Отклонения 8 месяцев. Развитие ребенка на восьмом месяце жизни

В восемь месяцев ребёнок еще маленький, но его активности в этот период можно позавидовать. Малыш уже многому успел научиться и приобрел самые важные навыки для своего дальнейшего развития в окружающем мире. Но он еще не настолько самостоятелен и требует особого внимания от своих родителей, которые хорошо должны знать, что должен уметь ребенок в 8 месяцев.

Физиология восьмимесячного малыша

Мальчик физически развивается всегда быстрее девочки, а вот девочка — интеллектуально. Так заложено природой, но есть определенные общие показатели для всех детей восьми месяцев.


Дети в восемь месяцев становятся настоящими исследователями, поэтому их интересует все, что они видят перед собой. Родителям рекомендуется быть максимально бдительными и внимательными, находиться всегда рядом с малышом. Пора позаботиться о безопасности ребенка и убрать все предметы, которые представляют опасность для него:

  • острые столовые приборы;
  • розетки, провода, рабочие инструменты;
  • бытовая техника;
  • предметы канцелярии;
  • мелкие детали игрушек и другие предметы.

Особое внимание нужно обратить на мебель, находящуюся в доме, она должна быть устойчивой. Острые углы мебели нужно покрыть мягкими уголками.

Ребенок, родившийся ранее срока, в восемь месяцев только учится сидеть и ползать, но при этом его психическое развитие ничем не отличается от ребенка, рожденного в срок.

Психическое развитие ребенка

Восемь месяцев – это начало первого возрастного кризиса. Время, когда родители понимают, что чадо становится более самостоятельным и кое-что может делать, поэтому между матерью и ребенком появляется некая отдаленность. Дитя, привыкшее к тому, что мать всегда рядом, не может смириться с тем, что она может отойти на пару минут или передать его в руки отцу или другим членам семьи. Для некоторых детей это тяжелая психологическая ситуация, поэтому малыш начинает паниковать, отказывается идти к кому-либо на руки, хочет быть только с мамой. Важно, чтобы в этот период родители не пытались перебороть ребенка, иначе в его психике навсегда будет заложен страх одиночества.

Так как физическая активность вашего малыша значительно увеличилась, то ему необходимо большее количество времени на восстановление сил. Сон в ночное время становится более продолжительным, а в дневное время — стабильнее. Ночью продолжительность сна ребенка может достигать 11 часов, днем ребенок спит меньше, но два раза в день. Суточная сумма часов, в которые ребенок должен спать, не может быть менее 14 часов, это база для нормального развития ребенка. У мамы появляется возможность самой восстановить свои силы и хорошо выспаться, а также успеть сделать все домашние дела. В этот период режим дня становится предсказуемым и стабильным.

Настало время, для того чтобы малыш приобрел полезные и очень важные навыки. В возрасте восьми месяцев ребенок старается все повторять за своими родителями, поэтому родителям нужно проводить время с ребенком эффективно. Можно начать работу над более серьезными навыками:

  • научить хлопать в ладоши;
  • кушать ложечкой;
  • пить из кружки с помощью родителей и самостоятельно пользоваться бутылочкой для питья;
  • научить надевать и снимать шапочку.

В восемь месяцев у ребенка начинает развиваться речь, он очень хорошо понимает речь взрослых. Он понимает и различает интонации, отличает просьбы от простого разговора, поэтому родители могут просить помощи у ребенка в сборе игрушек, приучая его к порядку. Также может указывать на необходимую игрушку по просьбе родителей или показывать на картинках и озвучивать животных, которые ему знакомы.

Реакция малыша на запреты в этот период может сопровождаться так называемыми «капризами», но это ошибочное мнение. У маленького человека начался процесс формирования потребностей, желаний, о которых он еще пока не может сказать родителям, потому что не имеет полноценного навыка речи. Если малыш отреагировал на ответ возмущением, слезами, это значит, что процесс развития проходит должным образом. Родителям важно определить грани и не применять строгих мер, чтобы устранить «капризы». Нужно разобраться, чего хочет ребенок, говорить с ним и спрашивать, он обязательно даст родителям ответ в форме положительных эмоций. Для родителей и ребенка это будет интересной игрой, которая обеспечит нормальные и дружелюбные отношения, основанные на понимании и доверии.

Моторика рук ребенка также начинает свое активное развитие. В основном она зависит от психологических процессов, отвечающих за логическое мышление. Когда ребенок берет одну игрушку, а следом вторую, и они находятся у него в обеих руках — видя перед собой третью игрушку, правильным решением ребенка будет положить одну, освободить руку и взять ею третью игрушку.

Первым особым и важным занятием малыша может стать перебирание мелких предметов, перекладывание их из одной коробочки в другую. Вы можете наблюдать, как ваша кроха может просидеть за этим нелегким, но таким интересным для него занятием более 15 минут, а после истечения некоторого времени вернуться вновь к нему. Это полезное времяпровождение, так как в ходе этого занятия у ребенка развивается моторика рук: для него еще очень сложно ухватывать маленькие предметы пальцами, но он старается, и у него это получается. Так же тренируются усидчивость, целеустремленность и внимание. Когда ребенок занят этим важным делом, маме следует находится рядом и следить, чтобы ребенок не пытался попробовать на вкус эти маленькие предметы.

Развитие речи

Речевое развитие малыша в 8 месяцев основано на повторении элементарных звуков и слов, которые произносят родители. Речевые игры с ребенком должны становиться более частыми и сопровождать общение до того времени, когда он научится правильно произносить все речевые звуки и полностью излагать свои мысли, желания.

Развивающие речь занятия и игры могут длиться целый день, для родителей это будет вовсе не сложно. Это не совсем те занятия, которые имеют свои сроки или определенные рамки, это простое живое общение с ребенком. В ходе этого занятия родителям рекомендуется комментировать все, что они делают, видят сами, и показывать это малышу. Главное — прекратить «сюсюкать» с ребенком.

В ходе общения с малышом в формате «сюсюканья» он слышит слова с искаженными звуками, которые откладываются в его памяти. Родители являются самым главным примером для своих детей, поэтому ребенок будет всегда повторять за ними звуки и слова так, как они их говорят. В год или в два дети могут неправильно произносить такие звуки: [с], [з], [ф], [ч], [ж], [р], [ш], [щ]. Скорее всего, все они будут звучать, как шепелявый [с], а звук [р] будет заменен на нечеткий [л], даже если родители разговаривают, соблюдая все нормы произношения. Так происходит потому, что речевой аппарат у малыша еще не развит, он физически не может его использовать так, чтобы произносить буквы правильно. Но слушая правильное произношение, ребенок быстрее приобретет умение правильного говорения.

Ребёнок 8 месяцев очень любит повторения тех сказок или рассказов родителей, которые ему понравились. Иногда, родителям приходиться по несколько раз перечитывать одни и те же сказки, повторять одни и те же стихотворения или рассказы. Задача родителей — не лениться и читать для своих детей, особенно тогда, когда им этого хочется. Родителям же на помощь придут книги, которые в наше время рассчитаны для детей самого разного возраста. Лучше всего выбирать книги в стихах для малышей, так как именно они привлекают большее внимание малыша за счет их мелодичности и ритмичности. Дети быстро запоминают маленькие стихи, и это очень важно, так как начинается развитие памяти, воображения и фантазии.

Что могут родители

Важно понимать: все то, что умеет ребенок в 8 месяцев, и то, что закладывают родители, — это фундаментальная база на всю жизнь для пока маленького человечка. В восемь месяцев ребенок становится настоящим исследователем этого мира, и родители обязаны ему в этом помогать. Большое количество внимания, терпения и сил нужно для воспитания и развития детей.

