Подвижные игры с элементами прыжков. Подвижные игры с прыжками в высоту и длину. Игры с метанием и ловлей

Игра «Круг»

Цели и задачи:

2) развитие мускулатуры ног;

3) повышение активности.

Оборудование. Отсутствует.

Исходное положение. Ребенок располагается напротив взрослого.

Ход игры. Ребенок как можно выше прыгает на одном месте. После того как взрослый дает команду: «Кругом», малыш в прыжке делает поворот на 180°. Потом опять прыгает на одном месте и ждет новой команды.

Игра «Прыжки на одной ноге»

Цели и задачи:

1) совершенствование координации движений;

2) развитие мускулатуры ног;

3) повышение активности.

Оборудование. Мел.

Ход игры. Ребенок прыгает через линию на правой ноге в разные стороны, продвигаясь вперед до конца дистанции. Затем на левой ноге возвращается аналогичным способом к началу старта.

Игра «Прыжки с мячом»

Цели и задачи:

1) развитие мускулатуры ног;

2) развитие координации движений;

3) повышение активности.

Оборудование. Мяч, мел.

Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку. Взрослый чертит линию пять-восемь метров.

Исходное положение. Ребенок располагаются в начале дистанционной черты.

Ход игры. Ребенок прыгает вдоль линии с зажатым между ног мячом в разные стороны, с помощью прыжков продвигаясь вперед до конца отмеренной дистанции. При этом мяч должен оставаться между ногами и не выпадать, затем взять мяч в руки и бегом вернуться назад к старту.

Игра «Прыжки вдоль линии»

Цели и задачи:

1)развитие мускулатуры ног;

2)развитие координации движений;

3)повышение активности.

Оборудование. Мел.

Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку. Взрослый чертит линию пять-восемь метров

Исходное положение. Ребенок располагаются в начале дистанционной черты.

Ход игры. Ребенок прыгает вдоль линии в разные стороны, с помощью прыжков продвигаясь вперед до конца отмеренной дистанции и бегом возвращается назад к старту.

Игра «Прыжки через шнур»

Цели и задачи:

1) развитие координации движений;

2) развитие мускулатуры ног;

3) повышение активности.

Оборудование. Веревка длиной десять метров.

Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку.

Исходное положение. Взрослый и ребенок располагаются друг напротив друга на расстоянии одного метра.

Ход игры. Взрослый держит веревку в руках и медленно поворачивается на 180° вокруг своей оси. Ребенок должен при приближении веревки подпрыгивать, чтобы она не касалась его ног. Если ребенок не успевает подпрыгнуть - следует начать играть сначала.

Игра 1

Подготовка. На полу чертится круг диаметром 2 м. се играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги около круга (одна напротив другой).

Побеждает игрок, который сумеет вытеснить соперника за пределы круга или заставит его оступиться, тем самым принеся команде победное очко. Побеждает команда, игроки которой одержали большое количество побед.

Правила игры: 1. Правилами запрещается снимать со спины руки. 2. Поединок заканчивается вничью, если оба игрока оказались за пределами круга одновременно. 3. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли бойцов. 4. Капитаны также сражаются между собой (последними).

Игра 2

Подготовка. Играющие делятся на несколько команд. Каждая, в свою очередь, делится пополам. Команды выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, даётся по эстафетной палочке (теннисному мячу).

Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке.

Выигрывает та команда которая первой поменяется местами.

Правила игры: 1. Эстафета начинается по команде. 2. Необходимо обегать колонну справа налево и после этого передавать эстафету игроку, который вышел на полшага вправо. 3. Чтобы увеличить нагрузку, можно проводить игру с двойными перебежками: игрок, оказавшийся на противоположной стороне, после передачи ему эстафеты снова бежит туда, откуда начинал бег.



Игра 3

Подготовка. Для игры нужна верёвка длиной 3-4 м, на конце которой привязан мешочек, наполненный горохом или песком. Иногда для игры используют обычную скакалку. Это удочка, с помощью которой рыбак (водящий) ловит рыбок (остальных играющих). Все играющие становятся в круг, а водящий - в середину круга с верёвкой в руках.

Содержание игры. Вариант 1. Водящий вращает верёвку с мешочком так, чтобы тот скользил по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движением мешочка и подпрыгивают, чтобы он не задел кого-либо из них. Тот, кого заденет мешочек или верёвка, становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий идёт на его место в круг.

Выигрывают два-три игрока, оставшиеся последними.

Правила игры: 1. Игрок считается пойманным в том случает, если верёвка коснулась его ноги не выше голеностопа. 2. Игрокам во время прыжков не разрешается приближаться к водящему. 3. Тот игрок, которого задела верёвка, выбывает из игры.

Вариант 2 (командный). Игроки, стоящие по кругу, рассчитываются на первый-второй и соответственно составляют команды. Водящий (как и в варианте 1) - один и тот же. Игрок, которого задела верёвка, поднимает руку вверх: он приносит своей команде штрафное очко. После каждой ошибки громко объявляется счёт.

Победу в игре одерживает команда, после 2-4 мин игры получившая меньше штрафных очков.

Правила игры - те же, что и в варианте 1.

Игра 4

Подготовка.Участники игры делятся на две равные команды, каждая из которых выстраивается вдоль боковых сторон зала лицом к середине. По жребию одна команда назначается прыгунами, вторая - пятнашками. На площадке делается разметка. В 1 м от лицевой границы площадки проводится стартовая линия (для бегунов), а впереди, через 3 м - вторая стартовая линия (для прыгунов). Перед этой линией (в 10-12 м от неё) чертят полосу шириной 1,5-2 м.

Содержание игры. По команде учителя "На старт!" четыре игрока из команды прыгунов занимают места за второй линией. За ними тут же за ближайшую к стене линию встают в затылок четверо из команды пятнашек. По команде "Внимание!" прыгуны и пятнашки принимают положение высокого старта, а по команде "Марш!" все выбегают вперёд. Задача прыгунов - быстрее достичь полосы и перепрыгнуть через неё. Задача пятнашек - успеть осалить прыгунов, прежде чем они сделают прыжок (пятнашки не прыгают). Если прыгуна не успеют осалить до прыжка, его команда получает очко. Пятнашка, который коснётся прыгуна рукой до начала прыжка, также получает одно очко. После первых четвёрок в борьбу вступают вторые четвёрки прыгунов и пятнашек, пока все не примут участие в игре. После этого команды меняются ролями и местами на линиях старта.

В итоге побеждает команда, набравшая больше победных очков.

Правила игры: 1. Пятнашке разрешается салить любого игрока или нескольких игроков. 2. Касание засчитывается только до момента отталкивания. 3. Прыгун, заступивший за пределы полосы или не перепрыгнувший её, считается осаленным.

Игра 5

Подготовка. В игре принимают участие 6-12 человек, а возможно, и больше. Играющие делятся на две группы: одни изображают слона, другие напрыгивают на него. Чертится линия, отмечающая начало разбега. Команда, которая образует живой снаряд (слона), становится в колонну по одному, спиной к линии разбега. Направляющий (самый сильный) принимает согнутое положение и упирается руками в колено выставленной ноги, как в чехарде. Стоящий за ним игрок крепко обхватывает его за пояс. Третий игрок, в свою очередь, обхватывает за пояс второго и т.д. (таким образом выстраивается не более шести человек). Крепко держась друг за друга, они образуют живой снаряд для прыжков.

Содержание игры. По сигналу руководителя игроки другой команды по очереди разбегаются и напрыгивают на "слона". При этом первый старается сесть верхом на "слона" как можно ближе к "голове", чтобы оставить побольше места для товарищей. Если нарушений нет и все игроки успешно оседлали живой снаряд, то последний прыгнувший на "слона" кричит: "Есть!". По этому сигналу "слон" начинает двигаться вперёд, к линии, находящейся в пяти шагах от направляющего. Затем команды меняются ролями.

Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Правила игры: 1. Оседлавшему "слона" нужно удержаться на нём без помощи рук. 2. Попытка прибегнуть к помощи рук, равно как и неудачный прыжок (падение со "слона"), наказывается штрафным очком. 3. За каждого игрока-наездника, который не сумел удержаться на "слоне", команде начисляется штрафное очко.

Физминутки.


1. Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп

хлопки над головой

Мы топаем ногами, топ, топ

высоко поднимаем колени

Качаем головой

головой вперед назад подвигать

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

руки поднять, опустить

Мы низко приседаем и прямо мы встаем

присесть и подпрыгнуть

Руки вниз, на бочок.

Разжимаем- в кулачок

Руки вверх и в кулачок

Разжимаем на бочок

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся

Ноги вместе. ноги врозь

2. Раз, два - выше голова

Три, четыре - руки, ноги шире

Пять, шесть - тихо сесть.

3 . Раз - руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два - три нагнулись. пол достали

А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики

4 . На горе стоит лесок

круговые движения руками

Он не низок не высок

сесть, встать, руки вверх

глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

ходьба на месте

Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"

плечи поднять

5 . Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг=скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

6. Руки вверх поднимем - раз

Выше носа, выше глаз.

Прямо руки вверх держать

Не качаться. не дрожать.

Три - опустили руки вниз,

Стой на месте не вертись.

Вверх раз, два, три, четыре, вниз!

Повторяем, не ленись!

Будем делать повороты

Выполняйте все с охотой.

Раз - налево поворот,

Два - теперь наоборот.

Так, ничуть, не торопясь,

Повторяем 8 раз.

Руки на поясе, ноги шире!

7. Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

8. Пять веселых домовых

Праздничною ночью

Разгулялись чересчур.

Вста на цыпочки

Один закружился в вальсе

А второй споткнулся и нос расквасил.

Третий прыгал до небес

С неба звезды цапал.

А четвертый топал как Мишка косолапый

Пятый пел до хрипоты

Песенку за песенкой.

Этой ночью домовым очень было весело.

9. Вечер зимний в небе синем

встать из-за стола

Звезды синие зажег

встать на носки, потянуться

Ветви сыплют синий иней

потряхивая руками, потихоньку сесть

На приснеженный снежок

10. От зеленого причала оттолкнулся пароход

Он шагнул назад вперед

шаг назад

А потом шагнул вперед

шаг вперед

И поплыл, поплыл по речке

движения руками

Набирая полный ход

ходьба на месте.


Заклички.

Заклички про солнце

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос;

Матушка-рожь

Чтобы встала стеной сплошь.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко, солнышко,

Загляни в оконышко!

Твои детки играют,

Воробышков путают,

А малину рвут

И нам не дают -

Медведю по ложке,

А нам ни крошки!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко -

Дам тебе горошечка!

Солнышко, солнышко,

Колоколнышко!

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облышка.

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

Солнышко-ведрышко,

Прогляни, просвети!

На яблоньку высокую,

На веточку зеленую.

Считалки.

1)Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты.

2)Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом,

Инти, инти, интерес -

Выходи на букву "эс".

3)Шёл крокодил,

Трубку курил,

Трубка упала и написала:

Шишел-мышел,

Этот вышел.

4) Начинаеся считалка,

На берегу сидела галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

5)Раз, два, три, четыре, пять -

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Ой-ой-ой,

Убегает зайчик мой.

6)Раз, два, три, четыре, пять -

Игры будем начинать.

Пчёлы в поле полетели.

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы.

Мы играем - водишь ты.

7)Черепаха хвост поджала,

И за зайцем побежала.

Оказалась впереди,

Кто не верит - выходи.

8)Прилетела стрекоза,

Как горошины глаза,

А сама как вертолёт,

Влево, вправо, взад, вперед.

9)Утром бабока проснулась,

Улыбнулась, потянулас,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

А четыре - улетела.

10)Раз, два, раз, два,

Вот берёзка, вот трава,

Вот полянка, вот лужок -

Выходи-ка ты, дружок.


Комплекс ОРУ с гантелями.

Упражнение 1 . Поднимание прямых рук в стороны-вверх с одновременным подниманием туловища на носки ног Для боковых пучков дельтовидных мышц.

Исходное положение - основная стойка. 1 - поднять руки в стороны-вверх; 2 - опустить руки через стороны вниз. При поднимании рук вверх - вдох, при опускании рук - выдох.

Темп средний и быстрый. Повторить 6-12 раз.

Упражнение 2 . Поднимание рук в стороны-вверх, опускание вперед-вниз. Для передних и боковых пучков дельтовидных мышц.

И. п.- о. с. 1 - поднять руки в стороны-вверх; 2 - опустить вперед-вниз. При поднимании рук в стороны - вдох, при опускании - выдох.

Темп средний. Повторить 8-16 раз.

Упражнение 3 . Наклоны туловища вперед, не сгибая ног. Для мышц спины.

И. п.- ноги расставлены широко, руки подняты вверх. 1 - наклонить туловище, не сгибая ног, вперед (выдох); 2 - выпрямиться (вдох).

Темп средний. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 4 . Попеременное сгибание рук в локтевых суставах. Для мышц-сгибателей (бицепс). -

И. п.- о. с. 1 - согнуть левую руку; 2 - опуская вниз левую руку, одновременно согнуть правую. Дышать глубоко и ритмично.

Темп средний. Повторить 20-30 раз для правой и левой руки.

Упражнение 5 . Разведение прямых рук в стороны с одновременным подниманием туловища на носки. Для дельтовидных и грудных мышц.

И. п.- ноги в о. е., руки подняты вперед на высоту плеч, ладони внутрь. 1 - развести руки в стороны и подняться на носки; 2 - свести руки вперед. При разведении рук - вдох, при сведении - выдох:

Темп средний. Повторить 8-12 раз.

Упражнение 6 . Приседание на носках, руки к плечам. Для мышц ног.

И. п.- ноги в о. е., руки к плечам. 1 - присесть на носках; 2 - принять исходное положение. При приседе - вдох, при выпрямлении - выдох.

Темп средний и быстрый. Повторить 16-30 раз.

После выполнения этого упражнения в течение 30-45 секунд спокойно походите и сделайте несколько дыхательных упражнений.

Упражнение 7. Махи ногой с подвязанной к ней гантелью. Для пояснично - подвздошной мышцы.

И. п.- прочно привязать гантель к ступне правой ноги. Встать на левую ногу, левой рукой опереться о спинку стула, стенку или другой предмет. 1 - сильный энергичный мах правой ногой вперед, как можно выше; 2 - мах назад до отказа. То же левой ногой.

Темп средний. Повторить 10-20 раз для правой и левой ноги.

Упражнение 8. Прямые «удары боксера» . Для разгибателей и дельтовидных мышц.

И. п.- ноги на ширине плеч, руки согнуты к плечам. 1 - энергично выпрямить вперед левую руку, одновременно поворачивая туловище вправо; 2 - энергично выпрямить вперед правую руку,

одновременно поворачивая туловище влево, и согнуть левую руку до исходного положения. Темп средний и быстрый. Повторить 15-20 раз правой и левой рукой.

Упражнение 9. Наклоны туловища в стороны с подтягиванием руки к подмышке - «насос». Для косых мышц живота.

И. п.- о. с. 1 - наклонить туловище влево и одновременно подтянуть правую руку к подмышке; 2 - то же вправо, подтянуть левую руку и одновременно правую руку опустить вниз. При наклоне туловища вправо - вдох, влево - выдох.

Темп средний. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

Упражнение 10 . Опускание туловища из положения сидя, гантели у плеч. Для мышц брюшного пресса.

И. п.- сесть, руки к плечам, носки ног зацепйть за нижний край стола или другой предмет. 1 - лечь; 2 - сесть. При наклоне назад - вдох, при выпрямлении - выдох.

Темп средний. Повторить 6-10 раз.

Комплекс ОРУ с флажками.

«Помаши флажками» - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки вниз. Махать руками вперёд-назад. «Флажки на плечи» - из того же исходного положения привести к плечам руки и опустить вниз. Флажки следует держать вертикально.

«Скрёстные движения флажками внизу» - исходное положение - стоя прямо, руки в стороны. Выполнять скрещивание рук внизу спереди и снова разводить в стороны.

«Скрёстные движения флажками наверху» - исходное положение - стоя прямо, руки вниз. Выполнять скрещивающие движения флажками над головой и снова опускать вниз.

«Хождение с флажками» - ребёнок выполняет хождение по комнате и делает флажками движения в том направлении, которое вы задаёте. По команде «»постучи об пол флажками» он приседает низко и делает несколько постукиваний об пол флажками, потом нужно встать прямо, руки вверх.

