Какой рост должен быть в 6 лет. Какой должна быть норма роста и веса у девочек

1. Найдите строку, которая соответствует приблизительному возрасту ребенка.
Например, если ребенку 2 месяца и 14 дней, то необходимо смотреть в строке , но если ему 2 месяца и 16 дней, то нужно смотреть в строке . Также, если ребенку через 4 месяца исполнится 12 лет, то нужно искать строку .
2. Определите, между какими величинами в данной строке находится рост ребенка.
  • Нормальный рост ребенка должен находится в пределах между зеленой и голубой величинами (25-75 центилями) . Такой рост соответствует среднему росту детей этого возраста.
  • Рост, величина которого находится в пределах между желтой и зеленой величинами (10-25 центилями) тоже нормальный, но свидетельствует про тенденцию отставания ребенком в росте.
  • Рост, величина которого находится в пределах между голубой и желтой величинами (75-90 центилями) также нормальный, но свидетельствует про тенденцию опережения ребенком в росте.
  • Рост, величина которого находится в пределах между красной и желтой величинами - низкий (3-10 центиль) , или высокий (90-97 центиль) , что может быть обусловленным как особенностями ребенка, так и заболеванием с нарушением гормонального фона (чаще эндокринологического или наследственного). В таких случаях необходимо обратить на это внимание вашего педиатра или семейного врача, который, в случае необходимости, направит к соответствующему специалисту. Обязательно следите за дальнейшим ростом, весом, общим состоянием такого ребенка.
  • Рост, величина которого находится за красной границей (<3 или >97 центиля) , свидетельствует про патологию роста ребенка. Такие дети обязательно должны быть консультированы соответствующими специалистами, прежде всего эндокринологом, которые порекомендуют дальнейшее обследование и назначат соответствующее лечение. Помните, что болезни сопровождающиеся нарушением роста, приводят в дальнейшем к различным нарушениям физического и психического здоровья.

Каждый родитель переживает за своего ребенка. Эти переживания касаются абсолютно всех аспектов его жизни: психологического комфорта, равномерного и своевременного развития в первые годы жизни и, конечно же, физического состояния. При этом некоторые отклонения в психологическом состоянии (стрессы, депрессии) могут сказаться и на массе тела ребенка, что даст родителю возможность своевременно принять меры по разрешению сложившейся проблемы.

Многие родители совершают ошибку, сравнивая состояние своих разнополых детей. Существуют таблицы, позволяющие определить возможные отклонения.


Вес и рост как показатели развития

Если молодые люди обращают внимание на физические данные противоположного пола как на атрибуты привлекательности, то родителю необходимо знать соотношения данных показателей, чтобы определить наличие возможных проблем в физическом и психологическом состоянии. Принята следующая градация оценки роста:

Эти физические показатели малыша зависят от большого количества факторов: питания, климатических условий, продолжительности сна, наследственных данных, физической нагрузки и образа жизни. В первый год жизни малыша на эти показатели влияет способ вскармливания, выбранный матерью, – грудной, искусственный либо смешанный.

Многолетние наблюдения показали, что груднички, находящиеся на искусственном вскармливании, в среднем на 16–20% чаще подвержены ожирению. Это происходит, если мать неправильно организует процесс кормления и пренебрегает нормами, установленными врачом и производителем смеси. При оценке веса врачи выделяют следующий ряд категорий:

  • значительный недовес;
  • низкий;
  • меньше среднего;
  • средний;
  • выше нормы;
  • завышенный.

Тело будущей женщины формируется на несколько лет раньше, чем у будущего мужчины. Девушка окончательно формируется у возрасту 19 лет, в то время как тело юноши будет окончательно сформировано к 22 годам.

Какой рост считается нормальным для девочки в разном возрасте?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Организм девочки начинает активно расти в период 9–12 лет. В начальной и средней школе девочки значительно выше и крупнее мальчиков, что заставляет родителей переживать о здоровье своих детей. К 14–17 годам мальчики догоняют и значительно перегоняют своих сверстниц в росте. На данный момент средним ростом является 164–166 см, но верхняя граница периодически увеличивается. При сопоставлении данных дочери с таблицей роста стоит учитывать как средние показатели, так и нижнюю и верхнюю границу нормальных показателей.


