Нод старшая группа тема материалы развитие речи. Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление сказок" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Ход совместной деятельности воспитателя с детьми

Цель: развитие речи детей, через сочинение сказки по иллюстрациям, по набору картинок.

Задачи:

  • обучающие: Формировать умение связно и последовательно излагать ход придуманной сказки.
  • развивающие: Развивать у детей творческое мышление, внимание, память, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по набору картинок. Закрепить умение использовать в речи диалоги.
  • воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа, воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Оборудование: макет книги, картинки с предполагаемыми персонажами сказки, мультимедийное оборудование.

Методы и приёмы: рассказ воспитателя; художественное слово (стихи) , объяснение, пояснение.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:

I. Введение в ситуацию.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, проходите, я вас давно жду, я предлагаю вам познакомиться, меня зовут Ольга Николаевна, я работаю воспитателем в другом детском саде, а как зовут вас? Ребятам из моей группы очень нравится играть в театр. Для этого мы используем разные виды театра.

(перечень театров, слайды) . Наши ребята очень дружелюбны и общительны, поэтому передали Вам видео письмо (показ презентации) .

«Здравствуйте ребята, мы очень любим играть… И передаем вам книгу» .

Воспитатель: Ребята, а вы сможете помочь придумать сказку?

II. Актуализация имеющихся знаний.

Ну что, ребята, начнем? Может вы, вспомните, с каких слов начинается сказка? (Жили - были, в некотором царстве и т.д.) .

Правильно ребята. Наша сказка тоже будет начинаться со слов…

III. Затруднение в ситуации.

«Жила-была девочка… Так может, поможем ей найти друзей? Предлагаю придумать (сочинить) сказку.

IV. Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.

Чтобы найти друзей наша девочка вышла гулять на улицу.

1. Какое у нас большое дерево. Посмотрите, что есть у дерева? (дупло) . Кто в нем живет? (Белка) . А чтобы познакомиться с белочкой, как вы думаете, что нужно сказать? А как можно подружиться с белочкой? А вы хотите поиграть?

Повторяйте за мной.

Речь с движениями

Скачет белка – Дети делают два прыжка вперед на двух ногах.

Прыг да скок!

Съела маленький грибок, Подносят ко рту сложенные ладоши рук.

Орешки закопала Присаживаются, делают поочередные скребущие

движения по полу, то правой, то левой рукой.

продвижением вперед.

Ой, ребята, как здорово у вас получилось!

2. На нашей странице есть (растет) красивый куст малины. Интересно, а вы знаете, кто любит малину? (Медведь) . А как можно подружиться с медведем?

Правильно, я предлагаю вам поиграть глазками, хотите?

Зрительная гимнастика «Про медведя» (дети следят за зрительным ориентиром «медведь» ) .

Глазки крепко закрываем. Дружно до пяти считаем, 1, 2, 3, 4, 5. Открываем, поморгаем, и за мишкой последим. Мишка вправо, мишка влево. Вниз пошел он, прыгнул вверх. Побежал по кругу вдруг остановился. Снова глазки закрываем. Дружно до пяти считаем, 1, 2, 3, 4, 5. Открываем, поморгаем, нашу сказку продолжаем.

3. Ребята, а как вы думаете, кто может прятаться в траве? (Заяц) .

Правильно и кузнечик, и ежик, а чтобы узнать правильный ответ, я вам сейчас загадаю загадку. Вы хотите узнать?

Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он, то тут, то там,
По полям и по лесам

(Заяц)

Правильно ребята.

А чтобы познакомиться с зайцем, как вы думаете, что нужно сказать?

А я знаю интересное стихотворение про веселых зайчат, которых можно посчитать. Хотите посчитать?

Пальчиковая гимнастика

Первый зайчик под листочком,
А второй забрался в бочку.
Третий заинька косой
Сидит тихо под сосной.

На пеньке сидит четвертый.
Пятый на бревна залез,

С бревна спрыгнул и исчез. (Дети загибают пальцы)

Молодцы ребята, всех зайчиков сосчитали.

