Исследование самооценки у младших подростков с зпр. Самооценка детей-сирот с задержкой психического развития Самооценка и уровень притязаний у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема изучения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, во-первых, потому что в современном обществе, по данным Всемирной организации здоровья, каждый десятый человек имеет отклонения в развитии. А так же около 20% детей имеют непатологические нарушения и пограничные отклонения от нормы психического развития.

Во-вторых, процесс формирования личности в данном случае осложняется различными факторами: биологическими, социальными, психологическим и педагогическими. Сила их воздействия определяет глубину социально-культурной дезадаптации ребенка. Поэтому ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходима своевременная комплексная помощь педагогов, психологов и врачей. Отсутствие такой помощи может привести к необратимым последствиям. Самой многочисленной группой детей с ограниченными возможностями здоровья является задержка психического развития. В современной литературе под задержкой психического развития (ЗПР) понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности . Социальную адаптацию ребенка с задержкой психического развития определяет его самооценка, являющаяся регулятором поведения и деятельности. Эмоциональная отчужденность ближайшего окружения ребенка, скупость выражения родительской любви, завышенная требовательность к нему способствуют искажению его самооценки, и, как следствие к отклоняющемуся поведению .

Самооценка таких детей является способом определением успешности их интеграции в общество, поэтому сегодня специальная психология рассматривает, как одну из наиболее актуальных, проблему изучения особенностей формирования и коррекции самооценки у младших подростков с ЗПР.

Самооценка является регулятором поведения ребенка. От нее в значительной мере зависит, как будут строиться взаимоотношения ребенка в коллективе. его внутреннее состояние, поведенческие реакции. Неверное оценивание себя может привести к личностным проблемам и нарушениям коммуникационной деятельности.

Умение верно оценивать себя закладывается в раннем детстве. Развитие этого навыка и его совершенствование происходит в течение всей жизни.

Своеобразие самооценки учащихся с ЗПР обусловлено нарушениями в познавательном и личностном развитии, а так же негативным влиянием социальных факторов. В отличии от обычных детей, их самооценка сильно зависит от мнения окружающих. Исследования показали, что формирование самооценки у детей с ЗПР сильно отстает от нормы и характеризуется нерасчлененностью, упрощенностью, часто бывает противоречива и неустойчива .

И, наконец, исследование данной проблемы дает материал для понимания личности ребенка, что необходимо для последующего интегрирования его в общество.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно говорить о самооценке, как о сложном личностном образовании, которое является одним из фундаментальных свойств личности. Теоретический анализ показал, что существует множество факторов, влияющих на своеобразие формирования самооценки у младших подростков с ЗПР.

Самооценка, основываясь на осмыслении своих реакций на окружающее, может быть адекватной, то есть соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка, либо неадекватной - завышенной, когда особенности и достижения переоцениваются, или заниженной, когда они, напротив, недооценены .

Взгляд на себя со стороны, словно глазами окружающих - характерная особенность самооценки у младшего подростка. С возрастом у ребенка появляется более критичное отношение к оценкам взрослых, приоритет переходит к оценкам сверстников и к его собственным представлением об идеале. К тому же начинает иметь место тенденция к самостоятельному анализу и оценке собственной личности .

Еще одной характерной особенностью самооценки в этом возрасте является ее нестабильность и недифференцированность. Самый конфликтный и противоречивый период в развитии и становлении самооценки приходиться как раз на подростковый возраст. В разном возрасте подростки склонны оценивать себя по-разному. Самооценка младших подростков отличается нецелостностью и противоречивостью. Своеобразие самооценки у детей и подростков с ЗПР обусловлено спецификой психического дефекта и микросоциальными факторами .

Подростки с ЗПР не могут критично оценивать себя и осознают свое «Я» на недостаточном уровне. Их самооценка зачастую незрелая и неустойчивая. Отсюда возникает повышенная внушаемость этих детей, неустойчивое поведение и несамостоятельность .

Исследования так же показали, что дети с ЗПР, обучающиеся до поступления в специальные школы в общеобразовательных учреждениях, имеют заниженную самооценку и намного менее уверены в себе, чем те, кто начинал обучение в специальной школе. Это объясняется длительными учебными неудачами в сравнении с нормально развивающимися учениками.

Стремление переоценивать себя у детей с ЗПР часто спровоцировано получением «положительных оценок» в свой адрес. Данное явление является неосознанной попыткой такого ребенка скомпенсировать собственную малоценность посредством переоценки своей личности .

На детей с ЗПР факторы, влияющие на формирование самооценки, оказывают куда более сильное воздействие, чем на детей с нормальным развитием. Так, если ребенок находиться в благоприятных условиях семейного воспитания, у него будет сформирована завышенная самооценка и наоборот, при воспитании в неблагоприятных условиях ребенок будет обладателем низкого уровня самооценки .

Для изучения уровня самооценки младших подростков мы провели тестирование по методикам: - методика Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М Прихожан, методика изучения общей самооценки Г.Н, Казанцевой, шкала самоуважения М. Розенцвейга.

В ходе исследования по методике Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М Прихожан были получены следующие результаты:

Рисунок 1 Распределение показателей уровня самооценки младших подростков с ЗПР по методике Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М. Прихожан

Выполняя задания по данной методике, дети не испытывали затруднений. Многие из них были довольны своим уровнем выраженности качеств, некоторые очень уверенно ставили отметку о нынешнем состоянии выше отметки «уровня, достигнув который, ты будешь ощущать себя счастливым, будешь доволен собой». У 66,6% (8 человек) наблюдается тенденция к завышенной самооценке. Многие из них вслух проговорили, что, естественно, им нужны стопроцентные результаты, при этом отмечая свое актуальное состояние около 85-90%. Остальные 33,4% (4человека) показали адекватный уровень самооценки. Это дети дольше размышляли о том, как оценить себя. В двух работах есть исправления, что может свидетельствовать о неуверенности этих детей.

