Религиозное воспитание детей. Религиозное воспитание детей — епископ Александр (Милеант)

Религиозное воспитание осуществляется священнослу­жителями; верующими агентами социализации (родителя­ми, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских круж­ков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в свет­ских учебных заведениях; различными объединениями, в т.ч.

Детскими и юношескими, действующими при религи­озных организациях, или под их влиянием.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сак­рализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным со­держанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

В процессе религиозного воспитания используются раз­личные формы, многие из которых аналогичны по вне­шним признакам формам социального воспитания (уроч­ная система, семинары, лекции и пр., клубы для различ­ных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но при­обретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, ко­торые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: цер­ковное богослужение, приобщающее верующих к цер­ковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и по­буждающая к соответствующему поведению; молитва, по­могающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вы­рабатывать стойкость; епитимья - наказание, способству­ющее укреплению в вере и соблюдению норм отноше­ний и поведения.

Христианская община действует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Главной миссией христианской педагогики является воспитание личности человека в «образ и подобие Бога».

Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий должна строиться на следующих принципах: уважения к свободе вероисповедания личности, соблюдения прав и интересов ребенка, тщательного изучения процесса и динамики христианского перевоспитания в каждом конкретном случае. Участие социального педагога в деятельности христианской общины может сводиться к консультированию служителей и прихожан, исследованию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 30. Религиозное (конфессиональное) воспитание:

  1. 4. Государственно-конфессиональная политика в современной России
  2. 18. Роль конфессионального фактора в российском политическом процессе.
  3. 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
  4. 15. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Система форм и методов воспитания.
  5. 23. Сущность воспитания и его типы. Отличительные особенности авторитарного и ненасильственного воспитания. Принципы воспитания.
  6. 25. Роль конфессиональных организаций (церкви) в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма.
  7. 5. Русская религиозная философия начала ХХ века. Метафизика всеединства и русский религиозный ренессанс
  8. 14.Особенности конфессиональных отнош на тер-ии Б. Реформация и контрреформация. Брестская уния. Конфесотн + бруния
  9. 28.Воспитание в системе целостного образовательного процесса, его исторический характер. Развитие научных представлений о воспитании. Воспитание как система.
  10. 13. Социальное воспитание. Принципы социального воспитания. Личностный, возрастной, гендерный, дифференциальный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.
  11. 16. Трудовое воспитание. Задачи и условия трудового воспитания дошкольников. А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский о трудовом воспитании. Виды и формы организации детского труда

Религиозное воспитание

Как только человек начинает заниматься самопознанием, исследованием своего разума и глубин души, он неизбежно приходит к вере в Бога

И. Кант

Этим выпуском методической рассылки акцентируем внимание специалистов социально-педагогических учреждений, управлений (отделов) образования, спорта и туризма райгорисполкомов, осуществляющих сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, на материалах, посвященным религиозному воспитанию детей.

1. Религиозное воспитание

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности - во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья (замещающая семья). Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окружения начинает происходить формирование его будущего характера. То, что ребенок в детские годы приобретает в домашнем окружении, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Люди, по привычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции. Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие научных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией. Одни осознают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представлениями о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особое религиозное образование. Другие, независимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма . Несмотря на различные мнения , как правило, все сходятся в двух позициях, а именно - всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и хорошего поведения . Верующие люди к тому же убеждены, что их вера и молитвы - большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.

Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у ребенка - и его душа потускнеет; ребенок останется в опустевшем мире, с его мелкими будничными интересами.

Общая задача религиозного воспитания в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. Это духовное созревание не может быть регулировано извне, оно определяется свободным устремлением души к Богу, к Вечности. Этой главной задаче религиозного воспитания должны быть подчинены все остальные. Особое внимание и Церкви, и тех государственных и социальных институтов, с которыми она сотрудничает, должно быть уделено формированию мировоззрения у подрастающего поколения – не скоропреходящих идеологий, не поведенческих стереотипов, определяемых массовой культурой, но таких убеждений, которые, сочетая свободу с нравственной ответственностью, возвышали и преображали бы человека, а через человека - и общество.

При религиозном воспитании детей замещающим родителям стоит учитывать уникальные особенности восприятия, присущие каждому возрасту :

4-5 лет - ребенок очень отзывчив и чувствителен к мистическим идеям. Он легко понимает и принимает саму мысль о существовании Бога, потому что она базируется на понятной для него потребности в безопасности. Интерес ребенка к религиозной теме носит предметный характер: он хочет понять, кто такой Бог и что факт существования Бога означает для него лично.

