Как сделать из папье маше петрушка. Петрушка из бросового материала своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото. Пошаговая техника изготовления

Перчаточные куклы и марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о богах.

Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. "Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-"вертепники" ходили по русским деревням.

Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили куда лучше утонченных марионеток. В Древнем Риме толпа развлекалась скабрезными шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: "Это ведь не я, а кукла". И их оправдывали -- настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов,-- не от петуха ли?"

"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

Костюм Петрушки это костюм потешника и балаганного шута. Когда родители или педагоги выбирают этот образ для ребенка, значит, им хочется видеть веселого парня, остроумного и ловкого на слова. Костюм должен всячески соответствовать своими яркими цветами и неожиданными сочетаниями.

Именно поэтому у этого героя часто одна штанина одного цвета, а другая совершенно другого. На ноги одеты разноцветные ботинки, а колпак венчают два разноцветных конуса. Петрушку украшают, как могут. К костюму добавляют воротники, бубенчики и смешную обувь.

Костюм Петрушки для мальчика своими руками: кафтан и штаны

Костюм в виде отдельной кофты и штанов должны сочетаться между собой. Выбирают два варианта расцветки:

— кофта одного цвета, а штаны другого;

— кофта и штаны на одной стороне одного цвета, а на второй стороне другого.

Для первого и для второго варианта выкройка потребуется одна и та же.

Вариант 1

Первый вариант значительно проще сшить, потому что это широкий кафтан, который шьется по простым выкройкам обычной слегка удлиненной кофты с рукавами. Штаны и в первом и во втором варианте шьются одинаково, различие только в тканях.

Этап 1

Обмерьте своего ребенка: высоту изделия от плеча до бедра, длину рукава от плеча до кисти, окружность ворота, окружность грудной клетки плюс напуск для свободной носки.

Здесь же снимите мерки для шитья брюк: длина от пояса до щиколотки плюс напуск на подворот, окружность бедра и окружность ноги, так же длина ноги от паховой области до щиколотки.

Этап 2

Перенесите размеры на ткань, нарисуйте детали по выкройке и вырежьте.

Этап 3

Сшейте получившиеся детали между собой. Обработайте и подверните срезанный край воротника, подола и рукава. Прострочите их на швейной машинке.

На штанах в подвернутый край пояса пристрочите резинку. Она должна поддерживать штаны, что бы они не упали. В нижней части у щиколотки резинку пришивать не обязательно, по желанию. Но не оставляйте срезанный край необработанным, иначе распушатся и вылезут нитки.

К кофте можете добавить воротник, который делается и пришивается отдельно, на готовое изделие. Так же низ кофты и рукава можно сделать не прямыми, а срезанными зигзагами или треугольниками. В таком случае для такого украшения в выкройку добавьте дополнительно по 10 см. на длину, иначе не хватит ткани.

Для того, что бы сделать воротник вырежьте из разноцветной ткани слегка вытянутые пятиугольники. Сшейте их по боковой линии между собой, чередуя цвета в шахматном порядке. У вас получится полукруг из разноцветных деталей. Подверните и прострочите нижний срезанный край воротника, а по верхней линии пристрочите его по горлышку кофты, подвернув вовнутрь срезанный край.

Вариант 2

Эта кофта и штаны будут на одной половине одного цвета, а на другой половине другого. Работу это усложняет, но не сильно.

Этап 1

Для кофты выберите два контрастных цвета ткани одного качества. Эта же ткань будет использоваться и для штанов. Сложите их лицевой стороной к лицевой и прострочите одну сторону. Этот шов будет заменять сложенный край ткани при прорисовке выкройки. Наносите линию выкройки с учетом простроченного шва. Вырежьте получившиеся детали. При развороте посередине каждой детали должен проходить шов, сшивающий разноцветные стороны кофты друг с другом.

При пошиве штанов сложите так же лицевой к лицевой стороне два цвета ткани и после сверните все пополам. Наносите выкройку и вырежьте детали. У вас должно получиться две детали по одной от каждой ткани.

Этап 2

Сшейте между собой детали кофты и брюк. При шитье кофты сначала сшиваются детали тела, а потом в пройму пристрачивается рукав. Срезанные края подворачиваются и прошиваются.

Штаны сшиваются сначала коротким верхним боковым швом, а потом проворачиваются и прострачиваются штанины изнутри от паха по направлению к щиколотке. В пояс вшивается резинка, а в ноги по желанию. Если вы не пришьете резинку в ногах, тогда брюки останутся прямыми.

Как и в первом варианте, костюм можно дополнить разноцветным воротником и зигзагообразными рукавами и таким же подолом кофты. Срез на нижней части штанов так же можно оформить в виде треугольников.

Костюм Петрушки для мальчика своими руками: комбинезон

Комбинезон – это цельный костюм, где кофта переходит в штаны. Шьется комбинезон целыми деталями вот по такой выкройке.

Крайне важно здесь не ошибиться с размерами, поэтому при пошиве комбинезона нужно правильно снять и перенести мерки.

Этап 1

Измерьте своего ребенка: высоту предполагаемого изделия мерка идет от плеча до щиколотки с припуском 15-20 см., длина рукава от плеча до кисти, длина ноги от паха до щиколотки, окружность ворота, окружность грудной клетки, бедра и ноги с припуском 15-20 см. для свободы в движениях.

