В каком возрасте ползают дети. Развитие ребенка по месяцам до года. Когда ребенок начинает держать головку, переворачиваться, гулить, сидеть, ползать, вставать, говорить: описание по месяцам

Важность ползания, как этапа развития, у современных педиатров не вызывает сомнения. Этот навык влияет на физическую, психоэмоциональную, социологическую сферы становления крохи. О том, когда ребенок начинает ползать и почему это так важно молодые родители задумываются вскоре после его рождения. Давайте подробно разберемся в этой теме.

Все, что касается здоровья малыша вплоть до года, имеет свои нормы, среднестатистические показатели. И то, во сколько месяцев ползают дети – тоже. Обычно это начинается в 5-7 месяцев. Но не стоит забывать об индивидуальности. Многие детки могут сразу научиться садиться, ходить, а после – поползут, что тоже считается вариантом полноценного развития.

Если же ребенок ползает в 4 месяца и, скорее всего, делает это по-пластунски, тоже переживать не надо. Значит, он готов познавать мир, помогайте ему в этом.

Мнения педиатров и детских невропатологов относительно того, во сколько дети начинают ползать, немного расходятся. Первые считают нормой возраст от пяти до семи месяцев. Вторые же расширяют диапазон, считая нормальным начало ползанья как в 4 месяца, так и в девять.

Сходятся же специалисты обеих профессий в том, что ползанье важно. Его нежелательно пропускать, порою даже стоит стимулировать, учить малютку ползать. Внимательные родители не упустят шанс подзадорить свое чадо, поэтому на вопрос о том, как понять, что ребенок хочет ползать, ответ прост – он будет тянуться в нужном ему направлении, стараться перевернуться, подтянуться, иногда даже капризничать, призывая родителей на помощь.

От чего же зависит во сколько ребенок поползет?

Факторов, влияющих на развитие этого полезного навыка много. Среди них можно выделить основные, такие как:

  • Половой признак. Каким бы сильным полом ни считались мальчики, но факт, что большинство из них осваивают ползанье позже девочек, неоспорим. В большинстве случаев нет ничего страшного, когда мальчики начинают ползать в 7–9 месяцев. Им необходимо больше пространства и времени для улучшения своих навыков. Для девочки вполне нормально поползти уже в 4 месяца, ведь они быстрее осваивают все навыки.
  • Индивидуальное развитие. Нормы разработаны давно, но они ни в коем случае не являются точными. Огромную роль всегда играет индивидуальное развитие, наследственность, генотип и прочие физиологические факторы, не зависящие от родителей.
  • Сколь бы сильным не было желание младенца к активному познанию окружающего мира с помощью передвижения, пока не окрепнут мышцы опорно-двигательного аппарата, сделать он этого самостоятельно не сможет.
  • Степень психоэмоционального развития. С каждым месяцем проявляются новые эмоции. Одна из самых сильных – любопытство. Поэтому, если малыш хочет пощупать новый для него предмет, лучше помочь ему самостоятельно доползти, нежели просто вложить вещь в маленькую ручку.
  • Физиологическая готовность центральной нервной системы. Так как все процессы контролируются головным мозгом, он должен быть достаточно сформирован, чтобы младенец контролировал свои движения. Понимает и осознанно двигает ручками и ножками он ближе к двум месяцам, при начальном становлении в мозгу связей, отвечающих за это. А вот возраст, когда малыш начинает ползать наступает на пару месяцев позже, при достаточном формировании необходимых нейронных связей.
  • Соотношение возраста и веса. Педиатры отмечают, что наличие лишнего веса оттягивает момент, когда начинают ползать младенцы, как минимум на несколько недель.
  • Физиотерапия, поощрение активности. Детки, которым делали физиотерапевтические процедуры с первых недель жизни, начинают ползать и сидеть несколько раньше остальных.
  • Помощь. Важную роль играет и стимуляция. Создавая условия для развития навыков ползания, заинтересовывая яркими игрушками, обучая правильным и необходимым движениям, родители помогают малышу поползти.