5-7 лет - его волнуют более сложные вопросы: «Куда я попаду, когда умру?», «Что такое душа?» и т. д. Дети способны уже не просто поверить в существование неосязаемых и незримых абстракций , но и непосредственно их вообразить.

7-11 лет - он может понять смысловое и этическое содержание обрядов и религиозных норм. А главное - отличить их от социальных императивов: ребенок начинает осознавать, чем заповедь «не убий» отличается от маминого «драться нехорошо».

12-15 лет - его познавательные способности развиваются до уровня взрослого. Подросток начинает в полной мере осознавать то духовное содержание, которое составляет суть любой религии.

Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества еще в них слабы и нуждаются в развитии и укреплении. По мере того, как ребенок растет, родители должны укреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача родителей (замещающих родителей) - развить в ребенке чуткую совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу . Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.

Педагогическая психология учит, что в первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. К 3-ем годам появляется у ребенка сознание своей личности, и он начинает говорить "я." В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание - это начало воспитания. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример, который благотворно действует как на волю, так и на развитие нравственного сознания. Если же набивать голову ребенка одними правилами, не оживляя их семейной христианской жизнью, то он будет воспринимать эти наставления как сухую и отвлеченную теорию. Добрый пример родителей (замещающих родителей) имеет решающее значение в деле развития ребенка . Несомненно, что неудачи родителей в деле воспитания происходят от их неподготовленности, маловерия, от увлечения материальной стороной жизни. Помехой в деле воспитания является раздражение и гнев, в основе которых лежат самолюбие, привязанность к житейским благам и отсутствие внутренней дисциплины .

Об основах христианского религиозного воспитания, читайте в статье Епископа Александра (Милеанта) «Религиозное воспитание детей » по ссылке http:///node/1019 .

Видео по теме:

font-size: 12.0pt;font-family:" times new roman>

п рофессор Московской Духовной Академии; член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви рассказывает:

«Как детям впервые рассказать о Боге » (2 мин 26 сек)

http://www. /watch? v=vc2jUTzvj0g

«Ошибки в воспитании детей » (17 мин 18 сек )

http://www. /watch? v=BfalekywdWg

«Кто такой христианин и что такое Церковь? » (58 мин 7 сек)

http://www. /watch? v=VEQldoSM8qs

Предлагаемые материалы можно использовать в работе клубов усыновителей, приемных родителей, родителей-воспитателей, куда могут быть так же приглашены педагоги-психологи социально-педагогических учреждений и детских садов, учителя и школьные психологи.

2 . Изменения в законодательстве . Уважаемые коллеги ! Обращаем Ваше внимание, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2014 г. № 000 , расширен перечень запросов управлений (отделов) образования за счет включения в него запроса о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели .

Дополнения были внесены в следующие постановления:

«Положение о приемной семье»,

«Положение о детском доме семейного типа»,

«Положения о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь»,

«Положения о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми».

«Положения» с дополнениями размещены сайте Национального центра усыновления http://child. / в разделе «законодательство».

Акты обследования условий жизни кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели с 5 февраля т. г. обязательно должны содержать сведения о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в их собственности или во владении.

FontStyle13">3. Продолжается подписка на газету «Домой!». Подписаться на следующий номер газеты можно до 20 числа каждого месяца. За 10 тысяч рублей в месяц подписчик будет иметь актуальные, интересные, методические и публицистические материалы, которые позволят ему делать свою работу лучше и при этом чувствовать себя членом профессионального сообщества.

Приглашаем к сотрудничеству в газете «ДОМОЙ!»: присылайте текстовые и фото-материалы о различных направлениях своей работы по семейному устройству детей, будем рады разместить информацию о семьях Вашего района, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, задавайте вопросы в адрес мультидисциплинарной команды специалистов по различным аспектам семейного устройства (в команде работают юрист, педагог, психолог), делитесь своими проблемами и достижениями в деле воспитания детей с особенной судьбой, создания и сопровождения замещающих семей различных типов. Материалы, вопросы и пожелания газете присылайте на электронные адреса: 7651042@ tut . by , gazetaDomoi @ tut . by . Так же будем рады, если Вы напишите нам о том, как Вам удалось использовать в работе материал, предложенный в различных номерах методической рассылки.

С уважением, Национальный центр усыновления

 /  Религиозное воспитание детей

Религиозное воспитание ребенка - сложный процесс, который вызывает у родителей множество вопросов. Как правило, дети просто перенимают традиции семьи и отношение ко всем религиозным аспектам. Но времена меняются, поколения становятся более свободными от убеждений, поэтому вопрос воспитания в религиозном ключе может встать ребром.