Так же как и в предыдущем костюме рукава и срез у щиколотки можно украсить неровным краем в виде вытянутых треугольников. Продумать такие элементы нужно заранее, перед тем как начнете вырезать детали из ткани. Добавьте в мерку длины рукава и длины ноги по 10-15 см дополнительно на декоративный срез.

Этап 2

Важно использовать ткань двух цветов, которая будет ложиться на одну половину тела одним цветом, а на другую другим цветом. Для получения такого эффекта сложите два цвета ткани друг на друга лицевой стороной вовнутрь и прострочите один край на швейной машинке. Этот край будет служить свернутой стороной при нанесении контура выкройки на ткань.

Этап 3

Перенесите мерки и начертите выкройку на ткани. Вырежьте детали.

Этап 4

Сшейте детали между собой и выверните изделие.

Этап 5

Подверните и сострочите срез рукава, ворота и нижней части штанов. Если срез фигурный, то соблюдая рисунок, обработайте край на швейной машинке.

Этап 6

Вшейте резинку в рукава и на штаны у щиколотки. Вшивать резинку можно выше края, тогда неровный срез будет выглядеть богаче и пышнее.

Пришейте большие пуговицы или бумбоны на животе вертикально в три ряда, воротник можете украсить пышным жабо или цветными пятиугольниками как в предыдущем варианте костюма.

Костюм Петрушки для мальчика своими руками: колпак

Колпак или шапка в костюме Петрушки обязательный элемент. Она выполняется из той же ткани, из которой сделан костюм и в той же цветовой гамме.

Этап 1

Измерьте глубину головы и обхват головы. Результаты поделите на 2 и нанесите на ткань контур колпака в соответствии с выкройкой и вырежьте его. У вас должно получиться две детали одного цвета, две детали другого цвета и основание.

Этап 2

Сшейте детали колпака между собой, а затем по окружности пришейте основание. Подверните нижний край и закрепите отворот вручную, сделав по бокам маленькие нашивки.

Этап 3

На края колпака пришейте бумбоны или бубенцы.

Костюм Петрушки для мальчика своими руками: ботинки

Для полноты образа можете сделать ботинки под костюм Петрушки для мальчика своими руками. Делаются они из фетра или из той же ткани, что и костюм. Для того, что бы нога ребенка не замерзла, в ботинки вставляется теплая стелька или они одеваются поверх сменной обуви. Это особенно важно, если ботинки сшиты из тонкой ткани.

Этап 1

На ткани начертите контур деталей по выкройке.

Этап 2

Вырежьте детали и сшейте их между собой. Украсьте острые носики бубенчиками, а язычок бантиком, сделанным из атласной ленты.

Цвет обуви, так же как и костюм может быть разным. На одной ноге ботинок одного цвета, а на другой ноге другого цвета.

Нехитрые виды рукоделия сегодня очень популярны, они возвращаются из прошлого и прекрасно соседствуют с модными направлениями.

Забавная кукла-потешка в технике папье-маше пополнит домашний кукольный театр и станет в нем первым действующим лицом. Для изготовления не потребуется особых навыков и дорогих материалов, времени тоже уйдет совсем немного, зато удовольствие от процесса и результата будет огромное. Поделку можно использовать вместо погремушки для малышей или игр дошкольников.

Что подготовить для творчества

Для начала работы, как и обычно, подготовьте материалы и инструменты. Чтобы сделать куклу-потешку своими руками, подготовьте:

  • клестер,
  • бумагу,
  • ножницы,
  • шпажки или тонкую прочную палочку,
  • стопку или стаканчик в качестве формы,
  • лоскутки тканей,
  • ленточки,
  • большую бусину,
  • клей Момент,
  • нитки с иголкой,
  • два пластиковых хомута.

Пошаговая техника изготовления

Стопку оберните полиэтиленом и поверх его начинайте наклеивать кусочки бумаги, создавая форму из папье-маше для потешки.

Чтобы не запутаться в слоях, можно один слой делать белым, а следующий – с буками и картинками.

Через каждые 3-5 слоев давайте заготовке просохнуть. Поскольку форма должна получится твердой и прочной, потребется наложить не менее 20 слоев.

Пока форма просыхает, есть время сделать палочку для куклы-потешки. Бамбуковые шпажки обмотайте лентой или полоской ткани, хорошо закрепив ее с краев клеем Момент. На конец получившейся палочки насадите бусину, закрепив ее клеем.

Если бусина недостаточно большая, то можно на нее наложить папье-маше для увеличения размера.

На бусину аккуратно наклеить лоскуток светлой ткани, лишние кончики замотав ниткой сверху.

На полоске не осыпающейся ткани, например, флисе или фетре, сдайте поперечные надрезы.

Получившуюся бахрому наклейте на бусину- голову петрушки-потешки, имитируя волосы.

Из лоскутка ткани сделайте колпак и приклейте его поверх получившихся волос. Голова актера готова!

Чуть ниже головы закрепите два пластиковых хомута, это будут руки. Вместо хомутов можно использовать любой гибкий материал, возвращающий свою форму. Например, отрезать ленту от пластиковой бутылки.

Заготовка из папье маше должна хорошо просохнуть.

Сделайте отверстие в донышке заготовки, по диаметру равное диаметру палочки.