Таблица 1. Таблица роста для девочек в зависимости от возраста:

Возраст Очень низкий (см) Средний показатель (см) Очень высокий (см)
1 70,1 71,4–79,6 81,7
2 80,1 81,7–90,1 92,5
3 89 90,8–100,7 103,1
4 94 96,1–106,9 109,7
5 99,9 102,5–113,6 116,7
6 105,3 108–120,6 124
7 111,1 116,9–124,8 131,3
8 116,5 123–131 137,7
9 122 128,4–137 144,8
10 127 134,3–142,9 151
11 131,8 140,2–148,8 157,7
12 137,6 145,9–154,2 163,2
13 143 151,8–159,8 168
14 147,8 155,4–163,6 171,2
15 150,7 157,2–166 173,4
16 151,6 158–166,8 173,8
17–18 152,2 158,6–169,2 174,2

При оценке роста следует учитывать, что в конкретный момент у ребенка может наблюдаться скачок физического развития. Стоит учитывать рост родителей и условия, в которых проживает ребенок. Если рост ребенка является предельно низким или, наоборот, значительно превышает верхнюю границу, стоит посетить соответствующих специалистов для выявления возможных отклонений.

Соотношение роста и веса по годам

Специалисты обращают внимание не только на рост ребенка, но и на вес. Если все процессы в организме ребенка происходят без сбоев, то масса тела должна соответствовать росту. Весь период роста человека можно разделить на 4 этапа:

  • младенчество;
  • дошкольный возраст;
  • школьный возраст;
  • подростковый период.

Если в младенчестве и дошкольном возрасте значительное отклонение в соотношении роста и веса ребенка свидетельствует о нарушении работы организма ребенка или о плохом питании, то в школьный период (7–11 лет) может происходить резкий скачок физического развития.

В подростковый период стоит особо тщательно следить за массой тела. Это связано с тем, что в период полового созревания у некоторых представительниц прекрасного пола могут появиться комплексы, и порой девушки начинают сознательно ограничивать себя в еде.

На первом году жизни

По статистике, если малышка родилась доношенной, то длина ее тела составляет 47,3–52,9 см, а масса 2800–3700 гр. Средними значениями принято считать 49,2 см и 3,2 кг. В течение первого года жизни грудничок активно растет и прибавляет примерно 25 см. Врачи ежемесячно фиксируют, насколько ребенок вырос и сколько прибавил в массе. Это необходимо для своевременного выявления врожденных пороков развития и заболеваний.

Таблица 2. Соотношение веса и роста в первые 12 месяцев:

Рост (см) Вес (кг)
Возраст (месяц) Очень низкий Среднее значение Очень высокий Слишком низкий Среднее значение Слишком большой
новорожденная 45,4 47,3–52,9 54,7 2,5 2,8–3,7 5
1 49,8 51,7–57,6 59,5 3,4 3,9–5,8 6,6
2 53 55–61,1 63,2 4,3 4,9–7,1 8
3 55,6 57,7–64 66,1 5 5,7–8 9
4 57,8 59,9–66,4 68,6 5,6 6,2–8,7 9,7
5 59,6 61,8–68,5 70,7 6 6,7–9,3 10,4
6 61,2 63,5–70,3 72,5 6,4 7,1–9,8 10,9
7 62,7 65–71,9 74,2 6,7 7,4–10,3 11,4
8 64 66,4–73,5 75,8 6,9 7,7–10,7 11,9
9 65,3 67,7–75 77,4 7,1 8–11 12,3
10 66,5 69–76,4 78,9 7,4 8,2–11,4 12,7
11 67,7 70,3–77,8 80,3 7,6 8,4–11,7 13
12 70,1 71,4–79,6 81,7 7,7 8,6–12 13,3

Ожирение у малышки может свидетельствовать о неправильной организации питания и прикорма. При появлении подобных проблем врач назначает определенную диету, направленную на контроль прибавки массы тела.

От года до трех лет

После первого года жизни темп роста незначительно замедляется. Это не должно вызывать у родителей беспокойства. Обратиться к врачу следует, если в 2 года длина тела ребенка менее 80 см. Рост для девочек в 2 года должен быть 83,2–92,9 см. Стандартный вес для девочки в этом возрасте варьируется от 10,2 кг до 14,8 кг. Превышение верхней границы может свидетельствовать о возможном ожирении.