«Прыжок через флажок» - стоя прямо взять в руку флажок, предварительно свернув его, сделать наклон, опустить флажок на пол прямо перед носками ног, снова распрямиться и прыгнуть, опуститься на пол за флажком, прыгнуть обратно, спиной вперёд.

«Передай флажок под ногами» - исходное положение - сидя на полу, флажок в одной руке. По команде перекладывать под коленками флажок в другую руку.

«Возьми флажок ногами» - исходное положение - сидя на полу с согнутыми ногами, опора на руки сзади. Флажок кладётся на пол впереди. Делается попытка схватить его пальцами ног, поднятие ног с флажком до выпрямления и укладывание на место.

Повороты - исходное положение - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки вниз. По команде поднять руки вперёд и делать повороты корпуса в стороны.

«Передай флажок за спиной» - исходное положение - сидя по-турецки на полу. В одной руке флажок. При повороте в одну сторону класть флажок за спину, при повороте через другую сторону брать его в другую руку.

«Передай флажок под стулом» - сесть на стул с флажком в одной руке. Выполнить наклон в сторону и положить флажок под стул, затем наклониться через другую сторону и взять его. Помахать флажком над головой сидя с прямой спиной.

«Дотянись флажками до пола» - исходное положение - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки - вперёд. Выполнять наклоны не сгибая колен и касаться флажками пола.

«Покачивания» - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнять покачивания.

Комплекс ОРУ с обручем.

1. И. п.- основная стойка в центре лежащего на полу обруча. 1 - присесть, развести руки, взять обруч; 2 - встать, поднять обруч горизонтально вверх, потянуться; 3 - присесть и положить обруч на пол; 4 - исходное" положение.

Обруч брать хватом сверху, поднимая его, следить за сохранением горизонтального положения. Приседая - выдох, вставая - вдох.

2. И. п.- стойка ноги вместе, обруч вертикально над головой, хват немного шире плеч. 1 - отставляя, правую ногу в сторону на носок, наклон вправо, смотреть на обруч; 2 - исходное положение; 3-4 - то же в левую сторону.

Все движения выполнять в одной плоскости, не поворачивая обруч. При наклоне закрепить плечевой пояс, вес тела на опорной ноге. Дыхание равномерное.

3. И. п.- стойка ноги врозь, обруч вертикально за спиной. 1 - поворот туловища влево - выдох; 2 - исходное, положенние - вдох; 3-4 - то же направо.

При поворотах плечевой пояс и руки фиксировать так, чтобы они находились все время в плоскости обруча, ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать.

4. И. п.- лежа на спине, обручг горизонтально на уровне груди (рис. 28). 1-2 - приподнять обруч и, сгибая ноги, продеть их в обруч, выпрямить и опустить на пол; 3-4-продеть ноги назад и вернуться в исходное положение.

Лежать прямо, голову не поднимать. Дыхание произвольное, без задержек.

5. И. п.- сед ноги врозь, зацепив обруч; носками ног и держа его прямыми руками в наклонном положении (рис. 29). Перекат назад на спину до касания лопатками; и затылком пола и перекат вперед в исходное положение. При выполнении упражнения руки и ноги прямые. При движении назад обруч тянуть руками на себя, а при движении вперед - нажимать на

обруч ногами. Дыхание равномерное. Освоив задание, выполнять его под счет.

6. И. п.- сед, ноги скрестить в центр лежащего на полу обруча. 1-2 - поднять обруч горизонтально вверх и, поднимая

голову, прогнуться - вдох; 3-4 - исходное положение, опуская голову и плечи - выдох.

Поднимая обруч, руки немного назад, грудь вперед.

7. И. п.- стойка ноги вместе, обруч держать за нижний край вертикально перед грудью. Прыжки с ноги на ногу через обруч, вращая его вперед. Прыжки чередовать (вначале с правой ноги, затем с левой). Освоив прыжки с вращением обруча вперед, можно выполнять упражнение с вращением назад. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.

Комплекс ОРУ с мячом.

1. И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках. 1 – 2. – Поднять мяч вперед – вверх. Прогнуться, отвести левую ногу назад на носок. 3 – 4. – и. п. Повторить 4 – 5 раз.

2. И. п. – стойка на коленях, наклон вперед, опереться ладонями прямых рук на мяч. 1 – 3. – Пружинистые наклоны вниз до касания грудью пола, не сгибая рук. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

3. И. п. – сидя ноги скрестно мяч у груди. 1. – Повернуть туловище налево с одновременным выпрямлением рук вперед. 2. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.

4. И. п. – лежа на спине, мяч зажат между стопами прямых ног, руки в стороны. 1 – 2. Сесть, руками обхватить голени, мячом и стопами ног не касаться пола. 3 – 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

5. И. п. – лежа на спине, ноги сильно согнуты в коленях и разведены на ширину плеч, мяч в полусогнутых руках за головой на полу. 1 – 3. Сделать «мост», поднять левую ногу, согнутую в колене, вверх. 4. – И. п. Повторить 3 – 4 раза.

6. И. п. – ноги врозь, мяч в согнутых руках за головой. 1– 4. – Круговое вращение туловищем влево – вперед, вправо – назад, удерживая мяч за головой. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.

7. И. п. – основная стойка, мяч у груди. 1. – Толкнуть мяч вверх, встать на одно колено. 2. – Поймать мяч прямыми руками над головой. 3. – Сгибая руки, опустить мяч за голову. 4. – Бросить мяч вверх, встать, поймать мяч, вернуться в и. п. Повторить 3 – 4 раза.

8. И. п. – ноги врозь, мяч у груди. 1– 2. – Выпрямляя руки вперед, быстро наклониться, руки с мячом пронести между ногами назад до отказа и бросить мяч вверх. 3 – 4. – Во время полета мяча быстро выпрямиться, повернуться кругом и, поймав мяч двумя руками, вернуться в и. п. Повторить 3 – 4 раза.

9. И. п. – основная стойка, мяч лежит у носков стоп. 1. – Прыгнуть через мяч вперед. 2. – Прыгнуть через мяч назад. 3. – Прыгнуть через мяч влево. 4. – Прыгнуть через мяч вправо. Повторить 4 – 5 раз.

9. И. п. – ноги врозь, мяч зажат между стопами. 1. – Резко сгибая ноги вперед, подбросить мяч вверх. 2. – Поймать его руками. 3. – И. п. Повторить 7 – 8 раз.

10. Продвигаясь вперед, толкать правой и левой рукой мяч от плеча, ловя его на ходу, 30 – 40 сек. в среднем темпе.

Комплекс ОРУ для лыжной подготовки.

1. Ходьба на месте с махами руками.

2. В стойке, ноги врозь пружинящие полуприседы с различным положением рук.

3. Наклоны туловища в стороны, вперед назад, руки на поясе.

4. Круговые движения руками вперед и назад.

5. Поочередные выпады вперед, руки в стороны.

6. Переносы тела с одной ноги на другую.

7. Стоя на двух лыжах опуститься в полуприсед и затем подняться.

8. Поочередное поднимание и опускание носка и затем пятки лыжи при небольшом сгибании обеих ног в колене.

9. Поднимание согнутой ноги назад и вперед с отрывом вначале пятки, затем носка лыжи.

10. Поднимание согнутой ноги вперед с расположением и удержанием лыжи параллельно лыжне.

11. Небольшие прыжки с одной ноги на другую.

12. Прыжки – подскоки на месте на двух лыжах.

13. Небольшие махи слегка согнутой ногой назад и вперед.

14. Стоя на чуть согнутых в коленях ногах и немного наклонив туловище, поочерёдные махи прямыми руками вперед (до уровня глаз) и назад (немного дальше бедра).

15. Небольшой выпад вперед правой, затем левой ногой.

16. Поочередный выпад вперед с махом то левой то правой рукой вперед и назад, при разноименном сочетании работы руки и ног.

17. Поочередные махи носками лыж вправо и влево.

18. Поочередное поднимание и перестановка носков лыж в сторону.

19. Поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж – носки лыж поочередно поднимают и переставляют вправо и влево, а пятки лыж не отрывают от снега.

20. Поворот переступанием на месте вокруг носков лыж, когда приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте.

21. Приставные шаги в сторону.

Комплекс ОРУ для занятие плаванием(в воде)

Упражнение 1.

