Обучение старших дошкольников навыкам бесконфликтного взаимодействия. Семинар-практикум «Особенности бесконфликтного общения с трудными детьми дошкольного возраста

Причины конфликтов Способы разрешения конфликтов
1. Недостаточное развитие у ребенка игровых умений и навыков. Для предупреждения возможных проблемных ситуаций важно научить ребенка играть.
2. Ссоры из-за игрушки. В младшей группе должно быть как можно больше одинаковых игрушек. Необходимо осознание взрослыми права ребенка на собственность. Нельзя обзывать ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой, если он не делится игрушкой. Задача взрослых - помочь детям найти возможность договориться друг с другом – играть по очереди, обменять одну игрушку на другую (не менее интересную), переключиться на другую игру и т.д.
3.Спор из-за распределения ролей. 4.Ребенка не принимают в игру, так роли все уже распределены. Можно начать распределение с второстепенных ролей, постепенно доходя до главных. В этом случае более активные дети захватывают роли, предложенные воспитателем. Конечно, этот прием не всегда срабатывает; тогда используют установление очередности, считалки, жребий. Тогда можно подсказать варианты дальнейшего продолжения игры. Взрослый показывает пример собственного речевого поведения в конфликте, например, «Ты прав, но…» , «Вы оба правы, но каждый по-своему», «Давайте подумаем, как поступить!». На основе подражания эмоциональный словарь детей будет пополняться словами, фразами, дающими право спорить, но при этом не унижать себя и другого.
5. Ребенку важно, чтобы педагог обратил внимание на его эмоциональное состояние. Для прояснения некоторых конфликтных ситуаций важно «присоединиться» к ребенку, помочь ему осознать его чувства: «наверное, тебе очень хотелось…», «наверно, тебе не понравилось. Что… и ты захотел…» Если ребенок негодует или рассержен, необходимо помочь ему справиться с приступом негативных эмоций. Это возможно, если педагог сам сохранит спокойное эмоциональное состояние. Чем сильнее шумят дети, тем более тихим и спокойным должен быть голос взрослого.
6.Ребенок проявляет агрессию. Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность отреагировать различные эмоциональные переживания, безопасно для самого малыша и окружающих его людей (штриховка, написание письма обидчику, лепка из пластилина, подушечные бои). В некоторых незначительных ситуациях стоит проигнорировать агрессивные действия дошкольника, не фиксировать на них внимания окружающих. Можно отвлечь или переключить внимание конфликтующих детей на другой объект.
7. Острое противостояние детей. Немедленно прервать, запретить драку. Разделить драчунов, встать между ними, усадить каждого за стол или на пол. Нет смысла искать правых и виноватых. Взрослому надо подумать, почему между этими детьми возникла драка (не поделили игрушку, устал, обижен или привычная реакция?).
8.Ребенок-драчун. Нет смысла наказывать драчунов. Когда взрослый наказывает непослушного дошкольника, его шалости затухают только на короткое время или твердит: «Я больше не буду». Простили -шалость повторилась.
9.Дети проявляют вербальную агрессию, дразнят сверстника. Ранимого, чувствительного ребенка убедить в том, что не надо расстраиваться в тот момент. Когда тебя обзывают, использовать защитные фразы: «Кто обзывается, тот сам так называется».
10 Ябедничество. Дети ябедничают, когда хотят, чтобы обидевший их ребенок, имел неприятности от взрослого. Цель взрослого - направить активность детей друг на друга, например: «ты можешь сказать об этом не мне, а Никите» или «поговорите об этом друг с другом»

Межличностные отношения в детской группе

Межличностное отношение – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга

Роль группы сверстников в социальном, личностном развитии ребенка–дошкольника освещена во многих социально-психологических, психологических, педагогических научных работах и исследованиях. Именно в обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию. В группе сверстников ребенок учится той или иной форме поведения, «ориентируясь на требования группы в виде "ролевых ожиданий", то есть, упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, способствует уверенности, активности, позитивному «самовосприятию».

Многие психологи пытались дать классификацию межличностных отношений и выделить основные их параметры .

В.Н. Мясищев выделял личностные эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, враждебность, чувства симпатии, любви, ненависти) и отношения более высокого, осознанного уровня – идейные и принципиальные.

Я.Л. Коломинский говорит о двух типах отношений – деловых и личных, основанных на чувстве симпатии или неприязни.

А.А. Бодалев большое значение придает оценочным отношениям.

А.В. Петровский выделяет особые формы отношений – референтные и феномен ДГЭИ (действенной групповой эмоциональной идентификации).