Ученикам явно доставило удовольствие графически отметить свою позицию, утвердить таким образом мнение о себе. По данной методике не было получено данных о низком уровне самооценки.

По методике изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой были получены следующие результаты:

Рисунок 2. Распределение показателей уровня самооценки у младших подростков с ЗПР по методике Г. Н. Казанцевой

При выполнении данной методики некоторым детям было сложно определить категорию высказывания («да» или «нет»). Однако других сложностей не возникло. С выполнением данной методики дети справились быстрее всего. 25% (4 человека) показали завышенный уровень самооценки. Они выбирали выражения, подходящие им легко и быстро, изредка уточняя. Что значит данное предложение. Многие из них утвердительно кивали или даже вслух выражали свое согласие с фразами из методики. Абсолютно другое, противоположное, поведение было у 8,4% (1 человек) ребенка, показавшего заниженный уровень самооценки. Он переспрашивал, что делать, если он не знает, как ответить, долго выбирал категорию. Сдал работу последним. У большинства детей, 66,7% (8 человек), был выявлен адекватный уровень самооценки. Эти ученики справились без особых затруднений, с редкими исправлениями на бланках.

По шкале самоуважения М. Розенцвейга были получены следующие результаты:

Рисунок 3. Распределение показателей уровня самооценки у младших подростков с ЗПР по шкале самоуважения М. Розенцвейга

При выполнении заданий данной методик у многих детей возникло затруднение при определении выраженности качества. В целом, класс справился достаточно быстро.

По данной методике очень высокий уровень был выявлен у 16,6% (2 человека) детей. Некоторые из них выражали удивление, по поводу возможности поставить себе низкую оценку. Дети, показавшие высокий уровень, 41,7 (5 человек), сомневались, поставить себе 4(высший балл) или 3. Выставление себе оценки ниже они даже не рассматривали. У 41,7% (5 человек) был выявлен низкий уровень самооценки. Стоить отметить, что эти дети практически не сомневались в том, что не заслуживают высокого балла. По данной методике у них наблюдалось более уверенное выполнение задания.

Рисунок 4. Сводная таблица результатов диагностики самооценки у младших подростков с ЗПР

По результатам всех методик можно сделать вывод, что в классе преобладает завышенный уровень самооценки (у 58, 3% учеников). Всего один ученик из класса (8, 3% учеников) показал низкий уровень самооценки. По словам учителя, он очень критично относиться к себе, ставит высокие результаты. Такое отношение к себе и могло привести к низкому оцениванию собственных качеств . Однако, это не мешает данному ученику успешно общаться со сверстниками и являться одним из лидеров класса. У 33,4% (4 человека) Был диагностирован адекватный уровень самооценки. При этом несколько учеников показали разные уровни самооценки, то есть были получены сведения о высокой, средней и низкой самооценке у каждого из них. Такие результаты говорят о неустойчивой самооценке этих учеников.

Выводы: Проанализировав и сопоставив результаты исследования, мы выявили, что процент младших подростков с завышенной самооценкой составляет 58,3 %. Способность давать адекватную оценку своим личностным качествам, анализировать свои поступки, поведение, отношения с окружающими необходима для развития творческой разносторонней личности. Многочисленные «образы Я» в различных проявлениях человека, воспринимаемые им и составляют самооценку, как результат познания своего «Я». Интеграция этих образов в целостное образование позволяет рассматривать самооценку, как важный механизм, поддерживающий положительный образ «Я». Так как процесс формирования самооценки определяет успешность социальной интеграции и адаптации к обществу лиц с особенностями в развитии, он приобретает особое значение для них. Переходный возраст не похож на детство и значительно отличается от взрослости, то есть отчетливо выделяются характерные особенности в развитии личности. При правильно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психологической помощи данной категории детей вероятность неадекватной самооценки значительно уменьшается. В этом случае перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, простроить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты.

1.5 Самооценка и уровень притязаний у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельниковой, посвящённые изучению самооценки детей с задержкой психического развития (ЗПР), показали, что для младших школьников с ЗПР, обучающихся какое-то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что дети претерпевали длительные учебные неудачи на фоне успевающих нормально развивающихся учеников.

И.В. Коротенко пришла к выводу, что у дошкольников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у дошкольников с ЗПР обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей дошкольного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка.

В исследовании, посвящённом изучению самооценки и её связи с некоторыми личностными качествами у дошкольников с ЗПР, можно сделать вывод, что уровень общей самооценки и уровень притязаний ниже у дошкольников с ЗПР, чем у сверстников с нормой психического развития, а уровень тревожности выше. Была показана незрелость самооценки у дошкольников с ЗПР как личностного явления.

Г.В. Грибанова, исследуя личностные особенности детей с ЗПР, обращает внимание на неустойчивую, незрелую, некритичную самооценку и недостаточный уровень осознания ребенком своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения этих детей. Причём, сравнивая детей с ЗПР, можно сделать вывод, что в условиях специального обучения внутренние критерии самооценки у детей достаточно сформированы и более устойчивы. К подобным выводам приходит Е.Г. Дзугкоева, сравнивающая детей с нормальным психическим развитием и детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Исследователем показана неустойчивая и часто заниженная самооценка у детей с ЗПР, повышенная внушаемость и наивность. По данным И.А. Коневой, у детей с ЗПР не обнаруживается склонность к негативным самохарактеристикам, в отличие от детей, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

Таким образом, существующие исследования самооценки у детей с ЗПР показывают её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению исследователей, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов.