Дать ответ на вопрос, когда грудничок начинает ползать, можно лишь обозначив растянутые временные рамки, – с четырех до девяти месяцев. Но родители способны повлиять на его ранее развитие, стимулировав кроху поползти уже в четыре месяца.

Исходя из этого, делаем вывод что то, как ползают малыши в 6 месяцев зависит не только от них самих, но и от их родителей.

Этапы становления ползания

А теперь о том, как начинают ползать малыши впервые и о постепенном улучшении этого умения. Происходит это в несколько этапов. Некоторые детки проходят их все, некоторые могут пропускать один-два:

  • Проще всего младенцу ползти на животе. Сказать точно в каком возрасте ребенок ползает так, сложно, но обычно это три-четыре месяца, когда он предпринимает первые попытки самостоятельного передвижения.
  • Затем, окрепнув, ребенок ползает по-пластунски, с каждым днем осваивая все большие территории дома, улучшая навыки и развивая мускулатуру. Таким образом ребенок ползает в 5 месяцев и до тех пор, пока не освоит следующий этап. Важно помнить, что нормой считается ползанье во всех направлениях. Не нужно переживать, когда грудничок постоянно пятится назад или вбок, это нормальное явление, во сколько бы месяцев он не начал ползать.
  • Как только заметили, что ребенок ползает по-пластунски легко и непринужденно, будьте уверенны – скоро он начнет передвигаться на карачках. При этом упор он будет делать на руки в сочетании с согнутыми в коленях или выпрямленными ножками. Именно ползание на четвереньках педиатры и называют правильным и полноценным ползаньем. Активные детки осваивают его уже в 6 месяцев.

Ребенок, начавший ползать на животике, может так и не развить этот навык полностью, пропустив несколько шагов. Многие детки и вовсе не ползают, что не мешает им вовремя научиться сидеть, а затем и ходить.

Физиотерапия – помощница в подготовке к ползанью

Какая мама не хотела бы научить свою кроху всему, в том числе и ползанью? Сделать это помогут простые упражнения, с помощью которых ползать ребенок научится гораздо быстрее:

  • «Лягушка» – одно из первых упражнений, с которым знакомят еще в роддоме. Оно не только является отличной профилактикой дисплазии, но и помогает подготовить ножки к ползанию. Выполняется в двух вариантах: на спинке и на животике. В положении на спинке мама нежно и аккуратно сгибает, разгибает ножки малыша в позе лягушки. А в положении на животике дает ему возможность самостоятельно отталкиваться от ее ладоней согнутыми ножками.
  • Подъемы – выкладываем ребенка на спинку, даем ему свои большие пальчики, чтобы он крепко за них схватился и, придерживая кисть крохи, приподнимаем ее, постепенно увеличивая градус подъема до 45.
  • Перевороты – положение, как при предыдущем упражнении. Малыша, крепко держащегося за мамины пальцы, плавно переворачиваем с боку на бок, следя за тем, чтобы он успевал поворачивать голову.
  • Покачивания на фитболе – укладываем кроху животиком на мяч головкой от мамы, крепко придерживаем под мышками и плавно покачиваем. Делать упражнение по 1–2 минуты 2 раза в день. Возраст ребенка – от трех месяцев.

Выполнять упражнения нужно между кормлениями, как минимум через полчаса после еды.

Делая массаж и упражнения, ласково разговаривайте с малышом, включите спокойную музыку. Все движения делайте максимально нежно, аккуратно и плавно. Если малыш плачет или раздражается – отложите занятия на другое время.

Делаем массаж

Полезно делать малышу . Он укрепит организм, поспособствует тому, что ползать ребенок начнет гораздо раньше. Заключается укрепляющий массаж в легких, нежных поглаживаниях сначала ручек, потом ножек, животика, спинки. Выполнять 1–2 раза в день.

Первый месяц продолжительность массажа не должна превышать 2–3 минуты. Постепенно время можно увеличить до 10 минут, обычно к этому моменту ребенку уже больше шести месяцев.

Как привлечь ребенка к ползанью?

