Рисование с малышами. Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству

Рисование для детей 2-3 лет – занятие еще не освоенное, но интересное и притягательное. А если малышам показывать разные приемы и техники , их интерес к этому занятию заметно возрастает.

Что уроки приносили больше радости, чем хлопот, заранее оборудуйте удобное место для их проведения.

В первую очередь, потребуется стол, подходящий по росту ребенку, и устойчивый стульчик. Ребенка перед занятиями лучше одевать в немаркую и хорошо отстирывающуюся одежду. Чтобы поддерживать чистоту его ручек, нужно заранее запастись влажными салфетками. Потребность в салфетках увеличивается, если возможности помыть испачкавшегося малыша у вас нет.

Для занятий с красками нужно будет приготовить стаканчик-непроливайку. Для занятий с цветными карандашами – точилку, которой сможет воспользоваться малыш. Бумагу лучше использовать достаточно плотную, не рвущуюся и медленно промокающую.

Первым шагом для будущих художников может обычно становится работа с . Используем картинки с широкими контурами, учим малыша заштриховывать их, не выходя за границы. Такая техника называется «штриховки по раскраскам».

Второй способ работы с раскраской – закрашивание красками рисунка внутри границ. Эта техника называется «закраска».

Интересный вариант закраски – работа с ниточкой. А нитью от вязальной ряжи выкладываем произвольный узор, закрашиваем пространство, ограниченное нитью.

Эта работа интересна тем, что, если малыша касается нити, она смещается в сторону, и узор нарушается. Поэтому приходится проявлять особую аккуратность.

Научившись обращаться с кистью, малыш может приступать к созданию первых рисунков – линий. Линии могут быть прямыми и волнистыми, узкими и широкими, однотонными или разноцветными. В процессе работа обращаем внимание деток на то, что, чем шире используемая кисть, тем толще получается линия.

Рисовать линии можно любыми подручными предметами – например, игрушечным транспортом. Это занятие обычно приводит малышей в восторг.

Научившись выводить линии, можно учиться ставить точки. Используем для этого кисть или ватную палочку, совершая ими отрывистые, прыгающие, движения.

Подпитывая интерес малышей, показываем им разные свойства и способы работы с красками.

Экспериментируем с цветами, делая кляксы: наносим толстым слоем краски разных оттенков на участок , а затем складываем его пополам. Разворачиваем.

У нас получается неповторимый узор!

Клякса — узор

Узнаем свойства разных материалов: наносим рисунок восковыми мелками, после чего покрываем лист слоем акварели. Мелок не закрашивается.

Ставим штампы фабричными приспособлениями или подручными средствами – например, сырой или цветком.

Сочетаем наши рисунки с другими техниками – например, .

Листву выполняем в технике «аппликация»

Используем свои ручки как средство для нанесения красок. Ставим отпечатки и выкладываем ими разные изображения.

Наносим точки — семечки коричневой краской

Рисунок ладошками и пальчиками «Подсолнух»

Рисуем цветными мыльными пузырями. Добавляем немого краски в раствор для пускания пузырей и стараемся выдувать их так, чтобы пузыри приземлялись на листок бумаге.

Когда они лопаются, остается интересный яркий отпечаток.

И, конечно же, пробуем создать совместную, объемную, работу, дружным детским коллективом. Рисуем картину или плакат на большом листе ватмана, стараясь внести в него что-то свое.

Принимая участие в столь важном занятии, ребенок обязательно проявит все свои способности!

Светлана Шкуренко
Мастер-класс для воспитателей «Рисование с детьми 3 лет»

В три года дети приходят в детский сад. Они все такие разные, такие любознательные и эмоциональные. Они активно познают мир, себя, учатся общаться и впитывают все новое как губка. Немало важную роль в развитии детей играют первые успехи в обучении. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование . Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования , в том числе и нетрадиционные мы прививаем детям любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию . В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования . Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники.

Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования .

Техник рисования очень много и они все такие разные. Как выбрать те, которые помогут детям с самого начала получить положительный результат. Рисовать нужно быстро и результат этой работы должен помочь детям обрести уверенность в своих силах и закрепить желание рисовать и творить .

В самом начале своей работе с малышами по рисованию мы используем различные способы печатания.

