Празднование рождества в сербии

Встреча Нового года - Сербское Рождество - Карнавал - Культурное наследие - Религиозное наследие - Династия Карагеоргевичей - Столица Сербии - Крепости - Винная дегустация - Отдых в СПА-центре 5*

Даты: 30.12.18-08.01.19

Продолжительность: 10 дней / 9 ночей

Размещение: Белград, Аранджеловац

Программа тура:

  • День 1, Воскресенье, 30.12.18
    Прилет в а/п Белграда «Никола Тесла» и встреча с русскоговорящим гидом на выходе после таможенного контроля.
    Групповойтрансфер с рейса SU 2090*
    Размещение в отеле 3* в Белграде.
  • День 2, Понедельник, 31.12.18
    Завтрак в отеле. После завтрака поездка на четырехчасовую экскурсию по городу на автобусе: Гардош - старая часть района Земун, посещение «Башни Тысячелетия» XIX в. (построена в честь тысячелетия пребывания венгров в Панонской низменности) и Николаевской церкви 1745 г.(самая старая церковь на территории Белграда); проезд по бизнес-району Новый Београд и престижному дипломатическому району Дедине; посещение храма св. Саввы Сербского, русского храма св. Троицы, городского центра, Площади республики, пешеходной улицы князя Михаила, крепости Калемегдан. Возвращение в гостиницу, свободное время и ночевка. Торжественный новогодний вечер в одном из ресторанов Скадарлии, известной богемной части Белграда.
    Выезд в ресторан из отеля в 20:45.
    Возвращение в отель в 02:00.
  • День 3, Вторник, 01.01.19
    Завтрак в отеле. После завтрака пешеходная прогулка с русскоговорящим гидом и посещение карнавала «Улица открытого сердца», проходящего по ул. Светогорска.
    Возвращение в отель, свободное время и ночь в отеле.
  • День 4, Среда, 02.01.19
    Завтрак в отеле.
    Свободное время и ночь в отеле.
  • День 5, Четверг, 03.01.19
    Завтрак в отеле.
    После завтрака отправление на Фрушку-гору - сербский «Святой Афон», с посещением 2-х монастырей из XV/XVI.
    Экскурсия в г. Сремски-Карловци - прогулка по городу и дегустация автохтонных вин с закуской в одном из местных погребов.
    Посещение Петроварадинской крепости, известной как «Гибралтар на Дунае».
    Поездка в г. Нови-Сад - обзорная экскурсия по историческому центру города.
    Возвращение в Белград вечером, свободное время и ночь в отеле.
  • День 6, Пятница, 04.01.19
    Завтрак в ночь в отеле.
    После завтрака поездка в г. Аранджеловац.
    По дороге в Аранджеловац посещение горы Авала (205 м., телебашня, смотровая площадка, памятник Неизвестному герою) и г. Топола, где пройдёт ознакомительная экскурсия с Домом Карагеоргевичей: посещение летнего дома короля Петра I Карагеоргевича - дом Петра и храма св. Георгия на холме Опленац.
    Размещение в отеле «Извор 5*» с большим СПА-комплексом, в чей состав входят бассейны с целебной минеральной водой и зона саун.
    Ужин в отеле, свободное время и ночевка.
  • День 7, Суббота, 05.01.19
    Завтрак в отеле.
    Свободное время.
    Ужин и ночь в отеле.
  • День 8, Воскресенье, 06.01.19
    Завтрак в отеле.
    Посещение церкви в Аранджеловаце и участие в праздничном зажигании Сочельника (Бадняк, по-сербски) в церковном дворе.
    Постный ужин.
    Посещение церкви организует администрация отеля.
  • День 9, Понедельник, 07.01.19
    Завтрак в отеле.
    Свободное время.
    Рождественский обед.
    Свободное время.
    Ужин и ночевка в отеле.
  • День 10, Вторник, 08.01.19
    Завтрак в отеле.
    Групповой трансфер в а/п Белграда «Никола Тесла» под рейс SU 2091*

Примечания:

  • Групповой трансфер организован под рейсы SU 2090/2091*
  • Возможно организовать индивидуальный трансфер под другие рейсы с доплатой.
  • Стоимость индивидуального трансфера - 20 евро (за машину на 1-2 чел в одну сторону)
  • Гид не будет с группой в отеле с 04.01 по 08.01.

