Чему дети учатся у своих родителей. Чему дети могут научить родителей

Давно известна пословица «Яйца курицу не учат». Многие родители действительно считают, что у детей нечему учиться. Только ребенку необходимо учиться у старших.

Если мы посмотрим на жизнь ребенка, как он относится к своим проблемам, к трудностям, ошибкам, как он радуется солнечному свету, птицам, виляющему хвостом щенку, нам есть, о чем задуматься. Дети возвращают нас в мир радости, показывают нам, насколько наш мир прекрасен.

Шесть лет назад, в один теплый летний вечер мы с восьмилетним сыном возвращались домой с прогулки и увидели маленького ежика. Он так радовался этому ежику, что целый вечер только о нем говорил, засыпал с мыслями о ежике. Первыми его словами на следующее утро были рассказы о ежике.

И таких источников радости у детей множество.

А чему радуемся мы, взрослые? Как часто мы радуемся? Обращаем ли мы внимание на то, что нас окружает?

Открытость и искренность также относятся к урокам, которые нам преподносят дети. Дети говорят то, что думают, не скрывают своих чувств, выражая их открыто. Мы можем научиться у детей быть искренними и открытыми, жить «без масок», быть такими, какие есть.

Дети учат нас быть «здесь и сейчас». Они если чем-нибудь занимаются, то думают только об этом и все свои силы, свою энергию направляют на свое занятие. Они не думают, что было в прошлом, не беспокоятся в это время о будущем. Они заняты своим делом, поглощены им, полностью вовлечены в него.

Если бы мы, взрослые, так же, как и дети, относились к трудностям и проблемам, то их было бы намного меньше. Дети часто на случившееся говорят: «Ничего страшного, сейчас исправлю, уберу…» Именно такой подход к ситуации – подход с миром в сердце, без напряжения, страха, беспокойства – способствует принятию верного решения. В порыве чувств мы неспособны конструктивно разрешить ситуацию.

Дети не относятся критично к своим ошибкам, они воспринимают их как естественный этап своего развития. Детям естественно учиться на своих ошибках, и они делают соответствующие выводы из них даже без участия взрослых. Это взрослые ошибки возводят в ранг проблем и учат ребенка такому отношению к ним.

Первые годы своей жизни ребенок верит в себя и уверен в себе. Его уверенность не поддается сомнению. Научившись ходить, ребенок идет туда, куда хочет, и не думает о том, что он не сможет дойти, что у него не получится, что он может упасть. Хоть путь к цели и сопровождается падениями, ребенок, поднимаясь, идет дальше. Несколькими годами позже появляются разные увлечения. Выбирая себе занятие, кружок, ребенок верит в свои силы, свои возможности и не сомневается в том, что он не сможет что-то сделать. Лишь взрослые часто повторяют: «Ты не сможешь. У тебя не получится. У нас никто в семье этим не занимался, и ты не будешь».

Лучшее питание для вашего ребенка, натуральные продукты из США «OrganicAndNatural », теперь можно купить в Украине!

Дети учат нас любить, любить без всяких условий, любить просто так, просто потому, что этот человек есть. Их любовь не ожидает ничего взамен. Дети любят всем своим сердцем. Они чувствуют глубинное состояние любви и в этом состоянии действуют. Их внимание, подарки, забота наполнены любовью, потому они нам, взрослым, так приятны и так для нас ценны.

Бывает, ребенок не хочет завтракать так, как требуют взрослые, или гулять с другими ребятами на улице. И всем своим видом показывает, как ему не хочется этого делать. Даже начинает уговаривать, чтобы остаться при своем. Детям свойственно прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу, к своему сердцу, и следовать этому. Дети интуитивно ощущают эмоциональную атмосферу, в которой они находятся. И порой они не хотят разговаривать с человеком, который нам кажется очень вежливым и культурным. Дети «считывают» внутреннее состояние других людей и исходя из этого определяют свои дальнейшие действия. Их интуиция и чувство ситуации не притуплены и верны, даже если логические объяснения этому отсутствуют.

