Работа с серебром в домашних условиях. Плавка серебра и припоя. Плавка серебра своими руками

Плавка любого материала (в данном случае серебра) - это процесс перехода вещества из одного состояния в другое. В нашем случае это переход серебра из твердого состояния в жидкое. Происходит этот переход под воздействием на вещество высокой температуры. Некоторые металлы можно переплавить в домашних условиях . В их число входит и серебро.


Материалы и инструменты которые нужны для плавки серебра:

Для плавки серебра необходимо:

ложка металлическая любого размера;

бура в качестве флюса;

асбест листовой;

горелка газовая или бензиновая;

лом серебра ;

точные весы;

муфельная печь;

шамотная глина;

микроволновая печь;

мощный понижающий трансформатор с напряжением на выходе 25 В;

порошок углеграфитный.

Порядок выполнения работ по плавке серебра:

Действия, которые необходимо при этом выполнить:

приготовить плавильню из ложки;

обработать ее флюсом;

нагревать шихту до ее перехода в состояние расплава.

Для изготовления плавильни нужно из листа асбеста вырезать 4 прямоугольника. Один должен быть больше ложки, другой - по ее размеру, следующий - вдвое меньше второго, последний - еще меньше. Асбестовые прямоугольники намочить водой до их размягчения. Самый маленький прямоугольник положить на дно плавильной ложки. Сверху накрыть его пластиночкой побольше. На нее положить кусок еще большего размера. Каждый слой хорошо разгладить пальцами руки. Самым большим прямоугольником края ложки полностью оборачиваются по периметру вместе с основанием ручки. Вся конструкция еще раз хорошенько обжимается. Получается что-то вроде неглубокого тигля. Можно с одного края сформировать небольшую канавку для слива расплавленного металла.

Приготовление шихты. На точных весах нужно отвесить 20 грамм серебряного лома . С помощью магнита удалить возможные частицы железа и стали.

Далее идет обработка ложки-плавильни флюсом. Флюс нужен для удаления из расплава различных окислов, для защиты расплава от попадания в него кислорода. В качестве флюса используется бура. 1 часть флюса расходуется на 10 частей такого же веса частей шихты.

Просохшую ложку установить в горизонтальное положение и засыпать в нее буру. Зажечь газовую или бензиновую горелку, отрегулировать пламя. Оно должно быть очень мягким, чтобы флюс не разлетелся во все стороны. Прогревать флюс нужно до превращения его в массу густоты меда зеленоватого цвета. Открыть доступ воздуха на горелке, чтобы пламя стало жестким и более мощным. Загрузить ложку шихтой, положив в нее 20 г серебряного лома. Прогревать шихту до ее покраснения, оплавления и стекания на дно ложки. Правильно расплавленное серебро должно блестеть. Если его поверхность покрыта оксидной пленкой (мутной) , то оно еще не расплавилось.

Полностью расплавленное серебро походит на небольшую лужицу ртути. Его можно слить в какую-либо форму, предварительно подогретую и смазанную воском. Температура расплавленного серебра - около 950 градусов. Асбестовое покрытие плавильни может выдержать 4-5 плавок, затем его придется менять. При неудачной плавке слиток остудить и повторить весь процесс заново.

Другой способ плавки серебра:

Серебро - так-же можно переплавить в более значительных количествах пламенем паяльной лампы или используя муфельную печь. Но тигель с шихтой придется размещать в толстостенной трубе из шамотной глины. Такую глину или другую огнеупорную смесь можно приобрести на строительном рынке.

Серебро можно переплавить в условиях дома с помощью микроволновой печи. Из нее удаляется вращающаяся стеклянная тарелка, ставится огнеупорная подставка. Она может быть из асбеста или другого материала, выдерживающего температуру 1000-1200 градусов. Тигель с шихтой ставится в жаропрочный контейнер и помещается в микроволновку. Через 15 минут работы печи на полной мощности серебро расплавится полностью.


