Всемирный день психического здоровья в доу. Проект «Неделя психологии в ДОУ. Воспитательно-образовательные задачи дней психологии в ДОУ

Мероприятия по закаливанию.
Воздушные процедуры:
– Сквозное проветривание помещений перед сном в течении 30 минут.
– Во время переодевания ко сну и после сна длительностью 3 -5 мин.
Оздоровительные прогулки:
– Ежедневно:
Водные процедуры:
– Умывание холодной водой перед приёмом пищи; после каждого загрязнения рук.
– Ходьба босиком в обычных условиях до и после сна при температуре не ниже 18 градусов

Информация для родителей

Истерики у детей 2-3 лет – норма или патология?
Педиатрия
Истерики у малыша иногда могут принимать весьма устрашающий вид: ребенок может биться головой о пол, стену или предметы, царапать себе лицо, кусать руки до крови и т.д. Он может превратиться в настоящего деспота – возненавидеть младшего братика или сестричку, проявлять крайний негативизм буквально во всем – ломать любимые игрушки, в гневе отвергать ласку самых близких людей. Норма это или патология? В каких случаях следует обратиться к врачу? Как успокоить малыша? Какие меры предпринимать для того, чтобы избавиться от приступов детских истерик? Несколько простых и действенных советов.
Кризис возраста 2-3 года
Кризис 2-3 лет связан с зарождением того, что мы называем человеческой личностью. Ребенок начинает смутно ощущать свое «я» и бунтует, определяя и устанавливая его пределы.
Для кризиса этого возраста характерны такие яркие черты как крайний негативизм, строптивость, капризность и упрямство.
Следует отметить, что многие дети благополучно избавлены от всех перипетий первого «взросления». Толчком к развитию кризиса могут послужить следующие неблагоприятные факторы:
· рождение второго ребенка;
· перенесенное заболевание или травма (не обязательно тяжелые);
· неурядицы в семье (в том числе и мелкие);
· погрешности в воспитании;
· переезд на новое место жительства.
Однако, как показывает врачебная практика, во многих случаях установить причину кризиса невозможно и остается лишь объяснять ее наследственным фактором (что весьма удобно, поскольку собственную генеалогию вплоть до седьмого колена знают далеко не все родители).
Элементарные меры профилактики истерик у самых маленьких
Многие специалисты считают главной причиной возникновения кризиса 2-3 лет необычайно быстрое психологическое развитие ребенка. В этом возрасте малыш буквально впитывает новые впечатления, ежеминутно обогащаясь новыми знаниями о мире и о себе.
Именно поэтому ребенку необходим четкий режим дня. Чтобы полноценно отдыхать, малютка должен спать приблизительно в одно и то же время в общей сложности не менее 12-13 часов в сутки (10-11 часов ночью и 1.5-2.5 часа днем).
Ограничьте количество слишком ярких впечатлений, особенно перед сном. При этом старайтесь как можно больше общаться с ребенком. Вместо телевизора расскажите ему сказку (именно расскажите, а не прочитайте – это важно). Вместо похода в цирк, сводите малыша в парк.
Необходимо, по возможности, избегать ситуаций, провоцирующих истерику (совместные походы в магазин) и т.п.
Проявляйте максимум дипломатии. К примеру, ребенок не хочет убирать за собой игрушки – превратите все это в игру. Не стесняйтесь как можно чаще быть с малышом «на равных» – поверьте, вы никоим образом не уроните свой авторитет в его глазах, играя вместе с ним.
Если ребенок проявляет жгучую ревность к младшему братику или сестричке – не впадайте в панику. Просто наберитесь терпения, пройдет год-другой и ваши дети будут неразлучны.
А сейчас старшему надо объяснить все прелести его положения, которых он не замечает. Прекрасный повод похвалить малыша: «Ты старший, ты уже это умеешь, молодец!» При этом неплохо попросить ребенка о мелкой услуге (что-либо принести и т.п.) и снова похвалить.
Почаще улыбайтесь и помните, что кризис 2-3 лет, как и любой кризис в нашей жизни – всего лишь временное явление, чрезвычайно сложный, но переходной этап.
Истерика у малыша. Скорая родительская помощь
Разумеется, полностью исключить провоцирующие истерики факторы практически невозможно. Особенно это касается прогулок, сопровождения в ясли и детский сад. Однако следует обратить внимание на тот факт, что очень часто малыши весьма избирательно относятся к публике, закатывая истерики исключительно одному из родителей. В таких случаях постарайтесь перенять позитивный опыт и разобраться, что же вы все-таки делаете не так.
Основные правила поведения при истерике:
1. При первых признаках попытайтесь отвлечь внимание ребенка. Психика у детей в таком возрасте очень лабильна, так что иногда достаточно показать малышу какую-либо интересную вещь, чтобы он «переключился».
2. Сохраняйте спокойствие. Истерика рассчитана на публику, если публика не реагирует – истерика прекратится. Главная публика для детской истерики – это вы, сколько бы людей не находилось на улице – они публика для вас, но не для малыша.
3. Как бы ни было тяжело, ни в коем случае не идите на уступки. Ребенок предпочитает закатывать истерики в присутствии посторонних только потому, что по опыту знает – в этом случае вы обязательно пойдете на компромисс.
4. Игнорируйте истерику, но не малыша – не стоит доводить его до отчаяния безразличием. Говорите с ним спокойным голосом и улыбайтесь. Не обращайте внимания на прохожих – они уйдут, так же как и кризис.
В каких случаях следует обратиться к врачу
Истерики у детей могут быть первыми симптомами многих серьезных заболеваний, таких как ММД (минимальная мозговая дисфункция), аутизм и др.
Так что если вы все делаете правильно (наладили режим дня, не перегружаете малыша новыми впечатлениями, все члены семьи поддерживают единый подход в воспитании чада и т.д.), но положительных сдвигов не наблюдается, то лучше всего обратиться за помощью к психологу или психоневрологу.
Особенно внимательным следует быть в следующих случаях:
· были факторы, предрасполагающие к поражению центральной нервной системы (беременность, протекающая с патологией, недоношенность, тяжелые роды и т.п.);
· есть задержка в физическом, психическом, речевом или социальном развитии;
· малыш мало интересуется окружающим, может часами играть в стереотипные игры (повторять одни и те же движения) и бурно реагирует на любое вмешательство в игру извне.