Проденьте палочку через форму и замерьте необходимую длину ручек. При спрятанной в форме голов, ручек не должно быть видно.

На ладошки пластиковых ручек наклейте кусочки ткани, чтобы острые концы не прорвали ткань. Из лоскута яркой ткани сшейте прямоугольник и наденьте его на потешку. Укрепите в районе шеи клеем и нитками.

Расправьте одежду Петрушки-потешки. В районе ладошек перевяжите ниточкой, обозначив кисти рук.

Наденьте одежду петрушки на верхний край формы. В саму форму перед этим насыпьте бусины, мелкие пуговки или сухой горошек, которые и будут создавать эффект погремушки.

Приклейте клеем одежду самодельной погремушки по всей окружности формы.

Для декорирования папье-маше взять прямоугольный лоскут ткани и обернуть им форму, закрепить клеем.


Нижний край ткани прошейте редкими стежками.

Стяните ткань, формируя донышко. Палочка при этом должна свободно двигаться вверх-вниз.

Потешка –петрушка готова. Не останавливайтесь на одной!

Если вам интересны самодельные игрушки, обратите внимание на , и . Такие игрушки не вредят детям и излучают особое тепло!

Предком всех разновидностей верховой куклы является так называемая кукла-петрушка, то есть кукла, надеваемая непосредственно на руку актера и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею.

Имя свое она получила от героя старинных народных кукольных представлений - веселого озорника Петрушки.

У куклы-петрушки нет туловища: она состоит из твердой головы и прикрепленного к этой голове костюма. Когда актер вводит в костюм куклы свою руку, кукла приобретает туловище.

Рука кукольника может расположиться внутри куклы по-разному - от этого меняется устройство, а с ним и выразительные возможности куклы-петрушки. Наиболее часто встречаются два способа управления куклой-петрушкой:
1) указательный палец входит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони (рис. 1 );
2) указательный и средний пальцы входят в голову, большой палец - в один рукав, безымянный и мизинец - в другой (рис. 2 ).

Сравнивая даже такие наиболее простые системы управления и обусловленные ими конструкции, мы видим, что и «жизнь» этих кукол несколько разнится. У куклы на рис. 1 очень подвижная шея, но поворот головы у нее связан с поворотом корпуса. Кукла на рис. 2 не обладает такой гибкой шеей, зато она свободно вертит головой, не поворачивая корпуса. Для этого достаточно пошевелить пальцами, вложенными в голову.

Можно управлять куклой так, как это показано на рис. 3 . Такая кукла по внешнему виду больше приближается к человеческой фигуре. Недостаток данного способа управления заключается в том, что подогнутый безымянный палец при мало тренированной руке затрудняет игру актера.

На рис. 4 изображена кукла, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.

Существуют разные способы управления куклой одновременно обеими руками (рис. 5 и 6 ). Каждый из них обуславливается теми или иными функциями куклы. Так, например, кукла, изображенная на рис. 5 , имеет очень подвижную левую руку, которая может вращаться даже в кисти.

Есть и такая редкая разновидность кукол (рис. 7 ), у которых верхняя часть корпуса образует единое скульптурное целое с головой, а руки двигаются только от локтя. Управляются эти куклы следующим образом: большой палец и мизинец актера являются руками куклы, а три остальных пальца поддерживают корпус.

Пальцы кукольника могут иногда входить не непосредственно в рукава костюма куклы, а в чехольчики, прикрепленные в свою очередь к рукавам куклы. Такая кукла требует особого покроя платья (рис. 8 ).

И, наконец, среди кукол, надеваемых на руку, следует отметить групповые куклы, иногда применяемые в массовых сценах на задних планах. В таких случаях на каждый палец исполнителя надевается по маленькой куколке (рис. 9 ) или же все пять персонажей соединяются на одной общей перчатке (рис. 10 ). Это помогает быстрее надевать кукол и увереннее управлять ими. Костюмы персонажей создаются посредством аппликации или раскраски отдельных частей перчатки.

Рис. 11 показывает групповую куклу, объединяющую три персонажа. Большой палец и мизинец актера управляют левой рукой одного из крайних персонажей и правой рукой другого. Остальные четыре руки остаются без движений (они могут даже отсутствовать вовсе).

Этим, конечно, не исчерпываются все возможности управления куклой, надетой на одну или на обе руки актера. Новые задачи порождают и новые разновидности театральной куклы. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки и используется в зависимости от того, насколько данный тип куклы помогает актеру и режиссеру выполнить задачи, которые они ставят перед собой при воплощении того или иного образа.

Туловище

Туловищем куклы-петрушки является рука актера, введенная в трехпалую перчатку, прикрепляемую к голове. Размеры и покрой перчатки зависят от системы управления куклой и от величины руки кукловода. Ясно, что каждая разновидность кукол требует своего покроя перчатки. Перчатка должна плотно облегать руку кукловода, вместе с тем не связывая ее движений. Поэтому перчатка шьется с примеркой, причем актер во время примерки держит свои пальцы в «рабочем» положении, то есть так, как будто он фактически управ ляет куклой. Материал для перчатки лучше брать прочный, но достаточно мягкий, чтобы он не затруднял движения руки. Таким материалом может служить, например, бязь.

