Перспективный план
по ознакомлению детей младшего возраста с родным городом
Подготовила: воспитатель Якушкина Н.П.
МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»
Г.Брянск-2015 г.
Тема
Программные задачи
Пути достижения программных задач
Литература
Дидактические игры, схемы, модели
Литературно-художественный и музыкальный ряд
Сентябрь
«Что такое детский сад?»
Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки, способствовать благополучной адаптации детей в группе.
Обогащение словаря: детский сад, воспитатель, друг, дружба, «волшебные слова» (здравствуйте, спасибо, до свидания).
* Дидактическая игра
«Давайте познакомимся»
Цель: помочь детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям, к новому детскому коллективу.
* Дидактическая игра « Что есть в нашей группе»
Цель: помочь детям быстрее адаптироваться к помещению группы, новым игрушкам, мебели, предметам интерьера, ориентироваться в новой обстановке.
*Чтение стихотворения Л.Осипова «Что такое детский сад?», А.Кузнецов «Ссора»
*Пословицы о дружбе: «Один в поле не воин», «Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты»
*Слушание песни В.Шаинский «Дружба»
*Рассматривание иллюстраций, картинок по теме «Детский сад»
* Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 19
Октябрь
1. «Путешествие по детскому саду»
Труд взрослых в детском саду
Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей друг к другу, к сотрудникам детского сада. Развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым, закрепить названий профессий сотрудников детского сада.
Обогащение словаря: медицинский кабинет, медсестра, воспитатель, кухня, повар, физкультурный зал, музыкальный зал, дворник.
*Дидактическая игра « Клубочек»
Цель: помочь детям в игровой форме быстрее познакомиться друг с другом.
* Дидактическая игра
«Ищем клад»
Цель: помочь детям в игровой форме быстрее адаптироваться к помещению детского сада.
* Чтение стихотворения С.Михалкова «Песенка друзей», Б.Заходер «Стихи о профессиях»
*Загадки о профессиях
*Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр.60
2. «Осенние приметы»
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях своё отношение к природе. Уточнить первые представления об осени как времени года.
Обогащение словаря: осенний пейзаж, листопад, разноцветные листочки.
*Дидактическая игра
«Что растёт на грядке»
Цель: используя карточки-схемы загадывать и разгадывать загадки об овощах и фруктах.
*Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах осени.
*Чтение стихотворения Л.Полек «Осень в России»
*Загадки об осени, овощах, фруктах.
*Рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением леса летом и осенью
*Музыка П.Чайковский «Времена года. Октябрь»
* Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.33
* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.50
Ноябрь
1. Целевая прогулка «Осень на участке детского сада»
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сформировать представление об осени как времени года, о приметах осени. Формировать умение рассказывать об изменениях на участке детского сада.
Активизация слова: похолодало, листопад, разноцветные листочки: берёзовые, кленовые, дубовые, берёза – символ России.
*Дидактическое упражнение
« Путаница»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о деревьях.
* Подвижная игра
«Осенние листочки»
*Опытно-экспериментальная деятельность «Наблюдение за ветром с помощью султанчиков и вертушек».
*Чтение стихотворения Н.Найдёнова «Листья золотые», Е.Трутнева «Осень»
*Загадывание загадок по теме «Осень», «Деревья».
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 29
2. Интегрированное занятие
«Мой дом»
Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказывать о нём своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.
Обогащение словаря: домашний очаг, родной дом, домашний адрес.
*Дидактическая игра
«Кто где живёт?»
Цель: в игровой форме закрепить знание домашнего адреса.
*Дидактическая игра
«Кошка – член нашей семьи»
Цель: используя карточки-схемы составить рассказ о домашнем любимце.
* Чтение стихотворения Т.Кузовлёва «Семья», М.Тахистова «Мой дом»
*Пословицы о доме
*Рассматривание фотовыставки «Я дома»
*Организовать выставку детских рисунков «Мой дом»
* Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 27
«Дошкольное воспитание» №4 2002 стр. 69
3. «Моя семья»
Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи. Формировать этические эталоны поведения в семье. Закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье
Обогащение словаря: семья, родные, дорогие люди, родители, родственники.
*Дидактическая игра
«Моя семья»
Цель: с помощью геометрических фигур на коврографе изобразить свою семью и рассказать о ней.