Двадцать восемь лет назад, когда мне было восемь лет, а брату шесть, к нам приехал гость – мужчина лет тридцати пяти. Как только он зашел в наш дом, поздоровался, брат сказал: «Ты у нас что-то украдешь». Родители сразу же попытались сгладить ситуацию, объясняя брату, что нельзя так говорить и относиться к людям. Когда этот гость уехал, вместе с ним «уехали» перчатки и дипломат отца, что на то время было для него ценным. Стоит учиться у детей слушать себя.

Также ценными являются уроки относительно мнения других людей, которые преподают нам дети. Когда они решили что-то сделать, что им важно и необходимо, то они не думают, что же о них в это время подумают другие люди. Дети просто делают то, что считают нужным. А ведь мнения других людей бывают разными и часто они вселяют сомнения. Дети не ставят мнения других людей «во главу угла» и не руководствуются ими во время принятия важных для них решений.

Дети много мечтают, и когда они мечтают, то не думают о том, насколько реальна их мечта, смогут ли они ее воплотить в жизнь. Они просто мечтают и верят, что их мечта сбудется. Вера в свою мечту помогает увидеть возможности для того, чтобы ее осуществить. Ребенок не думает о том, сможет ли он осуществить свою мечту, он думает лишь о том, КАК он сможет это сделать. И весь окружающий мир воспринимается им как союзник в исполнении мечты.

Часто дети выступают в роли учителей, уча родителей, какими им нужно быть. Стоит только начать воспринимать ребенка как учителя, и вы заметите, что ребенок сам будет вам говорить, какими вам необходимо быть и как такими стать.

Жан-Жак Руссо писал: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

В одной семье семилетняя девочка говорит: «Я просто хочу, чтобы в этом доме было мирно. Я хочу, чтобы в этом доме было спокойно». Из уст детей слышны золотые зерна мудрости: «Мамочка, прояви мне любовь», «Не ругайся, а люби». Восьмилетний мальчик говорит: «Мама, а ты знаешь, какая самая большая сила в мире?» «И какая?» — переспрашивает мама. – «Любовь» — отвечает сын.

Уроки, которые преподают нам дети, индивидуальны для каждой семьи. Если ребенок родился в данной семье, значит он – учитель именно для этих родителей и преподносит уроки, которые им наиболее всего необходимы. В каждой семье свои уроки. Воспринимайте детей как учителей, и вы услышите, какие откровения они вам скажут.

В Библии в Евангелии от Матфея записаны такие слова Иисуса Христа: «Устами младенца глаголет истина».

Таким образом, дети учат родителей:

  • Радоваться жизни
  • Открытости и искренности
  • Быть «здесь и сейчас»
  • Трудности и ошибки воспринимать как естественный этап развития
  • Верить в себя и быть уверенными в себе
  • Любить
  • Слушать свое сердце
  • Не руководствоваться мнением других людей
  • Мечтать и осуществлять свою мечту

Дети – наши учителя, только позвольте им таковыми быть.

Ольга Чурикова, практический психолог, социальный педагог

Родители обязательно должны постараться научить своих детей следующим вещам:

  1. Любить себя

Уважение и любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока человек не научится ценить собственную жизнь, он никогда не станет деятельным, не сможет реализовать свои возможности.

Зачастую родителям очень сложно помочь ребенку полюбить себя до тех пор, пока у них самих не происходит переоценка собственных установок.

Чтобы развить это чувство, любому ребёнку нужна свобода! Постоянные упрёки, слова о том, что малыш ведет себя плохо, всё делает не так, что у него ничего не получается и не получится, потому что он лентяй, невнимательный, вредный, грязнуля и т.д., очень негативно сказываются на самооценке любого человека, а маленького в особенности.

Конечно, если ребенок поступает неправильно, нужно обязательно указать на это. Вопрос в том, как это сделать правильно, не унизив чувства малыша. Важно не переходить на личности, не говорить «ты плохой» и т.д. Необходимо рассказать ребенку о своих чувствах, о том, что вам такое поведение не нравится, и что вы при этом чувствуете. Главное в такой ситуации, чтобы ребёнок понимал, что вы его любите, независимо от того, какой поступок он совершил, плохой или хороший, любите без условий!

Только в этом случае дети могут научиться любить себя просто так, без оценок и условий.

