В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей .
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (см. табл. 2).
Таблица 2
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование |
С какой целью используется эта форма |
Формы проведения общения |
Информационно-аналитические |
Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. |
Социологические опросы Социологические срезы анкетирование почтовый ящик информационные корзины |
Досуговые |
Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. |
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках "Встреча Нового года" "Масленица" "Праздник мам" "Праздник урожая" "Спортивный праздник с родителями" "Дог-шоу", "Семейные театры" различные выставки |
Познавате-льные |
Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. |
Семинары-практикумы педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей "Педагогическое поле чудес" "Театральная пятница" "Педагогический случай" "Что? Где? Когда?" "Круглый стол" "Телефон доверия" |
Наглядно-информационные: |
||
информационно-ознакомительная форма; информационно-просветительская форма |
Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. |
дни открытых дверей открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей. выставки детских работ выставки совместных работ детей и родителей информационные проспекты для родителей, видеоролики о жизни ДОУ выпуск газет, организация мини-библиотек использование современных технологий |
Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. |
информационные стенды папки-передвижки тематические выставки минигазеты библиотеки по основным проблемам семейной педагогики |
Основной задачей информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного взаимодействия с их родителями.
Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как "Встреча Нового года", "Лучший папа", "Папа, мама, я - дружная семья" и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы организации взаимодействия педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам взаимодействия, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся взаимодействия на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Познавательные формы организации взаимодействия педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью о нетрадиционных формах взаимодействия с родителями в ДОУ
Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70».
Описание:
данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Цель:
проинформировать педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия с родителями в ДОУ с целью обеспечения оптимизации преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ»
«Родители являются первыми педагогами.Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем возрасте».
Закон РФ «Об образовании» статья 18
Нет сомнения в том, что КАЖДЫЙ
родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и успешным. НО…
Одни стараются «вложить» в ребенка ВСЕ
, и тем самым непомерно нагружают его. Другие, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, воспитывают вслепую, интуитивно. Кроме того, усилилась тенденция самоустранения некоторых родителей от воспитания и развития ребенка.
Все это тяжким грузом ложится на слабые плечи ребенка. Дети нуждаются в помощи! И их родители тоже!
Потому, проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Мы, семья и детский сад, вместе стоим у истоков нашего будущего, но не всегда нам хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Всем известно, что одни родители интересуются только питанием ребенка, считая детский сад местом для «передержки» ребенка, пока они на работе. Другие, наоборот, перекладывают всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитания собственных детей.
И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как же заинтересовать родителей воспитанием их детей, как привлечь к совместной работе? Ведь ни для кого не секрет, что родителей в наши дни ой, как трудно заманить на родительское собрание. А ведь именно родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Так в Ст.44 говорится:
1.
«Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
2.
«Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6
утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна строиться дифференцированно, учитывая социальный статус, микроклимат семей воспитанников, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также, быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9
Поэтому мы стараемся искать новые формы взаимодействия с родителями воспитанников, побуждая их к взаимоотношениям с детьми с позиции авторитетного друга ребенка и любящего наставника.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.
НаименованиеИнформационно-аналитические
Изучение семьи, ее особенностей, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы проведения общения
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Наименование
Досуговые
С какой целью используется эта форма
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Формы проведения общения:
Совместные досуги, праздники, выставки, познавательно-исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры, трудовые десанты.
Наименование
Познавательные
С какой целью используется эта форма
Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Формы проведения общения
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, тренинги, практикумы, дискуссии, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, с опорой на популярные телепередачи «Это мой ребенок», «Круглый стол», «Викторины», «Что? Где? Когда?» и др.
Наименование
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские
С какой целью используется эта форма
Донести до родителей любую информацию
Формы проведения общения
Информационные буклеты для родителей, сайты детского сада и группы, презентации, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуски семейных газет и плакатов, выставка семейных реликвий, организация мини-библиотек.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагога.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Важно помнить, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, со множеством «подводных камней», это долгий и кропотливый труд не только педагогов, но и родителей. И главное на этом пути – не останавливаться на достигнутом, продолжать находить новые грани сотрудничества.
