Как рассказать подростку мальчику и девочке о первом интимном опыте? Как говорить с подростком о сексе

Все дети сексуальны с рождения! У маленьких мальчиков даже в грудничковом возрасте бывает эрекция, это подтвердит любая мама. А значит, идея "ждать, пока ребенок вырастет" нелогична.

Один старый педиатр так советовал рассказывать маленьким о сексе. Они уже все равно знают, что внизу живота люди разные. Так вот, у папы - трубочка, а у мамы - дырочка. У папы есть очень маленькие дети, но они в папе расти не могут. Для этого папа своей трубочкой пересаживает его маме в живот, и он там растет, а потом, когда вырастает большой, то вылезает наружу.

Как информировать ребенка о сексе

Информировать ребенка в вопросах секса и полового размножения сегодня просто необходимо. Предупрежден – значит, вооружен. Но вопрос в том: как предупреждать?

Родитель должен информировать ребенка корректно и по возможности полно (с помощью тех же книг, схем, учебных фильмов), подбирать нужные слова и отсеивать избыточную информацию. Информацию стоит упрощать и дозировать для того чтобы ребенок не запутался и не был оглушен странными для него образами.
Психологи знают от детей, что часто родители рассказывают им то, о чем они и не думали спрашивать, и это лишь путает, а порой смущает. Давайте маленькую порцию корректной информации и ориентируйтесь на реакцию ребенка. Если малыш «ушел переваривать» данные или удовлетворился ответом и переключился на что-то другое – то оставьте его в покое. Если малыш уложил ответ в голове и уже задает новый вопрос, углубляя тему, – вот тогда можно продолжить обсуждение и дать еще небольшую порцию информации.

Какой бы трудный или шокирующий вопрос ни задал ребенок, никогда нельзя сердиться ! Дети и подростки больше всего боятся гнева родителей.

Сегодня даже самые стеснительные родители могут дать своим детям адекватную информацию об их появлении на свет и сексуальных отношениях между людьми. Если родитель не может подобрать нужных слов, если он не в силах заставить себя набросать нехитрые схемы и рисунки, то на помощь ему могут прийти детские сексуальные энциклопедии, книги и видеоматериалы, посвященные вопросам деторождения , секса, полового развития. Можно листать странички или просматривать видеоряд вместе с ребенком, можно и попросту вручить источник знания детке с надеждой, что просматривая его раз за разом, он все замечательно усвоит. Специальные издания хороши тем, что информация в них подается в той форме и объеме, которые соответствуют определенному возрасту.

То, как дети могут отнестись к информации, преподнесенной в книжке, во многом связано с невербальной информацией о теле и поле, которую ребенок впитал с малолетства - одни листают книгу с интересом, других какое-то время шокирует ситуация вокруг пола и деторождения.

Если вы не можете сразу придумать, как ответить, скажите об этом . "Мне нужно время, чтобы подумать, я обещаю поговорить с тобой об этом после ужина", - или еще когда-нибудь. Пожалуйста, не надейтесь, что больше они вас не спросят. Если ребенок не спрашивает, сами поднимите этот вопрос, если надо, то объясните ему причину своего беспокойства. "Мои родители никогда не разговаривали со мной на эту тему, но я рад, что ты спросил, и постараюсь как можно лучше ответить на твой вопрос".

Неловкость можно преодолевать также, переводя разговор в научное медицинское русло – таким образом тема своеобразно механизируется, и становится легче передавать нужную информацию. Самый простой способ избежать смущения и в то же время постепенно донести до ребенка все необходимые сведения – выдавать ему информацию маленькими порциями, выражаясь простыми честными словами, не углубляясь в дебри и не пускаясь в рассуждения. Если ребенок почувствует ваше стеснение, у него может возникнуть впечатление, что его появление на свет в частности и интимные отношения между людьми в целом – это нечто нехорошее и запретное.

Ребенок может быть смущен не меньше взрослого , и он тоже преодолевает себя, чтобы обсудить интересующий вопрос. Часто детки трепетно берегут психическое здоровье родителей, видя их стеснение и напряжение, поэтому лучше расслабиться и аккуратно выдать информацию, ибо излишнее родительское напряжение может только встревожить ребенка и отвадить его от подобных разговоров.

Если в оживленном парке при большом скоплении народа 6-летний малыш спросит у вас, что такое клитор не надо смущаться и падать в обморок. Отведите его в сторонку и мягко объясните, что это часть женского тела, которая находится в таком месте, о котором не принято говорить при людях.

Главное, сколько бы раз ваш ребенок ни задавал вам свои сокровенные вопросы, всегда отвечайте ему спокойно и уверенно .

Взрослые редко отказывают подросткам в поддержке и понимании, но часто бывает, что они не в состоянии оказать им поддержку в достаточной степени из-за, собственной незрелости. Характерным примером этого является родитель, который говорит: "Да, я пытался с ним поговорить (или дал ему книжку), но он был так смущен, что я тоже застеснялся и бросил эту затею". Если вы пытались начать разговор на кухне, а он сказал: "Это слишком непристойно, я ухожу", то знайте, что лучшее место для разговора с детьми от 10 до 20 лет - это автомобиль, где вашим слушателям некуда деться. Конечно, они могут заткнуть уши, обозвать вас ненормальным или три часа подряд молча смотреть в окно, но вы все равно продолжайте говорить. Они никогда не забудут эту поездку в машине, да и вы - тоже. Некоторым отцам хорошо удавались разговоры в лодке во время рыбалки. Детям некуда деться, ведь они не могут ходить по воде! Другие рассказывали о дискуссиях у костра или в палатке и даже о разговорах во время уборки в гараже (при этом заняты руки и можно не встречаться взглядами)! Не пропустите ни одного момента, подходящего для обучения. Говорите, и дело будет продвигаться.

"Когда мальчику в 5 лет на вопрос о целующихся людях ответили, что это "особенности взаимотношения полов", - он завис."

КАК НЕ НАДО рассказывать ребенку о сексе:

    * не надо специально сажать ребенка напротив себя в позе послушного ученика и говорить: «Пришло время тебе узнать о сексе. Минус «больших разговоров» в раннем возрасте заключается в том, что ребенок попросту еще не уложит в голове все данные, то ребенок постарше уже будет «все знать». Но тем родителям, которые в силу собственных соображений склоняется к методу большого разговора, стоит посоветовать прибавить к разговору еще и соответствующую книгу, чтобы ребенок – уже читающий ребенок – мог сверяться с этим источником и постепенно прояснял для себя картину в целом.

    * не надо мяться и краснеть , словно ребенок своим вопросом застал вас самих за чем-то неприличным; не надо начинать хихикать и делать большие глаза; интерес ребенка - естественный, он воспринимает эту часть жизни безоценочно , а наша реакция окрашивает его в те или иные эмоциональные тона ("нормально", "стыдно", "плохо", "грязно" и т.д.). Если малыш встретит негативную реакцию взрослых, то в дальнейшем будет относиться к проявлениям своей сексуальности так же - как к чему-то стыдному, плохому и грязному.

