Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук. Инновационная образовательная сеть "профессионалы"

Надежда Мазырина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ж]»

Тема : «Звук Ж » .

Воспитатель : Мазырина Надежда Алексеевна, 2 кв. категория. я

Образовательные задачи :

Познакомить детей с правильной артикуляцией звука Ж ;

Закреплять правильное произношение звука Ж В речи детей ;

Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительной форме.

Развивающие задачи :

- развивать речевой слух :

А)развивать умение выделять звук Ж из ряда звуков ;

Б)развивать умение произносить звук тихо-громко .

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение выслушивать задание до конца.

Методы и приёмы : игровая мотивация, показ, объяснение, указание, похвала, наглядность, совместное проговаривание, образец ответа, оценка.

Раздаточный и демонстрационный материал : кукла Женя, картинки ЖАБА, УЖИ, ЖУРАВЛИК; картинки для артикуляционной гимнастики : «Чашечка» , «Блинчик» , «Вкусное варенье» , «Грибок» ; на каждого ребёнка :

зеркала с салфеткой, бабочки на поддувание; иллюстрация к стихотворению.

Дифференцированная индивидуальная работа с детьми :

Выше среднего уровня развития : побуждать Сашу, Машу, Дашу, Арсения, Ксюшу, Алёну самостоятельно выделять заданный звук в словах и фразах ;

Образовывать слова в уменьшительной форме самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

-среднего уровня развития : упражнять Ксюшу, Лилю, Матвея, Егора, Максима Ц. в умении выделять звук Ж в словах и фразах с небольшой помощью.

Ниже среднего уровня развития : учить Славу выделять заданный звук из ряда звуков .

Предварительная работа : рассмотреть с детьми картинки с целью их правильного называния, знакомство с куклой Женей.

Примерный ход занятия :

1 часть : подготовка артикуляционного аппарата.

Ребята, к нам в гости пришла кукла. Вы помните, как её зовут?

(Женя)

Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с Женей. Мы научимся произносить новый звук , поиграем в игру «Говорящий жук» и выучим стихотворение.

Но сначала нам нужно разбудить наш язычок.

1.1 Артикуляционная гимнастика.

Женя прыгала на скакалочке, а потом пошла пить чай.

И выпила одну чашку чая - упражнение «Чашечка» (картинка на доску) .

Губы в широкой улыбочке, широкий язык поднят вверх.

Потом съела один блинчик с вареньем – упражнение «Блинчик» (картинка на доску) .

Губы также, широкий язык лежит на нижней губе.

упражнения : «Возьмите зеркала» .

Указание детям после выполнения упражнения : «Положите зеркала на салфетки» .

Чередуем упражнения 3 повтора.

Так ей понравилось варенье, что она облизала верхнюю губу – Упражнение «Вкусное варенье» .

Губы в улыбочке, широкий язык облизывает верхнюю губу.

Затем Женя пошла на лесную полянку и увидела грибок на тонкой ножке – упражнение «Грибок» (картинка на доску) .

Рот широко открыт, широкий язык присасываем к верхнему нёбу

Мини –итог : вы молодцы, язычки были широкими. «Грибочки на тонких ножках» .

1.2 Упражнение на поддувание.

Упражнение «Красивые бабочки» .

Под чудо-деревом распустились красивые цветы. Прилетели бабочки и сели на них. Вдруг задул ветер и сдул всех бабочек с цветов.

Указание детям перед выполнением задания :

2 часть. Знакомство со звуком . Артикуляционный уклад.

На полянке Женя нашёл жука. На улице было прохладно и поднял жука и понёс его домой. Дома жук согрелся и запел свою любимую песенку : «ЖЖЖЖЖ» .

Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука?

Губы в широкой трубочке, зубы приближены, широкий язык за верхними зубами, голосок не спит.

Возьмите зеркала и попробуем все вместе спеть песенку жука, произнести звук Ж .

А теперь Катин жук.