И.п. - стоя ноги вместе, руки вверху.

1-8 - поочередные круговые движения руками вперед, имитируя плавание кролем на груди;

1-8 - то же назад (плавание кролем на спине);

Темп средний. Повторить 8-10 раз.

Подвижные игры для старших дошкольников

Бутова Юлия Викторовна, инструктор по физкультуре, воспитатель МКДОУ детский сад № 6 «Ягодка», г. Киров, Калужская область.
Описание: данный материал будет полезен воспитателям детских садов, инструкторам по физкультуре, учителям начальных классов.
– стимулирование двигательной активности детей.

физического воспитания дошкольников:
Приучать детей при беге согласовывать свои движения с движениями других детей.
Выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями.
Соблюдать заданное направление движения.
Правильно координировать работу рук и ног во время бега.
Учить легко бегать.
Совершенствовать бег с предметами.
Формировать умение сохранять правильную осанку при беге.
Развивать у детей выносливость в процессе продолжительного бега
Содействовать развитию органов дыхания, обогащению организма кислородом с помощью естественных вводов движений ходьбы, бега.
Развивать у детей интерес к спортивным состязаниям.
Формировать стремление добиться цели (результата) – «добежать», «допрыгать», «перепрыгнуть».
Пробуждать желание добиваться определенных результатов.
Упражнять в беге в сочетании с прыжками.


Игры с бегом рассчитаны на детей хорошо физически подготовленных: старшей и подготовительной к школе групп .
Исходные положения детей во время игр: стоя, в ходьбе, бег на время от 1,5 до 2 минут, бег в короткие интервалы времени для выполнения того или иного задания в игре.
Занятия проводятся зимой в физкультурном зале, летом на воздухе, т. к. данные игры интенсивные - их не рекомендуется проводить на воздухе зимой.
Игры проводятся с большой амплитудой движения, с включением бега, требуют быстроты реакции, скорости, а некоторые и выносливости.
Стимулировать двигательную активность детей целесообразно игрушками: проводить игры с мячами, шарами, обручами, использовать специальное оборудование (бревно, горка, доска, заборчик).
Подвижные игры с бегом (командные, эстафеты) с тонизирующей и тренирующей нагрузкой проводятся на воздухе, что способствует закаливанию детей.

Описание игры: Инструктор проводит на земле линии – это дорожки. Игроки бегают по ним друг за другом, делают повороты, сохраняя при этом равновесие. Идти и бежать (по указанию инструктора) нужно точно наступая на линии, не мешать друг другу. Игру можно проводить с любым количеством детей. Длина дорожек может быть произвольной, но не менее 3 метров. Эту игру можно проводить как соревнование для двух команд.
Правила игры: Бежать по дорожке нужно, точно наступая на линии, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего игрока.

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Впереди цепи встает инструктор. Она бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия. Отставшие игроки выбывают из игры. Играть в данную игру можно в любое время года.
Правила игры: Игроки должны крепко держать друг друга за руки или пояс (но не одежду), чтобы змейка не разорвалась. Игроки должны повторять движения водящего (инструктора). Инструктор не должен бежать быстро.
Вариант игры: По сигналу инструктора, игроки могут разбегаться, а потом собираться, возвращаясь на свои места.

Дракончик

Описание игры: Дети берут друг друга за пояс, образуя цепь – это хвост дракончика. Впереди цепи встает инструктор – это голова дракончика. Она бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, чтобы поймать свой хвост. Игроки, которые попали в руки водящего – инструктора, считаются пойманными. Отставшие игроки выбывают из игры. Играть в данную игру можно в любое время года.
Правила игры: Игроки должны крепко держать друг друга за пояс (но не одежду), чтобы дракончик не разорвался. Игроки должны повторять движения водящего (инструктора). Инструктор не должен бежать быстро.

Челночок

Описание игры: Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят (по договоренности в начале игры) под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.
Правила игры: Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота. Пробегая в ворота, дети держат друг друга за руки.
Вариант игры: Ворота по высоте могут быть разными: на уровне плеч, на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробежать под ними. Более сложный вариант – когда дети, пробегая в ворота, проносят предметы.

Пустое место

Описание игры: Игроки встают в круг на расстоянии шага друг от друга и считалкой выбирают водящего. Начиная игру, он бежит мимо игроков, пятнает одного из них и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный игрок быстро бежит в противоположную от водящего сторону. Кто из них первым добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
Правила игры: Игроки бегут только за кругом, не забегая в круг. Игроки, стоящие в кругу, не должны задерживать бегущих игроков. Если дети одновременно прибегают к свободному месту, то они оба встают в круг и считалкой выбирается новый водящий.

Третий лишний

Описание игры: Игроки встают парами друг за другом, лицом в центр круга. Водящий, выбранный считалкой, оббегает круг и встает впереди одной из пар. Игрок, стоящий в этой паре третьим, оказывается лишним и убегает, чтобы занять место в другой паре.
Правила игры: Во время игры нельзя пробегать через круг. Игрок в паре может стать впереди этой же пары и водящему придется занимать другое место.
Вариант игры: В игру ввести второго водящего, который ловит третьих, лишних игроков.

Лошадки и кучер

Описание игры: Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке один кучер и две лошадки. Инструктор по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли лошадки выполняют все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево. На слова: «Лошадки, в разные стороны!» - кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найди своего кучера!» - они как можно быстро находят своего кучера. Выигрывает тройка, которая быстрее собралась вместе. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется. Как только в тройке все игроки побыли кучерами – игра заканчивается.
Описание игры: На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около одного метра) – это место для водящего. На расстоянии 20 - 30 метров от круга, на противоположном конце площадки, проводится линия, за ней стоят играющие. Водящий, стоя спиной к игрокам, громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай,… Стоп!» Когда он говорит эти слова, игроки быстро идут вперед к водящему, на слово «Стоп!» - замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не остановился и сделал после слова «Стоп!» движение, возвращает на место за линию. Водящий снова поворачивается и говорит слова игры, игроки идут вперед. Игра продолжается до тех пор, пока кто –то из участников не встанет двумя ногами в круг водящего, раньше чем водящий скажет слово «Стоп!» Тот, кто это сделал, становится водящим, и игра повторяется.
Правила игры: Водящему не разрешается оглядываться раньше, чем он сказал слово «Стоп!». Все слова нужно проговаривать громко и в любом темпе. Игроки могут начинать движение одновременно со словами и только шагом. Игроки, нарушающие правила, выбывают из игры.
Описание игры: Дети выбирают двух водящих, один из них – челночок, другой – ткач. Остальные дети встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Игрок – челночок встает у второй пары, а игрок – ткач у первой пары. По сигналу игрока – ткача игрок – челночок начинает бежать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если игрок – ткач догонит игрока – челночка прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком. Ребенок, бывший челночком, идет к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга. Игрок, оставшийся без пары, становится ткачом. Если же игрок – челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с игроком – ткачом встают последними воротами, а первая пара начинает игру. Один из игроков пары челночок, а второй – ткач.
Правила игры: Игрок – челночок начинает игру только по сигналу ткача. Водящие не должны, пробегая под воротами, трогать детей руками и толкать их.

Кошка и мышка

Описание игры: Считалкой выбирается кошка и мышка. Остальные игроки берут друг друга за руки и делают круг. Кошка стоит за кругом, а мышка стоит в кругу. Игрок – кошка старается войти в круг и поймать игрока - мышку, но игроки закрывают входы перед ней. Она (он) старается подлезть под ворота, игроки приседают и не пропускают ее (его) в круг. Когда, наконец, игрок - кошка проберется в круг, игроки сразу же открывают ворота и дают возможность выбежать из круга игроку – мышке. А игрока - кошку, наоборот, не выпускают из круга. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а игроки считалкой выбирают других водящих.
Правила игры: Игрок – кошка может поймать игрока – мышку, как в круге, так и за кругом. Игроки могут открывать ворота только игроку – мышке.
Варианты игры:
Во время игры дети по кругу медленно передвигаются то в одну, то в другую сторону, руки у всех опущены. Водящие игроки бегают свободно, дети ворот не закрывают.
Одновременно могут играть две пары, но в этом случае игрок – кошка ловит только одного игрока – мышку.