Промышленностью выпускаются специальные плавильные печи, работающие на принципе использования токов высокой частоты. Стоимость такой печи производства Чехии составляет 65-70 тысяч рублей.

Можно построить своими руками плавильную электрическую печь. Для этого понадобится графит, слюда, асбестовая плитка. Вместо асбеста можно применить цементную или кафельную плитку. Обязательно нужен мощный понижающий трансформатор. Сетевая его обмотка состоит из 620 витков эмалированного медного провода. Диаметр провода 1 мм. Вторичная обмотка (понижающая) намотана проводом, имеющим прямоугольное сечение. Толщина его 2,8 мм, ширина 4,2 мм. Его иногда называют шинкой. Количество витков - 70. Провод должен иметь стекловолоконную изоляцию. Сердечник состоит из трансформаторных Г-образных пластин. Внутренне сечение должно составлять 60х32 мм. Напряжение на выходе - около 25 вольт. Подобный трансформатор может встречаться в некоторых сварочных аппаратах. Выходное напряжение в нем будет около 60В, поэтому расстояние между двумя электродами придется увеличить до 18-20 сантиметров.

Конструкция корпуса печи может быть разная. Главное в ней - два углеграфитовых электрода. Между ними насыпается слой графита в порошке. За 4-5 минут он нагревается до 3000 градусов. При таких температурных условиях можно переплавить не только серебро . Внутренние стенки обкладываются слюдой, которая отражает тепло. Наружные стенки изолируются асбестом или плиткой цементной толщиной 1 см. За один раз в этой установке можно переплавить до 50-80 грамм серебра.

Для подключения печи к трансформатору нужны медные провода толщиной не менее 8 мм в хорошей изоляции. Перед первой плавкой серебра печь нужно хорошо прогреть. При этом в ней сгорят все органические включения. В условиях дома понадобится хорошая принудительная вентиляция. При следующих плавках установка не будет выделять гари и копоти. Шихта закладывается в лунку, сделанную в порошке углеграфита.

Такую установку для переплавки серебра и других металлов лучше использовать не в квартире, а где-нибудь в гараже или на даче.

А вот Вам ещё одно видео как плавить серебро и другие драгоценные металлы.


Я думаю что описание с видео Вас научили чему нибудь.

Успехов Вам.

теги; ключевые слова; серебро, плавка серебра, изделия из серебра, серебренный песок, серебренные монеты, переплавляем серебро видео, видео плавим золото, видео плавим серебро, как правильно плавить серебро, серебро - драгоценный металл, изделия из серебра, добываем серебро.

Зная о том, что впереди ожидает работа с повышенными температурами, необходимо усердно подготовиться. Первым делом изъять с рабочего места любые легковоспламеняющиеся предметы. Позаботиться заранее о том, чтобы ничто вам не мешало во время процесса. Под рукой должны находиться средства защиты (перчатки и фартук) и нужные инструменты (щипцы и пинцет). Одежда для работы из прочных материалов должна прикрывать все тело. Рекомендуется заниматься процессом в специальных очках на резинке, что прочно прилегают к лицу. Хотя бы одна, случайно проникшая капелька расплавленного металла способна вызвать значительный ожог.

Пригодится огнеупорная посуда либо тигель. Тигель - это термоустойчивая емкость, предназначенная для плавления. Неудачно выбранная посуда для плавки не способна выдержать температуру либо треснуть по причине их перепада.

Подобная ситуация может причинить большой вред здоровью. Лучше приобрести специальный тигель заранее.

Процесс плавки серебра

Нужно сперва приготовить форму. Перемешивается кварцевый песок и гипс в соотношении 7:1. Приготовленную смесь разводит жидкостью до состояния «сметаны». Затем нужно выбрать коробочку для формы. Ее габариты должны быть не очень большими, и в тоже время достаточными для спокойного помещения изделия. Коробочка должна идти с объемной крышкой, куда также сможет вместиться изделие. Можно брать две одинаковые коробки. Один резервуар наполняется подготовленной смесью. На углах размещаются гвоздики. Заранее отобранную модель изделия нужно накрыть мыльным раствором и высушить.