-Рисование стеблем сельдерея . Связав пучок сельдерея нитками и отрезав нижний край мы получаем отличный штамп для рисования цветов .

-Рисование срезом болгарского перца. Таким штампом очень хорошо получаются листья и цветы.

-Рисование комочком бумаги . Все, что имеет шероховатую поверхность можно рисовать шариком из бумаги . Налив в блюдце гуашь и обмакнув в нее шарик из бумаги можно рисовать природу , цветы, зверей и птиц.

- Рисование листьями пекинской капусты.

Для работы нужно разобрать кочан пекинской капусты на листья. Нанести на них слой гуаши и печать для деревьев готова. Деревья могут быть осенние, летние. Можно рисовать на тонированной бумаге зиму.

-Рисование картофельной печаткой.

Разрезав картофелину пополам, на срезе вырезать любую печать и обмакнув в гуашь печатать что захочется.

- Рисование срезом лука или лимона поможет создавать рисунки на темы природы, космоса, волшебная кулинария.

-Рисование ватным диском . Сложите ватный диск 2 раза пополам и закрепите угол бельевой прищепкой. Инструмент для рисования готов . Особенно красивы розы. выполненные в такой технике. В работе можно использовать сразу несколько цветов, обмакивая край диска в разные краски.

Отпечатки коктельной трубочкой. Разрежьте край трубочки ножницами и отогните их в стороны. Получится маленький цветок. можно рисовать салют , цветы, снежинки.

Узоры карандашной резинкой. Таким простым штампом можно украшать разнообразные рисунки (ягоды, снег, пятнышки на жирафе, небольшие раскраски и т д)

-Рисование пластиковой тарелкой. Этот способ рисования дает возможность развивать у ребенка фантазию и позволяет выражать свои эмоции. нужно только взять гуашь понравившегося цвета и обильно нанести на дно тарелки. Получившиеся отпечатки можно добавлять мелкими деталями прорисовки . А можно аппликативно добавить сюжетные картинки или узоры.

Плетенка нитками. Рисовать плетенку могут не все дети, поэтому такой способ поможет деткам быстро освоить рисование корзинки , дорожки из плиточек, шахматной доски и т д

-Рисование зубной щеткой . Этот способ рисования подходит для всех «мохнатых» . Растения, звери, сказочные персонажи получаются как живые и объемные.

-Рисование пластиковой бутылкой. Обмакивая в гуашь донышко большой пластиковой бутылки можно рисовать цветы , снежинки цыплят, или просто разноцветные узоры.

Рисование мочалкой . Все что вы нарисуете мочалкой будет выглядеть воздушно , легко и иметь объем.

-Рисование поролоновыми шариками. Шарики можно вырезать из любой губки. Чтобы не пачкать пальчики, удобно держать шарик прищепкой.

-Рисование круглой щеткой . Такой простой бытовой предмет поможет детям быстро и оригинально рисовать все круглое и пушистое.

-Рисование ободком бумажного стаканчика. Это способ подходит для рисования волшебных картин , космических происшествий и просто для удовольствия.

-Рисование воздушными шарами поможет воспитателю и детям быстро нарисовать или оформить большой лист ил плакат.

-Рисование пластиковой вилкой . Любые колючки, веточки, лучики. Цветы за долю секунды расцветут на листах, и будут радовать вас и детей своей красотой и необыкновенным исполнением.

Используя все предложенные способы рисования и штамповки , вы поможете детям полюбить рисование , раскрыть свои таланты и способности и выражать их в своем творчестве.

Публикации по теме:

Мастер класс для воспитателей подготовительных групп по Правилам дорожного движения с детьми. Инвентарь: Гимнастические палочки, мягкие.

Добрый вечер, дорогие МААМовцы! Мне было предложено поучаствовать в городском конкурсе "Чудесные видения сказочной страны" (герои сказок).

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.

Существует много способов нетрадиционного рисования - кляксография, рисование ватными палочками,раздувание краски да многое другое. Проведение.

Начинать творческое развитие малыша следует с 6 месяцев. В это время кроха еще не способен самостоятельно что-либо придумать, но с удовольствием повторяет движения за мамой, радуется первому успеху. Но особую значимость приобретает рисование для детей 2-3 лет, когда малыши уже понимают, какое действие им следует выполнить, и стараются следовать указаниям взрослого. Вот почему в этом возрасте творческие «уроки» с мамой должны проводиться на регулярной основе.