В ряде исследований показатели уровня притязания непосредственно сопоставляется и с индексом тревожности. Так, в исследовании М.С. Неймарк была установлена связь эмоциональных реакций со спецификой изменения уровня притязаний. Н.В. Имедадзе, рассматривая соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста, установил значительную корреляционную взаимосвязь между показателями тревожности и уровня притязаний: у детей с низким уровнем тревожности уровень притязаний, как правило, был близок к реальному выполнению заданий; с высоким уровнем тревожности уровень притязаний был выше реальных возможностей, причем, даже ряд последовательных неудач не снижали его (31, 110).

А.М Прихожан в своих исследованиях показала, что в качестве важнейшего источника тревожности часто выступает «внутренний конфликт, преимущественно связанный с самооценкой». Тревожность как тенденция человека переживать различные ситуации как угрожающие, обычно снижает эффективность деятельности человека, сопровождается его противоречивым поведением (29, 870.

В поведении тревожных детей выделяют следующие специфические особенности:

1. Неадекватное отношение к оценкам окружающих. Тревожные дети, с одной стороны, гиперчувствительны к оценкам, а с другой, сомневаются, что их оценят правильно.

2. Они выбирают задания либо сложные, почетные, выполнение которых может принести уважение окружающих, но при первых неудачах стараются отказаться от них; либо выбирают задания заведомо ниже своих способностей, но гарантирующих успех.

3. Проявляют повышенный интерес к сравнению себя с другими, при этом избегают ситуаций, где такое сравнение может быть явным.

Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР

Проблема задержки психического развития в течение последних тридцати лет привлекает большое внимание исследователей. Задержка психического развития - особый тип аномалии...

Исследование развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция...

Исследование развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности концентрации и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

концентрация внимание ребенок задержка...

Особенности отношений между детьми подросткового возраста c задержкой психического развития и родителями

Подростковый возраст - это период жизни, продолжающийся в среднем от 10--12 до 15--16 лет у девочек и от 12--14 до 17--18 лет у мальчиков. Задержка психического развития - особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка...

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

Особенности представлений о цвете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития

Атипия психического развития -- одна из базовых особенностей лиц с наличием фактора левшества, проявляющаяся в изменении нейропсихологической схемы онтогенеза, в последовательности и специфике формирования ВПФ...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психического развития». Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах М.С. Певзнер , Т.А...

Особенности самооценки и уровня притязаний у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Пальчиковая живопись как средство развития воображения у младших дошкольников с задержкой психического развития

Развитие представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии

Самооценка детей-сирот с задержкой психического развития

Научно-практические исследования, проведенные российскими учеными (Н.А.Котосонова, К.Д.Чермит, А.Ш.Бегеретов, М.И.Лисина, В.С.Мухина и др.), свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии детей-сирот...

Социально-психологическая помощь детям с задержкой психического развития

Под термином “задержка психического развития” понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой - дает (как правило...

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей самооценки и уровня притязаний у подростков с задержкой психического развития.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1) сравнительное исследование особенностей формирования самооценки у подростков с ЗПР и нормальным развитием;
2) сравнительное изучение особенностей уровня притязаний у подростков с ЗПР и нормальным развитием;
3) изучение уровня тревожности у подростков с ЗПР.

Введение.
Глава 1. Теоретические вопросы изучения детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
1. 1. Клиническая характеристика детей умственной отсталостью младшего школьного возраста.
1. 2. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.
Глава 2. Особенности формирования самооценки уровня притязаний.
2. 1. Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности.
2. 2. Взаимосвязь самооценки с уровнем притязаний. Определение уровня притязаний, критерий его адекватности.
2. 3. Самооценка у умственно отсталых школьников.
2. 4. Самооценка у детей и подростков с задержкой психического развития.
2. 5. Формирования самооценки у детей и подростков с дефицитарным типом развития в условиях сенсорной депривации.
2. 6. Соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста.
Глава 3. Практическая часть.
3. 1. Гипотеза.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

2. 4. Самооценка и уровень притязаний у детей и подростков с задержкой психического развития.

Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельниковой, посвящённые изучению самооценки детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР), показали, что для младших школьников с ЗПР, обучающихся какое–то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что дети претерпевали длительные учебные неудачи на фоне успевающих нормально развивающихся учеников.

Задержка психического развития (зпр) является распространенной формой психической патологии детского возраста и составляет среди учащихся неполной средней школы 2,0 %. M. Шипицына указывает, что по результатам анализа численности обучающихся детей в коррекционных учреждениях России за 1990-1993 гг. произошло увеличение их количества на 34 тыс. человек. При этом наибольшие изменения наблюдались среди детей с задержкой психического развития. Так, если в 1990/91 гг. количество обучающихся с зпр составляло 16,8 %, то уже в 1992/93 гг. оно составило 32,6 % среди других патологий развития детского возраста. По данным К.С. Лебединской 50 % неуспевающих учеников младших классов массовых школ составляют дети с ЗПР. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более). Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР).

С клинико-психологических позиций Задержка Психического Развития рассматривается как один из вариантов психического дизонтогенеза, при котором в качестве основных проявлений выступают нарушения познавательной деятельности, дефицитарность эмоциональной, волевой, мотивационной сфер и личностная незрелость.

И.В. Коротенко пришла к выводу, что у младших школьников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у младших школьников с ЗПР обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка.

В исследовании, посвящённом изучению самооценки и её связи с некоторыми личностными качествами у младших школьников с ЗПР (обучающихся в коррекционных классах), можно сделать вывод, что уровень общей самооценки и уровень притязаний ниже у школьников с ЗПР, чем у сверстников с нормой психического развития, а уровень тревожности выше. Была показана незрелость самооценки у школьников с ЗПР как личностного явления.