После чего макет аккуратно поместить в смесь до середины высоты. Необходимо следить, чтобы гвоздики были направленными четко к верху. Затвердевшую субстанцию необходимо покрыть маслом. Подобным образом наполняется крышка коробочки. После этого коробочку с макетом необходимо соединить с крышкой, поместив оставшуюся часть макета в свежую смесь. После высыхания, готовые формы стоит извлечь из коробочек. В одной форме выделяется малое отверстие (диаметром не более 5 мм) для дальнейшей заливки металла. После чего формы тщательно соединяют и в данном состоянии закрепляют веревкой либо резинкой.

После приготовления формы идет процесс выплавки серебра. В тигель выкладываются серебряные изделия. Заранее их лучше покрошить на одинаковые по размеру кусочки. Таким образом металл будет прогреваться плавно и процесс несколько ускорится. Тигель разогревается на бензиновой или газовой горелке. Приготовленный к отливке металл напоминает капельку ртути. Если данное состояние получено, можно выливать серебро в форму. Для заливки следует брать специальную воронку. После заливки расплавленного металла, отверстие необходимо очень быстро прикрыть крышечкой. На внутреннем боку крышечки заранее нужно разместить небольшой кусочек ваты. Сразу сгорая под воздействием значительной температуры, вата создаст в замкнутой ёмкости давление. Благодаря такому давлению металл планомерно заполнит все уголки и формы макета.

– металл, способный принять консистенцию жидкой фракции в расплавленном состоянии. Процесс плавки серебра – задача трудоемкая, требующая не только необходимых материалов и инструментов, но и знаний в этой области.

Жидкий металл – очень горячий материал. При неосторожном обращении с ним легко получить ожоги. Также высок риск возникновения пожара. Поэтому плавка серебра в домашних условиях должна осуществляться в специально отведенном помещении или на улице.

Обладая множеством преимуществ серебро имеет и свои недостатки. В частности, быстрое окисление при взаимодействии с сероводородом, который находится в воздухе. При подобной реакции серебро покрывается темным налетом.

Это первоочередная причина появления почернения столовых приборов. Приобретая материал для дальнейшего плавления, важно знать какими характеристиками он обладает:

Ели вы решили самостоятельно , то важно знать, что температура плавления серебра напрямую связана с его пробой. Именно этот показатель дает понять, сколько в сплаве содержится чистого металла, и определяется в процентном соотношении.

Интересно! Например, сплав содержит 92,5 % серебра, остальные 7,5 % — различные примеси. Для такой пробы температура плавления составит примерно 889 градусов.

Если сплав содержит менее 90 % серебра, то металл будет плавиться при температуре, не превышающей 770 градусов. Самые распространенные пробы серебра, применяемые в ювелирной промышленности: 750, 800, 875, 916, 925, 960. Проба 999 крайне редко используется мастерами, поскольку этот материал слишком мягкий.

Прежде, нужно приготовить все инструменты и материалы для основного процесса. Немаловажное значение уделяется форме, в которую будет выливаться жидкий металл. Ее можно приобрести в готовом виде или сделать самостоятельно из любых огнеупорных и негорючих материалов.

Для того, чтобы расплавить серебряный слиток дома без использования специального технологического оборудования, понадобятся:

До начала проведения работ все материалы нужно сложить в шаговой доступности, чтобы в процессе не отвлекаться на их поиск. Одежда должна быть плотной, руки защищены перчатками, глаза – очками.

Если форму не получилось купить заранее, ее можно сделать из гипса и кварцевого песка. С помощью пчелиного воска сделать макет емкости, в которую будет переливаться расплавленный металл.

Гипс смешать с кварцевым песком, опустить в эту смесь подготовленную форму. Когда материал чуть остынет, пальцами выдавить впадину, куда перельется серебро.