Если перчатка является одновременно и костюмом куклы, то материал для нее подбирается соответствующего цвета и рисунка; часто на материю, из которой сшита перчатка, нашивается аппликация или наносится рисунок краской. Такая перчатка-костюм кроится не вплотную по руке кукловода, а несколько свободнее, чтобы замаскировать форму введенной в нее человеческой руки (рис. 12 ).

Это примитивный способ костюмировки, встречающийся, как правило, только в самодеятельных кружках. В профессиональных театрах поверх перчатки обычно надевается специальный костюм, скрадывающий неминуемую «кривобокость» петрушечной куклы, связанную с асимметричностью кисти человеческой руки. В некоторых случаях при помощи костюма стараются приблизить форму куклы к форме человеческого тела, подбивая ватой плечи, спину, грудь. Следует предостеречь от излишнего увлечения такими толщинками - они затрудняют движения пальцев кукловода и уменьшают выразительность куклы.

Для куклы, изображенной на рис. 8 , перчатка не шьется. Чтобы костюм сохранял форму, он делается из плотной материи или кладется на подкладку. Костюм прикрепляется к шее. Плечи делаются из туго набитых ватой мешочков, и к ним пришиваются руки, сделанные из картонных трубочек или из материи, туго набитой ватой. Рука имеет свободный сгиб в локте. Для большого пальца и мизинца к костюму пришиваются два чехольчика (в цвет платья) примерно на уровне талии. Концы их прикрепляются к запястьям рук куклы.

Материал для костюма куклы может быть еще более плотным, чем для перчатки. Однако и тут должны быть установлены известные границы. Для кукол, надеваемых на руку, следует избегать применения таких тяжелых материалов, как парча, атлас, толстый бархат, - они затрудняют жестикуляцию кукол, топорщатся, ложатся грубыми, некрасивыми складками.

Голова

Голова петрушечной куклы делается размером в среднем 8-10 см (в детских самодеятельных кружках этот размер соответственно уменьшается и может доходить до 5-6 см ).

Голову больших размеров не следует делать: это не только не увеличит, но, наоборот, уменьшит выразительность куклы. Дело в том, что туловище куклы-петрушки увеличить невозможно - оно соответствует размерам руки актера. А непомерно большая голова на маленьком туловище производит неприятное впечатление. Кроме того, большая голова заслоняет руки куклы и сковывает их движения.

Голову куклы лепят обычно вместе с шеей, причем с небольшим наклоном вперед. Особенно надо следить за тем, чтобы голова по отношению к шее не была задрана кверху: в ином случае зритель, который смотрит на куклу снизу, будет видеть ее лицо в неправильном раккурсе.

Когда требуется кукла с гибкой подвижной шеей, голову рекомендуется лепить без шеи, ее заменяет непосредственно палец кукловода, вставленный прямо в голову и прикрытый материей или трикотажем. В этом случае кукла управляется так, как показано на рис. 1 . Куклы животных (собак, зайцев) лепятся обычно без шеи. Это обуславливается иным расположением у них головы в отношении туловища, чем у кукол, изображающих людей.

Голова может быть сделана с большей или меньшей степенью условности, вплоть до того, что головой может служить шарик с наклеенными или нарисованными ушами, носом, ртом и глазами. Если куклы с головами-шариками применены к месту и выполнены талантливо, они могут обладать большой выразительностью (как, например, эстрадные куклы С. В. Образцова).

Трудно дать точные указания по скульптуре кукольной головы. Тем не менее существуют некоторые правила, проверенные временем и театральной практикой.

В кукольной голове прорабатываются только основные, наиболее характерные черты лица: мелкие детали, например морщины, зритель все равно не увидит.

Кукла на ширме почти все время повернута к зрителю профилем. Поэтому профиль у куклы должен быть ясный и выразительный. Если кукла «беспрофильная», для зрителя часто остается непонятным, в какую сторону она повернулась и в какую сторону смотрит.

Создавая у куклы характерную выразительность лица (маски), соответствующую тому или иному образу, нельзя придавать ей застывшее выражение какой-нибудь определенной эмоции, так сказать, «мимику данной минуты». Можно делать куклу веселой, но нельзя делать ее с застывшей улыбкой. Персонаж, непрерывно улыбающийся на протяжении всей пьесы, быстро надоедает.

Голову куклы делают чаще всего из папье-маше, а также из дерева, из материи или из трикотажа, набитого ватой.

Процесс резьбы деревянных голов сложен и требует опытной руки мастера-специалиста. К тому же голова из дерева значительно тяжелее, чем голова из папье-маше. В силу этих соображений деревянные головы применяются редко. Они предпочитаются только в тех случаях, когда в голове куклы надо смонтировать сложный механизм, который трудно укрепить в папье-маше.

Для приготовления деревянной головы берут выдержанную сухую липу. Дерево обрабатывают при помощи острых ножей и стамесок. Чтобы голова была легче, ее делают полой, выбирая дерево через затылок и шею (отверстие в затылке потом закрывают париком). Или же, распилив голову пополам, выбирают дерево из обеих половинок, а затем соединяют их между собой тонкими гвоздиками и столярным клеем.

Куклы с головой из ваты, обтянутой материей или трикотажем, применяются главным образом в самодеятельных кружках, да и то сравнительно редко. При этом примитивном способе поделки кукольные головы обычно не сохраняют нужную форму, и на них плохо ложится краска.

Чаще всего в практике театров кукол применяются головы из папье-маше. Существует два способа их изготовления: 1) обклейка бумагой глиняного или пластелинового слепка снаружи и 2) выклейка по гипсовой форме изнутри.

Первый способ значительно проще, но дает сильное искажение модели. Прибегать к нему лучше в тех случаях, когда голова настолько велика, что это затрудняет отливку гипсовой формы; кроме того, при больших размерах и искажения будут менее заметны. Наружную обклейку применяют также при изготовлении из папье-маше отдельных декоративных деталей и бутафории.

Модель, то есть первоначальную скульптурную форму, рекомендуется лепить из пластелина, так как в глине все время приходится поддерживать необходимую степень влажности.

Когда модель готова, заваривается клейстер. Для этого в холодной воде разводится ржаная или пшеничная мука до густоты сметаны. Клейстер варят на слабом огне, все время помешивая, чтобы он не пригорел.

Во время кипячения в муку добавляется немного очень жидкого столярного клея. Когда после непродолжительного кипячения клейстер загустеет, он считается готовым.

Применять для выклейки папье-маше столярный клей в чистом виде не следует - получится хрупкая голова, которую к тому же трудно раскрашивать.

Для изготовления папье-маше подходит любой сорт непроклеенной бумаги - газетная, оберточная и т.п. Глянцевая бумага для этого не годится.

Перед обклейкой модель смазывают вазелином или каким-нибудь иным жиром.

Предназначенную для обклейки бумагу рвут на маленькие кусочки (приблизительно 2 x 2 см ). Резать бумагу ножницами или ножом не следует: надо, чтобы края каждого кусочка были мягкими.

Первый слой, прилегающий непосредственно к модели, состоит из кусочков бумаги, смоченных в воде. Начиная со второго слоя, бумажки смазываются клейстером и накладываются слоями поверх обклеиваемой формы. При накладывании кусочки бумаги должны заходить краями один на другой. Каждый кусочек тщательно разглаживается, чтобы бумага не собиралась в морщинки. В тех местах, где на модели имеются неровности (глаза, нос, рот), бумажки крепко проминаются пальцем.

Таким образом, модель обклеивается четырьмя или пятью слоями бумаги. Если бумага тонкая, то количество слоев увеличивается до шести-семи. Чтобы не ошибиться в счете слов и не сделать в одном месте толсто, а в другом тонко, пользуются бумагой двух разных цветов: один слой накладывается одного цвета, другой - другого.

В тех случаях когда требуется повышенная прочность (особенно если голова делается больших размеров), количество слоев доводится до восьми-десяти.

Еще лучше, оставив обычные пять слоев бумаги, проложить между ними два слоя марли. Это не очень утяжелит голову, зато значительно увеличит ее прочность.

Голову после обклейки просушивают, только не прямо над огнем, иначе она покоробится. Для ускорения сушки можно воспользоваться духовкой, не очень сильно нагретой и непременно с открытой дверцей, чтобы пар мог свободно выходить.

Когда папье-маше высохнет, его разрезают острым ножом или бритвой, как указано пунктиром на рис. 13 , и осторожно снимают с глины обе половинки. Если форма носа или подбородка мешает снять папье-маше, то модель приходится разрушить.

Если форма лица не позволяет сделать разрез способом, показанным на рис. 13 , он делается так, как указано на рис. 14 . Однако к последнему способу прибегают лишь в случае крайней необходимости, так как продольный шов, сделанный через все лицо, при недостаточной опытности мастера может обезобразить куклу, к тому же голова с таким швом бывает менее прочной.

Сняв с глины обе половинки головы, папье-маше вновь соединяют по шву сначала нитками в двух трех местах, затем полоской тонкой материи на клею и, наконец, бумагой.

При втором способе с глиняной или пластелиновой модели сначала отливается гипсовая форма. Для этого модель смазывается вазелином или, лучше, подогретой смесью керосина со стеарином (в детских самодеятельных кружках последний способ применять не рекомендуется). Затем вокруг головы по линии разреза, показанной на рис. 13 , делается «барьер», то есть в глину втыкаются вплотную кусочки жести или картона (рис. 15 ). Такой барьер помогает точно отлить обе половинки гипсовой формы - одну для лицевой стороны, другую для затылочной (или одну для правой половины лица, другую для левой). Гипс разводится до густоты сметаны (на одну петрушечную голову идет от 0,5 до 1 кг гипса). Сначала заливают раствором гипса только одну сторону модели (до барьера), доводя толщину заливки по меньшей мере до 1,5 см . Для большей прочности толщину формы доводят иногда и до 3 см . Когда гипс хорошо застыл, но еще недостаточно затвердел, барьер удаляют и заливают гипсом вторую часть головы. Для этого сначала смазывается жиром верхний край первой половинки формы, то есть та поверхность гипса, которая соприкасалась с барьером из пластинок. Если этого не сделать, то в процессе заливки обе половинки могут наглухо соединиться, так что их невозможно будет разнять.

Когда гипс окончательно застынет, острым ножом отделяют одну половинку от другой и снимают их с глиняной модели (рис. 16 ).

Гипсовую форму изнутри покрывают шеллачным лаком. Это делает ее более прочной и дает возможность легче вынимать папье-маше.