Г.В. Грибанова, исследуя личностные особенности подростков с ЗПР, обращает внимание на неустойчивую, незрелую, некритичную самооценку и недостаточный уровень осознания подростками своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения этих детей. Причём, сравнивая подростков с ЗПР, обучающихся в массовых и специальных школах, можно сделать вывод, что в условиях специального обучения внутренние критерии самооценки у подростков достаточно сформированы и более устойчивы. В среднем самооценка ниже, у подростков, обучающихся в специальной школе, что является стимулом к критическому сравнению себя с окружающими, развитию самоанализа. К подобным выводам приходит Е.Г. Дзугкоева, сравнивающая подростков с нормальным психическим развитием и подростков с ЗПР церебрально-органического генеза. Исследователем показана неустойчивая и часто заниженная самооценка у подростков с ЗПР, повышенная внушаемость и наивность. По данным И.А. Коневой у подростков с ЗПР, обучающихся в специальной школе не обнаруживается склонность к негативным самохарактеристикам, в отличие от подростков, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

Таким образом, существующие исследования самооценки у детей и подростков с ЗПР показывают её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению исследователей, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов.

2. 5. Своеобразие формирования самооценки у детей и подростков с дефицитарным типом развития в условиях сенсорной депривации.

Т.В. Розанова, анализируя работу Д. Джервиса, изучающего самооценку лиц с нарушениями зрения пишет, что они склонны оценивать себя либо крайне высоко, либо крайне низко по шкале самооценки. То есть слепые считают себя или неспособными к выполнению своих жизненных задач, или при завышенной самооценке игнорируют факт слепоты. Анализируя исследования Т. Руппонен и Т. Маевского, Т.В. Розанова отмечает, что изменения в самооценке слепых связаны с адаптацией к своему состоянию и с тем, что дети с врождённой слепотой в процессе своего развития переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие как их сверстники. А в подростковом возрасте особо обостряются социальные отношения, так как дети начинают осознавать свой дефект.

Изучением особенностей становления самооценки у лиц с нарушениями слуха занимались: В.Г. Петрова, В.Л. Белинский, М.М. Нудельман, А.П. Гозова, Т.Н. Прилепская, И.В. Кривонос и др. Эти исследования показали, что в развитии самосознания и самооценки у детей с нарушениями слуха наблюдаются те же стадии, что и у слышащих, но переход от одной стадии к другой совершается на два - три года позже. Например, Т.Н. Прилепской было показано, что от младшего к старшему школьному возрасту наблюдается увеличение устойчивости самооценок и адекватности притязаний. В младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к переоценке себя, ситуативность самооценки, зависящей от мнения педагога. К восьмому классу отмечается большая адекватность самооценок, школьники с нарушенным слухом правильнее начинают оценивать свою успеваемость, увеличивается и устойчивость самооценок.

Работы, посвящённые изучению самооценки при речевых нарушениях, немногочисленны (Л.С. Волковой, Л.Е. Гончарук, Л.А. Зайцевой, В.И. Селиверстова, О.С. Орловой, О.Н. Усановой, О.А. Слинько, Л.М. Шипициной и др.). В них исследование самооценки проводится чаще всего косвенно, не системно и не у всех категорий детей с нарушениями речи.

В экспериментальном исследовании Ж.М. Глозман, Н.Г. Калита, анализирующих уровень притязаний у больных с афазией (с сосудистой этиологией) в возрасте от 7 до 60 лет, приводятся следующие данные: существует зависимость между уровнем притязания (при выполнении речевых и перцептивных заданий) и тяжестью речевого дефекта только в группе больных с поражениями передних отделов мозга, их уровень притязаний ниже в 3 раза, чем у больных с лёгкими речевыми нарушениями. Не обнаружена зависимость уровня притязаний от тяжести речевых дефектов у больных с поражениями задних отделов речевой зоны, что объясняется недостаточным осознанием своего дефекта, вследствие нарушения контроля и восприятия собственной речи. При улучшении контроля за своей речью уровень притязаний в этой группе больных уменьшался.

2. 6. Соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста

В ряде исследований показатели уровня притязания непосредственно сопоставляется и с индексом тревожности. Так, в исследовании М.С. Неймарк была установлена связь эмоциональных реакций со спецификой изменения уровня притязаний. Н.В. Имедадзе, рассматривая соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста, установил значительную корреляционную взаимосвязь между показателями тревожности и уровня притязаний: у детей с низким уровнем тревожности уровень притязаний, как правило, был близок к реальному выполнению заданий; с высоким уровнем тревожности уровень притязаний был выше реальных возможностей, причем, даже ряд последовательных неудач не снижали его.

А.М Прихожан в своих исследованиях показала, что в качестве важнейшего источника тревожности часто выступает «внутренний конфликт, преимущественно связанный с самооценкой». Тревожность как тенденция человека переживать различные ситуации как угрожающие, обычно снижает эффективность деятельности человека, сопровождается его противоречивым поведением.

В поведении тревожных детей выделяют следующие специфические особенности:

1. Неадекватное отношение к оценкам окружающих. Тревожные дети, с одной стороны, гиперчувствительны к оценкам, а с другой, сомневаются, что их оценят правильно.

2. Они выбирают задания либо сложные, почетные, выполнение которых может принести уважение окружающих, но при первых неудачах стараются отказаться от них; либо выбирают задания заведомо ниже своих способностей, но гарантирующих успех.

3. Проявляют повышенный интерес к сравнению себя с другими, при этом избегают ситуаций, где такое сравнение может быть явным.