В исследованиях Т.А. Репиной выделены три вида межличностных отношений в дошкольной группе: собственно личные, оценочные и зачатки деловых отношений. Т.А. Репина также подчеркивает, что существует различие между внутренними, субъективными отношениями и сферой их внешнего проявления, в способах общения с другими людьми, то есть объективными отношениями. Но в целом, в дошкольном возрасте из-за непосредственности, у детей в большей степени, чем у взрослых, сближены субъективные отношения и их объективное выражение.

Таким образом, межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями. Они находятся в процессе развития и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы. В отдельных случаях, когда отношения не носят действенного характера, они ограничиваются сферой только скрытых переживаний. Несмотря на то, что межличностные отношения актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Юлия Федорова
Занятие-беседа «Общение без конфликтов»

елевая аудитория : несовершеннолетние в возрасте 11-14лет.

Формы и методы проведения : занятие –беседа

Цель : Закрепить знания детей с основами бесконфликтного общения .

Задачи :

Познакомить воспитанников с понятиями «конфликт » , «компромисс»

Сформировать знания о навыках бесконфликтного общения .

Воспитать уважительное отношение к окружающим людям.

Формировать социально –одобряемые формы поведения.

Оборудование : плакаты с высказываниями, компьютер, презентация, две коробки для игры, таблички, маски для сценок.

Ожидаемый результат : несовершеннолетние должны закрепить знания о навыках бесконфликтного общения .

План работы

1. Ритуал начала - разминка «Рисунок в парах»

2. Вводная часть.

3. Основная часть –чтение стихотворения, разбор ситуаций, правил.

4. Заключительная часть.

5. Рефлексия.

1. Приветствие – упражнение –разминка «Рисунок в парах»

Группа делится на пары, каждая из которых получает по одному листу бумаги и одному карандашу. Каждая, пара, держать вместе за карандаш, должна нарисовать картину на своем листе бумаги. Общаться словами при этом нельзя.

2. Вводная часть.

Наверное, каждый из нас когда –нибудь оказывался в эпицентре конфликта . Давайте разберемся, что же такое «конфликт » ? Кто скажет? (ответы детей)

Конфликт – это столкновение интересов, противоборство. Противоборство порождается нашими целями. Представьте себе комнату, где один человек хочет спать, а второй – смотреть телевизор или слушать музыку. Если один достигает своей цели, то другой, наоборот, отдаляется.

Сегодня попробуем рассмотреть конфликты в деталях . И тема нашего сегодняшнего занятия называется «Общение без конфликтов » .

3. Основная часть.

Давайте рассмотрим несколько правил в решении конфликтных ситуаций .

Чтение стихотворения «Два козла»

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один боднул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Можно ли назвать такое общение дружеским ?

Ссора сможет перерасти в конфликт ?

Что такое конфликт ? (Это столкновение, серьезное разногласие, спор)

Что может быть источником конфликта ? (Недоразумение, недоверие, недостаток общения )

Разбор ситуаций :

1. Кто –то из товарищей толкнул вас или свалил с ног. Как вы поступите?

Будите плакать,

Ударите его,

Сделайте ему замечание,

Не скажите ничего,

Пожалуетесь взрослому,

Сделаю ему замечание.

2. Вам не везет : вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

Будите плакать,

Продолжите играть,

Начнете злиться,

Ничего не скажите,

Продолжу играть.

3. приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

Толкнете и отнимите ластик,

Отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку,

Скажите взрослому,

Попросите вернуть ластик, а если он не вернет, то скажите взрослому.

Давайте вместе с вами рассмотрим несколько правил бесконфликтного общения :

1 правило – «Старайтесь жить так, чтобы людям с тобой было хорошо» .

2 правило – «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему : ведь добрые отношения начинаются с улыбки»

3 правило – «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей»

4 правило - «Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока об этом попросят»

5 правило - «Никогда никому не завидуй и не ябедничай : ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»

6 правило - «В споре будь сдержан и тактичен»

7 правило - «Избегай конфликтов , ссор, не совершай необдуманных поступков»

8 правило - «Никогда никого не упрекай. Если все –таки упреки прозвучали и ссора произошла – скорее помирись»

9 правило - «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»

Упражнение «Разрешаем конфликт »

Группа делится на пары, каждая из которых получает карточку с описанием конфликтной ситуации . Задача воспитанников необходимо найти оптимальный способ выхода из конфликта и разыграть перед остальными участниками свою ситуацию.

Примерные ситуации :

Мама ругает сына за то, что вместо того, чтобы спать, полночи смотрит телевизор. Сын утверждает, что ночью показывают самые интересные фильмы.

Девушка просит своего молодого человека купить ей пиво и пачку сигарет. Молодому человеку не нравятся девушки, которые пьют.

Одноклассница уже 3 часа сидит у вас дома за компьютером и играет в разные игры. Вам это порядком надоело.

-Конфликт –это хорошо или плохо? Как вы считаете?

4. Заключительная часть.