После полного застывания смеси, форму следует тщательно прогреть. Обязательно открыть окно, если работа ведется в помещении, поскольку испаряющийся воздух вызывает неприятное амбре.

Когда запах пропадет, форма полностью готова. Теперь можно заняться основным процессом. Он проходит в несколько этапов:

При необходимости придания расплавленному металлу определенной форму, его следует моментально перелить в ингус, дождаться небольшого загустения и опустить в емкость с водой.

Металл до полного остывания будет раскаленным и очень горячим, поэтому все манипуляции стоит проделывать с использованием щипцов.

В холодной воде форма, как правило, сразу отделяется от серебра. Если этого не произошло, можно помочь руками.

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно расплавить серебро в домашних условиях. Также рассмотрим кустарные методики и технологии выплавки и отливки серебра, получение серебра из радиодеталей химическим и термическим методом

Серебро используется для изготовления монет, ювелирных либо декоративных изделий, столовых приборов. Серебро также традиционно используется в печати фотографий, однако навряд ли Вы сможете выделить его в достаточном количестве.

В промышленном производстве серебро используется в батарейках, подшипниках, при пайке деталей и микросхем, в катализаторах, телевизионных экранах и т.д. В большинстве солнечных батарей используется серебряная паста. Некоторые из предметов, такие, например, как подшипники, могут быть использованы в плавлении серебра.

Серебро активно используется также в медицинской технике и приборах, при очистке воды. Этот химический элемент препятствует росту и размножению бактерий, способствует заживлению ран.

Как расплавить серебро в домашних условиях

Большие кусочки серебра разделите на более мелкие фрагменты при помощи кусачек. Это необходимо для того, чтобы нагрев производился более равномерно, тем самым ускоряя время плавления.

Поместите серебро в тигель и поддерживайте температуру в печи пока оно не растает. Чтобы расплавить серебро его надо нагреть до 1763 градусов по Фарингиту (962 градуса по Цельсию).

Как заливать расплавленное серебро в домашних условиях в форму

Возьмите тигель термостойкими щипцами и пока серебро еще жидкое вылейте его в подготовленную заранее форму. Эту процедуру надо провести быстро, чтобы не дать расплавленному серебру остыть и вернуться в твердое состояние. В зависимости от размеров Вашей формы для литья, может потребоваться использование центробежной силы для того, чтобы расплавленное серебро достигло всех её краёв.


Чистое серебро не применяется в ювелирной практике. По этому температура плавления может быть разной, в зависимости от состава сплава.
Просто так отлить что то стоящее не получится. Для такой работы нужно литье под давлением. Звучит пугающе, но ничего сверх сложного нет. Хотя, дома не стала бы делать. Лучше побольше места.
Принцип таков: делается приспособа. Из куска не оцинкованной жести делается коробок и стенки его перфорируются для выхода воздуха. Деревяшка + гвоздь = ручка. Из проволоки делается тяга. Вот и вся приспособа.

Гипс смешивается с тальком 3:1 примерно. Из чистого воска делается модель и заливается смесью. Понятно, что отливать надо в коробочке по размеру люльки приспособы. Сразу же, пока не застыла смесь делается воронка, с ней есть хитрость. Отверстие к модели должно быть небольшим. Таким, что бы расплавленный металл сам не проливался в полость формы.

Дальше ждем кристаллизации формы и высыхания ее. После завершения прогреваем форму выплавляя воск. Греть надо до тех пор, пока не прекратится испарение воска. Если он останется, поры в отливке гарантированы. Пропеченную форму кладем в люльку центрифуги. Металл и флюс кладем в воронку формы и все это греем горелкой. Форма должна тоже прогреется.

После расплавления металла, чуть перегрев его до текучести, но не сжигая, раскручиваем центрифугу и крутим до тех пор, пока все не остынет до температуры гарантированной кристаллизации металла. Довольно долго, кстати. Хотя крутить можно без особого фанатизма, в смысле скорости.