Стоимость тура на 1 чел. в евро:

В двухместном номере

В трёхместном номере

В одноместном номере

1150

Скидка для ребёнка до 12 лет

В стоимость включено:

  • Проживание
  • Питание по программе
  • Групповой трансфер а/п Белград - отель - а/п Белград
  • Дегустация с закуской в винном погребе в Сремски-Карловцах
  • Торжественный новогодний вечер с музыкой, ужином и напитками
  • Рождественский обед в гостинице «Извор»
  • Трансферы на комфортабельном туристическом автобусе по программе тура
  • Услуги русскоговорящего гида по программе тура
  • Экскурсии и билеты в музеи по программе тура
  • Курортный сбор

Дополнительно оплачивается:

  • Авиаперелёт

Свободное время в Аранджеловаце предлагаем провести следующим образом:

  • Посещение СПА-центра
  • Прогулка по парку санатория Буковичка-Бани, со скульптурами и источниками минеральной воды
  • Прогулка до смотровой площадки горы Букуля (примерно час ходьбы), откуда открывается прекрасная панорама города и окрестностей
  • Посещение краеведческого музея в Аранджеловаце
  • Посещение пещеры «Рисовача»
  • Посещение винодельни «Врбица»
  • Посещение этно-ресторана «Дивляковац»

Рождественский сочельник, отмечаемый 6 января, в Сербии, Черногории и Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины называется Баднидан (Badnji dan) или Бадняк (Badnjak).

В этот день до восхода солнца глава семьи и его сыновья или внуки (обязательно кто-то из младших) выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка - «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда…

Бадняк - это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника.

Как только хозяин дома находит подходящий дуб, он поворачивается лицом к востоку, крестится три раза, поминая Господа Бога, свою Славу (святого - покровителя семьи) и завтрашний праздник, приветствует бадняк, а затем тремя ударами срубает дерево (первый удар наносится с востока, последний обычно с запада, чтобы дерево упало на восток на плечи хозяина). Если дерево не удается срубить тремя ударами, его отрывают от основания без помощи топора. В этом случае его нижняя часть называется бородой.

Отлетевшие от дерева щепки называются «ивер», одну такую щепу надо обязательно принести хозяйке дома. Иногда ивер стараются поймать еще в воздухе. Его ставят либо между корытами, чтобы сливки на молоке были круглый год жирными, либо между ульями, чтобы защититься от зла, либо в воду, которую потом считают целебной.

Принесенный из лесу бадняк, иногда облаченный в рубашку, до вечера оставляют прислоненным к наружной восточной стороне дома. Символически бадняк олицетворяет то полено, которое пастухи принесли с собой в дар праведнику Иосифу, чтобы он разжег его в холодных яслях, где родился Спаситель. Бадняк является также символом креста, на котором был распят Христос. В течение всего этого дня дом празднично украшается.

Вечером перед ужином хозяин вносит бадняк в дом вместе с соломой, хозяйка посыпает его пшеницей, а хозяин ставит к огню. Сначала бадняк целуют и намазывают медом, потом приступают к сжиганию.

Как и многие другие христианские обычаи, сжигание бадняка имеет языческие корни. Согласно одной из теорий, бадняк олицетворяет божество, которое при сжигании обретает новую жизнь. По другой, с его помощью призывают умерших членов семьи. По третьей, бадняк - это некая защита огня. Во всяком случае, бадняк связан с солнечным циклом и является частью культа Солнца. Из огня при сжигании дуба - священного дерева - рождается новое Солнце.