//

День психологического здоровья

«Дарите друг другу добро»

Дата проведения: 06.04.2017

Цель - сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения в ДОУ.

Задачи :

    Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;

    Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.

    Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.

Тематический план на день

Задачи:

Создание благоприятного климата в ДОУ;

Развитие познавательного интереса;

Поднятие общего эмоционального тонуса.

Родители и педагоги

Психологическая акция «Устами младенца…»

Цель: повышение настроения, формирование у взрослых интереса к миру детей.

Родители

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов, снижение эмоционального напряжения.

Задачи :

Создание благоприятного климата в коллективе;

Сохранение психологического здоровья педагогов;

Повышение тонуса и расслабление при помощи релаксации.

Педагоги

Акция «Аптечка для души»

Цель: создание благоприятного эмоционального климата в ДОУ, получение положительных эмоций

Педагоги и родители

Открытое занятие педагога-психолога в старшей группе «Страна Добрых слов»

Цели:

Задачи:

Воспитанники старшей группы, родители, педагоги

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»

Составитель : педагог-психолог Фионова С.П.

Целевая аудитория : педагоги

Цель : профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов, снижение психоэмоционального напряжения.

Ход тренинга:

Педагог-психолог : Я рада, что мы смогли встретиться, и у нас появилась возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах.

А начнем нашу сегодняшнюю встречу мы со снятия напряжения.

Упражнение «Головной убор»

Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.

Упражнение «Моё имя»

Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга) .

«Диагностика с помощью опросников»

Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается про ранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как» скорую помощь» для восстановления сил.