К трем годам средний рост для ребенка составляет от 91,2 см до 102,7 см. В течение третьего года жизни малышка может вырасти примерно на 7 см и набрать около 1 кг. Средним показателем массы тела принято считать 12,2–18,13 кг.

От четырех до шести лет

В период с 4 до 6 лет малышка ведет активный образ жизни. В этот период она прибавляет несколько килограммов. В 5 лет ребенок весит в среднем около 18 кг, средний рост – около 109 см. К 6 годам нормальная масса тела может достигать 23,5 кг, а вырастает девочка примерно до 112 см. В этот период отклонение на 2–3 кг от нормы не является критическим.

От семи до десяти лет

Смена обстановки, начало обучения в школе, знакомство с новым окружением может вызвать у маленькой школьницы стресс. Это может проявиться в незначительной потере массы тела. В первом классе рост составляет 116,9–124,8 см, нормой веса является 19,3–29,7 кг. К 10 годам ребенок вырастает примерно до 134,3–142,9 см. Вес на этот момент составляет примерно 27–38,2 кг.

От одиннадцати до тринадцати лет

В это время у девочки начинается период активного развития и полового созревания. Это может привести к резким скачкам роста и проблемам с избыточным весом. Чтобы не допустить проблем со здоровьем в будущем, стоит контролировать вес подростка, не допуская резкого увеличения.

К 14 годам соотношение роста и веса нормализуется. В 13 лет рост юной девушки достигает 1,5 метра, а нормальным весом считается 43–52 кг.

От четырнадцати до шестнадцати лет

У некоторых девушек-подростков период полового созревания начинается только к 14 годам, поэтому в этом возрасте также стоит пристально наблюдать за увеличением массы тела у подростка. В этом возрасте девочки могут испытывать сильные эмоциональные переживания, которые приводят к резкой потере массы. Некоторые девушки начинают изнурять себя диетами, стараясь добиться «идеальной» фигуры. Это отрицательно сказывается на общем состоянии организма и чревато проблемами со здоровьем в дальнейшем.

В 14 лет нормальной массой тела для девушки является 48–58 кг. К 16 годам норма увеличивается примерно на 10 кг и составляет 51–61 кг. За эти годы девушка вырастает незначительно и к 16 годам достигает средней отметки 158–166,8 см, но стоит также учитывать наследственность.

В 17–18 лет

К 17–18 годам период гормонального всплеска заканчивается. Организм уже практически сформирован. Нормой принято считать вес в 53–68 кг. При подозрении на наличие излишнего веса стоит обратиться к специалисту, то же самое следует сделать, если вес значительно ниже нормы. В этом возрасте практически все девочки уже прекращают расти. По статистике, средний рост молодых девушек составляет 158,6–169,2 см.

Как рассчитать идеальный вес по росту?

Чтобы своевременно заметить отклонения в массе тела от нормы, можно использовать определенную формулу. Существует формула Брокка, она является утвержденной и используется медиками. Чтобы рассчитать идеальный вес для девушки, необходимо отнять от роста (в см) 100 и умножить получившийся результат на 1,15. Эта формула поможет рассчитать идеальный вес с учетом отклонения в пределах нормы. Также существует множество таблиц, помогающих понять, какой вес является оптимальным для каждого.

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

10 лет назад ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выработала средние нормы веса и роста для девочек и мальчиков. На протяжении длительного времени педиатры опираются на нее при выявлении патологий в развитии детей. У малышей до года отклонения могут появляться чаще, чем у подростков, однако значения показателей в старшем возрасте не менее важны. Узнать их поможет специальная таблица роста и веса для девочек.

Ребенок до года

По наблюдениям ВОЗ, рост и вес у девочек и мальчиков при рождении приблизительно одинаковый, но потом соотношение этих параметров изменяется. На вес и рост ребенка до года влияют многие факторы, среди которых:

  • питание,
  • физическое развитие,
  • наследственность,
  • национальность родителей.