В Сербии, как и в России, Рождество Христово встречают 7 января, по новому стилю. А начинают празднование задолго до этого дня – весь декабрь освещён и согрет словно уже показавшимся издали рождественским светом. Декабрь и январь для сербов – самое радостное время в году

Рождество в Сербии особенно ждут дети. Им посвящён праздник Детиньци, отмечаемый за три воскресенья до главного торжества. В этот день рано утром или по возвращении из церкви родители нитками связывают своих детей по рукам и ногам. Освободиться от пут поможет какой-нибудь гостинец или рисунок, стихотворение, песня – детвора подготавливает их заранее.

Следующий предрождественский воскресный праздник – Материце – посвящён матерям. Теперь уже ребята связывают своих мам. Мамы сначала будто бы не понимают, что происходит… Всё проясняется, когда дети поздравляют их с праздником; матери сердечно благодарят детей и дарят им подарки или сладости. Помимо мамы связанными могут оказаться все замужние женщины в доме... Теперь в городах праздник Материце, как и Детиньци, часто отмечается в храмах, а женщины готовят подарки не только для детей, которые приходят в этот храм, но и для ребят, обделённых материнской лаской или находящихся в больницах

Ну, а в воскресенье непосредственно перед Рождеством сербы отмечают праздник Отцы (серб. Оци или Очеви). Теперь настала очередь отцов готовить подарки детям...

Традиция этих праздников несёт в себе глубокий смысл: нити, которыми дети, матери и отцы поочерёдно связывают друг друга, символизируют семейные узы, мир в доме и жертвенность как основу единения семьи. Детиньци, Материце и Отцы, эти весёлые и тёплые домашние праздники, способствуют укреплению семьи, взаимопониманию и взаимоуважению между её членами. Как это важно в нынешнее время, полное противоречий и соблазнов!

А за два дня до Рождества в Сербии отмечают Туциндан. Название обусловлено существовавшим когда-то обычаем: в этот день, готовясь к предстоящей праздничной трапезе, крестьяне забивали (серб. тући – рус. бить) поросёнка или ягнёнка. Животное сначала ударяли по голове (чтобы потеряло сознание), и только потом закалывали. Следуя народному поверью, в Туциндан родители не наказывают детей: считается, что в противном случае дети будут непослушными весь грядущий год и могут страдать язвами.

Рождественский сочельник в Сербии называется Бадњи дан (Бадний день). Рано утром, до восхода солнца, глава семьи вместе с сыном или внуком уходят в лес, чтобы принести бадняк – молодой дубок. Это символ дерева, принесённого пастухами праведному Иосифу, чтобы согреть холодную пещеру, где родился Иисус Христос.

Перед тем как срубить деревце, хозяин встаёт лицом к востоку и трижды крестится, благодаря Господа, небесного покровителя своего рода (сербы празднуют Славу как день семейного святого) и наступающее Рождество. Срубить дерево надо в три взмаха, причём первый удар наносится с востока, а последний – с запада, чтобы дерево упало на восток. Если не удалось срубить тремя ударами топора, придётся отрывать деревце от корневища руками.

Глава семьи не сразу вносит бадняк в дом, до захода солнца деревце стоит возле входной двери. Помимо бадняка надо принести ещё и щепку в подарок хозяйке дома. Хозяйка кладет её между бадьями с молоком, чтобы сливки на молоке круглый год были жирными. После захода солнца начинается Бадний вечер (серб. Бадње вече). Хозяин с сыновьями вносят в дом жареного поросёнка (серб. печеница), бадняк и солому. Их встречают все женщины семьи.

Сначала заносят печеницу, приготовленную мужчинами (её жарят во дворе на вертеле). Глава семьи обращается к хозяйке дома, ко всем присутствующим женщинам и девочкам со словами: «Добро вече и честит вам Бадњи дан!» («Добрый вечер, с Бадним днём!»). Хозяину отвечают: «Добро вече! Честити ви и ваша печеница» («Добрый вечер! С праздником и вас, и печеницу») – посыпая его и печеницу зерновым хлебом. Печеницу в этот вечер не едят, так как Рождественский пост ещё не закончился. Прежде чем внести в дом бадняк, его разрезают на три части, и одну их них принято сразу сжечь в печи

Последней в дом вносят солому – в память о той соломе, которой была выстлана Вифлеемская пещера. Хозяйка устилает пол соломой и разбрасывает по ней орехи, сладости, игрушки, а дети ищут их, изображая при этом цыплят. Затем все члены семьи поют тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш...» и молятся.После молитвы поздравляют друг друга с праздником и садятся за ужин.

