Единство требований родителей это закон семейного воспитания. Отец и мать основные воспитатели детей в семье, и поэтому они должны действовать в полном единстве, создавать единый фронт. Реферат: Единство требований воспитания семьи и школы к учащимся «Нам

Татьяна Топоркова
Единство и понятность требований воспитания и развития ребенка в семье и в дошкольном учреждении

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи , полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей , которые поступали в общественные учреждения . В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый , совместный с педагогами процесс воспитания ребенка , уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно , если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований , которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском :аду и дома эти требования и стиль взаимодействия между ззрослыми и ребенком во многом различны , ему трудно будет в них сориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно - вопрос только в том, с кем он в данный момент общается. Этот конформизм в будущем сослужит ему плохую службу, поскольку у него не сформируются собственные твердые представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом поведении.

Стратегия воспитания в дошкольном образовательном учреждении строится на основе современных достижений психологической науки и принципе уважения к личности ребенка . Она также учитывает возрастные психологические особенности не только всего периода дошкольного детства , но и каждого его этапа.

Требования к ребёнку со стороны семьи должны быть едиными .

Родителям необходимо создавать у ребёнка уверенность в том, что его любят, о нём заботятся. Ласково и нежно разговаривать с ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и т. п.)

Отзываться на потребность ребенка в общении , а в случае необходимости, доброжелательно мотивировать свой отказ («Извини, я сейчас не могу этого сделать, потому что должна закончить приготовление обеда»)

Заинтересованно, с вниманием и уважением относиться к вопросам, которые задает ребенок , его просьбам и жалобам. Уметь успокоить, помочь отыскать какие-то иные источники утешения

Никогда не говорить ребенку , что его не любят. Научиться доказывать малышу, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему («Ты поступил очень плохо : нагрубил бабушке. Но мы любим тебя и надеемся, что ты сам поймешь, что виноват, извинишься перед ней и впредь не будешь делать этого*)- Не оставлять его одного даже в критических ситуациях, когда поступок ребенка требует серьезного осуждения. (Договоритесь с родными и близкими о том, кто будет в семье «защитником» и даже в трудных жизненных ситуациях найдет слова утешения в адрес малыша.)

Не накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные впечатления, груз безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно обсуждать «критические» ситуации : кто был не прав и почему)

Признавать право ребёнка на некоторую неумелость. Обсуждать вместе с ним забавные истории, которые в :вязи с этим происходили раньше, а теперь вызывают улыбку.

Замечать и поддерживать любые успехи детей, их стремление научиться жлать что-то, помогать оценивать достигнутые результаты.

Никогда не выдавать детских тайн, не подшучивать над ними, в присутствии ребёнка не обсуждать с педагогами и другими взрослыми и детьми его поведение.

Уважать интересы и привязанности детей. По мере возможности предоставлять им право выбора.

В дошкольном учреждении при воспитании ребёнка прежде всего выяснить каким ласковым именем называли ребёнка дома, и так же называть его в детском саду

Внимательно и уважительно относиться к каждому ребенку , его потребностям , интересам, переживаниям; поддерживать инициативу в общении.

Проявлять заботу и оказывать помощь.

Понимать самоценность каждого ребенка , его неповторимость в этом мире. Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше не любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе

Не критиковать результаты деятельности, но в игровой или шутливой форме высказывать замечания и помогать добиваться результата

Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим ребятам, животным и растениям.

Помогать детям осознавать свои даже самые незначительные достижения и открыто выражать радость по этому поводу Чаше рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре, во взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике, музыке и т. п.

Обсуждать с родителями личные качества малыша и особенности его поведения только в отсутствие ребенка .

Уважать вкусы, привычки детей н их родных и близких

С пониманием и уважением относиться к религиозным проявлениям.

Уважаемые взрослые! Обратите внимание на эти советы. Они помогут подойти верно к воспитанию детей , помогут избежать множества ошибок, найти взаимопонимание с ребёнком и установить личностно-доверительные отношения.