Дети на искусственном вскармливании до года будут набирать вес и рост быстрее, чем девочки на грудном вскармливании. Сегодня существует предположение, что нормы ВОЗ были созданы для детей-искусственников, поэтому докармливание новорожденных, практиковавшееся в советское время, было излишним.

Исходя из таблицы для детей до года, девочки до 6 месяцев прибавляют в среднем по 2,5-3 см роста, а каждый сантиметр роста требует средней прибавки в весе 200-300 кг. Таким образом, средний рост девочки в 10-11 месяцев составляет 74-75 см, а к 12 месяцам достигает 76-77см. Соотношение рост-вес девочки до года будет выглядеть так:

  • 10 месяцев – 74 см и 10.2 кг;
  • 11 месяцев – 75,5 см и 10,5 кг;
  • 12 месяцев – 76,5 см и 10,7 кг.

Таблица, разработанная ВОЗ, не ограничивается одним параметром для детей до года. Здесь можно найти соотношение очень низких и очень высоких показателей, которые являются критической точкой и сигнализируют о том, что с физическим развитием ребенка что-то не в порядке.

Однако паниковать заранее не стоит. Не соответствующее норме соотношение роста и веса может быть обусловлено вполне объяснимыми причинами, так как все дети разные, в физическом развитии им тоже свойственны отличия. Так что на данные ВОЗ, конечно, можно опираться, анализируя рост и вес малыша, но всегда учитывая индивидуальные показатели.

Нормы роста и веса подростков

В 12-13 лет – переломный момент в жизни девочки. Если до этого момента рост и вес молодых леди мог приблизительно уравниваться со сверстниками мужского пола, то затем происходит гормональная перестройка. Это приводит к набору массы тела, однако она все равно дает меньшие показатели, чем нормы мальчиков в такое же время. Хотя бывают исключения.

10-11 или 12-13 лет – далеко не точно определенная точка, когда девочка достигает полового созревания. У многих этот момент может произойти гораздо раньше: в 9-11 лет. Переходный период характеризуется тем, что нервная система работает «на износ», стараясь выдержать гормональную перестройку. Это объясняет многие странные вещи в поведении подростков: отрицание норм, стремление совершать необдуманные поступки, повышенную потребность в общении.

В связи с тем, что у девочки в 10-11, 12-13 лет изменяется соотношение гормонов в организме, может произойти скачок массы тела в ту или иную сторону, усилиться рост. Если таблица показывает избыточный вес или его критический недостаток, следует бить тревогу. Недостаток в весе или росте девочки 10-11, 12-13 лет может свидетельствовать о замедлении в развитии ребенка (учитывать надо и наследственный фактор: если мама и папа худощавые, маленького роста, то низкие показатели могут быть обусловлены именно этим фактором), а ожирение говорит о гормональном нарушении, которое нужно лечить.

Скачок роста и веса у девочки в 11-13 лет может произойти с началом менструации. Это будут вполне нормальные показатели, которые затем сами нормализуются. Родителям стоит внимательнее присматриваться к своему ребенку.

Если взрослых все же заботит нормальный вес и рост у девочек-подростков 12-13 лет, организация ВОЗ предлагает им высчитать индекс массы тела. Этот метод расчета подходит и для подростков 10-11, 12-13 лет, и для малышей до года.

Для этого показатель роста сначала возводится в квадрат. Например, 1,56х1,56=2.4. Затем следует разделить показатель веса на полученное число. Допустим, вес подростков 19 кг. Делим 19 на 2,4. Получается показатель 19,7 кг. Как утверждает таблица, при росте 1.56 средний нормальный вес должен составлять 19-25 кг. Указанное число входит в установленные ВОЗ рамки, однако близко к критической точке. За таким ребенком с 10-11, 12-13 лет стоит понаблюдать, нормализовать режим питания и физических нагрузок.

Когда бить тревогу?

Следует помнить, что показатели ВОЗ относительно самой низкой и самой высшей точки роста и веса постоянно обновляются. Время идет, меняются представления о моде и внешнем виде человека в целом, поэтому и соотношение показателей будет изменяться.