Воспитатель: Сколько друзей встретила девочка, и решила она пригласить их к себе в гости и угостить.

Как вы думаете, чем девочка сможет угостить зверей?

Какая красивая страничка у вас получилась в книге. Наша девочка встретила друзей и собрала их за одним столом.

V. Итог (рефлексия)

Ребята, вспомните, какая у нас была девочка в начале сказки? (Грустная) . Почему? А куда она отправилась и кого встретила? Чем же закончилась сказка? А сейчас какая она? (Веселая) . Почему? (Нашла друзей) .

Молодцы ребята. Какая хорошая сказка у наc получилась. Она обязательно понравится моим ребятам. (Похвала каждого ребенка) .

Спасибо ребята за помощь, я была рада с вами познакомиться!

Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!

А сейчас я приглашаю вас пройти в группу.

Калугина Ольга Юрьевна

МАДОУ Комбинированного вида Детский сад № 25

Развитие речи.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в лес».

Тема: «Путешествие в лес».

Цель: формировать умение детей отгадывать загадки.

Образовательные:

Закреплять умение видеть характерные особенности диких животных, отражать это в речи.

Совершенствовать умение внимательно слушать загадку, выделять главные признаки, соотносить их с конкретными животными, называть его и объяснять, как отгадывал загадку.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе и животному миру;

Воспитывать правило поведения в лесу.

Развивающие:

Развивать образное и логическое мышление;

Развивать умение понимать смысл содержания загадок.

Предварительная работа: чтение рассказов о диких животных, рассматривание иллюстраций с животными, игра «В лесу» , игра»Животные наших лесов», настольно печатная игра «Зоологическое лото» , »Угадай чье жилище», рассматривание альбома «Дикие животные».

Оборудование: картины: «Белка в осеннем лесу», »Медведи осенью», «Лоси» ,«Зайцы», «Ежи», «Лиса с лисятами», маленькие картинки с изображением зверей, фотоаппараты, картинки модели, плакат «Береги природу», посылка с сюрпризами.

Ход занятия.

Показ картины с изображением леса. Название этой картины вы не знаете. Дайте название картины, чтобы оно звучало одним словом. (Лес) В лесу растет много деревьев, ягод, грибов и там есть звери.

А вы, хотели бы отправиться в путешествие по лесу. (Ответы детей)

Прежде чем отправится в лес, мы должны с вами познакомиться с правилами поведения в лесу. Показываю модели.

Вы, готовы отправить в лес? Давайте собираться. В какой одежде люди ходят в лес? (Ответы детей.) Дети вместе с воспитателем имитируют одевание.

А что можно взять с собой в лес? (Ответы детей) Давайте возьмем с собой фотоаппараты, когда увидим интересное будем фотографировать. Звучит музыка «Звуки леса». Дети идут по дорожке.

Раз, два, три, Раз, два, три

По дорожке мы пошли.(Марш)

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв. (Ходьба змейкой.)

Впереди течет ручей,

Подходите поскорей.

Руки в стороны поставим,

Переходить его мы станем.

Лес осенней увидали,

И к нему все побежали.

В лес тихонько мы вошли

К дубу вместе подошли.

Останавливаемся около картины «Белка в осеннем лесу».

Кого мы повстречали в лесу?

Какая она?

Как передвигается?

Где живет?

Чем питается? Давайте сфотографируем.Идем дальше по лесной тропинке. -Ребята посмотрите,чьи это следы?

А как ты думаешь?

Ребята, давайте повернем вправо и проверим правильно ли вы отгадали.

Картина «Медведи осенью».

Чем любит лакомиться медведь?

Назовите его жилище?

Что он делает зимой?

А это кто побежал по лесной тропинке?(Ежик)

Что вы знаете о еже?

Посмотрите на него внимательней.

Чем покрыто тело у ежа?

Да ребята,тело покрыто иголками, которые служат как вы думаете для чего?(ответы детей)

Вы, узнали этого зверя.