  1. Общаться с помощью слов

Невозможно переоценить этот навык. Умение общаться, выражать свои чувства словами – это залог правильного гармоничного развития, как внутреннего, так и внешнего. Замечали ли вы, что иногда очень трудно понять, почему ребенок вдруг «на ровном месте» закатил истерику? А иногда достаточно только одной фразы малыша, чтобы мама поняла его.

Если ребёнок сможет сказать своему папе или маме: «Ты меня пугаешь, когда так громко кричишь», можно надеяться, что в следующий раз родители попробуют договориться с ним спокойно. Любой ребенок, который может непринуждённо рассказать о своих чувствах, говоря «я боюсь» или «я люблю тебя», сможет гораздо быстрее адаптироваться в обществе и намного глубже общаться со своими родителями (так как родители будут намного лучше его понимать, понимать его потребности).

Читайте также: Системы воспитания детей в разных странах

Наши дети очень часто используют такую фразу «я огорчен (расстроен), потому что не успел посмотреть мультик (поиграть перед сном, сильно ударился, хотел красный шарик, а не синий)» и т.д. А когда они забывают об этом и начинают капризничать, я просто их прошу рассказать и начать свою фразу со слов «Я расстроен, потому что…».

Конечно, это не всегда работает. Иногда дети отказываются говорить что-либо. Однако, многие истерики таким образом были сведены к нулю, потому что и я, и наши дети смогли понять причину с помощью слов. А если известна причина, то и решение обязательно найдётся.

  1. Интересоваться и задавать вопросы

Все популярные книги и разговоры о том, каким знаниям и умениям мы должны учить дошкольников, отодвинули на задний план и почти свели на нет естественную, инстинктивную любознательность. Зачастую мы бываем настолько увлечены счетными палочками, что перестаем прислушиваться к замечательным вопросам, которые дети задают сами по себе: «Почему идёт дождь?», «Откуда берется снег?», «Почему трава зеленая, а небо голубое?», «Почему птицы летают, а мы нет?».

Однако, многие взрослые даже не пытаются ответить, отправляют к папе или маме, говорят: «ты еще маленький, не поймешь» или «тебе рано знать». И именно такое поведение снижает уровень детской любознательности до «0», а потом мы удивляемся, почему детей ничего не интересует.

Честно говоря, детские вопросы меня часто ставят в тупик. Но я всегда стараюсь найти на них ответ. Если я не знаю, то говорю, что посмотрю в Интернете. И чаще всего смотрю сразу же после вопроса, и мы вместе обсуждаем, смотрим картинки (если есть).

Недавно я искала в сети, почему замок называют «молнией». А вчера дети спросили, что такое бергамот. К своему стыду, я никогда не задумывалась об этом, хотя этот чай мы пьём постоянно.

  1. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов

Воспитывая своих детей, мы стараемся всегда говорить им правду, даже на сложные и неудобные вопросы. Начиная с банального «Откуда берутся дети?» и заканчивая очень трудными, на мой взгляд, вопросами о смерти.

Читайте также: Звучание цвета или как научиться мечтать вместе с детьми!

Познавая мир по крупинкам и понимая, что не всё и всегда хорошо, что бывают трудности и ситуации, которые невозможно исправить, дети быстрее адаптируются к постоянно меняющемуся миру, становятся эмоционально устойчивыми в случае возникновения сложных ситуаций. Конечно же, это не означает, что нужно показывать детям вечерние новости. Важно вовремя и адекватно реагировать на детские вопросы, не говорить: «Ты не поймешь!» или «Ты еще маленький!» или «Подрастёшь – узнаешь!».
Старайтесь на любой вопрос искать ответ, каким бы сложным он не был. Естественно, и подача должна соответствовать возрасту ребёнка. Например, на любимый детский вопрос: «Откуда берутся дети?» я никогда не отвечала сказками «про капусту» и аиста. Наши малыши давно знают, что дети появляются на свет благодаря мужчине и женщине, что ребёнок 9 месяцев растет у мамы в животе и рождается из детородного органа или из разреза в животе, что роды – это больно!