Теперь вы знаете, что является нормой для 8-месячного ребенка, и если вы заметили явные отклонения в развитии своего ребенка:

  • не садится;
  • не повторяет за вами звуки;
  • не откликается на свое имя;
  • не берет предложенные родителем игрушки (смотрит, словно ничего не происходит);
  • не удерживает в руках взятые игрушки;
  • не соответствует статистическим параметрам тела;
  • не проявляет эмоции;
  • отказывается принимать пищу или ест совсем мало,

тогда необходимым станет визит к детскому врачу, который поможет родителям обеспечить ребенку нормальное развитие, что в дальнейшем уменьшит риски более глобальных проблем со здоровьем малыша.

Положите своего малыша на живот. Развитие ребенка в 8 месяцев проявляется в том, что его попытки двигаться вперед в этом положении интенсивно развиваются. Такие попытки могут быть очень индивидуальны и не всегда еще похожи на ползанье по-пластунски или на четвереньках. Например, малыш может просто активно двигаться на месте, вытягивая все тело. При этом руки и ноги (коленки) ребенка в 8 месяцев способны удерживать вес тела несколько секунд. Кроме того, малыш в этом возрасте отлично поворачивается на животе вокруг собственной оси.

Развитие ребенка в 8 месяцев. Реакции и навыки

Положите ребенка на спину и протяните ему свои, направленные друг на друга, большие или указательные пальцы (как бы образуя ими «перекладину» или «турник»). Если он сам спонтанно их не схватит, вы можете вложить пальцы в ручки, но при этом не поддерживайте его за предплечья и не тяните вверх. Развитие ребенка в 8 месяцев позволяет ему самостоятельно подтянуть свое тело на руках и сесть вертикально. При этом малыш уверенно удерживает голову, ножки его слегка вытянуты и не скрещиваются.

Кроме того, развитие ребенка в 8 месяцев выражается в без вашей помощи минимум 5 секунд, удерживая равновесие. Он может опираться на одну или обе ручки.

Еще одна яркая особенность развития ребенка в 8 месяцев – типичное положение его тела – так называемое «лежачее положение фигуры садового гнома».

Малыш, уже уверенно поворачивающийся как угодно, часто остается лежать на одной стороне тела, опираясь на находящуюся внизу руку. Другая его ручка остается свободной для манипуляций, а расположенную вверху ножку он использует для гибкого балансирования. Такие «упражнения» помогают ребенку постепенно осваивать навыки равновесия и являются хорошей предварительной тренировкой для прямого перехода к сидению из положения лежа на животе.

Возьмите малыша подмышки и поставьте ножками на твердую поверхность. Развитие ребенка в 8 месяцев помогает ему стоять на обеих стопах, однако, тазобедренные суставы при этом еще слегка согнуты.

Следующие три навыка были характерны для развития ребенка в 7 месяцев и сохраняются на протяжении 8 месяца жизни младенца.

Положите малыша на спину или посадите к себе на колени. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ему одновременно два красных кубика (длина ребра 30 мм), держа их либо большим и указательным пальцами, либо просто положив на свои открытые ладони. в состоянии схватить каждой рукой по одному кубику и держать их непродолжительное время. Если второй кубик он берет не сразу, можно побудить его к этому, поднеся игрушку к ручке.

Большим и указательным пальцами возьмите пластиковый кружок диаметром 25 мм и предложите его малышу, внимательно следя, чтобы он этот кружок не проглотил. Малыш берет кружок всеми пальцами и вытянутым большим пальцем, не прижимая кружок к ладони (мелкий предмет расположен в руке ближе к кончикам пальцев). Этот навык должен выполняться обеими ручками.

Убедитесь, что все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, удалены из его поля зрения.
Попросите кого-нибудь из родных сесть с малышом на коленях за пустой стол. Предложите ребенку машинку или куклу, удерживая игрушку на высоте его глаз. Дождавшись момента, когда он заметит предмет и захочет схватить, отодвиньте машинку или куклу и положите на стол вне досягаемости детской руки, но хорошо обозреваемую с его места. Развитие ребенка в 8 месяцев проявляется в том, что он пробует достать игрушку, изменив положение тела: малыш наклоняется вперед, выпрямляет ручки и старается дотянуться до заветной цели.

Развитие ребенка в 8 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.

Ребенок в 8 месяцев умеет отличать своих от чужих: он поворачивается к близким и знакомым, улыбается им, а от посторонних испуганно отворачивается.

Развитие ребенка в 8 месяцев прослеживается в умении произносить что-либо шепотом. Малыш открывает для себя различную силу звука высказываний и играет с ней. Что касается освоения новых звуков, как правило, в этом возрасте он тренирует уже известные ему звуковые сочетания и их комбинации.

Поиграйте с малышом в прятки. Спрячьтесь за каким-нибудь предметом мебели, выгляньте с одной стороны и позовите его. Потом снова спрячьтесь и появитесь уже с другой стороны. Ребенок поддерживает игру: он ждет вашего появления в определенном напряжении и смеется, когда вы выглядываете из-за своего укрытия. Если вы снова исчезаете, малыш ищет вас взглядом в нужном направлении.

Вашему малышу уже восемь месяцев. В его жизни появляется всё больше открытий. Он всё чаще радует маму и папу. Если вы задаётесь вопросом, что должен уметь делать ребенок 8 месяцев, то в этой статье вы найдёте ответы на этот вопрос.

Физические изменения

За последний месяц ребёнок в среднем набирает 550 грамм, а рост его увеличивается – на 1,7 см.

За общепринятыми показателями восьмимесячный мальчик весит от 7 до 10 кг, а девочка – от 7 до 9 кг. Рост таких деток от 67 до 73 см и от 66 до 72 см у мальчиков и девочек соответственно.

В этот период рост карапузов уже не такой активный. Сейчас все силы брошены на развитие физических способностей организма ребёнка.

Мой сын в восемь месяцев уже весил 9 кг 400 г, а рост у него был – 74 см.

В этот период у деток уже может быть четыре зуба: два снизу и два сверху. Но это далеко не обязательно. Так что не расстраивайтесь, если у вас не так.

Развитие речи

  1. Ребёнок громко разговаривает, верещит.
  2. Умеет говорить (по-своему) шёпотом.
  3. Собирает «слова», ставит ударение, правильно передаёт интонацию.
  4. Пытается повторять звуки, которые слышит.
  5. Уже называет предметы своими именами (понятными только ему и маме).

Двигательная активность ребёнка

  1. Свободно может держать мелкие предметы, перекладывать их из правой руки в левую или наоборот.
  2. Ребёнок может одновременно брать две игрушки. А если ему предложить третью, то он её возьмёт, при этом освободив одну руку.

По тому, какой рукой малыш чаще берёт предметы, уже можно сказать ребёнок будет левшой или правшой.

Мой сын в первую очередь использовал левую руку. Но стоит не забывать, что нагружать нужно обе руки малыша. Просто одна останется доминантной. И не пытайтесь переучивать ребёнка, если он оказался левшой, это только навредит ему.

  1. С лёгкостью переворачивается на спину и на живот. Благодаря этому совершает первые попытки ползти. Однако стоит заметить, что далеко не все дети в этом возрасте к этому способны.

Мой сын, например, только в 9 месяцев начал ползать .

  1. Малыш уже сидит с ровной спинкой. Но не стоит расстраиваться, если у вашего ребёнка это ещё не получается. Развитие этого навыка допустимо до 9 месяцев включительно.
  2. Если перед ребёнком поставить свои пальцы, он ухватиться за них и попытается подтянуться.
  3. Карапуз принимает разные позы, при этом демонстрирует свою гибкость и умение удерживать равновесие.

Психоэмоциональные навыки

У ребёнка проявляются новые навыки и усовершенствуются старые:

  1. Малыш понимает значение слов, понимает, о чём его просит мама. Может с лёгкостью указывать на предмет или объект о котором его спрашивают.
  2. Карапуз уже знает, что такое «нельзя». Может очень расстраиваться и даже начинать показывать свой характер.
  3. Различает предметы за размером и формой. Может откладывать в одну сторону, например, все красные объекты или все круглые.
  4. Ребёнку нравится бросаться вещами, при этом он с удовольствием наблюдает за падением предметов.