Кто это? Посмотрите какой он огромный.

Что на голове у лося?

Для чего лосям рога?

А вот еще один лесной житель.Картина «Зайцы».

Кто это, ребята? Да это трусишка заяц.

Кого он боится в лесу?

А вот и она лисица красавица. Давайте рассмотрим. Картина «Лиса с лисятами»

А что вы можете сказать о лисе? Чем питается лиса? А какого хищного зверя вы знаете еще? Показ картины «Волки»

Ну, вот и наступила пора возвращаться из леса.

Физкультминутка «Прогулка в лесу».

Дети пот лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали!

Мы с вами пришли в группу. Имитация раздевания.

Дети садятся на стульчики.

Где мы были с вами, ребята? Сейчас мы вспомним кого мы видели в лесу, а помогут вам мои загадки. Загадываю загадки.

У меня на столе картинки зверей, я буду загадывать загадки,а вы говорите отгадку и находите картинку с изображение этого зверя. А остальные дети проверяют.

1.Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам скачет ловко

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы? (белка)

Найдите картинку отгадку.

Как ты догадался, что загадка о белке? Ребята, а как вы считаете, правильно отгадали?

2.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Почему ты решил, что в загадке говорится о лосе? Найдите картинку отгадку.

3.Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается ото сна.

Как догадался?

Объясни, как ты думал?

4И пушист, и глазаст,

И пугаться горазд,

Заберется в куст - и спит,

Кочерыжку съест и сыт. (Заяц) Аналогичные вопросы

5.Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (Еж)

6.Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

6.Есть такой у нас обычай:

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки.

Кто мы? (волки) Вот и все загадки.

А теперь вспомним о каких зверях были загадки? (ответы детей)

Какая загадка вам понравилась больше всего и почему?

Может кто- то из вас запомнил загадку. Расскажите ее.

Если захотите мы с вами после занятия выучим загадку.

Стучатся в дверь, приносят посылку.

Нам пришла посылка из леса. Что же в ней. Открываем вместе с детьми.

В коробке поощрительные призы: шишки, желуди,орехи,грибы.(печенье).

Молодцы, вы хорошо себя вели в лесу и выполняли все правила безопасного поведения.

Я считаю, что использование мною методов и приемов целесообразно.

Мотивация побуждает детей к деятельности, придает этой деятельности направленность ориентированную на достижение цели. Используя на занятии игру путешествие сделала процесс обучения интересным, доступным и понятным детям. Использование наглядности способствует обогащению и расширению непосредственного опыта детей, уточнение их конкретных представлений. Занимательная форма загадки делает ученье ненавязчивым, интересным. Загадки развивают у детей способность к анализу, обобщению, умения самостоятельно делать выводы, четко выделять наиболее характерные признаки предмета. Физкультминутки в стихотворной форме способствуют развитию речевой деятельности и снимают напряжение.

Тематика загадок для малышей ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается, многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. Малышам предлагают загадки, в которых названы яркие,характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина),отмечены те качества и свойства,которые дети хорошо знают (голоса животных, чем они питаются, повадки).В загадках названы известные детям признаки.

Учитывая, что у младших дошкольников возрастает восприимчивость к некоторым элементам художественной формы литературного произведения, детям могут быть предложены рифмованные загадки, в которых отгадки рифмуются с каким - либо словом загадки.

Загадки для малышей не должны быть очень подробными, так как много признаков ребенок не в состоянии запомнить и соотнести их между собой.

У старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекает процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. В этом возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.

Учитывая это, в работе с пяти- шестилетними детьми используются загадки разнообразной тематике: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, грамоте, книге. Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и народные, и литературные, среди которых могут быть и лаконичные, и подробные. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный и типичный.

Детям 6-7 лет предлагаются загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов может быть дана кратко: названы один- два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

Учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению, детям предлагаются загадки, отгадать которые можно только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

Используемая литература:

1.Алексеева М.Н., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2009.

2.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2005.

