Масленница - проводы зимы. Два сценария на масленицу. Ритуалы на масленицу

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.

Обрядовая еда

Повсеместно пеклись блины, лепешки, ватрушки, жарились яичницы, варились кисели (клюквенный и овсяный). Готовилась и специальная обрядовая еда - сырница (творог с маслом, переложенные слоями). Со стола не убирали на ночь - оставляли "родителям поесть". С трапезой было связано и ритуальное угощение молодых - "зять к теще на блины" приезжал.

Катание

КАТАЛИСЬ всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".

Катания РЯЖЕНЫХ - "потешный мужик запрягал лошадь в корыто и ехал, распевая песни"; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.

Сожжение чучела зимы

СОЖЖЕНИЕ МАСЛЕНИЦЫ - в последний день. "Хлам" и дрова на костер собирали по деревне. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). "ЧУЧЕЛО" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготов-ленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:"Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом. Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях. Основные сюжеты песен на Масленицу:

"Дорогая ты наша Масленица, полюбовная наша катаница"

"Дорогая-та наша Масленица да дорогие и гостечки"

"Широкая наша Масляна, дотянися до Петрова дня"

Ритуальные игры

Одна из обрядовых игр в Масленицу - " шелыга "("хохлатая шелёга"). Ритуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.

Чистый понедельник

С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.

Проводы масленицы

Кульминационным моментом всего празднества были проводы Масленицы. Они совершались в последний день - "прощеное" воскресенье.

Сожжение (похороны) Масленицы происходило за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия.

Об обряде встречи весны у русских напоминали "жаворонки", испеченные из теста в виде птички, с которыми 9 марта (день сорока мучеников по христианскому календарю) дети бегали по улице и выкрикивали стишки о весне:

Кулики, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам Весну-красну.
Нам зима надоела,
Весь хлебушек поела,
И кормок подобрала,
И скотину согнала.

23 апреля - в Егорьев день (день Св. Георгия, Юрия, покровителя скота) при первом выгоне скота проводились некоторые обрядовые действия - обереги, например, окуривание стада с целью предохранения его от порчи и болезней. Это был праздник пастухов, наиболее уважаемых людей в деревне, и самой скотины. Но в целом после масленицы общественная жизнь замирала и вновь оживлялась с Пасхой.

Карнавал

В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу древний священный образ божества. Сначала ее (т.е. куклу) с почестями водили по деревне, а затем, под хохот и народное веселье "убивали" разрывали на части, жгли на костре, топили в воде. Дикость? Ни в коем случае. И вообще никогда и ничто не стремитесь сразу огульно оговаривать и охаивать. Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.

Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Кстати, вот вам еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению этот ритуал праздника почти утрачен).

"Сударыню-Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего "Сударыня-Масленица" сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были, кроме всего прочего, символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Как мы уже говорили, ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

С чем связан обычай печь на масленицу блины

Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод.

Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн. Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

Игра "в Калашникова"

Есть два варианта. Вариант первый - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь:) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. В живот можно если договорятся. Вперед шагать тоже нельзя.

Играли не только в деревнях, но и в городах - и кадеты, и взрослые. Некоторые обходились с противником весьма вежливо, некоторые били со всей дури. Было сразу видно, умеет человек принимать удар или нет.

Следующую забаву особо представлять не надо. С каждой строны по двое - "Конь и Всадник". Думаю, еще в школе все в неё играли. Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит.

Масленица песни

Хороводные песни

Хороводные песни исполнители отчетливо разделяют на: весенний, летний и осенне-зимний циклы. Бытовало три типа хороводных построений: движение по кругу, взявшись за руки; извилистой линией - змейкой (т.н. "кривой танок") и "стенка на стенку" (Рисунок хоровода, в котором участники встают в два ряда, один против другого, и поочередно, исполняя куплеты песни, подходят к противоположному ряду, кланяются и отступают на свое место. Содержание такого хоровода строится по типу: вопрос-ответ). Если того требовало содержание песни, то внутри круга разыгрывался какой-либо традиционный сюжет.

Протяжные песни

Самыми глубокими и содержательными были протяжные песни. Среди них особенно интересны исторические, рекрутские, а также, особенно любимые в народе лирические песни о безответной любви, которые научно принято называть "жестокими" романсами.