Мышка и две кошки

Описание игры: Для этой игры нужно выбрать двух кошек и одну мышку. Игроки встают в круг, и держаться за руки. На противоположных сторонах круга ворота открыты, игроки – кошки вбегают в круг и выбегают из него только в открытые ворота. Перед игроком - мышкой же игроки открывают любые ворота. Если одной из игроков – кошек удалось игрока – мышку, они встают в круг, а второй игрок продолжает игру с другими игрока – водящими.
Правила игры: Игроки – кошки могут забегать только в открытые ворота. Нельзя разрывать ворота и толкать детей.

ЦЕЛИ: формировать согласованность двигательных действий; совершенствовать скоростно-силовые способности; формировать самоорганизацию; воспитывать быстроту и ловкость; воспитывать внимательность и организованность; воспитывать целеустремленность и активность; воспитывать коллективизм и товарищество.

Гуси-лебеди

На расстоянии 2-3м от одной из коротких сторон площадки проводят черту, отделяющую гусятник. В центре площадки ставят четыре гимнастические скамейки, образуя как бы дорогу между гор шириной 2м. Около другой короткой стороны площадки двумя скамейками обозначают даоьную гору, за которой в очерченном круге или так называемом «логове» находятся двое водящих - «волки». Остальные играющие выполняют роль «гусей». Их место перед началом игры - в «гусятнике».

Воспитатель выводит «гусей» со словами: «Гуси- лебеди, вам в поле пора». «Гуси» проходят по горной дороге на место бастбища. Здесь они резвятся, бегают, играют друг с дружкой, хлопают крыльями, пробуя взлететь. Спустя некоторое время воспитатель произносит: «Гуси-лебеди, летите домой». «Гуси-лебеди» отвечают: «Серые волки за горой не пускают нас домой». Воспитатель еще раз зовет «гусей» домой. «Гуси» сначала бегут к концам скамеек, ближних к «гусятнику», пробегают по горной дороге и затем, разбегаясь в разные стороны, стараются поскорееоказаться дома, т. е. За чертой. Из-за дальной горы выбегают «волки». Они догоняют «гусей», стараясь осалить убегающих. Осаленные останавливаются. «Волки» преследуют «гусей» до «гусятника», затем возвращаются в «логово». Выигрывают «гуси», не попавшиеся «волкам», и «волки», осалившие не менее трех убегающих. После подведения результатов игры осаленные идут за черту «гусятника» и присоединяются к остальным игрокам. После перебежки выделяются новые водящие, т.е. «волки». Согласно правилам, игрокам нельзя прыгать и перешагивать через скамейки, «волки» не имеют права забегать в «гусятник».

Змейка

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из детей выбирают ведущим. Он должен стать в начало цепи. По знаку воспитателя ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

1. играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась

2. необходимо точно повторять движения ведущего.

3. ведущему не разрешается бегать быстро.

Играть в змейку можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее походит игра. Чтобы она проходила живо, необходимо учить детей придумывать интересные ситуации. Например, ведущий произносит имя последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота. Можно по сигналу ведущего разбежаться, потом быстро восстановить змейку.


Пчелки

Все играющие, кроме трех водящих, встают за условную черту. Впереди за 15-20 м ставят стойку для прыжков, которая выполняет роль елки. За стойкой находятся трое водящих, так называемые пчелки. Разучив куплеты, играющие выходят из-за черты вперед, высоко поднимая колени со словами: «Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал - не споткнулся, не упал». Проговорив слова, они останавливаются вблизи елки: «Глянь - дупло высокой елки (показывают поднимая ноги и вставая на носки, как высока елка). Вылетают злые пчелки!» «Пчелки» начинают кружиться вокруг елки и подражая полету движениями кистей рук, согнутых в локтях, произносят: «Ж-ж-ж, мы пчелки кусачие». Остальные играющие говорят: «Быстроногих не догнать, нам не страшен пчелок рой, убежим сейчас домой». После того как сказано последнее слово, они убегают за черту. «Пчелки» бегут вслед за ними, стараясь осалить или «ужалить». Те, кого осалили до черты, считаются «ужаленными». Потом назначаются по считалке новые «пчелки». Прежние становятся к остальным играющим. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто ни разу не был «ужален» или с кем это случилось меньшее количество раз. Его провозглашают самым быстроногим.

«Прыжки по кочкам»

Содержание: играющие делятся на 2-4 равные по количеству игроков команды, которые выстраиваются в колонну по одному. На площадке обозначаются 2-4 ряда небольших кружков диаметром 50 см -«кочки» - на расстоянии 40-50 см один от другого. В каждом ряду 5-6 кружков. Перед первыми кружками чертится общая линия старта, с которой начинаются прыжки. Рисунок кочек для каждой команды должен быть одинаковым. Назначается судья. По сигналу руководителя первые игроки прыгают на одной или обеих ногах из одного кружка в другой, стараясь не выступить ногой за пределы кружков. Игрок, скорее всех и точнее перепрыгнувший по всем кочкам, выигрывает. По окончании прыжков игроки возвращаются и встают в конце своей колонны. Затем в таком же порядке прыгают вторые, третьи и т.д. Каждый выигравший завоевывает очко для команды.

Варианты игры:

1. Прыжки в одну и другую стороны на одной или обеих ногах.

2. Прыжки «по-лягушачьи» (опираясь руками в пол).

3. В одну сторону прыгать, в обратную - бежать.

Методические указания: прыгать надо только указанным способом - на одной или обеих ногах.

В один кружок не разрешается прыгать больше одного раза. Перепрыгивание за линию кружка считается ошибкой. Развивает прыгучесть, координацию движений, быстроту, силу.

«Кто обгонит»

Содержание: играющие делятся на 2-3 команды, которые выстраиваются в колонну по одному, параллельно одна другой. Расстояние между ними 2-3 см. У первых игроков положение «руки на пояс», остальные играющие кладут левую руку стоящему впереди на левое плечо, правой рукой они держат за голеностопный сустав согнутую правую ногу стоящего впереди игрока. После сигнала руководителя «Внимание - марш!» играющие прыжками на левой ноге двигаются за линию, находящуюся на противоположном конце площадки. Команда, которая первой достигнет линии финиша и встанет за ней в таком же порядке, как в начале игры, считается победившей.

Вариант игры: все тоже, но ногу не назад сгибают, а вперед поднимают, чтобы впереди стоящий партнер ее взял за голеностопный сустав.

Методические указания: игрокам не разрешается отпускать руки до линии финиша. Во время прыжка не менять ноги. Повторяя игру, прыжки выполняют на другой ноге. Развивает прыжковую выносливость, координацию движений, быстроту, силу.

«Челнок»

Содержание: играющие делятся на 2-4 команды по 4-8 человек в каждой. Команды становятся друг против друга в колонну по одному. Расстояние между колоннами 4 м. Отмечается линия старта. Руководитель назначает 1-2 судей. По жребию первый игрок одной команды, стоя за линией старта (не наступая и не переходя ее), прыгает в длину с места, Судья отмечает чертой то место, до которого прыгнул первый игрок. За эту линию становится первый игрок другой команды и прыгает в обратную сторону, т.е. к линии старта. Судья отмечает чертой место его приземления. Второй игрок первой команды становится к этой линии и прыгает в сторону второй команды, и т.д.

Методические указания: все игроки обеих команд прыгают, как «челнок», то в одну, то в другую сторону. Если последний игрок второй команды перепрыгнул через линию старта, то побеждает вторая команда. В противоположном случае побеждает первая команда. Затем команды меняются местами, и игра повторяется.

Совершенствует технику прыжка с места, развивает силовые способности. Воспитывает целеустремленность и выдержку.

Подвижные игры с метаниями на дальность и в цель

«Метко в цель»

(теннисному, тряпичному) и по сигналу все одновременно бросают мячи так, чтобы попасть в городки и сбить их (как можно больше). Другая команда подбирает мячи и так же сбивает городки. Затем броски выполняет снова первая команда, и так поочередно по четыре раза. Выигрывает команда, которая собьет больше городков (в сумме за четыре броска).