    * не надо рассказывать сказки про аистов , капусту, специальные уколы, магазины, канибалические сказки с поеданием зародышей и пр. Ложная информация опасна не только тем, что может запутать всю понятийную сетку. Она способна глубоко впечататься и направлять ожидания ребенка, отражаясь на его поведении как в детском, так и во взрослом возрасте. не заниматься мифотворчеством и не рассказывать отпрыску сказок об аистах, капусте или магазине, в котором его якобы купили. Таким образом родители попросту дискредитируют себя.

    * не надо окрашивать ваш разговор в специфические тона , нагнетать особые эмоции; и вообще, не надо транслировать свои чувства, если ребенок об этом не спрашивает отдельно;

    * не надо замалчивать эту тему , отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе еще рано», «Подрастешь - узнаешь» или, вообще: «Где это ты нахватался таких вопросов?» Особенно когда это имеет другой подтекст: "Отстань" или "Пойди вон". Потому что ребенок просто пойдет удовлетворять свое любопытство в другом месте и из других источников.

    * не надо затягивать разговор о сексе ; ребенок способен сосредоточиться на 3-7 минут, и лучше оставить его «дожевывать мысль», чем утомить своей дотошностью;

    * не надо делать из секса культ , снабжая ребенка тоннами «предохранительной информации во избежание», шокируя его сильными образами, к восприятию которых он еще не готов;

    * не надо «спрашивать урок» , чтобы удостовериться, что ребенок запомнил ваши наставления.

    * не стоит навязывать ребенку общение на эту деликатную тему , если он этого не хочет. Лучше давать ему пояснения по мере возникновения интереса.

Что и когда рассказывать ребенку

Дети в 3, 5 и даже 7 лет еще не пытается понять систему в целом. Ребенка в таком возрасте интересуют отдельные «почему». Одно «почему» следует за другим – с интервалом от нескольких дней до нескольких месяцев, информация переваривается, сопрягается и постепенно ребенок из всех добытых сведений веточка за веточкой выращивает стройное «дерево» понимания сути вопроса. Вот почему важно, чтобы отдельные «веточки» были для него полностью ясны! От избытка информации ребенок может запутаться, начать фантазировать – хотя это тоже не так страшно, позже он обязательно прояснит ситуацию.

Дети очень любознательны и способны сами себе все разложить по полочками, требуя у взрослых содержимого для новых полочек, обнаруженных в системе.

"Вот вы знаете, когда рождается ребенок, пуповину перерезает врач. Кошечка пуповину перегрызает... А лошади????"

Значит, знает Соня, что лялька растет из клеточки маминой, когда папина клеточка с ней соединится. Знает, что мама пьет таблетки, чтобы клеточки не соединялись. И тут посреди троллейбуса до нее логически доходит, что если про то, как лялька растет, она знает, а что делается с клеточкой, из которой лялька не растет?

И если родителям не удастся ознакомить ребенка в первые 10 лет ее жизни с темой секса и такими ее параграфами, как возрастные изменения половых органов и начало их биологической работы, беременность, контрацепция и ЗППП, то надеяться на полноценный разговор с 13-летним подростком будет несколько наивно . Конечно, необязательно проводить с малышом семинар по венерическим заболеваниям, но заинтересовать, указать направление и обеспечить доступ к полноценным источникам информации – просто необходимо, сегодня это прямая обязанность любящего родителя.

2-4 года:

Малыш обожает раздеваться, он в восторге от того, как устроено его тело, он изучает его. Приблизительно в этом возрасте малыши начинают осознавать себя как мальчиков или девочек , и задаваться вопросом «почему девочки и мальчики ходят в туалет по-разному?». В этом возрасте ребенок обычно задает вопрос: «откуда я взялся?». На это можно спокойно ответить: "Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, и они вырастают у мамы под сердцем". Расскажите ему о беременности и о том, что он получился из маминой и папиной клеточки. Можно почитать малышу энциклопедию, показать картинки, где видно, как ребеночек сидит в животе у мамы и чем отличаются мальчик и девочка, мужчина и женщина.

Кроме того, ребенка стоит познакомить с конкретными названиями половых органов , что мужские и женские органы имеют свои «серьезные названия»: пенис или половой член, вагина или влагалище. «Вот твоя ручка, но это не просто рука: вот запястье, вот кисть, вот локоть. На ноге есть щиколотка, голень, колено. Видишь, сколько у тебя всего! (часто дети приходят в восторг от такого своего богатства). И для всего-всего есть свое название. Точно также есть «серьезное название» для писи: сам «краник» называется пенис, а мешочек под краником называется мошонка, в мешочке-мошонке лежат два яичка. У девочек пися устроена по-другому, она похожа на щелку и называется вагина». На этом этапе ребенку еще не нужно говорить, что у половых органов есть своя особая миссия – надо просто указать на различие полов и дать гениталиям названия. Это технически облегчит вам дальнейшие разговоры.

Если маленький ребенок спросит, чем отличаются мальчики и девочки, можно ему сказать, что бывают мужчины, как папа, и женщины, как мама. Женщины вырастают из девочек, а мужчины - из мальчиков. И это просто два разных вида людей.

Отличное время для разговоров с малышами - перед сном, когда они согласны на что угодно, лишь бы вы не уходили и не выключали свет. В это время хорошо читать им книжку или отвечать на вопросы, заданные в тот же день раньше, например в переполненном автобусе или за рождественским обедом!

Вот вариант такой сказки на ночь:
«Жили-были мама и папа. Они очень любили друг друга, обнимались, целовались и спали в одной кроватке. И вот они захотели, чтобы у них был ребеночек. И у мамы в животе стал расти маааленький мальчик. И это был Ванечка! Сначала он был очень маленький и сидел у мамы в животике тихо-тихо. Потом Ванечка подрос, стал большооой, занимал уже весь животик – и животик тоже стал большой. Мама и папа гладили животик и Ванечку в нем, целовали его и разговаривали с ним. А потом Ванюша совсем вырос и захотел выйти к маме с папой из живота. Под животиком открылась специальная дверка и Ваня из нее вылез! Мама и папа обрадовались, взяли Ванюшу на ручки, мама стала кормить его молочком из тити. И все остальные тоже очень обрадовались: бабушки, дедушки, кошка, – все сказали: «Здравствуй, Ваня!» А потом Ваня еще больше вырос, научился бегать, разговаривать и сам есть кашу ложкой – вот какой большой у нас мальчик!»

4-6 лет:

Ребенка очень интересуют физиологические различия между полами, в этом возрасте одна из любимых детских игр – «доктор». В этом нет ничего страшного, если играют малыши одного возраста и занятие происходит без насилия. И все же, постарайтесь переключить внимание детей на другие игры. Играя в доктора, дети знакомятся с телом другого человека, получают радость и удовольствие от телесного контакта со сверстником, изучают отношения подчинения-контроля.