Из статьи вы узнаете целях и особенностях религиозного воспитания детей.

Цели религиозного воспитания

Общая цель религии заключается в воспитании духовных и нравственных качеств — именно родители являются первыми примерами, благодаря которым ребенок знакомится с религиозными ценностями.

Вы должны научить ребенка самоконтролю и способности постоянно анализировать свое поведение, делать правильные выводы. Нужно поощрять и усиливать склонность к вере, чтобы он понимал и осознавал позитивное значение религии.

Многие родители думают, что до 2-3 лет разум не готов к усвоению каких-то духовных вещей — это не так. Ребенок уже с самого рождения непрерывно фиксирует все ощущения и впечатления: он улавливает звуки, взгляды, интонацию голоса и чувствует настроение папы и мамы.

Таким образом, активно формируется подсознание и личность ребенка. Примерно до 6-7 лет душа легко поддается изменениям, поэтому ни в коем случае не упускайте ценное время.

Церковь учит тому, что дети с самых ранних лет должны различать дозволенное и недозволенное — на вас же лежит обязанность подсказывать, направлять, готовить ребенка самостоятельно принимать решение в различных ситуациях. Нет, это вовсе не навязывание своей воли — помните, что воля ребенка слишком слаба, чтобы заранее знать, к чему приведет тот или иной поступок. Разумные и умеренные принуждения, адекватные наказания без применения физической силы обозначат в голове чада определенные нравственные понятия.

Считаю, что выбор религии должен быть осознанным. Конечно, я за религиозное воспитание. По крайней мере, ребенку объяснят принципы и основы веры, а не просто повесят крестик на шею. Но, повторюсь, я за осознанный выбор. Ребенок подрастет и поймет свой путь сам, а дальше самостоятельно пойдет по нему. С религией или нет — решать только ему.

Счастливый папа Евгений Затыльный

Особенности религиозного воспитания

В некоторых странах распространено свободное воспитание — родители не принуждают и не наказывают маленьких детей, не мешая проявлять и развивать свою личность. Вряд ли эта модель подойдет и вам, ведь ребенок пока совсем не ориентируется в мире и не знает, как себя вести во многих ситуациях — все это чревато развитием эгоизма и неспособностью нести ответственность за свои поступки.

Религиозное воспитание оказывает ощутимое влияние на психологическую уравновешенность ребенка, но только в том случае, когда не происходит фанатичное навязывание определенных взглядов или сурового религиозного «режима». Ваша задача — дать чаду представление о Боге. С возрастом ребенок сам определится кто он — протестант, мусульманин или, например, католик.

Важно воспитать здоровый интерес к религии — это будет положительно воздействовать на эмоциональную, личностную и душевную структуру ребенка. Не бойтесь огорчить или обидеть его, когда этого требует ситуация, ведь внутренняя борьба невозможна без запретов и порой даже слез. Апостол Павел говорил: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».

«Для того, чтобы дать детям религиозное воспитание, родители должны сами придерживаться определенной веры. Вы сами должны жить с Богом.

Религия не может быть наказанием для ребенка — «будешь плохо себя вести — отведу к батюшке». Либо же вести в храм в ущерб его игровым развлечениям: сходили сегодня в церковь, значит на карусели уже не пойдем — это неверно. То есть храм должен быть дополнением к повседневным делам ребенка, а не заменой его жизни.

В церковном воспитании нужно ориентироваться на то, каким хочет видеть ребенка Бог. В этом и есть суть любви: «Любить — значит видеть человека таким, каким его задумал Бог», — сказал Федор Достоевский.

Важно «не перекармливать» ребенка церковной жизнью — тут необходимо проявлять чуткость и смотреть за поведением чада в церкви.

Но все самое важное начинается в семье. Если родители вмести с детками молятся перед тем, как сесть за стол, это и есть духовное воспитание. Как отмечает священник Даниил Сысоев, важно молитвы не читать, а распевать — так дети лучше усваивают. Я убедился в этом на моей семье. Если родители читают дома Священное Писание — это и есть духовное воспитание.

Кстати, в дореволюционной России общее семейное чтение Писания было нормой. Если родители вместе с ребенком могут посмотреть, например, мультфильм «Маша и медведь» или «Лунтик», а потом дать свой христианский комментарий, то это тоже будет религиозной ремаркой».

Родион Петриков, священнослужитель, психолог и счастливый папа

Учите делать добрые дела и дайте понять, откуда берется все то, что окружает ребенка. Не пытайтесь оградить его от всех опасностей — наоборот, готовьте к честному труду и к некоторой доле суровости жизни. На начальном этапе вам необходимо добиться послушания.