Для детей в несколько месяцев нормы будут зависеть в основном от типа питания наследственности. Здесь есть опасность перекормить малыша до года, если перейти на смешанное вскармливание малыша до года. Педиатр, конечно, обратит внимание, если ребенок в несколько месяцев недоедает, но решать проблему с докормом предстоит родителям. При грудном вскармливании лучше сцедить собственное молоко и накормить младенца в несколько месяцев, чем рисковать и переходить на смеси.

В отличие от детей до года, у девочек-подростков вес может колебаться не только из-за физиологических причин, но и под влиянием моды. Большинство девушек в этом возрасте уверены, что они слишком толстые, и модным становится садиться на диету. К сожалению, отказ от питания или неправильное построение меню грозит анорексией – похуданием с необратимыми процессами в организме. Родителям стоит внимательнее наблюдать за девочками в 10-11, 12-13 лет, делиться с ними знаниями, иметь максимально доверительные отношения.

Нормы ВОЗ не окончательный приговор, если рост или вес вашего ребенка в несколько месяцев или в 11-13 лет им не соответствует. Однако это лишняя причина задуматься и сигнал о том, что с ребенком что-то не в порядке. Опираясь на нормы ВОЗ, можно предупредить развитие заболеваний, которые не заметны обычным глазом.

Маленький человек растет все стремительней. Он уже осознает себя частью семьи, частью окружающего мира. Несмотря на свою беззащитность, он требует к себе равного отношения, уже много понимает и еще больше хочет узнать. Он – маленький почемучка, которому всего мало. От действий родителей зависит, каким малыш увидит окружающий мир и какие ценности обретет для себя в дальнейшей жизни.

Режим дня ребенка в 5 лет

Как и в предшествующие годы, стоит придерживаться существующего режима дня пятилетки, хотя он может быть уже не таким строгим и чётко расписанным.

В 5 лет ребенок спит уже около 12 часов в сутки: 10 часов ночью и 2 часа ночью. Дневной сон можно заменить спокойными играми. Для здорового сна предпочтительно, чтобы комната была проветрена. Но лучший выбор – сон на свежем воздухе.

Утро и день следует наполнить наиболее активными играми, а спокойные оставить на вечер. Тогда малыш будет спать крепким и здоровым сном.

Родителям стоит уделить внимание на равенство психологического, умственного и физического развития их малыша.

Утро следует начинать с зарядки, а игры на свежем воздухе тоже должны быть сопряжены с физическими нагрузками: бег, прыжки со скакалкой, езда на велосипеде, игры с мячом. Дома следует уделить внимание играм и занятиям, которые способствуют интеллектуальному развитию малыша.

Если ребенок воспитывается в дошкольный период дома, то его следует приучать понемногу к порядку и самостоятельности. Он может помогать в каком-нибудь пусть даже несложном деле, но понимание того, что его польза востребована, способствует укреплению уверенности в себе. Что благотворно влияет на развитие и других личностных качеств.

С пяти лет уже понемногу начинается подготовка к школе. Родителям стоит уделять в день по 25-30 минут на совместное общение с целью обучения. Таких занятий может быть несколько в течение дня, но не стоит переусердствовать: в пять лет малыши ещё не умеют держать в памяти много информации и длительные занятия кроме утомления могут вызвать у них еще и неприятие. Задача родителей – поддерживать интересы ребенка и направлять их в нужное русло.

Рост и вес

К 5 годам организм ребенка развивается все стремительнее. Растут костная и мышечная ткани. Мышечная ткань развивается несколько неравномерно: крупные мышцы быстрее по сравнению с мелкими мышцами. Скелет ещё формируется, в нём преобладают пока органические элементы, потому детские кости гибки и им нестрашны частые падения малыша. Голова тоже увеличивается за счёт активно растущих костей черепа.

Согласно нормам ВОЗ средние рост и вес ребенка должны быть в пределах:

  • Для мальчиков рост от 105 до 115 см, вес – 18,3 - 19,4 кг.
  • Для девочек рост от 105 до 114,5 см, вес – 17,7 – 19,1 кг.

Сколько ест ребенок в 5 лет

Уделяя повышенное внимание к питанию в младенчестве, родители зачастую допускают ошибку и перестают контролировать, что употребляет в пищу их сын или дочь в немного старшем возрасте. Несбалансированное питание чревато ранним детским ожирением , которое может вызвать возникновение сопутствующих недугов. Если ребенок стал вялым, апатичным, раздражительным, то в первую очередь следует пересмотреть его рацион.