Наши жуки далеко улетели и их почти не слышно (произносим звук тихо ) .

Жуки подлетели совсем близко (громкое произнесение) .

Мини – итог : у вас хорошо получилось, губы у всех были широкой улыбочкой, широкий язычок за верхними зубами. Произносили звук Ж и тихо , и громко.

Женя долго наблюдал за жуком, а тот кружил по комнате. Засмотрелся на Женин живой уголок, в котором жили ЖАБА, два УЖА и маленький ЖУРАВЛИК (выставляю картинки на доску) . И вдруг упал.

Жук упал, и встать не может,

Ждёт но кто ему поможет…

А животные из Жениного уголка стали ему помогать : ЖАБА лапками, УЖИ хвостиками, а ЖУРАВЛИК крылышками. Так жук подружился с Жениными животными.

Ребята, назовите животных из Жениного уголка, с которыми подружился жук. И выделите голосом звук Ж .

Назови, Даша.

Помоги, пожалуйста, Алёна.

Арсений, кого ещё не звали девочки.

Мини-итог : вы абсолютно правы, верно назвали всех животных и выделили звук . Какой? ЖЖЖ.

Физминутка.

4 часть. Выделение звука на слух из ряда звуков .

Игра «Поймай жука» .

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука» .

Я буду произносить разные звуки , а вы если услышите песенку жука – звук Ж , хлопните в ладоши один раз.

Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.

(Если дети ошибаются,предложить помощь :

Какой звук я произнесла ? Т, нужно ли было хлопать? Нет.

Хлопните, только если, услышите звук Ж . Будьте, внимательны)

Мини-итог : все справились хлопали только на звук Ж .

5 часть. Закрепление изучаемого звука в словах .

Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук» . Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж .

Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.

Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук ? Правильно ЖЖЖЖ.

Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.

(флаг - Даша… флаЖок,

друг – Маша….друЖок,

сапог – Арсений…сапоЖок,

круг – Ксюша….круЖок,

утюг – Саша…. утюЖок,

пирог – Алёна…. пироЖок).

Мини-итог : умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж .

6 часть. Закрепление изучаемого звука во фразах , чистоговорках.

А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку :

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.

Что делает Жук? (жужжит) .

Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу) .

Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

Над чем жужжит Жук? (над ухом) .

Кого будит жук? (детишек) .

Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.

Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?

Расскажи Даша.

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж .

(повтор хоровой) .

ИТОГ ЗАНЯТИЯ :

Молодцы, ребята. Сегодня мы научились правильно произносить звук . Какой? Ж.

Какие слова мы в вами называли со звуком Ж ? Правильно, запомнили.

В какие игры играли с Жуком и с Женей.

На следующем занятии мы с вами познакомимся с Кузнечиком и научимся петь его песенку.

Игровое занятие по звуковой культуре речи в средней группе
«Волшебный мир звуков»

Задачи:
-Вызвать у детей интерес к слову, его звучанию;
-Обучать умению правильно и четко произносить в словах звуки (с),(ж),(з);
-Закреплять произношение звуков в разных словах;
-Совершенствовать произношение слов и словосочетаний;
-Научить детей замещению звука цветом;
-Уметь выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет;
-Проводить работу по развитию фонетического звука.

Часть 1.
«В картинной галерее»

Дети отправляются в картинную галерею.
(рассматривание картины «На лесной полянке»).

В: -Что мы видим на картинке? (деревья, лес, солнце, траву…)
-Кто играет на полянке?(показать животных: слоненка, поросенка, лисенка, сороку, собаку).
Вдруг прибегает на полянку маленький ослик (показать животное- игрушку) и говорит: «Вы тут прыгаете, играете, а вас мамы ищут!» Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал.

Дети помогают Ослику дать верные названия животных и их детенышей.

Дидактическая игра
«У кого кто?»

Слоненка ищет мама-(слониха);
Поросенка-…(свинья);
Лисенка-…(лиса);
Щенка-…(собака).