Работа детского сада с семьей является неотъемлемой частью всей работы детского сада. Детский сад может достичь прочных и хороших результатов в воспитании детей только в том случае, если есть должная связь и взаимопомощь между воспитателем и семьей. А взаимодействие семьи и детского сада будет только тогда полноценным, если работники детского сада пользуются авторитетом и уважением у своих воспитанников. Мы не сможем также добиться авторитета и уважения родителей, если они не будут знать, понимать, как серьезно и вдумчиво занимаемся мы с их детьми. Многие родители недооценивают роль детского сада в воспитании детей, смотрят подчас на нас, воспитателей, как на нянь, в лучшем случае - культурных нянь, которые смотрят за детьми, кормят и поят их, водят гулять. Они нередко не понимают, не знают той глубокой, серьезной воспитательной работы, которая проводится в детском саду. О начальной стадии нашей совместной с вами работы мы говорили в младших группах. Все вы знаете, для чего мы записываем данные о составе семьи, о месте вашей работы и тд. Мы стараемся использовать каждое свободное для вас время для разговора с вами о ваших детях. Отдавая ребенка вечером кому-либо из взрослых членов семьи, мы стараемся, если нет времени для более длительной беседы, рассказать о самочувствии ребенка, его настроении, поведении в детском саду. Наша работа по воспитанию ваших детей будет только тогда плодотворной, когда вы действительно увидите наше желание быть полезными вам и вашим детям; если вы научитесь внимательно прислушиваться к нашим советам и будете выполнять их. Чтобы иметь полное представление о жизни ребенка в семье, мы посещаем ваши семьи. Это нужно и должно. Посещение ваших семей дает нам представление об условиях жизни семьи, быте, об игровом уголке, деятельности ребенка в семье и тд. Для нас важно, чтобы и вы, родители, могли лучше видеть, как живут ваши дети в детском саду. Поэтому мы предлагали и предлагаем вам: приходите к нам в детский сад в свободные для вас часы: на занятия, на прогулку, во время свободных игр. Мы всегда будем рады видеть вас. А во время встречи с детьми после трудового дня не задавайте детям таких вопросов как: «Что ты ел? Все ли ты съел?» Об этом мы вам расскажем. Поинтересуйтесь, чем сегодня занимался ваш ребенок, во что играл, какое нес дежурство. Это воспитывает у детей привычку делиться своими делами с родителями, а родителям помогает быть в курсе жизни группы.

Большая работа в детском саду проводится по воспитанию культурно-гигиенических навыков. Но эта работа также может быть полноценной только при поддержке семьи, ибо без закрепления этих навыков в семье, трудно достигнуть цели. Закрепляйте у детей привычку с вечера приготовить все, что нужно одеть утром, вложить чистый носовой платок, почистить ботинки. Все это делается с целью приучать детей следить за собой, воспитывать привычку быть чистым и опрятным. Внешний вид детей имеет огромное значение в воспитании организованности и дисциплинированности. Следите, пожалуйста, за прической своих детей, за ногтями и т. д.

Хочется сказать и про выходные дни, когда дети находятся с вами. Больше будьте с детьми вместе, ходите в природу, на выставки, в театры. Но не забывайте и об индивидуальных занятия детей. Не бойтесь давать детям ножницы, нож, молоток, гвозди. Давайте больше лепить, рисовать, вырезывать, наклеивать, конструировать, играть в настольные игры. Это воспитывает в ребенке привычку быть занятым, уметь найти себе дело, способствует развитию ручных умений, конструктивных способностей; воспитывает усидчивость, терпение. Единство требований в воспитании ребенка должно быть не только между детским учреждением и семьей, но и в самой семье, между ее членами. Очень важен в формировании личности ребенка личный пример родителей, особенно в нравственном отношении. Но родительская требовательность должна быть разумной, сочетаться с вниманием и заботой о детях.