  • Создание комфортных условий.
  • Наличие ярких игрушек, безопасных предметов, явно интересующих малыша.
  • Поощрение и похвала.
  • Простые физические упражнения, легкий массаж.
  • Пример другого ребенка.

Не отказывайте себе и крохе в общении. Дети особенно сильно склонны к подражанию, повторению действий друг друга. Поэтому, когда один малыш начинает ползать, остальные в группе непременно быстро станут повторять за ним.

Даже если малыш только учится ползать, пространство, где он находится должно быть абсолютно безопасным.

Почему ребенку важно ползать?

По мнению педиатров, ползание на четвереньках и польза от него неоспоримы. Заключается она в следующем:

  • Укреплении мускулатуры позвоночника, спины, шеи, рук и ног.
  • Активном развитии координации, которая способствует выработке таких навыков, как ориентировка в пространстве, сохранение равновесия, ритмичность, последовательность движений.
  • Формировании физиологически правильных изгибов тела, подготовке позвоночника к прямохождению.
  • Подстегивании развития интеллектуальных способностей.
  • Снятии тонуса мышц, устранении кривошеи и других, подобных проблем в опорно-двигательной системе.

Когда следует насторожиться?

О том, почему ребенку полезно ползать на четвереньках уже написали, осталось лишь выяснить, почему кроха иногда не хочет этого делать.

Наиболее частые причины отказа от ползания:

  • Подтвержденные педиатром и невропатологом имеющиеся заболевания опорно-двигательной, нервной системы, отставание в их развитии. Зачастую эти проблемы довольно быстро обнаруживаются и почти всегда решаются минимальными усилиями родителей.
  • Наличие лишнего веса.
  • Излишняя опека, когда все дается в ручки и не возникает необходимость дотягиваться самостоятельно.
  • Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

    Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

    Когда ребенок начинает ползать

    Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

    Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

    Как начинает ползти ребенок

    Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

    Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

    Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

    Ребенок начал ползать

    Все дети начинают ползать по-разному :

      Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

    Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

      на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

    На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

    На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

    Ползание на четвереньках

    Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

    Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

    Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

    Как научить ребенка ползать

      Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

    Видео - как научить ребенка ползать

    Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

    Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

    Последствия ограничения движения ребенка

    В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

    Использование манежа

    Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

    Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

    Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

    Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

    Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

    Использование ходунков

    Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

    Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

    В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

    «Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

    1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

    Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

    Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

    Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

    1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

    Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

    Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

    Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

    Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

    Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

    Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

    Видео - педиат об использовании ходунков

    Малыш растет, поднимает головку, пытается перевернуться — все это радует любящих родителей, с гордостью наблюдающих за ростом крохи. В это время родителей начинает волновать вопрос: во сколько месяцев ребенок начинает ползать.Существуют общепринятые стандарты двигательной активности грудничков первого года жизни.

    Нормальным для начала ползания считается возраст 7-8 месяцев. Сказать совершенно точно с какого именно месяца ребенок должен начать ползать невозможно. Каждый младенец индивидуален, поэтому некоторые могут начать ползать в 5 месяцев, другие займутся этим интересным занятием ближе к 9 месяцам жизни.

    Иногда малыш пропускает этап ползания, сразу становится на ножки, чем очень гордятся родители.Специалисты считают, что пропускание этапа ползания негативно сказывается на формирование скелета младенца. Процесс ползания укрепляет мышцы, позвонок крохи, развивает пространственное мышление и координацию у маленьких детей.

    Первый шаг к самостоятельности малыша, к познанию окружающего пространства. Развивает любознательность, целеустремленность. Придает уверенность в собственных возможностях. Научившись ползать, кроха откроет для себя новые возможности, станет развиваться более интенсивно.

    Интеллектуальное развитие. Первый год жизни младенца характеризуется тем, что двигательная активность тесно связана с психическим и эмоциональным развитием грудничка. Чем более ребёнок активен, тем лучше кровоснабжение головного мозга. Движение взаимосвязанно с развитием речи, обеспечивает координацию между левым и правым полушариями мозга.