Воспитатель еще раз предлагает повторить слова- названия, дети показывают рисунки с изображением животных и их детенышей.

В:- Ребята, вам понравилась картина?
Д:- Да.
В:- Почти во всех словах был знакомый звук. Какой?

Дети отвечают.

На какую песенку был похож этот звук?
Д:- На песенку воды.

Часть 2.
«Игры на полянке»

В: (предлагает отгадать загадку)

Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук).

Отгадав загадку, дети отправляются на большую поляну, где проводится игра «Жук».
На ковре стоит «дерево», дети строятся в хоровод вокруг него.
Выбирается «жук»

Дети (хлопают в ладоши и произносят хором)

Жук, жук, пожужжи!
Где ты прячешься, скажи?

Жук: Жу, жу, жу, жу,
Я под деревом сижу.

(выбирается второй « жук»).

Дети: Жук, жук, покажись.
Надо мною покружись.

Жук: Жу, жу, жу,жу,
Я летаю и жужжу.

Игра повторяется 2-3 раза.

В: -Дети, давайте вспомним песенку звука (ж)
(произносится длительно звук (ж)).

Часть 3.
Отгадывание загадок.

В:- Ребята, посмотрите, кто сидит под деревом7
Д:- Зайчик.
В:- Как еще можно назвать это животное?
Д:- Зайчик, зайчишка, зайчонок, заинька.
В:- Что делает зайчик?
Д:- Сидит, смотрит, слушает.
В:- Скажите, какой зайчик?
Д:- Пушистый, красивый, веселый.
В:- А давайте сейчас построим для зайчика дорожку.

Часть 4.
Игра «Цветная дорожка»

Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком стоит поднос с разноцветными кружочками: желтыми, зелеными, синими (по 4 шт.)

В:- Перед вами лежат желтые, синие и зеленые кружки. Я буду называть разные слова. Если названное слово начинается со з

Предпросмотр страницы №1

Игровое занятие по звуковой культуре речи в средней группе

«Волшебный мир звуков»

Задачи:

- Вызвать у детей интерес к слову, его звучанию;

Обучать умению правильно и четко произносить в словах звуки (с),(ж),(з);

Закреплять произношение звуков в разных словах;

Совершенствовать произношение слов и словосочетаний;

Научить детей замещению звука цветом;

Уметь выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет;

Проводить работу по развитию фонетического звука.

Часть 1.

«В картинной галерее»

Дети отправляются в картинную галерею.

(рассматривание картины «На лесной полянке»).

В : -Что мы видим на картинке? (деревья, лес, солнце, траву …)

Кто играет на полянке?(показать животных: слоненка, поросенка, лисенка ,сороку, собаку).

Вдруг прибегает на полянку маленький ослик (показать животное- игрушку) и говорит: «Вы тут прыгаете, играете, а вас мамы ищут!» Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал.

Дети помогают Ослику дать верные названия животных и их детенышей.

Дидактическая игра

«У кого кто?»

Слоненка ищет мама-(слониха);

Поросенка-…(свинья);

Лисенка-…(лиса);

Щенка-…(собака).

Воспитатель еще раз предлагает повторить слова- названия, дети показывают рисунки с изображением животных и их детенышей.

В :- Ребята, вам понравилась картина?

Д :- Да.

В:- Почти во всех словах был знакомый звук. Какой?

Дети отвечают.

На какую песенку был похож этот звук?

Д :- На песенку воды.

Часть 2.

«Игры на полянке»

В: (предлагает отгадать загадку)

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (жук ).

Отгадав загадку, дети отправляются на большую поляну, где проводится игра «Жук».

На ковре стоит «дерево», дети строятся в хоровод вокруг него.

Федорович Ольга Николаевна, Воспитатель
Ленинградская область, г. Гатчина

Цель: Формирование умения дифференцировать гласные звуки «А» и «У». Задачи: Образовательные: - Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в словах, Развивающие: - Развитие фонематического слуха: развивать навык звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове. - Развивать зрительное и слуховое восприятие -Активизировать в речи детей слова со звуком «У» и «А» Воспитывающие: -Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям по развитию речи. -Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом



Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Звуковая культура речи в средней группе.