4.Илларионова Ю. Г Учите детей отгадывать загадки.- М.:Просвещение,1991.

5.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.- М.: Мозаика- Синтез, 2006

Дата публикации: 16.11.16

Цель:

Активизировать и расширять знания детей о жителях леса, о сравнительных прилагательных.

Социально-личностное развитие:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу.

Познавательно-речевое развитие:

Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Развивать грамматический строй речи. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову. Уточнять и расширять словарный запас. Умение разгадывать загадки;

Оборудование: конверт с письмом, грибочки, корзинка, костюм лисы.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок;
  • Разгадывание сказочных загадок;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Показ кукольного театра;
  • Просмотр мультфильмов по сказкам;
  • Прослушивание аудио сказок;
  • Речевые игры с детьми.

Дети сидят в раздевалке.

Воспитатель : Ребята посмотрите мне сорока принесла письмо.Давайте прочитаем и узнаем от кого оно.

Письмо: «Помогите! В лес приходите! Скучно! Печально! Обидно!

- Только и слышишь Плутовка, рыжая воровка, хищница. А хочется слово ласковое услышать. С кем-нибудь поговорить поиграть. Все убегают боятся. Не верят. Один друг волк зубастиках как хочется, чтоб тебя любили. Самой какое-нибудь дело доброе сделать.

Воспитатель: Как вы думаете, от кого Сорока весточку принесла?

Дети: От лисы

Воспитатель: Помощи у нас просит? Поможем? А вы не боитесь лисы?

Дети: Нет

Воспитатель : Куда зовет?

Дети: В лес

Воспитатель: Отправляемся!А как?(как вы думаете?)

А давайте скажем волшебные слова.

Говорят: раз прихлопни

Раз притопни

Присядь, повернись,

В сказочном лесу очутись.

Воспитатель : Что всегда можно услышать в лесу? Эхо – правильно.

А давайте поиграем.

Игра «Эхо»

Воспитатель громко произносит какое-нибудь слово, дети отзываются тихо, затем наоборот. Повторить 2-3 раза.

Лиса : Ой, кажется меня кто –то звал, а вот и я.

Я лисонька – лиса всему лесу краса,

Да как вас много, веселые все.

А мне грусно, обидно, печально

Со мной никто не играет.

Воспитатель: Не грусти лисонька мы с тобой поиграем. Садись на пенек поиграем в слова. Ребята давайте скажем волшебные слова о лисичке(лисонька какая?-красивая, пушистая, быстрая, ловкая, и т.д.)

Воспитатель : Смотрю лисонька у тебя настроение поднимается?

Лиса: Да

Воспитатель: А мы про тебя еще и загадки знаем.

Загадывают.

Лиса: Сорока рассказывала, что про меня лисоньку люди сказки сочинили? А вы знаете какие?

Воспитатель и дети отвечают.

Лиса: Хорошо с вами, весело. Вот вам от меня корзиночка с грибочками.

Воспитатель : Спасибо лисонька. А грибочки – то необычные. Сказочные какие-то, на них что –то написано.

Ребята давайте почитаем и поиграем в игры.

Задание №1. Угадайте сказку:

  • На сметане мешен
  • Бабушку девочку очень любила
  • Лечит маленьких детей
  • Возле леса на опушке
  • Толстяк живет на крыше

На окошке стужен,

Круглый бок

Румяный бок

Покатился ….(колобок)

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

А ну подскажите имя ее (красная шапочка)

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …(Айболит)

Трое их живет в избушке,

Три кроватки и три подушки.

Угадайте кто герои этой сказки (три медведя)

Летает он всех выше. (Карлсон)

Задание №2 «Скажи наоборот»

Далеко-близко,

высоко низко,

старый-новый(молодой),

сладкий –горький,

холодный-горячий,

узкий-широкий,

белый-черный,

большой маленький.

Задание №3. Игра «На что похоже»

1,2,3- что бывает таким цветом назови(овощ или фрукт)

Оранжевый, красный, желтый, фиолетовый, зелёный.