Во всех элементарных аспектах воспитания иногда нужно опираться на религиозную основу — вера в Бога и отношение к нему (любовь, благодарность, надежда). Без этого невозможно познание истинной нравственности. Ребенок должен чувствовать ответственность за свои поступки не только перед вами, но и перед Богом, который может разозлиться и наказать непослушного.

Не забывайте, что ваше поведение будет хорошим примером — любите друг друга, совместно произносите молитвы, беседуйте о Боге, ходите в храм, соблюдайте посты и другие церковные обычаи, помогайте нуждающимся.

Неудачи в религиозном воспитании могут происходить из-за вашей неподготовленности, слабой веры и чрезмерного увлечения материальными благами. Также не стоит раздражаться и проявлять гнев при непослушании — вы должны быть внутренне дисциплинированы, чтобы ребенок брал с вас пример.

Ни в коем случае не принуждайте детей к мучительным делам, которые им пока не по силам — будьте максимально снисходительными и мягкими, но избегайте крайностей, чтобы первые шаги религиозного воспитания укрепились в сознании ребенка.

Создание личностной привычки (в том числе и в совершении религиозных традиций) помогает устранению каких-то вольностей в поведении и в дальнейшем поможет ребенку направлять свою энергию в нужное русло.

Верующая мама делает акцент на то, Бог может наказать и наградить, он находится повсюду и спрятаться от него невозможно. Бог помогает во всех добрых делах и пообщаться с ним возможно посредством молитвы — за помощь его необходимо обязательно благодарить. Расскажите ребенку о том, что у него есть Ангел-хранитель, который будет оберегать от всего плохого.

Вам необходимо непрерывно наблюдать за поведением любимого чада, справедливо оценивать тот или иной поступок, воспитывать последовательность действий и безгранично его любить.

Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Одни, по при­вычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции.

Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие на­учных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией.

Одни осоз­нают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представ­лениями о вере, поэтому не считают нужным давать де­тям какое-то особое религиозное образование.

Другие, не­зависимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма.

Не­смотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно - всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими пред­ставлениями о нормах морали и хорошего поведения. Ве­рующие люди к тому же убеждены, что их вера и молит­вы - большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.

Вопреки распространенному мнению нет никаких доказательств, что как религиозное, так и атеистическое воспитание способно оказать заметное влияние на психо­логическую уравновешенность ребенка или взрослого человека. Речь идет о выборе, который делают РОДИТЕ­ЛИ, а не о рекомендации психолога! В любом случае вос­питание окажется благотворным или приведет к печаль­ным последствиям в зависимости от того, КАК оно будет проводиться.

Человек может быть фанатичным в отстаи­вании своих религиозных взглядов и, наоборот, в борьбе с религией. Так, родители могут испортить отношения с детьми, если будут насильно заставлять их выбрать тот или иной путь. Ребенок может страдать из-за сурового ре­лигиозного режима и, напротив, чувствовать себя отвер­гнутым родителями, если никто в доме не будет исповедо­вать никакой религии.

Так или иначе он неизменно полу­чает какое-то представление о Боге от своих товарищей и испытывает унижение, когда родители говорят ему, что все это такие понятия, разобраться в которых ему еще не по силам. Он может чувствовать себя несчастным и когда его насильно отправляют на урок катехизиса, и когда оказывается единственным во всем квартале, кто не ходит на эти уроки.

Он может ощущать себя отвергнутым роди­телями из-за того, что не разделяет их религиозные взгляды, и, напротив. Может осуждать их за невыполнение культовых обрядов, предписываемых религией.

Хотя и могут перед нами встать те или иные пробле­мы, связанные с религией и атеизмом, это вовсе не озна­чает, что непременно должно быть вечное противоборство чувств! Важно не забывать, что ребенок так или иначе со временем разберется, кто он - протестант, католик или мусульманин, что бы мы ни предпринимали для его рели­гиозного воспитания.

Если он видит, что мы не испытыва­ем никаких осложнений, исповедуя или не исповедуя ту или иную религию, он тоже не будет страдать из-за этого. Кроме того, нормы морали, по которым он живет, - это прежде всего нормы, установленные в семье.

Мужество, с каким он входит в жизнь, - это в конечном итоге прояв­ление полной психологической уравновешенности и ре­зультат многих других сил, действующих на него, поэто­му его решимость нельзя считать только плодом религи­озного воспитания.

Религия играет важную роль в истории человечества. Она принесла облегчение миллиардам людей. Тем, кто хо­чет получить от нее пользу для себя и своих детей, обод­ряющим примером может служить внушительная эффек­тивность религиозных учреждений. Те же, кто ничего не хотят об этом знать, нисколько не умаляют своего досто­инства.