нетрадиционные формы работы с родителями в доу.docx
Картинками
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Главный момент в контексте "семья дошкольное учреждение" личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Нетрадиционные формы общения педагога с родителями В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Информационноаналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад? ». Познавательные формы. Повышение психологопедагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей
Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков. «Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели. «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». «Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику. «Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, смеется,
бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации? Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др. Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе это значит..." или "Для меня диалог с ребенком это..." Мать или отец должны закончить предложение. Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности. Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений. Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Участие родителей в образовательной, в совместной досуговой деятельности безусловно очень важно. И мы педагоги, должны вовлекать родителей как можно
активнее в этот процесс. Можно предложить выбрать родителям тему из близкой им области знаний и подготовить занятие вместе со своим ребенком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно поучаствовали бы другие дети. Роль педагога часто бывает привлекательна для родителей, и они охотно включаются в воспитательнообразовательный процесс. Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. Таким образом, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательнообразовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственноположительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях.
Елена Ищенко
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
В семье, образно говоря,
закладываются корни,
из которых вырастают потом и ветви,
и цветы, и плоды.
Семья - это источник, водами которого
питается полноводная река нашей страны.
В. Сухомлинский.
Вовлечение родителей в деятельность образовательного учреждения приносит пользу каждому из участников воспитательно-образовательного процесса - детям, родителям , педагогам. Работа с родителями является важной составляющей профилактики различных поведенческих проблем у детей, конфликтности внутри семьи, развития неврозов у дошкольников и школьников. Существует множество форм работы с родителями . Главной задачей психолога учреждения является просвещение родителей . Для просвещения родителей можно использовать стендовую информацию , буклеты, газеты, презентации. Темы должны быть актуальными, по интересующим темам. Чтобы выявить наиболее значимые темы и вопросы, можно провести опрос или анкетирование родителей . Так же существуют и нетрадиционные формы работы с родителями , которые реже используются в организации. Если делать акцент не на выступлении педагога, а на активном участии самих родителей , то информация , которую хотелось донести до них, будет усвоена намного лучше.
К нетрадиционным формам сотрудничества с родителями можно отнести :
дискуссионные формы :
1. Родительские конференции .
Здесь происходит обмен опытом семейного воспитания. Необходимо выбрать тему выступления заранее, педагоги выступают помощниками. Кроме родителей в конференциях могут участвовать различные специалисты, как учреждения, так и приглашенные, например врач-невролог и другие. В настоящее время важно приглашать медицинских работников на встречи с родителями . Необходимо развеять страх родителей перед посещением с ребёнком невролога и, тем более, психиатра. Родители считают , что ребёнка сразу запишут в сумасшедшие или ненормальные.
2. Родительские ринги . Выбирается заранее тема для обсуждения. Важно, чтобы у участников было разное мнение на эту тему. Каждый участник отстаивает свою точку зрения. В конце мероприятия родители могут прийти к общему мнению, либо остаются еще вопросы для обсуждения и изучения этой темы более глубоко. Педагоги выступают посредниками между участниками. Темы могут быть разные : «Гиперактивный ребнок» , «Роль отца в семейном воспитании» , «Внутрисемейные отношения и ребёнок» и др.
3. Вечер вопросов и ответов. Помогает выявит общую осведомлённость родителей по определённой теме. Эта форма напоминает родительские ринги , здесь также обсуждают различные темы, высказывая свое мнение. Вопросы могут быть подготовлены педагогами заранее, также не запрещается заранее озвучить их родителям , чтобы они могли подготовиться.
4. Родительские вечера . Непринуждённая форма работы с родителями . Можно провести как праздник, задействовать детей. Темы могут быть различными, на усмотрение родителей и педагогов . Такие вечера можно проводить несколько раз в год.
5."Круглый стол" с родителями . Более распространенная форма работы с родителями . Могут обсуждаться любые вопросы воспитания и развития детей. В такой форме можно проводить родительские собрания . Родители в такой обстановке чувствуют себя более расслаблено и готовы высказывать своё мнение. Здесь выступаю педагоги, но при этом приветствуется мнение родителей .
6. Досуговые формы взаимодействия с родителями . Помогают установить с родителями более тёплые , дружеские взаимоотношения . Дети также являются участниками. Сюда можно включить проведение различных праздников. Например «Зимние забавы» , «День здоровья» и т. д. Совместные мероприятия способствуют развитию адекватных внутрисемейных отношений. Особенно хорошо задействовать семьи во время длительных праздничных выходных, например во время новогодних праздников можно провести «зимние посиделки» или «зимние олимпийские игры» .