Дидактическое упражнение
«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласковыми суффиксами.
Составление рассказа по схеме «Какая моя мама» (используя модели)
*Поговорки и пословицы о семье
*Рассматривание альбомов «Моя семья»
*Музыка из мультфильмов на тему «Мама», «Семья»
*Пальчиковая игра - потешка «Моя семья»
*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 100
*Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр.135
Декабрь
1. «Родной город»
Формировать понятие «малая родина». Расширить знания детей о городе. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Развивать любознательность, речь. Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу.
Обогащение словаря: Родина, «малая родина», жилые дома, горожане, асфальтная дорога.
*Дидактическая игра
«Радио эфир»
Цель: в игровой форме закрепить знания домашнего адреса.
*Чтение стихотворения о родном городе:, Н.Грибачёв «Над десной»
*Рассматривание иллюстраций, фотоальбома о родном городе.
*Записи песен о родном городе.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 15
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 57
*Дошкольное воспитание № 7 2007 стр. 108
Январь
1.Транспорт родного города
Закрепить название родного города. Уточнить и расширить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения. Формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина».
Обогащение словаря:
*Дидактическая игра «Светофор» (используем макет улицы)
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о правилах дорожного движения
* Дидактическая игра
«На чём едем, летим, плывём»
Цель: закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта: воздушного, наземного, водного.
Дидактическое упражнение «Опиши»
Цель: используя карточки-схемы составить небольшой описательный рассказ про самолёт, автобус, поезд.
*Загадывание загадок о транспорте
*Рассматривание иллюстраций с изображением городских улиц, транспорта и автомобилей разных видов.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 17
Дошкольное воспитание № 7 2007 стр. 108
2. Прогулка по улицам города к проезжей части, светофору
«Улица полна неожиданностей»
Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. Учить детей видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Формировать у детей чувство любви к своему городу.
Активизация словаря: пешеходы, тротуар, мостовая для машин, проезжая часть, светофор.
Обогащение словаря: зебра, обочина (сбоку), дорожные знаки.
* Дидактическая игра
«Как быть?»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о светофоре.
*Чтение стихотворения И.Лешкевич «Светофор»
*Загадывание загадок о транспорте и светофоре
* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 21
Февраль
1.Труд взрослых в родном городе
Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города. Формировать уважение к труду людей направленному на благо родного города. Формировать у детей чувство любви к своему городу.
Обогащение словаря: профессии: учитель, рабочий, пожарный, врач, продавец, водитель, завод, фабрика.
*Дидактическая игра
«Кто что делает?»
Цель: поиск соответствующего понятия: учитель- учит детей, пожарный – тушит пожар.
* Дидактическое пособие «Назови профессию»
Цель: составить небольшой рассказ о профессии (с чем работает, и что делает?)
* Чтение стихотворения В.Берестов «Я расту», С.Чертков «Стихи о профессиях»
*Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессии.
*Пословицы и поговорки о труде.
*Загадывание загадок о профессиях.
* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.58
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.61
*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения»стр.68
1. Экскурсия в детскую областную библиотеку
Познакомить детей с библиотекой: для чего нужна библиотека, с её интерьером, оформлением, кто работает в библиотеке. Развивать наблюдательности и ассоциативное мышление. Воспитывать любовь и любовь к книге.
Обогащение словаря: библиотека, библиотекарь, газеты, журналы, каталог, картотека.
*Дидактическая игра
«Что такое библиотека»
Цель: знакомство с библиотекой, его функциями, кто и что делает в библиотеке.
* Рассказать детям о правилах поведения в библиотеке (правила в виде пиктограмм)
*Чтение стихотворения Б.Заходер «Стихи о профессии».
**Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 107
Март
1. « Мама – первое слово »
Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы, как самого доброго человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.
Обогащение словаря: добрая, чуткая, милая, доброжелательная
*Дидактическое упражнение
«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
*Дидактическое упражнение
«Какая моя мама»
Цель: в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства по отношению к маме.
*Дидактическое упражнение
«Назови чей?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
* Модель изображения лица человека «Фоторобот»
*Чтение стихотворения Я.Аким «Кто кому кто?», Г.Бойко «Для мамы»
*Рассматривание фотографий наших мам
*Пословицы и поговорки о семье.