О пользе занятий

Несомненно, раннее обучение рисованию окажет на малыша исключительно благотворное влияние. Оно делает ребенка более эмоциональным, формирует и развивает чувство прекрасного, стимулирует трудолюбие, настойчивость и воображение. Также такие увлекательные «уроки» способствуют:

  • развитию мышления и памяти;
  • умению преодолевать трудности;
  • общению со взрослым;
  • пониманию поставленной цели;
  • развитию мелкой моторики и сенсомоторной координации, что, в свою очередь, полезно для развития речи.

Ребенок учится правильно держать кисть, что укрепляет его пальцы и ладонь, готовит к постижению навыка письма. Одновременно с занятиями по рисованию дошкольник знакомится с цветами и запоминает их названия. Создаются условия для развития любознательной и творческой личности, которая стремится понимать окружающий мир, создавать нечто новое.

Кроме того, совместное творчество мамы и малыша помогает укрепить их эмоциональную взаимосвязь. Специалисты доказали, что работа с красками помогает избавиться от негативных эмоций как ребенку, так и матери. Вот почему рисованием можно и нужно заниматься.

Правила организации занятия

В своем пособии «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Дарья Колдина советует ориентироваться на следующие принципы построения занятий.

  • От простого к сложному.
  • Ключевая задача – привить любовь к рисованию, поэтому нельзя строго диктовать малышу, что и как делать. Лучше – помочь, подсказать ему, а не навязывать свою волю.
  • Поддержание интереса малыша посредством различных форм и методов.
  • Постоянное использование новых заданий.
  • Дети любят слушать сказки, с сочувствием относятся к главным героям, что и следует использовать для мотивации. Так, если задание «нарисуй круг» малышу неинтересно, непонятно и будет выполнено, скорее всего, без удовольствия, то формулировка «давай поможем сказочному персонажу, изобразим для него волшебные яблоки» даст конкретную установку. И отзывчивый кроха с большим старанием будет помогать.
  • Сочетать занятия рисованием с чтением ребенку стишков, потешек, небольших сказок, а также с активными и ролевыми играми. Все это поможет создать необходимый настрой.

Занятия лучше проводить один-два раза в неделю не более 10 минут, это позволит научить ребенка рисовать и не утомить его. От родителя требуется проявление терпения, искреннее желание научить ребенка новому, готовность чутко реагировать на изменение состояния крохи. Важно в любом случае поддерживать малыша: хвалить, если что-то у него получается хорошо, подбадривать, если результат пока не радует.

Этапы обучения

Для наилучшего успеха в процессе обучения основным приемам рисования малышей 2-3 лет нужно придерживаться такой последовательности.

  1. Знакомство с красками, кисточками и прочими материалами для творчества.
  2. Подражание. На этом этапе родитель заранее готовит фон и формулирует задание, ребенок же должен повторить его. Это может быть обучение закрашиванию: мама рисует дорогу и движущийся по ней автомобиль, закрашивает коричневым только часть «дороги», давая ребенку установку – очистить путь от снега, чтобы машина смогла проехать. Ребенок учится не выезжать карандашом или кистью за контур, действовать аккуратно.
  3. Большая самостоятельность. Ребенок пробует воплотить на бумаге собственный замысел или же выполнить просьбу взрослого.

Порой малышу бывает трудно совершать необходимые движения, тогда на помощь придет прием «рука в руке»: мама берет руку малыша в свою и управляет ею. Постепенно участие взрослого следует сокращать.

Подготовка материалов

Рисуя с детьми 2-3 лет, мамам предстоит проявить фантазию, использовать самые нестандартные способы и приемы, чтобы малыш не утратил интереса.

Есть множество видов красок, которые помогут превратить каждое занятие в веселье.

  • Пальчиковые краски.
  • Обычная акварель с набором кисточек.
  • Мелки. Ими можно рисовать на асфальте во время прогулки – и весело, и полезно.
  • Восковые карандаши.
  • Фломастеры и маркеры.
  • Штампы-печати, которые погружаются в чернила или краску и оставляют на бумаге фигурный оттиск. Его несложно раскрасить.
  • Обычные губки для мытья посуды. Взрослый предварительно обрезает их до необходимого размера, ребенок будет погружать инструмент в краску и использовать такую необычную «кисть» для закрашивания фона.