Именно в этом возрасте дети чаще всего задают вопросы о сексе. Но вопросы эти еще размыты, неконкретны. Например, малыш может увидеть в фильме любовную сцену и спросить: «Что они делают?» - на такой вопрос достаточно ответить: «Они любят друг друга». Вероятнее всего, немного погодя возникнет тема «дети появляются, оттого что взрослые вот так вот любят друг друга». Нередко на улице или в фильме ребенок видит спаривающихся животных и задает вопросы. На такие стоит ответить просто, не вдаваясь в подробности, что от этого занятия у них появляются детки. Маленькие. У мам в животиках. Потом растут и выходят наружу. У животных это занятие называется спаривание, у людей – любовь или секс. На этом этапе ребенок просто связывает такое вот совместное копошение с появлением потомства, ему еще в большинстве случаев неинтересно и неважно, как это происходит технически.

Для ребенка 4-5 лет вполне подходит объяснение о том, что маленький человечек живет и растет в животе у мамы, и когда вырастает достаточно, мама едет в больницу, где ребенка достают из ее живота, моют, одевают и отдают обратно. Как правило, дети в таком возрасте не задаются вопросами о том, как именно ребеночек туда попадает. Но если подобный вопрос все-таки возникает, то ответ может выглядеть примерно таким образом: папа дал маме семечку, мама ее проглотила, и через какое-то время в животе у мамы из семечки вырос ребенок.

На вопрос "А как ребенок появляется на свет?" - можно ответить: "У мамы внизу живота есть специальное отверстие, и через него при помощи доктора малыш выбирается на свет". - "Я хочу посмотреть!" - говорит ребенок. - "А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать". А заодно и спросить, знает ли он, какие именно это места. Следующий вопрос: "А как ребенок попадает к маме в живот?" Об этом, как правило, спрашивают более взрослые дети. Ответ: "У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, и семечко от папы переходит к маме".

Когда ребенок спросит: "А как я попал в животик?", лучше сказать: "Мы с папой любили друг друга, поженились и захотели, чтобы у нас появился ребеночек. Ты и появился". Побольше положительных эмоций.

Сына обожает серии БиБиСи о животных, динозаврах, насекомых. Часто в них вставляют сюжеты о спаривании – из фильмов он и подхватил это слово. Как-то раз возвращаемся мы домой и – о, радость! – наблюдаем в деталях, как кот загнал кошку на дерево, потом спустил вниз пинками, поймал за загривок и начал исполнять свои должностные обязанности. Сын пытался спасти «бедненькую кошку», разрыдался, когда кот наорал на него… Тут же объяснила, что кошки – спаривались. Как в фильме, да. Придя домой, ребенок возбужденно сообщал бабушке: «Мы видели СПАРИВАЮЩИХСЯ КОШЕК!!!» - бабушка только открывала и закрывала рот. К вечеру созрел вопрос: «А когда спариваются люди, они тоже дерутся и рычат??» Пришлось разубеждать и проводить черту между зверем безмозглым и человеком разумным.

Диалог можно построить приблизительно так:

- «Что это там делают эти две смешные собачки?»
– «Так у них появляются детки: сейчас у собачки-мамы в животике заводятся маааленькие щеночки, потом они будут расти».
- «Значит, сейчас соединяются клеточки собачки-папы и собачки-мамы?»
– «Да, точно. У животных это называется спаривание: видишь, их же двое, пара – они сдвоились, спарились, их клетки тоже соединились».
– «И люди тоже так делают? Вы с папой так делали?»
- «У людей это происходит немножко по-другому. Люди ведь отличаются от животных. Но да, люди тоже соединяются, чтобы у них появился ребенок. Папа же должен как-то отдать маме свою клеточку, чтобы она соединилась с маминой. Только у них это называется «заниматься любовью» или «заниматься сексом».

Хотя, конечно, подобный разговор почти невероятен – чаще всего он проходит в две-три ступени, между которыми проходят несколько дней или даже месяцев.

Конечно, ребенок не застрахован от того, что про аиста ему расскажет бабушка или другие старшие родственники. Поэтому можете заранее сообщить ребенку, что по поводу появления детей существует много сказок. Как раз потому, что появление ребенка - действительно настоящее чудо в жизни родителей! Что будто бы детей приносят аисты, их находят среди красивых цветов (именно из этой легенды появилась та самая капуста)... А на самом деле детей рожают мамы (или опять же, что они появляются из животика). Кстати, многие малыши, узнав, что их никакие аисты не принесли, с облегчением вздыхают: "Вот хорошо! А я думал, что я неродной..." Детям нравится, что они - произведение собственных родителей и самые им что ни на есть родные (потому что при дефиците ласки дети порой не чувствуют в достаточной степени любовь родителей к себе!), а не подкинутые каким-то непонятным аистом.

Если ребенок начинает всем подряд рассказывать о новых познаниях, ставя вас в неловкое положение , поговори с малышом о том, что взрослые живут по правилам и общаются на такие темы только со своими близкими. Это то же самое, как не принято в обществе ковыряться в носу, лучше не делать этого на виду у всех.

Если малыш приходит с вопросом о клиторе или оргазме , то, понятное дело, без посторонней помощи здесь не обошлось. Лучше сначала уточнить, почему он об этом спрашивает, чтобы не получилось как в анекдоте, когда дочка спросила у мамы, что такое аборт. И на вопрос, где она об этом узнала, ответила, что из фразы: "Волны бились о борт…". Если же ребенок отвечает, что слышал об этом по телевизору или друзья во дворе рассказали, и речь идет действительно о клиторе, оргазме и других подобных словах, то лучше сказать правду, чем "доверить" эту миссию друзьям со двора.

"После того, как одноклассница пятилетнего Тима сказала, что она отличается от него, мальчик спросил свою маму, что она имела в виду. После неловкого разговора на тему, чем мальчики отличаются от девочек, мама Тима спросила, хочет ли он узнать еще что-нибудь. "Да, - ответил он, - Ким сказала, что она китаянка. Что это такое?"

Часто дети замечают эротические сцены в различных фильмах и поэтому задают вопросы, что это делают тетя и дядя. И здесь маленький ребенок, который имел возможность наблюдать нежность родителей, может удовлетвориться ответом: "Они любят друг друга".

