Роль труда в воспитании дошкольника. Воспитание в домашнем труде

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания - процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Профессор Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «Простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в психологии

и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет человека на 2 разные жизни; до этой операции он был неумеющим человеком, после нее стал умеющим человеком». На основании многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным моментом, определяющим появление любви к труду - трудолюбия как неотъемлемого качества личности, является успех. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность в труде. С этого момента он работает потому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.
Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер. А.С. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек». Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.
Под группой «привычек» он подразумевал санитарно-гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, наконец, трудовые привычки, т.е. привычное положительное отношение к любому трудовому усилию.
Между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая

является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.
Как это сделать? Вернемся снова к привычкам, которые согласно известной поговорке являются второй натурой человека. Пожалуй, воспитание привычки к труду - самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.
Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь - получилось! Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания.
Он радуется и, сияя, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивлением смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научились что-то делать.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазин, стряпня и прочие дела, не перечислишь, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться, хотя сфера общественных услуг постоянно расширяется.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это уж не такие сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Дело не в этом. Главное - привлекая
детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни - я почищу картошку». Именно с бытового труда начинается трудовое воспитание. Привычка, умение что-то делать своими руками, пригодятся ему в любой профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряжения. Мы должны приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, благороден. Не внушив этого нашим детям, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется в семье и в коллективе. Был случай в одном классе. Во время уборки одна ученица расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки тряпку. Девочка сначала брезгливо приподняла ее с пола, потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется убирать грязь, вызывал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее белоручкой, маменькиной дочкой, она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Девочка привыкла к тому, что в комнате всегда чисто, постель, которую она утром оставляет разобранной, постелена, пища приготовлена, ее одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба - ее обязанность. Это она хорошо

усвоила. Ей и в голову не придет сказать матери: «Отдохни, я сама вымою посуду». «Да», - огорченно соглашается мать, черствая растет она у меня.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество - ответственность. Конечно, мама гораздо быстрее подметет пол, вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. С каждым днем она будет делать лучше и тщательнее. Она гордится своими умениями. Она очень ревниво относится к тому, если кто- нибудь из домашних вдруг начинает вытирать пыль или поливать цветы, возмущается: «Но это же мои дела». Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться. Как странно бывает наблюдать в походе за мальчиками, которые не могут очистить луковицу. Плохую услугу оказали мамы своим сыновьям, заботливо оберегая их от домашних обязанностей.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность - учебу.
Трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают определенный отпечаток на все его действия. Кстати, слово отпечаток в переводе с греческого означает характер. Стало быть, совокупность привычек совместно с другими психическими свойствами и чертами личности и составляют

характер. Недаром же говорят: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».
Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, - нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Говоря о мотивах детских поступков, хочется заметить, что нередко похвала, награда являются стимулом для выполнения той или иной их деятельности. Если ты сделаешь то-то и то-то, я тебе разрешу пойти в кино." Сходи в магазин за картошкой - получишь на мороженое. Реальная награда служит сильнодействующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнять поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение.
Могут ли такие методы помочь трудовому воспитанию? И да, и нет. На первых порах, наверное, могут. Так или иначе, ребенок получает определенные трудовые навыки, привыкнув выполнять домашнюю работу. Однако впоследствии поощрения и награда становятся для него самоцелью. И это уже плохо.
- Вот ведь какой дотошный у меня. Я ему твержу: «Славик, иди играй». Так нет, можно включить пылесос, можно помою чашку, можно нарежу хлеб. И так бесконечно. До чего же трудные современные дети. Ничем их не удивишь, ни игрушками, ни развле-чениями. Уж и не знаешь, чем занять.
Ну что ж плохого в том, что он хочет вам помочь. Радоваться надо этому, поощрять такое желание. Не