Когда обе половинки гипсовой формы готовы, производится выклейка кукольной головы внутри формы точно так же, как если бы делалась обклейка головы снаружи: сначала укладывается слой бумаги, смоченный в воде, затем выклеиваются четыре-пять слоев, смазанных клейстером (бумага и в этом случае берется двух цветов). После просушки обе половинки головы вынимаются из формы, соединяются между собой, склеиваются и зачищаются по шву.

Таков самый простой способ изготовления папье-маше. Существуют более сложные рецепты, дающие повышенную прочность. Лицам, желающим подробнее ознакомиться с этим вопросом, рекомендуем обратиться к специальной литературе по театральной бутафории.

Прежде чем раскрашивать кукольную голову, папье-маше следует загрунтовать левкасом. Левкас приготовляется следующим образом: в разведенный жидкий столярный клей (200 г клея на 1 л воды) вливается немного олифы (одна столовая ложка на стакан клея), затем в него засыпают тонко просеянный мел или тальк (лучше всего мел пополам с тальком) так, чтобы получилась не очень густая тестообразная масса. Полученный таким образом левкас накладывают очень тонким слоем на папье-маше (толстый слой будет откалываться). Когда левкас высохнет, голову обрабатывают тонкой наждачной бумагой (шкуркой) до получения идеально ровной поверхности.

Для окраски головы следует применять только масляные краски. Клеевые, гуашь и другие - непрактичны, они пачкаются и стираются.

Чтобы окрашенная голова не блестела, ее, пока она не окончательно высохла, слегка припудривают тальком или мелом. В этих же целях масляную краску иногда наносят при помощи торца жесткой кисти для получения шероховатой поверхности.

Волосы, усы, брови, глаза прикрепляются к голове до окраски, так как на покрашенной поверхности они плохо держатся.

Волосы кукол делаются из веревок, мочалы, шелковых или бумажных ниток, меха и т.п. Выбор этих материалов зависит от вкуса художника и общей манеры решения куклы. В иных случаях волосы могут быть просто нарисованы или вылеплены одновременно с головой, то есть изображены чисто скульптурно.

Глаза делают из каких-нибудь блестящих предметов - кусочков стекла, бусинок, пуговиц и т.п. - или же просто рисуют. Но и в нарисованный глаз на место зрачка нередко вставляют какой-либо блестящий предмет.

Для того чтобы прикрепить глаз к голове, на его месте прорезаются две узкие щели. Кусочек материи с пришитой к нему пуговицей или бусинкой вклеивают в глазницу, а концы материл, смазанные столярным клеем, вводят в прорезанные щели и заделывают изнутри.

Если глаз нельзя пришить к материи, его вклеивают в углубление, сделанное для этого в папье-маше.

Прежде чем голову прикреплять к перчатке, надо приспособить ее к пальцам кукловода.

Шея куклы по диаметру должна соответствовать толщине пальца (или двух сложенных пальцев) кукловода. Если отверстие в шее слишком широкое, его суживают путем вклеивания картонной трубочки (так называемой патронки). Палец должен входить в шею до середины второго сустава. У головы, не имеющей шеи, снизу прорезается круглое отверстие, в которое вклеивается патронка для пальцев кукловода.

Перчатка прикрепляется к шее с наружной стороны так, чтобы приклеенная материя не выглядывала из-за воротника костюма. Соответствующая часть перчатки кроится с таким расчетом, чтобы она полностью обхватывала шею (рис. 17 ).

К голове, не имеющей шеи, перчатка прикрепляется следующим образом: к среднему пальцу перчатки, примерно в том месте, где приходится середина второго сустава, пришивается матерчатый кружок шириной до 2 см . После этого, надев перчатку на руку, вставляют палец в голову, а матерчатый кружок приклеивают к низу головы (рис. 18 ).

Руки

Руки - вернее, кисти рук - у петрушечной куклы делаются из разных материалов и разными способами в зависимости от тех задач, какие ставятся перед куклой. Руки могут быть жесткие, сделанные из дерева или папье-маше, могут быть мягкие, то есть сшитые из материи или трикотажа.

Жесткие руки имеют два существенных недостатка: во время игры они неприятно стучат одна о другую или при прикосновении к чему-нибудь жесткому и плохо берут предмет.

Мягкие руки кроятся в виде варежки, сшиваются, выворачиваются, подбиваются ватой и прострачиваются по линиям пальцев. Иногда делают каждый палец отдельно, причем петрушки часто ограничиваются четырехпалой рукой, так как издали зритель не видит, сколько у куклы пальцев.

Мягкие кисти рук пришиваются непосредственно к перчатке, так что палец кукловода входит в кисть кукольной руки, доходя приблизительно до середины ее ладони. Такими руками кукловод действует с наибольшей уверенностью. Он легко берет предметы, так как делает это почти непосредственно своими пальцами.

Однако у куклы, одетой в костюм, такая рука недостаточно видна, потому что она лишь немногим длиннее пальца кукловода. Для удлинения кукольной руки ее прикрепляют к картонной патронке, которую в свою очередь пришивают к перчатке (рис. 19 ). Но следует иметь в виду, что слишком длинная патронка не помогает, а, наоборот, стесняет жест куклы. Рука петрушечной куклы не имеет сгиба в локте, поэтому чересчур удлиненная рука, торчащая вперед или вбок, производит неприятное впечатление и выразительность жеста теряется.