Игра «Заряд энергии»

Все участники тренинга берутся за руки и по команде начинают пожимать руку сидящего справа, таким образом энергия от ведущего идет по кругу и возвращается в его левую руку (можно передавать энергию по кругу несколько раз, столько раз, насколько того требует ситуация).

Упражнение «Кинопроба»

(на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но..», и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение «Свеча спокойствия»

Зажигает одна свеча. Под спокойную музыку передаем свечку по кругу. Каждый задерживает свечу у себя на 15-20 секунд и думает о приятном, о будущих планах, о мечте и передает её дальше по кругу пока она не вернется ведущему: «Сейчас я затушу эту свечу, но, надеюсь, этот огонек не погаснет в вас!»

Спасибо всем за плодотворную работу!!!

Удачного продолжения рабочего дня!!!

Приложение 2

Конспект открытого занятия с педагогом-психологом в старшей группе «Страна Добрых слов»

Составитель: педагог-психолог Фионова С.П.

Цели:

1. Развивать эмоциональную сферу детей.

2. Создавать эмоционально – радостное настроение, как результат совместной деятельности.

3. Развивать коммуникативные навыки, нравственные качества: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации.

Задачи:

1. Закреплять знания детей об эмоциях.

2. Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.

3. Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.

4. Развивать эмпатию, внимание, мышление, воображение, речь.

5. Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.

Материал : клубок ниток красного цвета, сердечки-открытки из бумаги с пожеланиями, сундук, цветы разных цветов, разделенные на части, зонт, карточки с заданиями, макет дерева, пальчиковые краски, влажные салфетки, магнитофон, проектор для демонстрации красочных иллюстраций по ходу занятия.

Дети проходят в зал, их встречает психолог.

Психолог:

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты!

Приветствие «Клубочек»: Здравствуйте, мои хорошие! Посмотрите, у меня есть клубочек с волшебными ниточками. Сейчас мы с помощью этого клубочка поприветствуем друг друга. Берем ниточку, наматываем (не сильно стягивая) на пальчик и передавая клубочек соседу, приветствуем его, говоря ласковые, добрые слова в его адрес.

Здравствуй, Леночка, ты сегодня очень хорошо выглядишь, я очень рада тебя видеть…

Привет, Максим, мне нравится твое веселое настроение…

Психолог: Вот, ребятки, мы с вами и поздоровались. Посмотрите - ниточка объединила нас всех вместе, потому что мы дружные, приветливые, добрые. (Дети снимают с пальчика нитку. Психолог сматывает нитки в клубочек.)

Ребята, скажите мне, настоящие друзья помогают друг другу в беде?

Психолог: Я должна вам признаться – у меня случилась неприятность: мне прислали из страны «Добрых слов» открытки – сердечки с пожеланиями. Я хотела эти открытки подарить вам сегодня на занятии. Но в конверте оказались лишь половинки этих сердечек, и какие пожелания на них написаны – не понятно. Чтобы найти оставшиеся части открыток, нужно попасть в эту страну «Добрых слов», а для этого необходимо выполнить ряд заданий. Дорогие мои, одной мне не справиться, вы поможете мне?

Психолог: Тогда, за дело! Вместе мы легко справимся со всеми трудностями.

Звучит музыка: шум ветра.

Психолог: Ой, какой ужас, какой сильный был ветер, что поломал все цветы, у них разлетелись все лепесточки. Жалко вам цветочки? Может, попробуем исправить это, давайте соберем цветочки. Но работать нужно вместе, дружно, не мешая друг другу.

Игра «Соберите цветочки» - дети все вместе собирают цветы, объединяя лепестки по цвету.

Психолог: Молодцы! Посмотрите, какая красивая цветочная поляна у нас получилась. Я уверена, что и цветы очень рады и благодарны вам.

Игра «Клеевой дождь»

Звучит музыка: гром, ветер, шум дождя.

Психолог: Ой, ребята, бегите все скорее ко мне, кажется, дождь начинается. (Собираемся все вместе, обнимаем друг друга) Да, а дождь-то был необычный, а клеевой. Он нас всех склеил.