"Две соседские семьи, что называется, дружили домами. В каждой был ребенок - мальчик лет восьми. Оба парня учились в одном классе и много времени проводили за совместными играми. Как-то один ребенок был в гостях у другого, а родители решили посмотреть на видео какой-то боевик с обилием любовных сцен (а было дело как раз в самом начале импортного видеобума). В частности, одна из таких сцен происходила в машине (еще бы, фильм-то был американский). Так вот, смотрят родители этот боевик, и вдруг кто-то из них заметил, что в комнату вошли оба ребенка и, затаив дыхание, уставились на экран. Телевизор тут же был выключен, дети с позором изгнаны, а взрослые смутились и были вынуждены просмотр прекратить. Тогда хозяин кассеты отдал ее на пару дней дружественной семье. Детки это услышали и пытались всеми правдами и неправдами кассету выкрасть, чтобы обязательно посмотреть вдвоем. Причем накануне этой кражи между ними разгорелся какой-то спор. Дело кончилось тем, что тот папа, которому выдали кассету для просмотра, застиг обоих детей за вытаскиванием вожделенного фильма из запертого ящика отцовского стола с помощью его же отвертки. Отец был мудр и драть детей за уши не стал. Хотя мама, заметив такой интерес к сексуальному фильму собственного ребенка и его товарища, паниковала все время, что "дети развращены и, может быть, даже уже занимались вдвоем чем-то нехорошим". Но папа повел себя достойнее. Он отвел сына с приятелем к телевизору, поставил запретную кассету и сел рядом, фильм начался, пошла одна любовная сцена - дети ноль внимания; идет вторая, третья... Началась любовь в машине. Ахи, охи, вздохи... Вдруг дети сорвались с мест и прилипли к экрану. И один из них, с торжеством тыкая в экран пальцем, возбужденно заорал: "Я тебе говорил - это "линкольн", а ты - "крайслер", "крайслер"! Ты мне проспорил две жвачки!" "

6-9 лет:

В этом возрасте ребенок обычно узнает, что такое, собственно, секс и контрацепция. Тогда же ребенок может узнать интересные вещи об отношениях полов от приятелей. Но даже если ребенок принес из школы сведения, что «все трахаются», не стоит хвататься за голову – можно просто объяснить ребенку, что и в этой сфере есть грубые слова и есть спокойные, красивые.

Объяснять детали полового акта можно, отталкиваясь от таких пунктов (и держа в голове метод мини-ответов):

  • Секс приносит взрослым людям большое удовольствие.
  • Мужчина и женщина обнимаются, целуются, от этого мужской пенис твердеет, увеличивается и поднимается, и тогда мужчина может аккуратно ввести его во влагалище женщины. Как вставить ключ в замочную скважину.
  • После этого мужчина и женщина начинают раскачиваться – это очень приятно.
  • После этого из мужского пениса выходят его половые клетки и спешат наперегонки к женской клетке. Самая сильная мужская клетка побеждает в соревновании и соединяется с женской – и из этой новой клетки растет ребенок.
Рассказы о сперматозоидах и яйцеклетках, фаллопиевых трубах и закреплении зародыша на стенке матки сопровождайте картинками из энциклопедии или сами набросайте схемы на листке бумаги.

Дотошным детям можно рассказать, что природа специально сделала так, чтобы секс приносил удовольствие: тогда мужчина и женщина чаще будут стремиться друг к другу, и у них чаще могут появляться дети.

Но не всегда секс ведет к соединению половых клеток и появлению ребенка. Люди научились делать так, чтобы мужская и женская клетки не соединялись, если сейчас мужчина и женщина не хотят детей. Например, мужчина может надевать на пенис специальный резиновый мешочек, презерватив, и тогда все его сперматозоиды останутся в этом мешочке и в мамин живот не попадут. Или женщина может пить специальные таблетки, которые не дают мужским и женским клеткам соединяться. Это называется контрацепция. Сегодня есть очень много средств и способов контрацепции.

Разговоры о технике полового акта напрямую связаны с вопросом «как младенец выходит из маминого живота?» Если раньше ребенок знал, что младенцы появляются из неопределенного «специального отверстия» под животом, то теперь самое время уточнить, что младенцы выходят тоже через влагалище.

Если вашему ребенку уже 6-7 лет, а вопросов о сексе он вам еще не задавал и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали, не стоит пускать дело на самотек и надеяться на то, что он узнает обо всем от учителей на уроках анатомии. Вам придется проявить изобретательность и ненавязчиво спровоцировать сокровенный разговор на данную тему самим. Например, так:
"Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет живот, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?" Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знание по данному вопросу.

"Мама воспитывала меня одна. На мой вопрос, откуда берутся дети, она отвечала, что женщина покупает в аптеке таблетку, пьет ее, и через некоторое время ей разрезают живот и оттуда достают мальчика или девочку. При этом она демонстрировала мне свой шов на животе. И я этому долго и упорно верила! Потом в школе (это было в 5-м классе) мы на перемене вдруг стали обсуждать эту тему с девочками. И каково же было мое удивление, когда одна из них сказала, что дети вылезают (!) "оттуда". Я этому не поверила. Летом я поехала в пионерлагерь. Здесь мое просвещение продолжалось, набирая обороты. Что я только не услышала! Я была просто убита! Не могла вообразить себе такое! Но тут же одна девочка все опровергла, сказав, что для того, чтобы забеременеть, достаточно и мужчине и женщине надеть на ночь трусы больше своего размера, и все! Так мы и решили, что, когда будем взрослыми, воспользуемся именно этим способом..."

9-12 лет:

Начало полового созревания. В этом возрасте необходимо подготовить ребенка к изменениям . Рассказать о стремительном росте, который порой кажется неравномерным. Об изменениях голоса – мальчикам. О росте груди и изменении фигуры – девочкам. Мальчикам - о ночных поллюциях и невольных эрекциях («Это проверка члена на его дееспособность, она проходит у всех подростков, если это случается – значит, с тобой все в полном порядке»). Девочкам – о менструациях, нужно предупредить, что первые менструации могут быть не вполне обычными: обильными, или болезненными, или наоборот очень короткими – все это нормально, потом все уравновесится.

Для подростка начало эрекций или менструации может быть болезненным психологически : эти вещи часто воспринимаются им как драматическая помеха прежнему образу жизни. Стоит объяснить, что это – нормально, так бывает со всеми. Постепенно подросток свыкнется с этими явлениями, научится их контролировать, и они станут для него обычным делом. Психологи считают, что девочкам стоит рассказывать о мальчишеских непроизвольных эрекциях, потому что ничего толком не зная об этом, девочки нередко принимают эрекции (которые мальчишкам трудно скрыть) на свой счет, начинают важничать или оскорбляться - и это вносит дополнительное напряжение в отношения между мальчиками и девочками, доставляя страдания и той, и другой стороне. А также стоит рассказывать мальчикам о девичьих менструациях – чтобы мальчики без наносного ажиотажа относились к этому явлению и не тиранили девчонок лишними дразнилками.

И, конечно же, важно познакомить подростка с правилами гигиены половых органов: мыть, с мылом под кожу не лезть, ничем термоядерным не мазать, знать, где лежат прокладки и чистые простыни.