Самарская Лука, Жигулевские горы издавна были местом, где находила свое убежище так называемая "волжская вольница", а попросту говоря, разбойничьи шайки беглых людей, которые занимались грабежами и наводили страх на местное население. Может быть поэтому, среди протяжных песен так много разбойничьих, тюремных, балладных, которые сами исполнители называют "тревожными".

Наиболее известными из них по всей России являются песни "Утес Стеньки Разина" и "Свадьба" (или "Из-за острова на стрежень...").

Кроме песен народом слагались многочисленные легенды, предания, сказки и т.д.

Встреча масленицы

Понедельник - встреча
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали
.

Величальные песни

Вот одна из распространенных величальных песен в честь Масленицы:

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ласткй красные,
Лапти частые головастые,
Портянки белые, набеленные!


О купце Калашникове

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажен
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
LОй, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку,
Выходите-ка в широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит,
кто будет побит, того бог простит!¦

М. Лермонтов

Пожалуй, Масленица один из самых веселых праздников в нашей стране.

Он сохранился у славян с языческих времён, когда в Масленицу поминали усопших. Праздник, который считался грустным, со временем превратился в веселые масленичные гуляния. С тех пор осталась традиция печь блины — такие же румяные, круглые и горячие, как солнце. Ведь Масленица — это проводы зимы и встреча весеннего тепла и обновления.

К традиции печь в Масленицу блины, добавились и новые: катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, тещины посиделки, кулачные бои. Масленичные традиции и обряды сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие весенних праздников и обрядов — тем они необычны и интересны.

Масленицу традиционно отмечают целую неделю перед Великим постом. В 2014 году масленичная неделя начнется 24 февраля и закончится 2 марта. Каждый день праздничной недели посвящен особым ритуалам и имеет свое название.

Традиции и обряды на Масленицу

Понедельник - встреча. В этот день начинали печь блины, первый блин отдавали бедным на помин усопших. К понедельнику достраивали балаганы и качели.

Вторник - заигрыши. Во второй день праздника парни и девушки приглашали друг-друга поесть блинов и покататься с горок. Также звали в гости родственников и просто знакомых.

Среда - лакомка. В этот день к теще на блины приходит зять и другие гости. А по вечерам пели песни про заботливую тёщу, которая угощает зятя блинами.

Четверг - широкий разгул . В четвертый день Масленицы народ предавался всевозможным гуляниям — начались кулачные бои, катания по улицам.

Пятница - тёщины вечерни. Теперь уже зятья приглашали к себе в гости своих тещ, угощали их блинами и разными вкусностями. В этот день говорили, что «у тещи зятек — любимый сынок».

Суббота - золовкины посиделки. В субботу невестка приглашала в гости сестёр своего мужа и дарила им какие-нибудь интересные подарки.

Прощеное Воскресенье. В последний день Масленичной недели все просят друг у друга прощения. В ответ нужно сказать: «Бог простит». Таким образом, освободившись от грехов и обид, провожали зиму и встречали весну.

Чистый понедельник. В первый день Великого поста завершалось прощание с Масленицей. В Чистый понедельник обязательным ритуалом было мытье посуды, также мылись в бане.

Приметы и гадания на Масленицу

Сколько блинов для дома напечешь, столько солнечных дней привлечешь. Каждый блин дарит один солнечный день в году. Если блинов мало — будет недостаток урожая, а если очень много, то урожай сгинет от засухи.

Если не сжечь на Масленицу всё поломанное и ненужное, то старые проблемы перейдут в новый год. Из дома прочь старье – обрядишься за год в новье!

Если детям сделать много свистулек и они посвистят в них, то все перелетные птицы вернутся обратно.

Кто в Масленицу на угощения скупится, тот за год и разорится.

Если Масленица была щедрой и богатой на угощения, то в доме будут все блага.

На Масленичной неделе по первому блину судили, что ожидает в течение года до следующей Масленицы.

  • Если блин легко перевернулся, то в этом году выйдешь замуж
  • Пристал блин к сковороде — три года свадьбы не будет.
  • Если у блина ровные края, то будешь счастливой замужем.
  • Если края рваные и неровные, то, вероятно, не за того замуж собралась.
  • Если посередине получился припек, то муж будет верным, а если сбоку — будет смотреть на других.
  • Сколько дырочек в блине — столько детей будет.
  • Если первый блин получился румяным — к здоровью, если бледный — к болезни.
  • Тонкий блин — жизнь будет легкая, толстый — сложная.