*Музыка из мультфильмов на данную тему.
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.100
2. Прогулка в весенний парк
Познакомить детей с изменениями в природе. Обобщать и систематизировать знания детей о существенных признаках весны. Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения её красотой и многообразием.
Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна»
*Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах весны.
Подвижная игра «Горелки»
*Чтение стихотворения Л.Осипова «Весна», Г.Граубли «Кораблик»
*Загадывание загадок на тему «Весна»
*Приметы, поговорки, пословицы о весне.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 85
Май
1. Занятие «Экскурсия по родному городу»
Закрепить и расширить знания детей о городе (улицы, жилые дома, общественные здания и их назначения). Уточнить знания детей о правила поведения на улице, о правилах дорожного движения. Воспитывать чувство любви к своему городу.
Активизация словаря: Брянск, Брянцы, земляки, светофор, дорожные знаки.
* Словесная игра «Веди себя правильно»
Цель: Закрепить знания правил дорожного движения
*Чтение стихотворений Брянских поэтов: И.Швец «Наш Брянск»,
Оксана Петухова
Перспективное планирование по ознакомлению с родным городом детей средней группы
Перспективное планирование по ознакомлению с родным городом детей в средней группе .
Сентябрь.
"Моя семья"
1. Беседа «Семья»
2. Создание альбома «Я и моя мама» .
«Мой родной город
1. Знакомство детей с историей города и его современностью. Дать сведения о том, почему город так назван .
2. Рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города .
3. НОД «Мой город »
Задачи : Уточнять знания детей о членах семьи , их именах, профессиях.
Целевая прогулка на близлежащую улицу.
1. Рисование на тему : «Моя улица» и наш дет. сад.
2. Детская игровая деятельность : «Дома на нашей улице» .
Задачи : Уточнить знания детей о названии родного города . Познакомить с происхождением города Шуя . Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города , его настоящим, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории города , чувства любви и патриотизма.
Обратить внимание детей на то , что в городе много улиц , у каждой улицы есть свое название, на улице много домов, у каждого дома свой номер. Вспомнить названия улиц, на которых живут дети. Учить детей использовать ранее полученные знания для постройки разных домов.
«Достопримечательности родного города » .
1. Колокольня Воскресенского собора.
2. Достопримечательности нашего города .
3. Рассматривание фотографий «Шуя мой город » .
4. Беседы с детьми о том, кто в их семье служил в армии, был на войне.
5. Рассматривание иллюстраций об армии, военной технике.
Задачи : Познакомить детей с достопримечательностями родного города , их историей.
Рассмотрение фотографии «Вечный огонь» , рассказать о том, кому поставлен этот памятник. Формировать патриотические чувства.
«Транспорт нашего города »
1. Наблюдение за транспортом на улице.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов транспорта.
3. Беседы с детьми о правилах поведения на улице.
Задачи : Формировать знания детей о транспорте нашего города . Уточнять представления о грузовых и легковых автомобилях, о пассажирском виде транспорта. Знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, учить соблюдать их.
«Отдых в нашем городе »
1. Беседа «Городской парк культуры и отдыха» .
2.«Любимые места отдыха вместе с родителями» .
Задачи : Обогащать знания детей о родном городе . Рассказать где расположен парк, чье имя носит, какие развлечения в парке есть для детей . Где еще в нашем городе любят отдыхать дети , что им больше всего там нравится. Развивать память, речь.
1. Рассматривание фотографий, иллюстраций «Этот День Победы…» .
2. Растительный мир родного края – беседа .
3. Животный мир родного края . Создание уголка «день Победы» .
Задачи : Воспитание уважения и чувства гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Формировать патриотические чувства. Познакомить детей с растительным и животным миром края, его представителями.
Публикации по теме:
«Архитектура родного города». Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом
Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом «Достопримечательности города» Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148, г. Ульяновск Методическая разработка на тему: «Знай и люби свой.
Есть истины составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание с молоком матери. Среди них на первое место надо поставить любовь.
«Город мастеров» Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом. Блок: «Город мастеров». Разделы: «Пейзажная живопись ульяновских художников», «Картины ульяновских портретистов».
«Город на волжских берегах». Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148, г. Ульяновск Методическая разработка на тему: «Знай и люби свой.