Признавая важность выше изложенных данных, касающихся проблемы самооценки в психологии, а также её связи с некоторыми личностными характеристиками, стоит отметить тот факт, что подобных исследований относительно детей с ЗПР в младшем школьном возрасте не проводилось. Поэтому исходным замыслом нашей работы стало изучение высоты самооценки (СО) и её соотнесения с уровнем притязаний (УП) и уровнем общей тревожности (УТ) у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками (НПР).

Изучению подверглась триада личностных образований: самооценка, уровень притязаний и уровень тревожности.

Сопоставляемыми параметрами стали: высота самооценки, уровня притязаний и уровня тревожности.

Глава 3. Практическая часть.

3. 1. Гипотеза.

Гипотезами нашего исследования стали, следующие положения:

Дети с ЗПР характеризуются качественным своеобразием личностного развития, а именно, снижением самооценки и уровня притязаний, увеличением уровня тревожности (что определяется спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Самооценка, уровень притязаний и уровень тревожности у детей с ЗПР между собой связаны. С изменением одной их этих характеристик меняются две других.

Для проверки гипотез были использованы следующие методики:

Для определения уровня самооценки использовалась методика Дембо-Рубинштей.

Уровень притязаний исследовался на основе методики Шварцландера (проба Шварцландера) (задание мотивировалось как тест на моторную координацию).

Для изучения уровня тревожности мы применили методику диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина, где оценивали шкалу «Ситуационной тревожности» и шкалу «Общей тревожности». Данная методика определяет общий уровень тревожных переживаний ребёнка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.

Таблица 1

Сравнительные данные распределения учащихся с ЗПР и НПР по уровню самооценки.

Уровень общей самооценки

Дети с задержкой психического развития

Дети с нормой психического развития

1. высокий

2. средневысокий

3. средний

4. средненизкий

6. неустойчивый


Как видно из таблицы 1, дети с ЗПР распределились по 3 уровням СО: высокая (17,5%), средневысокая (36,8%) и средняя (45,6%), причём процент детей с ЗПР с высоким уровнем общей СО на 21,7 меньше, чем у детей с НПР, а со средним уровнем СО на 40,8% больше, чем с НПР. Анализ этого феномена в обеих выборках по критерию Манна-Уитни показывает различие по уровню самооценки, у детей с НПР самооценка выше (Uэмп

Изучение взаимосвязи самооценки с некоторыми личностными качествами у младших школьников с задержкой психического развития

В статье анализируются теоретические и эмпирические данные , касающиеся особенностей самооценки у детей с задержкой психического развития и её взаимосвязи с уровнем притязаний и уровнем тревожности.

Изучение самооценки как ключевого личностного образования, обусловливающего многие поведенческие и индивидуально-психологические особенности личности и её взаимосвязи с различными личностными характеристиками, входит в круг основных проблем современной специальной психологии. Согласно официальным статистическим данным, уже к началу школьного обучения выявляется до 30% детей с проблемами школьной психофизической адаптации и различными психосоматическими расстройствами, для большинства из которых наиболее характерно отсутствие представлений о себе как о самоценной личности . По мнению психологов и дефектологов, наибольший процент среди них составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

На основе накопленных в психологии данных и обобщения работ предшественников Л.С. Выготский создал общую концепцию о единстве законов развития нормального и аномального ребёнка. Данное положение актуально и при изучении особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Следует отметить, что первоначально самооценка как социально-психологическое явление изучалось применительно к детям с нормальным психическим развитием. Исследователями были выделены исходные представления о самооценке как:

· важнейшем компоненте самосознания личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Леонтьев, В.П. Левкович, А.В. Петровский, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Орлов, И.И. Чеснокова, П.Р. Чамата и др.);

· отождествлении с образом «Я» или концепцией «Я» в целом (И.С. Кон, М.И. Лисина, И.А. Конева и др.);

· самоотношении (С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладхе, В.В. Столин и др.).

Следующим моментом в разработке понятийной схемы самооценки можно считать выделение её структурных компонентов, а именно, когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. При этом следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют и третий компонент - поведенческий , что подвергается сомнению А.В. Захаровой, которая полагает, что его целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самосознания и считать производным от первых двух.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции, сравнение себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами. К когнитивным процессам, детерминирующим самооценку, исследователи относят оценку актуальной ситуации; оценку последствий совершаемых действий; проекции, подготавливающие выбор направления действия; ретроспекцию, формирующую оценку достигнутых результатов. Его развитие зависит от степени сформированности у человека гностических способностей, объёма и характера знаний относительно оцениваемых аспектов «я».

Эмоциональный компонент репрезентирует отношение личности к себе, меру её удовлетворённости своими действиями, переживание уверенности и неуверенности в деятельности.

В младшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для интенсивного развития когнитивного компонента. Линейное отражение в самооценке ребёнка отношения взрослых начинает преодолеваться, опосредоваться собственным знанием себя. Л.С. Выготский и Ж. Пиаже в развитии самосознания ребёнка особую роль отводили логическому мышлению. Поскольку формирование мыслительных процессов у детей с ЗПР имеют выраженное отставание от сверстников, то можно предположить, что когнитивная сторона самооценки у этих детей также будет не сформирована в этот период.

Самооценка личности как правило характеризуется биполярными конструктами : адекватная – неадекватная, высокая – низкая, осознаваемая – неосознаваемая, устойчивая – неустойчивая, рефлексивная - нерефлексивная и т.д. Традиционно в качестве основной характеристики самооценки выделяется такой конструкт как адекватность. Мерой адекватности выступает её соответствие объективной ценности индивида. Адекватность как специфический показатель самооценки предопределяет наличие критического отношения субъекта к себе, соотнесение своих возможностей с внешними требованиями, умение ставить реальные цели, анализировать свои мысли и результаты деятельности. Но самооценка не выбирается ребёнком произвольно, а определяется условиями его жизни - она всегда объективно обусловлена и соответствует породившим её обстоятельствам.