Тема: «Дифференциация звуков А-У.»

Цель: Формирование умения дифференцировать гласные звуки «А» и «У».

Образовательные:

Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в словах,

Развивающие:

Развитие фонематического слуха: развивать навык звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.

Развивать зрительное и слуховое восприятие

Активизировать в речи детей слова со звуком «У» и «А»

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям по развитию речи.

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

Оборудование и ТСО:

предметные картинки;

символы звуков;

конверт для игры;

магнитофон.

Ход занятия:

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Организационный этап.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Мотивационно – побудительный этап

Ребята, нам прислали телеграмму. Послушайте, что там написано.

«Ребята, помогите, у меня в рюкзачке беспорядок,

помогите, пожалуйста, расставить всё на свои места».

Интересно, а от кого эта телеграмма и какой порядок надо навести, хотите узнать?

Телеграмма пришла издалека, поэтому мы полетим на самолёте.

Самолёты загудели.

У-у-у-у-у. (громко)

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Воспитатель:

Самолёты полетели.

У-у-у-у-у. (громко)

(руки в стороны,поочерёдные наклоны влево и вправо)

Воспитатель:

На полянку тихо сели.

У-у-у-у-у. (тихо)

(присесть,руки к коленям)

2. Основная часть.

Воспитатель:Вот и приземлились мы на сказочной полянке, посмотрите, кто же нас встречает?(кукла). Дети здороваются с куклой.

Ребята, давайте спросим, как зовут нашу куклу.

(воспитатель предлагает одному из детей обратиться к кукле с вопросом Как тебя зовут?

Меня зовут Аня.

Я произношу имя ААААААня.

Какой первый звук слышу? (Звук а)

Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Посмотрите на большой красный круг. (Показываю карточку) Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель.

Кукла Аня предлагают нам выполнить зарядку для язычка.

Язычок проснулся рано утром.

Открыл окошко (открыть рот, проветрил комнату.

Посмотрел на часы.(язычком вправо, влево)

Закрыл окошко (закрыть рот) и пошел умываться.

Почистил зубы (движения языком от корней к краям верхних зубов, затем нижних)., пополоскал рот (надувание щек поочередно).

И захотелось нашему язычку вкусного вишнёвого варенья.(облизываем губки)

Съел варенье и решил покачаться на качелях. (вверх,вниз)

Дети выполняют инструкцию педагога. Оценивание педагогом.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, наша Аня загрустила. Давайте спросим почему?

(воспитатель предлагает одному из детей обратиться к кукле с вопросом)

Воспитатель:(отвечает за куклу)

Я играю в дочки –матери, а моя куколка плачет (Раздаётся звук плачущей куклы)

Я забыла, какую песенку надо спеть, чтобы она не плакала и поэтому мне грустно.

Воспитатель:

Ребята,как вы думаете, мы можем помочь Ане?

В: Соня, спой куколке песенку.

Д: «а-а-ааа-а-а-ааа»

В: Смотрите, а вот и наш проказник звук. Узнали его? (достает звук из коляски)

Д: Да, это звук «а»

Звучит запись крякающей утки.

Воспитатель. Ребята, слышите, какие-то звуки. Откуда они раздаются? Давайте послушаем?

(Дети прислушиваются, ходим по группе)

Воспитатель. Кто же это может быть? (Предположения детей)

Воспитатель: Правильно, утка. (показываю игрушку утку)

Произношу УУУУУУТКА. Какой первый звук слышите?

Губы сделали воротца для воздуха, они вытянулись в трубочку. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.(показываю карточку)

Физкультминутка «Танец утят»

Утка Уля предлагает Вам отдохнуть.

Дифференциация звуков А-У.

Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»

Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А],хлопайте в ладоши. Когда услышите звук [У],кивайте головой.