Минусы :

Может быть связан с насильственными методами;

Может способствовать подавленности, пессимизму, негативному настроению;

Может привести к разочарованию в своих способностях, возможностях;

Может привести к отрицательной оценки партнера.

Плюсы :

Это определенная форма разрешения противоречий, мы высказываем недосказанное, обиды и претензии, которые привели к нему;

Может объединять людей перед лицом внешней грозы;

Помогает «выпустить пар» и способствует снятию напряжения;

Мобилизует энергию участников на поиск выхода из сложившейся ситуации;

Позволяет лучше осознать свои потребности и желания;

Способствует самоутверждению личности.

Итак, мы видим, конфликт все же имеет свои плюсы. Он выводит нас на новый уровень понимания ситуации, а главное, на практике учит нас, как разрешать и как предотвращать конфликты в будущем . Но все эти плюсы возникают только тогда, когда конфликт разрешается .

5. Рефлексия.

Что запомнилось на занятии ?

Что нового узнали?

Что было для вас более актуальным, а что вы уже знали и раньше?

Публикации по теме:

Беседа для родителей

Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов

Консультация для педагогов и родителей

Педагог-психолог МБДОУ №79

Причины конфликтов

Способы разрешения конфликтов

1. Недостаточное развитие у ребенка игровых умений и навыков

Для предупреждения возможных проблемных ситуаций важно научить ребенка играть

2. Ссоры из-за игрушки

В младшей группе должно быть как можно больше одинаковых игрушек. Необходимо осознание взрослыми права ребенка на собственность. Нельзя обзывать ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой, если он не делится игрушкой. Задача взрослых - помочь детям найти возможность договориться друг с другом – играть по очереди, обменять одну игрушку на другую (не менее интересную), переключиться на другую игру и т. д.

3.Спор из-за распределения ролей.

4.Ребенка не принимают в игру, так роли все уже распределены

Можно начать распределение с второстепенных ролей, постепенно доходя до главных. В этом случае более активные дети захватывают роли, предложенные воспитателем. Конечно, этот прием не всегда срабатывает; тогда используют установление очередности, считалки, жребий.

Тогда можно подсказать варианты дальнейшего продолжения игры.

Взрослый показывает пример собственного речевого поведения в конфликте, например, «Ты прав, но…» , «Вы оба правы, но каждый по-своему», «Давайте подумаем, как поступить!». На основе подражания эмоциональный словарь детей будет пополняться словами, фразами, дающими право спорить, но при этом не унижать себя и другого.

5. Ребенку важно, чтобы педагог обратил внимание на его эмоциональное состояние

Для прояснения некоторых конфликтных ситуаций важно «присоединиться» к ребенку, помочь ему осознать его чувства : «наверное, тебе очень хотелось…», «наверно, тебе не понравилось. Что… и ты захотел…»

Если ребенок негодует или рассержен, необходимо помочь ему справиться с приступом негативных эмоций. Это возможно, если педагог сам сохранит спокойное эмоциональное состояние. Чем сильнее шумят дети, тем более тихим и спокойным должен быть голос взрослого .

6.Ребенок проявляет агрессию

Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность отреагировать различные эмоциональные переживания, безопасно для самого малыша и окружающих его людей (штриховка, написание письма обидчику, лепка из пластилина, подушечные бои). В некоторых незначительных ситуациях стоит проигнорировать агрессивные действия дошкольника, не фиксировать на них внимания окружающих. Можно отвлечь или переключить внимание конфликтующих детей на другой объект.

7. Острое противостояние детей

Немедленно прервать, запретить драку. Разделить драчунов, встать между ними, усадить каждого за стол или на пол. Нет смысла искать правых и виноватых (стр.30).

Взрослому надо подумать, почему между этими детьми возникла драка. (не поделили игрушку, устал, обижен или привычная реакция?).

8.Ребено-драчун

Нет смысла наказывать драчунов. Когда взрослый наказывает непослушного дошкольника, его шалости затухают только на короткое время или твердят: «Я больше не буду». Простили-шалость повторилась.

9.Дети проявляют вербальную агрессию, дразнят сверстника

Ранимого, чувствительного ребенка убедить в том, что не надо расстраиваться в тот момент. Когда тебя обзывают, использовать защитные фразы . «Кто обзывается, тот сам так называется». «Дурак», сказать в ответ, рад с вами познакомиться!.

10 Ябедничество. Дети ябедничают, когда хотят, чтобы обидевший их ребенок, имел неприятности от взрослого.

Цель взрослого - направить активность детей друг на друга, например: «ты можешь сказать об этом не мне, а Никите» или «поговорите об этом друг с другом»

Нельзя говорить о единственно правильной, как и о единственно ошибочной стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации.

Советы воспитателю

для создания бесконфликтной обстановки в группе

Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников, игры и упражнения на сплочение детей в группе.