Все. Вынимаем форму и кидаем горячей еще в воду. Если сама не потрескалась полностью, удаляем остатки. Метод дает очень точную копию модели. Вплоть до царапин.
В этом случае при переплавки столовых приборов обязательно убедитесь в том, что изделия состоят полностью из металла под названием серебро.
Хотя там обязательно сплав а не серебро. Из чистого серебра не бывает приборов. Если есть лаборатория, где можно определить из какого состава изготовлены вилки, ложки и т.д. Определите и тогда принимайте решение для дальнейших действий. Есть большая вероятность,что столовое серебро, всего лишь напыление не больше..

1. Если же все таки решитесь в домашних условиях (плавить) серебро, подойдет вот такое устройство под названием муфель, изготовить не сложно из трубы.В отверстие вставляется паяльная лампа,внутри находится тигель. Такой метод эффективен при расплавлении небольшого количества серебра.

2.Второй случай, лучше обратитесь в ювелирную мастерскую, где у них есть все необходимое для таких действий. Если вам необходимо иметь форму для выплавления, имейте в этом случае модельный воск из которого можно изготовить любую сложность будущей детали.

Существует другая технология переработки технического серебра в домашних условиях.

Общая идея:
измельченный сплав заливается примерно 35% раствором СЕРНОЙ кислоты,
при постоянном перемешивании в расвор постоянно добавляется небольшое коли-
чество перекиси водорода (добавить сразу все нельзя, она разлагается).
В указанных условиях медь, цинк, кадмий и пр. переходят в раствор, серебро не растворяется.
В осадке остается серебро и всякая неметаллическая дрянь (отделяется при плавке
с флюсом - бурой).
В источнике измельченный сплав загружался в "наклонный вращающийся реактор из
хромоникелевой стали," вращение наклонного жбана и обеспечивало перемешивание.
Процесс занимает часа 2. Этот способ, почерпнутый из журнала "Химия и жизнь" был опробован и показал хорошие результаты.

К полоске фанеры был прикреплен хомутом маленький асинхронный моторчик на 220 В от бытовой техники, который через спиральную пружинку вертел входной вал небольшого червячного редуктора от чего-то электро-печатающего. Редуктор крепился к той же фанерке.

На выходной вал этого редуктора был насажен кружок из фанеры по диаметру дна банки. Оси валов редуктора были взаимно перпендикулярны, кружок оказывался за краем полоски фанеры, и его плоскость была перпендикулярна плоскости фанерки.
К кружку были прикручены винтами с гайками три полоски кровельного железа сантиметров по 20, расходящиеся по радиусам, как лучи, наружу. Полоски загибались параллельно оси вала, образуя с фанерным донышком посадочное место для..."реактора".


Банка использовалась цилиндрическая полиэтиленовая диаметром около 15 см и высотой около 30 см. В советское время в таких продавался клей Бустилат. Приятной особенностью указанной банки являлось низкое горлышко диаметром сантиметров 4_5 (раствор не выплескивался).Банка ставилась на фанерный кружок между металлическими полосками и скреплялась с ними двумя кольцами из резинового бинта снаружи.

Вся эта конструкция была прикреплена к другому куску фанеры - основанию под углом градусов 45 с помощью шурупов и пары уголков, отпиленных от доски. Таким образом, был получен "Вращающийся реактор"
Да, редуктор был понижающий, банка вертелась довольно медленно.
Рядом ставился штатив с медицинской капельницей, откуда капала перекись.
Капала, как было сказано, часа 2 - 3. Поскольку происходило это на кухне, важно было использовать именно тихий асинхронный двигатель. Сплав измельчался здоровенным грубым напильником, этот этап я не механизировал.

К сведению тех, кто не знаком с трудами Эрхарда Бреполя о химической очистке (аффинаж)любых серебряных сплавов до пробы 999. Довольно простой и доступный способ. Кстати, зачем в "плюшке" контакта использовать цинк, когда есть более электропроводящая медь?
Берем серебряный лом, помещаем его в стеклянную банку и на улице заливаем где-то на 1/3 азотной кислотой с концентрацией в районе 50 %, то есть с той концентрацией, которая продается в химреактивах. Серебряный лом будет растворяться в кислоте, кислота бурлить,пениться, вонять и греться, что не особо страшно. Вместе с серебром в кислоте растворятся все примеси, а главное - медь.