В этом возрасте ребенок уже должен располагать верной информацией о том, откуда берутся дети, почему люди занимаются сексом, а так же то, что секс - это прерогатива исключительно взрослых. Чем старше ребенок становится, тем более внятными и подробными должны быть объяснения родителей. Не забудьте включить в познавательную лекцию о сексе рассказ о венерических заболеваниях, абортах и их последствиях (особенно если у вас девочка), а так же том, что беспорядочные половые связи не приветствуются обществом, полноценным членом которого ребенку предстоит стать. В идеале ребенок должен иметь представление о сексе, как об акте любви между двумя взрослыми людьми, который приносит удовольствие, а иногда и детей.

12-14 лет:

В этом возрасте происходит новый всплеск серьезного интереса к сексуальным проблемам, изменения в организме ребенка невольно подталкивают его к дальнейшим исследованиям. Все чаще тема отношений полов и секса всплывает в вопросах, разговорах и жестах подростка – хотя в иных случаях интерес к теме просыпается гораздо позже, а собственно подростковый период проходит достаточно мягко. Если вопросы все-таки возникают, родителям не стоит отмалчиваться, ребенок должен знать, что у вас он может спросить обо всем и прийти с любой своей проблемой. Хотя иногда вопросы подростка могут ставить родителей в тупик: «Что такое транссексуал?» - но на подобные вопросы лучше отвечать по-прежнему «небольшими дозами», не вдаваясь в детали: «Это человек, который хотел бы принадлежать к другому полу».

В этом возрасте нужно ответственно вскрыть тему контрацепции: либо обсудив вопрос с подростком, либо снабдив его печатными руководствами к действию. Постарайтесь загодя поднять в его глазах презервативы: все-таки, это самый адекватный для молодых людей метод контрацепции.

14-16 лет:

Возраст первых свиданий. Высока вероятность узнать, что же это такое – секс, о котором столько говорили. Психологи считают, что никто кроме родителей и других значимых взрослых не может убедить подростка не начинать половую жизнь слишком рано. Вот только тон этих разговоров не должен быть нравоучительным. Внушите дочери, что нужно уметь сказать «нет», если тебе не хочется вступать в близкие отношения. И все же, стоит смотреть на жизнь реально и напомнить подростку, что важно иметь под рукой презерватив!

Важно потому, что в мире существуют венерические заболевания и риск нежелательной беременности. В этом возрасте информация о ЗППП (заболеваниях, передающихся половым путем) с картинками! с описаниями страданий! уже не шокирует юный ум, а, скорее, прибавит ответственности. Что касается ранних беременностей, то хорошо бы было иметь контакт с родственницей или подругой, у которой есть маленький ребенок, чтобы обратить внимание подростка на ту уйму времени и сил, что требует лялечка. Ибо бывает, что девочки-подростки действительно ОЧЕНЬ ХОТЯТ ребенка, иррационально, не задумываясь о последствиях такого шага. Но с другой стороны, точно не следует запугивать подростка «ужасами материнства».

После 16 лет разговоры на тему секса между детьми и родителями обычно происходят только при условии очень большого доверия и открытости – хотя и до того без взаимной теплоты и доверия едва ли сможете поднимать эти темы. Так что берегите ваши отношения с детками, они так быстро растут и уходят – сначала в себя, потом к новым горизонтам и партнерам.

По просьбе читательниц сайт подготовил статью по теме, .

Если девочке обо всех изменениях в организме расскажет мама, то как поступить с мальчишками? Кому следует рассказать им обо всем, и самое главное – когда это сделать?

В период полового созревания в организме мальчиков происходят значительные изменения – возникает тяжесть внизу живота, все чаще и чаще начинают сниться эротические сны, увеличиваются пенис и мошонка, грубеет голос, скачет настроение, мучают эротические фантазии и пр. Все эти изменения причиняют беспокойство подростку и создают психологический дискомфорт.

Итак, как говорилось в одной замечательной книге, сексуальное воспитание нужно начинать с детства. Основу здоровой сексуальности мальчика составляет то, как родители общаются между собой, интересуются ли мнением, чувствами друг друга, как делят домашние обязанности, «не ездят» ли друг на друге, как обсуждают совместные планы.

Формирование интимных чувств ребенка происходит с самого рождения. Малыш получает наслаждение, когда его кормят, купают , делают массаж, щекочут, гладят по волосикам. Прикасаясь к ребенку, родители учат его привязанности и любви, готовят к будущим отношениям.

Мальчик должен адекватно воспринимать свое тело и все, что связано с ним. Например, нельзя требовать ранней опрятности : отчитывать малыша за то, что он испачкал штаны, раскидал кашу. Пока у малыша не сформировано правильное поведение, порицания ни к чему хорошему не приведут, кроме как к неуверенности в себе или неприятию своего тела в будущем.

Отвечаем на почемучные вопросы

Примерно в трехлетнем возрасте все малыши превращаются в Почемучек. Их интересует абсолютно все – «Почему солнце желтое, а не синее?», «Почему божьи коровки маленькие, а я – большой?», «Почему девочки писают сидя, а я – стоя?», и, наконец, «Откуда я взялся?».

Как рассказать мальчику о половом созревании

Кажущиеся взрослым «неприличные» вопросы под собой не имеют никакого интимного подтекста, для малышей это обычное познание окружающего мира. А потому ответы на те или другие вопросы должны быть правдивыми, но не очень сложными. Прежде чем ответить на вопрос ребенка, уточните, что именно он хочет узнать?

- Папа, а откуда я взялся?
- В каком смысле, откуда? - уточняет папа.
- Ну вот Марина приехала из Киева, а я откуда взялся?
- А ты ниоткуда не приехал, ты сразу родился в Москве.
- А, понятно, - ответил малыш и вышел из комнаты.

Всегда смотрите на развитие своего мальчика: если подобных сведений ему достаточно, далее углубляться необязательно. Если же ребенок просит подробностей, то следует развить тему далее. Считается, что в возрасте 4-5 лет мальчик вполне может усвоить первую информацию о своем появлении на свет.

Как вести себя, если ваш мальчик увидел взрослого человека голым?

Для формирования здоровой сексуальности у мальчика должна быть сформирована однозначная концепция.

1. Право на интимность

Как только вы заметите, что мальчик стал вас стесняться, просит не смотреть, когда он переодевается, перестает пускать маму в ванну, когда купается – пора признать за мальчиком его право на интимность. Выполняйте его просьбы и сами не ходите голыми перед ним. Если ребенок еще недостаточно качественно купается, попросите папу, дедушку или дядю помочь. Если в семье нет мужчин – договоритесь с ребенком: «Я тебе помою голову, а дальше ты сам».