  1. Не бояться неудач – необходимое условие взросления

С этим пунктом сложно не только детям, но и практически всем взрослым! Ошибки и неудачи заставляют нас сомневаться в себе, заставляют чувствовать себя неуверенным. После очередного провала очень сложно решиться сделать что-то новое, опять пойти на риск.

Так вот задача родителей – научить своих детей воспринимать неудачи не как повод всё бросить, а как новый опыт, который тоже должен быть, что без подобного опыта не будет и побед! Это очень сложно! Я часто слышу от Егора фразу: «У меня никогда это не получится!». И каждый раз я стараюсь ему объяснить, что если он попробует еще раз, то у него получиться лучше (не идеально, но точно лучше). А если потренироваться и сделать что-то 10-20-30 раз, то тогда точно можно научиться, главное – не сдаваться. И, в первую очередь, главное – не сдаваться родителям, и, каким бы безнадёжным это не казалось, продолжать настаивать на повторении.

  1. Доверять родителям!

Доверие – очень тонкая материя. Очень важно, чтобы дети знали и были уверены в том, что родителям можно доверять, что они точно не обманут. А выстроить доверительные отношения с детьми должны именно мама и папа с самого рождения.

Если вы сказали, что не уйдёте, когда малыш уснёт, значит – не уходите. Не увидев вас после пробуждения, ребёнок поймёт, что его обманули. А если какие-то вещи неизбежны (например, уход на работу) – говорите правду!

Для того, чтобы наши дети в своей жизни были более успешными, чем мы, более умными и более счастливыми, родителям необходимо передавать им свой многолетний опыт, опыт своих ошибок и позитивный опыт достижений. Кроме того, каждый родитель уже к тому моменту, когда становится этим самым родителем, накапливает свой багаж убеждений, который также нужно вложить в своего ребенка.

Чему же каждый родитель должен научить своего ребенка? Какие знания и навыки он должен вложить в свое чадо, чтобы сделать его будущую жизнь более счастливой и удачной? Для начала научитесь сами, а потом научите своих детей следующим вещам:

1) Любить и ценить себя и результаты своего труда

Помните, как мы относимся к себе, так и относимся к другим людям. Так и в ответ на наше отношение другие люди будут относиться к нам. К примеру, женщина должна всегда хорошо выглядеть, так как если она отправится на встречу не причесанной, без макияжа, в мятой одежде, значит, что она не уважает ни себя, ни людей, которые на эту «картину» смотрят. Очень важно научиться ценить собственное предназначение, свою миссию на этой земле, иначе очень сложно будет реализовать собственные таланты и возможности. Родители! Если вы сами не научитесь любить и ценить себя, следить за своим здоровьем и внешним видом, вы не сможете научить этому своих детей! Помните, здоровая мама может дать больше радости и счастья своим детям, чем «загнанная лошадь». Прививая своему ребенку любовь к себе, постарайтесь избавиться от привычки упрекать и унижать его, так как постоянные упреки крайне негативно сказываются на самооценке ребенка.

2) Говорить о своих чувствах

Говорите своему ребенку что вы испытываете, когда он совершает определенные действия. Например, если он сделал что-то такое, что противоречит вашему курсу воспитания, скажите ему, как вы его любите и как расстроились из-за его проступка. Со временем ваш малыш научится объяснять свои поступки и эмоции, которые эти поступки вызываю, а также сможет объяснить причины своих слез и страхов.

Однако не все дети готовы в открытую говорить о своих чувствах. Некоторые из них просто молчат или замыкаются в себе. Но если вы в течение нескольких месяцев будете практиковать эту методику при общении с ребенком вы заметите как возросло доверие и понимание между вами.

3) Проявлять интерес к окружающему миру и не стесняться задавать вопросы

Всеми силами постарайтесь развивать у вашего ребенка любознательность и открытость к окружающему миру. Читайте и покупайте ребенку книги, где написано откуда что появилось, как происходят различные явления и как делают разные вещи. Никогда не говорите своему ребенку, что ему еще рано знать ответы на вопросы, которые он задает, иначе у него вообще пропадет интерес к окружающему миру и доверие к вам. Согласитесь, что ведь именно родители — это те люди, которые должны открывать для малыша окружающую действительность.