    Укрепление мышц, позвоночника. Во время ползания задействованы мышцы конечностей, а также спины, физическая нагрузка на которые, правильно развивает изгибы позвоночника, укрепляет сами мышцы. При ползании по пластунски, когда ножки разводятся в стороны, осуществляется профилактика дисплазии тазобедренных суставов. Активное укрепление всех группы мышц естественным путем корректирует повышенный и пониженный тонус мышц, кривошея, асимметрия тела.

    Формирование координации движения тела. Сохранение равновесия, ориентирование в пространстве — все это позволяет делать умение координации.

    Когда наступает время ползать

    Только у родившегося младенца уже можно заметить зачатки ползания. Если положить грудничка на животик, а на пяточки слегка надавить ладошкой, — младенец рефлекторно оттолкнется. После 3-х месячного возраста эти движения из неосознанных перерастают в управляемые навыки.

    Грудничок поднимает головку, делает перевороты, мир для малыша вокруг меняется, открывая новые привлекательные стороны. Как только малыш начнет удерживаться в положении на животике на локтях, то сразу начинает тянуться в ярким игрушкам и вещицам, расположенным вдалеке, делает попытки поползти.

    Освоение навыка ползания зависит от множества причин:


    Освоение и этапы ползания

    Прежде чем начнет ползать ребенок, проходит несколько ступенек развития ползания. Эти ступеньки изначально заложены природой, ведь мышцы тела у детей развиваются постепенно, а каждый этап требует развития конкретных групп мышц. Некоторые малыши, при хорошем физическом развитии, могут пропускать отдельные этапы ползания.

    Лежа на животе, кроха тянется к яркой игрушке, стремясь переместиться вперед. Ручки вытягиваются вперед, малыш подтягивается на них. Так начинается первая попытка ползания — немного вперед, или чуть в сторону. Бывает дети ползут назад, отталкиваясь, вместо того чтобы подтянуть тело. Этот этап начинается примерно с 5-го месяца.

    При помощи родителей, иногда самостоятельно детишки начинают понимать, что намного удобнее ползать, приподнимая корпус тела. Кроха опирается на локти, помогая себе ножками, начинает ползти по пластунски.

    Кроха одновременно выкидывает вперед ручки, и следом, очень быстро подтягивает коленочки к рукам. Внешне очень напоминает то, как прыгают лягушки.

    Грудничок пытается вставать и ползать на четвереньках. Поднимая попу, долго стоят раскачиваясь. Первые попытки ползать на четвереньках обычно не очень удачные. Малыш заваливается на бок, путается в ручках и ножках. Но с опытом приходит понимание, грудничок начинает перекрестно переставлять правую ножку вместе с левой рукой, после чего слаженно меняются ручка и ножка.

    Перекрестное ползание самое гармоничное, рациональное, распределяющее нагрузку на позвоночник крохи равномерно. При перекрестном ползании малышу не приходится балансировать. Спинка прямая.

    Кроме общепринятых видов ползания, некоторые малыши разрабатывают собственные методы для передвижения:

    1. Перекатывание. Чаще всего его используют детки со слабым плечевым поясом. В этом случае надо проводить дополнительные упражнения по укреплению мышц ручек;
    2. Движение спиной вперед. Очень часто, младенцы начинают ползать задом наперед. Связано это с пока еще слабой координацией. Ничего страшного в таком движении нет. Освоившись малыш начнет ползать правильно;
    3. Сидя на попе. Нередки случаи и такого ползания. Подогнув одну ножку под себя, другой ножкой ребенок отталкивается. Передвигаются таким способом дети достаточно быстро.

    Обеспечиваем безопасность

    Помощь родителей в воспитании ребенка трудно переоценить. От внимания, заботы, ежедневных упражнений, зависит здоровье и развитие грудничка. Прежде чем задаться вопросом: со скольки месяцев ребенок начнет ползать, следует приложить массу усилий, чтобы помочь крохе быстрее стать сильным и здоровым ребенком.

    Итак, чем может помочь любящая семья, желающая чтобы грудничок пораньше начал ползать. Первым делом следует обеспечить безопасность ребенка:

    Приготовьте специально обустроенное место на полу. Постелите покрывало, спортивный коврик. Закройте все розетки, силиконовые накладками скройте острые углы мебели. Уголок для ползания должен быть защищен от сквозняков.