В конце своего небольшого доклада хочется сказать, что мы, воспитатели, верим, что сообща с вами, родителями, мы вырастим из наших детей хороших учеников, надежных товарищей, достойных членов общества.

С самих ранних лет дети, наряду с заботой и лаской, которой они окружены, выполняют и определенные поручения. Поначалу дети выполняют простейшие требования, которые усложняются по мере взросления ребенка. Причем сфера требований постепенно расширяется. Например, ребенок хочет продолжить игру во дворе со сверстниками, однако родитель зовет его домой. Ребенок должен соблюдать режим, должен пообедать, поспать, отдохнуть. Дитя хочет, посмотрев по телевизору мультипликационный фильм, продолжить присутствие перед телевизором, посмотреть художественный фильм, проявляя такой же интерес, как и взрослые. Однако для детей дошкольного возраста смотреть фильмы, предназначенные для взрослых, слишком рано. Поэтому родители уводит ребенка от экрана. А он, что естественно, проявляет упрямство. Следовательно, желания и обязанности отнюдь не всегда совпадают друг с другом. Мальчик или девочка дошкольного возраста должны убирать игрушки, класть их на положенные места, самостоятельно одеваться, умываться, приводить в опрятный вид свою одежду. Разумеется, важен и соответствующий режим, и ребенок должен следовать этому режиму. К нему выдвигаются определенные требования, вынуждающие его оторваться от своих развлечений, что его не удовлетворяет. Здесь важен педагогический такт родителя по подчинению слепого и капризного желания «я так хочу» маленьких детей важной и ясной цели. Без сомнения, предъявляя к ребенку требования, отцы и матери должны быть еди- номышленниками, не должны противоречить друг другу. Они должны строго и ответственно подходить к родительским, воспитательским функциям. При соблюдении единства в воспитательных воздействиях дети формируются волевыми, организованными и дисциплинированными. При нарушении же этого принципа малыши растут ленивыми, непослушными, озорными, безвольными, не бывают готовыми к самостоятельной жизни в будущем. Выдвигающие требования родители должны учитывать условия, душевное и физическое состояние детей. Неуместное, необдуманное требование, поручение порождает в ребенке гнев, протест. Неправильно требовать выполнения подобных поручений от детей дошкольного возраста. Поэтому целесообразно, чтобы требование было правильным, разумным и доброжелате- льным. Родитель в деле воспитания не может показать черствость в отношении к малышам. Необходимо принимать во внимание, что когда ребенок плохо чувствует себя, бывает в подавленном настроении, он может не найти в себе силы на выполнение самой обычной работы. В это время крики, впадение в ис- терическое состояние, повеления не помогут родителю. Отцы и матери должны понимать, что требовательность вовсе не означает черствость и жестокость. В случае, если детям дается работа по их возможностям, силам, и оказывается нужная помощь, бывают и основания для выдвижения требований. Эти требования должны защищаться и другими пожилыми членами семьи. Дети с ранних лет должны привыкнуть к этим требованиям родителей, стараться их выполнять. Приветливое общение с детьми, уместные шутки не только нужны, но даже и важны. Присоединение к играм тоже не исключается. Однако при необходимости отец или мать должны проявлять требовательность. Требование должно быть выражено таким Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 81 образом, чтобы в его правильности и важности не сомневались ни родитель, ни ребенок. Ребенку еще с полутора-двух лет должны даваться соответствующие требования, указания. Со временем он привыкает к требованиям, считает нужными их выполнять, не остается недовольным, не обижается, не плачет, не ленится. Самое главное, когда одно и то же требование выдвигает каждый из родителей, ребенок верит в правильность требования, не избегает его выполнения. Отцы и матери должны принимать во внимание то, что если они выдвинули требование, то должны проконтролировать выполнение требования. Порой ребенок не хочет подчиниться требованию. Насколько возможно, необходимо стараться, чтобы этого не произошло. Однако если ребенок уже возражает против требования, распоряжение