Задание №4: «Кто как кричит?»

Медведь- рычит,

Волк- воет,

Сорока-стрекочет,

Соловей –поет,

Голубь- воркует,

Кукушка-кукует,

Ворона – каркает,

Заяц- лопочет,

Лиса- тявкает,

Лось – трубит,

Журавль- курлычет,

Воробей- чирикает.

Физкульт минутка:

Мы шли, шли, шли(руки на поясе, шаги на месте)

Земляничку нашли сели, поели и опять пошли.(присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед)

Мы шли, шли,шли, наконец куда надо пришли

А пришли на лесную полянку(упражнение повторить 3-4 раза, название ягод меняется-чернику, голубику, ежевику)

Задание №5. «Доскажи словечко»

  • На ветке не птичка,
  • Не мытое в рот
  • Ну и платье сплошь иголки
  • Лесники ее котят

Зверек невеличка

Мех теплый, как грелка

Кто же это –белка

Ни за что не возьмет

И ты будь таким

Как крошка- енот

Его вечно носят- елки

Взять домой не захотят

Ей не скажешь кошка брысь

Потому что это –рысь

Воспитатель : Вот ребятки все грибочки закончились и задания тоже. Нам пора возвращаться в детский сад

Проводи нас лисичка из леса, покажи дорогу.

Дети и воспитатель произносят волшебные слова и оказываются в садике.

Где мы с вами были?

Кому помогли?

Кто принес письмо из леса?

Какие игры играли?

Софья Тарасенко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Направление – речевое развитие дошкольников .

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе .

Цель : развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Задачи :

Образовательные;

- развитие связной речи детей , продолжать знакомство детей с литературным творчеством – загадками, стихами, сказками; обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе;

- развивать навык словотворчества (нахождение рифмы к слову, речевой слух, внимание, память, сообразительность, логическое мышление, воображение, фантазию.

Воспитательные :

Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы реализации :

Коммуникативная : игра-приветствие «Добрый день» ;

Игровая : сюрпризный момент, игра-путешествие, дидактическая игра «Собери картинку» , словесная игра «Ромашка» ;

Двигательная : игра «Баба-яга» .

Планируемые результаты : ребенок овладевает правилами элементарной вежливости (слова – приветствия) ;

Посредством игры дети будут активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

В процессе игры будут развиваться психические процессы : воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; внимание, память, мышление; ребенок овладеет разными формами и видами игры, сможет различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам;

У ребенка будет развиваться устная речь , он может выражать свои мысли и желания, складываются предпосылки грамотности;

В процессе двигательной деятельности у ребенка развивается подвижность , выносливость, овладение основными движениями;

Ребенок будет проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, находить выход из сложившийся ситуации, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель :

Добрый день! - тебе сказали

Добрый день! - ответим мы

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Сюрпризный момент. «Письмо» .

«Здравствуйте, ребята старшей группы ! Жители сказочной страны приглашают Вас попутешествовать по сказкам. Попасть в сказку может не каждый, кроме смелости потребуется ещё и смекалка, воображение, фантазия».

Жители сказочной страны.

Воспитатель : Ребята, что такое сказка?

Дети : Сказка- это волшебство,

Сказка- это чудо.

Сказка- это занимательный рассказ.

Воспитатель : Верно. Сказка это- волшебная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.

А вы любите сказки?

Дети : Да.

Воспитатель :

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случаться

Наша сказка впереди

Сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди.

Постановка проблемной ситуации :

Воспитатель : Вы готовы к испытаниям? Хорошо! Отправляемся в сказку! Только вот где же она живёт? Как вы думаете, где может жить сказка? (ответы детей) .

Воспитатель : А я думаю, что она живёт там, где сплелись ветвями ивы, где встречаются день и ночь, где шумит большое лесное озеро, куда заглядывают по ночам золотые звёзды. Там живёт сказка!

Ну что ж видно и, правда, вы любите сказки.

Тогда отправляемся в путь.