упускайте момента. Пройдет еще несколько лет и вы не дождетесь такого нужного и важного для матери «отдохни, я все сделаю сам». Будете удивляться, обижаться, почему такой невнимательный. А чему удивляться? Он будет думать, что мир устроен таким образом: маме полагается все делать самой по дому, а ему полагается развлекаться, заниматься своими делами.
У Матвея 4 сына, погодки от 10 до 14 лет. Загорелые, крепкие, коренастые, как грибы боровики, они удивительно похожи между собой. Матвей гордится своими ребятами и любит хвастать: «Работящие у меня пацаны - мой корень!». В деревне его не любят в основном за жадность да еще за лихое нахальство. Ребята его целое лето в лесу промышляют. Запасать грибы, ягоды, орехи - их забота. Батя, гляди-ка, брусники нынче сколько намочим, гордится младший Мишка, - больше, чем в прошлом году. На рынок можно свезти. Молодец, сынок, хозяином станешь, - умиляется отец. Хозяйство-то - оно работу любит. А чего, батя, нас не любят? Кто? Да люди. Люди. А ты не обращай на них внимания. Каж- дый-то норовит себе кусок пожирнее отхватить. А как промахнулся - досадует. Работать-то никто не любит, все хотят так.
Всему Матвей обучил своих сыновей - и плотничать, и рыбачить. Научил трудиться. Это хорошо. Но ведь труд и нравственность неразделимы. Любит Матвей преподать сыновьям житейскую мудрость: «Труд,

он лежебок не любит. Тогда лишь кусок хлеба сладким кажется, когда его собственным горбом заработаешь. Ну а уж если заработал - не делись ни с кем, дорогой он слишком, коли потом твоим полит.
«Своя рубашка ближе к телу» - вот какой смысл вкладывает Матвей в воспитание своих детей, которые успели многому научиться, успели полюбить труд. Но мотивы их труда эгоистичны: только для себя, для своего дома.
Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе ее толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала. День был тяжелый.
«Боже мой!» - думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Сережи в классе праздник, ему надо подготовить нарядную одежду. На ужин что-то приготовить, пирог испечь».
Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Сережин шепот: «Пришла». Что они еще там затеяли, - думает она. Давай сумки! ~ Сережа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ним и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая. На газовой плите булькает ее любимый гороховый суп. Пойдем в комнату, - тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе - букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке - подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Сережина чистая форма висит на стуле. Ее усталость и раздражение, как рукой сняло. Откуда вы знали, что нужно было делать? Секрет фирмы, - поспешно заявляет Сереока, делая Тане предостерегающий знак. Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?
Поздним вечером, когда дети уже спят, она тихонько входит к ним, нагибается над кроватью дочери и осторожно просовывает под подушку сверток - подарок ко дню рождения. Из-под подушки падает какая-то бумажка. Листок из блокнота. Что такое, - думает она. - Мой почерк.
На листке по пунктам перечислено, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка. Секрет фирмы, - улыбается она. - Добрые вы мои телепаты.
Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим - вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.
Люди, сочетающие в себе эти качества - счастливейшие люди. Потому что нет, наверное, большей радости, чем доставлять радость другим.
Такие не пройдут мимо чужого горя, выручат попавшего в беду, они бескорыстны. Их действия продиктованы внутренней потребностью делать добро.
Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех - словесные увещевания. Французский писатель Ренар справедливо отметил: «Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться». Не словесные увещевания, а организация жизни ребенка должна быть главным методом вое- питания трудолюбия. Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка. Когда так можно сказать о" ваших детях - это не только приятно. Расценивайте это как свою радостную победу, педагогическое достижение. Далеко не все папы и мамы могут похвастаться, что воспитали в своих детях это качество.
Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно - вложил в это определение глубочайший смысл.
Надо. Еще как. Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.
Трудно. Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.
Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость тому, кто любит груд.

Важное значение для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с четырех-пятилетнего возраста ребенок должен иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой, само собой разумеющимся делом, обязательным для личностного развития ребенка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.

Еще в дошкольном возрасте родители, как правило, приучают детей к самообслуживанию. Иногда, правда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать не только семилеток, но и детей более старшего воз­раста. Дело доходит до того, что у ребенка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он не может убрать свою постель, самостоятельно одеться, сложить в портфель школьные принадлежности и т. д. Сами того не понимая, родители за­кладывают в своем ребенке инфантилизм и эгоизм. Воспитание привычки к труду - дело хлопотное. Родителям не приходится ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, всякий труд связан с преодолением неумений, с уси­лием, усталостью, напряжением.

Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, домашний труд для ребенка - это не радостные развлечения и далеко не все дети выполняют домашние обязанности без напоминания, особенно если в семье один ребенок и его постоянно взрослые пытаются оградить от трудностей.

Но родителям надо понять главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость.

Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспита­нию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. Плохую услугу своим детям оказывают те родители, которые оберегают детей от домашних обязанностей.

Приучая детей к выполнению трудовых поруче­ний по дому, родители должны понимать, что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под пал­ки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И еще одно важное правило - нельзя на­казывать ребенка трудом, у него не должно сло­житься убеждение, что труд - это наказание.


Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребенка как личность,- это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за растениями, животными и т. п. В сельской местности и в городе, в тех семьях, которые имеют участки земли, это и сельскохозяйственные работы. Уход за собственным домом развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. Детям дошкольного возраста самим необходимо участвовать в оборудовании своего места для игры, отдыха, а детям младшего школьного возраста - также места для учебных занятий. У каждого ребенка в доме должен быть свой, хотя бы маленький, рабочий уголок.

Инициатива в организации всего этого вначале должна принадлежать взрослому, но затем, по мере взросления ребенка, переходить к нему самому. Младшие школьники все это могут делать вполне самостоятельно, только в случаях крайней необходимости обращаясь за помощью к взрослым (например, тогда, когда в силу отсутствия физических или иных возможностей ребенок не в состоянии что-либо сделать сам). Взрослый, не отказывая ребенку в необходимой помощи, должен побуждать его к самостоятельному мышлению и действию всеми доступными способами, всячески стимулировать детскую инициативу и самостоятельность в труде.

Участие детей в уборке дома развивает у них аккуратность и чистоплотность. Эти два качества относятся к разряду так называемых психогигиенических, и начинать заботиться об их развитии надо с раннего возраста. Однако в этом возрасте возможности для их воспитания еще ограничены и полностью раскрываются лишь в дошкольном возрасте. Именно в эти годы на воспитание аккуратности и чистоплотности должно быть обращено особое внимание.

Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы эти два качества у ребенка проявлялись в самообслуживании, в систематическом уходе за собой, за своей одеждой, за игрушками и другими вещами личного пользования. Важная роль в формировании этих личностных качеств принадлежит окружающим людям: родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам. Никакие правильные слова и увещевания не помогут в воспитании аккуратности и чистоплотности, если у самых близких окружающих ребенка людей эти качества не развиты.

Другой аспект воспитания в домашнем труде - экономический.
Он включает участие ребенка в ведении домашнего хозяйства, в связанных с этим расчетах, в расходовании семейного бюджета, в определении доходов и расходов. Приобретение ребенком дошкольного или младшего школьного возраста элементарного опыта экономических отношений в семье способствует формированию предприимчивости, экономности и расчетливости.

Основные пути и средства воспитания в домашних условиях этих качеств личности следующие:

1. Предложение детям разных экономических задач, соответствующих их возрасту, интересам и уровню понимания. Постепенный переход к таким играм, где сюжетом является решение какой-либо экономической проблемы.

2. Привлечение ребенка и предоставление ему самостоятельности в выборе покупок сначала для себя, потом для семьи.

3. Привлечение ребенка дошкольного возраста к участию в коммерческой деятельности там, где семья ею занимается.

4. Привлечение детей к расчетам, связанным с семейным бюджетом.

5. Выделение детям определенной денежной суммы на мелкие расходы, предполагающей экономию средств.

Есть такие виды домашнего труда, которые прямо или косвенно связаны с самообслуживанием. Это - приготовление пищи, ремонт и изготовление деталей одежды, предметов домашнего обихода и личного пользования. Участие детей дошкольного и младшего школьного возрастов в этих видах труда обязательно, так как вырабатывает у них независимость, самостоятельность, способность к самообслуживанию, ведет к оптимальному развитию трудовой активности ребенка.

Давая поручения ребенку, надо подумать, по силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.

Необходимо, чтобы родители должны уважать ребенка. Заранее договариваться с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть и свои важные дела.