Следующей характеристикой самооценки является её высота , определяемая тремя уровнями: высоким – средним – низким . Соотношение высоких притязаний и низких способностей характеризует самооценку как завышенную, то есть неадекватную. Высокие способности совместно с низкими притязаниями указывают на заниженную самооценку, также неадекватную. От уровня самооценки зависит активность личности, её участие в деятельности, в том числе и в условиях той или иной группы. По мнению И.А. Борисовой, сущность основных законов развития самооценки состоит в следующем:

1. Однажды сформировавшись, самооценка всё время ищет подкрепления – она выступает своеобразным фильтром для определения, какой информацией субъект будет владеть. Причём это относится как к высокой, так и к низкой самооценке.

2. Однажды сформировавшись, самооценка действует как установка, то есть провоцирует окружающих на определённый тип отношения к субъекту.

3. Изменяясь, самооценка меняет отношение окружающих к человеку .

Таким образом, по мере того, как формируются оценки самого себя, они становятся всё более независимыми от реакции окружающих и даже от результатов деятельности.

Особая роль в акте самооценивания принадлежит рефлексивным действиям, которые рассматриваются А.В. Захаровой как особые процессуальные характеристики . Рефлексия наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой субъект может оценивать намеченную цель с позиций перспективы успеха, может корректировать её, продумывать возможные последствия результата для себя и окружающих, включается в волевое действие при оценке своих возможностей в преодолении трудностей. Таким образом, рефлексия обеспечивает субъекту произвольное управление поведением.

В реальной жизни самооценка функционирует как на осознанном , так и на неосознанном уровнях. Неосознанная самооценка реализуется либо в привычных для субъекта, стандартных ситуациях, либо в экстремальных, когда требуется быстрое реагировании. На ранних этапах развития самооценка также функционирует на неосознанном уровне, являясь прямым отражением оценок окружающих.

Приоритетной характеристикой, отражающей содержательную сторону самооценки, являются параметры её устойчивости . Особое значение для нашего исследования представляет неустойчивая самооценка, проявляющаяся в следующих ситуациях: при неврозах, инфантилизме, незрелости ряда психологических структур.

Исследователи отмечают наличие двух типов колебаний уровня самооценки:

1. изменение представлений о себе;

2. трансформация иерархии шкал ценностей, по которым производится самооценивание.

Конфликты между мотивами приводят к борьбе ведущих личностных смыслов и их смене. Незначительное изменение какого - либо одного аспекта образа Я могут повлечь за собой изменения ряда других компонентов представлений о себе. Недостаточная когнитивная дифференциация смыслов приводит к неразличимости по своей субъективной значимости шкал самооценивания, что, в свою очередь, затрудняет формирование их иерархии, а следовательно, снижает компенсаторные функции самооценки: всякий неуспех начинает восприниматься как значимый, всякое событие – как имеющее самое непосредственное отношение к Я. Вероятно, подобное смешение субъективных ценностей делает самооценку крайне неустойчивой, резко повышает уровень тревожности .

В младшем школьном возрасте самооценка характеризуется неустойчивостью и, одновременно, пластичностью, точностью и полнотой представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах . Поэтому основным достижением младшего школьного возраста в области развития образа Я является дифференциация и интеграция представлений ребёнка о себе. Постепенно самооценка приобретает такие качества, как рефлексивность, дифференцированность, устойчивость, адекватность . Но эти качества самооценки, на наш взгляд, не смогут сформироваться у детей с ЗПР в этом возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности. Одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, является школьная успеваемость и оценки учителя, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.

Самооценка также тесно связана с уровнем притязаний , который в понимании Л.В. Бороздиной определяется как привычный способ выбора целей, прежде всего уровня их трудности. В этом качестве уровень притязаний (УП) может выступать как индикатор самооценки . В исследованиях, направленных на изучение (УП), как правило, выделяют три основных конструкта: высоту, адекватность и устойчивость. Высота УП оценивается также тремя уровнями: высоким, средним и низким в зависимости от принадлежности выбора к одной из шкал трудности. Критерием адекватности УП является соотношение решённых и нерешённых заданий и разрыв между уровнями стойкого успеха и неуспеха. Критерием устойчивости УП считаются повторяющиеся выборы.

Таким образом, уровень притязаний формируется на почве оценки личностью своих успехов и неудач при выполнении заданий определённой степени сложности и является своеобразной проекцией самооценки вне ситуации, когда перед личностью возникает необходимость выбрать из нескольких целей ту, которая, по её мнению, наиболее отвечает её возможностям.

В ряде исследований показатели уровня притязания непосредственно сопоставляется и с индексом тревожности . Так, в исследовании М.С. Неймарк была установлена связь эмоциональных реакций со спецификой изменения уровня притязаний. Н.В. Имедадзе, рассматривая соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста, установил значительную корреляционную взаимосвязь между показателями тревожности и уровня притязаний: у детей с низким уровнем тревожности уровень притязаний, как правило, был близок к реальному выполнению заданий; с высоким уровнем тревожности уровень притязаний был выше реальных возможностей, причем, даже ряд последовательных неудач не снижали его.

А.М Прихожан в своих исследованиях показала, что в качестве важнейшего источника тревожности часто выступает «внутренний конфликт, преимущественно связанный с самооценкой». Тревожность как тенденция человека переживать различные ситуации как угрожающие, обычно снижает эффективность деятельности человека, сопровождается его противоречивым поведением.

В поведении тревожных детей выделяют следующие специфические особенности:

1. Неадекватное отношение к оценкам окружающих. Тревожные дети, с одной стороны, гиперчувствительны к оценкам, а с другой, сомневаются, что их оценят правильно.