А-У-А-А-У-И-У-У-У-А-И-А.-Ы

Игра «Отгадай –доскажи словечко».

Воспитатель:

Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей

и однажды бегемота вытащил он из болота.

Он известен знаменит. Это доктор …(Айболит).

Какой звук первый в слове? - звук А.

А- Рот пошире открываем, звук а округляем.

Антон слушает в лесу, как кричат кукушки.

А для этого нужны нашему Антону (ушки).

Какой звук первый в слове- звук У.

У - Губы трубочкой свернули, звук «у» мы протянули..

Чем похожи?

Чем отличаются?

Соотносят модель звука «А» и «У» с картинками.

Игра «Наведём порядок в рюкзачке»

Кукла Аня: (достаёт рюкзак)

Ребята, помогите мне пожалуйста, у меня в рюкзачке такой беспорядок, я приготовила для вас сюрприз и не могу его найти.

Воспитатель:

В рюкзачке у Ани всё перепуталось.

Давай наведем порядок и разложим все на свои места.

Дети поочерёдно достают из рюкзачка предметы, называют их, выделяют первый звук и раскладывают с куклой или утёнком (если слово начинается со звука а, то с куклой, если со звуком у, то с уткой)

Предметы: улитка, утёнок, уж, удочка, утюг.

Арбуз, автобус, ананас, акула, апельсин, астра.

На самом дне рюкзачка лежат конфеты.

3.Заключительная часть.

Кукла Аня:

Ребята,спасибо большое, вы мне помогли и вот мой сюрприз.

Воспитатель:

Анечка, большое спасибо за угощение.(дети благодарят за угощение)

Мы нашей Ане помогли, а теперь пора возвращаться в детский сад.

:"Самолет летит, самолет гудит УУУ УУ - в группу я лечу-у-у!"

Какой звук любит Аня?

А уточка?

Максим, какое слово запомнил на звук У?

Какое слово ты запомнил на звук А?

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: закреплять правильное произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.

Задачи (коррекционно-развивающие):

  • учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова;
  • развивать фонематические представления;
  • учить составлять предложения по опорным картинкам;
  • закреплять умение определять место звука в начале и конце слов;
  • активизировать словарь прилагательных;
  • закреплять умение слушать текст и отвечать на вопросы словами из текста;
  • формировать пространственные представления;
  • совершенствовать слуховую память и слуховое внимание;
  • развивать двигательную координацию и мелкую моторику;
  • укреплять глазодвигательные мышцы.

1. Сегодня мы поиграем с одним звуком. А вот с каким, вы догадайтесь сами. Внимательно слушайте, и все вместе повторяйте за мной:

Са – са – са – под сосной сидит лиса (слайд 2) .
Су – су – су – суп собаке я несу (слайд 3) .
Сы – сы – сы – встал слонёнок на весы (слайд 4).
Со – со – со – сыплет снег на колесо (слайд 5) .
Ас – ас – ас – я пью квас (слайд 6).
Ос – ос – ос – у собаки нос (слайд 7).
Ис – ис – ис – я ем рис (слайд 8).

Какой звук мы чаще всего произносили?

2. Я буду произносить звуки, слова. Хлопните в ладоши, если услышите звук С:

С, п, к, с, м, с;

Са, ма, ко, со, су, ву, пы, сы;

Сок, кот, мак, слон, лес, коза, коса, мясо, шуба, капуста, шнурок, замок, сапоги, сумка, шкаф.

3. Скажите, правильно ли я говорю, и исправьте мои ошибки:

  • санки – шанки,
  • замокат – самокат,
  • посуда – пошуда,
  • лиса – лиша,
  • рис – риш,
  • суп – щуп,
  • автобус – автобуш,
  • посылка – позылка,
  • осёл – озёл,
  • песок - пезок.

5. Составьте предложения по двум картинкам. Предложения могут быть небылицами:

собака – сундук (слайд 9) ,

салют – самолёт (слайд 10) ,

сорока – сапоги (слайд 11) ,

санки – стрекоза (слайд 12) .