    Если на столе находится скатерть, стоят тяжелые вазы, книги — все это необходимо убрать, чтобы ребенок случайно не опрокинул на себя тяжелый предмет.

    Закрепить дверцы шкафов, убрать с пути ребенка все емкости с бытовой химией. Любопытному исследователю все хочется попробовать на вкус, что может привести к серьезным последствиям.

    В комнате должна быть чистота. Домашних животных, когда малыш учится ползать, лучше увести в другое место.

    Все упражнения должны начинаться, когда ребенок здоров. Если малыш куксится, капризничает — перенесите упражнения на более позднее время.

    Упражнения, помогающие начать ползать

    Малыш уже активно переворачивается, пытается опираться на ручки — значит пришло время для подготовки грудничка к самостоятельному ползанию.

    Закрепление переворотов. Мамочка держит крепко, не сдавливая кисть ребенка, малыш должен обхватить большой палец мамы. Аккуратно направляя корпус грудничка на переворот, мама правой рукой придерживает левую ножку крохи, помогая совершить переворот.

    Зарядка для ручек. Начинайте, когда малыш проснулся. Мама дает схватить свои большие пальцы рук, и обхватив кисти ребенка, поднимает ручки крохи и разводит их в стороны, опуская, скрещивает на груди малыша. Движения должны быть плавными, не резкими. Это упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, а также дает заряд бодрости крохе, приучает к утренней разминке.

    «Лягушонок» — профилактика дисплазии, создание и закрепление навыка ползания. Взяв ножки за голени, медленно сгибать в пользу лягушки, потом разгибать, не торопясь. Положив кроху на животик, подставить ладони под пяточки, дать малышу несколько раз оттолкнуться ножками, немного продвинувшись вперед.

    Фитбол или большой мяч станут большим подспорьем для развития и укрепления мышц спины крохи. Положите ребеночка на мяч животом, придерживая малыша в районе подмышек. Раскачивать мяч из стороны в сторону следует медленно, наблюдая как грудничок напрягает спинку.

    Игра с валиком полезна для перехода к перекрестному ползанию на четвереньках. Подложить валик под животик крохи, начинать раскачивать валик. Пытаясь удержаться, малыш будет задействовать сразу ручки, ножки, становиться на четвереньки.

    Мама может собственным примером показать как надо ползать, играя в различные игры. Катать мяч, играть в догонялки, или достать игрушку.

    Массаж обязателен. Обычный общеукрепляющий массаж, который можно провести в домашних условиях. При проведении массажа необходимо снять все украшения. Массаж достаточно делать 1 раз в день, длительностью не более 10 минут, нельзя проводить массаж перед едой и сразу после нее. Кожа у младенцев весьма нежная, поэтому основное движение — это поглаживание. Ручки и ножки поглаживаются снизу вверх, спинка и животик — сверху вниз.

    Не стоит торопить ребенка быстрее начинать ползать. У каждого малыша свой путь развития. Кто-то начнет ползать раньше, другие позже, кто-то пропустит этап ползания и сразу станет на ножки. Основные начала и принципы развития навыков ползания, должны стать направлением для гармоничного развития ребенка.

    Добрый день, дорогие читатели! Ползание – естественный этап в развитии малышей. Но для родителей он свидетельство роста и взросления ненаглядного крохи. Именно поэтому нетерпеливые мамочки часто торопят наступление этого периода и беспокоятся, когда их малыш никак не начнет передвигаться на четвереньках. Чтобы у вас, дорогие читатели, не возникало лишних вопросов, разберемся, когда дети начинают ползать.

    Беседуя между собой на форумах, родители часто называют цифру 6 месяцев. Многие считают, что в полгода малыш должен научиться , но и передвигаться на своих четырех.

    На самом деле, эта цифра абстрактна и не подтверждена исследованиями. Известный врач доктор Комаровский на вопрос, во сколько месяцев ребенок обычно начинает ползать, отвечает, что грудничок сам начнет производить нужные действия, когда будет к этому готов.