Как рассказать мальчику о половом созревании

2. Когнитивный диссонанс

Илья, 20 лет: «В детстве я долгое время не мог понять, быть голым – это хорошо или плохо? Как-то мы были с бабушкой на пляже, и она отчитала какую-то смелую девицу, загорающую топлесс. Тогда я решил, что быть голым – это плохо. А буквально через два дня, рассматривая папину коллекцию марок, я с удивлением обнаружил марки, на которых были изображены репродукции с обнаженными женщинами. Когда папа сказал, что это художники всегда рисуют красоту, я ему не поверил и сказал, что все художники – плохие».

Чтобы у ребенка формировалась здоровая сексуальность, важно избегать когнитивного диссонанса, иначе это повлияет на его дальнее отношение к противоположному полу. Если ваш мальчик увидел на пляже женщину, загорающую топлесс, нельзя кричать: «Какой стыд! Отвернись немедленно», лучше не акцентировать внимание, а сказать что-нибудь типа «Тете так удобно» и отвлечь внимание ребенка.

Если ваш ребенок стал свидетелем эротической сцены , например, вы вместе смотрите фильм, не паникуйте, не переключайте, а спокойно досмотрите сцену. Если ребенок спросит, что это, скажите: «Так делают взрослые, когда любят друг друга».

Когда и как рассказать мальчику о поллюциях?

Многие психологи считают, что лучшее время для подобных бесед – 10-12 лет. Почему так рано? Сегодня возрастные рамки стали носить условный характер. У многих мальчиков поллюции могут начаться и в 11 лет (как и менструации у девочек – в 10-11 лет). Поэтому будет намного лучше, если мальчик узнает о такой особенности намного раньше.

Как рассказать мальчику о половом созревании

Ребята, которые получают теоретическую информацию о поллюциях после того, как они уже появились, страдают психологическими проблемами. Они могут подумать, что больны, неполноценны, писаются ночью, как маленькие. Более того, они могут мучаться чувством вины за то, что видят эротические сны и т.д.

Лучше всего, если на эту тему с ребенком поговорит отец (или другой член семьи мужского пола), хотя бы по той причине, что он больше знаком с деталями этого процесса.

Рассказывайте ребенку все коротко и по существу. Расскажите, что в определенный период времени все мальчики взрослеют. Началом этого этапа служит выделение из полового члена вязкой жидкости, которая называется «семя». Обычно это происходит во сне. Это нормальное явление и пугаться его не нужно, т.к. оно не опасно. «Мокрые сны» могут появляться с любой частотой – все зависит от организма. В любом случае сдерживать себя не стоит.

Обязательно поведайте ребенку о гигиене , о том, как нужно теперь следить за собой. Также желательно упомянуть свой личный опыт, например, какие трудности у вас были, как вы с ним справлялись.

Как родителям реагировать на мастурбацию, как ее обсуждать?

  • Младший возраст

Известно, что дети любого возраста проявляют интерес к своим половым органам. Совсем маленькие дети изучают половые органы из любопытства - «А что это такое?» - или для сравнения «Почему у мальчиков так, а у девочек так?».

Что делать? Если вы застали мальчика за этим «занятием», ни в коем случае не кричите и не бейте по рукам. Отвлеките малыша игрушкой, чем-нибудь вкусненьким, попросите что-нибудь принести из другой комнаты. Да, и не забудьте упомянуть, что голышом ходить не следует.

  • Старший возраст

Если вы застали мальчика более старшего возраста за мастурбацией, подумайте, что могло послужить причиной этого действа? Обычно дети прибегают к мастурбации при излишнем психологическом напряжении, по причине страхов, обид, конфликтов, а иногда и... безделья.

Что делать? Не кричите на ребенка, не пугайте: «Будешь так делать, руки отвалятся», «Заболеешь». Страх отучит ребенка от вредной привычки, но сформирует нездоровую сексуальность. А этого нам не надо.

Переключите ребенка на новую деятельность, предложите что-нибудь сделать вместе – покушать, выгулять собаку, приготовить новое блюдо. А параллельно сами, с другими членами семьи или с психологом подумайте – а чего же ребенку не хватает в полной мере? Может, быть родственники к нему излишне строги или часто на него кричат?

  • Подростковый возраст

У детей подросткового возраста уровень гормонов «зашкаливает» до такой степени, что сами они уже не могут справляться, и им требуется разрядка, к которой они и прибегают.

Как рассказать мальчику о половом созревании

Что делать? Если вы случайно застали подростка за подобным времяпрепровождением, сделайте вид, что ничего не заметили и займитесь своими делами. Позже поговорите с ребенком, объясните природу полового созревания, объясните, что это не является болезнью, что так делают многие мужчины, чтобы избавиться от напряжения, получить удовольствие.

Польза мастурбации состоит в том, что физиологически тринадцатилетние мальчики уже готовы к половым контактам, а вот психологически – нет. Интимная связь с женщинами в этом возрасте им бы принесла только психологическую травму, которая бы повлияла на их дальнейшую жизнь. Важно, чтобы родители поняли это сами и смогли убедить в этом сына.

Расскажите ему о том, что пройдет время, и он встретит на своем пути девушку, которую полюбит всей душой, будет постоянно о ней думать и в какой момент решит, что не сможет жить без нее. И когда его чувства сплетутся с желаниями, тогда он и сможет применить свои способности в полной мере.

Не забудьте сказать подростку, что важно уметь себя контролировать. Например, не следует заниматься подобным на глазах у других, т.к. это сугубо интимное дело. Расскажите, как можно отвлечь себя, если эрекция случилась в неподходящем месте – у доски, при разговоре, в магазине.

Кстати, снижению полового возбуждения способствуют физические нагрузки, применение водных процедур, диета (с ограничением пряного, острого, кофеиносодержащего).

Что и как рассказать подростку?

Как рассказать об интимных отношениях с девушками, беременности, контрацептивах, опасностях заражения инфекциями и профилактике заболеваний?

К 16 годам сексуальные мысли парня одолевают все чаще. Поллюции становятся реже, мальчика возбуждает общение с девочками, эротические изображения, рассказы, беседы, ритмическая музыка. Некоторые начинают проявлять сексуальную активность по отношению к противоположному полу.

Как подготовиться к разговору и что говорить: правду или сказочки про аиста, капусту и специальный магазин, где продаются маленькие дети?

На эти вопросы отвечает наш эксперт - психотерапевт, кандидат медицинских наук Александр Литвинов .

Признаемся или сочиняем?

Хотя впервые дети спрашивают, откуда они появились на свет, в 3-4 года, лучше не сочинять им про это сказки, считают психологи. Если правду не скажете вы, все объяснят вашему ребенку более старшие дети. А объяснения товарищей вызовут у вашего чада вполне определенные реакции: или в нем проснется нездоровый интерес к своему телу и телам взрослых, или он с ужасом подумает: «Неужели мои родители делали это?!.. » В последнем случае кроме душевной травмы малышу будут еще гарантированы и насмешки не в меру просвещенных сверстников.