6. А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук С тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова (в клювике или на хвостике птички). Слушайте и проверяйте (слайд 13) :

снег, нос, лес, соль, сорока, кокос, квас, сын, абрикос (слова обязательно читаются по порядку).

7. Символ, какого звука вы видите? (насос – слайд 14) .

Давайте с вами прочитаем, что нам написал звук С (чтение закрытых (слайд 15) и открытых (слайд 16) слогов по зрительным символам звуков Т.А.Ткаченко).

8. Какое наступило время года? (слайд 17). А как вы узнали, что пришла весна? Конечно же, на небе появилось солнышко. Давайте покажем, как идёт к нам весна (физкультминутка).

10. Мы так дружно показали приход весны, что даже солнышко спустилось с неба к нам. Но посмотрите, что-то солнышко не весело, что-то голову повесило. Светит тускло, не ярко и совсем не греет. Надо помочь нашему солнышку. Возьмите каждый по солнечному лучику и скажите солнышку ласковые, добрые слова. Солнышко, какое? (рис. 1)

От ваших слов солнышко засияло и полилось на землю тепло от его лучей (рис. 2)

11. А сейчас я расскажу вам историю про то, как утята искали солнышко (выкладывание картинок на коврографе).

Раз не вышло на небо солнышко. Залаяла собака, замяукала кошка, заплакала мышка, спряталась курочка, завял цветок. Собрались утята, и пошли искать солнышко.

Спросили утята у дерева, где найти солнышко? Дерево уронило лист. Полетел лист за ветром, а утята побежали за ним.

Видят впереди озеро. А за озером стоит домик.

Сели утята на камешек и задумались. Как туда попасть? А камень зашевелился. Это была старая черепаха. Перевезла черепаха утят через озеро.

Подошли утята к домику, открыли дверь. Стоит в комнате кровать. На ней спит солнышко. Разбудили утята соню и побежали домой.

Умылось солнышко, вытерлось полотенцем и вышло на небо.

Расцвёл цветок. Завиляла хвостом собака. Выгнула спинку кошка. Обрадовалась мышка. Вышла во двор курочка. Засияло всё кругом. Вот так утята нашли солнышко.

С тех пор солнышко спит в кроватке только ночью (рис. 3) .

12. Вопросы по тексту:

  1. Что однажды случилось с солнышком?
  2. Как повели себя собака, кошка, мышка, курочка и цветок?
  3. Кто пошёл искать солнышко?
  4. Кто подсказал дорогу утятам?
  5. Куда прилетел лист?
  6. Что стояло за озером?
  7. Кто помог перебраться утятам через озеро?
  8. Что же делало солнышко у себя в домике?
  9. Что произошло, когда солнышко вышло на небо и засияло?

13. Вы хотите поиграть с солнышком? (Дети выполняют задание самостоятельно: две тучки и солнышко у каждого ребёнка; проверяют на слайдах).

Солнышко светит над тучками (слайд 18),

Солнышко справа от тучек (слайд 19),

Солнышко между тучками (слайд 20),

Солнышко спряталось за тучками (слайд 21),

Солнышко засветило под тучками (слайд 22),

Солнышко слева от тучек (слайд 24),

14. Давайте расскажем солнышку, стихотворение, но необычное, а по картинкам (чистоговорка с показом) (слайд 24) :

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолёт, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.

15. Спасибо тебе, солнышко, за то, что было с нами.

Пришла пора прощаться – прощаемся с солнцем глазами (зрительная гимнастика) (слайд 25) .

Список использованной литературы.

1. Любовь Шайтанова “Стихи о природных явлениях севера” Издана при финансовой поддержке управления образования администрации г.Мончегорска, 2008;

2. Ткаченко Т.А. “Звуки и знаки” // М, 2001;

3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий // СПб, 2006.