Наиболее удобны руки на проволочном каркасе. Мягкая проволока (железная, медная, алюминиевая), выгнутая по контуру кисти кукольной руки, приделывается к патронке одним из способов, указанных на рис. 20 . Затем каркас обтягивается ватой и обшивается материей или трикотажем. Таким рукам можно придать любую форму, сгибая и разгибая каркас.

Обычно кукла-петрушка держит предмет обеими руками. При наличии проволочного каркаса кукла может держать предмет одной рукой (рис. 21 ), хотя брать его на глазах у зрителей она не сможет, для этого нужны особые приспособления.

Ноги

Ноги у кукол-петрушек бывают далеко не всегда. Кукла становится ногами на ширму лишь в очень редких случаях, так как при этом бывает видна рука актера. В некоторых случаях руку актера удастся более или менее удачно замаскировать длинным платьем или плащом (рука проходит между подкладкой и верхом). Но это допустимо, разумеется, далеко не в каждой пьесе и не для каждого персонажа. Кроме того, кукла, стоящая ногами на ширме, хуже передает походку человека, чем если она это делает условно, при помощи движения корпуса.

Чаще всего ноги у кукол-петрушек существуют для того, чтобы кукла могла ими играть сидя или лежа.

Нижняя часть ноги (до колена) делается из дерева, папье-маше или материи, набитой ватой. Верхней, бедренной частью ноги служит картонная патронка, прикрепленная к нижней части и образующая вместе с ней подобие коленного сустава. Ноги (или штаны вместе с ногами) прикрепляются к переднему краю перчатки (под рубашкой).

Управляет ногами вторая рука кукловода. Для ее маскировки в цвет костюма шьется рукав, достаточно широкий для того, чтобы в него могли пройти обе руки актера. Этот рукав пришивается к заднему краю штанов и к задней стороне перчатки под рубашкой (рис. 22 ).

Ногами можно управлять и при помощи проволочек, прикрепленных к каблукам (пяткам) куклы. Такие ноги могут делать, конечно, несколько иные движения, чем ноги, управляемые изнутри при помощи пальцев.

Иногда ноги изготовляются отдельно и только высовываются из-под костюма в тех случаях, когда это необходимо по ходу пьесы.

На рис. 23 изображена кукла, которая может стоять на грядке (передний верхний край ширмы), ходить, а также проделывать разнообразные акробатические номера: сгибаться в любую сторону, делать «шпагат» и т.д. Костюм этой куклы шьется с широкими шароварами - так, чтобы в каждую штанину могла поместиться рука кукловода.

Куклы-петрушки, изображающие животных

При помощи петрушечных кукол часто изображают не только человека, но и животных.

Общая схема устройства остается та же, однако у каждой куклы имеются свои особенности в зависимости от того, какого зверя или какое животное она изображает.

Когда кукла-животное должна выглядеть стоящей на четырех ногах, то патронка в голову вклеивается не вертикально, как у куклы, изображающей человека, а почти горизонтально.

Туловища зверей шьются из меха, плюша, бархата, трикотажа, байки и т.п.

Применяя мех, надо выбирать шкурки с мягкой кожей, чтобы не стеснять движения руки актера. Если мех подходит для данного животного по своему ворсу, но отличается цветом, его можно подкрасить анилиновой краской.

Применение естественного меха животного, изображаемого данной куклой, не всегда бывает удачным. Это допустимо главным образом в тех случаях, когда само животное и кукла, его изображающая, не очень разнятся между собой по величине. Так, если кукла, изображающая медведя, имеет рост в полтора метра, то лучше делать ее из настоящего медвежьего меха. Петрушечную же 40-сантиметровую куклу из медвежьего меха делать нельзя: длинный ворс исказит форму, и кукла перестанет походить на медведя. В этом случае куклу медведя лучше сделать из цигейки или бобрика.

Бархат и плюш хорошо имитируют мех таких животных, как обезьяна, олень, тигр и т.п. Но, вообще говоря, необязательно, чтобы материал, взятый для туловища животного, точно передавал натуральный вид шкуры этого животного. Хорошо сделанная трикотажная собака или корова из байки тоже достаточно правдиво выглядят на ширме.

В некоторых случаях байку или трикотаж для большей выразительности отделывают кусочками меха или подкрашивают анилиновой краской. Голова животного раскрашивается или же оклеивается тем материалом, из которого сделана и кукла.

Таких животных, как собаку, медведя, обезьяну, чаще всего делают простыми петрушками. Однако существует много животных, которых невозможно изобразить при помощи кукол, надеваемых на руку, и их приходится делать иным способом (см. главу 3).

Гусь (рис. 24 ). Кукла шьется из трикотажа. Клюв делается из папье-маше. Голова слегка подбивается ватой, чтобы лучше держалась форма; туловище, кроме шеи, целиком набивается ватой. Кисть руки кукловода вводится в голову куклы: большой палец вставляется в нижнюю челюсть, указательный и средний - в верхнюю. Таким образом, рука кукловода, обтянутая трикотажем, дает впечатление подвижной шеи гуся.