Вариант игры:

Играющие встают в одну шеренгу ж рассчитываются на первый - второй. Первые номера составляют одну команду, вторые - другую. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, игроки образуют две шеренги: одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга - команда. Игрокам одной из команд дается по малому мячу, а впереди шеренги, на расстоянии 6 м от черты и параллельно ей, ставятся в ряд с промежутками в один-два шага десять городков: пять одного цвета и пять другого (вперемежку). Каждой команде принадлежат городки определенного цвета. По сигналу руководителя игроки очередной

команды залпом (все одновременно) метают мячи в городки. Затем метает другая команда. Игра заканчивается, когда все игроки произвели по четыре метания. Игроки команды, которая сумела дальше отодвинуть свои цели, выигрывают.

Каждый сбитый городок цвета метавшей команды отодвигается на шаг дальше. Сбитый городок цвета другой команды переставляется на один шаг ближе. Каждый раз брошенные мячи собирает команда, которая готовится к броску. Делает это она тогда, когда сбитые городки установлены на свои места.

Методические указания: сбитый городок ставят на один шаг ближе к той команде, которая бросала мячи.

Развивает меткость, точность, координацию движений.

«Дальние броски»

Содержание: класс делиться на две равные команды. Одна из них выстраивается в шеренгу вдоль линии у одной из сторон площадки. Игроки второй команды свободно размещаются по всей площадке. В 18-20 м от стартовой линии устанавливаются ворота из флажков (стоек) шириной 1 м. По сигналу первый игрок команды, которая построилась вдоль линии, сильно бросает теннисный мяч в поле, затем бежит через поле в ворота и возвращается назад. Игроки, стоящие в поле, стараются схватить теннисный мяч и перебросить назад за стартовую линию. После того как все игроки метнут и пробегут по одному разу, команды меняются местами - и игра повторяется. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.

Вариант игры:

Метание мешочков из-за черты одновременно двумя командами. У каждой команды мешочки своего цвета, и бросить они стараются как можно дальше. Затем игрок устремляются вперед с задачей подобрать мешочки противника (чем дальше они их бросили, тем больше времени на это потребуется). Команда, все бегуны которой скорее прибегут с мешочками за черту, выигрывает одно очко. Игра повторяется несколько раз. При большом количестве ребят в классе каждую команду можно разделить на бегунов и метателей. Тогда бегуны одной команды бегут за мешочками другой команды и наоборот.

Методические указания: если метнувший прибежит раньше, чем будет возвращен мяч, он приносит своей команде одно очко. В противном случае очко достается команде, играющей в поле. Развивает меткость, точность, координацию движений.

«Попади в мяч»

Содержание: для игры нужен один волейбольный мяч и теннисные мячи по количеству, равному половине класса. Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах площадки, чтобы между ними было расстояние 18 - 20 м. Перед носками играющих проводятся линии, а посередине площадки кладется волейбольный мяч. Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому мячу. По сигналу руководителя игроки бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу тоже метают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно. Так поочередно команды метают мячи установленное количество раз. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту команды, стоящей напротив.

Вариант игры:

Можно метать в два волейбольных мяча, и если мячей хватает, то их раздают всем ученикам класса. Обстрел волейбольных мячей начинается с двух сторон одновременно. Если один мяч закатился за линию, а второй еще в поле, то метание производится по оставшемуся мячу. Игра заканчивается, когда в поле не останется волейбольных мячей.

Методические указания: если в ходе игры волейбольный мяч выкатился в сторону от играющих, его кладут в зону площадки на том же уровне. Каждый загнанный за черту противника мяч приносит команде одно очко. Развивает меткость, точность, силу.

«Подвижная цель»

Вариант игры : Игру можно проводить в двух-трех кругах.

Методические указания: в ходе игры метающим мяч не разрешается заступать ногой за черту, не считается попадание в игрока после отскока мяча от земли. Если водящему удалось поймать мяч, он не выбывает из игры, если попытка не увенчалась успехом, он покидает круг. Развивает меткость, точность, силу.

«Снайперы»

Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые номера - другая команда. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга - команда. Перед носками играющих проводится черта, за которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 м от этой черты и параллельно ей ставится в ряд (в полутора шагах один от другого) вперемежку по пяти городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают названия (например, синие и белые).

По сигналу руководителя команды по очереди залпом (все игроки одновременно) метают в городки из положения стоя, с колена или лежа, по условиям игры. Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели.

Методические указания: каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок команды противника - на шаг ближе. Городки ставятся на новые места после залпа одной из команд. Брошенные мячи подбираются игроками другой команды. Сбитые городки ставит на новые места помощник руководителя. Развивает меткость, точность, силу, ловкость.

«Ловкие и меткие»

Руководитель дает волейбольный мяч одному из капитанов. Тот бросает его своему подающему, который старается передать мяч обратно капитану. Защитники противника стараются перехватить мяч и передать его своим подающим. Получив мяч, капитан сбивает им один из городков, который убирается с площадки. Руководитель дает мяч другому капитану - и игра продолжается. Выигрывает команда, капитан которой раньше собьет четыре городка.

Методические указания: капитан, защитники и подающие не должны заступать за черту своего круга. Нельзя вырывать мяч из рук и задерживать его в руках более 3 секунд. Если защитник одной из команд случайно заденет городок ногой и повалит его на землю, городок считается сбитым мячом капитана другой команды. Развивает точность, меткость, скоростно-силовые способности.

«Сильный бросок»

Содержание: играющие, разделившись на две команды, становятся одна против другой за линиями, проведенными на расстоянии 18- 20 м одна от другой. На расстоянии 3 м от каждой линии проводится (ближе к середине площадки) еще по одной параллельной черте городской. Посередине площадки кладется баскетбольный мяч. Всем игрокам дается по одному теннисному мячу. По сигналу руководителя играющие из-за своих линий метают малые мячи и стремятся попасть в баскетбольный мяч и перекатить его за городскую черту противника. Выигрывает команда, выполнившая эту задачу.

Варианты игры:

Посередине площадки кладется несколько баскетбольных мячей или каждому игроку, метающему теннисный мяч.

Методические указания: метание мячей в ходе игры разрешается проводить без определенной последовательности. Подбирая мячи, нельзя заходить за свою городскую черту. Развивает точность, меткость, скоростно-силовые способности.

Подвижные игры с элементами силовой борьбы

«Бой уток»

Содержание: руководитель назначает судей. Играющие становятся в шеренгу и рассчитываются на первого и второго. Первые номера - одна, вторые - другая команда. Играющие становятся парами друг против друга, приседают и обхватывают руками колени. По сигналу играющие прыжками приближаются друг к другу, стараясь толчком плеча вывести противника из равновесия. За каждого выведенного из равновесия игрока противника получает очко. Судья подсчитывает очки. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Методические указания: бой разрешается начать только после сигнала. Если играющий отпустит руки от колен или упадет, считается, что он потерял равновесие. Бой заканчивается, как только один из игроков потеряет равновесие. Чтобы судьям было легче отличить команды, игрокам одной из них следует повязать на руки цветные повязки. При повторении боя нужно дать играющим упражнение для расслаблениямышц ног (потряхивание). Развивает силу, координацию движений.

«Борьба в квадратах»

Содержание: чертят три квадрата со сторонами 1,2,3 метра. Размер первого 3х3 метра, второго – 2х2 метра, третьего – 1х1 метр. В большой квадрат капитаны вызывают 4-х игроков. Каждый из них сгибает одну ногу, руки располагает за спиной. По сигналу участники начинают плечом и туловищем выталкивать друг друга из квадрата. Нельзя также снимать руки со спины. Победитель остается в квадрате. Трое побежденных переходят в соседний квадрат и также продолжают в малом квадрате. Игрок, оставшийся в первом квадрате, получает 4 очка, во втором – 3, в третьем – 2, выбывший – 1очко. После этого в борьбу вступает новая четверка игроков, и также определяется победитель.

Вариант игры: начать игру можно, вызвав в первый квадрат по два игрока из каждой команды, которые должны попытаться совместными усилиями вытолкать из квадрата соперника.

Методические указания: если встал на вторую ногу, то получаешь штрафное очко; если толкаешь руками, то получаешь также штрафное очко. Развивает силу, координацию движений.