В прощеное воскресенье пекли блины с разной начинкой и угощали всех прохожих. По приметам, если первым блин возьмет мужчина, родится мальчик, если женщина — соответственно, девочка. Если все блины разберут, то ждет счастливая судьба. Сколько блинов останется, столько лет в девках сидеть.

А с наступлением темноты девушки выходили на улицу с блином в руках и спрашивали у первого попавшегося мужчины его имя. А дальше, как и в , имя суженого будет таким же, как у прохожего.

Ближе к ночи девушки ложились спать, а с утра толковали значение сна, который приснился этой ночью. Если приснится, что она ест блин, то её ждут удача и успех у парней. Если печет блин во сне, то в доме будет царить благополучие длительное время. Также можно втайне от мамы поставить на ночь под кровать сковородку, на которой пекли блины и озвучить: «Суженый-ряженый, приходи к теще на блины». Кого во сне мама угостит блинами, тот и будет её зятем.

Вы хотите узнать, что за праздник представляет собой Масленица, в какой день сжигают чучело на Масленицу в 2019 году? Об этом мы сегодня и поговорим.

Этот праздник отмечают на Руси и во многих других странах еще с языческих времен. В масленичную неделю разводят костры, устраивают кулачные бои, катания на санях, гулянья и шумные пирушки.

Ряженые в костюмах животных, с бубнами, балалайками и другими народными инструментами обходят своих соседей и друзей, поздравляют их с праздником и исполняют колядки, за что получают угощение.

Когда жгут чучело на Масленицу в 2019 году?

Дата начала Масленицы меняется год от года в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Согласно традиции, этот праздник отмечают семь дней, каждый из которых имеет свое название. В 2019 году масленичная неделя длится с 4 по 10 марта.

День в который сжигают чучело Масленицы в 2019 году завершает неделю этого праздника. Этот день называют Прощеным воскресеньем, а соломенное чучело Масленицы – символ зимы, и люди сжигают его и просят друг у друга прощения за прежние обиды.

Когда же будут жечь чучело на Масленицу в 2019 году? Прощеное воскресенье в этом году будут отмечать 10 марта. В наши дни, как и в старину, в городах и селах в этот день будут проходить ярмарки, устраиваться катания на санях и праздничные гулянья.

Обычай сжигать чучело на Масленицу появился в давние времена. Масленица считалась одним из главных календарных языческих праздников. Ее популярность в народе была настолько велика, что даже после принятия христианства многие обряды сохранились практически в неизменном виде.

Для чего сжигают чучело Масленицы?

Осенью, после сбора урожая, крестьяне оставляли последний пук соломы. На Масленицу из него изготавливали чучело и в последний день масленичной недели торжественно проносили его через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части.

Что означает сожжение чучела на Масленицу? Считалось, что вместе с сожженным чучелом люди избавляются от невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. В костер, на котором сжигали чучело, обычно бросали старые вещи, чтобы все дурное осталось позади.

Этот обряд также представлял собой символическое жертвоприношение высшим силам, которые должны были послать крестьянам хороший урожай в наступающем году (для этого оставшийся после сожжения Масленицы пепел и солому раскидывали по полям).

На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний.

Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи Екатерина Бурмистрова, Лидия Сиделева, Евгения Андреева и протоиерей Максим Первозванский.

Бессмысленнее действо на грани хулиганства

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог:

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет – с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.

Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни.

И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.

Тут есть ряд и других моментов. Если делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают - это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.

Для школьников вообще эта акция - бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек.

Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.

Мотивируем агрессию?

Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ »:

Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.

Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы.

Первоначально была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и “направляли” дух вверх, дабы он там “договорился” на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.

На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением.

С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…

Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.

Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.

Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?

Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.

Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки - в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость.

Ёлочка - это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании.

Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые - это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её.

Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него вкладывали наши предки.

Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», - настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», - заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила.

В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами).

Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы - нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.

Но только при чём здесь Масленица?

Масленица в школе: рассказать, а не показать

Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО :

За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу - древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают.

Но при этом сжигание Масленицы - все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье.

Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование или 8 марта.

В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием.

В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.

Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь - тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим.

Если преподаватель решает все-таки участвовать с детьми в этом обряде, важно, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена.

Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным…

Протоиерей Максим Первозванский:

Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов.

В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это - символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы - это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его - «Проводы зимы», «Сжигание зимы», - все равно это будет языческий обряд.

Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют.

Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае – что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…

Все знают, что на Масленицу надо печь блины. Но сегодня уже мало кто связывает сытный праздник с его древним сакральным значением. А ведь если вспомнить об этом, становится ясно, что неделя масленичных гуляний - отличное время для проведения ритуалов на привлечение любви и благополучия. Масленица знаменует собой проводы зимы и отмечается широко и весело.

Блины – главное лакомство в эту разгульную неделю. Они похожи на солнышко и олицетворяют радость и процветание. Считается, что жизнь тех, кто попробует блинов на масленицу, обязательно изменится в лучшему. Предлагаю добавить в них еще больше волшебства!

Это теперь неделя Масленицы выпадает на разные числа: по церковному календарю, она проходит перед началом Великого поста. Но это очень древний праздник, знакомый славянам с языческих времен. И давным-давно он праздновался в день весеннего равноденствия, на который у многих народов приходился новый год. Суть же этого праздника - в обновлении. Старое, дряхлое умирало, люди справляли по нему тризну и приветствовали начало нового жизненного цикла. Не случайно главное блюдо на Масленицу - блины: именно эта еда славян была поминальной.

Кстати, и в христианскую пору первый выпеченный на Масленицу блин принято посвящать усопшим. Это относительно недавно - в XIX веке - ученые так называемой «мифологической школы» выдумали, будто бы блин был у славянских народов символом солнца. Ничего подобного. Блинами угощались на поминках. В случае с сырной седьмицей, поминки справлялись по умирающему году.

Принято было также обращаться к покровительству и защите предков - ведь они уже были в Царстве мертвых, куда и уходило прошлое. А зарождение нового года, начало новой весны означало обновление плодородного цикла матери-земли.

С плодородием земли наши предки связывали также и человеческое плодородие, поэтому на Масленицу проходили смотрины невест, сговоры, совместные гулянья парней и девушек. А люди семейные всячески чествовали родственников: тещи - зятьев и сватов, невестки - свекровей со свекрами и золовок. Незамужние девицы ворожили на любовь, приманивая суженых; добрые хозяюшки проводили ритуалы на достаток и благополучие, защиту дома от напастей.

Предлагаем и вам немного по колдовать. Вот несколько нехитрых ритуалов (и старинных, и современных), для которых неделя Масленицы - отличное время.

Эта загадочная и вкусная Масленица

Счастливая сторица.

В масленичную неделю обязательно угостите своих знакомых и близких блинами собственного производства. Издревле считалось, что всех, кто будет щедр на блины в эту неделю, Весна одарит благополучием и процветанием.

Оберег, читаемый на Масленицу

Если вас преувеличенно похвалили или позавидовали, а может, сказали что-то худое, а вы человек мнительный, прочитайте накануне масленицы этот оберег. Он защитит вас от возможного негатива на весь год.
“Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Богородица Госпожа и вы, четыре евангелиста:Лука, Марк, Матвей и Иоанн Богослов.
Спасите и сохраните меня (имя),
Оберегите от думы лихой.
От дьявольского помышления,
От тайного погубления,
От злого глаза и глаза слепого,
От глаза завистливого,
Кто слышит и кто не слышит,
Кто вслух клянёт и кто доносы пишет,
Алатырь-камень лежит на одном месте,
Не слышит, не видит, ни стуку, ни звуку,
Не боится, ни от кого не таится.
Так бы и меня никакой звук,
Стук и слово не коснулось.
Ни о какую порчу я не запнулась.
Слов моих не отомкнуть, не отчитать.
Ни первому в роду, ни последнему.
Ключ. Замок. Язык.
Аминь.”

Оберег от колдуний
В первый день масленицы читался заговор, который помогал избавиться от воздействия злых ведьминских чар:
“Вы, ведьмы, клейменные дьяволицы,
когда высчитаете звезды на небе и песчинки в море,
тогда, сможете причинить вред мне,
моему дому и моим людям.”
Заговор можно читать прямо на улице, смотря в ночное небо. Как всегда- три раза.

Заговор на женскую привлекательность

Возьмите литр молока, погрейте его, но не до кипятка, и разведите сто граммов меда. Полученную смесь вылейте в наполненную теплой водой ванну. Добавьте несколько капель лавандового масла. Затем помешайте воду в ванной рукой - три раза против часовой стрелки. Принимая ванну, сосредоточьтесь на своих ощущениях: умащенная молоком, медом и лавандой вода ласкает ваше тело, кожа становится нежной и шелковистой, вас наполняет энергия женской неотразимости, притягательности, уверенности в себе. Полежав минут 10, вытрите тело свежим белым полотенцем, лучше всего - льняным.