Раствор будет купоросного цвета. После полного растворения серебра и примесей и остывания раствора, в него заливаем водный раствор хлорида натрия (обычная поваренная соль). Поскольку только хлорид серебра в воде нерастворим, в результате реакции (не опасной вовсе) он в виде белого порошка оседает на дно, а примеси остаются в растворе. Далее раствор неоднократно разбавляется водой и сливается а осадок, который в сущности серебро, остается. В результате вода над серебром должна быть совсем прозрачной.

У Бреполя описан процесс, который я лично не опробовал, а именно добавить в хлорид серебра разбавленную серную кислоту и цинк, после чего на дно высадится металлическое серебро, которое далее переплавляется.

Я делал по другому способу Бреполя. Сливаем воду, сушим осадок. Потом сухой осадок (хлорид серебра) жарим в тигле, с учетом того, что при нагреве он будет плавится, бурлить и вонять, превращаясь сначала в оксид серебра и далее в металл.

Окислительная плавка серебра также имеет место быть, но менее предсказуема по результату с выходом на нужную чистоту серебра.

Температура плавления серебра - 960*С, так что плавка делается в керамическом или тигле, с нагревом на древесном угле или коксе с поддувом воздуха (пылесос, фен) и, конечно, на улице. Под тиглем (за слоем угля) разумно установить "ловушку" для металла, на случай если тигель лопнет.

Вообще, любая плавка - процесс, в результате которого металл под воздействием высокой температуры переходит из твердого состояния в жидкое. Этот процесс неразрывно связан с другим, обратным по действию, процессом - переходом из расплавленного состояния, предварительно отлитого в заданную форму, в твердое.

Ваша задача сводится к тому, чтобы расплавить серебро, а потом отлить его в готовую форму - ингус. Любой металл, подвергающийся плавке, называется шихтой.

Порядок работы: подготовка плавильни-ложки; обработка плавильни флюсом; загрузка шихты в плавильню-ложку;.

нагревание шихты до перехода ее в жидкое состояние;.

отливка расплавленного металла в ингус.

Отрежьте от листа асбеста (если у вас картон, то необходимо прежде расщепить его на тонкие пластины) несколько прямоугольников: один - больше размера ложки, другой - в размер, третий - вполовину меньше второго, последний - совсем маленький. Намочите пластины, чтобы они стали мягкими. Ими вы выложите плавильню-ложку в следующем порядке: на дно ложки положите самую маленькую пластину, поверху - пластину побольше и так дальше, разглаживая подушечками больших пальцев каждую. Последней, самой большой пластиной оберните края ложки по периметру, включая основание ручки (чтобы исключить ее нагревание), и хорошенько обожмите асбест (рис. 40).

Ложе должно быть лишь слегка вогнутым. Это важно, потому что в глубоком ложе плавка может затянуться надолго, а при слишком плоском вы рискуете пролить сплав куда угодно при малейшем наклоне домашнего тигля (плавление серебра происходит при 960°!).

С одной стороны ложки (если

вы левша, то с правой, и наоборот) сформируйте небольшую бороздочку, чтобы расплавленный металл более уверенно выливался. Подготовив таким образом плавильню-ложку, положите ее сушить. Лучше это делать рядом с несильно горящей конфоркой, перевернув ее ложем вниз.

Пока ложка сохнет, займитесь сортировкой и развесом шихты. Подготовьте к работе ювелирные весы.

Отдельно взвесьте и положите кучками по 18-20 г серебряный лом 916-й и 925-й проб. Из этого сплава вы будете заготавливать толстую гладь для контура будущих украшений, который должен быть достаточно крепким.