надо повторить еще раз, но уже холодным, официальным тоном. Если были созданы условия для получения отрицательно опыта, для оценки требований как чего-то несущественного, он может еще раз не послушаться родительского слова. Значит, родители когда-то допустили ошибку, не были последовательны в своих требованиях, без нужды пошли на уступку, и подобные случаи повторялись, что и дает сейчас свой отрицательный результат. Еще одним вопросом, на который обращает внимание семья, является выявление трудностей, с которыми сталкиваются дети при исполнении данных поручений, и осуществление соответствующих мер. В таких семьях отцы и матери хорошо знали, что если не изберут правильную линию, это завершится снижением интереса к порученной работе. Настойчивые требования взрослых закончить работу создают отрицательную реакцию малышей к тому или иному поручению. В результате ребенок выполняет требование как попало. А это мешает формированию положительной традиции. Некоторые родители, видя, как ребенок столкнулся с трудностями, вместо того, чтобы побудить его доделать работу до получения результата, сами все выполняют. А это, на самом деле, не правильно. И создает в ребенке пренебрежение к требованию, и уменьшает в нем веру в свои силы. Ребенок полагает, что если он что-то не может выполнить, это вместо него сделает либо отец, либо мать. Хорошо знающие все это родители не допускают подобных случаев, выступают в качестве советчиков детей. Выдвигаемые требования должны быть в рамках некоторых условий: 1. Требование должно соответствовать возрасту ребенка. 2. Должно соответствовать его возможностям. 3. Не должно прививать к порученной работе чувства отвращения, злости. 4. При выдвижении требований должны соблюдаться педагогический такт и учтивость. 5. Отцы и матери должны быть последовательны в своей требовательности. 6. Требование должно быть ясно ребенку. Даже верное и самое простое требование, высказанное в грубой форме, и не будучи поясненным, вызывает сопротивление. А при наличии у ребенка веры в выполнение требования и осознании его важности, он сумеет справиться с самым сложным поручением, работой. 7. Требование должно быть дано в удобное для ребенка время. 8. Требование должно носить воспитывающий (обучающий, развивающий) характер. 9. Требование должно быть направлено на служение обществу, должно давать ему пользу. 10. В одно и то же время не должно даваться несколько требований. 11. В требованиях должно соблюдаться единство. Когда один из родителей дает требование ребенку, другой не должен проявлять мелкое опекунство, или же не выказывать частые упреки словами типа «не беги», «не трогай», «не шуми», «не кричи». Отцы и матери должны быть требовательными не только к детям, но и самим себе. В этом случае требования родителей произведут впечатление убедительных и весомых. Данные ребенку требования должны помочь достигнуть цели воспитания, не должны ему противоречить. В свое время еще Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 82 К.Д.Ушинский писал: «Иногда родители ставят перед воспитанием очень различные и порой странные требования. Эти требования очень часто противоречат здравому рассуждению о цели воспитания. Конечно же, каждый родитель желает своему ребенку только хорошое, однако это желаемое настолько разнообразно, порой бывают в таком виде, что для обеспечения этой потребности воспитание должно превратиться в бессовестное мошенничество, спекулирую- щее нравственностью и будущей судьбой ребенка». Прежде чем выдвигать требования своему ребенку, мальчику или девочке, в том числе и дошкольного возраста, родитель должен знать индивидуальные качества детей. К.Д. Ушинский вовсе не случайно сказал: «Если педагогика хочет воспитать человека всесторонне, сначала она должна всесторонне изучить человека». У нас нет никаких сомнений в истинности этих слов. Эти взгляды можно отнести и к воспитательным работам, проводимым с детьми дошкольного возраста, деятельности родителей. Родительское сердце не позволяет строго обращаться с ребенком, требовать от него что- то. Чтобы успокоить кричащего, плачущего ребенка, члены семьи быстро вмешиваются. А ребенок привыкает к этому и понимает, чтобы избежать требований, упреков, достаточно показать себя обиженным, заплакать. Жить подобным образом для ребенка легко, поэтому он ведет себя как хочет. Запоздание в деле воспитания приводит к моральной деградации. Требования родителя учат ребенка занимать правильную позицию в поведении и способе обращения, действиях и поступках, в отношениях к людям, живой и неживой природе. Однако, как мы отмечали, в требованиях родителей за основу должно браться общее согласие. А.