«Мой город, моя улица». Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом. Блок: «Прославленные имена Симбирска-Ульяновска». Разделы: «Мой город, моя улица», «Дорогие сердцу имена».
«Наши традиции». Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148, г. Ульяновск Методическая разработка на тему: «Знай и люби свой.
Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом
Подготовительная группа
Воспитатель: Клименко Т.М.
ДАТА | ТЕМА | ОБЛАСТИ | |
сентябрь | Наша Родина в России | Р.Р. Соц.ком. ИЗО | Беседа «Имя города», |
октябрь | История города | Р.р Чтение С.К.р. Худ.Деят | Беседа «История города», |
Ноябрь | Достопримечательности города 1(Грязелечебница, Питьевая галерея, Курортный парк) | Р.р. П.р. Чтение С.К.р. Худ.Деят. | |
Декабрь | Достопримечательности города 2 (Сан. Виктория, Механотерапия, Верхние ванны) Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город | Р.р. П.р. Чтение С.К.р. | Экскурсия по городу «Достопримечательности города», Знакомство с символикой города Ессентуки» |
Январь | Символика города | РР Худ. Деят. СКР | Знакомство с гербом города |
Февраль | Известные люди города | РР Худ. Деят. СКР | |
Март | Предприятия родного города | РР П.р. Худ. Деят. СКР | Д/И «Чей логотип» |
Апрель | Вот моя улица | РР Худ. Деят. СКР | Прогулки по микрорайону |
Май | Боевая слава города | ПР СКР ХУД ДЕЯТ |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с родным городом
ДАТА | ТЕМА | ОБЛАСТИ | |
СЕНТЯБРЬ | Наша родина в России Цель: Уточнить знания детей о том,что у наше города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него | Р.Р. Соц.ком. | Беседа «Имя города», Чтение стихов о Ессентуках, Рассматривание карты Ставропольского края |
октябрь | История города Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него. | Р.р Чтение С.К. | Беседа «История города», Чтение легенд о возникновении города, Рассматривание открыток «Ессентуки» |
Ноябрь | Достопримечательности города Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город | Экскурсия по городу «Достопримечательности города», Знакомство с символикой города Ессентуки» |
|
Декабрь | Символика города Цель: познакомить с символикой г. Ессентуки и Ставропольского края | Знакомство с гербом города Знакомство с символикой г Ессентуки Д/И «Сложи герб и флаг г. Ессентуки» |
|
Январь | Известные люди города Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Ессентуки, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. | РР Худ. Деят. СКР | Беседа «Знаменитые земляки» (художники, писатели). Рассматривание репродукций художников. |
Февраль | Предприятия родного города Цель: познакомить с санаториями г.Ессентуки, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. Интерес к профессиям | Д/И «Чей логотип» Д/И «Санатории г. Ессентуки» |
|
Март | |||
Апрель | Вот моя улица Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; Закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. | Прогулки по микрорайону Викторина «Знатоки родного города» |
|
Май | Боевая слава города Цель: Познакомить с памятными местами войны г. Ессентуки; воспитывать чувство благодарности к ветеранам ВОВ | ПР СКР ХУД ДЕЯТ | Экскурсия в парк Победы к Вечному огню Изготовление поделок для ветеранов ВОВ |
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Немкина Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с №2 Пермский край, г.Кунгур
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду;
Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о городах России;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Кунгуром в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни) . С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации .
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кунгура.
Прогнозируемый результат.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
- анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
- диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,
II этап - основной, включает в себя:
- Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
- совместные мероприятия с семьями воспитанников,
- совместные мероприятия с детьми разного возраста,
- экскурсии по городу,
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2011-2012 учебный год.
Дата |
Тема |
|
Сентябрь |
Моя малая Родина |
Изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу» |
День рождение города |
Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, Выставка детского рисунка «Мой любимый город» |
|
История возникновения города |
Изготовление альбома «Природа моего края», Оформление стенда «Кунгур теперь и прежде» |
|
Знакомство с гербом города |
Изодеятельность - «Нарисуй герб семьи», Знакомство с флагом, гербом и гимном России Изготовление макета стеллы |
|
Экскурсия по городу |
Изготовление макета города, Дидактическая игра «Путешествие по городу» |
|
Они прославили наш город |
Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», Беседа о важности труда всех людей |
|
Папа, мама, я - Кунгурская семья (викторина) |
Дидактическая игра «Край, в котором мы живём», Заучивание стихотворений о Кунгуре |
|
Кунгур - спортивный |
Спортивный фестиваль «Белый медвежонок», Выставка детского рисунка «Мы любим спорт» |
|
Боевая слава города |
Изготовление праздничных открыток, Встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей) , Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне |
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.
Дата |
Тема |
Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь |
Наша родина в России |
Чтение стихов о Пермском крае, Рассматривание географической карты Рассказ об особенностях климата, природы, животного мира |
Мой город, дороже которого нет |
Прогулки по городу Кунгуре, Рассказы о достопримечательностях г.Кунгура, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе, Звание «Почетный гражданин», Изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба», Чтение стихов о родном городе, прослушивание песен |
|
Изготовление коллажа «Гостиный двор», История возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города |
||
Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России. Герб Кунгура. |
Чтение стихов о Родине, Прослушивание песен, Закрашивание изображения герба Кунгура |
|
Дружная семья |
Изготовление фотоальбома «Семейные традиции» |
|
Кто такие саамы и где они живут |
Посещение Краеведческого музея, |
|
Кунгур - спортивный |
История проведения соревнований, Спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья» |
|
Вот моя улица |
Экскурсия по микрорайону, Знакомство с улицами: |
|
Кунгур - город рыбаков |
Рассказ о труде рыбаков, Чтение стихов, рассказов, Посещение Краеведческого музея, выставок |
III этап - итоговый, включает в себя:
- итоговое диагностирование детей,
- повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Литература.
- Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Авторы:
Шарипова Фируза Агзамовна, Усманова Назира Кадыржановна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ Детский сад № 325
Населённый пункт:
город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Перспективный план по ознакомлению с родным городом во 2 ой младшей группе
Дата публикации:
12.02.2017
Раздел:
дошкольное образование
Перспективный план по ознакомлению с родным городом
во 2 ой младшей группе
Форма работы
Цели
Сентябрь
1.Беседа на тему: «Кто ты?»
тему: «Кто
рядом с нами»
3.Беседа на тему: «Мой дом - моя
Сюжетно-ролевая
5. Дидактическая игра «Мое имя»
6.Фотовыставка «Моя семья»
1 . В о с п и т ы в а т ь
дружелюбное
отношение
общаться, дружить.
Обогащать представление детей
о себе и своих сверстниках; учить
различать людей по полу, возрасту,
индивидуальным
особенностям.
вспомнить,
семья это все, кто живет вместе с
ребенком.
3.Повторить с
р од с т в е н н и ко в
(р о д и т е л е й,
Воспитывать
любовь и заботливое отношение к
членам своей семьи.
4.Продолжать повторять с
б л и з к и х
р о д с т в е н н и к о в,
воспитывать
своей семьи.
5.Содействовать
облегчению
адаптационного периода, создание
бл а г о п р и я т н о й
с о ц и а л ь н о -
эмоциона льной
о б с т а н о в к и.
Закреплять знания детей имен.
блегчение
адапт ационного
периода, создание благоприятной,
социально-эмоциональной
обстановки.
Закреплять
называть
р о д с т в е н н и ко в,
Воспитание любви к членам своей
мои соседи»
Рассматривание иллюстраций.
2. Беседа на тему: «Нас окружают
разные дома»
3. Сюжетно-ролевая игра «Дом»
1.Формирование представлений об
улице, ознакомление с различными
видами улиц.
представление
больших и маленьких постройках
(домах различных конструкций).
3.Развивать
распределять
обязанности
дому (убирать
4. Выставка фотографий «Улица
на которой я живу»
Составление
(Фотографии
детей у себя дома, во дворе.)
5. Рисование на тему: «Моя
игрушки, помогать накрывать на
стол и т. д.)
4 .Развит.
коммуникативных
ф о т о г р а ф и и.
П р о д о л ж а т ь
знакомить детей с таким понятием
как улица.
5.Воспитывать в детях гуманные
чувства по отношению к своему
дому, улице.
1. Беседа на тему: «Мой детский
2 . Б е с е д а
домашний адрес»
3. Прогулка «Двор детского сада»
4 . С ю ж е т н о - р о л е в а я
«Детский сад»
5.Создание коллажа: «Домик –
сад" (с фотографиями
воспитанников)
1.Познакомить детей с некоторыми
помещениями
детского
рассказать об их назначении; дать
профессиях
работающих в детском саду, учить
ценить их труд и заботу.
2.Беседа о необходимости знания
домашнего адреса, а также адреса
детского сада: в городемного улиц
название,
каждого дома свой номер.
Знакомить
участками
дет ского
в о с п и т ы в ат ь
желание поддерживать порядок на
участках,
относится
оборудованию
участков,
4.Воспитывать
уважения к людям труда, интерес к
профессиям.
5.В о с п и т а н и е
д р у ж е с к и х
отношений между детьми, а также
бл а г о п р и я т н о й
с о ц и а л ь н о -
эмоциональной обстановки.
в городе»
Экскурсия «Природа зимой»
3. Беседа на тему: «Праздничное
украшение города»
4. «Зимние забавы»
1.Объяснить
к о т о р ы е
называются " горожане",
… которым необходимо следить за
ч и с т о т о й
к р а с о т о й
нашего города.
Знакомить
растительным миром зимой.
3.Беседа о том, как выглядит город
праздничные
новогоднее представление.
4. Организовывать вместе с детьми
подвижные игры с правилами на
Побуждать
участвовать в катании с горки на
Создание коллажа «Наш город
зимой»
украшении
построек.
Развивать
надевать
П р о д о л ж а т ь
р а с ш и р я т ь
п р е д с т а в л е н и я
характерных особенностях зимы.
наиболее
впечатлений
закрепить
представления
время года.
Беседа на тему: «Транспорт
вгороде»
2.Целевые
прогулки
р о д и т е л я м и
достопримечательным
местам города.
Беседа «Мой родной город»
Проигрывание и рассматривании
ситуации «Мы в городе»
Рассматривание
в городе».
Фотовыставка
место в городе».
1.Знакомить
транспорта.
Наблюдение
прогулке за транспортом в городе.
добраться
конца города
другого(показ
ф о т о г р а ф и й) автобусами,
маршрутными
Фотографии
транспорта в городе.
Воспитывать любовь к своему
дому, улице, городу. Воспитание у
к родному
чувства гордости за его красоту.
Беседа на тему: «День
защитника Отечества»
2.Экскурсия
комнату-музей
3.Ц е л е в а я
п р о г у л к а
б л и з л е ж а щ е й
«Экскурсия по микрорайону»
строительным материалом
«Улица, улица родная»
1. Воспитывать любовь к Родине,
з н а к о м и т ь
в о е н н ы м и
профессиями.
Р а з в и т и е познавательных
интересов
детей,
знакомство
видами военной одежды.
3.Познакомить д е т е й
микрорайоном, его объектами.
4. Развитие фантазии и творческих
с п о с о б н о с т е й
конструктивных
способностей.
Расширить и уточнить некоторые
п р е д с т а в л е н и я
расположении
улиц. (Построить
у к р а с и т ь
название.)
1.«Достопримечательности
города» - рассматривание
иллюстраций, альбомов.
первое слово»
Рассматривание фотографий
наших мам.
Пословицы и поговорки о семье.
стихотворения
Прививать
2.Средствами
э с т е т и ч е с ко го
в о с п и т а н и я
ф о рм и р о ват ь
сознании
с а м о г о
д о б р о г о
ч е л о в е к а.
Побуждать
восхищаться
красотой, добротой матери, ценить
ежедневную заботу мамы о своей
Воспитывать
нравственные чувства.
1.Беседа на тему: «Труд взрослых
в родном городе
2. Прослушивание на СD гимна
1. Познакомить детей с названиями
профессий
взрослых жителей родного города.
Формировать
уважение
направленному
Формировать
Беседа на тему: «В городе День
Победы»
2 . Б е с е д а
нашего города»
Создание
нашего города»
1.Рассказать детям о нашей стране,
название.
отмечает
Р а с с м о т р е т ь
и з о б р а ж е н и я
страны, родного города.
п р е д с т а в л е н и е
реках города,
растительном
животном мире. Учить соблюдать
правила поведения возле реки.
3.Закрепить
реках города, их обитателях.