Постановка проблемной ситуации :

Воспитатель : только вот на чём? Транспорт должен быть волшебный? На чём передвигаются в сказке? (дети перечисляют и выбирают транспорт) .

Воспитатель : Хорошо! Давайте полетим на ковре- самолёте (дети усаживаются на ковре) . (включается магнитофон, из которого раздаётся звук полёта) .

Воспитатель : Вот мы и приземлились в страну сказок. А что это за избушка стоит? Интересно, кто из сказочных героев может в ней жить? (дети перечисляют ) .

Воспитатель : Молодцы, ребята! Чтобы продолжить путешествие по сказкам, вы должны отгадать загадки :

1. А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь) .

2. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку бабушка ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите, как звали её (Красная Шапочка) .

3. У отца был мальчик странный

Необычный деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? (Буратино, сказка о Золотом ключике) .

4. Появилась девочка в чашечке цветка,

и была та девочка чуть больше ноготка

в скорлупе ореха девочка спала

какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка)

5. Ах ты, Петя- простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Лиса и Петух) .

6. Очень курочка расстроена- разбито яичко. (Курочка Ряба) .

Воспитатель : Ребята, я слышала в некотором царстве, в некотором государстве есть чудо- дерево. Вот этот клубочек поможет вам найти дорогу к этому дереву. (дети вместе с воспитателем и клубочком передвигаются к чудо- дереву. Вокруг дерева разложены картинки сказочных героев, на дереве «растут» атрибуты к этим героям) .

Например :

Карлсон- пропеллер.

Айболит- чемоданчик.

Кот в сапогах- шляпа.

Царевна- лягушка- стрела.

Золушка- туфелька

Буратино- ключик

Девочка- красная шапочка

Дюймовочка- кувшинка

Задание : каждому герою подобрать его предмет.

Воспитатель : Ребята, чтобы быстрее справиться с заданиями, разделимся на две группы (по цвету лепестков от цветов дети делятся на две группы ).

Воспитатель : (раздаёт героев сказок по группам ) . Вы должны подобрать герою его предмет и назвать из какой он сказки.

Воспитатель : Продолжали наше сказочное путешествие. Посмотрите, на нашем пути волшебный кубик. Что же он нам покажет?

Игра : «Собери картинку» . (дети собирают изображение «Бабы- Яги» ) .

Воспитатель : Ребята, назовите сказки, в которых встречается Баба- Яга. (Иван Царевич и серый волк, Кощей бессмертный, Как Иванушка за чудом ходил, Гуси- лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Игра «Баба- Яга» .

Воспитатель : Молодцы, ребята, продолжаем наше путешествие по сказкам.

Следующее задание : Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы должны угадать героев этих сказок и из какой они сказки.

Дети отвечают : «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Лисичка сестричка и Серый волк» , «По щучьему велению» , «Царевна- лягушка» , «Змей Горыныч» , «Морозко» .

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы знаете много сказок. Ребята, наш волшебный клубочек хочет ещё что – то нам показать интересное. Посмотрите, волшебный сундучок. Откроем его и посмотрим, что в нём лежит. Кто это?

Дети : Царевна- лягушка.

Воспитатель : Почему то лягушка загрустила? Мы придумаем с вами слова- рифмы к слову лягушка и развеселим её .

Дети : Лягушка- подушка, лягушка- хохотушка, лягушка- погремушка, лягушка- хлопушка.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наша лягушка всё равно грустная. Может нам сочинить сказку, чтобы развеселить лягушку . Поможет нам в сочинении сказки, вот эта книга. Я буду задавать вопрос, а ответ вы будете находить, указав слово на открытой страничке выбранного текста. Берём умную ромашку и отрываем лепесток (словесная игра «Ромашка» ) .

Вопросы :

1. Жил- был кто?

2. Какое добро умел делать?

3. Встретим кого злого?

4. Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

5. Был у нашего героя друг?

6. Что стало со злым героем?

Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошую сказку составили. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит, ей понравилась наша сказка. Теперь вы знаете, что есть такая чудесная страна сказок. А нам, ребята пора возвращаться домой в нашу группу . Снова садимся на наш ковёр- самолёт.

Рефлексия

Вот мы с вами и вернулись в группу . Ребята, вам понравилось наше путешествие? С какими героями мы познакомились? Кому мы помогли?

Ребята, какое у вас настроение? Подойдите к столу и выберите человечка – если у вас веселое настроение – улыбающегося, грустное настроение - грустного.

Конспект

непосредственной образовательной деятельности детей

по развитию речи «Путешествие по лесным тропинкам»

в старшей группе (дети от 5 до 6 лет)

Задачи :

- образовательные:

Продолжать формировать умение свободно общаться с взрослыми и детьми. Совершенствовать диалогическую форму речи, продолжать обогащать активный словарь. Продолжать закреплять представления детей о диких животных.

- развивающие:

Развивать интонационную и звуковую культуру речи, фонематический слух, совершенствовать умение внятно и четко произносит слова, фразы, пользоваться ударением, паузами, интонациями (выразительности речи), силой голоса, темпом речи. Формировать умение правильно произносить звуки [с] и [сʼ] в слогах, в словах. Продолжать развивать мышление, внимание, память.

- воспитательные:

воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, умение проявлять творческую самостоятельность, любознательность, интерес к литературным произведениям.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материал:

- демонстрационный: слайды-презентации, пиктограммы с изображениями различных эмоциональных состояний, ёлочки

- раздаточный: перчаточные три медведя, театр на палочке лиса, петух, заяц; фигурки девочек и мальчиков (на каждого ребёнка), фломастеры

Оборудование: USB -носитель, проектор, экран, ноутбук, мини-проигрыватель, мольберт.

Длительность: 20 минут.

Методические приёмы:

1. Организационный момент

3. Напоминание о правилах поведения в лесу

4. Упражнение «Три медведя»

7. Этюд «Лисичка»

10. Анализ, итог образовательной деятельности, рефлексия.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда я вас приглашаю в необычное путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку. Готовы? Слушайте внимательно.

2. Загадывание загадки о лесе

Воспитатель загадывает загадку о лесе

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Ответы детей

3. Напоминание о правилах поведения в лесу.

Воспитатель: Правильно, ребята. Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, как нужно вести себя лесу, даже если он и сказочный, воспитанным детям.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, тогда нам пора.

дети идут за воспитателем

Воспитатель: Вот мы с вами и в сказочном лесу. Посмотрите внимательно, никто не отстал?

воспитатель подводит детей к экрану, на котором слайд с изображением леса.

(слайд лес)

Ответы детей

Воспитатель: А какой лес?

Ответы детей

Воспитатель : Войдём в лес. Раз шажок, ещё шажок… Чей-то домик впереди. Ребята, а чей это может быть домик? Давайте подойдём поближе и прислушаемся.

(имитация стука в дверь)

Воспитатель: Никого дома нет, наверное, хозяева пошли по лесу погулять. А чей же это может быть дом?

Ответы детей

( раздаётся медвежий рык)

Воспитатель : Ребята, вы слышите? Что это за звуки?

Дети отвечают

Воспитатель: Тихо. Медведи где-то далеко.

(подходим к столу с перчаточным театром, где стоят фигурки трёх медведей, выполненные в технике оригами).

Воспитатель : Посмотрите, около домика фигурки медведей. Как вы думаете, кто из них Михайло Иваныч? А кто Настасья Петровна? А кто Мишутка?

Ответы детей

4. Упражнение на развитие тембра голоса «Три медведя»

Воспитатель: Давайте поздороваемся с медвежьей семьёй. Что-то они молчат, они наелись холодной малины и простыли, потеряли голоса. Ребята, а давайте мы поздороваемся как медведи, поздороваемся так, как поздоровались бы они с нами своим голосом.