В 5 лет ребенок очень подвижен, тратит много энергии и основным ее источником является еда.

В первую очередь следует придерживаться такого правила: суточная норма углеводов должна в 4 раза превышать норму белков и жиров. Всех детей нельзя мерить под одну гребенку, для каждого норма будет индивидуальной, однако в среднем соотношение будет таким: около 300 грамм углеводов и по 70-75 грамм белков и жиров соответственно.

При подборе рациона для дошкольника продукты можно разделить на ежедневные и те, которые будут даваться раз в несколько дней или раз в неделю, но в полном необходимом для развития объеме.

В числе ежедневных должны быть мясо, молоко, масло, овощи, фрукты, хлеб, различные каши. Сахар тоже должен быть в ежедневном меню ребенка, однако не обязательно в привычном кристаллическом виде. Несколько раз в неделю можно потчевать малыша творогом, куриными яйцами, йогуртом, а рыбой – достаточно и один раз в семь дней.

На сегодняшний день уже нет дефицита продуктов, и на полках супермаркетов можно найти даже самый экзотический фрукт или овощ, которы разнообразят вкусовые предпочтения малыша.

Для ребенка в 5 лет достаточно 4-х приемов пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Между каждым приемом пищи должно пройти 3-4 часа – именно столько необходимо желудку малыша, чтобы полностью переварить съеденную пищу. Конечно, если ребенок проголодался раньше, это не значит, что он должен голодать до определенного приема пищи. Можно дать ему воду, несладкий чай или фруктовые соки, равно как и ягоды. Но лучше воздержаться от сладостей и других «вредных» продуктов.

Зачастую рацион родителей весьма неравномерный, но он не должен переноситься и на ребенка – нарушение баланса незамедлительно скажется на его состоянии.

Следует придерживаться оптимального суточного объема еды:

  • завтрак – 25%;
  • обед – 40%;
  • полдник – 10%;
  • ужин – 25%.

Однако каждый родитель сталкивается с одной и той же проблемой – дети всегда предпочтут не то, что им полезно, а что по вкусу. Если какие-то продукты ребенок всячески отвергает, то стоит заменить его другими, но которые всецело восполнят норму необходимыми элементами. А порой оригинальная подача блюд может даже «негодный» продукт сделать любимым – всё дело только в желании родителей.

Читайте также

При готовке еды лучше удержаться от частой жарки – жареные, а тем более жирные продукты, лучше исключить из меню ребенка 5 лет. Так же следует не прибегать к частому использованию микроволновых печей. Наиболее предпочтительно готовить еду с помощью тушения, варки или запекания в духовке.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Важная часть воспитания – это развитая речь. Как правило, к пяти годам словарный запас ребёнка достигает уже 3000 слов. Но не стоит ждать от него сложных предложений – эмоциональный и непоседливый, малыш не тратит время на обдумывание того, как выразить свою мысль, и использует простые формы. Хотя уже умеет пересказывать и более сложные предложения, разве что сам их не сочиняет – всему своё время.

Речь ребенка 5 лет насыщена различными понятиями, простыми антонимами, он может не только назвать предмет, но и сказать, из чего он сделан и для чего он нужен. Он умеет отличать, какая у него рука правая, а какая левая, правда, может ошибиться, показывая на других людях. Умеет считать до десяти.

В этом возрасте ребёнок впитывает в себя как губка любую заинтересовавшую его информацию. Его память пока ещё основывается на эмоциях, на краткосрочном интересе. Количество преобладает над качеством запоминаемости и к концу дня он может забыть обо всём недавно услышанном или увиденном. В данном случае помогут развивающие память упражнения, игры.

В пятилетнем возрасте социальная зрелость детей ещё невелика, однако они уже учатся взаимодействовать с другими детьми. Важно следить за этим процессом, чтобы социальная адаптация для ребенка прошла безболезненно, особенно если он не ходил в ясли или детский сад. Малыш начинает понимать, что не является центром Вселенной и кроме него есть и другие дети, такие же, как он сам. Упущение этого момента в воспитании может в будущем усложнить пребывание ребенка в кругу сверстников.