Особое внимание следует обратить на «изолированных детей, привлекать их к совместной деятельности группы: найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Распределяйте между воспитанниками поручения.

Важно сформировать у ребенка позитивное самоотношение «Я хороший».

Для этого необходимы следующие условия.

Знание ребенком своих достоинств на основании словесной высокой его оценки взрослым (многие дошкольники лучше осведомлены о своих недостатках, чем о достоинствах).

Дошкольники должны иметь опыт побед в игровых, познавательных заданиях.

Ребенок должен иметь право на ошибку.

Воспитывать у детей умение соблюдать социальные нормы в поведении и общении с взрослыми и сверстниками.

Правила поведения взрослого при воспитании детей

Нельзя унижать ребенка, разрушать положительную самооценку

Никогда не надо угрожать

Не следует вымогать обещания

Неразумно требовать немедленного повиновения;

Не нужно допекать, опекая, иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам

Будьте с детьми искренними и справедливыми

Не позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед

Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другим.

ПРАВИЛА ГРУППЫ

«Что можно делать, а что нельзя»

Делись с товарищем. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам – научи и его.

Останови товарища, если он делает что-то плохое

Не ссорься по пустякам. Играй дружно.

Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем, умей договориться

В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно.

Не смейся над товарищем, если он попал в беду, а лучше помоги.

Игры на сплочение детей, на формирование доброжелательных отношений в группе
«Клубочек», «Помоги другу», «Ласковые слова», «Комплименты»

Организация бесконфликтного общения в группах раннего и младшего дошкольного возраста

Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:

    Отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить такую же игрушку; Организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт; Помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.

Нельзя допускать, чтобы более сильный ребенок обижал более слабого.

Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания педагога, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, воспитатель может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

    Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»); Не унижать ребенка («жадина», «злюка»); Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного; Использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например, «ты хочешь сказать…, Очень важно сказать…»); Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: Я думаю, катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»); Использовать запреты лишь после того как исчерпаны другие способы разрешения конфликта; Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например, «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

Воспитателю следует использовать игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми.

    Игры в парах способствуют становлению субъектного эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. Например, дети сидят на ковре, стульчиках лицом друг к другу. Им предлагается игра в «Сороку». Сначала воспитатель сам водит пальцем по ладошке каждого малыша, загибает его пальчики, читает стихотворение, а затем предлагает детям так же поиграть со взрослым и друг с другом. Совместные игры помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников. В игре «Делайте как я» педагог предлагает детям встать в круг и выполнять какое-нибудь действие «Давайте мы с вами дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладошки). Малыши повторяют действия взрослого.

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, которые учат детей согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми, обогащают коммуникативный опыт детей.

Для более старших детей можно организовывать игры с правилами, в которых у детей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия.

Недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего малыш может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. И обязательно нужно хвалить детей за выполненное действие. В ходе игры следует чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов

Консультация для педагогов и родителей

Педагог-психолог МБДОУ №79 В.Н.Никитина


Причины конфликтов

Способы разрешения конфликтов

1. Недостаточное развитие у ребенка игровых умений и навыков

Для предупреждения возможных проблемных ситуаций важно научить ребенка играть

2. Ссоры из-за игрушки

В младшей группе должно быть как можно больше одинаковых игрушек. Необходимо осознание взрослыми права ребенка на собственность. Нельзя обзывать ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой, если он не делится игрушкой. Задача взрослых- помочь детям найти возможность договориться друг с другом – играть по очереди, обменять одну игрушку на другую (не менее интересную), переключиться на другую игру и т.д.

3.Спор из-за распределения ролей.

4.Ребенка не принимают в игру, так роли все уже распределены



Можно начать распределение с второстепенных ролей, постепенно доходя до главных. В этом случае более активные дети захватывают роли, предложенные воспитателем. Конечно, этот прием не всегда срабатывает; тогда используют установление очередности, считалки, жребий.

Тогда можно подсказать варианты дальнейшего продолжения игры.

Взрослый показывает пример собственного речевого поведения в конфликте, например, «Ты прав, но…» , «Вы оба правы, но каждый по-своему», «Давайте подумаем, как поступить!». На основе подражания эмоциональный словарь детей будет пополняться словами, фразами, дающими право спорить, но при этом не унижать себя и другого.


5. Ребенку важно, чтобы педагог обратил внимание на его эмоциональное состояние

Для прояснения некоторых конфликтных ситуаций важно «присоединиться» к ребенку, помочь ему осознать его чувства : «наверное, тебе очень хотелось…», «наверно, тебе не понравилось. Что… и ты захотел…»

Если ребенок негодует или рассержен, необходимо помочь ему справиться с приступом негативных эмоций. Это возможно , если педагог сам сохранит спокойное эмоциональное состояние. Чем сильнее шумят дети, тем более тихим и спокойным должен быть голос взрослого .