Питание и сон

В восемь месяцев ребёнка необходимо кормить, не чаще, чем 6 раз за сутки. Промежутки между кормлениями составляют в среднем 4 часа. Нужно стараться полностью отучать малыша от питания в ночное время. Вот советы, как этого добиться:

  1. Накормить малыша суточной нормой в дневное время.
  2. Последним и первым кормлением должны быть грудное молоко или смесь.
  3. За два часа до сна дайте ребёнку питательную пищу, это может быть каша.
  4. Ночью, если малыш просыпается от желания покушать, предлагайте ему чай.

В рацион детей на грудном вскармливании добавляются желток, мясо нежирных сортов, в редких случаях творог. Уже допускается приготовление многокомпонентного пюре.

Для детей-искусственников также вводят новые продукты в рацион питания и расширяют уже знакомые группы продуктов.

В этом возрасте одно – два кормления может быть полностью замещено прикормом.

Сон у ребёнка занимает в среднем 14 часов. При этом ночью он может спать 11 часов, а днём иметь двухразовый сон в среднем по 2 часа. Не забывайте приучать ребёнка к режиму. Лучше всего класть кроху спать в одно и то же время.

Мальчик и девочка

Не редко можно услышать вопрос, что должен уметь мальчик в 8 месяцев, как и другой вопрос, что должна уметь девочка в 8 месяцев. Однако в этом возрасте малыши развиваются практически одинаково, следовательно, дать ответы на эти вопросы нельзя. И если вы видите, что соседская девочка раньше села или у неё раньше вылез первый зубик — это вовсе не потому, что она женского пола. Существует много причин и факторов, способствующих этому. И, вполне нормальной будет ситуация, когда у вашего мальчика какие-то достижения появятся раньше, чем у соседской девочки того же возраста. Просто это всё индивидуальные особенности детского организма.

А в восемь месяцев уже даже вес и рост у детей разного пола практически уравнивается.

Отклонения от норм

Можно начинать говорить о проблемах в развитии ребёнка, если у него обнаружен как минимум один признак:

  1. Не реагирует на звуки.
  2. Не произносит слоги.
  3. Не радуется, не улыбается .
  4. Не узнаёт родственников, не тянется к маме.
  5. Не обращает внимания на игрушки, не пытается их взять в ручку.
  6. Не пытается садиться и поворачиваться.
  7. Не пробует подниматься, держась за опору.

Если вы заметили, что у ребёнка есть хоть один такой признак, обратитесь к доктору. Только он сможет точно установить диагноз.

Помогаем крохе развиваться

Малышу крайне необходима поддержка мамы. Помогите своему ребёнку быстрее и правильней развиться.

  1. Продолжайте тренировать мелкую моторику малыша. Для этого используйте мешочки с бусинками или другими мелкими объектами, игрушки с кнопочками, предметы с крышечками.
  2. Стройте со своим карапузом пирамидки с разноцветными кольцами. Объясняйте ребёнку, что их нужно ставить по размеру, обращайте внимание, что кольца разных цветов, называйте их.
  3. Стимулируйте ребёнка ползать.

Я учила своего сына так: клала ребёнка на животик и показывала его любимую игрушку. При этом вначале я была совсем близко от него, а когда он пытался подползать ко мне, немного отходила назад. Но делать это нужно буквально несколько минут, ребёнок устаёт.

  1. Показывайте карапузу ваши фотографии, пусть пробует найти себя.
  2. Не стесняйтесь танцевать с любимым пупсом. И можете подпевать, ребёнку это понравится, и он тоже будет стараться повторять за вами.
  3. Пусть малыш привыкает удерживать равновесие. Можно слегка подкидывать его вверх и опускать вниз.

Моему сыну очень нравились подкиды, он так верещал и смеялся от удовольствия.

  1. Когда малыш купается, опускайте в воду к нему разные игрушки. Можно использовать какие-то контейнеры, чтоб ребёнок пробовал переливать воду из одного объекта в другой.
  2. Карапуз очень хочет быть похожим на маму, поэтому разрешайте ребёнку «помогать» вам на кухне. Пусть играет с кастрюлями, ложками, представляет, что он тоже готовит кушать. Также для этих игр можно использовать игрушечную посуду.
  3. Часто бывайте на улице, обязательно называйте ребёнку всё, что он видит или слышит.

Так и пролетело уже 8 месяцев. Малыш заметно подрос, начинает ползать. В его рационе уже много новых блюд, продолжают вылезать зубки. Он стал подвижнее и активнее. А впереди вас ждут ещё большие открытия.

Ребенку 8 месяцев: что умеет малыш, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: особенности развития ребенка в 8 месяцев, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: что важно знать о развитии малыша и что делать

Возраст 8 месяцев – один из определяющих в развитии ребенка. К концу месяца заканчивается целый период развития младенца (от 6 до 8 месяцев).

Из этой статьи Вы узнаете:

  • особенности социального развития ребенка,
  • особенности познавательно-речевого развития ребенка 8 месяцев,
  • особенности физического развития,
  • развивающие игры и упражнения для ребенка 8 месяцев,
  • что умеет малыш к концу месяца и к концу важного трехмесячного периода его развития.

Особенности социального раз вития ребенка в возрасте 8 месяцев

Одна из ведущих линий развития ребенка в 8 месяцев – социальное развитие, которое переходит в этот месяц на новый виток.

Первая особенность. Деловое общение. Малышу очень хочется узнать, что за предметы его окружают, что с ними можно делать, как их использует мама. Для него недостаточно просто ласки, он требует делового общения с близким взрослым и с интересными предметами. Малыш начинает подражать взрослым – готов взять в руки чашку и ложку, выполнить движения в потешках.

Вторая особенность – новое в общении со взрослыми. Ребенок в 8 месяцев хорошо чувствует отношение людей к себе. Ребенок уже понимает Ваше эмоциональное отношение к жизненной ситуации, в которой он сейчас находится. Если его ругают – он на это эмоционально реагирует. Никогда не ругайте его, оценивая личность целиком («Какой ты вредина!»), лучше скажите: «Я так не разрешаю делать» или «Ты такой замечательный. Я тебя так люблю. Но сейчас ты меня огорчил». Это относится не только к возрасту 8 месяцев, но и ко всем другим возрастам детей.

Нужно учесть, что в возрасте 8 месяцев малыш не может управлять своим поведением, руководствуясь требованиями взрослых или их запретами. Поэтому гораздо результативнее и проще переключить его на другое дело или другой предмет, чем запрещать.

Он начинает наблюдать и за другими детьми, за старшими сестрами и братьями.

К концу этого месяца развития ребенок начнет ориентироваться на оценку его действий, т.е. он повторяет одобряемое действие и прекращает неодобряемое действие. Он радуется поощрениям и сердится или обижается в ответ на порицание. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, когда и как мы хвалим малыша и когда его порицаем. В возрасте 8 месяцев для ребенка очень важны совместные действия со взрослым, побуждающие малыша к подражанию взрослому – просьбы «дай», «покажи» и другие.

Третья особенность – эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. Малыш очень нуждается в этом нежном возрасте в эмоционально положительных взаимоотношениях с мамой и в позитивном настрое в целом в семье. Ему нужно, чтобы при пробуждении с ним поговорили, назвали его по имени, прочитали потешку или спели песенку, погладили по головке, а может быть и потанцевали. Вместе с малышом утром можно уже здороваться с игрушками: «Здравствуй, зайка! Здравствуй, ляля!» Очень важно, чтобы при ребенке в семье не ругались и не выясняли отношения, малыш это чувствует.

Четвертая особенность. Малыш в этом возрасте более самостоятельный и многое уже может делать сам. В совместных играх с игрушками с ребенком 8 месяцев разумный взрослый не спешит всё сделать за ребенка, а даёт ему возможность попробовать самому. Если всё получается – нужно предоставить ему полную самостоятельность.

