Мастер-класс «Цветы и бабочки для музыкально-педагогической технологии «Хор рук. Мастер – класс «музыкально – педагогическая технология «хор рук» учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему

Организация: МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №444

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Системная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в области художественно-эстетического развития обеспечивает корригирование всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, произвольности, самостоятельности, а так же формирование ориентировки в пространстве и развитие пространственных представлений.

Все эти факторы обладают не только высоким потенциалом творческого развития, но и оказывают коррекционное воздействие, принимая во внимание контингент воспитанников с такими ограниченными возможностями здоровья как ЗПР или системное недоразвитие речи по типу ОНР II и III уровней, обусловленное дизартрией.

Особенно важно обеспечить системный подход в совместной и самостоятельной деятельности, который обеспечивается применением педагогических технологий. В области художественно-эстетического развития детей с ОВЗ нами успешно апробирована технология «Хор рук».

«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.

Данная форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».

Работа по данной технологии подчинена определенному алгоритму:

I этап - предварительная работа:

дети прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Каждому ребенку предлагается изобразить музыкальный образ руками , поучаствовать в "хоре рук".

II этап - работа над партитурой:

«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую двигательную партию» - другая группа детей (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего - «дирижера». На первоначальном этапе разучивания партитуры ведущими - «дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети.

При создании ансамблевого многоголосия по данной технологии предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток», изображающих снежинки, листья, овощи и фрукты, посуду, цветы и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Вальс цветов и бабочек», «Самовар», «Танец птиц» и др.). Оригинальность, простота, привлекательность, доступность такого рода атрибутов создают особую атмосферу в процессе детской деятельности, безусловно способствующей раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Принимая во внимание развитие широкого спектра навыков в процессе применения технологии "Хор рук" (координационной свободы движения, чувства ритма, концентрации внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации), на основе педагогической диагностики, нами был сделан вывод о высокой степени эффективности применения данной технологии в работе с детьми с ОВЗ (ритмизация моторных процессов и автоматизация графо-ритмических навыков, развитие осмысленного отношения к интонации, развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ).

Применение технологии "Хор рук" в совместной и самостоятельной деятельности детей с ОВЗ позволило сделать следующие выводы:

  • Работа по технологии "Хор рук" возможна в самых разнообразных ситуациях: от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста и со взрослыми (на совместных мероприятиях), в зависимости от поставленных задач.
  • Доступность в исполнении партий при работе над партитурой позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремитсяне выказывать личной инициативы. Данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.
  • Пластическое соучастие с музыкой в работе по данной технологии направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
  • Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, активной релаксации. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия
  • Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
  • Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то, данную технологию, можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.
  • Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования.

Опыт использования технологии "Хор рук" как в непрерывной образовательной деятельности (в области художественно-эстетического развития), так и в совместной и самостоятельной деятельности детей (в музыкальных уголках), показал высокую степень эффективности применения данной технологии в работе с детьми различных категорий, а так же выявил универсальность в комплексной работе по созданию единого коррекционно-образовательного пространства дошкольного учреждения.

Подколзина Наталия Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ№4 «Ягодка» , город Данков Липецкой области

Одной из инновационных форм в работе «художественного-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология хор рук нашего современника Татьяны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.

Использование данной технологии направлено на развитие:

координационной свободы движения, слухового восприятия музыки,

чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров» .

Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.

«Первую двигательную партию» исполняют руками одна група детей (сидящая в ряд на стульях) , зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера» , «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера» .

Для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс, я начала работу с «одноголосия» , где я выполняла роль дирижера, а ребята были моим хором и повторяли движения за мной. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.

После того, как дети с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием» . Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.

Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения детей, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес» , «Снежный вальс» , «Танец птиц» , «Вальс цветов и бабочек» и др.) .

Особенностями технологии является то, что она может:

применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до

концертного показа; с детьми разного возраста и с взрослыми (на совместных мероприятиях) , в зависимости от поставленных задач.

Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

Технология является одной их форм арттерапии,

артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

Неонила Бердникова

Недавно я познакомилась с инновационной музыкально-педагогической технологией по методике Т . Боровик «Хор рук» (двигательное двухголосие) . Меня очень заинтересовал материал по данной теме и я решила, что обязательно должна применить её в своей педагогической деятельности. Начала со сбора информации, чтобы понять, что же это за технология такая , чем она интересна и что может дать дошкольникам.

Изучив материал по данной теме, поняла, что эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, направлена на развитие двигательной фантазии детей. Так же она способствует развитию чувства ритма, ансамблевой слаженности, творческой импровизации, активизирует детское внимание. Несомненно и то, что применение данной технология положительно влияет на развитие ассоциативно-образного мышления (при помощи произвольных пластических движений ребенок представляет себя цветочком , бабочкой , листиком дерева, снежинкой и т. п.)

«Хор рук» можно использовать как на занятии, так и на праздничном мероприятии.

Для начала подготовим все необходимое для изготовления цветов , которые будут надежно держаться на детской ручке. Нам нужен поролон, атласная ткань, широкая резинка, салфетка желтого цвета для изготовления серединки цветка , лист зеленого фетра, нитка с иголкой.


Из ткани вырезаем по шаблону лепестки,прошиваем их и выворачиваем налицо.


Из поролона так же вырезаем лепестки по шаблону. Это наполнитель наших лепестков.


Аккуратно засовываем поролоновые лепестки внутрь и собираем все лепестки на нитку.


Затягиваем лепестки в середину и завязывает нитку.


Из фетра вырезаем кружочки. К ним слегка с запасом пришиваем широкую резинку.



Пришиваем снизу цветочка .


Из желтой вискозной салфетки вырезаем кружочек для изготовления серединки.


Вкладывает кружок поролона и обшиваем швом "через край", слегка стягивая.