2. Они выбирают задания либо сложные, почетные, выполнение которых может принести уважение окружающих, но при первых неудачах стараются отказаться от них; либо выбирают задания заведомо ниже своих способностей, но гарантирующих успех.

3. Проявляют повышенный интерес к сравнению себя с другими, при этом избегают ситуаций, где такое сравнение может быть явным .

В итоге устойчивая межличностная тревожность, отражающая переживание потребности в общении, оказывается обусловленной неудовлетворением другой потребности – потребности в устойчивой, положительной самооценке. Следовательно, длительное отсутствие эмоционального благополучия в значимой сфере общения приводит к формированию неустойчивой самооценки, и проявляется в возникновении у ребёнка сначала ситуационной, а затем личностной тревожности. При этом у детей с ЗПР благоприятным фоном для формирования эмоционального неблагополучия является органическое поражение центральной нервной системы, что способствует формированию органических патохарактерологических особенностей. У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в раннем возрасте отчётливо проявляется тревожное беспокойство .

Признавая важность выше изложенных данных, касающихся проблемы самооценки в психологии и её связи с некоторыми личностными характеристиками, стоит отметить тот факт, что подобных исследований относительно детей с ЗПР в младшем школьном возрасте не проводилось. Поэтому исходным замыслом нашей работы стало изучение высоты самооценки (СО) и её соотнесения с уровнем притязаний (УП) и уровнем общей тревожности (УТ) у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками (НПР). Изучению подверглась триада личностных образований: СО, УП, УТ. Сопоставляемыми параметрами стали: высота СО, УП и УТ .

Гипотезами нашего исследования стали следующие положения:

  1. Дети с ЗПР характеризуются качественным своеобразием личностного развития, а именно, снижением СО и УП, увеличением УТ (что определяется спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
  2. Самооценка, УП и УТ у детей с ЗПР между собой связаны:

с изменением одной их этих характеристик меняются две других.

Для проверки гипотез были использованы следующие методики :

Для определения уровня СО использовалась методика Дембо-Рубинштей. УП исследовался на основе методики Шварцландера (проба Шварцландера) (задание мотивировалось как тест на моторную координацию). Для изучения УТ мы применили методику Е.Е. Ромициной «Многомерная оценка детской тревожности», где оценивали первую шкалу «Общая тревожность». Данная шкала определяет общий уровень тревожных переживаний ребёнка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.

В исследовании принимали участие 120 младших школьников, обучающихся в четвёртых классах города Кирова и Кировской области.

Для обоснования достоверности полученных результатов применялся аппарат математической статистики (компьютерная программа SPSS .14.00 for WINDOS ).

Полученные результаты по первой методике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные данные распределения учащихся с ЗПР и НПР по уровню самооценки

Уровень

общей СО

Дети с ЗПР

Дети с НПР

абс

абс

1. высокий

2. средневысокий

3. средний

4. средненизкий

5. низкий

6. неустойчивый

17,5

36,8

45,6

49,2

39,7

Всего

Как видно из таблицы 1, дети с ЗПР распределились по 3 уровням СО: высокая (17,5%), средневысокая (36,8%) и средняя (45,6%),

причём процент детей с ЗПР с высоким уровнем общей СО на 21,7 меньше, чем у детей с НПР, а со средним уровнем СО на 40,8% больше, чем с НПР. Анализ этого феномена в обеих выборках по критерию Манна-Уитни показывает различие по уровню СО, у детей с НПР самооценка выше ( U эмпU кр, U эмп=1027). Различие средних показателей уровня самооценки 3,7 и 4,2 балла для школьников с ЗПР и НПР статистически значимо ( t =-3,4, p

Результаты второй методики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные данные распределения учащихся с ЗПР и НПР

по уровню притязаний

Уровень притязаний

Дети с ЗПР

Дети с НПР

абс

абс

1. нереально высокий

2. высокий

3. умеренный

4. низкий

5. нереально низкий

10,5

77,2

24,8

16,5

Всего

Из таблицы 2 мы видим, что дети с ЗПР по УП распределились на 4 группы: нереально высокий, высокий, умеренный, низкий.

Мы наблюдаем, что низкий УП преобладает у детей ЗПР на 60,7%, чем у детей с НПР. У детей с НПР в основном умеренный уровень притязаний. Хотя процент высокого УП низкий в обеих выборках. Анализ данного феномена в обеих выборках по критерию Манна-Уитни показывает отсутствие различий по УП ( U эмп> U кр, U эмп=1596). Различие средних показателей УП 2,4 балла в обеих выборках статистически незначимо.

Результаты третьей методики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительные данные распределения учащихся с ЗПР и НПР по уровню тревожности

Уровень тревожности

Дети с ЗПР

Дети с НПР

абс

абс

1. крайне высокий

2. высокий

3. средний

4. низкий

5. крайне низкий

28,1

64,9

58,7

36,5

Всего

В таблице 3 мы видим, что дети с ЗПР распределились по УТ на 4 группы: крайне высокий, высокий, средний, низкий. Причём у детей с ЗПР мы

наблюдаем большее количество высоких показателей УТ, нежели у детей с НПР (на 26,8%). Анализ результатов по критерию Манна-Уитни показывает различие по УТ: у детей с ЗПР выше УТ (U эмпU кр, U эмп=922). Различие средних индексов УТ 2,3 и 1,6 балла для школьников с ЗПР и НПР статистически значимо ( t =-5,9, p

Затем мы подвергли полученные результаты корреляционному анализу по методу Пирсона для выявления связи между данными параметрами. Выявлено, что зависимости между феноменами у школьников с ЗПР нет. У испытуемых с НПР выявлена корреляционная связь между высотой самооценки и УП (к=0,3 при р

Для более рельефного рассмотрения взаимосвязи уровня СО, УП и УТ у детей с ЗПР упорядочим средние показатели УТ и УП по высоте самооценки и представим их в таблице 4.