Что же делать? Нам нельзя терять время, нужно двигаться дальше. Давайте пойдем вместе, вот так, держа друг друга за плечи. Но надо быть очень осторожными, ведь нам нельзя наступать на наши красивые цветы. Будем их обходить!

Психолог: Ребята, посмотрите, мы смогли с вами добраться до лесочка. Пока мы шли, клей успел высохнуть и мы с вами можем отклеиться друг от друга.

Мы попали с вами в волшебный лес, давайте на время превратимся в деревья.

Психогимнастика: «Деревья»

В поле дерево стоит.

Ветер ветви шевелит.

Весной набухнут почки

Раскроются листочки

Чтоб деревья подрастали,

Чтоб они не засыхали,

Корни дереву нужны

Корни дереву важны

Психолог: Хорошо. Немного отдохнули. Я вижу на столе, карточки. Наверное, на них написано следующее задание для нас. (Читает задание, написанное на карточке) Надо закончить фразы…

Игра «Доскажи слово» - психолог начинает читать фразу, дети должны закончить ее, подобрав по смыслу подходящее слово.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого …

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …

Дети вежливые и развитые, говорят при встрече …

Во всех странах на прощание говорят все …

Психолог: Молодцы! Отлично справились с этим заданием!

Творческое задание : «Дерево дружбы»

Смотрите, ребята, а здесь еще одно задание для нас. А сейчас давайте присядем за столы и выполним его:

Психолог: Это ствол дерева. Скажите, чего ему не хватает? Правильно, ему не хватает листьев. Сейчас оно тусклое и будто неживое. Давайте оживим дерево, добавим ему яркости и красок, вложим в него частичку своей радости, своей доброты. Пускай это дерево станет символом нашей дружбы и сплоченности. А теперь приступим к заданию!

Дети с помощью пальчиковых красок «оживляют» дерево.

(После дети приводят руки в порядок, а психолог размещает рисунок дерева на доске)

Психолог: Как красиво! Глядя на такое яркое и красивое дерево, и настроение улучшается, не правда ли, ребята? Какое у вас сейчас настроение?

Релаксация «Тихое озеро»

Психолог: Дети, мы с вами так устали, давайте прикроем глазки, расслабимся и послушаем красивую музыку.

Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

Психолог: Отдохнули…. Открывайте глазки…. Ой, смотрите, здесь появился какой-то сундучок, давайте посмотрим, что же в нем!

А в нем как раз и половинки сердечек, которые мы с вами искали. Давайте достанем их и соберем целые сердечки, объединяя их по цвету.

Спасибо, вам за помощь. Вы были очень добрые, отзывчивые, внимательные. И за это каждому из вас в память о нашем занятии я подарю сердечки с пожеланиями.

Психолог читает пожелания и раздает детям сердечки.

Желаю вам:

Добра и улыбок!

Радости и удач!

Веселья и успехов!

Верных друзей!

Хорошего настроения!

Счастья и тепла!

Психолог: Наше занятие подходит к концу. Мы отлично провели время: выполнили все задания, отыскали сундучок, нарисовали восхитительное дерево дружбы! Спасибо родителям, что поприсутствовали на занятии и поддержали своих детей. Надеюсь, что вам было интересно. До свидания! До новых встреч!

Впервые в нашем детском саду с 5 по 9 октября 2015 года в преддверии Дня психического здоровья была проведена Неделя психического здоровья.

В рамках данной недели проводились мероприятия, акции, в которые были вовлечены дети, родители и сотрудники детского сада.

Цель мероприятий: стимулирование интереса к психологическим знаниям, психическому здоровью и работе психолога у родителей и сотрудников сада, популяризация различных форм работы и возможностей психологической службы детского сада, создание благоприятного психологического климата, формирование общего настроения оптимистической тональности.

1. Привлечение внимания родителей к психическому здоровью детей и профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

2. Психологическое просвещение педагогов и родителей.

3. Формирование интереса взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

4. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

5. Создание положительной эмоциональной атмосферы в детском саду.