6.Ребенок проявляет агрессию

Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность отреагировать различные эмоциональные переживания, безопасно для самого малыша и окружающих его людей (штриховка, написание письма обидчику, лепка из пластилина, подушечные бои). В некоторых незначительных ситуациях стоит проигнорировать агрессивные действия дошкольника, не фиксировать на них внимания окружающих. Можно отвлечь или переключить внимание конфликтующих детей на другой объект.

7. Острое противостояние детей

Немедленно прервать, запретить драку. Разделить драчунов, встать между ними, усадить каждого за стол или на пол. Нет смысла искать правых и виноватых (стр.30).

Взрослому надо подумать, почему между этими детьми возникла драка. (не поделили игрушку, устал, обижен или привычная реакция?).



8.Ребено-драчун

Нет смысла наказывать драчунов. Когда взрослый наказывает непослушного дошкольника, его шалости затухают только на короткое время или твердят: «Я больше не буду». Простили-шалость повторилась.

9.Дети проявляют вербальную агрессию, дразнят сверстника

Ранимого, чувствительного ребенка убедить в том, что не надо расстраиваться в тот момент . Когда тебя обзывают, использовать защитные фразы . «Кто обзывается, тот сам так называется». «Дурак», сказать в ответ, рад с вами познакомиться!.

10 Ябедничество. Дети ябедничают, когда хотят, чтобы обидевший их ребенок, имел неприятности от взрослого.

Цель взрослого- направить активность детей друг на друга, например: «ты можешь сказать об этом не мне, а Никите» или «поговорите об этом друг с другом»

Нельзя говорить о единственно правильной, как и о единственно ошибочной стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации.
Советы воспитателю

для создания бесконфликтной обстановки в группе


  • Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников, игры и упражнения на сплочение детей в группе.

  • Особое внимание следует обратить на «изолированных детей, привлекать их к совместной деятельности группы: найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

  • Распределяйте между воспитанниками поручения.
Важно сформировать у ребенка позитивное самоотношение «Я хороший».

Для этого необходимы следующие условия.


  • Знание ребенком своих достоинств на основании словесной высокой его оценки взрослым (многие дошкольники лучше осведомлены о своих недостатках, чем о достоинствах).

  • Дошкольники должны иметь опыт побед в игровых, познавательных заданиях.

  • Ребенок должен иметь право на ошибку.

  • Воспитывать у детей умение соблюдать социальные нормы в поведении и общении с взрослыми и сверстниками.

Правила поведения взрослого при воспитании детей


  • Нельзя унижать ребенка, разрушать положительную самооценку

  • Никогда не надо угрожать

  • Не следует вымогать обещания

  • Неразумно требовать немедленного повиновения;

  • Не нужно допекать, опекая, иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам

  • Будьте с детьми искренними и справедливыми

  • Не позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед

  • Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другим.

ПРАВИЛА ГРУППЫ

«Что можно делать, а что нельзя»


  • Делись с товарищем. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам – научи и его.

  • Останови товарища, если он делает что-то плохое

  • Не ссорься по пустякам. Играй дружно.

  • Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

  • Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем, умей договориться

  • В игре соблюдай правила , старайся выигрывать честно.

  • Не смейся над товарищем, если он попал в беду, а лучше помоги.
Игры на сплочение детей, на формирование доброжелательных отношений в группе
«Клубочек», «Помоги другу», «Ласковые слова», «Комплименты»

Организация бесконфликтного общения в группах раннего и младшего дошкольного возраста

Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:


  • Отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить такую же игрушку;

  • Организовать совместную игру с игрушкой , вызвавшей конфликт;

  • Помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.
Нельзя допускать, чтобы более сильный ребенок обижал более слабого.

Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания педагога, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, воспитатель может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:


  • Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);

  • Не унижать ребенка («жадина», «злюка»);

  • Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;

  • Использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например, «ты хочешь сказать…, Очень важно сказать…»);

  • Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: Я думаю, катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);

  • Использовать запреты лишь после того как исчерпаны другие способы разрешения конфликта;

  • Запрет должен быть сформулирован в такой форме , которая позволяет детям договориться между собой (например, «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
Воспитателю следует использовать игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми.

  • Игры в парах способствуют становлению субъектного эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. Например, дети сидят на ковре, стульчиках лицом друг к другу. Им предлагается игра в «Сороку». Сначала воспитатель сам водит пальцем по ладошке каждого малыша, загибает его пальчики, читает стихотворение, а затем предлагает детям так же поиграть со взрослым и друг с другом.

  • Совместные игры помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников. В игре «Делайте как я» педагог предлагает детям встать в круг и выполнять какое-нибудь действие «Давайте мы с вами дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладошки). Малыши повторяют действия взрослого.
Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, которые учат детей согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми, обогащают коммуникативный опыт детей.