Таблица 4

Соотношение уровней самооценки со средними показателями уровней тревожности и притязаний у детей с ЗПР.

Общий профиль

самооценки

Средний

показатель

УТ

Средний показатель

УП

1. высокая

2. средневысокая

3. средняя

По данным таблицы 4 не удаётся вычленить ни особого увеличения УТ в связи с уменьшением

СО и ни снижения УП. Средние показатели УТ практически не меняются в связи с уменьшением самооценки. Так же как и УП, слабо увеличивается в связи с уменьшением уровня СО (как и показал корреляционный анализ).

Подобный анализ проведём, упорядочивая средние показатели СО и УТ у детей с ЗПР по уровню притязаний, и отразим их в таблице 5.

Таблица 5

Соотношение уровня притязаний со средними показателями уровней самооценки и тревожности у детей с ЗПР

Уровень притязаний

Средний показатель

СО

Средний

показатель

УТ

1. нереально высокий

2. высокий

3. умеренный

4. низкий

Результаты, представленные в таблице 5, показывают, что с уменьшением УП

увеличивается средний уровень СО, хотя и незначительно. В изменении УТ в зависимости от УП не проглядывается определённая закономерность. При нереально высоком УП наблюдается крайне высокий УТ, но далее на высокий и низкий УП характерны практически одинаковые средние показатели УТ.

Также упорядочим средние показатели СО и УП у детей с ЗПР по уровню тревожности и представим в таблице 6.

Таблица 6

Соотношение уровня тревожности со средними показателями уровней самооценки и притязаний у детей с ЗПР

Уровень тревожности

Средний показатель

СО

Средний показатель

УП

  1. крайне высокий
  2. высокий
  3. средний
  4. низкий

Сопоставление результатов в 6 таблице иллюстрируют определённую связь

между УТ и средним значением СО: чем выше уровень тревожности, тем ниже среднее значение самооценки. Однако такой зависимости мы не наблюдаем с УП. Можно говорить, следовательно, о наличии некоторой тенденции обратной зависимости УТ и СО, улавливаемой с явными ограничениями из-за слабой значимости различий средних значений. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод не о жёсткой закономерности снижения самооценки при увеличении тревожности, а об известной вероятности уменьшения первой при увеличении второй.

Выводы

  1. Теоретический анализ проблемы самооценки свидетельствует о сложности строения этого личностного образования.
  2. Особую актуальность изучение феномена самооценки и её взаимосвязи с некоторыми личностными характеристиками этот вопрос приобретает по отношению к детям с ЗПР, так как младший школьный возраст сензитивен для развития чувства успешности.
  3. Изучение специфики самосознания в период становления личности необходимо с целью адекватной компенсации и коррекции нарушений в этой сфере (которые могут являться вторичными дефектами у детей с ЗПР).
  4. Проведённое исследование частично подтвердило рабочие гипотезы:
  • Дети с ЗПР характеризуются снижением уровня СО, незначительным снижением УП и увеличением УТ по сравнению со сверстниками с НПР.
  • Самооценка, уровень притязаний и уровень тревожности у детей с ЗПР между собой слабо связаны: только с изменением УТ меняет свой показатель СО. Трудно сказать, является ли здесь тревожность первичной или вторичной, но эта связь обратная: с увеличением УТ – уменьшается СО. У детей с НПР наблюдается корреляционная зависимость меду СО и УП, а у детей с ЗПР эта связь статистически незначимая. Школьникам с ЗПР с разными уровнями СО соответствуют разные УП и УТ, что свидетельствует о незрелости самооценки как личностного явления.

Полученные данные не претендуют на некую всеобщность в объяснении феномена самооценки и её взаимосвязи с другими феноменами и, несомненно, требуют увеличения объема выборки. Однако полученный результат и его интерпретация с точки зрения развиваемой гипотезы является определенным отправным моментом для дальнейших исследований в этом вопросе.

Примечания

1. Белобрыкина О.А.Диагностика развития самосознания в детском возрасте [Текст]/О.А. Белобрыкина. - СПб.:Речь, 2006.-320с.

2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка [Текст]/ Л.В. Бороздина // Психологический журнал. Т. 13.-№4,1992.-с.99-101.

3. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание [Текст] /И.С. Кон - М.: Политиздат, 1984.-335 с.

4. Спиркин А.Г.Сознание и самосознание [Текст] /А.Г. Спиркин.-М.,1972.

5. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст]: И.И. Чеснокова.-М.: «Наука»: 1977.-144 с.

6. Бороздина Л.В.Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости [Текст]/ Л.В. Бороздина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии: 1989.-№2.-с.9-14.

7. Липкина А.И. Самооценка школьника [Текст] /А.И. Липкина.- М: «Знание», 1976.-64 с.

8. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст]: /А.В. Захарова // Вопросы психологии.1989.№1, с.5-14.

9. Борисова И.А.Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери [Текст]/ И.А. Борисова - Автореф...канд.псих.наук.:М.2007.

10. Захарова А.В. Мамажанов. Роль самооценки в формировании познавательной активности младших школьников [Текст] /А.В. Захарова // Новые исследования в психологии,1983, № 2 – с. 25-28.

11. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенностив себе [Текст] / А.М. Прихожан - М.: ТЦ «Сфера», 1997.- 192 с.

12. Бороздина Л.В, Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязания попараметрам устойчивости и адекватности [Текст] / Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1989.- № 1.-с.51-54.

13. Мамайчук, И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития [Текст] // Научно-практическое руководство/ И.И. Мамайчук- СПб.:2004.-352с.