Лом 875-й пробы нужно смешать с чистым серебром из расчета: на 1 часть пробного серебра 2 части чистого. При емкости ингуса около 20 г сплава вам понадобится на каждую плавку 6 г пробного и 12 г чистого серебра.

Исходя из общего веса металла, определите количество плавок. Разложите шихту в доступном месте кучками на небольших листках бумаги (плавка должна быть непрерывной, иначе вам придется снова разогревать ложку, начиная плавку практически сначала). Всю шихту необходимо очистить магнитом, чтобы удалить возможные частицы железа и стали.

Не забудьте подготовить металл для припоя. Для филигранных работ не годятся припои, содержащие цинк. Существуют стандартные припои, содержащие 70-72% серебра (остальное медь). Можно изготовить из серебра 875-й пробы с медью в соотношении 4:1. Если у вас остались старого образца копейки, то можно изготовить припой из расчета три монетки на один серебряный полтинник. Но лучше всего такой рецепт: на один серебряный полтинник добавляется 2,7 г чистой меди (если у вас николаевский рубль, то весу в нем ровно в два раза больше, и меди понадобится 5,4 г). Припой такого состава идеально подходит для пайки филигранных изделий. Не слушайте тех, кто утверждает, что другие припои очень хороши, повторяю: для пайки филиграни этот - самый лучший. Однажды моя знакомая-немка, которой я делала браслет, обратилась к местному ювелиру, чтобы он подправил ей замочек. Ювелир воскликнул: “Какая старинная работа!” “Нет, - ответила немка, - я приобрела его недавно”. “Наверное, это очень старый ювелир, - предположил мастер. - Не могли бы вы, когда будете снова в Москве, узнать, каким припоем он пользовался?” Так вот, заодно отвечу и этому ювелиру: полтинник и 2,7 г чистейшей меди, уважаемый!.

Продолжим. Следующий этап - обработка плавильни флюсом. Он необходим для растворения различных окислов и удаления их из расплава, а также для защиты от проникновения в него кислорода, который образует в нем полости и раковины. Флюсом послужит бура. Количество ее зависит от веса шихты. Соотношение таково: 1 часть буры на 10 частей заготовленной шихты для одной плавки металла. Если плавок у вас несколько, то при последующих плавках буры подается гораздо меньше. Итак, считаем: если шихты 18 г, буры потребуется 1,8 г.

Проверьте горелку. Если у вас газовый аппарат, убедитесь что нет утечки газа: протрите губкой, смоченной в мыльном растворе, штуцера, - если на их поверхности не появится пузырьков, все в порядке. У бензинового аппарата прежде всего следует проверить правильность присоединения шлангов и количество бензина в бачке. Всегда перед работой с паяльным аппаратом проверяйте его устройство.

Теперь отрегулируйте пламя. Сейчас оно должно быть достаточно мягким, чтобы бура, положенная в ложку, под его напором не разлетелась, как снежинки в метель. Как правило, пользуются прокаленной бурой.

Ложка к этому времени должна просохнуть. Установите ее.

так, чтобы ложе находилось в горизонтальном положении, и положите туда необходимое количество буры. Теперь включайте горелку и, направив огонь в ложе, равномерно прогревайте буру, пока она не превратится в глазурь (зеленоватую массу густоты меда, покрывающую дно ложки).

Снова отрегулируйте пламя: передвиньте хомутик, открыв доступ воздуха (или регулятором смесителя на бензиновой горелке), - оно станет жестким и мощным.

Загружайте шихту (лучше начинать с высокопробного серебра) для плавки и, не давая расплавленной буре остывать, нагревайте шихту. Серебро постепенно будет краснеть, потом оплавляться, стекая на дно. Ваша задача - следить, чтобы металл понемногу плавился (он должен блестеть, бликовать). Если серебро в процессе плавки покрыто мутной оксидной пленкой, значит, оплавления не наступает. В этом случае следует отрегулировать пламя горелки, перемещать ее по вертикали, добиваясь, чтобы серебро опять заблестело и плавилось.