Но — очень важно, чтобы в игре был хороший результат и чтобы малыш уже в этом возрасте получил положительные впечатления от сотрудничества с людьми. Поэтому если у малыша не получается, то взрослый ему помогает.

В 8 месяцев Вы можете уже называть ребенку запреты, то есть говорить ему «нельзя» — в случаях опасных для жизни ребенка. Но запретов не должно быть много. Нам, взрослым, нужно позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и о том, чтобы мы как можно реже что-то ему запрещали.

Игры для сенсорного развития и развития действий с предметами с ребенком 8 месяцев

Главная для малыша деятельность в 8 месяцев – это деятельность с предметами. Он может соединять и разъединять детальки, вкладывать и выкладывать их обратно и делать много других действий. Причем движения ребенка в 8 месяцев становятся более точными и четкими.

Для развития речи очень важно сопровождать все игры с предметами своей речью – комментировать происходящее, развивая понимание речи: «возьми», «покажи, где», «на», «дай», «собери игрушки».

Начиная с восьмого месяца жизни, в 8 месяцев и далее у ребенка в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. Поэтому он уже действует целенаправленно, воспроизводя свой опыт и добиваясь результата: мнет, просовывает и высовывает, вынимает, открывает и закрывает, нанизывает и снимает со стержня, бросает и поднимает, ударяет в барабан или бубен. Малыш любит много раз повторять одно и то же действие, что закономерно, ведь для него главное – это повторение чувственных впечатлений и желаемого результата.

Это нужно знать:

— С целью развития тактильной чувствительности очень полезно предлагать малышу развивающие игрушки разной фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, мягкие, твердые, прохладные, теплые).

— В возрасте 8 месяцев уже пора учить малыша пинцетному захвату (большой и указательный пальчик схватывают предмет как пинцетик, пальчики смыкаются почти по всей длине) и щипковому захвату (смыкаются подушечки большого и указательного пальцев). Для этого давайте ребенку захватывать самые разные ленточки и шнурки, яркие нитки. А потом медленно, играя, вытягивайте их из ручек малыша –он будет стараться их ухватить и удержать пальчиками.

— Также малышу можно предлагать предметы разной величины для вкладывания их в коробку или в ведерко – малыш будет брать крупные предметы горстью, а мелкие – кончиками пальчиков, так как горстью их не возьмешь.

— Очень удобно использовать устойчивые бутылки и банки с узким горлышком – малыш вместе с Вами будет пальчиками вкладывать в них мелкие предметы, а затем пересыпать их в коробку. Всей ладошкой мелкий предмет в узкое горлышко не просунуть. Поэтому это хорошее упражнение для пинцетного и щипкового захвата мелких предметов.

Игра 1. «Коробка с игрушками». Разработана Л.Н. Павловой

Вам понадобится картонная коробка (примерный размер стороны — 40 см), ленточка и несколько мелких игрушек размером от 3 до 7 см.

Как сделать коробку для игры с ребенком:

— Сделайте на противоположных сторонах картонной коробки отверстия (например, слева на стенке коробки и справа на стенке коробки). Размер отверстий – 15 Х15 см.

— Все мелкие игрушки привяжите цепочкой на атласную ленту (зверюшки, колокольчик, шарик, кубик и т.д.) Ленту пропустите через отверстия в коробке и свяжите ее концы.

— У Вас получится гирлянда с игрушками, которая помещается в коробку и может выходить из нее (такую деталь в современных развивающих книжках для малышей часто называют «перетягивалка»).

Как играть с коробкой:

— Покажите малышу способ действия с коробкой: потяните за ленточку так, чтобы из коробки появилась игрушка, потом вторая, третья, четвертая, пятая. Дайте малышу поиграть с ними, потрогать, рассмотреть.

— Дайте малышу самому подействовать с коробкой, подтягивать ленту чтобы достать игрушки из коробки. Если не получается – помогите ему (можно использовать способ «рука в руке» — возьмите ручку ребенка в свою руку и действуйте вместе, потом уберите свою руку)

— Развяжите ленту и положите ее в коробку так, чтобы выглядывал только один конец. Потяните за конец (или пусть малыш сам это сделает). Дайте малышу вытащить все игрушки из коробки. Когда все игрушки будут вытянуты из коробки, покажите пустую коробку ребенку и скажите «Нет ничего! Пусто!»

Варианты игр: меняйте игрушки на ленте. Можно взять предметы одной формы, но из разных материалов (шарики вязаный, сшитый, пластмассовый, деревянный, меховой). Или взять одну форму, но разный цвет (колькольчики разных цветов, вязаные зверюшки разных цветов, кубики разных размеров и цветов). Для деталей ленты можно использовать части погремушек, которые Вы раньше давали малышу.

Игра 2. «Колечки»

Вам понадобится 5 колечек пирамидки (можно использовать одноцветную, но если такой нет- то берите разноцветные колечки). Не давайте в ходе игры стержень пирамидки ребенку — держите его в своих руках!

Как играть: наклоните к малышу стержень с кольцами пиримидки (очень важно чтобы стержень был наклонен к ребенку!) Попросите его снять колечки: «Машенька! Сними колечко!». Когда ребенок снимет все колечки, скажите ему: «Нет колечек. Машенька сняла все колечки!». Потом снова наденьте кольца на стержень. Малыши могут с удовольствием повторять одно и то же действие — снимать колечки. Дайте ему это сделать. Наполняйте стержень кольцами — и пусть он снова их снимает. Повторите несколько раз пока малышу интересно. Заканчивать игру с колечками нужно тогда, когда она еще интересна ребенку.

Так же можно играть с разноцветными бочонками или ведерками – вкладышами, мисочками или тарелочками (ставить их стопкой друг на друга и потом расставлять – разбирать обратно)

Игра 3. Пуговицы

Нашейте на наволочку пуговицы разных размеров, формы, цвета, фактуры (пуговицы должны быть пришиты очень прочно, чтобы обеспечить безопасность ребенка). Рассматривайте их с малышом, обязательно дайте малышу возможность погладить пуговицы (почувствовать разные фактуры), обвести их по контуру пальчиком (круглая пуговица или пуговица с уголками разные по тактильным ощущениям). Называйте цвет, размер пуговки (большая, маленькая), фактуру (гладкая, шероховатая). Да, малыш еще не говорит, но он слышит Вас и запоминает слова, выделяет из потока Вашей речи знакомые слова.

Аналогично можно сделать для рассматривания и обследования с ребенком гирлянды, нанизав на ленту разноцветные кубики из разных материалов и разной фактуры (в них надо проделать отверстия для нанизывания) или мелкие игрушки разной формы и размера.

Игра 4. «Вышел зайчик погулять» — Ширма

Сделайте простую ширму (накройте платком спинку стула или кроватки). Приготовьте игрушку – например, зайчика. Малыш сидит в кроватке, а Вы спрячьтесь за ширмой с игрушкой. Начните за ширмой читать стишок:

«Раз-два- три – четыре –пять. Вышел зайка погулять». Если у Вас другая игрушка- замените слова стишка: «Вышел мишка погулять» или «Вышла ляля погулять».

После чтения строчек покажите ребенку игрушку – зайчика над ширмой с ее края.

Малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом ее конце.

Игра 5. Высыпаем из пакета (вынимаем из ведра, коробки или другого предмета)

В этой игре мы научим ребенка переворачивать емкости и высыпать из них содержимое.

Возьмите чистый пакет из-под молока и положите в него мелкие игрушки. Подготовьте второй аналогичный пакет для малыша. Все используемые игрушки или предметы должны быть безопасными для ребенка. Возьмите пакет и быстро высыпьте из него игрушки: «Бах! Упали!». Пусть малыш тоже перевернет пакет и высыплет все игрушки: «Бух!Бух! Упали!».