При выборе поверхности для будущего рисунка для детей можно также поэкспериментировать.

  • Лист бумаги А4 – самый простой, привычный и потому популярный «холст» для творения юного художника.
  • Грифельная доска, на которой можно рисовать мелками, а затем стирать нарисованное, помогает также скорректировать возможные ошибки.
  • Лист ватмана, расположенный на полу (его с успехом заменит кусок белых обоев), поможет создать большую композицию. Такое «масштабное рисование» очень полезно для развития мышления ребенка.
  • Кусок фанеры.
  • Старая или приобретенная специально для этих целей однотонная футболка.
  • Картон.

Нет пределов для полета фантазии – главное, чтобы сам малыш получал истинное удовольствие от того, что он делает. Очень интересно предложить и коллективное творчество, давая возможность нескольким детям создать масштабное полотно, – это поможет научиться работать в команде.

Как научить азам

Самый простой прием, с которого необходимо начинать обучение, – это рисование тычком. Для этого потребуется крупная кисточка с коротким ворсом, а также густая гуашь. Родитель заранее готовит фон – это может быть зленый луг, на котором малыш будет ставить ярко-желтые тычки – цветы; тучи, из которых будет идти дождь – синие пятна; схематичное изображение домов – на этом фоне ребенок сможет нарисовать разноцветный салют. Можно нарисовать новогоднюю ель, задача ребенка – украсить ее всевозможными шарами.

Далее мама показывает малышу пример, после чего дает ему кисть и краску, подсказывает, помогает словами. Первый тычок лучше сделать вместе, взяв руку ребенка в свою. При помощи пальчиков несложно нарисовать точки – капли дождя.

Далее задача усложняется, ребенку необходимо показать, как рисовать примакиванием. Для этого на кисть набирается краска, после чего на лист бумаги переносятся отпечатки: следы зверей на снегу, листва на деревьях, различные орнаменты. С этим вполне справится ребенок в 2 года.

Рисование штампами – еще более интересное занятие. В качестве штампа используется поролоновая губка, ватная палочка или даже палец ребенка. Также такую забаву можно вырезать из картофеля или моркови, придав необходимую форму. Ребенок погружает штамп в краску, после чего ставит на лист бумаги отпечаток. В такой технике можно нарисовать красивые бусы, звездное небо, снеговика, украсить новогоднее дерево.

Более сложные задания

Когда ребенок постиг азы, можно приступать к обучению рисованию прямых линий и геометрических фигур. Взрослый показывает, как это делается, а малыш повторяет. Чтобы процесс не стал скучным, важно правильно организовать занятие. Для этого на одной стороне листа взрослый рисует животное (или наклеивает картинку), на другой – его любимое лакомство. После этого предлагает малышу «покормить» зверька, проведя линию от животного к корму. Также можно изобразить несколько домиков, в которых живут различные сказочные персонажи, и попросить кроху провести дорожки, по которым герои будут ходить друг к другу в гости.

В 2-3 года дети с удовольствием раскрашивают, поэтому родители могут подготовить специальные картинки, чтобы ребенок сделал их цветными, соблюдая контуры. Наконец, можно смело использовать трафареты, которые малыш будет обводить, а уже потом – раскрашивать. Такие формы работы очень хорошо улучшают мелкую моторику. Большинство детей учатся обводить контуры ближе к 3 годам, но и в 2 можно включать трафареты в творческие занятия. Например, предложить крохе закрасить внутреннее пространство при помощи небольшого валика и краски.

В этом возрасте можно показать малышу, как использовать стирательную резинку, чтобы исправить недочеты в рисунке. Для этого обыгрывается интересный сюжет, например: мы нарисовали дорожку, но наступила зима, выпал снег, и вся тропинка стала белой. Рассказывая историю, взрослый стирает карандашную линию, затем дает ребенку сделать то же самое.

Нестандартное рисование

Любой процесс обучения в младшем дошкольном возрасте должен проходить в игровой манере, поэтому и рисование возможно самое разнообразное.