Когда шихта полностью расплавится, то есть превратится в лужицу, по виду напоминающую ртуть, нужно подвинуть поближе к пламени ингус, чтобы он хорошенько прогрелся. Промежуточная операция при прогревании ингуса - смазывание его воском. По вертикальному экрану проведите несколько раз кусочком воска, он стечет в ложе ингуса. Поставьте ингус так, чтобы было удобно прогревать (рук, конечно, не хватает!). Закрепите его, чтобы при отливке сплава случайно не опрокинуть. Расположите сзади экрана что-нибудь не-воспламеняющееся (на тот случай, если некому помочь). При этом процесс плавки ни в коем случае не должен останавливаться. Горелка при всех манипуляциях должна быть направлена на расплав, который не должен терять температуру и блестеть. Дайте расплаву отстояться, чтобы бура отшлаковала ненужные оксиды и примеси.

Теперь - главное. Как только расплавленный металл вот-вот “побежит” (в точности этого тропа вы убедитесь при первой же плавке: он станет каким-то особенно жидким и заволнуется), его нужно отливать в разогретый ингус под неусыпным пламенем горелки (температура расплава в момент отливки не должна меняться!). Ингус в этот момент обязательно должен быть равномерно и хорошо прогрет, иначе нормально отливка не пойдет.

Отливать расплав надо уверенным движением, но не резко, чтобы он, ударившись о стенки или экран ингуса, не разбился на несколько частей. Но и не медленно - он может чуть остыть и вообще не вылиться (или частично вылиться) из плавильни-ложки. Если плавка у вас не получилась, не отчаивайтесь, а быстро, пока не остыла ложка, повторите ее. Приобретенный опыт поможет вам успешнее справиться с этой сложной операцией. Если же все удалось (отливка полностью залила ложе ингуса, не имеет больших оплывов через его край), благодарите всех Святых, поскорее ставьте ингус под струю воды и начинайте новую плавку. Отлитый брусок остынет, и, когда вам снова понадобится ингус, вы его освободите, просто перевернув.

Сделайте столько плавок, сколько нужно, не забывая подсыпать понемногу буры, только не переборщите, так как большое количество буры будет препятствовать плавке. Если это все же произошло, возьмите стальную спицу или нечто подобное и удалите лишнее, отодвигая ее к краю ложа. Если плавок много (обычно асбестовое покрытие выдерживает 3-5 плавок), то лучше сделать между плавками паузу и, дав остыть ложке, сменить асбестовое покрытие.

Плавка припоя всегда должна быть последней, если вы не хотите испортить пробу серебра, так тщательно вами составленную. Несколько подробнее о его плавке. Не загружайте одновременно серебряный полтинник и медь. Медь за время плавки частично выгорит, повысив процентное содержание серебра. Полученный припой будет иметь более высокую температуру плавления, и вы с трудом осуществите пайку элементов узора, появится риск их оплавить. Медь следует класть в тот момент, когда полтинник расплавится полностью. Она будет оплавляться и как бы растворяться в расплаве. Отливку припоя ведут обычным порядком. Иногда, чтобы увеличить площадь опиливания, припой отливают на плоскость леткала. В результате получается лепешка, которую нетрудно закрепить в ювелирных тисках.

Отлитый брусок припоя будет разительно отличаться от других по цвету: он будет темно-серым с красновато-коричневым или темно-коричневым налетом. Сплав же из смеси пробного и чистого серебра должен быть от почти белого до светло-серого цвета. Брусок, отлитый из пробного серебра будет серым. В условиях домашней плавки трудно добиться абсолютно точного соотношения серебра и меди. Поэтому, даже если у вас получились бруски предположительно одинаковой пробы, но немного отличающиеся по цвету, не пугайтесь, что вам придется переплавлять металл. Нужно разумно распре-.

делить, какой брусок пойдет на изготовление тонкой проволоки, для которой нужна более высокая проба, какой - на проволоку средней толщины, какой - на проволоку для контура будущих изделий.