В Банате (северо-восток Сербии, Воеводина) до сих пор дети в Бадний вечер поют колядки или читают стихи. Этот древний обычай называется коринджане (серб. коринђање). Как только солнце зайдёт за горизонт, девочки и мальчики начинают обходить дома всех своих соседей, родственников, знакомых. Сначала обязательно постучатся в дверь, поздравят хозяев с праздником и спросят разрешения спеть колядку. В знак благодарности детям дарят конфеты, шоколадки, фрукты и орехи.

Бадняк приносят или привозят не только в дома, но и в церкви, в монастыри – торжественно, группой прихожан. Возле храма их встречают священнослужители и множество народа. Бадняк освящают, а потом сжигают, по-сербски налажу (налагању). Для многих городских жителей участие в торжественной церемонии сжигания бадняка – едва ли не единственная возможность сохранить верность традиции и вере, так как в современных домах сжечь бадняк проблематично.

Вокруг бадняка собираются и древние старики и старушки, и молодёжь, и маленькие дети. В этот момент весь собравшийся народ становится как одна большая семья, сплочённая любовью во Христе. Бадняк объединяет не только членов одной семьи, прихожан одного храма, жителей одного города – всех сербов, где бы они ни находились. Как и их предков сотни лет назад.

Ранним рождественским утром почти к каждой сербской семье приходит специальный гость – положайник. Этот мужчина – он может быть любого возраста – символизирует мудрецов, которые пришли поклониться новорождённому Спасителю и поднести Ему дары. Входя в дом, положайник поздравляет хозяев словами: «Мир Божији! Христос се роди!» («Мир Божий! Христос родился!») – и слышит в ответ: «Ваистину се роди!» («Воистину родился!»).

После этого положайник подходит к печи, ударяет кочергой по огню так, чтобы во все стороны посыпались искры, и произносит: «Колико варница, толико срећица; колико варница, толико парица (новца); колико варница, толико у тору оваца; колико варница, толико прасади и јагањаца; колико варница, толико гусака и пилади. А највише здравља и весеља. Амин! Боже дај!» («Сколько искр, пусть столько будет у вас счастья; сколько искр, пусть столько у вас будет денег; сколько искр, пусть столько у вас будет овец; сколько искр, пусть столько у вас будет поросят и ягнят; сколько искр, пусть столько у вас будет гусей и цыплят. А самое главное – здоровья и радости вам. Аминь! Подай, Господи!»). Сербы считают, что положайник приносит в их дом счастье.

В Рождество в Сербии устраивают особо торжественный обед. Помимо уже упомянутой печеницы и самых разных блюд на праздничном столе должна быть чесница. Её готовит хозяйка. Почти во всех сербских землях (центральная часть и юг Сербии, Черногория, Республика Сербская) чесница по виду напоминает каравай; её готовят без дрожжей, из масла и белой муки

В Воеводине чесницу приготовляют из специальных коржей, с начинкой из сухофруктов. Но повсеместно – и в центральной части Сербии, и на юге, и на севере, и в Черногории, и в Республике Сербской – в чесницу кладут золотую или серебряную (или простую) монету. В начале праздничного обеда хозяин дома раздаёт всем по куску чесницы (серб. ломљење (разламывание) чеснице). Каждому в семье должно хватить – ведь Христос явился в мир для всех. Считается, что тот, кому достанется кусок с монетой, будет самым счастливым и удачливым.