В первый день Недели психического здоровья родителей, педагогов ждал «Забор психологической разгрузки», где все желающие родители и сотрудники могли оставить свое мнение, впечатление о работе детского сада. Узнать потребности и желания родителей, их интересы и мнения можно было из предложенной анкеты о работе детского сада. В этот день ребята подготовительной группы с Ольгой Ивановной и старшей группы «Пчёлка» с Галиной Ивановной рисовали «Мой любимый детский сад». Такой рисуночный тест стал информативной и удобной экспресс - диагностикой на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. Дети всех групп начали заполнять «Календарь настроения», где обращали внимание на своё эмоциональное состояние в начале и в конце дня. Календарь заполнялся в течение недели.

На протяжении недели психологом с детьми подготовительной, старших, средней групп проводились занятия на укрепление психического здоровья «Пойми меня», «Моё душевное здоровье», «Радость-грусть» где дети учились толерантному поведению, развитию умения различать чувства, адекватным способам открытого выражения своих эмоций, чувств, душевного состояния.

В средней группе «Капелька», старшей группе «Малинка» педагогами Юлией Владимировной и Ольгой Андреевной, а так же в подготовительной группе Еленой Ивановной были проведены ролевые игры «Заколдованное сердце», где дети, преодолевая препятствия, растапливали «ледяные сердца» заколдованных воспитателей, учились работать в группе, развивали эмоциональные отношения в группе, тем самым улучшали взаимоотношения между детьми и воспитателями.

В «День доброты» родители оставляли добрые пожелания сотрудникам детского сада. В подготовительной группе Ольгой Ивановной проведено занятие на тему «Доброта».

В среду в «День комплиментов» все дарили друг другу комплименты, в том числе и на физкультурном занятии. Ольга Андреевна с детьми средней группы изготовили цветы, которые потом вручались мамам со словами комплиментов.

Педагоги в этот день разгадывали психологический кроссворд. Самыми психологически подкованными оказались Надежда Витальевна, Юлия Владимировна и Мария Ивановна. Сотрудники детского сада получили возможность принять участие в занятии с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье».

В «День настроения» родители и сотрудники задумывались над своим эмоциональным состоянием, отмечая своё настроение в детском саду на «Радуге настроения» и «Калейдоскопе настроения». Дети в группах рисовали кляксы своего настроения, превращали их в добрых. В средней группе Татьяна Александровна с детьми читала сказку «Колобок», где ребятишки придумывали её счастливое завершение. Дети младшей группы выражали своё настроение, рисуя ножками на бумаге.

В пятницу ребята подготовительной группы выражали своё настроение на бумаге, а затем изготавливали из этой же бумаги бабочек, которые подарили родителям.

С понедельника по пятницу работала «Почта доверия», где родители и сотрудники имели возможность высказать свои мнения, предложения, замечания о работе детского сада, впечатления о Неделе психического здоровья.

Для родителей был организован стенд с информацией о том, как сохранить психическое здоровье детей и взрослых.

В мероприятия данной недели вовлечено большее количество детей и взрослых. Спасибо педагогам и родителям, которые приняли участие в этом необычном марафоне.

День психологического здоровья

«Дарите друг другу добро»

Дата проведения: 06.04.2017

Цель - сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения в ДОУ.

Задачи :

  1. Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
  2. Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.
  3. Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.

Тематический план на день

Наименование

Цели и задачи

Участники процесса

Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий»

Задачи:

Создание благоприятного климата в ДОУ;

Развитие познавательного интереса;

Поднятие общего эмоционального тонуса.

Родители и педагоги

Психологическая акция «Устами младенца…»

Цель: повышение настроения, формирование у взрослых интереса к миру детей.

Родители

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов, снижение эмоционального напряжения.

Задачи :

Создание благоприятного климата в коллективе;

Сохранение психологического здоровья педагогов;

Повышение тонуса и расслабление при помощи релаксации.