С.Макаренко указывал: «Распоряжение не должно противоречить другому распоряжению, вашему или главы семьи». В некоторых семьях родители прибегают к различным средствам для воспитания «послушных» детей. В ряде случаев даже формирование «повинующегося» поколения становится целью семейного воспитания. И сегодня в азербайджанских семьях можно встретить показанные в свое время А.С. Макаренко некоторые ложные формы авторитета, т.е. старание родителей различными способами завоевать уважение и престиж в глазах ребенка, вместо того, чтобы найти правильный путь воспитания. Отец и мать, являются не только родителями, но еще и воспитателями. В воспитательном процессе, т.е. при ведении воспитательных работ с детьми, воспитатель должен обладать и требовательностью и строгостью, и великодушием и любовью, опираться на искренность. Однако выбравшие путь только любви, только великодушия, или же путь только давления, дистанцирующиеся по мере возможностей от детей, или же решающие стать им только другом, товарищем, родители ошибаются. Удариться в крайность означает ошибиться. Потому что только любовью, уступками, давлением воспитать настоящего гражданина, достойного человека невозможно. Давая в семьях требования и поручения детям, учитывался их возраст и индивидуальные особенности. С этой целью они внимательно изучали, в первую очередь, характеристику разных лет детской жизни, особенности каждого возраста. Большую помощь оказывало самостоятельное чтение педагогической и психологической литературы в этой сфере, или организация родителям педагогического просвещения детским садом. Так, например, они знали, что на третьем году своей жизни в отношении ребенка к окружающим его людям происходят важные изменения. Нервные процессы относительно совершенствуются, увеличивается устойчивость нервной системы. В этом возрасте чувство стыдливости в детях значительно снижается. Давая требования детям дошкольного возраста, необходимо обращать внимание на их индивидуальные качества, типы темперамента. С этой целью в семьях отцы и матери знакомятся с типами темперамента, выясняют, к какому типу темперамента относится темперамент их собственного чада. Так, принимали во внимание то, что ребенок, Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 83 относящийся к сангвиническому типу, бывает живым и шустрым, но в тоже время интересы и увлечения его непродолжительны и не постоянны; сын (дочь), относящиеся к мелан- холическому типу, обладают спокойной натурой, не изменчивым настроением, впечатлительны, апатичны. И им было ясно, что дети с разным темпераментом к одинаковому событию, одинаковому требованию и поручению проявляет свое отношение в различной форме. Однако все эти вопросы должны быть известны каждому из родителей – отцу и матери — в равной мере, с тем, чтобы действовали вместе, не проявлялось противоречие между ними. Кроме того, в семье выдвигались и требования обучающего характера. Эти требования помогали формированию простейших математических представлений, развитию речи, прослушиванию и пониманию музыки, рисованию, выполнению физических движений, организации самообслуживающего труда, возникновению трудовых навыков. Выдвигаются требования «Держи линейку ровно, черти линию прямо», «Не надевай обувь наперекосяк», «Счисти пыль с обуви», «Полей цветы», «Правильно выговаривай слово», «Повтори слова песни», «Не ссутулься при письме», «Держи ручку в правой руке», «Не засовывай в рот ручку при письме» и пр., и родители, другие возрастные члены семьи показывали единую требовательность. Таким образом, единые требования, направленные как на организацию деятельности и стимулирования поведенческого опыта, так и развитие обучающих способностей, оказывают основательную помощь в построении в эффективной форме воспитания и обучения детей.

