стол

Цели: актуализация проблемы сохранения и укрепления здоровья детей; формирование у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье, негативное отношение к вредным привычкам; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирование у детей полезных привычек.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать за нашим круглым столом.

Согласитесь приятно себя чувствовать здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: “В здоровом теле - здоровый дух”. Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. О чем они говорят, мы сейчас узнаем.

Разминка “Сложи пословицу”

(На столе выкладываются фрагменты пословиц, каждая из которых написана определенным цветом. Родители должны собрать из частей пословицу о здоровье. Пословицы зачитываются.)

И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически развитыми. Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями. Как вы уже догадались сегодняшний разговор у нас пойдет о здоровье, о полезных привычках.

У нашего здоровья немало добрых и верных друзей. Какие ассоциации у вас вызывает слово “привычка”?

(Рассуждения родителей)

Привычка - Поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-н. в жизни обычными, постоянными.(толковый словарь Ожегова) .

Привычка - это такое действие, которое человек выполняет автоматически.

У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, трудиться в огороде. Все это полезные привычки.

Игра-упражнение “Сорняки и розы”

Давайте поиграем в игру “Сорняки и розы”. Сначала мы разделимся на две команды, выбрав на подносе определенную карточку (сорняки и розы) . Команда с карточками роз рассуждают на тему: какие бы вы хотели видеть полезные привычки у вашего ребенка? Ответы записывать на карточки.

Вторая команда с карточками сорняков рассуждают на тему: что такое вредные привычки? Так же ответы записывать на карточки. Отводится на игру определенное время - 10мин.

(Звучит бодрая музыка)

Воспитатель обобщает ответы родителей о полезных привычках. Карточки с розами прикрепляются на ватман с изображением вазы, стебельков и листьев. Создается коллаж в виде букета роз.

(Звучит тревожная музыка)

Воспитатель обобщает ответы родителей о вредных привычках.

Все полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам. Только полезные привычки требуют постоянного ухода - дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки делают из своего хозяина настоящего человека.

Ученые подсчитали, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, 20% - от здоровья родителей и еще 20% - от условий жизни. Поэтому необходимо с детства воспитывать у ребенка полезные, здоровые привычки, которые помогут ему добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитывает в себе с детства уважение к самому себе.

Родителям раздаются памятки с полезными привычками.

Приложение 1.

Варианты пословиц

    “Здоровье дороже золота”

    “Здоровье ни за какие деньги не купишь”

    “В здоровом теле - здоровый дух”

    “Посеешь привычку - пожнешь характер”

    “Рано в кровать, рано вставать - горя и хвори не будете знать!”

Приложение 2.

Памятка для родителей. Полезные привычки.

    Соблюдение чистоты и личной гигиены.

    • Воспитывать опрятность

      Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользоваться мылом, расческой, полотенцем, носовым платком - исключительно своими предметами личной гигиены

      Прививать навыки поведения за столом: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать ее с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.

    Соблюдение питьевого режима

    Закаливание

В детском саду они проводятся под руководством медицинского персонала, а дома - по рекомендации, полученные в детском саду и в поликлинике.

Виды закаливания, которые можно использовать в домашних условиях:

    Соблюдать тепловой и воздушный режим в помещениях

    Следить за тем, чтобы ребенок был одет соответственно сезону и температурным показателям в помещение и на улице

    Регулярно выполнять гигиенические процедуры

    Приучать ребенка полоскать рот после еды, а перед сном горло кипяченой водой комнатной температуры

    Умываться и мыть руки следует прохладной водой

Утренняя гимнастика

Двигательная активность

Длительные прогулки на свежем воздухе

Соблюдение режима дня

Правильное питание

  • К новой пище приучать малыша постепенно

    На первых порах предлагайте попробовать блюдо и не давайте сразу большую порцию

    Не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте есть, лучше покажите ребенку пример

    Очень важно создать за столом доброжелательную, приятную обстановку и хорошее настроение.

Алла Мельникова
Консультация для родителей «Посеешь привычку - пожнешь характер»

Народная мудрость гласит : " Посеешь привычку - пожнешь характер ". От того, какими привычками обладает человек , он выглядит либо привлекательным , воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим, осужденным. Привычка - действия совершаемые автоматически в определенных условиях : утром встав с постели, мы одеваемся,чистим зубы, заправляем постель, вернувшись с улицы, вытираем ноги и т д.