Игра 6. Коробочка ощущений

Для ребенка 8 месяцев очень интересное занятие – перебирать лоскутки ткани разной фактуры и цвета, толщины. Положите в коробку лоскутки размером 10Х10 см разных тканей (вельвет, бархат, хлопок, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, искусственная кожа). Добавьте туда и квадратики других материалов – дерева, пластмассы, резины.

Игра 7. Знакомимся с чашкой. Автор – Ю.А. Разенкова

Посадите малыша на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите ее малышу: «Вот какая чашка!» Поднесите чашку ко рту, делая вид, что Вы из нее пьете и говорите: «Пей, пей» (это слово будет потом понимать ребенок, когда услышит его в Вашей речи – поэтому важно сказать слово именно в этой форме). Почмокайте с удовольствием: «Ах, как вкусно!». Предложите чашку ребенку, сказав: «Пей».

Полезный совет: Чашка, из которой пьет малыш, должна быть легкой и небольшой. Наливаем туда совсем чуть-чуть – буквально 2 чайные ложки жидкости. Маленькая порция не испугает малыша, он не поперхнется и не обольется. Желательно, чтобы первая чашка малыша была с двумя ручками (если Вы найдете такую).

Когда Вы кормите малыша ложкой, то в другую ручку давайте ему ложку или корочку хлеба.

Поиграйте с куклой в комление. Положите на игрушечную тарелочку настоящие кусочки хлеба, банана, вареного овоща. Рядом положите ложку. Посадите за стол куклу и «покормите» ее – покажите малышу, как это сделать. Потом дайте ложку малышу и пусть он «покормит лялю».

Игра 8. «Сними шапку»

Натяните на ребенка шапку так, чтобы она налезла немного на глаза. Попросите его стянуть шапку – «Сними шапочку. Вот умница!»

Игра 9. «Туннель для машинки»

Вам понадобится упаковка из-под чипсов (цилиндр) или любой другой «туннель» — цилиндр, сделанный из подручных материалов. Привяжите игрушечную машинку к тесьме, пропустите тесьму через отверстие в дне цилиндра и свяжите концы (получится кольцо).

Потяните за тесьму, и из туннеля «выедет» машинка. Потяните еще – она спрячется. Покажите малышу, как играть с этой игрушкой. Следите за тем, чтобы он тянул тесьму двумя или тремя пальчиками (покажите, как это делается, а при необходимости держите ручку малыша в своей руке). Радуйтесь, когда машинка появляется: «Вот приехала машинка. Би-би!». А когда она исчезает, говорите: «Нет машинки, нет би-би. Уехала».

Речевое развитие ребенка 8 месяцев. Развитие лепета

Что нужно знать родителям о лепете ребенка

Ребенок в 8 месяцев активно лепечет, в его репертуаре появляются новые звуки и слоги. Он понимает свое имя, может найти предмет («Где…?»). В лепете ребенка 8 месяцев повторяются целые цепочки звуков (ба-ба-ба). Постепенно в лепете начинают комбинироваться разные звуки. Чаще всего в лепете встречаются звуки губные (п, пь, б, бь, м, мь), язычно – средненебные (кь, гь), язычно – задненёбные (г, к), гласные а, е.

Наблюдайте за лепетом ребенка. Самое главное, что нужно запомнить и понимать – то, что лепет ребенка должен усложняться и обогащаться. И не сравнивайте своего малыша с другими, главное для Вас – динамика лепета своего ребенка, а не количество звуков на сегодня в сравнении с соседским малышом.

Лепеча, малыш играет со звуками, он повторяет слоги с разной интонацией, он может лепетать и один, и в присутствии мамы. Очень важно, чтобы мама «поддержала» малыша в его лепете, повторяя за ним его слоги. Возможно, малыш повторит слоги и за Вами. Возникнет перекличка.

Это очень важная игра звуков для своевременного и полноценного развития речи. Чаще всего малыш в таких перекличках повторяет те слоги, которые мама выделит голосом, например, протянет гласную или скажет интонационно выразительно. В перекличках нужно находиться лицом к лицу с ребенком и так, чтобы его ничто от Вас не отвлекало. Если Вы ранее никогда не перекликались с малышом, попробуйте начать с простых гласных, повторив за ребенком. Например, потяните: «Ааа» с какой-либо интонацией (вопросительной, восклицательной). Попросите малыша: «Скажи и ты ааа».

Обычно же в этом возрасте уже можно играть с ребенком в переклички слогами. Не добивайтесь от малыша результата – просто играйте, повторяйте слоги сначала за ним. Потом вводите новые звукосочетания сами и говорите их малышу, «отвечая» ему. И потом настанет момент, когда малыш повторит за Вами.

Научные исследования говорят нам о том, что лепет возникает в одно и то же время у здоровых детей всех народов, независимо от национальности, социальных условий проживания семьи. Т.е. лепет – это определенный уровень созревания организма. Лепет есть и у детей с нарушениями слуха, но он далее не развивается у таких деток.

Нужно понимать, что даже если в лепете ребенок в 8 месяцев повторяет слоги типа бабаба или мамама – это еще не слова, это только лепет, так как в этом возрасте еще нет связи между цепочкой слогов и значением слов. Эта связь – звучания слов и их значения – начнет формироваться позже. В 8 месяцев даже если Вы будете стимулировать ребенка повторять звукосочетания, он с удовольствием продемонстрирует свои достижения папе, бабушке или дедушке, назвав их… мамамама! 🙂

К концу месяца у малыша возникнет новый вид лепета – он называется «словесный» или «модулированный» лепет . Это лепет со сложными комбинациями звуков, например: «гласный – согласный – гласный» (аба, ата и другие варианты). А к концу первого года жизни из такого словесного лепета появятся первые такие долгожданные слова ребенка.

Тревожные признаки, связанные с лепетом ребенка 8 месяцев, на которые нужно обратить внимание:

Первое. У глухих деток лепет появляется в те же сроки, что и у обычных детей. Но далее малыш лепечет всё меньше и меньше, не наблюдается усложнения лепета. О чем это говорит? Если это наблюдается у Вашего малыша – нужно показаться врачу. Возможно, тревоги будут напрасными, но лучше перестраховаться, чем недостраховаться. А еще это говорит о том, что для развития лепета очень важно, чтобы ребенок слышал обращенную к нему речь взрослого человека. Иначе лепет затухает.

Второе. Если у ребенка в 8 месяцев нет лепета, а лепет появился только после 10 месяцев – то это свидетельствует о возможном риске в будущем проблем в плане развития речи. Такое явление часто наблюдается у деток с алалией, дислексией, а также у аутистов. Надо наблюдать за малышом и консультироваться со специалистами.

Третье – когда надо обратиться к врачу:

  • Если у ребенка нет в лепете сочетаний согласный – гласный, а ребенку уже 8 месяцев,
  • Если Вам просто нечего повторять за ребенком 8 месяцев в перекличках, так как он говорит только отдельные похожие на гласные звуки,
  • Если нет динамики в развитии лепета ребенка (в норме малыш переходит последовательно от этапа к этапу. Сначала: слоги типа ба. Потом – цепочки слогов, например, бабаба, гагага, дадада, дидиди, титити, татата. Затем — к разнообразным цепочкам лепета – бапуменидя, и в конце концов к лепетным словам – дядя, деда, тетя)
  • Если ребенок начал лепетать и перестал,
  • Если ребенок никогда не повторяет за Вами никаких звуков и звукосочетаний.

Как развивать речь малыша: рассматривание картинок

В 8 месяцев уже можно с малышом рассматривать картинки, и это очень полезно. Можно показывать ребенку не только отдельные картинки, но и картинки в книжках – реалистичные, яркие, без отвлекающих деталей, в понятном ракурсе. Конечно, малыш будет пробовать картинки даже на вкус, мять, сжимать, т.к. он еще не понимает ценности книги. Для него книга или картинка – это обычный предмет, который обязательно надо обследовать со всех сторон. Со временем это пройдет.

Рассматривая книжки и картинки, называйте то, что Вы видите: «Это мячик. Это чашка. Это котик мяу-мяу». Не надо «дрессировать» малыша, уча его как в школе: «Где мячик? Нет, это не мячик. Покажи, где мячик», и не надо от него ничего требовать. Наступит минута, когда он сам Вам «выдаст» всё то, что умеет. А пока пусть смотрит картинки с удовольствием и радостью. Поощряйте все попытки рассмотреть книжки и интерес к ним. Если ребенок ошибается при рассматривании картинок – например, Вы попросили показать лялю (то есть куклу), а он показал мишку, то скажите: «Ты показал мишку. А вот ляля», не повторяя ошибки. Поясню на примере.

Неправильный вариант: «Это не ляля. Ты неправильно показал. Вот ляля. А это был мишка. Покажи, где ляля» — малыш запутается в Ваших репликах, в которых употребляется то одно, то другое слово.

Правильный вариант: «Это мишка. А это ляля» (указательные жесты на картинки) — всё четко, понятно, без излишних слов, причем – это важно – с интонацией одобрения действий ребенка!

Рассматривая картинки и книжки, называйте, как говорят животные: «Это лягушка. Она говорит: ква-ква. Это мышка, она пищит: пи-пи-пи».

Помните, что главное – это Ваша радость от общения с малышом, а не достижение Вами запланированных результатов. Без радости не будет результатов! Мы не можем форсировать события и добиваться от ребенка, чтобы он именно сегодня сказал определенный слог. Придет время – и скажет обязательно. Если же ругать, что он делает неправильно – то только отобьем всякое желание заниматься с картинками и книжками.

Как развивать речь по ходу обычной жизни: комментирование

Очень важно разговаривать с малышом, комментируя свои действия и его действия, но при этом говорить медленно, не спеша, четко: «Дай мне ручку, давай оденемся. Где твоя ручка?». Как нужно комментировать:

— Обязательно делайте паузы, чтобы мог получиться диалог – и чтобы малыш мог ответить Вам жестом, улыбкой или звуками и слогами.

— Ребенку в 8 месяцев нужно еще время чтобы отреагировать на Вашу реплику. Дайте ему время для ответа.

— Вредно как и полное молчание, так и речь как постоянный шум – фон для жизни малыша. Нужно найти золотую середину.

— Привлекая внимание малыша, называйте предметы, людей, действия, свойства и качества. Это основа для дальнейшего развития речи ребенка.

— Знайте, что Вас никогда не заменить никакое так называемое «развивающее видео» или «развивающее аудио» 0+. Слова малыш усваивает только в реальном жизненном общении с близким взрослым, в котором он действует с предметами. Из видео, то есть из речи чужого дяди или тети, сопровождающейся мельканием картинок на экране, слова не усваиваются. Это уже доказано и в отечественных и в зарубежных исследованиях.

Игры с ребенком 8 месяцев для развития речи

Игра 1 «Где?»

Привлеките внимание малыша, назвав его по имени и начав с ним говорить. Можете разыграть, как будто Вы потеряли малыша и вдруг нашли: «Вот наша Анечка! Вот она – наша деточка!».

Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Где мама? Вот мама! А где Анечка? Вот Аня!» (рукой дотрагиваемся сначала до себя, потом до ребенка). Говорите медленно, интонационно выразительно, делайте паузы, тараторить с малышами нельзя.

Потом найдите знакомые предметы в комнате: «Где ляля (кукла)? Где машинка би-би?»

Затем покажите новую игрушку и назовите ее облегченным словом: «Это часики тик-так» (сначала говорим обычное слово, затем звукоподражание). Звукоподражания подбирайте такие, чтобы ребенок мог их произнести в своей лепетной речи.

Игра 2 «Где мой носик?»

Возьмите малыша на ручки и подойдите к зеркалу. Начните говорить стишок и дотрагивайтесь до носа, щек, ушек, ротика, шеи и так далее по тексту: «Носик, носик, где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик? Ушки, ушки, где вы, ушки?» И дальше импровизируем продолжение, перечисляя разные части тела.

Игра 3. «Прыгаем и говорим».

Вам понадобится большой гимнастический мяч. Если мяча нет, то можно прыгать и на диване.

Сядьте на гимнастический мяч, ребенка посадите на колени, обнимите его. Начинайте ритмично подпрыгивать, в ритм произнося разные слоги: «Да-да-да. Та-та-та! Ду-ду-ду, ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру! Му-му-му. Так-так-так. Вот-вот-вот. Гоп-гоп-гоп». Подходят и песенки или потешки с повторяющимися слогами. После каждой фразы делайте паузу, чтобы малыш смог Вам ответить. Играйте с удовольствием – это не школьное упражнение, а веселое общение!

Игра 4. «Поем слоги».

Возьмите любую звучащую игрушку – например, погремушку. Одну возьмите себе, одну дайте малышу. Напевайте любую любимую Вами мелодию народной или детской песенки и ритмично гремите погремушкой. Сначала спойте песню с обычными словами. Спрячьте погремушку за спину: «Ой, где погремушка? Нет погремушки! Где она? Вот она!».

Затем повторите игру с погремушкой, но песню пойте на один и тот же слог. Выберите тот слог, который уже может произнести Ваш малыш (например, пойте мелодию на «мамама» или на «папапа»). Такой песенкой мы стимулируем малыша к произнесению лепетных звуков и их подпеванию. Игра разработана Ю.А. Разенковой

Особенности физического развития ребенка 8 месяцев

Что нужно знать родителям о физическом развитии младенца в 8 месяцев

Обычно ребенок 8 месяцев живет примерно по такому режиму (хотя все детки очень индивидуальны): 2 часа бодрствует, 2 часа спит, ночью спит 10-11 часов, кормление – 5 раз в день. Конечно, это очень приблизительная схема.

Самое важное движение для ребенка в физическом развитии в возрасте 8 месяцев – это ползание. Очень вредно, если ребенок, не ползая, сразу же начинает ходить (это бывает, если малышу не разрешают ползать).

Во время ползания создаются благоприятные условия для развития мышечной массы, развиваются симметричные движения крупных мышечных групп тела, формируются мышцы спины и брюшного пресса.

Если ребенок не ползал, а сразу же начал ходить, то он не готов удерживать тело в вертикальном положении. В результате – ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и предпосылки к нарушению осанки. Создайте все условия, чтобы Ваш малыш в 8 месяцев активно ползал!

И не спешите со стоянием, не торопитесь – идите за своим малышом, присматриваясь именно к его особенностям в развитии.

Самое важное, что нужно уяснить в плане физического развития ребенка в 8 месяцев: Для ребенка наиболее важно и ценно овладеть моторными функциями (то есть движениями с изменением положения тела в пространстве), и лишь затем – статическими (то есть удержание тела в одном положении в пространстве). Поэтому для малыша важнее научиться садиться и вставать, а не научиться долго неподвижно стоять на месте.

Когда ребенок начинает ползать, что такое «правильное» и «неправильное» ползание ребенка, какие упражнения готовят ребенка к ползанию читайте в цикле статей:

  • комплекс развивающих упражнений гимнастики для самых маленьких.
  • для детей с особенностями в развитии и задержкой физического развития.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть и какие физические упражнения развивают умение присаживаться и чувство равновесия — в статье

Игры для физического развития ребенка в 8 месяцев

Упражнение 1 «Доползи до погремушки»: стимулируем к ползанию.

Встаньте на расстоянии от ребенка в 1.5-2 метра, покажите погремушку, позвучите ей: «Вот как погремушка звенит: динь – динь- динь –динь. Анечка, послушай. Ползи к ней». Малыш подползает к погремушке и берет ее в руки, играет с ней, рассматривает. Затем взрослый берет погремушку и отходит в другой конец комнаты и снова предлагает ребенку подползти к ней. Игра повторяется 3-4 раза.