Педагоги

Акция «Аптечка для души»

Цель: создание благоприятного эмоционального климата в ДОУ, получение положительных эмоций

Педагоги и родители

Открытое занятие педагога-психолога в старшей группе «Страна Добрых слов»

Цели:

Задачи:

Воспитанники старшей группы, родители, педагоги

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»

Составитель : педагог-психолог Фионова С.П.

Целевая аудитория : педагоги

Цель : профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов, снижение психоэмоционального напряжения.

Ход тренинга:

Педагог-психолог : Я рада, что мы смогли встретиться, и у нас появилась возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах.

А начнем нашу сегодняшнюю встречу мы со снятия напряжения.

Упражнение «Головной убор»

Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.

Упражнение «Моё имя»

Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга) .

«Диагностика с помощью опросников»

Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается про ранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как» скорую помощь» для восстановления сил.

Игра «Заряд энергии»

Все участники тренинга берутся за руки и по команде начинают пожимать руку сидящего справа, таким образом энергия от ведущего идет по кругу и возвращается в его левую руку (можно передавать энергию по кругу несколько раз, столько раз, насколько того требует ситуация).

Упражнение «Кинопроба»

(на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но..», и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение «Свеча спокойствия»

Зажигает одна свеча. Под спокойную музыку передаем свечку по кругу. Каждый задерживает свечу у себя на 15-20 секунд и думает о приятном, о будущих планах, о мечте и передает её дальше по кругу пока она не вернется ведущему: «Сейчас я затушу эту свечу, но, надеюсь, этот огонек не погаснет в вас!»

Спасибо всем за плодотворную работу!!!

Удачного продолжения рабочего дня!!!

Приложение 2

Конспект открытого занятия с педагогом-психологом в старшей группе «Страна Добрых слов»

Составитель: педагог-психолог Фионова С.П.

Цели:

1. Развивать эмоциональную сферу детей.

2. Создавать эмоционально – радостное настроение, как результат совместной деятельности.

3. Развивать коммуникативные навыки, нравственные качества: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации.

Задачи:

1. Закреплять знания детей об эмоциях.

2. Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.

3. Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.

4. Развивать эмпатию, внимание, мышление, воображение, речь.

5. Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.

Материал : клубок ниток красного цвета, сердечки-открытки из бумаги с пожеланиями, сундук, цветы разных цветов, разделенные на части, зонт, карточки с заданиями, макет дерева, пальчиковые краски, влажные салфетки, магнитофон, проектор для демонстрации красочных иллюстраций по ходу занятия.

Дети проходят в зал, их встречает психолог.

Психолог:

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты!

Приветствие «Клубочек»: Здравствуйте, мои хорошие! Посмотрите, у меня есть клубочек с волшебными ниточками. Сейчас мы с помощью этого клубочка поприветствуем друг друга. Берем ниточку, наматываем (не сильно стягивая) на пальчик и передавая клубочек соседу, приветствуем его, говоря ласковые, добрые слова в его адрес.

Здравствуй, Леночка, ты сегодня очень хорошо выглядишь, я очень рада тебя видеть…

Привет, Максим, мне нравится твое веселое настроение…

Психолог: Вот, ребятки, мы с вами и поздоровались. Посмотрите - ниточка объединила нас всех вместе, потому что мы дружные, приветливые, добрые. (Дети снимают с пальчика нитку. Психолог сматывает нитки в клубочек.)

Ребята, скажите мне, настоящие друзья помогают друг другу в беде?

Психолог: Я должна вам признаться – у меня случилась неприятность: мне прислали из страны «Добрых слов» открытки – сердечки с пожеланиями. Я хотела эти открытки подарить вам сегодня на занятии. Но в конверте оказались лишь половинки этих сердечек, и какие пожелания на них написаны – не понятно. Чтобы найти оставшиеся части открыток, нужно попасть в эту страну «Добрых слов», а для этого необходимо выполнить ряд заданий. Дорогие мои, одной мне не справиться, вы поможете мне?

Психолог: Тогда, за дело! Вместе мы легко справимся со всеми трудностями.

Звучит музыка: шум ветра.