Поэтому позвольте ребёнку не навязывать своих взглядов и суждений пока он мал и не в состоянии сам осознанно решать, какую религию выбрать и нужно ли ему вообще что-либо выбирать…


Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступлениях подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками никогда не совершались в таком количестве, как в наше время.

Откуда такая бессмысленная жестокость в современной молодежи? Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения. Наряду с сотнями тысяч несовершеннолетних преступников, отданных под суд, есть еще множество молодых людей с изломанным нравственным устроением, которые страдают и приносят страдания другим, хотя они и неизвестны милиции.

Как и под каким влиянием вырастают эти юноши и девушки? Ответ, как мне кажется, следует искать в условиях, направлениях и методах современного воспитания.

Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка исключительна. Но какой должна быть полноценная семья, способная создать адекватного члена общества?

Семья есть как бы «живая лаборатория» человеческих судеб – личных и народных. «То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они или погибнут, и если расцветут, то как именно, - определяется в раннем детстве» 1 - считает И.А. Ильин. Именно поэтому она является первичным лоном человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают раскрываться дремлющие силы души, здесь ребенок учится любить, верить и жить вообще. Здесь складываются основы его характера. Здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья или несчастья. Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец.

Немецкий богослов Толук, утверждал, что мир управляется из детской, но и разрушается он тоже из нее, здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели 1 . Семья в православном понимании – это прежде всего единство, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и детей. Только в браке по-настоящему возможно воспитание ребенка.

Семья – первоначальная, исходная ячейка духовности – духовные силы и умения, полученные от семьи, человек переносит затем на общественную жизнь. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Именно поэтому, на мой взгляд, особое внимание следует уделять религиозному духовному воспитанию детей.

Однажды Кант сказал о воспитании простое, но очень точное высказывание: «Воспитание есть величайшая и труднейшая проблема, которая может быть поставлена человеку» 2 . Основная задача воспитания состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное начало открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце научилось отзываться на всякое явление в мире и в людях. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания.

Религиозное воспитание связано с ростом. Рост – это прежде всего изменения. Человек меняется, он становится непохожим на себя, продолжая оставаться той же личностью. Рост происходит в глубинах личности: возрастают понимание, силы, разум, чувства. Если роста нет, наступает застой. Искусство воспитания может быть определено как «содействие росту». Насколько наш пример содействует росту? Насколько он развивает способности и способствует процессу самостоятельного роста наших детей?

Евангелие дает прекрасную иллюстрацию подобного подхода. Воспитывая, Иисус Христос чаще всего употреблял притчи, т.е. «язык искусства», когда знакомые образы повседневной жизни помогали слушателям открыть и воспринять более глубокую истину. Обучение притчами требует от слушателя немалых усилий. Он сам должен уяснить значение образа, воспринять его, отождествить себя с героем рассказа. Такое обучение более способствует росту, чем «чтение нотаций».

Основная задача религиозного воспитания – способствовать гармоничному развитию личности, помочь человеку вырасти и сформироваться, выработать творческое, действенное отношение к различным социальным проблемам, научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым.

Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но и обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла. 1

Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений внешнего мира. Ежедневно мы должны корректировать влияние внешнего мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, на улице и т.д. должно проверяться и исправляться дома. Духовно-нравственная оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома.

«Ребенок, приученный к классической литературе, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят с истинного пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусной рекламе и тем более к порнографии 1 ».

Мы всегда должны помнить, что соблюдение нравственных законов есть незыблемое условие существования человечества.

К сожалению, современное общество переживает духовно-нравственный кризис, который связан с разрушением традиций устоев семьи, деформированием сферы семейного и общественного воспитания и образования. Проявляется это следующим образом:

    Утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

    Большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной техникой и т.п., лишая детей живого участия и поддержки.

    Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать ребенка от порока.

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности – во многом обусловлены его воспитанием в детстве.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается своего рода надломленность.

Подтверждения этому мы можем найти, просмотрев биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство из них вышло из больших трудовых семей, воспитанные в религиозных традициях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозная семья – основа для существования государства и человечества.

1 Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.,1993. – С.199.

1 Дыхание любви (о семье и воспитании). – М., 2007. – С. 22.

2 Дыхание любви (о семье и воспитании). – М., 2007. – С. 45.

1 Игумен Лонгин (Чернуха) Заметки о высшем искусстве: Духовное воспитание детей. – Киев, издательство Киево-Печерской Лавры, 2007. – С.36 – 37.

1 В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. – М., 2001. – С. 204-205.