«Третий лишний с сопротивлением»

Содержание: игроки становятся по кругу парами. Стоящий сзади обхватывает руками своего партнера, сцепляя руки «замком» на уровне его пояса. Расстояние между парами 2-3 м. Водящий и один игрок располагается вне круга. По сигналу один из игроков, располагавшихся вне круга, убегает, а водящий его догоняет, стараясь осалить до того, как игрок успел оказаться впереди, оставив третьего лишним. Игрок, стоящий в паре вторым, не сходя с места, имеет право оторвать партнера от земли и подвинуть его в ту или иную сторону, мешая убегающему встать впереди своего напарника. Стоящий же впереди игрок вытягивает руки навстречу подбегающему игроку, стараясь, в свою очередь, захватить его в «замок». Если ему это удается, игрок, находящийся сзади, становится третьим лишним. Победителями являются игроки ни разу не водившие.

Методические указания: бегать разрешается как за кругом, так и через круг. Развивает силу, совершенствует технику захвата.

Подвижные игры в занятиях лыжным спортом

«Снежком по мячу»

Содержание: на площадке проводится средняя линия и параллельно ей по обе стороны на расстоянии 5 м - линия старта. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в одну шеренгу, каждая за своей линией старта. На средней линии делается возвышенность из снега и на возвышенность кладется мяч. У каждого игрока в руке комочек из снега (снежок). Руководитель назначает двоих судей. По сигналу руководителя играющие одновременно бросают снежки в волейбольный мяч, стараясь сбить его на площадку противника. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Судьи считают очки.

Методические указания: бросать снежок в цель разрешается только после сигнала учителя и всем одновременно. При броске снежка в цель не разрешается переходить за стартовую линию. За каждый мяч, сбитый на площадку противника, команда получает очко. Игра заканчивается, когда одна из команд набрала первой определенное количество очков. Развивает меткость, точность, силу.

Каждая команда готовит себе лыжню длиною 100 м. Игра начинается по сигналу руководителя. Первые игроки делают четыре-шесть шагов без помощи палок и скользят на обеих лыжах по инерции. С правой стороны от игроков ставят флажок. Вторые игроки начинают передвигаться с того места, где поставили флажок первые и т.д. Побеждает команда, игроки которой, соблюдая правила, продвинулись дальше всех.

Методические указания: скольжение на обеих лыжах выполнять можно только без помощи палок (т.е. без помощи отталкивания палками). Развивает координацию движений, силу, ловкость.

«Быстрый лыжник»

Методические указания: играющим разрешается начать передвижение только после сигнала руководителя. Если игрок потеряет лыжу, то он должен ее прикрепить на том месте, где потерял, и продолжать передвижение.

«За мной»

Содержание: играющие становятся в большой круг друг за другом и двигаются вперед. Водящий находится за кругом. По сигналу руководителя водящий, передвигаясь за кругом, касается палкой лыж любого игрока, приглашая его за собой. Приглашенный игрок, воткнув одну палку в снег (поглубже, чтобы она не опрокинулась), выходит из круга и двигается за водящим. Водящий таким же образом приглашает следующего игрока, затем еще одного и т.д. Он водит за собой всех приглашенных игроков в колонне между палками, затем отводит колонну в сторону, подальше от круга и говорит: «На места!» Играющие стараются поскорее вернуться в круг к своим палкам.

Методические указания: игрок, прибывший на свое место последним, становится водящим. Развивает быстроту реакции, скоростно-силовые способности.

«Эстафета без палок»

Содержание: отмечают линию старта. Играющие делятся на две команды и выстраиваются за линией старта в колонну по одному. На расстоянии 25 - 30 м от линии старта против каждой колонны ставится в снег по одной лыжной палке. По сигналу руководителя два - три игрока в каждой колонне, взявшись за руки, передвигаются скользящим шагом без палок до своей палки и огибает ее справа. Затем возвращаются обратно к своей команде. После пересечения линии финиша последним играющим начинают передвижение следующие два - три игрока.

Методические указания: играющие во время передвижения не имеют права разъединять руки. Игроки, разъединившие руки, возвращаются к месту старта и повторяют передвижение. Развивает координацию движений, скоростно-силовые способности.

«Кто быстрее»

Содержание: отмечают среднюю черту, от которой на расстоянии 30 м в каждую сторону и параллельно ей чертят линии «дома». Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги на средней линии, каждая команда лицом к своим линиям дома. По сигналу руководителя играющие бегут на лыжах (без палок) за свои линии дома. Проигрывает команда, игрок которой пересечет линию дома позже всех игроков другой команды.

Вариант игры:

Играющие становятся в шеренги лицом друг к другу. После сигнала руководителя они делают поворот на лыжах переступанием и только тогда бегут за линию дома.

Методические указания: развивает скоростно-силовые способности,

«Змейки»

Содержание: на дистанции 40 - 50 м расставляются палки в два ряда по пять или больше в каждом, ряду на расстоянии 5 - 6 м одна от другой. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному каждая за линией старта. По сигналу руководителя играющие обеих команд один за другим обходят змейкой расставленные палки, не задев и не уронив их и, обогнув последнюю палку по прямой, возвращаются за линию старта на свои исходные места. Побеждает команда, которая быстрее и без штрафных очков приходит на свое место за линией старта.

Методические указания: за каждую задетую или сбитую палку игрок приносит в свою команду штрафное очко. Развивает координацию движений, скоростно-силовые способности.

«Эстафета парами»

Содержание: играющие делятся на две команды, которые становятся в колонну по два каждая за линией старта. На расстоянии 50 м от линии старта отмечается место поворотного пункта - воткнутая в снег палка или флажок. Оба игрока первых пар держатся за палку. По сигналу руководителя первые пары, держась за палку (стоя рядом), передвигаются до поворотного пункта, огибают его с правой стороны и, возвращаясь назад, передают палку следующей паре, и т.д. Побеждает команда, игроки которой выполнили задание первыми.

Методические указания: развивает скоростно-силовые способности, ловкость, координацию движений.

«Вызов номера»

Содержание: играющие делятся на две - четыре команды, которые становятся за линией старта в колонну по одному. Рассчитываются по порядку номеров, каждый должен запомнить свой номер. Руководитель вызывает один номер, например третий. Третьи номера всех команд передвигаются на лыжах до поворотного пункта, огибая воткнутую в снег палку с правой стороны, и возвращаются обратно. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Вариант игры:

Вызванные номера передвигаются вперед, огибают с правой стороны стоящую в снегу палку, передвигаются с правой стороны своей колонны, огибают последнего игрока и становятся на свое место.

Методические указания: игрок, пересекший линию старта первым, получает команде очко. Если одновременно пересекут линию старта двое играющих, они получают по очку.

«Обойти последнего»

Содержание: играющие делятся на две команды. У игроков одной команды на руке цветная повязка. Обе команды становятся за линией старта в колонну по одному, расстояние между игроками 3 - 4 м. Игроки первой и второй команд стоят смешанно: игрок первой команды, за ним игрок второй команды, опять - первой и т.д. На расстоянии 100 м от линии старта отмечается линия финиша. По сигналу руководителя играющие передвигаются вперед, стараясь обойти впереди идущих. Если игроку одной команды удается обойти игрока второй команды, то последний выходит из игры. Игра заканчивается, когда все играющие достигнут линии финиша. Побеждает команда, у которой больше число игроков достигнет линии финиша.

Методические указания: разрешается обойти игроков только с правой стороны. Если игрок обойдет игрока своей команды, они оба остаются в игре.

Обходя впереди идущего игрока, не разрешается наступать ему на лыжи, или каким-либо образом мешать ему. За нарушение этого правила игрок выходит из игры.

«Гонка с гандикапом»

Содержание : участники делятся на две команды, в одну из них отбираются сильные лыжники, в другую - послабее. Их число в командах одинаковое. Прокладываются две параллельные лыжни по кругу: дистанция внешней лыжни 350 м, внутренней - 300 м. Более слабая команда выстраивается в колонну на малой лыжне, а сильная - на большой. По сигналу руководителя обе команды в медленном темпе начинают движение параллельно друг другу, не обгоняя соперников. По команде «марш» первые номера в колоннах бегут один круг в полную силу и пристраиваются сзади команды. По свистку (отмашке флажком) в соревнование вступают вторые, идущие впереди, пары и т.д. Побеждает команда, игрок которой первым заканчивает бег по кругу.

Вариант игры: игру можно проводить в виде непрерывной эстафеты. Тогда прибежавший в конец колонны передает идущему впереди ленту, зажатую между рукой и палкой, а тот в свою очередь передает ее дальше по колонне, пока она не окажется в руке идущего впереди. Это - сигнал ему к началу бега.