Не следует забывать хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если родители не удовлетворены результатом выполненной ребенком работы, не следует спешить высказывать ему свое недовольство. Надо попытаться понять причину, подсказать ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.

Нужно стараться быть последовательными в своих требованиях.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, надо показать ему образец правильного выполнения поручения. Надо научить этому ребенка, несколько раз выполнить это поручение вместе с ним.

Чаще использовать игровые моменты в трудовом воспитании.

Учить ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывать детям о своей ра­боте и о работе своих близких, друзей.

Не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

Роль труда в воспитании ребенка

Трудовое воспитание детей является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Своевременное привлечение ребенка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка, необходимо:

  1. Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т.д.);
  2. Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;
  3. Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;
  4. Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиться, чтобы они старательно их выполняли;
  5. Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;
  6. Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;
  7. Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;
  8. Помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;
  9. На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;
  10. Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;
  11. Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;
  12. Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать в игру;
  13. Никогда не использовать труд как средство наказания.

* * *

Важно знать!

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

* * *

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно; ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки; вместе труд спорится лучше и т.д. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действия, показывая приемы работы.

* * *

В процессе труда у ребенка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дельнейшей самостоятельной жизни.


Трудовое воспитание ребенка в семье

Разработала :

Ерофеева Ольга Сергеевна,

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №134 «Нотка»

г. Магнитогорска

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд . В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется множество положительных качеств личности, а также совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет . А гармоничное сочетание трудовых действий с другими видами деятельности открывает широкие возможности для развития ребенка в различных направлениях.

Основы трудового воспитания закладываются в семье . Семья – дружный трудовой коллектив . Любовь к труду необходимо начинать воспитывать уже в раннем возрасте. Подражание, свойственное ребенку , является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых порождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей , если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым .

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка , чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие .

Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей :

Приобщение к труду через самообслуживание;

Постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду ;

Постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение;

Постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений ;

Организация обучения выполнению трудовых операций ;

Формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

Учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений ;

Поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

Труд в семье должен быть посильным для ребенка . Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент - интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Многого он, конечно, не сделает, а вот кое-какие навыки получит. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом.

За игрой ребенка проще приучить к труду . Например, ваш дом - это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы - это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки , что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Помните : давая поручения ребенку , необходимо доступно объяснить, что за чем следует выполнять, и почему это делается. Ребенку необходимо знать , зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут.

Именно так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся . Например, если цветы не полить - они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то мы не сможем поесть.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен : поблагодарите ребенка , похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь . Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом , то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит , что труд для взрослых - это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых , к бережному отношению к его результатам.

Советы родителям :

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку , покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей .

5. Учите ребенка уважать труд других людей , бережно относится к результатам их трудовой деятельности . Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка .

А вот и зарядка для наших трудолюбивых ручек !

Поможем ручкам стать трудолюбивыми !

Игры на развитие тактильной памяти Пальчиковые игры

Выкладывание из круп и макарон

Выкладывание самых разнообразных предметов по образцу взрослого и по замыслу ребенка

Выкладывание (спичек, палочек)

Игры с природным материалом (бусы из ягод, узоры из ракушек, камешков)

Вязание (крючок, спицы)

Использование простых и доступных материалов

Рисование (кистью, мелом, карандашом) Лепка (пластилин, глина, тесто)

Шнурование, застегивание пуговиц Плетение (нитки, проволока, лоза, трава)

Памятка для родителей

«Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда»

Роль труда в воспитании ребенка

Трудовое воспитание детей является необходимым, важнейшим условием успешной социализации детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Своевременное привлечение ребенка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка, необходимо:

    Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т.д.);

    Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;

    Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;

    Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиться, чтобы они старательно их выполняли;

    Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;

    Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;

    Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;

    Помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;

    На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;

    Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;

    Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;

    Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать в игру;

    Никогда не использовать труд как средство наказания.

Важно знать!

* * *

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

* * *

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно; ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки; вместе труд спорится лучше и т.д. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действия, показывая приемы работы.

* * *

В процессе труда у ребенка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дельнейшей самостоятельной жизни.

Подготовила социальный педагог Елшанская Ю.Г.