    Чем же могут помочь ему взрослые? Подготовить мускулатуру с помощью упражнений, закалить, обеспечить поступление кальция и витамина Д в организм (для профилактики ), чтобы ползание не превратилось в тяжелый труд. На формирование навыка ползания оказывают влияние четыре фактора:

    • состояние здоровья;
    • физическое развитие (вес, мускулатура);
    • особенности темперамента (подвижные дети раньше начинают двигаться);
    • психологический климат в семье.

    Чем выше показатели по всем параметрам, тем раньше кроха начнет делать свои первые шаги на четвереньках.

    Кстати, редко такое бывает, но некоторые груднички вообще пропускают этот этап развития и сразу встают. Так что вопрос, в каком возрасте дети начинают активно ползать, не всегда можно считать корректным.

    Первым показателем того, что кроха скоро встанет на четвереньки, является навык . Половина дела сделана. Теперь нужно укрепить мускулатуру и отправляться в путь.

    Бенджамин Спок, автор книги «Ребенок и уход за ним», выводит следующие усредненные цифры: 5-6 месяцев – тренировка навыка ползания, к 7 месяцам дети уже хорошо передвигаются. Врачи неврологи ориентируются на довольно широкий временной промежуток – от 5 до 9 месяцев. Если на данном этапе ползание отсутствует, а кроха не проявляет попыток к движению, можно говорить о наличии патологии.

    Родителям нужно учесть и тот факт, что есть разные виды ползания. На форумах можно встретить заявления суматошных мамаш, утверждающих, что их дети начали ползать в 3-4 месяца. Если вы из их числа, то, скорее всего, вы принимаете барахтание и попытки малышей сдвинуться с места, лежа на животе, за полноценное ползание. Увы, это еще не полноценный навык.

    Виды передвижения

    Дети не начинают ползать «вдруг», «в один момент». Они проходят несколько этапов, на которых демонстрируют различные виды передвижения:

    Ползание ребенка по-пластунски

    Родителям может казаться, что грудничок передвигается, как гусеница, на животе, шевеля всем телом. Ползать по-пластунски дети начинают в 4-5 месяцев. Направление движения может быть разным: вперед, вбок, назад. Взрослым стоит набраться терпения: кроха вскоре будет уверенно ходить на четвереньках.

    Ползание малыша на животе

    На следующем этапе малыш подтягивает под себя ноги, отталкивается ими и совершает своеобразный прыжок. Ползать на животе ему пока удобнее, поскольку руки еще не достаточно сильные, чтобы удержать вес тела.

    Раскачивание вперед и назад

    Мой ребенок начинал свое ползание с раскачиваний. Это был очень забавный процесс, потому что, сын это мог делать на протяжении часа не останавливаясь. Просто стоять на четвереньках и качаться назад и вперед.

    Ползаем на четвереньках и сидим


    После длительных тренировок грудничок начинает ползать на четвереньках и сидеть. Это так называемое перекрестное ползание, когда малыш координирует движения рук и ног. Ползание прекрасно развивает, малыши в восторге от собственной скорости и ловкости. Родителям остается только поддерживать их в этом начинании и радоваться новым успехам.

    Непривычные способы ползания

    Иногда дети выбирают нестандартные виды ползания: на спине, на попе, подгибая одну из ног. Кроха не знает, как это – правильно ползать, поэтому предпочитает оптимальный для себя способ. Родителей беспокоит такая ситуация. Как из нее выйти?

    Как правильно ползать ребенку?

    Можно показать крохе, как нужно правильно передвигаться на четвереньках. Направьте его руки и ноги, если это необходимо. Возможно, через некоторое время он порадует вас.

    Правильное ползание предполагает выдвижение вперед одной руки и противоположной ноги. Затем они меняются. Однобокое передвижение (когда выдвигается правая нога и рука или наоборот, только левые конечности) считается неверным.

    Тревоги родителей могут возникать и по поводу того, что малыш уже ходит на четвереньках, но еще не сидит. Это нормальная ситуация. Ребенок начинает ползать раньше, а когда освоит стиль по-пластунски, обычно пытается садиться.