В игре можно использовать не погремушку, а любую другую игрушку, которая будет интересная малышу.

Упражнение 2 «Достань игрушку». В этой игре мы побуждаем малыша вставать и стоять, держась за барьер.

Положите на барьер (барьер манежа или детской кроватки) яркую игрушку, привлеките к ней внимание малыша. Ребенок, держать за перекладины кроватки или манежа, встает и берет игрушку.

Упражнение 3: учимся переступать, держась за барьер

Малыш стоит, держась за барьер. Отойдите на небольшое расстояние и покажите игрушку, позовите малыша: «Ванечка, иди, возьми». Малыш, держась за барьер, делает несколько шажков – переступает ножками, передвигаясь к игрушке. Начинайте с минимального расстояния. Когда малыш уже уверенно будет переступать – расстояние увеличивайте. Каждый раз показывайте что-то новое, что привлечет ребенка.

Упражнение 4 «Догони мяч». Развиваем ползание.

Поиграйте с малышом с мячом, предлагая его догнать. Когда малыш догонит мячик (он ползет рядом с ним), предложите малышу самому оттолкнуть мячик и догнать его.

Упражнение 5. «Прятки». Стимулируем ползание.

Покажите малышу игрушку, назовите ее, привлеките внимание к игрушке, а затем спрячьте игрушку под платочком. «Где мишка?» Снимите платочек: «Вот мишка».

Затем уберите игрушку на расстояние примерно 2 метра от малыша и снова накройте платочком: «Где мишка? Анечка, найди мишку». Малыш ползет к игрушке, поднимает платочек и находит ее. Похвалите малыша: «Вот умница! Нашла мишку!».

Упражнение 6. «Догонялки» — развиваем умение ползать.

Имитируйте погоню: «Догоню-догоню-догоню Машеньку. Догоню!», побуждая малыша ползти быстрее. Догнав ребенка, возьмите его на ручки, обнимите, поцелуйте и подбросьте вверх (сделайте то, что так любит Ваш малыш). А потом повторите веселую игру в догонялки.

Что может ребенок 8 месяцев к концу месяца (то есть к девяти месяцам):

  1. после показа действий взрослым проталкивать предмет через отверстие в коробку,
  2. долго сам заниматься с игрушками – вынимать, выкладывать и вкладывать детали, используя пальцевой захват,
  3. снять предмет со стержня или с опоры (снять колечки со стержня, которые наклонен к ребенку и находится в горизонтальной плоскости, снять крупные шары — бусины с ленточки, которая находится в горизонтальной плоскости),
  4. разъединять предмет на части (вытащить грибки из деревянной панели, вытащить деревянный втулки из отверстий в игрушке),
  5. снимать крышки с коробок,
  6. держать в обеих руках по игрушке (Причем если появляется третья игрушка, то ребенок выпускает из рук одну из игрушек и берет в эту ручку новую)
  7. действовать с предметами в зависимости от их свойств и качеств: катать шарики, вынимать мелкие предметы из коробки, заглядывать в дырочку в колечке и так далее,
  8. эмоционально реагировать в соответствии с ситуацией порицания или одобрения, обижаться в случае резкого тона взрослых в речи, адресованной ему,
  9. скучать по любимому взрослому и добиваться его внимания к себе (выбрасывать игрушки, хныкать чтобы привлечь внимание и т.д.),
  10. в случае неудачных попыток что-то сделать переживать или даже плакать,
  11. легко вступать в контакт с близкими взрослыми, проявлять негативные реакции при навязывании общения незнакомым взрослым,
  12. стягивать с головы шапочку,
  13. проявлять самые разные эмоции: радость, грусть, обида, интерес, удовольствие и другие,
  14. на вопрос «где» находить в комнате уже знакомые предметы (даже если они находятся в непривычном месте),
  15. понимать слова «дай», «вставай», «на», «ложись», «иди», «да», «нет», «бах – упал» и другие, которые Вы используете в общении с ребенком,
  16. понимать назначение предметов – ложки, чашки, тарелки и других, которые Вы часто используете с малышом,
  17. подражать взрослому слогами, которые уже есть в его лепете,
  18. выполнять просьбы взрослого – заученные движения: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Ку-ку»
  19. громко и активно лепетать в периоды бодрствования, повторять звуки с разной интонацией, вслед за мамой повторять звукосочетания,
  20. пить из чашки, которую держит в руках взрослый,
  21. есть кусочек (например, хлеба, печенья, банана, вареного овоща), который сам держит в руке,
  22. самостоятельно садиться и ложиться; вставать, держась за барьер; активно ползать; переступать (именно переступать, а не ходить), держась за опору или при поддержке за обе руки; вставать на колени у опоры и удерживаться в таком положении;
  23. бросать предметы с замахом,
  24. различать свое имя и имена близких людей (например, имя сестры или брата),
  25. опускать голову по направлению к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз (например, колокольчик),
  26. искать взглядом спрятанную у него на глазах игрушку,
  27. слушать тихие звуки (например, прислушиваться к тиканью часов), улавливать знакомую мелодию.

Желаю Вам радости общения с Вашими малышами! Наверняка, Вы придумаете свои игры и затеи для развития ребенка. Очень буду рада, если статья Вам помогла.

Буду благодарна за комментарии и отзывы:). До новых встреч на «Родной тропинке!

Ни для кого не есть секретом то, что ребенок должен вынашиваться не менее девяти месяцев. В связи с разными факторами (тяжелая беременность, многоплодная, разнообразные заболевания), роды могут состояться на тридцатых неделях беременности. Все дети, которые родились раньше, чем на 37 неделе относятся к числу недоношенных. За здоровьем таких деток нужно следить особенно внимательно, ведь рождение раньше времени влияет на все органы и их системы. Недоношенный ребенок в 8 месяцев, последствия могут быть самыми разными в зависимости от того, насколько крепким родился кроха.

Рождения раньше времени — какие могут быть проблемы

Родителям недоношенных деток часто приходится столкнуться с трудностями, чтобы поставить кроху на ноги и при этом чтобы рождение раньше срока не сказалось отрицательно на его состоянии здоровья. Самой главной особенностью недоношенных детей есть то, что они гораздо быстрее набирают вес и рост. На протяжении первого месяца, конечно, вес набирается не слишком сильно, особенно если учитывать, что ребенок немного теряет после рождения.

До месяца за ребенком нужно следить очень внимательно, ведь он может заболеть вирусным заболеваниям, что спровоцирует серьезные осложнения (организм крохи гораздо слабее, чем у доношенного ребенка). Рефлексы, которые относятся к пищеварительной системе действуют гораздо слабее, а вес набирается очень медленно. Бывают случаи, когда глотательно-состательный рефлекс отсутствует или же слишком слабый. В таком случае для того, чтобы покормить ребенка необходимо использовать зонд.

Иногда родители сталкиваются с тем, что малыш не может полноценно дышать. В такой сложной ситуации необходимо позаботиться об искусственной подаче кислорода. На протяжении первого месяца жизни недоношенные дети более вялые, они практически не двигаются, а их мышечный тонус ниже в несколько раз, при этом очень слабо развиты рефлексы. Ближе к началу второго месяца жизни малыш может резко стать слишком активным. В отдельных случаях ребенок может практически перестать спать, будет постоянно бодрствовать и при этом оставаться невероятно активным.

На втором месяце жизни вес начинает набираться более активно, а это значит, что ребенок полноценно растет и развивается. Стоит отметить, что детей, которые сосут грудь нужно докармливать сцеженным молоком, ведь они еще очень устают во время процесса кормления. Ближе к трем месяцам начинает приходить в норму сон. Позаботьтесь о том, чтобы условия для отдыха крохи были максимально комфортные.