Приклеиваем сердцевинку цветочка клеевым пистолетом .


Прочный, надежный, красивый цветочек готов !



С бабочками все проще . Они куплены в магазине "Декоратор". Широкая резинка черного цвета сшита в круг по руке ребенка, к ней приклеен небольшой кружочек зеленого фетра, а на фетр "посажена" бабочка .




Детям очень нравится "Хор рук"! Они с удовольствием участвуют в этом приятном во всех отношениях действии!

Публикации по теме:

Хочу сегодня предложить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению бабочек из пластиковых флаконов. Их можно использовать как для упражнений.

Порхают бабочки с утра, Словно польку пляшут. Розе шепчут все они: «Как в тебя мы влюблены!» Идею создания подобной игры я взяла у друга.

Наступило самое волшебное время года - весна! Когда вся природа преображается, прилетели перелётные птицы, распустились цветы, появилась.

Детский сад-это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить,сделать уютным,оригинальным,тёплым,неповторимым и.

Мастер-класс "Бабочки на лугу" для детей 5 лет. Цель:Воспитывать желание воспроизводить в работе красоту природы. Задачи: 1. Закрепить.

Мастеркласс «Бабочки»Предложенный вашему вниманию мастеркласс по художественно-эстетическому оформлению группы в виде стаи Бабочек изготовлен.

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач художественно – эстетического направления требуют от музыкального руководителя поиска наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала ребенка; художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; самостоятельности и творческой активности; формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; создания оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

для педагогов

«Музыкально – педагогическая технология «Хор рук»

Цель мастер - класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения технологией «Хор рук» (автор Т.Боровик).

Задачи:

Продемонстрировать коллегам этапы реализации технологии ;

Прокомментировать эффективность применения методов в различных видах деятельности;

Отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;

Фонограммы.

Дидактический материал: комплекты карточек «Сервиз для мамы», «Бабочки и цветы» - для демонстрации; атрибуты для представления композиции «Морской берег» в процессе моделирования.

Основные этапы мастер-класса :

I - теоретический блок (приветствие, введение в тему мастер-класса);

II – практический блок (демонстрация наиболее значимых приемов работы, комментарий, поэтапная отработка приемов в деятельностном режиме, имитационная игра);

III - презентационный блок (моделирование, представление творческого результата работы, подведение итогов, рефлексия).

Ход мастер-класса.

I блок – теоретический

Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач художественно – эстетического направления требуют от музыкального руководителя поиска наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала ребенка; художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; самостоятельности и творческой активности; формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; создания оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка.

На первый план выходят инновационные методы и технологии, позволяющие вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни.

Так в практической деятельности педагогов ДОО находит отражение инновационная музыкально – педагогическая технология «Хор рук» (автор Т. А.Боровик - музыковед, практикующий педагог в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей, исследователь).

Данная технология направлена на развитие:
координационной свободы движения,
чувства ритма,
внимания,
ансамблевой слаженности,
способности к двигательной импровизации.

Особенностями являются:

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.

3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на гармонизацию психологических функций организма ребенка.

4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

7.Способствует развитию чувства ритма.

9.Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.

10.Развивает чувство ансамбля, умение работать в группе.

11. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.

12. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества.

13. Ведущим может быть любой взрослый, не имеющий музыкального образования, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами ДОУ в своей деятельности.

Суть технологии «Хор рук» сводится к тому, что используя различные методические приемы она подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».

II этап - демонстрационный

Цель – демонстрация методических приемов технологии «Хор рук».

Педагог. Деятельность по реализации предложенной технологии распределяется на 5 этапов:

Первый этап - слушание музыкального произведения (проза, стихотворение), беседа о его характере, музыкальном образе, пластическое интонирование (жесты, движения рук и туловища, передающие музыкальный (литературный) образ).

(все участники мастер – класса слушают музыкальное произведение)

Второй этап - работа с «одноголосием», где педагог выполняет роль дирижера, а дети роль хора. «Хор» повторяет движения за «дирижером».

Третий этап - по мере накопления двигательных навыков место «дирижера» предлагается занять одному из детей.

Четвертый этап - работа над «двухголосием». Участники делятся на 2 партии, где сначала ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый.

(участники мастер – класса делятся на две группы и выполняют роль двухголосного хора, помощник и я – дирижеры)

Пятый этап - накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.

(приглашаются 2 участника мастер – класса, выполняющие роль дирижеров, все сидящие участники – двухголосных хор).

Шестой этап – использование дополнительных атрибутов, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки с прикрепленными к ним снежинками, листьями, цветами, бабочками, птицами и т. д., что способствует более глубокому восприятию музыки и развитию творческого и ассоциативного мышления.

Таким образом, в зависимости от выбранного музыкального материала, темы, сезона, сюжета, поставленных задач получаются самые разные по настроению и характеру композиции: «Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек», «Оркестр», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «На морском побережье». (участники мастер - класса исполняют композицию с использованием атрибутов).

III - презентационный блок

Педагог приглашает фокус – группу для моделирования.

Задание: предлагаю вам самостоятельно поучаствовать в двухголосном хоре рук и разработать композицию «На морском побережье», применяя методические приемы, с которыми познакомились в процессе мастер – класса и предложенные атрибуты.

Подготовка фокус – группы. Показ.

Рефлексия.

Подводя итог нашего мастер класса, прошу ответить на вопросы, используя жесты рук:

Как вы считаете:

  • данная технология заслуживает внимания?
  • способствует приобретению знаний в процессе деятельности?
  • предполагает индивидуализацию процесса обучения и социализацию детей?
  • способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка?
  • возможно использование данной технологии в вашей деятельности?
  • Данный мастер – класс оказался для вас полезным?

Спасибо за внимание!