Лучше сразу признаться, что сначала ваш ненаглядный ребеночек почти год жил в животике у мамы. Когда-то он был всего лишь точкой, потом вырос до яичка, чуть позже напоминал маленькую рыбку, потом превратился в динозаврика, со временем стал похож на котеночка, а родился хорошеньким человечком… В упрощенном виде вы изложите теорию развития видов по Дарвину, глядишь, когда-нибудь на уроках биологии эти знания ему пригодятся.

Расскажите про любовь

Но все-таки самый главный вопрос: как «точка» попала в мамин живот? На этом этапе просвещения можно сказать, что дети появляются в мамином животике после того, как папа и мама встретились, полюбили друг друга и поженились. Вполне возможно, что тут ваш малыш захочет узнать историю знакомства родителей. Не бойтесь поведать ему, как вы впервые увидели друг друга в гостях, во время учебы или на работе, как почувствовали друг к другу симпатию и интерес… Семейная история позволит ребенку ощутить единение с родителями. Психологи очень точно называют это «чувством МЫ».

Советы психологов :

Не ругайте ребенка за «неприличные вопросы». Его интерес к этой теме так же естественен, как, например, к тому, почему падают листья, но не валится с неба луна. Не забегайте в своих объяснениях вперед. Рассказывайте только то, о чем вас спрашивает ребенок.

Опасности монастырского воспитания

Непростые взаимоотношения полов, в том числе, и на физиологическом уровне, нужно объяснять ребенку шаг за шагом, словно бы приоткрывая занавес. Хорошо, если следующим этапом просвещения станет… приобретение домашних любимцев. Заведите пару хомячков, птичек… Наблюдая за ними, ребенок многое поймет сам, постепенно у него выработается правильное и спокойное отношение к проявлениям сексуальности. Учителя биологии замечают, что на уроках, посвященных теме размножения растений и животных, те дети, у кого дома есть зверушки, воспринимают объяснения учителя нормально, а другие - со смешками, стеснением или с придыханием.

Наблюдая за животными в период спаривания, ребенок может обратиться за разъяснениями. Не стоит внутренне «зажиматься», краснеть и отводить глаза. Спокойно и серьезно, как взрослому, объясните ему, что животные ласкают (подчеркиваем, пользуйтесь словами ласкают и любят) друг друга, чтобы потом у них родились дети. «Мы обязательно их увидим, они будут маленькими и хорошенькими!».

Шестилетнему малышу уже можно сказать, что роды проходят болезненно, но обязательно тут же добавить, что счастье, которое испытывает любая мама, глядя на только что родившегося детеныша, - ни с чем не сравнимое чувство.

Поверьте, ваш ребенок испытает восторг и гордость, увидев маленьких хомячков или котят. А вы, заботясь о маме-кошке, покажете ему пример уважения к материнству.

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», наивно полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту. Умалчивая о некоторых аспектах взрослой жизни, вы отдаете право воспитывать ваше чадо в руки случайных знакомых, позволяете ему впитывать случайную и часто недостоверную информацию. К тому же существует поистине страшная статистика: в четырех случаях из пяти жертвами сексуального насилия становятся дети, которые практически ничего не знали о половых взаимоотношениях. А если и знали, то не от родителей.

Советы психологов :

Постарайтесь утвердить в сознании ребенка мысль, что взрослые отношения возможны лишь между взрослыми людьми. Если ваше чадо спрашивает: «А у меня будут дети?», скажите: «Обязательно! Когда ты вырастешь. Но сначала ты встретишь девушку (юношу), полюбишь, вы будете дружить, потом, поженитесь, и вот тогда у вас родятся дети».

Хорошо, если вы на примере своей семьи покажете ребенку, что любить - означает заботиться друг о друге, скучать в разлуке, дарить ласку и внимание, стремиться быть вместе.

Первое «хочу», первое «нельзя»…

Десяти-двенадцатилетнему ребенку уже можно кратко описать физиологический акт любви, но обязательно обратите его внимание на то, что отношения тел начинаются лишь после душевного сближения, приятия друг друга, влюбленности.

Если вы не готовы углубляться в физиологию, подложите ребенку какую-нибудь книгу про «это», лучше изданную специально для детей. Но бесед о любви, об ответственности за интимные отношения не избегайте. Начать их легче, оттолкнувшись от какого-то повода: после знакомства с шедеврами античного искусства, например, которые воспевают не только красоту человеческого тела, но внутренний мир античных героев. Вполне уместно обсудить историю Дон-Жуана. Этот человек пытался быть идеальным соблазнителем, добиться любви как можно большего числа женщин, пресытился ими, и естественным результатом его побед на любовном фронте стало горькое одиночество.

Девочкам стоит объяснить (разумеется, это должна сделать мама), что многочисленные связи способны лишить ее в будущем счастья материнства: они повышают опасность первого аборта, грозят венерическими заболеваниями, приносят чувство опустошенности… Позднее, в 13-15 лет, можно рассказать подростку о правилах контрацепции. Но этот совет - своего рода обоюдоострый меч, а то ведь можно нечаянно и подтолкнуть к практическим действиям! Разговор будет своевременным для тех, кто в силу акселерации уже готов вступить во взрослые отношения. Но, если ваш сын или ваша дочка в свои 13-15 лет остается сущим ребенком, конкретные советы безусловно стоит отложить.

Наш менталитет представляет проблемы обсуждения возрастных изменений в организме ребенка, связанные с половым созреванием как некие запретные темы. Последствия — многочисленные проблемы медицинского, общественного и социального характера, которые не решались, а банально замалчивались.

Советская школа преподносила науку о половых взаимоотношениях на уровне пестиков и тычинок. Дома родители скромно отмалчивались, а бабушки и дедушки становились неприступными при любом намеке на такие вопросы. Итогом половой безграмотности детей, а затем и подростков становились изломанные судьбы, покинутые тысячи новорожденных детей, несчастливые ранние браки по необходимости, подорванное абортами здоровье юных девочек, инфекционные заболевания половой сферы.

Чем важен этот разговор?

Процессы полового воспитания не могут ограничиваться единичными разговорами, это многолетняя кропотливая и логически точная работа с ребенком. Начинать беседы на эту щекотливую тему необходимо родителям, как людям, которым он проявляет наибольшее доверие.

Самым лучшим вариантом становится налаживание психологического контакта в режиме полного доверия между родителями и детьми.

Пока они маленькие, следует начинать с незначительных и отвлеченных рассказов о человеческом естестве. Темы расширяются и углубляются по мере взросления и нарастания глубины интереса. В тех семьях, где ребенок обладает правом обсуждения тем секса и естественных чувств, переполняющих их на определенных этапах жизни, то он обязательно придет за поддержкой исключительно к маме или отцу.

Начинать обсуждение взросления следует уже тогда, когда вы сталкиваетесь с вопросом о том, откуда берутся дети. Именно в самом раннем возрасте у девочек и мальчиков появляется интерес к сексу и проявляется в том, что ребенок подсознательно интересуется происхождением человека как представителя живого мира.