(дети выбирают перчатки и здороваются голосами медведей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас, пусть медведи заходят в свой дом и попьют тёплого чая с малиной.

(слайд медведи в домике, смотрят в окошко)

Воспитатель: Попрощаемся с медведями.

Дети прощаются

(слайд анимация метель со звуковым сопровождением)

Воспитатель: Это что за звуки? Что случилось?

ответы детей

Воспитатель: Как же изменилась погода?

5. Упражнение «Песенка вьюги»

Воспитатель: Давайте изобразим вьюгу. Вы не испугались? Какие громкие были звуки. По сигналу «Вьюга начинается» дети тихо произносят: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорят громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга заканчивается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга закончилась».

Воспитатель: Ветер сильный поднялся, все тропинки снегом замело. Мы с вами заблудились, как же нам выйти на тропинку?

6. Упражнение «Заблудились мы в лесу»

Воспитатель: Мы заблудились в лесу. Как же нам выбраться на тропинку, куда идти дальше?

Дети предлагают свои варианты

(слышится плачь)

Воспитатель: Слышите, ребята, кто-то плачет? Давайте пойдём на голос и посмотрим, у кого же случилась беда?

(слайд с изображением зайчика и лубяной избушки)

Воспитатель: Что же случилось с зайчиком?

Ответы детей

(слайд лисичка у домика)

7. Этюд «Лисичка»

Я лисичка хороша, хороша,

Хвост пушистый у меня, у меня.

Я живу в лесу, в норе,

Приходите все ко мне.

(дети рассказывают стихотворение, изображая лису)

8. Проговаривание чистоговорок про лису

Су-су-су – в лесу нашли лису.
Са-са-са – вот бежит лиса.
Сы-сы-сы – хвост рыжий у лисы

Се-се-се – в гости мы идём к лисе

Воспитатель: Вот ведь лиса какая, говорит, что живёт в норе, не признается, что забралась в лубяной домик зайчика, а его выгнала.

9. Ролевой диалог по сказке «Лиса и заяц»

Воспитатель: Сейчас мы превратимся с вами в персонажей сказки «Лиса и заяц».

1) Диалог лисы и зайца (лиса уверенная, заяц испуганный)

2) Диалог петуха и лисы (петух смелый, уверенный, лиса испуганная)

Воспитатель: Ну, вот мы помогли зайчику и вернули ему избушку. Давайте пожелаем сказочным героям, чтобы они жили дружно и попрощаемся.

Ну, вот мы с вами и дошли до конца тропинки.

(звучит музыка «В гостях у сказки»)

Возьмёмся за руки, друзья,

И по тропе лесной,
Тихонечко, и вы, и я

Отправимся домой

10. Анализ, подведение итогов образовательной деятельности, рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что было для вас интересным? Что было самым трудным?

Мне очень понравилось с вами сегодня путешествовать, вы такие любознательные, добрые, умные. А вам понравилось?

Ответы детей

Воспитатель: Кого же мы сегодня встретили на своём пути?

Ответы детей

До свидания лес! Мы к тебе ещё обязательно вернёмся.

Рефлексия «Нарисуй своё настроение»

Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю к столу. Здесь лежат фигурки, кого они напоминают, чьи это фигурки? Возьмите одну из фигурок, рассмотрите её. Представьте себе, что это вы. Нарисуйте настроение, которое появилось у вас после нашего путешествия.

Ответы детей

Воспитатель : Давайте мы с вами нарисуем своё настроение после нашего сказочного путешествия по лесу. А для начала нужно вспомнить, как мы изображаем эмоции, настроение на лице.

(пиктограмма эмоций человека на столе)

(дети рисуют эмоции на фигурках)

Воспитатель: О нашем сказочном путешествии вам будут напоминать эти фигурки. До свидания.

Использованные ресурсы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. «От рождения до школы». Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015

3. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2 / авт.-сост. С.Д. Томилова- Москва: АСТ, 2014

4. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. Сада и родителей / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.- М.: Просвещение, 1996

5. В.В. Цвынтарный. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.