    Но врачи рекомендуют: форсировать события не стоит. Сидение создает сильную нагрузку на позвоночник, к которой организм может быть еще не готов. Развивайте ползание: оно укрепляет кости и мышцы. Когда придет время, малыш обязательно сядет.

    Если ребенок не ползает…


    В 10 месяцев малыши обычно обладают развитыми навыками ползания. Вопрос, когда дети начинают активно ползать на четвереньках, для родителей отходит на второй план. Но так происходит не всегда.

    Если грудничок не пытается ползать, стоит показать кроху невропатологу. Существуют патологии, при которых передвижение на четвереньках становится невозможным:

    • неразвитость связочно-мышечного аппарата;
    • избыточный вес;
    • хронические или врожденные заболевания, ослабляющие организм;
    • травмы, вывихи конечностей;
    • слишком тугое пеленание;
    • наследственность.

    Порой причиной становится лень, отсутствие мотивации или просто уравновешенный характер, когда ребенок направляет свои усилия на развитие речи, мелкой моторики, а крупная моторика остается вне его внимания.

    В этом случае стоит повышать мотивацию. Например, покажите грудничку новый красивый предмет и поставьте его на расстоянии. Не давайте игрушку в руки! Стимулируйте малыша сделать несколько шагов на четвереньках.

    Но прежде чем начинать действовать, убедитесь с помощью врача, что у ребенка нет серьезных патологий, и он готов к нагрузкам. Вот теперь можно и поползать!

    Если ваш малыш научился сидеть, то очень скоро он вполне захочет передвигаться. Пора, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, характеризуется мощным скачком в развитии. Причем речь идет не только о физических навыках, но и формировании интеллекта крохи. Во время ползания улучшается мышечный тонус, укрепляется позвоночник, видоизменяется координация движений, формируются крупная и мелкая моторика. А когда карапуз активно пытается познавать окружающий мир, он учится мыслить.

    Ползание – наиважнейший этап

    По мнению педиатров, умение ползать крайне положительно сказывается на развитии ребенка:

    • это способствует возникновению речи;
    • вырабатываются настойчивость, целеустремленность, выносливость;
    • он учится ориентироваться в пространстве.

    На вопрос о том, во сколько месяцев ваш ребенок должен ползать на четвереньках, педиатры дают уклончивый ответ.

    Вот как об этом рассуждает детский доктор Евгений Комаровский : «Сидение, ползание, стояние, хождение… Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном – так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита».

    Практика показывает, что один малыш поползет в 5 месяцев, другой - в 9, а есть и такие, кто вообще минует данный этап развития и сразу переходят к ходьбе. И во всех случаях это проявление нормы, ведь все дети разные.
    И все же есть несколько факторов, влияющих на формирование двигательных навыков:

    • здоровье организма в целом;
    • физические и личностные черты ребенка (худенький-полненький активный-медлительный);
    • микроклимат в семье.

    Однако, если ребенок и после 10 месяцев не выражает ни малейшего интереса к движению – это повод посетить невролога.

    Считается, что девочки развиваются быстрее, чем мальчики. Но подтвержденных научных фактов на этот счет нет, а значит, дело вовсе не в гендерных признаках. Куда важней генетические особенности развития индивидуума, состояние здоровье, течение беременности и родов, атмосфера в доме.


    Полезное видео

    Когда ребенок начинает ползать на четвереньках

    Ребенок начинает ползать на четвереньках не вдруг, этому предшествуют определенные этапы развития, не овладев которыми, малыш не освоит навык.

    Сначала малыш освоит навык лежания на животе. Это происходит в возрасте 4 месяцев . Обычно кроха, лежа на животе, пытается достать понравившуюся ему игрушку. Для этого он инстинктивно будет отталкиваться ножками от поверхности. Когда малыш определит взаимосвязь между этими толчками и дальнейшим перемещением тела, его движения станут активнее.

    В 5 месяцев малыш, лежа на животе, пытается достать понравившуюся ему игрушку. Для этого он инстинктивно будет отталкиваться ножками от поверхности. Когда малыш определит взаимосвязь между этими толчками и дальнейшим перемещением тела, его движения станут активнее.