Ритуал можно повторять и после Масленицы - раз в месяц, в полнолуние.

Заговор на достаток в доме

Этот заговор вам жизнь сытую, и жизнь безбедную обеспечит.
В Масленую неделю, когда будете печь блины, говорите так:

Выходила красна девка, на зорьке ранней, на зорьке красной, косы длинные расплетала, волосья длинные расчесывала. Колесо крутили, крутили, муку месили, месили, такие слова говорили. Ясно солнышко, свети, весну нам приведи, не будет ни голода, ни пожара, ни мора, ни лихого вора. Я, раба Божья (имярек), те слова слышала, те слова повторяла, в сердце закрепляла. Да будет так. Аминь, аминь, аминь.

Заговоренными блинами нужно накормить всех своих домашних. А один разорвать на четыре части, положить на тарелку и оставить на столе. Тарелка с этим блином должна стоять на столе всю Масленую неделю.

Эта загадочная и вкусная Масленица

Заговор на покупку жилья

Утром, перед тем как выходить из дома, съедайте ложку акациевого меда и приговаривайте: «Как дерево к солнцу тянется, как пчелы к меду тянутся, так, деньги, ко мне тянитесь, да у меня оставайтесь. Пчела улей строит – я дом построю. Пчеле - мед, мне, (имя), - денежка».

Денежные блины

Когда будете наводить тесто на блины, киньте в него монету крупного номинала (например, для России это будет 10 рублей) и скажите: «Денежное тесто к денежным блинам. Кто блин съедает, тот много денег получает». После того, как вы испечете блины, обязательно отведайте хоть один «с пылу-жару». А монетку потратьте в течение суток.

Блины, привлекающие любовь

Следующий ритуал лучше выполнять на второй день масленицы. Именно во вторник будут очень эффективны любовные блины. Делаются они тоже самостоятельно. Заведите тесто любым способом, а когда будете жарить, приговаривайте: «Блины пропекаю, любовь привлекаю». Такие блинчики обязательно нужно есть со сладкой начинкой, и тогда ваша любовь будет тоже сладкой.

ЗАГОВОР НА ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ делается в воскресенье на масленицу
Перед сном прочитайте следующий заговор:
“Засветись, звезда ясная по поднебесью,
на радость миру крещенному,
загорись огнем негасимым на утеху православным
Ты заглянь, звезда, в дом раба Божьего (имя).
Ты освяти, звезда ясная, огнем негасимым мой дом.
Желание услышь мое (сказать свое желание). Аминь.”
Перекреститесь, поклонитесь.


Очистительный ритуал

Делается в воскресенье на масленицу. Этот ритуал делается на возвращение счастья, исправление кармы. Не стоит этот обряд исполнять целителю, может взять на себя карму пациента. Лучше, когда каждый делает его себе самостоятельно.
Возьмите бумагу и напишите то, что больше всего вас тревожит: плохие поступки, болезни, отношение к миру и людям… Словом, то, отчего хотели бы избавиться. Сверните лист в трубочку и разрежьте на 3 равные части.

Подготовьте защитные круги из четверговой соли и святой воды (между ними расстояние 30 см).
Перед кругом из соли читаете «Отче наш», потом переступаете этот круг и стоите перед кругом из святой воды.
Читаете молитвы «Богородица Дева, радуйся» и «Ангелу-хранителю» и переступаете круг водяной.
Перед вами в последнем круге должны стоять 4 зажженные свечи. Читаете Псалом 90-й и по очереди сжигаете 3 части листка, когда они горят, произносите 40 раз «Аллилуйя!».
Затем - обязательное соблюдение 3-дневного поста и посещение церкви, где надо поставить 12 свечей к любым иконам за один приход.

Денежный заговор при сожжении чучела Масленицы

Советую вам непременно сходить на празднование, когда будут сжигать чучело Масленицы. Как начнут Масленицу жечь, встаньте поближе к костру, чтобы вас пот прошиб, и утирайте от пота лицо платком. Про себя говорите при этом такие слова:

Семь потов с меня беги, голод-холод прочь уходи, огонь, подымайся, весна, зачинайся. Что горит, тому не быть, а мне в золоте ходить. Аминь.