Психолог: Ой, какой ужас, какой сильный был ветер, что поломал все цветы, у них разлетелись все лепесточки. Жалко вам цветочки? Может, попробуем исправить это, давайте соберем цветочки. Но работать нужно вместе, дружно, не мешая друг другу.

Игра «Соберите цветочки» - дети все вместе собирают цветы, объединяя лепестки по цвету.

Психолог: Молодцы! Посмотрите, какая красивая цветочная поляна у нас получилась. Я уверена, что и цветы очень рады и благодарны вам.

Игра «Клеевой дождь»

Звучит музыка: гром, ветер, шум дождя.

Психолог: Ой, ребята, бегите все скорее ко мне, кажется, дождь начинается. (Собираемся все вместе, обнимаем друг друга) Да, а дождь-то был необычный, а клеевой. Он нас всех склеил.

Что же делать? Нам нельзя терять время, нужно двигаться дальше. Давайте пойдем вместе, вот так, держа друг друга за плечи. Но надо быть очень осторожными, ведь нам нельзя наступать на наши красивые цветы. Будем их обходить!

Психолог: Ребята, посмотрите, мы смогли с вами добраться до лесочка. Пока мы шли, клей успел высохнуть и мы с вами можем отклеиться друг от друга.

Мы попали с вами в волшебный лес, давайте на время превратимся в деревья.

Психогимнастика: «Деревья»

В поле дерево стоит.

Ветер ветви шевелит.

Весной набухнут почки

Раскроются листочки

Чтоб деревья подрастали,

Чтоб они не засыхали,

Корни дереву нужны

Корни дереву важны

Психолог: Хорошо. Немного отдохнули. Я вижу на столе, карточки. Наверное, на них написано следующее задание для нас. (Читает задание, написанное на карточке) Надо закончить фразы…

Игра «Доскажи слово» - психолог начинает читать фразу, дети должны закончить ее, подобрав по смыслу подходящее слово.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого …

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …

Дети вежливые и развитые, говорят при встрече …

Во всех странах на прощание говорят все …

Психолог: Молодцы! Отлично справились с этим заданием!

Творческое задание : «Дерево дружбы»

Смотрите, ребята, а здесь еще одно задание для нас. А сейчас давайте присядем за столы и выполним его:

Психолог: Это ствол дерева. Скажите, чего ему не хватает? Правильно, ему не хватает листьев. Сейчас оно тусклое и будто неживое. Давайте оживим дерево, добавим ему яркости и красок, вложим в него частичку своей радости, своей доброты. Пускай это дерево станет символом нашей дружбы и сплоченности. А теперь приступим к заданию!

Дети с помощью пальчиковых красок «оживляют» дерево.

(После дети приводят руки в порядок, а психолог размещает рисунок дерева на доске)

Психолог: Как красиво! Глядя на такое яркое и красивое дерево, и настроение улучшается, не правда ли, ребята? Какое у вас сейчас настроение?

Релаксация «Тихое озеро»

Психолог: Дети, мы с вами так устали, давайте прикроем глазки, расслабимся и послушаем красивую музыку.

Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

Психолог: Отдохнули…. Открывайте глазки…. Ой, смотрите, здесь появился какой-то сундучок, давайте посмотрим, что же в нем!

А в нем как раз и половинки сердечек, которые мы с вами искали. Давайте достанем их и соберем целые сердечки, объединяя их по цвету.

Спасибо, вам за помощь. Вы были очень добрые, отзывчивые, внимательные. И за это каждому из вас в память о нашем занятии я подарю сердечки с пожеланиями.

Психолог читает пожелания и раздает детям сердечки.

Желаю вам:

Добра и улыбок!

Радости и удач!

Веселья и успехов!

Верных друзей!

Хорошего настроения!

Счастья и тепла!

Психолог: Наше занятие подходит к концу. Мы отлично провели время: выполнили все задания, отыскали сундучок, нарисовали восхитительное дерево дружбы! Спасибо родителям, что поприсутствовали на занятии и поддержали своих детей. Надеюсь, что вам было интересно. До свидания! До новых встреч!