То есть, их интересует их приход в этот мир. Начало полового созревания девочки начинается около семи – восьми лет, у мальчиков эти процессы происходят чуть позднее. Чтобы ребенок не получил психологические травмы определенного типа, необходимо лояльно и грамотно подготовить его к этим процессам.

Как начать разговор и что для этого нужно – есть несколько проверенных рекомендаций и советов психологов:

  • Начинать лучше в самом раннем возрасте, не освещая нюансы и подробности, ответы должны лежать в плоскости простой беседы.
  • Для разговора наилучшим фоном являются ежедневная жизнь, беседовать можно во время телевизионных передач, работ по дому. Это формирует отношение к половому созреванию как к естественному процессу.
  • Если ребенок застает своими вопросами врасплох, обещайте продлить беседу позднее, чтобы не совершить ошибок.
  • Поинтересуйтесь уровнем знаний ребенка в этой области.
  • Освещайте тему правдиво, традиционные сказки о капустных грядках и аисте оказывают достаточно негативное влияние на ребенка.
  • Приобретите книжки или буклеты, где наглядно освящается половое взросление и его основные признаки. Ребенку будет полезно изучить наглядный материал и задать свои вопросы.

Не менее важно, чтобы в беседе соблюдались такие моменты, как возрастное восприятие той или иной информации. То есть, не следует излагать необходимое как совершенному крохе – несмышленышу. И наоборот – неэффективно преподносить знания как взрослому , сухим научным языком, который он просто не поймет.

Общие подходы и половые различия

Критерии полового воспитания в отношении психологии являются следующими.

  • От трех до четырех лет малыш вне зависимости от пола интересуется, откуда у взрослых появляются дети. Здесь уместно преподнесение простой информации , чтение книжек с иллюстрациями, разъяснение правил социального поведения в обществе. Ребенок должен знать, как принято вести себя, что принято, а что категорически запрещено этикетом и человеческой моралью.
  • В пять – восемь лет у детей проявляется интерес к работе половых органов. Характерно, что они изучают свои и чужие органы, отлично воспринимают новости о беременности и физиологических родах. Здесь уместна информация о возрастных изменениях тела в концепции половых различий.
  • Детей старшего возраста рекомендуют информировать об ответственности за свои сексуальные поступки .

Начиная беседу на ту или иную тему нужно точно ориентироваться на возрастные особенности и осведомленность вашего ребенка, а также его готовность вступить в контакт.

Что необходимо мальчикам?

В возрасте от восьми до пяти лет у мальчиков начинается достаточно бурное психоэмоциональное развитие, поэтому специфика воспитания и подготовки к последующему взрослению следующая:

  • Прежде всего, они должны знать о том, что у женщин с определенного возраста происходят физиологические менструации как естественная работа женского организма.
  • Необходимо также познакомить будущего мужчину с будущими изменениями его тела.
  • Повышение жирности кожи и появление прыщей на лице и теле, расширяющиеся плечи и грудь, растущие волосы на ногах, коже груди, в подмышечных впадинах и лице является нормальным явлением.
  • Возможная нескладность фигуры из-за разбалансированного роста конечностей, «ломка» голоса, появление волосяного покрова на растущих половых органах и выделение семенной жидкости не должно быть для мальчика неожиданностью и пугать его новизной ощущений.

В более старшем возрасте мальчикам необходимо рассказать об учете потребностей, ощущений и чувств партнера, использовании средств контрацепции, практиках безопасного секса, путей избегания инфекций, передающихся половым путем.

Запас знаний для девочек

Девочки отличаются намного более ранним психологическим, эмоциональным и половым развитием. В восьмилетнем возрасте они могут адекватно воспринимать информацию о том, как вести себя в обусловленных физиологически для женщин ситуациях.

  • Им можно рассказать об использовании тампонов, прокладок и средств санитарии.
  • Девочки отлично усваивают знания о собственной гигиене, когда наступает половое созревание, в чем проявляется.
  • Обычно они нормально воспринимают ситуации, когда начинается активный рост волос в зоне гениталий.
  • Особенно популярной темой при беседах с близким человеком для девочек является причина происхождения роста груди, бедер и ягодиц, когда очертания фигуры станут все более женственными и эстетичными.

Некоторым девочкам присущ ранний менструальный цикл , поэтому это самый лучший возраст для подготовки к этому природному процессу. В старшем возрасте девочкам следует знать об особенностях контрацепции, безопасном сексе, некоторых нюансах интимных ласк, поцелуев и прикосновений

Как рассказать об этом родителям?

Вопрос обсуждения с родителями проблем полового развития для ребенка достаточно серьезная задача. И решение ее лежит в области психологии. Если родители воспитывают сына или дочку согласно с теми рекомендациями, которые описаны выше, у них не возникает проблем с взаимопониманием.

Специалисты в области детской и подростковой этики рекомендуют как девочкам, так и мальчикам некоторые особенные подходы, которые облегчают общение с родителями на темы полового созревания и сексуальных отношений. Разговор может лежать в различных плоскостях:

  • Интерпретация якобы прочитанной в СМИ или интернете статьи по поводу той темы, которая интересует подростка. Обсуждаем отвлеченную информацию.
  • Задаем интересующие вопросы от имени несуществующей подруги или друга, которые стесняются общаться с собственными родителями.
  • Обсуждение с мамой или отцом новостей, услышанных в школе или на улице, в компании ровесников.

Такие вариации помогут избегать прямой подачи подростком проблемы, которая беспокоит его больше всего и он получит ответ от авторитетного в его глазах человека.

Особенности разговора о сексе

Это весьма щекотливый вопрос и многие родители стараются его нивелировать. Делать это не придется, соблюдая некоторые нюансы общения с сыном или дочкой о сексуальных отношениях. Главным является ваше позитивное отношение к сексу.

Мальчикам нужно уделять особое внимание , их нужно научить различию между уверенным согласием на предложение интимных отношений с девочкой и робким отказом. Обязательно побеседовать с подростком о наступлении уголовного наказания за домогательства, попытку или осуществление изнасилования.

Юным представителям сильного пола нужно знать, что отношения должны иметь окраску романтичности, чувственности и уважения к женщине.

Девочкам присущ больший интерес к своему телу, общение с мамой начинается с бесед о предстоящих менструациях, беременности, родах. Поэтому практически в одном возрасте девочки владеют большим объемом информации . Проведите логическую связь между эмоциональным планом, эстетикой отношений и сексом. Обычно мальчикам ближе мамина интерпретация, а девочкам папино восприятие и освещение подробностей о половых отношениях.

Подходящий повод, привычный тон, отсутствие смущения и стеснения позволит вашему ребенку привыкнуть к обсуждению этих темы с родителями. Тогда их роль в формировании представлений ребенка о сексе станет ведущей.