Привычки бывают положительные и отрицательные. Для того, чтобы сформировались привычки - помощники нужно развить у ребенка навыки, обеспечивающие правильность действий, их последовательность и быстроту. Навыки приобретаются в многократном правильном выполнении действий. Легче формируются навыки у детей, живущих по режиму :они хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны, при целенаправленном воспитании у них легко складываются целый ряд важных привычек , которые помогают им нормально расти и развиваться.

Подрастая, он начинает диктовать свои условия родителям : " хочу - не хочу", "Буду - не буду"," Это не нравится". Так незаметно родители допускают накапливание ребенком аморальных привычек поведения . Выдающийся русский педагог А. С. Макаренко говорил :

"нужно как можно чаще стремиться к тому, чтобы у детей складывались хорошие привычки , а для этой цели наиболее важным является постоянное стремление упражняться в правильном поступке"

Ребенок вырабатывает определенные привычки благодаря неоднократным повторениям одних и тех же действий, в результате у него складываются первичные формы поведения в обществе, с друзьями, родителями . Чтобы выработать положительные привычки нужно создать условия, при которых ребенок смог бы перестраиваться в выполнении полезных действий. Так например :удобное расположение крана, мыла, полотенца, вешалки для одежды, все это дает возможность достать до крана и вымыть руки с мылом, насухо вытереть полотенцем, а так же повесить одежду, т. к это - удобно ребенку.

Или каждый день девочка убирает постель, самостоятельно одевается, складывает свои вещи, причесывается. Все это она делает не торопясь. И для этого нужно создать ребенку условия : вовремя его разбудить в д/сад, научить одеваться, не в спешке, а обстоятельно, ребенок должен иметь свой стул и личные вещи. За всеми этими действиями осуществляет контроль взрослый, накапливает, требует, убеждает в необходимости выполнения.

Родители должны объяснять детям что хорошо и что плохо : "Быть красивым - значит быть чистым и аккуратным". Если размахивать ложкой, можешь испачкать платье соседу, так воспитанные люди не ведут себя за столом. Постепенно дети должны усвоить правила обращения со столовыми приборами,

ложку держат в правой руке, чуть ниже края ручки, подносят ко рту боковой стороной, вилку держат тремя пальцами, указательный палец упирается в ту часть вилки, где рука

переходит в черенок. Мягкую пищу,сырники, котлеты, запеканки, едят вилкой, без ножа, постепенно отламывая от них по кусочку, не крошат все заранее. Нельзя брать из общего блюда своей вилкой.

Привычка к чистоте , умение замечать неопрятность в одежде. Взрослый высказывает свои требования в виде несложных, конкретных и понятных правил : "Следи за своей одежде,не пачкай её", "Снимай с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно сомнется и будет старое" Изо дня в день выполняя эти навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку , в потребность быть аккуратным во всем - в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребенка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться платком, салфеткой, вовремя мыть руки.

Если ребенка не учить хорошим привычкам , то у ребенка вырабатывается отрицательные, иногда ему легче делать так, как удобно, а не так как правильно :пролить, намочить рукава, ударить, дернуть, не поздороваться. Если не обращать на это внимание - у ребенка воспитываются вредные привычки , переходящие в такие черты характера как : дерзость, грубость,недисциплинированность.

Родители должны знать , что ребёнок не наследует привычки от близких , а приобретает их, благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное - воспитания.

Иногда, родители до 2 - 3 лет кормят своего ребенка из ложки, умывают, постоянно идут на уступки. Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребенка, он растет неорганизованным, несобранным, эгоистичным.

Поэтому родители должны помнить , что дети - зеркальное отражение своих родителей .

Воспитатель : Дегтярева Л. Н.

МБДОУ " Светлячок"

Публикации по теме:

«Посеешь привычку - пожнешь характер». Из опыта работы по привитию детям навыков и привычек культурного поведения «Посеешь привычку – пожнешь характер». (Из опыта работы) Еще А. С. Макаренко говорил, что нашей задачей является не только воспитание правильного,.

Консультация для родителей «Характер ребенка» Буклет для родителей "Характер ребёнка" Подготовила воспитатель МБДОУ № 196 Нечаева Зоя Анатольевна Выявление природы характера Формирование.

Формируем привычку к здоровому образу жизни В дошкольном возрасте активно идет формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц,.

Консультация для родителей «Характер детей надо воспитывать» Характер ребенка начинает формироваться очень рано. В раннем детстве идет не только физическое, но и психическое развитие. Он учиться смотреть.

Организация сюжетно-ролевой игры. Консультация консультация для начинающих педагогов Сюжетно-ролевые игры дошкольников. (консультация для начинающих педагогов) Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь.