Как воспитать ребенка уверенным в себе? Как воспитать ребёнка уверенным в себе

Для каждого здравомыслящего родителя важно не просто вырастить ребенка, а вырастить успешного, уверенного в себе, самодостаточного ребенка, со своим "Я", своими мыслями, желаниями, самостоятельного и ответственного. Ребенок, который верит в себя и в свои силы способен многого достичь в будущем!

Уверенность и самостоятельность формируються у ребенка в детстве, и затем на протяжении всей жизни они помогают ему справляться с трудностями, что неминуемо возникают на пути. С рождения кроха "чист", как лист, и уже в социуме формируется, как личность. Первым социумом для ребенка есть его собственная семья, и от того желанный он, любимый или нежданный, "мешающий" родителям, марионетка или "средство воплащения родительской мечты" зависит, каким будет внутренний мир ребенка, его уверенность и самодостаточность.

Как правило, у уверенности и самостоятельности есть два "врага":

1. Унижение и подавление со стороны взрослых (в данном случае родителей);

2. Гиперопека и постоянный (тотальный) контроль над ребенком.

Часто родители боятся вырастить детей безответственными, изнеженными, не подговленными к жизни, подавленными, без собственнного "Я" (без стержня), с низкой самооценкой, во избежание этого следует с детства уделять должное внимание детям и поощрять их самостоятельность.

1. Показывайте малышу свою любовь! Чаще говорите крохе, что вы его любите, что рады его появлению на свет, каким он был желанным и долгожданным! Обнимайте малыша, целуйте, говорите о его достоинствах и не бойтесь - ласки не бывает много! Выражайте радость, когда малыш просыпается и целуйте его перед сном! Чаще уделяйте ребенку свое внимание и обязательно во время разговора сохраняйте зрительный контакт.

2. Как можно чаще хвалите ребенка. Но хвалите искренне и за что-то конкретное (не просто говорите "Молодец", а "Молодец, что собрал пирамидку"). Ваша похвала - это мотивация ребенка к действию! Поощряйте и хвалите малыша даже за незначительные успехи. Ради вашего одобрения чадо будет стремиться вновь и вновь выполнять это действия, усовершенствуя умение и обретая уверенность. И также стоит напоминать крохе о его прошлых достижениях и маленьких "победах"!

3. Выражайте радость от общения с ребенком. Чаще говорите с малышом и всегда слушайте, когда малыш говорит с вами. На подсознательном уровне ребенок ощущает свою значимость для вас, понимает, что он интересен вам, когда вы с ним говорите, советуетесь и внимательно слушаете его.

4. Предоставляйте свободу выбора. Не стоит навязывать ребенку свое мнение, давайте возможность самостоятельно принемать решения: что он хочет одеть, что будет кушать на завтрак/обед/ужин, куда он хочет пойти на прогулку, какую книгу прочесть, какие сладости купить и что, по его мнению, можно подарить папе... И вас это не затруднит, и малыш сможет почувствовать свою значимость и "взрослость". Ну и главное, давайте свободу в выборе "чем я хочу заниматься": какие кружки посещать, в художественное, музыкальное либо спортивное направление пойти... И не настаивайте на том, чтобы малыш продолжал заниматься тем, что ему перестало нравиться и стало не интересным. Помогите ребенку раскрыть свой талант, а не "лепите" из него приятное для ваших глаз "творение".

5. Говорите с малышом о чувствах. Не скрывайтесь от малыша за семью замками, говорите о его и своих чувствах! Объясните малышу, что ваши с ним чувства в различных ситуациях могут быть асболютно разными. Говорите малышу, что расстраиваетесь не из-за него, а из-за совершенного им поступка.И озвучивайте малышу переживаемые им чувства: обида, злость, восторг, радость...

6. Поошряйте самостоятельность ребенка. Если малыш хочет сам попылесосить квартиру, помыть посуду, сложить вещи, разрешайте ему это и хвалите. Понятное дело, что в зависимости от возраста ребенка, качество выполненной работы будет, мягко говоря, "страдать". Но на следующий день вы можете попылесосить квартиру под предлогом вновь "поселившихся" крошек, перемыть посуду под предлогом, что из нее ели/пили, сложить повторно вещи, так как вы искали "что-то" и думали, что оно там... Важно сделать это не "после ребенка", а просто в очередной раз. Так вы не заденете чувства малыша, не продемонстрируете его еще не состоятельность в этом вопросе, и сохраните желание ребенка и далее проявлять свою самостоятельность и обретать веру в себя. А со временем и опытом его умения будут совершенствоваться и необходимость в "переделывании" пройдет.

7. Побуждайте малыша к общению со сверстниками. Чаще посещайте с ребенком места, где есть дети, желательно сверстики. Это могут быть детские площадки, игровые комнаты в детских кафе или торговых центрах, развивающие группы и кружки, детские сады и т.д. Так малыш будет развивать способности в "завязывании" новых знакомств и совершенствовать коммуникативные навыки.

8. Будте с малышем на равных. Не стоит ставить малыша "ниже" либо "выше" себя. Относитесь к нему, как к равному вам! Спрашивайте мнение ребенка и прислушивайтесь к нему. Уважайте личность ребенка!

Помните, что ваш ребенок - не вы, у него свои желания, свои интересы и свое "Я". Принимайте его таким, каким он есть, проводите с ним больше времени.И будьте для него самым верным другом!

Как правильно запрещать или о "НЕЛЬЗЯ" в жизни ребенка - читайте

Как воспитать здоровую личность в ребенке? 8 основных принципов - ищите

Инструкция

Частая ошибка родителей заключается в том, что они только за глаза, рассказывая друзям и знакомым, какой он хороший, умный, воспитанный и тому подобное, но забывают то же самое ему . Более того, сам он не из уст родителей ничего, кроме замечаний, и даже не догадывается, что перед другими его всячески хвалят. Подумайте, нельзя ли хотя бы иногда хвалить малыша при нем?

Детское чувство юмора имеет свои особенности. Взрослый вряд ли обидится, если его шутливо , скажем, дурачком - он поймет по интонации, что собеседник произносит это слово не всерьез. Ребенок же более прямолинеен - подобная шутка может нанести ему глубокую душевную рану. Не шутите так с детьми.

Другая причина детской неуверенности в себе - постоянное напоминание азбучных истин. Фразы «поправь воротник», «причешись», «не забудь съесть завтрак», «сиди за партой прямо», звучащие каждый день перед походом в школу, ваши сын или дочь могут воспринимать как «ты дурак, постоянно все забываешь, все тебе приходится напоминать». Подобные напоминания способны вывести из себя даже взрослого, а тем более - ребенка.

Конечно, причиной неуверенности в себе могут быть не только родители. Иногда ее может вызывать дисбаланс в успеваемости, когда школьнику очень хорошо даются одни дисциплины, но по другим он . Объясните ребенку , что Бог дает людям разные таланты, потому что иначе получился бы избыток одних специалистов и недостаток других. Но все же помогите ему разобраться в тех предметах, в которых он не силен.

Перехваливать ребенка - другая крайность. Никогда не говорите ему ни что он хуже всех, ни что он лучше всех. Воспитывайте из него реалиста: скажите, что он несколько превосходит сверстников лишь в определенных областях, а те, в свою очередь, сильнее него в других. Приведите конкретные : «Маша хорошо играет (поет, рисует, пишет сочинения, танцует, уравнивает химические реакции), зато ты замечательно строишь модели кораблей (выжигаешь, решаешь задачи по физике, программируешь, в баскетбол, читаешь по-немецки)». Внушите ему, что у него, как и у любого другого человека, имеется своя ниша, свое предназначение.

Не бойтесь, что внешкольное образование вызовет нехватку времени для приготовления уроков - практика показывает, что дети, посещающие кружки, нередко лучше справляются и с домашними заданиями. Выбрать кружок ребенок должен сам, в соответствии со своими предпочтениями. Навязывание ему занятия, в котором он будет терпеть постоянные неудачи, укреплению уверенности в себе не способствует. Увлечение же, в котором он полностью проявит себя, значительно повысит его .

Видео по теме

Связанная статья

Большинство родителей считает, что если постоянно хвалить детей, то они вырастут эгоистичными и самоуверенными. Однако хвалить ребенка можно и нужно, главное, не перестараться.

Не стоит употреблять общих, безликих комплиментов, типа "ты просто умница" без всякого на то повода. А вот отличная оценка, уборка в детской, сложенные игрушки и книги - хороший повод для похвалы.

Нельзя превозносить ребенка над остальными детьми, говоря чаду, что он умнее, талантливее, быстрее и сообразительнее других. Лучше похвалить за конкретный успех - призовое место в олимпиаде, лучшая поделка и т.д., сказав при этом, что малыш отлично подготовился.

Не нужно хвалить ребенка все время, в противном случае ценность приятных слов теряется. Похвала за впервые вымытую посуду уместна, а вот ежедневно хвалить за одно и то же не стоит.

Восхваляя достижения ребенка в танцах, спорте, музыке и т.д, нужно всегда уточнять, что нет предела совершенству и, что мастерство нужно постоянно оттачивать. Никогда нельзя говорить ребенку, что он гениален в точных науках, лучший танцор или музыкант. Возможные неудачи в будущем могут привести к жестоким разочарованиям.

Чтобы малыш вырос уверенным в себе, нужно поддерживать его начинания, возможно, легкое увлечение перерастет в глубокую заинтересованность и станет будущей профессией. В случае неудач нельзя оставлять ребенка наедине с его проблемой. Объятия и слова успокоения помогут ребенку справиться с его детской бедой.

Заниматься развитием личности вашего ребенка необходимо еще на раннем этапе воспитания, ведь, как говорится - что посеешь, то и пожнешь.

Наверное, каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок был уверенным в себе. Но в чем это проявляется? В умении постоять за себя? Или в желании везде и во всем доказывать свою правоту?

Когда ребенок смелый, когда он не боится чувствовать и вести себя как самодостаточная личность - вот истинный показатель уверенности в себе.

Зачастую, если ребенок закомплексован - виноваты в этом родители. Если малыша с детства подвергали критике и внушали ему чувство вины, есть большая вероятность, что он вырастет с кучей страхов и проблем.

Начало

Взрослые, сами не зная того, манипулируют ребенком, когда навязывают ему свою волю. Вспомните: вы не раз слышали что-то вроде: «Почему у всех дети, как дети, а у меня такой ребенок? Почему Машенька такая умница, а ты нет?».Мы думаем, что таким поведением мотивируем на лучшие и правильные поступки. Но мы заблуждаемся.

Помимо семьи, в формировании самооценки ребенка участвует школа. Некоторые ребята терпят унижения и издевательства от детей и учителей.

При этом важную роль играет и психологическое состояние родителей. Детям свойственно «записывать» жизненную модель поведения своих мам и пап. Если родители постоянно жалуются на жизнь, занимаются самобичеванием, обвиняют всех в своих неудачах, то не стоит удивляться, если их ребенок вырастет таким же.

Признаки проблем

Часто родители не распознают признаки неуверенного в себе ребенка, так как малыш ведет себя раздражительно, замкнуто или беспокойно. К примеру, в школе он может быть застенчивым и робким, а дома - проявлять агрессию к близким или животным.

Как определить что он не уверен в себе?

    он тихо говорит;

    он не смотрит в глаза собеседнику;

    он боится трудностей;

    его мучают страхи;

    он паникует перед выполнением новых дел;

    он подстраивается под мнение большинства;

    он испытывает страх перед новыми знакомствами;

    часто сердится и бывает агрессивным.

Как себя вести?

Очень важно научиться устанавливать контакт с ребенком, уважать его и считаться с его мнением вне зависимости от его возраста. И вот несколько советов, которые помогут вам воспитать в нем уверенную и самодостаточную личность.

1. Интересуйтесь его мнением. Дайте ему понять, что он имеет право на свою точку зрения. Не подавляйте его и не навязывайте ему свои взгляды.

2. Не сравнивайте ребенка ни с кем из ваших знакомых детей! Каждый таков, какой он есть! Вы не подталкиваете малыша к развитию, а лишь занижаете его самооценку.

3. Учите коммуникации в обществе. Ваша задача рассказать и показать ребенку, как нужно правильно общаться, будь то незнакомые люди или друзья.

4. Хвалите. Почаще хвалите за успехи. Если родитель воспринимает достижения ребенка как должное и никак не реагирует на них - есть риск, что ребенок вырастет недолюбленным и неуверенным в себе.

5. Не навязывайте ему комплекс вины! Многие родители обвиняют детей в своих неудачах. Лучше почаще говорите ему, что вы любите его и поддержите в любом деле.

Чему нужно учить?

Обратите внимание на то, как ваш ребенок ведет себя в обществе. Если вы понимаете, что самооценка вашего ребенка страдает, и он неуверен в себе - учите его следующему:

  • уметь твердо говорить «нет»;
  • спокойно отстаивать свое мнение;
  • находить язык с незнакомыми людьми;
  • не бояться новых дел.

И очень важно...

Верить в него. Иногда нам кажется, что масштаб детских проблем - совсем незначительный. Но мы даже не догадываемся, что для ребенка эти переживания могут быть целой вселенной.

Чаще говорите ребенку, что он справится со всеми проблемами, что вы верите в него. А чтобы помочь ему преодолеть свою скованность, запишите его в кружок, к примеру, в театральную студию. Там он избавится от своей застенчивости и обретет веру в себя.

Говорите с ним. Научите ребенка самому принимать решения и нести за них ответственность. Интересуйтесь, что он любит и чем хотел бы заниматься.

Если вы считаете, что ему нужно подтянуть математику, а его совсем не интересуют точные науки, узнайте у него, что ему по душе и чем бы он хотел заняться.

Не стоит акцентировать внимание при посторонних на неуверенности и стеснительности ребенка. Фраза: «Он у нас такой неуверенный…» может травмировать ребенка, и этим вы только усугубите ситуацию.
Также не следует подшучивать над ребенком на эту тему. Возможно, для вас его стеснительность - повод для юмора, а для ребенка обернется комплексом.

Оценивайте его по достоинству. Для детей очень важно признание родителей. Они всегда будут ждать от вас похвалы. Если ребенок не получает от родителя оценку его успеха, он закрывается и теряет в себе уверенность.

Но не стоит лукавить или перебарщивать. Если вы понимаете, что нужно еще доделать или потренироваться, то скажите ребенку об этом прямо. Ведь солгав ему, вы рискуете утратить его доверие.

Наделите его ответственностью. Дайте ему понять, что он самостоятельная личность. Что вы можете ему доверить важное дело. Выбор дела, конечно, за вами. Вы можете поручить ему помыть посуду или посидеть с младшей сестрой. Все зависит от его возраста и умений.

Почаще говорите, что любите. Ваш ребенок нуждается в вашей защите и заботе. А еще, ему просто необходимо знать, что вы его любите.

Даже если вам не свойственно проявлять эмоции, и при фразе «я тебе люблю» вы испытываете неловкость, все равно научитесь говорить ему об этом. Ведь ничто так не придает уверенности в себе, как ощущение, что тебя принимают и ценят таким, какой ты есть.

Без самоутверждения

Важно знать, что все проблемы в поведении ребенка начинаются из-за воспитания и сложившейся атмосферы в семье. К примеру, излишняя уверенность матери может привести к тому, что ребенок не будет способен сам принимать решения.

Поэтому прежде чем решать проблемы неуверенности ваших детей, обратите внимание на свое поведение. Возможно, вам самим следует в чем-то измениться.

Многих родителей очень часто волнует вопрос о том, как развить в ребенке уверенность, как помочь ему не бояться иметь собственное мнение и уметь высказывать его, как научить ребенка достойно защищать себя, уметь преодолевать препятствия и не прятаться за спину родителей тогда, когда можно решить проблему самому. Советы дает НН-Мама.ру ...

Самое главное, с чего хотелось бы начать – это убедить родителей, что все это зависит от них, от подхода к ребенку, от стиля воспитания в семье и от личности самого родителя. Есть еще одно важное условие – это быть самому уверенным в себе человеком, ведь дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно.

Если у вас есть какие-то собственные нерешенные личностные проблемы, особенно если они связаны с вашей уверенностью, вам необходимо поработать над этим, скорее всего, с помощью психолога.

Есть и еще правила общения с собственным ребенком, выполняя и соблюдая которые, у ребенка есть шанс стать личностью и иметь чувство собственного достоинства.

Правило первое. Ребенок должен быть уверен в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства.

Правило второе. Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, а не составляете с ним единое целое. Будьте всегда открытыми и доступными для ребенка. Он должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самому трудные для него задачи.

Правило третье. Ребенок должен иметь право на ошибку, и возможность ее исправить, не получив за это оскорбления, незаслуженное наказания. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить и предупредить.

Правило четвертое. Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, а не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи.

Правило пятое. Позволяйте ребенку решать свои проблемы самостоятельно, не бросайтесь встрять в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, и тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, а не их решение.

Правило шестое. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите ребенка оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна.

Правило седьмое. Когда ребенок маленький, избегайте в оценке ребенка слова «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, которые причиняют боль или неприятности, от которых он может пострадать.

Правило восьмое. Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии, поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор.

Правило девятое. Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся жизнь ребенка с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортшколы, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция. Особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше.

Поддерживайте его, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим в игре. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ повысить популярность в группе – это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

Правило десятое. Уважайте своего ребенка и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку).

Правило одиннадцатое. Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала вовремя и по делу.

Воспитать в ребенке уверенность – дело непростое, и все эти правила – это не только правила для развития чувства собственного достоинства. Они затрагивают все сферы общения и взаимодействия с ребенком, и в первую очередь с вами, родителями. Уверенность в том, что тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть – вот залог уверенности в себе и в своей будущей жизни.


Способность защищать себя и своих близких в первую очередь основана на уверенности в себе и в своих силах. Обрести ее помогает хорошее физическое развитие и умение дать сдачи. Поэтому важнейшим элементом в воспитании мальчика с раннего детства становятся спортивные секции.

Уже с четырех лет можно и нужно записывать ребенка в различные кружки. Предпочтительным вариантом выбора будут восточные единоборства. Они не только развивают силу, ловкость, координацию и умение обороняться, но и воспитывают мальчика в духе определенной философии, прививают мужественность, выносливость, ответственность за свои действия.

Чем больше различных умений и способностей будет в арсенале мальчика, тем более уверенным он будет чувствовать себя в различных ситуациях.

Есть базовый круг умений, без которых в мальчишечьей среде просто нельзя: катание на велосипеде, лыжах, коньках, умение играть в футбол и вообще обращаться с мячом…

Выделиться помогут экзотические кружки: кружок спортивного ориентирования или робототехники, яхт-клуб или конный спорт. Дети, умеющие то, чего не умеют сверстники, выделяются среди ровесников и имеют более высокую самооценку.

Однако уверенность в себе рождает не только физическая сила, но и различные умения, в глазах общества ассоциирующиеся с мужественностью. Мальчика необходимо научить обращаться с молотком, пилой и другими инструментами, он должен уметь не только забить гвоздь, но и вкрутить лампочку, что-то починить, сколотить скворечник на даче или помочь папе собрать тумбочку.

Полезными будут самостоятельность и способность позаботиться о себе - приготовить себе обед, пришить пуговицу или заштопать носки. По мере взросления мальчика доверяйте ему все больше бытовых дел: сходить в магазин или аптеку, починить кран, забрать сестру из детского сада и т.д.

Если едете куда-нибудь с подростком, доверьте ему разработать маршрут, продумать, где вы остановитесь, где будете есть, пусть он сам ориентируется в аэропорту, на вокзале. Но не спешите ругать его за ошибки, объясните, что он сделал не так, или позвольте ему исправить ситуацию самому.

Воспитание мальчика в семье без отца

Большой проблемой в семьях является однополярное воспитание детей, когда основную нагрузку несет на себе мама, а отец обеспечивает семью материально. Крайним случаем этой ситуации становятся семьи, в которых детей воспитывает мать-одиночка либо бабушка, когда у мальчика нет перед глазами даже эпизодического примера мужского поведения.

Здесь можно посоветовать две вещи. Во-первых, обязательно отдать ребенка в спортивную секцию, в которой тренером будет мужчина. В семье должно пропагандироваться безоговорочное уважение к тренеру, пусть он станет для ребенка примером для подражания.

Во-вторых, с раннего детства нужно приучать мальчика к посильной помощи маме. Даже если вам нетяжело, пусть он поможет донести сумку из магазина, подержит дверь при входе в подъезд, уступит вам (или пожилым людям) место в автобусе. Такое проявление мужественности поднимает самооценку ребенка, учит его заботиться о близких, становиться для них опорой.

Ориентация на мужественность

В детстве каждый ребенок пытается разобраться с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Конечно, быть послушным, аккуратным, спокойным, ласковым - это хорошо, но мальчику важно напоминать и о таких понятиях, как смелость и отвага, мужество и подвиг, сила и ответственность, героизм и решительность.

Ищите эти качества в сказочных героях, обсуждайте и анализируйте поступки других людей с этой точки зрения. Не забывайте находить эти качества и в своем ребенке: не заплакать при уколе - уже героический поступок для трехлетки.

Однако родителям нужно помнить о том, что ребенок есть ребенок, и даже мальчику нужно оставить право на слезы. Установки в духе «мужчины не плачут» могут создать психологический барьер между родителями и ребенком. Мальчик должен чувствовать, что вы в любом случае пожалеете его, если он не сможет сдержаться и расплачется. Со временем он научится контролировать эмоции и справляться с трудными ситуациями без ущерба для себя.

Инициатива и самостоятельность

Еще один совет при воспитании мальчиков: важно не мешать им проявлять самостоятельность. Если малышу хочется бегать и прыгать, лазить по деревьям или разбирать на кусочки игрушки, не заставляйте его сидеть спокойно и быть послушным - конечно, вам так удобнее, но мужчину так не воспитать.

Окриками «Успокойся», «Сядь», «Не бегай» можно убить всякую инициативу. Да, без падений и слез не обойдется, но мальчик должен научиться падать и, что еще важнее, вставать после этого - этот навык очень пригодится ему во взрослой жизни. Если ребенок лезет высоко и вы боитесь - страхуйте, но не останавливайте его. Если упадет, задача родителей - пожалеть, обнять и приободрить: «Получится, если потренироваться!»

Не менее важно, чтобы родители с раннего детства признавали за ребенком право принимать собственные решения: играть с роботом или разобрать его на части и посмотреть, что внутри; пойти домой, как все, или еще погулять; заниматься футболом или плаванием.

Если вам не нравится его выбор - обсудите его, попросите мальчика обосновать свое решение, привести аргументы, а вы объясните свои. Мальчик с детства должен учиться принимать решения и отвечать за них. А родителям остается только объяснять, что если робота разобрали, с ним уже не поиграешь, но зато внутри так много интересных деталей.

Эта положительная установка на успех и вера в его силы поможет мальчику преодолеть неудачи и позволит почувствовать надежный тыл, который, несомненно, необходим любому защитнику.