Роль правового воспитания в формировании правовой культуры. Значение правового воспитания в образовательных учреждениях для формирования законопослушной личности. Причины, приводящие к нарушению закона среди молодежи

Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Кваша А.А. определяет правовое воспитание через ᴇᴦο составные элементы˸ ʼʼправовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике ᴇᴦο реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанностиʼʼ. ʼʼОтсюдаʼʼ - продолжает автор, ʼʼнеобходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать законʼʼ.

ʼʼПравовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культурыʼʼ .

Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Таким образом, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия ʼʼправовое воспитаниеʼʼ как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности . В современную действительность входят такие понятия как ʼʼправовоспитательная деятельностьʼʼ государства, ʼʼинститут правового воспитанияʼʼ, что говорит о том, что правовое воспитание воспринимается как вид государственной деятельности.

Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства" 2015, 2017-2018.

Введение

Глава 1. Природа правового воспитания

1.1 Понятие правового воспитания

1.2 Формы правового воспитания

Глава 2. Правомерное поведение как следствие правового воспитания

Глава 3. Человек как активный правовой субъект

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Представленная работа посвящена теме «Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в научной и практической сфере, которая говорит о том, что необходимо совершенствовать правовое воспитание и его формы.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях, юридической литературе – журналах, обозревателях, Интернет-порталах рассмотрены более узкие вопросы данной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности" в современной юридической науке о теории государства и права, с другой стороны, вопросами реализации ее применения через различные источники. Проблемы и недостаточная разработанность именно практических механизмов привития правового мышления и воспитания граждан обосновывают актуальность данной работы.

В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Однако, несмотря на обширную литературу по указанной проблематике, все еще имеются неполно и недостаточно раскрытые аспекты научных основ право-воспитательной деятельности, существуют противоречивые позиции ученых по целому ряду вопросов теории правового воспитания.

При этом предметом исследования о значимости правового воспитания является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Место и роль правового воспитания" с точки зрения отечественных ученых.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены для решения следующие задачи:

1. Изучить природу правового воспитания, в каких формах оно должно осуществляться и с помощью каких средств и методов реализовываться;

2. Оценить правомерное поведение как результат правового воспитания;

3. Охарактеризовать человека как активного правового субъекта и уяснить, с помощью каких средств развивается правовая активность личности.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, каким образом необходимо применять правовое воспитание, чтобы оно результативно воздействовало на правомерное поведение общества и правовую активность отдельно взятой личности.

Источниками информации для написания работы по теме "Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности" послужили различная юридическая литература: нормативно-правовая база, фундаментальные теоретические труды мыслителей в рассматриваемой области, таких как: Н.И. Матузов, А.В. Малько, И.В. Кирсанов, А.С. Пиголкин, С.А. Боголюбов и др., а так же статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, таких как "Государство и право", "Законность", "История государства и права", "Право и политика", посвященных тематике "Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности", справочная литература, прочие актуальные источники информации.


Глава 1. Природа правового воспитания

1.1 Понятие правового воспитания

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве, правовой культуре, правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктуют необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания.

Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих.

Правовое воспитание может пониматься в двух смыслах - широком и узком. Правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) - все многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле - целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на понимание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры .

Меняются содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной (и, прежде всего, в странах со стабильной политической системой) является его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их смысле, ценности и функциях. Успешное решение практических задач в этой области во многом определяется уровнем методологического и теоретического осмысления ряда проблем, среди которых одной из важнейших является проблема воспитания правовой культуры и дисциплины у сотрудников государственного аппарата.

В общем соображении под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Можно также сказать, что сутью правового воспитания является формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.

В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;

промежуточная цель – формирование правовой убежденности;

конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.

Следовательно, общей целью правового воспитания является возможность дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания.

Задачами правового воспитания являются

Формирование знаний о системе действующего права, а также правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний;

Формирование глубокого внутреннего уважения к праву;

Образование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

Формирование привычки поведения в точном соответствии с законом;

Формирование установки для правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) .

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый.