  • Для улучшение мелкой моторики следует предложить малышу порисовать пальчиком на рассыпанной по столу манке или муке. Положительные эмоции гарантированы!
  • Летом можно рисовать мелками на камнях, улучшая полезный навык даже на прогулке.
  • С удовольствием дети разукрашивают изделия из слоеного теста – это гораздо интереснее, чем работа с привычными книжками-раскрасками.
  • Рисование цветным льдом повеселит и маму, и малыша. Предварительно следует заморозить воду различных цветов, приготовленную с помощью простой акварели, а после – предложить ребенку лист ватмана, на котором он при помощи «красок» сможет изобразить фигурки или линии.

Обучение юного художника подарит радость и ему самому, и родителям, но главное – помнить, что ребенок должен получать удовольствие, развиваться. Поэтому не стоит ругать его за неудачу, а тем более кричать или нервничать. Такое поведение «наставника» только перечеркнет дальнейшее стремление к прекрасному. Гораздо эффективнее помочь малышу, подсказать ему, порадоваться успехам, пусть и незначительным.

Здравствуйте, драгоценные Леонарды и Гойи!

Прошу меня простить за исковерканные имена великих художников (Леонардо Да Винчи и Франсиско Гойя), но я так часто называю своего сына, когда он рисует.

Приобщение детей к миру искусства и самовыражения — важная задача, которая стоит в первую очередь перед любящими родителями. Рисование с малышом от 1 года станет не только способом увлечь карапуза, но и очень полезным для него занятием, помогающим развивать способности и характер.

Польза творчества

Рисование — интересный и доступный вид развивающей деятельности. Помимо вкуса, изучения цвета и формы, малыш учится держать кисть, карандаш.

Первое рисование (от 1 года)

10 простых шагов для первых занятий облегчат понимание действий для мамы. Что и как нужно делать.

1. Малышам от года можно предлагать творить ладошками и пальчиками. Если ваш малыш старше, но раньше с уроками рисования не был знаком, тогда тоже начинайте с простых занятий.

2. Для рисования на начальном этапе подойдет пальчиковая гуашь или пальчиковые краски, что по сути одно и тоже. По составу сей продукт полностью годен, чтобы его попробовать на вкус. Однако еду не заменяет и маме нужно непрестанно бдить, чтобы рука малыша была не во рту.

3. Так же нам понадобиться большой лист бумаги, потому что движения карапузов ещё не отточены и обязательно будут выходить за пределы небольшого формата альбома.


Ватман или рулон обоев подойдёт идеально. Можно расположиться как на столе, так и на полу. Если в помещении тепло можно оставить малыша в одних трусиках — он будет рисовать на себе! Да, так происходит знакомство с краской, они все любят рисовать на себе. Потом вам остается только аккуратно донести юного Леонардо до ванной.

4. Покажите малышу краски. Я наливала немного в крышечку и только потом давала Данилу. Обмакните пальчик ребенка в краску и отпечатайте на листе, ребенок должен понять, что краска оставляет след на бумаге.

5. Заранее нарисуйте сюжет, который после, вместе с малышом дополните. Обозначьте землю, тучку, кружок-солнышко, стебли, дерево с ветвями и зовите малыша.

6. Обязательно проговаривайте происходящее. Ваш рассказ стимулирует внимание, развивает речь. Для начала рисуем пальчиками, а затем губкой можно намазать ладошку и пальчики и показать малышу, как можно шлепать по бумаге, после чего остаются красивые узоры.

7. Поставьте точки, которые будут символизировать дождик, падающий на землю из тучки. После дождя вырастает трава и листва на дереве — пальчиками рисуем небольшие линии зелёного цвета.

8. На первых занятиях старайтесь не использовать много цветов. Двух, максимум трех, более чем достаточно.

В момент смены цвета, делайте акцент на том, что нужно смыть краску и только после этого пользоваться следующей. (У меня заранее был заготовлен небольшой тазик с водой, и губкой протирала пальчики и ладошки, чтобы постоянно не тащить ребенка в ванную. Ведь интерес к занятию можно потерять и по дороге).

9. Теперь можно намазать всю ладошку желтой краской и оставлять отпечатки вокруг солнца, так у вас получаются лучи. Ну, а с приходом солнышка и тепла распускаются цветы. След от ладошки на конце стебля – распустившийся цветок. Картина готова, её можно повесить в детской.