4) Понимать, что на глобальные жизненные вопросы у каждого человека есть свой ответ

И этот ответ зависит от жизненное опыта. А жизненный опыт, как известно, у всех людей разный. И у каждого будет своя правда, которая строится на личных , а убеждения на все том же личном опыте. Задавая глобальные вопросы о смысле жизни, о рождении и смерти, ребенок познает мир во всем его великолепии и, одновременно, во всей его жестокой реальности, параллельно адаптируясь к действительности. Подобная адаптация «раскрывает ребенку глаза» и постепенно на фоне пережитых эмоций формирует его эмоциональную устойчивость.

Диспут на тему: «Чему дети могут

научить своих родителей».
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л.Н. Толстой
Структура занятия.

Все мы отдаем себе отчет, что наши отношения с родителями иногда оставляют желать лучшего. Наверное, нелегко найти человека, который был бы полностью доволен своими семейными отношениями. Мы считаем, что уже выросли, что имеем права на многие «взрослые вещи», что лучше знаем жизнь, чем наши родители, ведь все уже изменилось.

Но, желая жить, так как мы хотим, совершенно не учитываем чувства и мнение наших родителей. Они, в свою очередь все больше и больше контролируют нас, диктуют свои правила, руководят нашей жизнью. Все это перерастает в семейные конфликты. А что если просто попытаться понять друг друга?


  1. Представьте себе ситуацию :
Вы возвращаетесь домой гораздо позднее обычного, не предупредив своих родителей. Все окна дома темны, лишь вашей квартире свет, снуют из угла в угол ее обитатели. Вы поднимаетесь по лестнице и рисуете в воображении вашу встречу.

  1. Какой она будет?

  2. Какими будут слова ваших родителей (ваши)?

  3. Какие эмоции будут выражаться на лицах?

  4. Что бы вам хотелось от них услышать?

  1. Творческий блок:
«Чему дети могут научить своих родителей»? Когда я буду родителем, я…».(диспут).

  1. Дискуссионный клуб:
Поразмыслите над некоторыми высказываниями великих людей:

  • Не делайте из ребенка: когда он вырастет, то потребует много жертв (П. Буаст)

  • Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего детства. (Эбнер-Эшенбах).

  • Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками – все. (Жан Поль).

  • Ситуации: «дети глазами родителей» (см. приложение)

    Проанализируйте их, сделайте выводы.
    5. Заключение: Нет таких родителей, которые не тревожились бы за своих детей, которые не страдали бы от непонимания и отчужденности, возникающих в семейных отношениях. Объединяет всех и родителей, и детей, то, что все хотят быть счастливыми, чтобы их любили и понимали. Ваши родители хотят вам добра, любят вас, когда вы страдаете, они страдают тоже, хотят помочь вам. Может быть это не видно внешне, но они надеются на ваше понимание и поддержку. Пройдет немного времени, и вы тоже станете взрослыми. У вас появятся дети, и вы также будете искать пути к их сердцам, помните об этом, может тогда вам будет легче понять своих родителей?

    Приложение


      1. Мама Кати (15 лет): «В последние два года в наших отношениях с дочерью происходят изменения, которые меня совершенно не радуют. Я чувствую, как постепенно моя дочь отдаляется от меня. По-моему наши дети начинают уходить от нас в какой-то свой мир, со своими законами. И нам туда уже дороги нет.

      1. Папа Егора (13 лет): «Мой сын замкнулся в своих интересах, похоже, он считает нас с матерью неисправимо устаревшими. Конечно, когда мы учились в школе, многого не было, что есть сейчас у них, но это не повод считать себя умнее всех на свете и с нескрываемым пренебрежением относиться к нам. Так и чувствуешь, что за каждой оброненной фразой скрывается: «Ну какой смысл с тобой об этом разговаривать. Все равно не поймешь»!

      1. Мама Вити (16 лет): «Мой говорит: «Я – взрослый. Могу гулять допоздна, делать, что хочу, мне нужна свобода!» Но, позвольте, мы их одеваем, кормим, платим за них, он встречается с девушкой, я даю деньги ей на подарки, ухаживания. Я понимаю, что финансовое содержание я буду оказывать еще долго. А когда меня в школу вызывают, то иди, мама…То он уроки прогулял, то учителю нагрубил… Уж если он такой взрослый, пусть сделает так, чтобы матери не приходилось отвечать за его поступки и краснеть.»