Методические указания: игра заканчивается, когда игроки, начавшие бег, снова окажутся первыми в колоннах. Развивает выносливость, скоростно-силовые способности.

«Салки маршем» (на лыжах)

Содержание : участники (команды) стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу на лыжах (с палками, без палок). Командам даются названия. Руководитель посылает одну команду навстречу той, которая стоит на месте в ожидании свистка. Когда до команды, стоящей на старте, останется 5 - 6 м, руководитель дает свисток, по которому наступающие поворачиваются и убегают в свой город. Игроки противоположной команды бросаются вслед за убегающими, стремясь коснуться концом своей палки лыжи впереди бегущего игрока. Подсчитывается количество осаленных игроков, после чего команды выстраиваются за линиями и наступает другая команда. Итог игры подводится после трех - четырех перебежек. Побеждает команда, осалившая больше лыжников, чем ее соперник.

Вариант игры: игра проводится без палок с ленточками, которые закладываются сзади за воротник. Игроки, преследующие впереди бегущих, должны выдернуть ленточку, пока игроки не пересекли линию своего дома.

Методические указания: нельзя раньше времени (до свистка руководителя) наступающей команде поворачиваться и убегать в свой город, а игрокам противоположной команды осаливать убегающих.

За линиями своего дома осаливать убегающих нельзя. Развивает быстроту реакции на движущийся объект.

Подвижные игры в занятиях плаванием

«Ныряющий круг»

Содержание: играющие располагаются по кругу в воде. Водящий находится в центре круга. В руках у него веревка с мешочком на конце. Количество играющих 6 - 10 человек. Водящий по сигналу руководителя начинает вращать верёвку по кругу над водой, а все играющие должны погружаться под воду при приближении к ним мешочка. Игрок, которого водящий заденет мешочком, становится на его место. Побеждает в этой игре тот, кто ни разу не будет на месте водящего.

Методические указания: нырнуть под воду при приближении веревки с мешочком так, чтобы водящий не успел задеть им. Развивает быстроту реакции, ловкость.

«Всадники на воде»

Варианты игры :

Игру можно проводить как соревнование между отдельными парами или как соревнование команд, где очки, полученные парой, идут в копилку команды.

Методические указания: за каждого сброшенного в воду «всадника» с «коня» команда получает одно очко. Развивает силу, быстроту, ловкость.

«Регби на воде»

Содержание: игровое поле на воде 10x10 м, участвует две команды по 4-6 игроков в каждой. Две команды располагаются в воде напротив друг друга. Игра начинается броском мяча в середину игровой площадки. Команда, завладевшая мячом, может выполнить передачу своему игроку только назад или самому продвигаться вперед с мячом, подталкивая его головой или одной рукой. Защищающаяся команда должна отобрать мяч и перенести его за противоположную лицевую линию. Если это кому-то удалось, то игра начинается с центра. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Вариант игры : можно передвигаться с мячом под водой и передавать его там вперед партнеру.

Методические указания: команда, владеющая мячом, должна доставить мяч за лицевую линию команды соперников, и при этом она получает одно очко. Мячом можно играть только над водой. Развивает скоростно-силовые способности, выносливость, точность, быстроту.

«Слалом над водой»

Содержание: две команды с одинаковым количеством игроков. Дистанцию надо подготовить до игры, укрепив на дне на разном расстоянии от поверхности обручи. Играющие располагаются у стартовых флажков во встречных колоннах. Количество обручей и глубину следует выбирать в соответствии с подготовленностью занимающихся. По сигналу руководителя первый игрок ныряет в воду, змейкой проплывает через все обручи и передает эстафету своему партнеру. Выигрывает команда, игроки которой быстрее вернуться на исходные позиции.

Вариант игры:

Игрок преодолевает дистанцию туда и обратно, не поднимаясь на поверхность воды.

Методические указания: играющие не имеют права выныривать из воды во время проплывания через все обручи под водой, кто это сделает - получает штрафное очко. Развивает скоростную выносливость, силу, ловкость.

«Транспортировка»

а) Один игрок, которого транспортируют, лежит на животе, руки на плечах у переплавляющего пловца, плывущего на спине;

б) Переплавляющий плывет брассом;

в) Брассом плывут первый и последний пловцы, а в середине «груз» из двух пловцов. Команда считается закончившей дистанцию, когда игроки

побывают на всех местах и выполнят все функции.

Методические указания: развивает скоростную выносливость, силу, ловкость.

«Водолазы»

Методические указания: на поиски предметов дается 1 минута. В ходе игры разрешается выходить на поверхность, чтобы сделать вдох.Развивает выносливость, силу, ловкость, быстроту.

«Верни мяч»

Содержание : две команды выстраиваются справа и слева от руководителя на берегу (лицевом бортике бассейна) и рассчитываются по порядку. Первые номера берут в руки по мячу разного цвета. По одному игроку от команды метают мячи как можно дальше и бросаются в воду за мячом, брошенным противником. Игра заканчивается, когда все игроки сделали по одному броску. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Методические указания: нужно как можно быстрее доставить на берег, брошенный противником мяч. Сделавший это первым, получает очко. Очки начисляются команде только после того, как ее игрок отдает мяч руководителю игры.Развивает скоростно-силовые способности, ловкость.

«Мяч за черту»

Содержание: участвует две команды, равные по числу игроков, располагаются в воде возле коротких линий друг против друга. Руководитель бросает мяч на середину и дает свисток. Игроки быстро плывут к мячу, стараясь завладеть им и, передавая друг другу или самостоятельно продвигаясь с мячом, дотронуться им до противоположной стороны бассейна. Игра длится 5 минут, после чего команды меняются сторонами. Побеждает команда, сумевшая большее число раз дотронуться мячом до противоположной стенки бассейна.

Методические указания: запрещается бросок мяча за линию «дома». Не разрешается топить друг друга и держать мяч в руках более 3 секунд. За нарушение правил мяч передается игрокам противоположной команды. За грубость (умышленную) игрок удаляется на 2 минуты. Развивает скоростно-силовые способности, ловкость.

«Прыжки через козла»

Содержание : прыжки через «козла» проводятся в глубоком месте для тех, кто хорошо плавает. Играющие делятся на две команды и выстраиваются на берегу (лицевом бортике бассейна) по одному. Направляющий входит в воду и изображает «козла» - держится на воде вертикально. По сигналу руководителя очередной игрок команды прыгает в воду, подплывает к «козлу» сзади, кладет ему руки на плечи и перепрыгивает через него, погружая «козла» в воду. Потом он отплывает на два гребка дальше и тоже принимает положение «козла». Очередной игрок прыгает уже через два «козла». Так продолжается до тех пор, пока одна из команд не достигнет противоположного бортика (вешки).

Методические указания: развивает выносливость, быстроту, ловкость.

«Рыбы и сеть»

Методические указания: развивает скоростно-силовые способности.

«Карпы и караси»

Содержание : играющие делятся на две шеренги и становятся спиной друг к другу: одни - «караси», другие - «карпы». По команде преподавателя «караси» поворачиваются и бегут за «карпами», убегающими к бортику. Пойманные «карпы» останавливаются. После того, как все «карпы» будут выловлены, игра возобновляется с другого бортика. Но теперь ловят «карпы», а «караси» убегают.

Методические указания: развивает скоростно-силовые способности.

«Лягушата»

По сигналу «Щука!» все «лягушата» подпрыгивают вверх, по сигналу «Утка!» - прячутся в воду. Игрок, перепутавший команду, становится в середину круга и продолжает игру вместе со всеми.

Методические указания: развивает быстроту реакции на звуковой сигнал.

«Сом»

Методические указания: развивает быстроту реакции, ловкость.

«Поезд идет в тоннель»

Содержание : играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс стоящего впереди, образуют «поезд». Двое занимающихся, стоя лицом друг к другу и держась за руки, опущенные в воду, образуют «тоннель». По сигналу руководителя играющие, изображающие «поезд», поочередно подныривают под руки двух партнеров, образующих «тоннель», - «поезд» проходит через «тоннель». После того, как «поезд» минует тоннель, дети, изображающие «тоннель», меняются местами с первыми двумя «вагонами».

Вариант игры: играющие становятся в колонну по одному, расставив ноги врозь пошире. Дистанция между играющими 1 метр. П