10. Годовалые дети в творчестве предпочитают абстракцию, предоставьте свободу. Некоторые дети даются, чтобы мама руководила процессом рисования, а другие напротив противятся и сами мазюкают где хотят. В этом случае дайте волю художнику, пусть творит!

Вот такая картина получилась у нас:


Возможны сюжетные рисунки, как описано выше, можно рисовать отдельные предметы. Вариантов таких игр множество, придумать можно что угодно.

Главное, помнить: ровно, красиво, аккуратно сейчас не получится. Кружки, точки, линии, человечки — огуречки, волны — идеальный вариант рисунков в 1 год. С накоплением опыта и практики картина будет становиться интереснее.

Чтобы процесс рисования приносил удовольствие и вам, и ребёнку, как в первом занятии, так и в последующих, нужно подготовиться к обучению:

  1. Продумайте место, где ребёнок будет творить. Если выбор пал на комнату со светлым ковром, то вряд ли маме удастся расслабиться.
  2. Наденьте на ребенка одежду, которую не жалко испачкать.
  3. Приготовьте фартук, предметы для рисования, тряпку, если рисовать планируете руками, то позаботьтесь о влажных салфетках или полотенце.
  4. Обязательно проговорите ребёнку, что пить воду или пробовать краски нельзя.
  5. Поощряйте творческую деятельность и тягу к ней.

Конечно, не нужно ждать идеального результата – фигуры будут неровные, скорее всего непоседа смешает цвета, сделает несколько клякс и даже большой формат бумаги не убережёт пол от разводов краски.

Но горящие глаза, положительные эмоции и польза, полученная ребёнком во время рисования, не сравнимы с причиненными бедствиями. Поэтому маме стоит расслабиться и тоже получать удовольствием от процесса.

Как прошло ваше знакомство с пальчиковыми красочками? Все ли понравилось?

Или вы раскрасили себя и маму, а так же пол и стол?

В любом случае ребенку думаю понравилось, не всегда нравится мамам, но что поделать.

Так что, будем еще творить?

Продолжаем рисование с малышами от 1 года и идем дальше в наших знаниях.

Для рисования все так же используем пальчиковые краски и рисуем пальчиками, чтобы закрепить навык. Во время рисования обязательно проговаривайте, где какой цвет по сто раз и ваш малыш быстро выучит цвета.

  • На помощь родителям так же приходят и специальные тетради для рисования . Они очень облегчают процесс и выручают, если времени на придумывание ограничено. Малышу подойдут несложные рисунки с крупными деталями, в некоторых присутствуют вкладыши с наклейками. В продаже имеются большое разнообразие подобных тетрадей.

Я предлагаю вам несколько шаблонов, которые вы можете скачать , распечатать и рисовать пальчиками вместе со своим малышом.


  • Мы со своим сыном так же очень любим раскраски . Я беру простые сюжеты или односложные персонажи, чтобы ребенок понимал, что за картинка изображена. И эту раскраску желательно разрезать на отдельные листы, ибо ваш художник краски не жалеет и мажет от души, ваша раскраска просто склеится.

Так же предлагаю несколько простых рисунков для раскраивания, с которыми малыш возможно уже знаком.



А помните всем известную школьную линейку?


Ее можно так же приобрести в канцелярских товарах и по сей день. Здесь вы убиваете сразу двух зайцев: учите геометрические фигуры и составляете из них различных животных или предметы:

Так же можете самостоятельно изготовить любые трафареты из старой коробки.


Или к обычным крышкам от пластиковых бутылок приклеить вырезанные вами рисунки.


Продолжаем удивляться работам малыша и теперь у нас уже есть определенные успехи. Мы можем подольше задерживаться за этим занятием и нам увлекательно и интересно.

Переходим к более осмысленному рисованию.

Можно предложить малышу выбрать материалы для творчества:


В общем рисуем и еще раз рисуем!

Да прибудет с вами фантазия! Всем пока, пока!

Не забывайте про комменты и забегайте в соц. сети.