Для более старших детей можно организовывать игры с правилами , в которых у детей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия.

Недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме , и участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего малыш может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. И обязательно нужно хвалить детей за выполненное действие. В ходе игры следует чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

с ребенком по формированию

Цель:

Задачи:

Функция:

Коррекционная, развивающая

Форма реализации:

Занятие 1.

Цель:

«Продолжи…..»

Моя семья – это…

Моя мама говорит, что я…

Если меня ударят, то я…

«Обзывалки»

«Мои обидчики»

Разрядка, позитивные эмоции.

стучит правой рукой,

2- на уровне головы,

«Ха!».

Занятие 2.

Приветствие «Здравствуйте!»

Упражнение «Линии»

1.счастливая линия

2.веселая линия

3.грустная линия

4.злая линия

5.усталая линия

6.тревожная линия

7.обидчивая линия

8.добрая линия

Упражнение «Борьба руками»

Упражнение «Одеяло»

Представь, что это…

Рисунок настроения.

Занятие 3.

Методика «Моя Вселенная»

Мое любимое занятие

Мой любимый цвет

Мое любимое животное

Мое любимое время года

Мой друг

«Сочинение сказок»

«Рисунок настроения»

Занятие 4.

Приветствие.

«Ужасно-прекрасный рисунок».

Обсуждение.

Игра «Тух-теби-дух!»

«Зеркало»

«Рисунок настроения»

Занятие 5.

Приветствие.

Игра «Говорящие вещи».

Ботинки, шкаф, зеркало

Велосипед, радио, учебник.

Игра «Я вежливый»

Рисунок настроения.

Занятие 6.

Приветствие.

Игра «Щит гнева»

Покажи свое настроение.

Занятие 7.

Приветствие.

Игра «В тридевятом царстве»

Игра «Подарки»

Занятие 8.

Приветствие.

«Серебряное копытце»

«Ладошка»

Ритуал прощания.

Помните, что для ребёнка

Поведение в процессе общения с детьми

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

План индивидуально-коррекционной работы

с ребенком по формированию

навыков бесконфликтного общения.

Цель: создание условий для формирования бесконфликтного общения ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие коммуникативных навыков

Помочь определить свои чувства и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации

Коррекция эмоционально – волевой сферы

Функция:

Коррекционная, развивающая

Форма реализации:

индивидуальные занятия 5-7 лет

Занятие 1.

Цель: диагностика негативных проявлений

Беседа с ребенком. Методика «Кактусы».

«Продолжи…..»

Моя семья – это…

Мне очень нравится, когда наша семья…

Моя мама говорит, что я…

Если я сделаю что-нибудь не так, то …

Если меня ударят, то я…

«Обзывалки»

Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке в приемлемой форме.

Взрослый и ребенок передают друг другу мяч, при этом называют друг друга всякими необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб и т.п.

Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…!»

«Мои обидчики»

Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги то, что или кто когда-либо обидели ребенка, и которым он хотел бы отомстить. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элемента, ситуации, в которых они бы выглядели смешно.

Разрядка, позитивные эмоции.

стучит правой рукой,

2- на уровне головы,

3-4-на уровне пояса, наклоняются вперед и говорят пять раз:

«Хи!», затем назад и пять раз:

«Ха!».

Убыстряя темп, делают это пять раз, затем 4, 3, 2 и 1.

Занятие 2.

Приветствие «Здравствуйте!»

Произнести слово «Здравствуйте» разными интонациями: сурово, обидевшись, весело, вежливо.

Упражнение «Линии»

Цель: тренировка в выражении своих эмоций в символической, образной форме.

На листе бумаги с помощью карандаша попробуем передать различные чувства, не рисуя ничего конкретного – только лишь простые линии:

1.счастливая линия

2.веселая линия

3.грустная линия

4.злая линия

5.усталая линия

6.тревожная линия

7.обидчивая линия

8.добрая линия

Упражнение «Борьба руками»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Ребенок и взрослый встают напротив друг друга, вытянув руки вперед, соединяют их. На счет 1,2,3 упираются ладошками так, чтобы столкнуть своего противника с места.

Упражнение «Одеяло»

Взбивается одеяло и усаживается на стул:

Представь, что это…

Ты можешь что-то сделать с…

Ребенок может мять, бить, переворачивать одеяло и т.д.

Рисунок настроения.

Показать мимикой и жестами свое настроение.

Занятие 3.

Приветствие. Упражнение «Твое имя»

Взрослый и ребенок называют свои имена. Задача каждого назвать как можно больше вариантов имени другого.

Методика «Моя Вселенная»

Мое любимое занятие

Мой любимый цвет

Мое любимое животное

Мое любимое время года

Мой любимый сказочный герой

Мой друг

«Сочинение сказок»

Предлагается начало сказок, придумать продолжение.