Выступление на педагогическом совете

«Единство требований семьи и школы в процессе воспитания личности школьника»

Тимошенко И.В.

Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Обращает на себя внимание тот факт, что слово «воспитание» стоит в законе на первом месте. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиться успеха в жизни.

В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.

3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».

4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум)

5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь им. Задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Но можно помочь родителям в этом, регулярно повышая на родительских собраниях педагогическое и психологическое образование родителей.

В этом году у меня новый класс. Свою первую задачу вижу в том, чтоб выявить особенности каждой семьи, увидеть проблемы и наметить пути их решения.

На первом же род собрании говорю родителям «Воспитание детей – это единая задача родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции»

Провожу для родителей э кспресс-опрос, который включает такие вопросы:

Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

Как учитываются возрастные особенности ребенка?

Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

Как относится к их выполнению?

Как вы активизируете ребенка в определении рациональных приемов труда?

На вопросы отвечают разные родители. Стараюсь включить в обсуждение всех, чтобы родители задумались о структуре взаимоотношений в семье.

Очень важным фактором семейного воспитания являются семейные праздники.

Прошу родителей рассказать, как отмечаются пятерка сына (дочери) в школе, возвращение из командировки отца, приезд бабушки и т.д. Какой эмоциональный настрой дает это ребенку?

К следующему родительскому собранию даю родителям задание. Подумать, какие привычки вырабатывают они у своих детей. Предложить ряд привычек, которые необходимо начать вырабатывать в классе (например, не обзываться, не драться, здороваться, поздравлять друг друга с праздником и т.д)

Также на собраниях провожу психологические тренинги

Упражнение № 1 «Трудный случай».

Цель: вызвать у родителей ассоциации с ситуациями противодействия.

Инструкция ведущего: «Вспомните «трудный» случай из собственной родительской практики, когда Вам пришлось проявить выдержку, терпение.

Что это была за ситуация и почему она возникла, как Вы поступили, что Вы чувствовали после этого. Приведите примеры, когда Вы оказались «не на высоте», почему? Представьте себе, если бы Вам был дан шанс судьбой исправить какую-то ошибку в родительском воспитании, чтобы Вы поменяли и почему именно так это сделали?

Упражнение № 2 «Групповая дискуссия: «Аргументы «за» и «против»».

Цель: привлечь внимание родителей, педагогов к естественности присутствия элементов сопротивления детей педагогическому воздействию.

Описание упражнения: участники тренинга объединяются в две группы

1 группа - получает задание привести аргументы в пользу психологического воздействия в школе;

2 группа – привести аргументы против психологического воздействия в школе.

Работа осуществляется по следующему плану:

1 этап – выработка аргументов «за», «против» психологического воздействия в школе;

2 этап – презентация группами своих аргументов.

Безусловно огромный вклад в дело сплочения детей и родителей являются совместные поездки, или посещение развивающих, а иногда и развлекательных мероприятий(поездка на ВДНХ, посещение боулинга)

Несомненно, школа даёт очень многое. Но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь не может от них освободиться.

Но, к сожалению, приходиться констатировать и другое. Многие родители стали всё больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на государственные учреждения(детсад, школа) подменяя вакуум общения ложной любовью или желанием посытнее накормить или приодеть. Вот и растут подчас дети сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, завистливыми, ленивыми.

Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. Поэтому должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками единого педагогического процесса.


Воспитание подрастающего поколения – важная составляющая часть жизни взрослых людей. От того,
насколько продуктивным будет воспитательное воздействие, зависит не только будущее детей, но и будущее всей страны. Ведь в каждой семье растет гражданин, который, в свою очередь, скоро станет сам родителем. Все общечеловеческие ценности, которые были заложены с детства, он передаст своим детям. В обратном случае нас ждет безнравственное и бездуховное поколение.