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение - в лепке, силуэтное - в аппликации, графическое - в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Ребенок 3-4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение. У ребенка появляется интерес к рисованию, лепке и аппликации. Сначала ему интересен сам процесс рисования, но постепенно малыша начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии.
В данном пособии предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию цветными карандашами, гуашью и акварельными красками традиционными и нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 3-4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).
Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Лучше проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и выполняли аппликацию на эту тему.
Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.
Если ребенок бросает свое занятие , как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Ребенок поймет, что из любой ситуации есть выход. Например, если малышу не удается нарисовать снеговика, предложите ему вместе с вами сделать снеговика из пластилина.
Если ребенок быстро теряет интерес к занятию , возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно нарисовать большую картофелину. Если для него это слишком просто, предложите нарисовать репку с ботвой. Если же задание слишком сложное, малыш может нарисовать пальчиками много точек, изображая картофелины в мешке.
Если ребенок быстро устает , не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения; на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.
Для того чтобы ребенок понимал задание и выполнял его , необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с ним в игру «Что изменилось?» Положите перед ребенком 3-4 игрушки, а потом незаметно для него спрячьте одну игрушку или поменяйте игрушки местами. Старайтесь привлечь ребенка к логическому завершению задания («Давай нарисуем ежику дорожку, по которой он сможет попасть домой», «Давай нарисуем для рыбок побольше воды в аквариуме, а то им негде плавать»).
Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:
создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приемов изображения);
доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства - правильно подобранные нужные цвета, интересные детали);
рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Интересные сюжетно-игровые задания вызывают у детей желание выполнить свою работу как можно лучше.
Перечислим способы рисования, используемые в работе с детьми 3-4 лет.
Рисование пальчиками . Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки.
Рисование поролоновым тампоном . Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.
Рисование ладошкой . Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони.
Оттиски печатками картофеля . Ребенок берет печатку из картофеля за кончик, опускает другой ее конец в гуашь и прижимает к бумаге для получения отпечатка, потом берет другую печатку и делает новые оттиски другого цвета.
Рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными) . Ребенок держит кисть тремя пальцами чуть выше железного наконечника, опускает в воду кончик кисти и набирает краску только на ворс; проводит всем ворсом кисти широкие линии или старается аккуратно и ровно закрашивать поверхность, не выходя за линии контура.
Рисование цветными карандашами . Ребенок держит карандаш в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении, без просветов.
Тычки жесткой полусухой кистью . Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает «тычки» («стучит каблучком туфельки»), заполняя нужное пространство.
Рисование восковыми мелками . Ребенок держит мелок в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении.
Для занятий по рисованию вам понадобятся: цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, мягкая и жесткая кисточки, поролоновый тампон, стакан с водой, клей ПВА, клеенка-подкладка и тряпочка.
Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4-м годам:
имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
знает и называет материалы, которыми можно рисовать, и умеет ими правильно пользоваться (держит кисть и карандаш тремя пальцами, не слишком близко к рисующему концу; добивается свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; набирает краску только на ворс; перед тем как набрать краску другого цвета, хорошо промывает ворс в банке с водой; неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, накладывает штрихи в одном направлении);
знает и называет цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, белый) и умеет правильно подбирать их для изображения предметов;
умеет передавать различие предметов по величине;
умеет ритмично наносить штрихи и пятна (трава, узоры на платье);
умеет украшать изделие разными способами (узоры на сарафане, чашке, пасхальных яйцах);
умеет рисовать линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие с дерева листья);
умеет рисовать предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор, железная дорога);
умеет создавать изображение отдельного предмета округлой, овальной, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
умеет создавать простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты (хвойный лес, ежик бежит по дорожке);
знаком с нетрадиционными техниками рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, оттисками печатками из картофеля.
Желаем успеха!

Годовое тематическое планирование занятий по рисованию


Конспекты занятий

Тема недели «Игрушки»

Занятие 1. Мячики для котят
(Рисование поролоновым тампоном. Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Демонстрационный материал. Две мягкие игрушки - котята.
Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы два котенка; поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Котенок»:


Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
Попросите малышей угадать, кто сейчас придет к ним в гости. Если они угадают правильно, скажите: «Правильно, ребята! Сегодня к нам в гости пришли два маленьких котенка. Котята очень грустные. Давайте спросим, что у них случилось. Оказывается, котятам скучно, им не во что поиграть. Во что любят играть котята?» (Мячики, клубки ниток, веревочки.)
Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы два котенка, и предложите нарисовать мячики для котят. Покажите детям, как нужно держать поролон за кончик правой рукой, а другой кончик опускать в гуашь и набирать на него краску. Сначала предложите малышам потренироваться - рисовать мячики сухим поролоновым тампоном в воздухе и на листе бумаги, а потом уже рисовать мячи поролоном с краской. На первом занятии лучше использовать краску одного цвета.
В конце занятия скажите детям: «Теперь наши котята стали веселыми - у них много круглых мячиков!».