Недоношенные дети уже в 4-5 месяцев начинают пробовать самостоятельно держать головку. Затем пытается фиксировать свой взгляд, многие детки уже улыбаются. Рефлексы работают достаточно хорошо, и малыш может хватать ручками какие-то предметы или же пальцы родителей.

В полгода, вес ребенка должен быть в 2 раза больше, чем он родился. Кроме того, кроха должен самостоятельно поворачивать головку и реагировать на звуки. К этому времени недоношенные малыши уже могут отличить своих родителей и родных от незнакомых людей. Как правило, именно в этом возрасте дети, рожденные раньше срока, догоняют сверстников по развитию, хотя физически и могут быть не такими крупными.

Самостоятельно перевернуться на спинку недоношенный ребенок может только у семь месяцев. Примерно у восемь начинает ползать, а в девять становится на ножки. Затем ребенок начинает постепенно улучшать все свои навыки, издает разнообразные звуки, реагируют на свое имя и очень активные. Годовалые недоношенные малыши ничем не отличаются от доношенных детей в этом возрасте.

Экстремально низкая масса тела при рождении у недоношенного ребенка

Недоношенные дети с экстремально низкой массой тела - это те малыши, вес которых при рождении составляет меньше килограмма. Такие крохи имеют определенные особенности неонатальной адаптации и вскармливать их нужно немного иначе. При низком весе, у ребенка недостаточно жировых запасов, чтобы полноценно контролировать температуру. Энергетические резервы очень слабые, а энергии тратится очень много. Легкие растут очень медленно, размер клеточек гораздо меньше нормы. Если в организм такого ребенка не будет поступать достаточное количество энергии, то очень скоро резервы дыхательной мускулатуры будут истощены. В результате этого нужно будет постоянно вентилировать легкие механическим путем.

Дети с небольшим весом очень плохо растут, обмен веществ в их организме плохой, малыш не может переваривать полноценно пищу. Стоит отметить, что благодаря этому, потребность в еде незначительная и ее не нужно превышать, ведь это спровоцирует у крохи стресс. Сразу после рождения, все дети с экстремально низким весом должны быть помещены в закрытый тип кювеза и быть там на протяжении нескольких недель. Затем переводится в открытый кювез, где находится вплоть до двух месяцев жизни. Купать деток можно только через 2 месяца, а убирать метеоризм путем поглаживания крохи по животику. Что касается , то ее лучше отложить на некоторое время.

Как может сказаться недоношенность ребенка в будущем

Могут быть самыми разными, хотя, как правило, они отсутствуют. Как показывает многочисленная статистика вес недоношенных детей меньше, чем 2,5 кг, а рост не превышает 46 см. Сразу же после появления на свет за ребенком нужно очень внимательно следить и ухаживать. На сегодняшний день у врачей есть все необходимое специальное оборудование, которое позволяет выхаживать недоношенных деток без вреда для их здоровья в будущем.

Если говорить о тех детях, которые родились гораздо раньше срока, то последствия заключаются в том, что большинство органов не было полноценно сформировано. Поэтому могут возникать проблемы с кормлением и усвоением пищи. Для таких детей также существует специальное оборудование, которое позволяет малышам полноценно расти и вскоре догнать по развитию своих сверстников.

Если говорить о последствиях, которые могут возникнуть непосредственно в будущем, то в большинстве случаев проявляются они в обучении или же формировании каких-то определенных полезных навыков. Как показывает многочисленная практика, когда недоношенные детки становятся дошкольниками, то им нужно уделять гораздо больше времени на обучение, а также на полноценное интеллектуальное развитие.

Редким, но очень опасным последствием рождения раньше времени может стать появление и быстрое развитие разнообразных пороков. К ним можно отнести определенные нарушения, которые происходят в слуховом или же зрительном аппарате, отклонения в нервной системе, ДЦП, нарушается умственное развитие. Процент подобных осложнений маленький и очень большую роль играет то, насколько правильно будут действовать врачи непосредственно во время родов и какую именно выберут терапию в дальнейшем.

Конечно, последствия недоношенности могут быть самыми разными, но в большинстве случаев их можно полностью избежать. Постепенно такой ребенок будет восстанавливаться, а со временем его нельзя будет отличить от тех деток, которые родились в срок.

Таблиц развития недоношенного ребенка

Таблица очень четко показывает развитие по месяцам то, что недоношенный ребенок, при правильном уходе за ним, очень скоро догоняет и по физическому, и по умственному развитию тех малышей, которые родились в назначенный врачом срок.

Соответственно таблице, врачи разделяют недоношенность на 4 степени, при каждой из которых вес ребенка следующий:

  1. 0,8-1 кг;
  2. 1001-1500 грамм;
  3. 1,5-2 кг;
  4. 2-2,5 кг.

Например, недоношенный ребенок имеет вес 1600 грамм. Такой вес можно отнести к третьей степени недоношенности. Если рассматривать развитие крохи по месяцам, то оно будет следующим:

  • за первый месяц после рождения, ребенок должен набрать в среднем 190 грамм, в росте добавится примерно 3,8 см.
  • со второго по четвертый месяцы, малыш будет уже становиться тяжелее на 800 грамм и длиннее на 3,7 см ежемесячно.
  • С пятого месяца жизни, прибавка веса останется такой же - 800 грамм, а подрастать будет уже на 3,3 см.
  • в шесть месяцев прибавлять кроха будет по 600 грамм, а подрастать на 2 см ежемесячно.
  • К концу первого годика своей жизни, вес ребенка будет составлять около девяти килограмм. Доношенные детки при этом весят немного больше - около десяти, так что разница практически незаметная.

Если говорить непосредственно о физическом состоянии недоношенного ребенка, то стоит отметить тот факт, что его состояние будет постоянно находиться под определенной угрозой. Такие дети на протяжении долгого времени остаются под просмотром врачей. Тело, не говоря уже об органах, не приспособлено к жизни за пределами матери, ведь даже незначительное изменение температуры, в отдельных случаях даже кислород может нанести вред здоровью недоношенного малыша. Окружающая обстановка, а также отношение врачей к ребенку будут играть очень большую роль в психомоторном развитии ребенка, ведь у него еще не сформированы рефлексы и не до конца сформировалась нервная система.

Если врачи и родители будут внимательно следить за развитием ребенка, то до того, как крохе исполнится год, оно должно проходить без каких либо трудностей. Кроме того, есть специальные биологические нормы развития, которым оно и будет полностью соответствовать.

Поведение недоношенного ребенка

За ребенком, который родился раньше срока и который немного отстает в развитии от своих сверстников, необходимо, чтобы обязательно наблюдал психолог. Как правило, для того, чтобы понять нормально ли развивается малыш, врачи выделяют два критерия:

  1. что в определенном возрасте умеет делать малыш;
  2. как он делает то, что умеет.

Интересным фактом есть то, что недоношенные малыши более чувствительные ко всем новым ситуациям, им бывает трудно сконцентрироваться и они очень быстро устают. Когда ребенок подрастет, научитесь чередовать физическую нагрузку с умственной, чтобы малыш успевал отдыхать.

Если ребенок родился недоношенным, то уделяйте ему как можно больше внимания. Обязательно следуйте всем советам опытного специалиста. Очень большую роль играют разговоры родителей с ребенком. Он должен чувствовать любовь и заботу. Если вокруг крохи будет создана уютная и спокойная обстановка, то это позволит быстрее догнать в развитии всех своих сверстников и при этом быть сильным и крепким малышом.

Если же вы хотите, чтобы кроха родился в срок и вам не пришлось на протяжении нескольких лет переживать за его здоровье и жизнь в целом, следите за своим состоянием во время беременности. При появлении любых тревожных симптомов обращайтесь к врачу, который сделает все возможное, чтобы предупредить наступление преждевременных родов. Как показывает практика, при своевременном обращении к специалисту, женщинам в большинстве случаев удается доходить беременность и родить ребеночка в срок.