      1. Отец Нади (14 лет): «Раньше Надя была агрессивной, все эмоции выплескивала: хлопнет дверью, книги швырнет… А теперь стала равнодушной, безразличной. Все мои слова, как об стенку горох.»

      1. Мать Наташи (15 лет): «А я одна рощу Наташу. Бегаю с одной работы на другую, чтобы все у нее было, не хуже, чтоб других росла. К вечеру прихожу домой, а дома – гора посуды, беспорядок, Наташа сидит, слушает музыку. Увидит меня, состроит недовольную физиономию (мол опять сейчас начнет отчитывать) и уходит гулять. Как тут не сорваться. Разве она не видит как мне тяжело? Кто же меня поймет, как не она? Она уходит, а я сяду на кухне и реву».

      1. Мать Ромы (15 лет): «Рома считает, что мы с матерью обязаны выполнять все его прихоти. То куртку не ту купили, не модная, карманных денег мало даем. Все это со скандалом».

    7. Мать Лены (14 лет): «А моя дочь перепархивает из романа в роман. Она считает, что самое страшное остаться «синим чулком», хочет взять от жизни все, курит, юбка короче некуда, вся раскрашена. Говорит: «Отстань, я хочу красиво пожить, сама разберусь с кем мне жить, а замуж выйду в 30». Я боюсь, что дочка так разменяет себя, и не будет у нее никакой семьи, потому что мужчине женщина порядочная нужна…»

  • Вы, взрослые, помните свои муки в детстве над тарелкой супа и слова папы: «Пока все не съешь, на улицу не пойдешь»? Хороший аппетит во все времена считался признаком здоровья, но дети и сами знают свою порцию. Ребенок не будет ходить голодным, но он съест столько, сколько ему влезет. Дети очень редко переедают, разве что, если не выпускать их из-за стола с пустой тарелкой. Что делают взрослые? Порой не могут остановиться: первое, второе, десерт и компот. Стоит только уменьшить порции и начать питаться правильно, как вес будет уходить.

    Правильно выбирать окружение

    Дети очень искренни: если им понравился человек, то они будут с ним играть, если нет, то даже папа не заставит. Что же делают взрослые? Они хорошо знают правила приличия, поэтому не умеют отказывать навязчивым людям, говорить «нет» тогда, когда это не просто уместно, а жизненно необходимо и расставаться с людьми, которые «внедряются» в ауру. Дети отлично умеют выбирать окружение и разбираться в людях. Да-да, они энергетически чувствуют других.

    Наблюдать за всем

    Вы помните, как ваш грудничок с большим интересом наблюдал за жизнью вокруг него. он сказать ничего не мог, но зато замечал каждую деталь. Взрослые же утратили этот навык, забыли в детстве. Они редко замечают мелочи, а именно из них и складывается жизнь.

    Не бояться ошибок

    Сколько раз в день падает ребенок, который учиться ходит? Ооо родители даже не смогут сосчитать. Но, это не означает, что малыши оставляют свои попытки, наоборот, это их еще больше подзадоривает и стимулирует. Дети не боятся совершать ошибки, в отличие от взрослых, которые до мелочей хотят спланировать свою жизнь, неделю, день, час. Ошибка порой заканчивается самокопанием: «Почему это произошло со мной. Что я делаю неправильно, почему судьба так жестока…» Узнаете себя? А попробуйте в каждой ошибке видеть вторую сторону - извлечь пользу, сделать вывод и двигаться вперед.

    Видят чудо в простых вещах

    Взрослых давно не ошеломляют рассветы и закаты. Более того, они так часто ходят с опущенными головами, что порой и не замечают, когда это ночи стали короче дней. Дети же умеют радоваться простым вещам и в них же видеть настоящее чудо. Ни один взрослый не сможет так искренне порадоваться белке, которую встретит в лесу, как ребенок. Конечно, этому нужно поучиться у своих чад.