4. Смирнова Л.Н. Речевой дидактический материал // М, 2004

Светлана Камачкина
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «ЗКР. Звук [ч]»

Цель : Объяснить детям, как правильно произносить звук [ ч ] .

Упражнять в произнесении звука [ч] в словах и

фразах, подбирать слова на заданный звук , развивать

фонематический слух детей. Развивать диалогическую речь .

Задачи : Учить понимать смысл загадок, правильно называть

качество предметов. Учить использовать в ответах на

вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые

распространенные предложения. Воспитывать любовь к природе и животным.

Материал : елочки, мягкая игрушка волк, заяц и белка.

Маски зверей. Конверт с картинками. Волшебный сундучок.

Сюрпризный момент : Звучит аудио-запись" Голоса птиц".

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, вы слышите, как красиво поют птицы.

А наш язычок тоже умеет так красиво петь. Но сначала его

нужно разбудить. Для этого мы с вами выполним упражнение

"Лошадки":Вытянем губки, приоткроем ротик и поцокаем

"узким" язычком (как цокают копытами лошадки) .

Разбудили мы наш язычок. Сегодня он будет учиться петь

новую песенку : Пошел язычок погулять и пришел к желез-

ной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел :

[Ч-ч- ч]. Наш язычок решил тоже выучить эту песню. Он

то собрался запеть :[ Ш-ш-ш], но сделал шаг назад своем

домике. Покажите, как язычок сделал шаг назад. Закройте

ротик, Дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь, пусть язычки

снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат

ими в потолок : [ Ть-ть-ть].А теперь пустите на ладонь (сде-

лайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте :[Ч-ч-ч]

(Повторить несколько раз. Медленно, быстро, громко, тихо) .

Молодцы! Справились с песенкой. А теперь у меня для вас

есть сюрприз. Нам в группу кто-то прислал письмо. Но ни об-

ратного адреса ни имени, того кто его прислал на нем нет,

вместо этого только три загадки. Давайте, ребята, отгадаем

эти загадки и узнаем, кто прислал нам письмо.

Дети : Давайте.

В : - Слушайте внимательно первую загадку :

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Кто в зайчатах знает толк,

Ну конечно, это. (волк) .

Дети : Волк.

В : -А почему вы думаете, что это волк?

Дети : Потому, что.

В : -Какой волк? Что мы можем про него сказать?

Дети : Он серый.

В : -Да, правильно, а еще он сердитый, злой, голодный. А как

называют детенышей волка? Один и много?

Дети : Один-волчонок, много-волчата.

В :Молодцы! Первую загадку отгадали, слушаем теперь

вторую :

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз.

Дети : Белочка.

В :-Почему вы думаете, что это белка?

Дети : Потому, что.

В :-Какая она? Опишите ее словами.

Дети : Она рыженькая, с пушистым и длинным хвостиком.

В :-А еще? Что она делает?

Дети : Она быстрая, умеет прыгать по веткам, запасает орешки и

грибочки.

В :-Как называют детенышей белки? Одного и много?

Дети : Один-бельченок, много-бельчата.

В :-Молодцы! Вот и вторую загадку мы разгадали. Осталась послед-

няя, третья :

Длинное ухо, комочек пуха.

Маленький, как гномик,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Дети : Зайчик.

В :-Почему вы думаете, что это зайчик?

Дети : Потому, что.

В :-Какой он?

Дети : Трусливый, косой, быстрый, осторожный.

В :-Что делает?

Дети : Прыгает, боится, скачет, прячется от волка и от лисы.

В :-А как называют детенышей зайца? Одного и много?

Дети : Зайчонок и зайчата.

В :-А их маму называют. ?

Дети : Зайчиха.

В :-Вот какие молодцы! Все загадки отгадали. Так кто нам, ребята,

письмо написал?

Дети : Письмо написали волк, белочка и зайчик.

В :-А какие это животные, где они живут?

Дети : Это дикие животные, они живут в лесу.