Ребенок уже лучше ориентируется в пространстве и умеет использовать различные пространственные понятия, как то: пойти налево, подняться наверх, спуститься ниже на этаж и т.д.

Для него уже существует разница между прошедшим, настоящим и ещё не наступившим. Однако ориентация во временных длительностях ещё затруднена, особенно в оценке временных промежутков: год, месяц, неделя, день, время года, минуты и часы. Пока ещё ребенку трудно представляется длительность чего-либо.

Пятилетка начинает понимать, что есть обратимые и необратимые процессы, отличает одну ситуацию от другой, если в первой что-либо изменилось, а во второй осталось неизменным. Например, что количество его кубиков, которые были разбросаны по полу, а теперь собраны в кучу, осталось неизменным, поменялась только форма их организованности.

Один из важнейших аспектов развития является активизация воображения. Оно становится основой для многих открытий, прежде всего самостоятельных, что особо важно. Ребенок начинает решать простейшие арифметические задачи, считать вслух на пальцах. Он лучше различает геометрические формы и умеет сам их создавать из подручных средств.

Стремительно развивающаяся фантазия маленьких детей часто пугает родителей, порой считающих ненормальным, если ребенок общается с вымышленными друзьями или видит то, что рисует ему воображение. Но это нормальное явление и бурная фантазия становится основой гармоничного развития личности. Творческое мышление способствует лучшему познанию малышом окружающего его мира.

Развивающие занятия и игры

До 5 лет детские игры и занятия имели зачастую произвольный характер и прежде всего формировали определённые навыки. Он и теперь продолжает развиваться благодаря играм, причем ребенок сам может усложнять их со временем. Как и ранее, он играет в те игры, которые ему приносят удовольствие, однако теперь в их основу должно быть положено и обучение. Ребенок начинает делать и то, что просят от него взрослые.

5 лет – это уже дошкольник. Через год или два ему предстоит оказаться в совершенно чуждом для него окружении. С 5 лет его учат понимать, что такое быть самостоятельным и ответственным. А игры с другими детьми позволяют ему научиться адаптироваться в окружении сверстников.

Родителям не следует торопить события, постепенно вводя в привычные для ребенка игры новые элементы, повсеместно развивая его физические и интеллектуальные способности.

Ребенок в 5 лет еще весьма невнимательный и может быстро переключать свое внимание с одного на другое. Не стоит требовать от него безупречного выполнения заданий, но важно научить его самостоятельности – пускай получилось криво, но важно, что он сделал это сам. Освоив новый навык, ребенок сам захочет развить его. Конечно, ему это может в итоге надоесть, потому важно научить малыша доводить начатое до конца.

При выборе обучающих игр не стоит прибегать к излишней формализации, использовании определённых моделей, направленности на обязательный успех. Благодаря умелым действиям родителей ребенок сам становится первооткрывателем. Каждый малыш имеет свой внутренний план развития и ни в коем случае не следует его сравнивать с другими детьми. В ином случае это может привести к потере интереса к дальнейшему обучению.

Для развития творческого мышления хорошо подходят сюжетно-ролевые игры. Ребенок представляет себя моряком, летчиком или персонажем из любимой книги, участвует в историях, о которых слышал или придумывает свои.

В этом возрасте родителям следует уделять время обучению ребенка чтению и грамоте. Детям нравятся яркие, красочные книги. Выбирая понравившуюся книгу, с интересным сюжетом, они просят читать её снова и снова. Таким образом можно увлечь малыша, предложив ему научиться читать ее самостоятельно. Ежедневные занятия помогут малышу скорее освоить буквы.

Начиная с 5 лет, ребенок уже способен обучаться иностранным языкам. Для этого достаточно не более 25-30 минут в день игровых занятий, наряду с обучением чтению и письму.

В 5 лет ребенок начинает осознавать себя как «Я». Именно к этому возрасту относятся первые воспоминания человека о себе. То, каким станет человек, зависит от того, каким он стал в пять лет. В эти годы важна атмосфера, в которой растет чадо, поведение родителей, которое он наблюдает, семейные традиции и нравы – все это станет основой для появления новой личности.