Взаимодействие семьи и школы

Главную роль в воспитании играют семья и учреждения образования. Эффективность этого процесса зависит от того, насколько тесной будет взаимосвязь между ними. Педагоги и родители должны выработать единые правила воспитания ребенка, оказывать друг другу всяческую поддержку и согласовывать способы и приемы воспитательного воздействия.

Семья дает начало жизненным взглядам и позициям малыша. На примере мамы и папы дети учатся, развиваются и обучаются. Влияние родителей на формирование личности огромно. Только они как никто другой знают свое чадо, психические и физические особенности, склонности и интересы. С помощью родителей педагогический коллектив сможет усилить и развить те задатки, которые заложены природой и акцентированы в семье.

Зная особенности микроклимата, материальное, социальное и культурное положение в семье, воспитатели и учителя увеличивают положительное влияние семейных отношений или нейтрализуют отрицательное воздействие в определенных жизненных ситуациях.

Итак, единство требований к воспитанию ребенка – это целенаправленное воздействие семьи и образовательных учреждений с целью развития нравственной, трудолюбивой, здоровой и интеллектуальной личности. Единые требования выступают в качестве главного условия эффективного воспитания.

Ребенок – это личность, индивидуальность, имеющая свой взгляд на жизнь, который является отражением его восприятия социального окружения. Малыши по-разному воспринимают поведение и высказывания взрослых, оценивая их сквозь призму отношения к себе.

Часто родители хотят видеть в своих детях продолжение себя или, наоборот, воплотить в них свои несбывшиеся мечты. И с удивлением отмечают, что их любимая крошка совершенно не желает смотреть на мир их глазами.
Все конфликты и недопонимания между взрослыми и детьми происходят исключительно потому, что родители и учителя не желают мириться с тем, что воспитываемые способны на собственное мнение. Избежать этих конфликтов можно постоянно демонстрируя любовь к взрослеющему человеку, уважение к его суждениям.

От поведения взрослых, их отношения к детям зависит формирование положительной или отрицательной самооценки личности.

Задача родителей и педагогических работников — показать заинтересованность взглядами и интересами подрастающего поколения, разобраться в тонкой душевной организации и помочь, решая проблемы, а не наказывая.

Все семьи разные, и классификация их будет весьма условной. Рассмотрим виды семейных отношений, которые вызывают у педагогов наибольшие трудности при попытке наладить взаимодействие с родителями.

«Трудные» семьи

Целенаправленного и конструктивного диалога у педагогических работников не получается достигнуть с представителями неблагополучных семей. Родители, которые злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики, не только не занимаются воспитанием ребенка, но и не могут обеспечить им достойных условий жизни. Ведь, как известно, позитивное воспитание ребенка подразумевает здоровый сон и правильный уход. Такие семьи не могут обеспечить малышам элементарных условий здоровой жизнедеятельности.

Дети из таких семей не могут социально адаптироваться в коллективе, не имеют навыков трудовой деятельности, часто грубы и агрессивны.

В данной ситуации школа является единственным источником воспитания, который, по сути, является спасательным кругом для таких детей.

Подростков непросто включить в целенаправленную работу коллектива, однако искренняя заинтересованность их проблемами, умение выслушать, понять и направить на правильный путь способны на многое.

«Трудные» дети растут не только в семьях, где родители обладают нездоровыми пристрастиями. Внешне вполне благополучные родители часто разводят руками, глядя на поведение своих отпрысков, искренне не понимая причин их агрессивного поведения и полного игнорирования общепринятых норм поведения. Все дело в неправильном воспитании, вернее, в его полном отсутствии в раннем детстве.

Многие родители дают полную свободу своим малышам, считая, что так они смогут вырастить самостоятельную личность. Однако подобное попустительство способно только навредить. Плоды безнадзорного воспитания видны в подростковом возрасте, когда дети, не признавая никаких авторитетов, правил и законов, часто вступают на тропу преступлений.