    В 6 месяцев ребенок учится вставать на четвереньки. Как только он овладеет этим умением, сразу последует новый навык – он начнет «раскачиваться». Малыши, стоящие на четвереньках и не решающиеся сделать шаг, понимают, что таким образом можно передвигаться, но не знают как. Поэтому большинство детишек качаются на четвереньках вперед-назад, не отрывая коленочки от пола. Пройдет совсем немного времени между эту этапом и следующим, когда малыш начнет переставлять ручки и ножки по очереди и поползет на четвереньках.

    Малыш в 7 месяцев из-за неполной скоординированности, может ползать вовсе не туда, куда он желал попасть. Поэтому сначала многие дети учатся ползти назад, а уже потом вперёд.

    В 8 месяцев большинство детей полностью осваивают навык ползания на четвереньках. Они по очереди переставляют ручки и коленочки и могут развивать удивительно большую скорость. Не стоит переживать, что малыш бьется коленками об пол. Кроха не сделает себе больно, к тому же его суставы намного подвижнее и эластичнее, чем у взрослых. Но если на дворе лето, малыш ползает почти без одежды, то не обойтись без помощи защитных наколенников. В противном случае, болевые ощущения от мозолей и натёртостей затормозят развитие навыка.

    Как научить ребенка ползать

    Иногда родители могут сами стимулировать навык ползания у маленького человечка, если считают, что уже пора и все его сверстники уже умеют двигаться. Вот несколько самых распространенных методов:

    1. Можно помочь малышу с помощью массажа и гимнастики. Делать это желательно на специальном пеленальном столике. Слегка массируются ручки ребенка от кисти к предплечью, затем ножки от стоп к бедрам. Потом малыш переворачивается на животик и начинается поглаживание спинки сверху вниз.

    2. Довериться специалисту. Многие родители могут не замечать, а опытные массажист или мануальный терапевт сразу заметит тонус мышц у ребенка. Профессиональный детский массажист разомнет и «разогреет» мышцы, что облегчит малышу двигательную активность.

    3. Не ограничивать движение. Нет никакого смысла держать подрастающего малыша в кроватке. Когда ребенку исполнится 4 месяца, в кроватке он должен только спать, во время бодрствования пусть проводит время на полу.


    Есть и другие способы побудить малыша к ползанию:

    • Маните ребенка к себе, показывая яркую игрушку;
    • Показывайте ему, что можно стоять на четвереньках, подкладывая под животик подушку или валик и оставляя его ненадолго в такой позе;
    • Ребенок лежит на животе, вы подкладываете ему под стопы свои ладони, что будет его стимулировать к отталкиванию;
    • Почаще выкладывайте кроху на пол, накрытый большим плотным одеялом – широкое свободное пространство способствует стремлению к движению;
    • Пусть малыш опирается на большой резиновый шар, а ножками стоит на коленках. Мама в это время постепенно отодвигает шар на себя. Ребенок станет на уровне рефлекса двигать ножками. Безопасности ради, малыша должен подстраховывать еще один взрослый;
    • Ххвалите ваше малыша, радуйтесь любым его стараниям, это придаст ему уверенности и развеет страхи.


    Безопасность – прежде всего

    Ползающий ребенок – это сгусток энергии. Активно передвигаясь по дому, малыш подвергается потенциальной опасности. Ему любопытна и скатерть, свисающая со стола, где стоит ваза с цветами, и содержимое шкафа. За крохой нужен постоянный присмотр. Зона особого внимания – двери и лестницы. Не забывайте также про розетки и шнуры. Создайте вашему шалунишке все условия для исследования пространства.

    Совсем скоро вчерашний грудничок научится стоять возле опоры, а потом сам сделает первые шаги.

    Развеять сомнения родителей, когда ребенок начинает ползать на четвереньках и соответствует ли их карапуз нормам, может только специалист.

    Помните, что вашему ребенку необходима здоровая и спокойная мама, не переживайте зря. Не ищите поводов для беспокойства, а просто наслаждайтесь каждым моментом счастливого материнства!