В :-Правильно! И теперь мы с вами можем его прочитать :

Жила в дупле елочки белочка. А под елочкой-зайчик. Они очень любили играть вместе. Вдруг, видит зайчик, что из чащи выглядывает волчок-серый бочок. Испугался зайчик, а волчок говорит :-Я тебя не трону, если отгадаешь мою загадку. Назови слова, в которых есть звук [ч] . Помогите, нам, ребята.

В :-Ну, что, детки, поможем белочке и зайчику?

Дети : Да, поможем!

В :А на помощь нам придет наш волшебный сундучок с под-

сказками. Но сначала мы должны его открыть. Ребята, а чем

открывается волшебный сундучок?

Дети : Наверное, волшебным ключиком.

В :-Что же делать, у меня есть только обычный ключик.

Придумала. А давайте, когда мы будем открывать замочек,

скажем волшебные слова : Чики-чики-чики-чок, открывайся,

сундучок.

Дети повторяют за воспитателем чистоговорку три раза.

В :-Получилось! Посмотрим, что у нас в сундучке?

Воспитатель достает из сундучка различные предметы, в

названии которых есть звук [ ч] и несколько предметов, в

названии которых этого звука нет . Воспитатель вместе с

детьми называет эти предметы и дети хлопают в ладоши,

если слышат в слове звук [ч] .

В :-Ну что же, ребята, вот мы и справились, молодцы! Но,

посмотрите, сколько у нас еще вещей осталось! Неужели наш

волшебный сундучок ошибся, не может быть? Почему в нем

лежат ложка, нож и вилка? Ведь в этих словах нет звука [ч] ?

Если дети не догадаются сами, то можно подсказать :

В :-Ребята, а давайте, назовем их ласково, может это поможет?

Дети : Ложка-ложечка, нож-ножичек, вилка-вилочка.

В :-Ну вот, ребята, у нас все получилось. А теперь давайте

сложим наши слова в конверт, и сами отвезем его в лес бе-

лочке и зайчику. А поедем мы на поезде.

Физ-минутка :"Паровозик". Дети строятся паровозиком за вос-

питателем как вагончики.

В :-Наш паровозик очень любит петь волшебные песенки. Если

он поет громко-он едет быстро, если он поет тихо- он едет

медленно.

Чу-чу-чу-стоять я не хочу.

Ча-ча-ча-каланча.

Ач-ач-ач-испеку калач.

Оч-оч-оч-наступила ночь.

Чоки-чоки-чоки-чок-постучал наш каблучок.

В :- Вот мы и приехали. Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев.

А как они называются?

Дети : Елочки.

В :-А лес тогда какой?

Дети : Еловый.

В :-А вот и наши зверята. Бери волчок-серый бочок, ответы на свои

загадки и отвечай : зачем зайчика пугал (Поиграть хотел. Одному

грустно. Раньше с мишкой играл, а теперь он спит, скучно.)

А во что ты с мишкой играл, научи и нас всех, мы в д. садик

приедем и там всех научим. А здесь, белочку с зайчиком, будешь

и с ними тоже играть.

Игра"Похвалялись звери":дети надевают шапочки зверей,

играют парами :

Я - волчок.

Я - зайчик.

У меня шубка серая.

У меня шубка белая.

У меня уши маленькие, острые.

А у меня -длинные.

Играют также пары : волк и белка, белка и заяц. Можно добавить

В :-Ну вот, все подружились. А нам пора обратно, в детский сад

на нашем паровозике. (Повторение чистоговорок) .

Вот мы и дома. Ребята, что мы расскажем остальным деткам,

которые не ездили с нами лес? Какую песенку научился петь наш

язычок? Где мы были? В каком? Кого видели? Вам понравилось?

Съездим туда еще? До скорых встреч!

Литература :

1. В. В. Гербова "Конспекты занятий по развитию речи в средней

группе ".

2. О. С. Ушакова "Конспекты занятий по развитию речи для детей 3-5

3. Программа М. А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в