Да, Рождество в Сербии принято отмечать в кругу семьи. В этот день гостей не приглашают, но каждому пришедшему хозяева рады. Каждого встретят с распростёртыми объятьями и радостным восклицанием:

МИР БОЖИЈИ! ХРИСТОС СЕ РОДИ

Почитать о том, как именно проходит Рождество в Сербии (Божић) можно в материалах самых разных источников. И все источники в разной мере углубляются в описание традиций. Я попробую описать то, что вижу, то, о чем мне рассказали и особенно уходить в глубь веков в этом вопросе я не буду. Пишу о своих наблюдениях, о тех традициях, которые сохранили обычные жители.

Меня всегда радостно удивляло, что даты празднования Рождества в Сербии и России совпадают (как в церкви меня радостно удивляют в стопке книг для ежедневного пользования и русские издания).

Божић празднуется с меньшим размахом, чем , но в семьях ему придается бОльшее значение. То есть Новый год любят, а Божић не только любят, но и уважают и почитают.

Конечно же, это семейный праздник. Даже если семья не соблюдала Рождественский Пост, 6 января, как правило, становится постным днем. К этому дню самое главное — чтобы в доме был Бадњак.

Это самая ветвистая ветка, или молодое деревце дуба, которое классически 6 января рано утром «в 3 удара» срубают в лесу мужчины. Неклассически — рынок полон дубовых веточек и разнообразных композиций из них. В композиции включают пшеницу, сухоцветы, веточки дрена (кизила, ведь именно про него говорят: здоров как дрен) — и другие символы лучших пожеланий.

Бадњак семейный сжигается утром, 7-го января. Этот обряд выполняется «положайником» — либо ребенком, либо уважаемым и специально назначенным для этого взрослым, который в процессе сжигания Бадњака приговаривает: сколько искр — столько веселья, детей, денег — всего того, что радостно для семьи.

Бадњак же городской духовенство несет от главной городской церкви на городскую площадь вечером, когда стемнеет. Как правило, его сопровождает множество народа. Сжигается Бадњак на городской площади, после чего глава духовенства произносит во всеуслышание, для всех горожан, важные слова, слова-напутствия и поздравление с Великим Событием , в честь которого и устроен праздник.

В тот же вечер в центре города запекается вол и бесплатно раздаются сэндвичи с мясом, чай и подогретое .

Когда я спрашивала своих знакомых и родных, какие традиции в праздновании Божича им запомнились с детства , вот что мне перечислили: как в день перед Рождеством либо на пол бросалась солома, либо даже сдвигалась вся мебель, и в этот день все сидели и лежали на полу, устланом соломой (солома символизировала ясли, в которых родился Младенец Иисус). Помнят, как малыши ходили от дома к дому и говорили «пи-пи-пи», изображая цыплят, которых унесла лисица, и которые вырвались и нашли дорогу домой. Как их угощали сухими сливами, а в более поздние времена — финиками и смоквами, которые они нанизывали на веревочку и вешали как бусы. Как надо было собрать как можно больше соломы, и как ее жгли потом в саду, желая здоровья плодовым деревьям и всему хозяйству. Как пекли Чесницу — хлеб, в который закладывали моентку, и каждый мечтал эту монетку обнаружить в своем кусочке Чесницы. Конечно, помнят искры сжигаемого Бадњака и молитвы взрослых, добрые пожелания каждому дому и каждой семье…

В свое время Святой Савва (по-сербски — Свети Сава) сделал очень многое для того, чтобы христианство входило в жизнь сербов как можно более органично. Он переосмыслил многие старые традиции и наполнил их новым содержанием. Потому хотя какие-то элементы традиций внешне и походят на языческие обряды, все прекрасно понимают, о каком Младенце и о событии какого масштаба идет речь. И каждая душа празднует это событие по-своему — кто-то просто отдает дань традиции, кто-то еще раз задумывается, а кто-то полон почтения и счастья.

ХрИстос се рОди! — ВАистину се рОди!

Христос родился! — Во истину родился! — так говорят в Рождество.

Если вам хочется узнать о том, как празднуется Рождество в Сербии (Божић) более подробно и детально, я рекомендую статью Как празднуют Рождество в Серби и — она глубока по содержанию и наполнена интересными фактами. В статье использована картинка с сайта http://bug0004e-portfolio.wikispaces.com/My+Traditions.