«Рисунок настроения»

Занятие 4.

Приветствие.

«Имена-качества». Создание доброжелательной атмосферы.

«Ужасно-прекрасный рисунок».

У взрослого и ребенка по листу бумаги и фломастеру.

Сначала нужно нарисовать «прекрасный рисунок».

Затем взрослый и ребенок обмениваются рисунками, каждый из полученного рисунка делает «ужасный». Потом снова обмениваются и делают «прекрасный».

Обсуждение.

Игра «Тух-теби-дух!»

Цель: снятие негативных настроений.

Ребенок ходит по комнате. Затем останавливается напротив взрослого и трижды сердито произносит: «Тух-теби-дух!»

«Зеркало»

«Рисунок настроения»

Занятие 5.

Приветствие.

Упражнение на релаксацию. Выполняется в парах.

Один из участников задумывает несложный рисунок, цифру, букву и рисует пальцем на спина другого.

Задача второго отгадать «написанное».

Игра «Говорящие вещи».

Развитие творческой активности, эмпатии.

Зубная щетка, расческа, пальто

Ботинки, шкаф, зеркало

Велосипед, радио, учебник.

Нарисуй три рисунка, изображающие эти предметы. Затем составь рассказ.

Игра «Я вежливый»

Рисунок настроения.

Занятие 6.

Приветствие.

Игра «Щит гнева»

Ребенок рисует «гнев». Затем идет обсуждение: об альтернативе этого чувства, как выглядит и что говорит человек в порыве гнева. Затем ребенок дорисовывает, переделывает что-то в данном рисунке, чтобы превратить в доброе и смешное.

Покажи свое настроение.

Занятие 7.

Приветствие.

Игра «В тридевятом царстве»

Цель: формирование чувства эмпатии, установление взаимопонимания.

Взрослый и ребенок читают какую-либо сказку. Затем рисуют, изображая героев и запомнившееся событие. Затем ребенка просят поместить на рисунке себя, где бы он хотел оказаться. Затем задаем вопросы:

А что ты бы сделал на месте героя

А что ответил бы герою, если бы он спросил

А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь

Игра «Подарки»

Ребенок перечисляет людей, которых любит, которые нравятся, и что он подарил бы этому человеку.

Занятие 8.

Приветствие.

«Серебряное копытце»

Снятие мышечного напряжения, возникновение доверия к окружающим.

«Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появятся серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло, ласку, исходящие от тебя, они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься».

«Ладошка»

Ритуал прощания.

по формированию коммуникативных навыков.

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку

Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии

Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил

Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку

Не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию

Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными

Выслушайте то, что хочет сказать ребёнок

Не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок

Изменение психологического микроклимата в семье

Уделяйте ребёнку достаточно внимания

Проводите досуг всей семьёй

Не допускайте ссор в присутствии ребёнка

Организация режима дня и места для занятий

Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания

Избегайте по возможности больших скоплений людей

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности

Специальная поведенческая программа

Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка

Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям

Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком

Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время

Не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям

Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап

Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев

Помните, что для ребёнка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.

Приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель)

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

Родительская любовь помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его ценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности).

Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей: спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его; не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Список используемой литературы

1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М.: Генезис 2012

2.Кэдъюсон Х., Шиффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер,2013

3.Профилактическая программа «Перекресток». Орел 2012

План индивидуально-коррекционной работы

с ребенком по формированию

навыков бесконфликтного общения.

Цель: создание условий для формирования бесконфликтного общения ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие коммуникативных навыков

Помочь определить свои чувства и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации

Коррекция эмоционально – волевой сферы

Функция:

Коррекционная, развивающая

Форма реализации:

индивидуальные занятия 5-7 лет

Занятие 1.

Цель: диагностика негативных проявлений

Беседа с ребенком. Методика «Кактусы».

«Продолжи…..»

Моя семья – это…

Мне очень нравится, когда наша семья…

Моя мама говорит, что я…

Если я сделаю что-нибудь не так, то …

Если меня ударят, то я…

«Обзывалки»

Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке в приемлемой форме.

Взрослый и ребенок передают друг другу мяч, при этом называют друг друга всякими необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб и т.п.

Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…!»

«Мои обидчики»

Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги то, что или кто когда-либо обидели ребенка, и которым он хотел бы отомстить. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элемента, ситуации, в которых они бы выглядели смешно.

Разрядка, позитивные эмоции.

стучит правой рукой,

2- на уровне головы,

3-4-на уровне пояса, наклоняются вперед и говорят пять раз:

«Хи!», затем назад и пять раз:

«Ха!».

Убыстряя темп, делают это пять раз, затем 4, 3, 2 и 1.