Таким образом, повышение уровня правовых знаний - это начальный этап правового воспитания. Каждый грамотный гражданин должен четко представлять пределы своей правомерной деятельности и те границы, за которыми начинается неправомерное поведение, а его действия становятся опасными для общества. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более, важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Воспитательная функция права через приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, к пониманию сущности правовых учений, доктрин, выработке устойчивой ориентации на законопослушное поведение повышает их правовую культуру. Еще одно смежное понятие, а возможно, и форма взаимодействия этой функции права с правовой культурой - правовое воспитание (правовое просвещение, правовое обучение). Правовое обучение, прежде всего, происходит путем организации воспитательного процесса в форме правового обучения, пропаганды права средствами массовой коммуникации, художественной литературой. Система мероприятий правового обучения включает работу специальных правовых курсов, школ, семинаров. Задача правового обучения - ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности, а следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России.

Существуют также многообразные приемы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

Правовое просвещение - процесс распространения правовых знаний, который служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - "воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России", изучение населением основ юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Напомним, что задачами воспитательной функции права являются формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом, к чему стремится и правовая культура. Можно сделать вывод, что воспитательная функция права способствует формированию правовой культуры, во главе которой стоит право.

Большую роль для рассматриваемых понятий играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, происшедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился.

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества и реализации воспитательной функции права играют такие средства информации, как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикаций и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодежной среде, общество оказалось лишенным объективной картины, отражающей не только преступление и его генезис, но и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности.

Право, посредством воспитательной функции формируя правовую культуру, предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов также являются составными частями правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого жаргонного языка, создавая при этом ореол сквернословия. "Этого рода "практика" ведет к нравственному и правовому разрушению личности, к ее культурной деградации".

Все вышеперечисленные элементы, необходимые для полезного существования воспитания, можно объединить одним термином - правовые коммуникации. Общение - основной способ формирования правовой психологии; через него происходит становление сознания, накапливается социальный опыт, общение оказывает значительное влияние на правовую идеологию и правовую психологию личности и общества в целом. Важно и то, что правовая идеология выступает как теоретически обоснованное выражение в юридических категориях законности, справедливости, прав и обязанностей, свободы, равноправия социальных субъектов в различных проявлениях правовой жизни. На уровне правовой идеологии вырабатываются нравственные установки: уважение прав и соблюдение обязанностей всеми гражданами государства. Смежной категорией правовой идеологии является правовая психология (эмоции, чувства, переживания, настроения применительно к правовой среде). Необходимо заметить, что на формирование правовой психологии действуют не только общесоциальные, но и конкретные личностные условия. Таким образом, здоровая правовая психология и правовая идеология также выступают целями воспитательной функции права и правовой культуры в реальной жизни, так как они обеспечивают осознание необходимости соответствующего правомерного поведения.

Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных лиц.

Однако в настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности. Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, деформаций правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. В этих условиях образование, просвещение, распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и законности у всего населения страны приобретают огромное значение.

С учетом значимости правового образования как важнейшего фактора социализации личности, как условия построения правового государства в последние годы усилилось внимание к изучению вопросов права среди детей и подростков в системе обществоведческого образования. В настоящее время правовое образование существует в школьных учебных курсах в двух формах - интегративной и профильной (модульной). Это нашло отражение как в создании учебников по праву для факультативных курсов, так и в более широком включении правоведения в курсы обществознания. Правовые курсы также включаются в региональные и школьные учебные планы.

Также необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов. Речь идет и о среднеспециальных, и о высших учебных заведениях и факультетах. Наряду с этим важно осуществлять правовое образование в учебных заведениях неюридического профиля. Особое место должно занять правовое образование и просвещение государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. Такая систематическая юридико-воспитательная работа тем более необходима, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.

Из важнейших качеств, которыми должен обладать современный юрист, и которые необходимо прививать будущим юристам в процессе профессионального образования, можно выделить следующие:

  • · гражданскую зрелость и высокую общественную активность;
  • · профессиональную этику, правовую и психологическую культуру;
  • · глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина;
  • · твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело;
  • · нетерпимость к любому нарушению закона.

Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России, где более сильны саморегуляторы гражданского общества, прежде всего - стабильное законодательство, действуют традиции уважения к закону и ответственности перед ним; правовой культурой проникнуты все структуры государственного и социального механизма. Мы в России пока похвалиться таким положением, к сожалению, не можем. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Попова Инна Игоревна,студентка первого курса магистратурыФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь[email protected]

Роль правового воспитания в образовательном процессе

Аннотация.Статья посвящена вопросам ролиправового воспитания в образовательномпроцессе. Автором выявлены отличия правовой пропаганды и правового воспитания, обусловлена необходимость правового просвещения родителей и педагогов, необходимость выстраивания партнерских отношений между образовательнымиучреждениями иорганизациями, осуществляющими правоприменительную деятельность.Ключевые слова: право, воспитание, правовая пропаганда, образовательный процесс, правовое просвещение.

Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым

просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод.Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.Одними из главных приоритетов и целей государственной политики в Российской Федерации являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, повышение уровня правовой грамотности населения, правовое просвещение молодежи. Указанные приоритеты совпадают с конечными результатами реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция".В апреле 2014года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, в которых определяются принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан . Таким образом, прослеживается явная тенденция повышения значимости правового воспитания и просвещения в современном Российском обществе.Правовое просвещение–это одно их важнейших направлений деятельности педагогавоспитателя, которое должно идти рука об руку справовым воспитанием иобразовательным процессом. Правовое просвещение и правовое воспитание должно быть направлено на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы.Подправовым просвещениеми правовой пропагандойзачастую понимается особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. Ак правовому просвещению следует относить деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод.Такое понимание представлено в Основахгосударственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Основнымицелями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания гражданявляются:1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.Правовое воспитание неразрывно связано с образовательным процессом и участниками образовательного процесса.Участниками образовательного процессав системе образования являются обучающиеся, родители и педагоги.Правовое воспитаниеособенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, но должно начинаться с более раннего возраста. Правовоевоспитаниеспособствует формированию социальной активности обучающихся, дает возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность молодежичувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни.При участии различных специалистов в образовательных учрежденияхможет быть организована системная деятельность, ориентированная на становление личности обучающегося как сознательного носителя правовой свободы и обязанностей, правопослушного свободного гражданина, творческого соучастника развития демократического гражданского общества. В этом случае деятельность по правовому воспитаниюобучающихся включает:

анализ нормативноправовых документов различного уровня, обеспечивающих реализацию прав и свобод детей,

систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения интересов, прав, свобод детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации,

разработку и реализацию комплексной программы освоения правовых основ всеми участниками образовательной деятельности,

создание специальных правоориентированных программ развития детей на базе учебных дисциплин,

формирование партнерскихотношений образовательных учреждений с организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей,

разработку и реализацию системы мониторинга правовой развитости, воспитанности детейи так далее.Отдельное место в образовательном процессе должно быть уделено правовому просвещению родителей. Правовое просвещение родителейнацелено на повышение правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Деятельность по правовому просвещению родителей учащихся может быть предполагать:

формирование у родителей учащихся навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества;

профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством;

на освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношение к праву как общественной ценности;

развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции, и тому подобное.Немаловажным является и правовое просвещение педагогов. Правовое просвещение педагоговнаправлено на повышение компетентности в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса. Деятельность по правовому просвещению педагогов может включать:

последовательное, осознанное принятие педагогическим коллективом идеалов демократического гражданского общества и правового государства,

активное творческое включение коллектива в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования,

приведение всей нормативноправовой базы общественноадминистративного управления в соответствие с демократическими принципами и положениями Конвенции о правах ребёнка,

систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав, развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания.Правовое воспитаниев образовательном учреждении многоаспектная система деятельности, включающая различныеформы деятельности:

пропаганду права с использованием средств массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет),

издание печатных материалов по юридической проблематике (стенгазеты, информационные листы, брошюры, комментарии законов и правовой практики);

совместное изучение произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей,

устная правовая пропаганда –лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, дискуссии и так далее,

проведение ролевых и деловых игр, создание проектов, экскурсии в государственные учреждения.Новый этап развития общества диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового просвещения. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политикоправовом фундаменте.

Ссылки на источники1.Детям о праве яи государство / П. А. Астахов.М.: Эксмо, 2009.80 с.2.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Педагогическое Общество России, 2012. 608 с.3.Постановление Правительства РФ от 23.04.2016 N 346 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Юстиция" [Электронный ресурс]: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.04.2016.