Тема недели «Овощи»

Занятие 2. Картошка и свекла
(Рисование кистью. Гуашь)

Цель. Развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы; закреплять умение набирать краску на кисть. Развивать речь и мышление.
Демонстрационный материал. Разрезанная на две части картинка с изображением картофеля и разрезанная на четыре части картинка с изображением свеклы; натуральные картофель, морковь и свекла.
Раздаточный материал. Альбомный лист, гуашь, кисть, стакан с водой.

Ход занятия

Покажите детям овощи - картофель, морковь и свеклу - и попросите назвать их. Расскажите ребятам, как выращивают овощи (когда распахивают землю, как и куда сажают семена, как ухаживают за растущими овощами, как и когда собирают урожай). Вместе с детьми соберите разрезанную на части картинку с картофелем, потом картинку со свеклой.
Покажите ребятам, как нужно держать кисть тремя пальцами и набирать на ворс краску. Рассмотрите с ними картофель и дайте малышам возможность самим нарисовать его сначала сухой кистью, а затем краской на листе в виде круга и закрасить.
Рассмотрите с детьми свеклу. Определите, что у нее есть хвостик и корень.
Свеклу рисовать сложнее, чем картофель, поэтому в случае необходимости подойдите к ребенку и направьте его руку или нарисуйте простым карандашом контур рисунка.

Тема недели «Фрукты»

Занятие 3. Апельсин и мандарин
(Рисование кистью. Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать и закрашивать кистью округлые формы большого и маленького размера; учить правильно держать кисть, набирать краску на ворс, тщательно промывать кисть. Развивать речь и мышление. Учить осознанно переключать внимание.
Демонстрационный материал. Два игрушечных зайца (большой и маленький), натуральные фрукты - апельсин и мандарин.
Раздаточный материал. Альбомный лист (его нужно согнуть пополам, а затем разогнуть), гуашь, кисть, стакан с водой.

Ход занятия

Покажите детям двух игрушечных зайцев и спросите: «Чем отличаются эти зайчики?». (Один большой, другой маленький.)
Проведите подвижную игру. Посадите зайцев в разных местах комнаты. По вашей команде: «Бежим к большому зайцу!» дети должны подбежать к большому зайцу, по команде: «Бежим к маленькому зайцу!» - подбежать к маленькому зайцу.
Проведите физкультминутку. По вашей команде: «Большой!» дети поднимают руки и встают на носочки, по команде: «Маленький!» - приседают.
Покажите детям фрукты - апельсин и мандарин, сравните их по размеру (большой и маленький) и форме (оба фрукта круглые). Положите перед каждым ребенком согнутый пополам, а затем разогнутый альбомный лист и предложите изобразить большой апельсин на правой половине листа, а маленький мандарин на левой половине сначала сухой кистью, потом кистью с краской.

Тема недели «Ягоды»

Занятие 4. Виноград
(Рисование пальчиками. Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость.
Демонстрационный материал. Игрушечная ворона (или другая птица), картинки с ягодами (земляника, красная рябина, виноград, вишни).
Раздаточный материал. Половинка альбомного листа, гуашь, кисть, мисочка с водой, тряпочка.

Ход занятия

Покажите детям игрушечную ворону и скажите: «Ребята, сегодня к нам в гости прилетела ворона. Поздоровайтесь с ней и послушайте, о чем она вас просит».
Ворона . Я очень голодная. Накормите меня, пожалуйста.
Спросите у вороны: «А что ты любишь кушать?».
Ворона . Я очень люблю кушать ягодки. Только я не помню, как называются мои любимые ягоды.
Помогите вороне вспомнить названия ягод: покажите ей и детям картинки с разными ягодами и назовите их.
Ворона . Я вспомнила! Я люблю виноград! Нарисуйте мне, пожалуйста, виноград.
Еще раз внимательно рассмотрите с детьми картинку, на которой изображен виноград, определите форму и цвет виноградин. Обратите внимание малышей на то, что виноградины плотно прижаты друг к другу.

Нравится