Змея (рис. 25 ). Голова делается так же, как и у гуся. Туловище управляется при помощи палки, которую кукловод поддерживает второй рукой.

Лягушка (рис. 26 ). Туловище шьется из материи, лучше всего из шелка, хорошо имитирующего поблескивающую кожу лягушки. Рот делается по тому же принципу, что и у змеи и гуся, но с таким расчетом, чтобы им можно было управлять при помощи указательного и среднего пальцев. Большой палец и мизинец вставляются в передние лапки куклы. Задние лапки делаются со сгибом в колене и соединяются с туловищем на шарнирах, образуя подвижные сочленения. К задним лапкам прикрепляется проволочная развилка, при помощи которой кукловод управляет ими, изображая прыжки лягушки.

Мастер-класс по рукоделию из бросового материала. Изготовление куклы-забавы "Петрушка в кулёчке"

Я совсем не зелень с грядки,
Хоть зовусь Петрушкой!
Буду я для вас, ребятки,
Куколкой-игрушкой!


Цыпурина Антонина Ивановна,учитель технологии и изобразительного искусства. Место работы: МБОУ СОШ ЦО №5 г. Суворова Тульской обл.
Цель: Активизировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.Приобщить детей(взрослых)к основам русских культурных традиций посредством изготовления кукол.
Задачи:
- Развивать творческие способности и трудовые навыки при изготовлении кукол.
- Развивать сенсорные моторные навыки при изготовлении кукол.
- Развивать самостоятельность,творческую фантазию,аккуратность, умение доводить дело до конца.
- Закрепить знания и навыки безопасной работы.
- Воспитывать уважение и интерес к традициям своих предков.
Описание:
Мастер-класс рассчитан для родителей, учащихся среднего звена,учителей, воспитателей. И школьники и взрослые могут эту поделку изготовить для подарка малышам. Игрушка занятная. Интересно позабавиться даже взрослому. Может быть использована в кукольном театре.
Познавательная информация
Часто в школе мы мастерим с детьми игрушки разной сложности. Многие скажут, что игрушка безделица. Лишь бы чем-нибудь было занять ребёнка.Но это далеко не так! Игрушка, сделанная руками ребёнка (да и взрослого тоже)"оживает". У неё появляется свой характер. В неё вложена душа и желание. Кукла-первая среди игрушек. История куклы прослеживается со времён строительства пирамид и до наших времён. Кукле почти столько же лет -сколько человечеству. Но она остаётся вечно юной. Дети всегда находили время для игр и потех.Потому что детская натура такая-игра с куклой помогает не только выплеснуть накопившуюся энергию, но развивает и учит. При изготовлении нашей игрушки не только вырабатывается умение работать инструментами, но и вкус, аккуратность. С такой игрушкой можно дома и с младшим братом или сестрой поиграть-вот вам и умение общаться друг с другом. Сила воли тоже пригодится. Если доведём начатое дело до конца-то поиграем и мы с вами.


Выкройки:
1. Кулёчек может быть какого угодно размера, по желанию. В зависимости от размера и назначения куклы. В моём случае для игры в детскую ручку след.размеры..Для изготовления выкройки кулёчка(как у меня) использовать формат листа А-4. Радиусом 17см провести дугу. В последствии по ней отрезать.При выкраивании на цветном картоне сделать прибавку 1-2см.(на чертеже видно где) с обеих сторон для склеивания при скручивании кулёчка. Я закрепила ещё и узеньким скотчем узеньким для прочности.


2. Для изготовления выкройки рубашки тоже использовать формат А-4. А дальнейшее построение видно на чертеже.


Приготовить:
1. картон для кулёчка. Можно использовать красочную часть коробки от конфет;
2. кусочки ткани для рубашки и колпачка(произвольные);
3. палочку для основы(можно использовать ветки при обрезании кустов);
4. теннисный шарик или пенопластовый;
5. остатки: кружева,ленточки, тесьма...для воротничка и декора рубашки;
6. клеевой пистолет или клей момент или степлер;
7. бусину для удобства держаться за палочку;
8. скотч;
9. если кулёчек из простого картона-для декора можно использовать остатки обоев, гофробумагу.

Ход работы

Делаем кулёчек из картона и закрепляем скотчем тонким. Высота моего кулёчка 16см. Этот размер как раз подходит при использовании для головы теннисного шарика


При необходимости декорирования кулёчка используем обои. Вычерчивая сегмент по размеру кулёчка.


Вырезанная деталь из обоев для декорирования.


Оборачиваем кулёчек красивой бумажкой и "домик"для куклы готов.


С одной стороны палочки закрепляем клеем шарик,предварительно сделав отверстие в нём.


Выкраиваем 2детали рубашки произвольной формы,выдерживая пропорции относительно головы и кулёчка.. Размер головы может быть у каждого свой.


Стачиваем по линии кроя на швейной машинке или швом"назад иголка".


Просовываем палочку с головой в отверстие (для шеи)рубашки и приклеиваем по линии горловины.Место склеивания декорируем по своему усмотрению. У меня тесьма собранная на сборку. Можно тоже приклеить для надёжности.



Присоединяем рубашку к кулёчку удобным для вас способом: степлером, клеем, клеевым пистолетом.


Место соединения рубашки с кулёчком определяете сами.


Готовим волосы для игрушки из пряжи.



Приклеиваем к голове.