Занятие 2.

Приветствие «Здравствуйте!»

Произнести слово «Здравствуйте» разными интонациями: сурово, обидевшись, весело, вежливо.

Упражнение «Линии»

Цель: тренировка в выражении своих эмоций в символической, образной форме.

На листе бумаги с помощью карандаша попробуем передать различные чувства, не рисуя ничего конкретного – только лишь простые линии:

1.счастливая линия

2.веселая линия

3.грустная линия

4.злая линия

5.усталая линия

6.тревожная линия

7.обидчивая линия

8.добрая линия

Упражнение «Борьба руками»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Ребенок и взрослый встают напротив друг друга, вытянув руки вперед, соединяют их. На счет 1,2,3 упираются ладошками так, чтобы столкнуть своего противника с места.

Упражнение «Одеяло»

Взбивается одеяло и усаживается на стул:

Представь, что это…

Ты можешь что-то сделать с…

Ребенок может мять, бить, переворачивать одеяло и т.д.

Рисунок настроения.

Показать мимикой и жестами свое настроение.

Занятие 3.

Приветствие. Упражнение «Твое имя»

Взрослый и ребенок называют свои имена. Задача каждого назвать как можно больше вариантов имени другого.

Методика «Моя Вселенная»

Мое любимое занятие

Мой любимый цвет

Мое любимое животное

Мое любимое время года

Мой любимый сказочный герой

Мой друг

«Сочинение сказок»

Предлагается начало сказок, придумать продолжение.

«Рисунок настроения»

Занятие 4.

Приветствие.

«Имена-качества». Создание доброжелательной атмосферы.

«Ужасно-прекрасный рисунок».

У взрослого и ребенка по листу бумаги и фломастеру.

Сначала нужно нарисовать «прекрасный рисунок».

Затем взрослый и ребенок обмениваются рисунками, каждый из полученного рисунка делает «ужасный». Потом снова обмениваются и делают «прекрасный».

Обсуждение.

Игра «Тух-теби-дух!»

Цель: снятие негативных настроений.

Ребенок ходит по комнате. Затем останавливается напротив взрослого и трижды сердито произносит: «Тух-теби-дух!»

«Зеркало»

«Рисунок настроения»

Занятие 5.

Приветствие.

Упражнение на релаксацию. Выполняется в парах.

Один из участников задумывает несложный рисунок, цифру, букву и рисует пальцем на спина другого.

Задача второго отгадать «написанное».

Игра «Говорящие вещи».

Развитие творческой активности, эмпатии.

Зубная щетка, расческа, пальто

Ботинки, шкаф, зеркало

Велосипед, радио, учебник.

Нарисуй три рисунка, изображающие эти предметы. Затем составь рассказ.

Игра «Я вежливый»

Рисунок настроения.

Занятие 6.

Приветствие.

Игра «Щит гнева»

Ребенок рисует «гнев». Затем идет обсуждение: об альтернативе этого чувства, как выглядит и что говорит человек в порыве гнева. Затем ребенок дорисовывает, переделывает что-то в данном рисунке, чтобы превратить в доброе и смешное.

Покажи свое настроение.

Занятие 7.

Приветствие.

Игра «В тридевятом царстве»

Цель: формирование чувства эмпатии, установление взаимопонимания.

Взрослый и ребенок читают какую-либо сказку. Затем рисуют, изображая героев и запомнившееся событие. Затем ребенка просят поместить на рисунке себя, где бы он хотел оказаться. Затем задаем вопросы:

А что ты бы сделал на месте героя

А что ответил бы герою, если бы он спросил

А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь

Игра «Подарки»

Ребенок перечисляет людей, которых любит, которые нравятся, и что он подарил бы этому человеку.

Занятие 8.

Приветствие.

«Серебряное копытце»

Снятие мышечного напряжения, возникновение доверия к окружающим.

«Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появятся серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло, ласку, исходящие от тебя, они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься».

«Ладошка»

Ритуал прощания.

по формированию коммуникативных навыков.

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку

Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии

Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил

Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку

Не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию

Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными

Выслушайте то, что хочет сказать ребёнок

Не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок

Изменение психологического микроклимата в семье

Уделяйте ребёнку достаточно внимания

Проводите досуг всей семьёй

Не допускайте ссор в присутствии ребёнка

Организация режима дня и места для занятий

Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания

Избегайте по возможности больших скоплений людей

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности

Специальная поведенческая программа

Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка

Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям

Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком

Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время

Не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям

Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап

Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев

Помните, что для ребёнка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.

Приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель)

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

Родительская любовь помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его ценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности).

Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей: спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его; не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Список используемой литературы

1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М.: Генезис 2012

2.Кэдъюсон Х., Шиффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер,2013

3.Профилактическая программа «Перекресток». Орел 2012