Единственный и неповторимый

Современные родители по тем или иным причинам предпочитают растить одного ребенка.

С одной стороны, такие малыши получают максимум родительской ласки и любви, что положительно сказывается на их развитии и самооценке.

С другой стороны, в таких семьях часто наблюдается чрезмерная опека или вседозволенность. Малыш привыкает к тому, что все в этом мире делается для него и с учетом только его интересов.

Когда кроха приходит в детский сад, а потом в школу, естественно, возникают конфликты не только с другими детьми, но и с педагогическими работниками. Малыш искренне не понимает, почему мир перестал крутиться вокруг него, почему он должен интересоваться мнением других и учитывать их интересы.

Неизбежность конфликтов очевидна. Ребенок начинает протестовать, проявлять агрессию и, конечно, демонстрирует полное нежелание подчиняться.

Родители, как правило, встают на сторону любимого чада, обвиняя во всех проблемах педагогических работников.

В этой ситуации педагогам важно сохранять терпение и проявлять максимум тактичности, налаживая контакт с мамами и папами. Нужно в личных беседах показать необходимость другого направления воспитания, согласовать методы, способы и формы воздействия на маленького человечка, которые необходимо использовать как учителям, так и родителям.

Важно согласовывать методы воздействия, чтобы ребенок четко понимал, что от него требуется.

«Нам нужны деньги»

Такую фразу часто можно услышать от родителей в личных беседах с учителями. К сожалению, финансовые проблемы не обходят стороной никого. Однако такие семьи провозглашают принцип: «Материальные блага дороже всего».

Дети изо дня в день слышат разговоры взрослых о том, где и как добыть деньги, что нужно купить и какова стоимость определенных вещей. Часто в таких семьях вырастают люди с потребительским отношением к жизни. Они считают, что все можно купить и продать, игнорируя нравственные и культурные ценности.

Внешне такие родители хорошо заботятся о детях, обеспечивая их всем необходимым. Как правило, они стараются соблюдать режим дня, ухаживают за своими чадами. Они справедливо полагают, что позитивное воспитание ребенка – здоровый сон и правильный уход.

Однако такие мамы и папы совершенно не заботятся о внутреннем мире ребенка, неосознанно приучая их делать в школьной жизни только то, что может принести им выгоду.

Работа с такими семьями предполагает тактичное обсуждение потребительского, эгоистичного отношения их отпрысков к жизни. Важно приводить примеры жизненных ситуаций, которые показывают последствия подобного воспитания.

Педагогическая неграмотность

Педагоги называют педагогически неграмотными те семьи, в которых за внешним благополучием скрывается безразличное отношение родителей к своим отпрыскам. И связанно это не с тем, что мамы и папы не заботятся о детях. Вовсе нет. Они проверяют домашние задания, регулярно посещают родительские собрания, обеспечивают позитивное воспитание ребенка – здоровый сон и правильный уход. Однако на изучение внутреннего мира своих малышей у родителей совсем не остается времени. Как правило, взрослые в таких семьях много работают, часто устают. Это отражается на взаимоотношениях с детьми: родители не пытаются уладить конфликтные ситуации в семье, а лишь провоцируют их под воздействием переутомления и раздражительности.
Придя в школу, такие учащиеся переносят неудовлетворенность жизнью в семье на взаимоотношения с учителями и сверстниками, что проявляется в нарушении дисциплины и провоцировании конфликтов.

Педагогические работники должны проявить особое внимание к такому типу родителей: они легче всего идут на контакт со школой, понимая необходимость тесного взаимодействия.

Подведем итоги

Единство требований к воспитанию семьи и учреждений образования обеспечивает эффективный, целенаправленный воспитательный процесс, который позволит воспитать гармонично развитую личность. Правильное воспитание в детстве будет служить залогом успешной жизни в будущем, за которую не придется краснеть ни родителям, ни воспитателям.