формы психологического просвещения :
8. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями , которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Такая формы работы помогает улучшить отношения внутри семьи. Но необходимо учитывать общее эмоциональное состояние родителей . Так как не всегда готовы родители выполнять какие-либо упражнения и тем более откровенничать с малознакомыми людьми. Поэтому лучше провести предварительную работу. Например, провести анкетирование, опрос.
9. Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность наглядно увидеть способы взаимодействия с ребёнком . Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей , родителей и детей . Особенно актуально эта форма работы в младшей группе детского сада. Ребёнок приходя в новую обстановку, испытывает колоссальный стресс. А мама, находящаяся рядом, в игровой атмосфере, помогает ребёнку быстрее адаптироваться к новым условиям. В работе с детьми ОВЗ эта форма работы также будет актуально. Наглядно можно продемонстрировать родителям способы и методы развития слабых сторон ребёнка с помощью различных игровых приёмов.
10. Квесты. Проведение данных приключенческих игр создает условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями , детьми и педагогами, но и обмен опытом по организации данного направления в семье. В настоящее время приключенческие игры, которые называют квестами, приобрели особую популярность. Популярным развлечением для современных детей становится игра-квест.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации праздника ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Игры-квесты - эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию : составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных сказочных или мультипликационных героев. Продумываются материалы для заданий. Также в форме квестов можно проводить выпускные в саду, тогда у детей точно остануться впечатления на всю жизнь. В такой необычной форме можно провести и новогодние праздники в саду. Это будет очень необычно и интересно. Дети, выполнив все задания, наконец отыщут новогодние подарки!
11. формы работы вне учреждения :
Совместные экскурсии, походы, пикники.
Обязательно с участием детей и родителей . Во время таких мероприятий родители знакомятся друг с другом поближе, устанавливается неформальное общение . Походы и пикники приносят пользу и общему соматическому состоянию всех участников.
Благотворительные акции. Можно совместно с родителями навещать пенсионеров, бывших сотрудников организации, оказывая им всяческую поддержку. Возможно проведение акций на различные темы. Например «Водитель, не спеши!» , где ребята могли бы раздавать буклеты с правилами движения, сделанные совместно с родителями .
Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт» . – 2016. – Т. 46. – С. 439–441. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76561.htm.
В современном обществе родители зачастую забывают о важности семьи в воспитании ребенка, большее внимание они уделяют своей работе, а ответственность за воспитание и обучение детей перекладывают на государственные учреждения: сначала детский сад, затем школу. Приведя ребенка в детский сад, они считают, что сделали все необходимое для развития своего чада, и зачастую совершенно не желают устанавливать контакт с образовательным учреждением. Вовлечение родителей в образовательный процесс является одной из главных проблем на данном этапе развития образования, для решения которой традиционные методы взаимодействия ДОУ с семьей утратили свою актуальность.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения, значение которых трудно переоценить: семейное и общественное. Каждая, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка .
Семейное воспитание играет главенствующую роль в развитии ребенка. Уклад семьи, семейные традиции, стиль общения в семье и т.д. - все это накладывает определенный отпечаток на личность ребенка. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи .
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка и коррекции негативных воспитательных воздействий. Кроме того, усилия детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Задача педагога - привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов. Качество взаимодействия детского сада с семьей определяет эффективность образовательного и воспитательного процесса. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно .
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное .
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Успех сотрудничества во многом зависит от установления доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединения их в одну команду, воспитания потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения .
В связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, установления приоритета семейного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей .
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы − динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, − все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.
Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями.
Вечера вопросов и ответов . Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Таким образом, использование нетрадиционныхформ, нетрадиционных методов взаимодействиядошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, а так же повышению качества образовательного процесса.
Литература.
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. − 1998. − N 6. − С. 66 - 70.
2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания − родителям // Дошкольное воспитание. − 2003. − N 1. − С. 82 - 92.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. − 2004. − N 1. − С. 60 - 68.
4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. − М.: Сфера, 2004 − 112с.
5. Метенова Н.М. Взрослым о детях. - Ярославль: ООО «ИПК «Индиго», 2011. - 32с.
6. Метенова Н.М. Родительские собрания. - Ярославль: ООО «ИПК «Индиго», 2011. - 64с.
7. Мудрик А. В. Социальная педагогика. − М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
8. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. − 2002. − N 8. − С. 8 - 13.